quote:Originally posted by Нгнумбу Мнгбенду:
[b]yurich22-Спасибо за фото, очень наглядно. Интересно спросить- как и в чем зажимаете желвак (само ядрище) в процессе скалывания пластин? А то я так ничего универсального и не придумал. Надо будет какую- то клинообразную деревянную расщелину сообразить...
*
Бифасы делал ударной техникой рогом.
-Буду Вам признателен, если покажете в теме еще что- нибудь из своих реконструкций.[/B]
Желвак для пластин в данной верхнепалеолитической технике обычно колется сначала мягким каменным отбойником - формирование ребра для первого снятия пластины. Это как бифасиальная техника - ребро формируется скалыванием больших плоских отщепов на две стороны. Это позволяет удалить корку и сформировать ребро - направляющую для последующих пластин. Площадка или естественная или формируется одним ударом твердого каменного отбойника. Угол между площадкой и ребром острый. Собственно пластины снимаются массивным роговым отбойником в ударной технике. Все операции проходят навесу. Желвак ни в чем не зажимается (это нужно лишь при отжиме пластин, тогда делается спец приспособа). Он лежит в левой руке фронтом вниз, удар идет по касательной. Если тяжелый, можно руку на ногу положить, иначе никак... Таким образом после удара снятая пластина никуда не падает, а остается в руке.
Тонких бифасов у меня нет таких красивых показать, а вот толстые бифасы - это преформы нуклеуса, топоры, рубила. Делаю, вот фото того, что находили при раскопках.
quote:Originally posted by Нгнумбу Мнгбенду:
Церемониальный нож Гебель эль- Арак, древний Египет, ок. 3450гг до н.э
Был приобретен в Египте в 1914 г. исследователем Ж. А. Бенедитом для музея Лувр, где он сейчас и экспонируется. Представляет собой кремневый нож с резной рукоятью, сделанной из слоновой кости. Кому интересно, о сюжете можно подробнее почитать здесь http://libooks.org/book_271_gl...EL_EHL-ARA.html
Кремневый клинок тщательно выделан в лучших традициях египетского флинтнэппингатех годов и имеет интересную особенность- одна из сторон после обретения формы ударным скалыванием и тщательной шлифовки была покрыта безупречной струйчатой ретушью; тогда как вторая сторона оставлена просто отшлифованной. Длина клинка 18.8 см, ширина 5.7 см, толщина 0.6 см.
Вот этих египетских я много видел (бех рукояток, конечно), исключительная работа.
Текпатль, кинжал для жертвоприношения (1400-1521)
Дерево, бирюза, ракушки, клинок- халцедон.
Длина 31,7 см, ширина 6,3 см
Лондон, Британский музей
Клинки кинжалов ацтеков (1325-1521)
Белый и коричневый кварц, обсидиан
Мексика, музей Темпло Майор
Глядя на этот предмет, по праву можно сказать- он отнял очень, очень много жизней:
В Месоамерике и Южной Америке во времена рассвета ацтекского государства жертвоприношения были широко распространенным явлением; однако ацтеки практиковали их с особым размахом, принося в жертву людей в каждый из 18 праздников своего священного календаря.
Центральное место в многочисленном пантеоне занимал бог войны Уицилопочтли - "Волшебник-колибри", в честь которого производились кровавые человеческие жертвоприношения. Они, по мнению ацтеков, были жизненно необходимы, так как человеческая кровь питала солнце, и во избежание глобальной катастрофы необходимо было постоянно пополнять запасы солнечной энергии.
Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершая ритуальные кровопускания; носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Месоамерики- известно множество мифов, в которых боги науа жертвуют своей кровью ради помощи человечеству. В мифе о Пятом Солнце боги приносят себя в жертву, чтобы люди могли жить.
Все это готовило людей к высшему пожертвованию - человеческому. Обычно кожу жертвы красили синим мелом (цвет жертвоприношения); затем её приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды. Здесь жертву укладывали на каменную плиту, и верховный жрец вспарывал живот ритуальным кинжалом (живот- т.к. обсидиановым клинком сложно вскрыть грудную клетку), после чего доставал сердце и поднимал вверх, к Солнцу. После ещё бьющееся сердце клали в особый каменный сосуд , а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали жрецы.
Жатвенный нож, тоже Стжижовская культура, длина 15.5 см.
Несколько стрелок.
