|
8-3-2012 23:59
strateg
Фотографии будут вставлены на днях. Пока фото из сети
i1114.photobucket.com
История бензиновой горелки Optimus Svea (исторически несправедливо было бы называть горелку примусом, так как фирма Primus не имела к ее созданию отношения) началась очень давно. Собственно, даже не с фирмы Optimus, лишь позже перекупившей брэнд Svea. 123я модель, была выпущена впервые в 1955 году и считается по некоторым данным, первой компактной туристической бензиновой горелкой. В 1969 году бренд Svea был перекуплен фирмой Optimus. Итак, курьер доставил новый, блестящий, пока еще, на солнце латунью, аки золотом, примус (все-таки сила привычки - сила страшная, примус, так примус Взвешивание показало следующие результаты: Миска-крышка 66гр Не пушинка конечно. Для сравнения, вес горелки Primus MultiFuel Вес горелки 321гр (без чехла и топливной бутылки с насосом) Сравнение некорректное конечно, Primus MultiFuel имеет мощность 3 кВт, против 1,4 кВт Свеи, и удельная мощность соответственно у Primus-а гораздо выше. Но он был под рукой и я провел взвешивание. "Заводится" Шведка достаточно легко - несколько капель спирта (или бензина, или маленький кусочек сухого горючего) в выемку в бачке под испарителем, предварительно сняв кожух-таганок или не снимая, поджигаем, и когда испаритель и форсунка прогреется, открываем клапан. Проводил испытания при комнатной температуре и при температуре +2 на балконе. При околонулевой спирт в выемке горит неохотно, лучше применять бензин или сухое горючее. Хотя у меня горелка разожглась. Вначале горение может быть неустойчивым, но быстро выравнивается, по мере прогрева. Звук работающей на полной мощности Свеи напоминает звук реактивного двигателя 3 л: 6мин - 56град; 10мин - 86град; 12мин - закипание. В трехлитровом котелке кипятил, чтобы понять фактический верхний предел объема, который можно использовать. Поэтому провел несколько промежуточных замеров температуры воды в процессе нагрева. Шведка справилась, но явно объем великоват. На морозе может и не вскипеть. Оптимальный объем жидкости для такой горелки, думаю, литр - полтора. Но летом можно и больше. 0,4л в титановом котелке емкостью 0,8л - 2 мин. 0,25л, штатная миска-крышка - 1 мин 40 сек (без крышки) Чайник 0,8 л - 4 мин. Чешский армейский котелок 0,85л - 4 мин 40 сек (без крышки). Нагрев производился в закрытых крышками котелках и чайнике, если не указано другое. Итого, на 85ти граммах бензина, при комнатной температуре удалось вскипятить 3+0,4+0,25+0,8+0,85= 5,3 литра воды в различной посуде, и еще 0,85 литра в открытом котелке довести до температуры 61,2 градуса. При заливе топлива под пробку, удалось залить ровно 204 гр бензина. Что интересно. Размер Свеи, оказался хорошо совместим с титановой посудой фирмы Snowpeak. Свея влезает в набедренную сумку Макспедишн Термит, хотя я думал не поместится Некоторые особенности работы с данной горелкой. Выводы Конечно, сейчас есть более легкие, более мощные бензиновые горелки. Но у Шведки есть непередаваемое очарование. Есть победоносная история. Горелка вполне рабочая. И еще, она очень красивая |
|
9-3-2012 01:17
Квик
Хороший отчёт. спасибо.
|
|
9-3-2012 10:17
rm129
Замечательный отчет, фото давай!
|
|
9-3-2012 16:44
Hunt70
Горелка прикольная, на себе такую вряд ли потаскаешь, а на колесах или даче зажечь для дущи нормально. Чем-то напомнила бабушкину керосинку
А чего с бустером то не так? Разбирал все кроме насоса, там все просто.
|
|
9-3-2012 17:44
avkie
такую штуку хочется домой просто чтоб была. где и почем заказывали?