Эта самая старая, мезолит. Обратите внимание на технику- наконечник выполнен на пластине, ретушью сформирован только черешок. Для тех времен такая техника была традиционной, не считая вкладышевых наков. Просто брали подходящую пластину, иногда ретушью подостряли остриё, а иногда так и оставляли 'стамеской'- при попадании в цель такой нак резал не хуже скальпеля.
Эта помладше, степной энеолит Украины, Среднестоговская или ранняя Ямная культура.
Просто красивая, очень тонкая, идеальной формы и покрыта параллельными чешуйками ретуши с шириной фасеток около миллиметра...
А это 'визитная карточка' Катакомбной культуры- сердцевидный глубоковыемчатый наконечник. Случайные находки таких предметов весьма нечасты, тем более целых. У отдельных экземпляров выемка доходила до ¾ длины пера, а усики-жальца настолько тонки, что ломались под собственным весом при падении на пол: на это и было расчитано. Глубокая выемка служила естественной втулкой, куда вставлялось древко и фиксировалось клеем. А при попадании в цель такой нак раскалывался на несколько частей, что делало невозможным его извлечение и часто приводило к заражению крови.
Своеобразный тест для флинтнэппера- когда сделаете с десяток 'обычных' наконечников, которые не стыдно будет показать людям, попробуйте сделать хоть один катакомбник: уверяю, получится не с первого десятка
Мастера- стрелоделы Катакомбной культуры пользовались достаточно высоким статусом в обществе, в их погребениях всегда находились стрельные наборы, наконечники, инструменты:
А так используя современные инструменты изготавливать каменные орудия неолита не вижу смысла.
Поясню. Вот например всеми уважаемый путешественник Федор Конюхов. Пересек океан на гребной лодке изготовленной по новейшим технологиям- пластиковый корпус лодки, механизм повышающий передаточное число от гребца к веслам. Ел продукты быстрого приготовления во время путешествия.
Ну а почему не поставить тогда двигатель на лодку.. Какая разница хайтеком больше хайтеком меньше все равно неестественно.
Есть смысл повторять древний маршрут переселенцев на катамаране изготовленном аутентичным способом и из аутентичных материалов как осуществил Тур Хеердал.
Но смысла в плавании Федора Конюхова я не вижу.
Вот также и с изготовлением каменных орудий. Я видел передачу по ТВ из серии дискавери кажется там один умелец изготавливал каменные орудия аутентичные аутентичным способом потом отдал пару каменных ножей на скотобойню чтобы обваловщики попробовали поработать каменными кремневыми ножами по туше. Ничего, получилось у них.
Вот тут есть смысл а так непонятен сам замысел автора темы-для чего это всё.
Да и изготовленные каменные орудия не аутентичны дважды- потому что изготовлены современными инструментами раз и второе- наконечники от стрел изготавливали в форме приблизительно равностороннего треугольника его зажимали в расщеп стрелы приматывали к стреле и возможно смазывали место расщепа камедью- смолой деревьев для увеличения трения каменного наконечника стрелы с деревом, для лучшей фиксации.
quote:Да просто интересно,очень.
Мне лично.
quote:справится ли ГОИ?
quote:Originally posted by Tolstyk1972:
не справиться,проверено.
Насобирал кремней, попробовал, сразу не получилось. Но хочу предостеречь начинающих- тончайшие и мельчащие осколки кремня -штука опасная, я весь искололся и изрезался-хотел со стола смахнуть...Буду тренироваться на стекле..
Автору респект за тему.
эффект не хуже. я вообще на улице делаю
quote:Originally posted by ivik:
прочел тему Нгнумбу Мнгбенду. Непонятно зачем это всё нужно- если изготовить каменные орудия аутентичным способом и представить образцы- да. А так используя современные инструменты изготавливать каменные орудия неолита не вижу смысла.
quote:Originally posted by ivik:
Да и изготовленные каменные орудия не аутентичны дважды- потому что изготовлены современными инструментами раз и второе- наконечники от стрел изготавливали в форме приблизительно равностороннего треугольника его зажимали в расщеп стрелы приматывали к стреле и возможно смазывали место расщепа камедью- смолой деревьев для увеличения трения каменного наконечника стрелы с деревом, для лучшей фиксации.
quote:Originally posted by Нгнумбу Мнгбенду:
Этот пост можно было бы оставить без комментариев... Если бы Вы, Уважаемый, хоть намекнули- о наконечниках какой эпохи и культуры хотите сообщить мне эту новость? А то на данную тему книг по классификации писано... возьмем не Клочко так Братченко. А у Вас "треугольника" да "приматывали".
Искренне надеюсь, что сумел ответить на Ваш вопрос... ибо в дальнейшем от дискуссии на эту тему воздержусь, да и Вас попрошу.
Да самый обычный каменный наконечник стрелы в виде равностороннего треугольника его находят везде.
В частности на юге британии в могилы клали стрелы с такими наконечниками. Смотрел передачу по тв.
этими аутентично изготовленными стрелами пуляли в блок из хозяйственного мыла.
Стрела с таким наконечником заходила в блок на 80мм примерно.
quote:Originally posted by Нгнумбу Мнгбенду:
А медные ретушеры кроме удобных рукояток ничем не отличаются от ретушеров мастеров- стрелоделов бронзового века. В составе погребальных комплексов вышеупомянутых мной мастеров Катакомбной культуры почти всегда находились аналогичные бронзовые штыри, выполнявшие функцию этого же инструмента (ретушера).
для чего в бронзовом веке делать каменные орудия при помощи бронзовых ретушеров? Это нелогично
quote:Originally posted by Va-78:
я вот думаю - а если сделать скажем наконечник, и использовать его в бижутерийном украшении - нужно крепко отполировать края чтобы не поранился человек - справится ли ГОИ? Попробую-погляжу.
Типа того? (не моё, фото из сети).
Та достаточно просто пройтись по кромке чем- то абразивным, например мелкозернистым брусочком. И нормуль, резать не будет. А вот остриё надо притуплять...
quote:Originally posted by Tolstyk1972:
хочу предостеречь начинающих- тончайшие и мельчащие осколки кремня -штука опасная, я весь искололся и изрезался-хотел со стола смахнуть...Буду тренироваться на стекле..
quote:Originally posted by ivik:для чего в бронзовом веке делать каменные орудия при помощи бронзовых ретушеров? Это нелогично
ой-ёй! а подумать? хоть немножко? бронза - материал дорогой , а стрела - расходный. зачем делать наконечник из дорогой бронзы? каменный дешевле тем более технология отработана.
quote:Originally posted by barukhazad:ой-ёй! а подумать? хоть немножко? бронза - материал дорогой , а стрела - расходный. зачем делать наконечник из дорогой бронзы? каменный дешевле тем более технология отработана.
Я подумал.
Цитирую топикстартера:
"Отбойники (англ Boppers) самый трудоемкий в изготовлении инструмент, но без них- никак. У кого есть возможность достать, подойдут массивные медные стержни диаметром от 2 до 4 см, шарообразно обработанные на конце. Кстати, почему медь? Именно она обладает необходимой вязкостью и мягкостью, что при контакте с кремнем вызывает эффект 'зазепания' инструмента за острый край, вызывающий контроллируемое скалывание участка. Если взять бронзу, латунь, алюминий или сталь, такой инструмент просто соскальзывает- проверено." (с)
В захоронениях как отмечал также топикстартер находили именно отбойники из бронзы.
Почему во времена неолита не использовали медные отбойники а бронзовые, заведомо гораздо менее пригодные для работы чем из меди, если вообще непригодные?
И были ли те предметы из бронзы в захоронениях действительно отбойниками? Может они выполняли какую либо другую функцию?
приведу пример из гораздо более позднего времени. Есть устойчивое мнение что слово "рубль" произошло от глагола "рубить". почему.
Потом что была найдена одна серебряная гривна (одна) при раскопках в новгороде со следами перерубания её.
Те этой одной гривны оказалось вполне достаточно чтобы выяснить происхождение слова рубль.
Некоторые считают что название денежной единицы рубль произошло от слова "рубеж". Но ясности все равно нет.
quote:Нгнумбу Мнгбенду
Совет понял
quote:Originally posted by Нгнумбу Мнгбенду:
[b]УВАЖАЕМЫЕ ФОРУМЧАНЕ!
УБЕДИТЕЛЬНО ПРОШУ НЕ ОТВЕЧАТЬ НА "ВОПРОСЫ" ПЕРСОНАЖА ivik, И ВООБЩЕ ВСЯЧЕСКИ ИГНОРИРОВАТЬ ЛЮБУЮ ЕГО АКТИВНОСТЬ В ТЕМЕ- НЕ КОРМИТЕ ТРОЛЯ![/B]
quote:Originally posted by lider7:
На сколько я знаю, читал, слова рубль - от " рублена".Действительно вся гривна , это очень,очень дорого(т.е.много "денег"), рублена - кружок определенного размера ( "денег" поменьше) и плюс кожаные "деньги", т.с. мелочь по-нашему
не установлено это.Это просто мнение и всё Повторюсь была найдена лишь одна (одна) гривна со следами перерубания её. На новгородчине если не ошибаюсь.
quote:не установлено это.Это просто мнение и всё Повторюсь была найдена лишь одна (одна) гривна со следами перерубания её. На новгородчине если не ошибаюсь.