|
|
9-3-2012 19:02
strateg
Потаскаешь, че не потаскать то? Она легче и бустера и примуса. Но меньше мощность. Размер совсем небольшой, сегодня на даче при испытаниях на морозе сфотал ее рядом с зажигалкой, для масштаба, скоро выложу.
|
|
9-3-2012 22:55
strateg
Глянул на ебэе - бешеные деньги за доставку и только аукционом продавали. Цена не намного дешевле получалась, чем в раше. Взял в Москве за 4150руб. Ждать было невмоготу к тому же, ебэйную посылку |
|
9-3-2012 22:59
strateg
Все с ним так |
|
9-3-2012 23:14
Hunt70
Да я не столько вес имел ввиду, сколько компактность. Хотя возможно и ошибаюсь, размер показался великоват. Какую-нибудь сравнительную фотку неплохо бы посмотреть. |
|
10-3-2012 00:46
strateg
По идее должен быть полегче, у меня еще старый насос, металлический. На новых мультифьюэлах и бустерах - пластик. |
|
10-3-2012 00:55
strateg
Про вес горелок.
Газовый баллон Kovea вес нетто 230 гр Примус конструктива шестидесятилетней давности, с теми же двумя сотнями грамм топлива весит 573 гр. Разница в весе составляет 154 грамма. То есть, не в разы, а 35%. Ну, совсем чуть больше, потому, что в бачок примуса впихнул не 230, а 204 гр бензина. Если увеличить количество топлива в два раза (идем в поход на 4-5 дней), и даже взять не два баллона по 230, а один с 450 граммами газа, получаем следующую историю: Баллон нетто 450 гр Примус 469 гр Если газ таскать таки в 230 граммовых баллонах, как делают очень многие, Прикинем длительную автономку с готовкой исключительно на горелке (да, сферический конь в вакууме, но все же Два кг газа это 4,4 баллона по 450 гр. Округляем до пяти. Видим, что тут уже газ проигрывает на 551 грамм (16,2%), несмотря на сравнительно огромный вес примуса. 551 грамм это вес дневной облегченной раскладки по питанию. То есть, если идешь на пару дней один, то перевес при использовании примуса составляет 154 грамма. Полторы шоколадки. Из всего этого бреда делаем вывод - нельзя рассматривать вес горелки отдельно от системы "горелка+топливо". Собственно, никакой тайны я не раскрыл, опытные пользователи в курсе этой ситуации, но расписать наглядно хотелось P.S. Но у газа есть одно преимущество перед бензином! |
|
10-3-2012 10:29
Квик
единственное преимущество.
|
|
10-3-2012 11:43
Hunt70
у меня тоже насос дюраль, на всякий случай взвесил может кому пригодится ![]() Горелка booster+1 Полный вес(чехол\переходник балонный\зип) 480 г Чистый 310 г Насос дюраль 120 г Бутыль 0.6 примус с насососм 210 г Балон газовый сноупик(маленкий) 200 г
да похоже он меньше, чем показался с начала. В общем поздравляю с покупкой ![]() С выводами по весу горелок согласен полностью. |
|
11-3-2012 10:01
harddm
С этого и надо начинать. Теперь все встало на свои места. Просто супер! И ветрозащита есть, что не учтено при сравнении с горелками. booster+1 имхо слишком мощная. А эта на двоих одного пойдет.
|
|
11-3-2012 10:13
strateg
Я все учел заранее - сфотал коробку с размерами на ней. Просто не выложил фотографии
![]() Ветрозащиты там кагбэ нет. Боковой ветер будет дуть в щель между кожухом и ножками таганка. Так что шторка нужна. Плюс, зимой ветрозащита не будет давать остывать бачку, формируя теплую "подушку". |
|
11-3-2012 13:24
SOLNTSE
произведение искусства)
|
|
11-3-2012 14:48
strannik...ru
Мои 5 коп.
По поводу веса.Да,в обоих приведенных примерах,вес системы(а мы ведь рассматриваем систему горелка-топливо)будет уменьшаться,но в случае с газом,он уменьшится в конце концов до 60 г.(!) а в бензиновом до 469 г. Бензин всё равно утекает как то(мистика) и ароматизирует все вокруг, НО,безусловно гораздо более доступен практически повсеместно. Но вот скажу еще плюс в пользу газа,правда это актуально для шланговых. Свою Primus ExpressSpider(198гр.) я закрываю специально изготовленным экраном полностью,с минимально необходимым зазором вокруг котелка,и по высоте до самой крышки,т.е. котелок и горелка полностью внутри экрана - теплопотери минимально возможные. Как поведет себя Свея,будучи помещена в максимально закрытый экран? Не рванёт? К стати,шланговую Optimus Nova+ тоже закрываю целиком - ёмкость с бензином снаружи отдельно. |
|
11-3-2012 15:04
strateg
Ну да, в поезд-самолет придется садиться с перевесом, уезжая домой.
Ну не знаю, миф это. Ходил с бензином не раз, ничего не утекает и не ароматизирует. Перевозил в мультифьюэловской бутылке и в литрушке пластиковой. Если в рюкзак не проливать его.
может перегреться, закрывать совсем нельзя, зазор оставлять надо. Рвануть не рванет, клапан предохранительный сработает. Должен сработать ![]() Это плюс не газа, а любых шланговых горелок, и бензиновых тоже. Но у меня на мультифьюэле так первый шланг перегрелся и через уплотнитель травить стал.
|
|
11-3-2012 15:54
strannik...ru
Ну я об этом и написал.Но мы ведь конкретно о Свее.Хотя мне она давно нравится.Уже раз десять порывался купить,да все отговариваю себя,типа
на что мне еще одна.Имею среди прочих наш Турист - копия шведского,в квадратной металлической коробке раскладывающейся.Нравится,особенно система прочистки жиклёра,как и на Свее.И хоть её и называют "Смерть туриста", пока не разу не подвела.Просто надо эксплуатировать правильно,по инструкции,а не накрывать стеклотканью в целях экономии тепла,как делают некоторые,а потом,горелка с котелком(почему то)улетают в пространство как злой Змей-Горыныч.К стати,видел,как некоторые,в целях экономии веса,используют "Турист" без кейса,оставляя только экран,и накручивая толстую медную проволоку на трубку от горелки к бачку,одним концом в пламени,для усиления испарения.Ну и широких кострюлей-сковородок эта горелочка не любит - бачек сбоку и перегревается,не смотря на экранчик. |
|
11-3-2012 16:04
strateg
Она акуительная. Полюбому.
Тоже есть. Но оригинал покупать нет желания, хоть он и насосный в отличие от нашего. Не лежит душа, может, потому, что он зеленый
Батя так лет двадцать отходил в лес, без проволоки, и так греется. Без экрана. В пакет заворачивал и в стандартный планшет кирзовый, с банкой тушенки и парой сухарей |
|
12-3-2012 10:43
strateg
Коллеги, давайте не будем про паяльные лампы тут.
Хотя фотка МДМа прикольная
|
|
12-3-2012 14:31
strannik...ru
Согласен с ТС.
По поводу Свеи.А если круговой экран с небольшим зазором,повесить на котелок,сверху вровень с краем,а снизу что бы он был немного ниже дна,т.е. прикрывал с боков пламя горелки,направляя тепло вверх,вдоль стенок,оставляя бачок с топливом открытым.Или такой экран поставить на высокие ноги. Может тогда бачок не будет так греться? |
|
12-3-2012 15:15
strateg
Я о такой ветрозащите сразу и подумал. Принцип как у мср
zelenoemore.ru Я пока думаю в сторону экрана из толстой фольги (титановой, если найду), на всю высоту, но с большими окнами снизу до середины кожуха. Хотя, и вариант с простой ветрозащитной шторкой татонковской работает, просто в зависимости от температуры шире ставить или плотнее. Зимой не перегреется полюбому. Да и снежка на бачок кинуть - моментально давление падает. З.Ы. Почистил тему, добавил в первый пост по особенностям : |
|
29-4-2013 17:00
strateg
Неплохо показала себя Свея в комплекте с котелком с теплообменником на дне. Бензиновый джетбойл получился
|
|
19-5-2013 21:36
ПОЛУБОГ
Прошу прощения за офф, просто все темы про "Турист" почему-то закрыты. Присмотрел сегодня на барахолке наш ПТ-1 и при ближайшем рассмотрении( продавался с остатками топлива) оказалось что при открытии вентиля бензин вытекает на дно короба через этот самый вентиль. Может кто знает что там за прокладки и реально ли их купить-изготовить? Сам не посмотрел т.к. ключа что крепится на крышке в комплекте не было, а курочить чем попало чужую вещь не хотелось. И на что вообще надо обращать внимание при покупке?
|
|
19-5-2013 22:29
strateg
Для начала гайку подтянуть надо попробовать.
Прокладку точат из фторопласта, говорят вечная получается. В моих двух ПТ подтянул гайку - не течет. |
|
19-5-2013 23:16
ПОЛУБОГ
А здесь Вы шведский хантнер-прототип имеете в виду? Я бы купил с удовольствием, но предложений не вижу. Не подскажете где продаётся?((( |
|
20-5-2013 00:14
strateg
|
|
20-5-2013 10:42
strateg
Я имел в виду оптимуса.
То, что у вас слева, не насосный |
|
23-5-2013 03:37
хули ган
это в идеальном случае - когда топливо в ноль или с остатками не проблема распрощаться с учетом что газ обычно с некоторым запасом и в целом нередко экономится - к финишу может образоваться даже больше одного непочатого баллона |
|
13-7-2013 20:28
AlexNord
Приехала сегодня моя SVEA, легкое б.у., загорается отлично и пламя дает на ура, но заметил одну проблему, при выключении через пару минут начинает травить бензин через иглу в форсунке, до тех пор пока сам примус не остынет или не сбросишь давление. Думаю, что надо все разобрать и отрегулировать, кто что подскажет?
|
|
14-7-2013 01:18
strateg
Как это - через иглу? Закрывается кран в другую сторону. Она у вас торчит, когда травит? Значит не туда закрываете.
|
|
14-7-2013 10:41
AlexNord
я же не первокласник, конечно закрываю до упора, огонь гаснет,как на втором фото. Игла торчит, и через нее, через полминуты, бьет струйка, пока не упадет давление в бачке. Буду разбирать в понедельник.
Скорее всего, не плотно садится посадочное место к отверстию в форсунке. |
|
14-7-2013 13:40
strateg
Повторюсь. В закрытом положении игла не торчит. Игла торчит в режиме прочистки, в противоположной закрытию стороне. Игла - не запорный элемент.
|
|
14-7-2013 14:18
AlexNord
Т.Е. как я понял, что бы отключить примус, нужно выключать не до конца, не до кручивая, тогда игла не торчит наружу?
Вот выкладываю фото, когда закрыто до упора,после выключения примуса. Струя льет не сразу, а через полминуты-минуту.
|
|
14-7-2013 14:51
strateg
Чет вы недопонимаете, или я
![]() По идее, должно быть так: кран закрывается при повороте ручки По Часовой стрелке до упора. То есть вращая в право. Открывается он вращением ручки ПРОТИВ часовой стрелки, то есть влево. В крайнем левом положении активируется режим прочистки - вылезает игла. НО ЗАКРЫВАТЬ НАДО ВРАЩЕНИЕМ ПО ЧАСОВОЙ. Попробуйте. У вас предыдущая вроде версия, без литеры "R", но не думаю, что там алгоритм другой, на всех примусах мне встречающихся так же сделано. |
|
|