Точно малограмотный троль.
quote:Нгнумбу Мнгбенду
ТС, вы меня извините. По запарке ввязался обсуждать то, .........что происходило много, много веков после каменного века
quote:Originally posted by lider7:Точно малограмотный троль.
quote:ivik
пошел на куй
quote:Originally posted by lider7:пошел на куй
пошел на свой куй сам
quote:Коллеги, вы посмотрите, какая красота!!!
просто потрясающе!
это же все новодел? (в английском не силен)
а как можно выколотить дол? на одном наконечнике присутствует (за гранью моего разумения)
quote:Originally posted by вулливорм:просто потрясающе!
это же все новодел? (в английском не силен)
а как можно выколотить дол? на одном наконечнике присутствует (за гранью моего разумения)
Да, это все новодел. Уровень мастерства просто поражает воображение... Использованы экзотические породы кремней и обсидианов, горный хрусталь (прозрачный кварц), опал, яшма...
Если бы Вы смогли точнее указать, на каком фото (ну хоть по счету) нак с "долом", какого цвета- возможно я бы смог вам ответить.
quote:Originally posted by Нгнумбу Мнгбенду:
Коллеги, вы посмотрите, какая красота!!!
http://www.woodyblackwell.com/portfolio.html
И заодно, обратите внимание на [b]природные материалы, из которых эта красота создана...[/B]
Спасибо!
отдельное удовольствие получил от просмотра фото его скульптур.
quote:Заделал вот такую штуку
quote:Originally posted by SiDiS:
... Чего-то отщепил, чегой-то разломал - получил удовольствие на пустом месте в прямом смысле ...
Так и я. Оставил гору осколков, пальцы болят, но довольны-ы-ы-ы-й
Зато стало вырисовываться, чего дальше делать.
Пошел учить матчасть...
quote:Originally posted by Дингер:
Пошел учить матчасть...
quote:Originally posted by barukhazad:
вторая проба. не судите строго за фото , снимал телефоном
forum.guns.ru
завтра жена приедет с фотиком , пересниму.
quote:Originally posted by Нгнумбу Мнгбенду:
Увы... не наш парень.
quote:так есть у кого учиться
Видел я тот ножик, но тоже не вспомню чей... Но помню, что привозной, ТС прав.
А учиться уже нашёл у кого Только остается доехать, а времени ноль, сам знаешь
Наконечник (пусть это будет наконечник) выходит толстым, угол схождения граней туповат, а посредине остаются некрасивые незаретушеванные участки стекла (здесь и далее показал желтым цветом).
А в идеале он должен быть с острыми гранями пера, линзовидный в сечении и целиком покрыт ретушью.
Как этого достичь?
Начнем с заготовки. Берем пластинку материала и делаем треугольник процентов всего на 30 больший, чем площадь конечного изделия. Самое важное- оббивать или скалывать материал всегда надо только с одной стороны, (на рисунке показано стрелкой)- в данном случае сверху вниз. Зачем? Потому что именно здесь мы и закладываем основу будущего успеха, а именно готовим рабочий угол! Этот рабочий угол (обвел красным) обязательно должен быть острым (на рисунке- около 60 градусов). Именно об этом говорит мастер примерно на 4:25 минуте вот этого замечательного обучающего видео http://www.youtube.com/watch?v=MOLJ4V1QGwY&feature=related - change angle! Он говорит о том, что заготовка сделана и пришло время подготовить правильный рабочий угол, от которого начинается ретушь.
А теперь переворачиваем заготовку и начинаем ретушировать.
Первую снятую чешуйку я обозначил красным цветом. Угол нажима подбираем таким образом, что бы снятая чешуйка была как можно длиннее и в идеале доходила до середины будущего изделия. Почему? Потому что нам надо избежать незаретушированных участков, чешуйки материала мы будем снимать послойно, последовательно- а чешуйки снятые в каждом последующем слое будут короче чешуек из первого слоя! В принципе, начинать можно и от острия наконечника (я чаще так и делаю)но на рисунке для наглядности показал от основания. Здесь и далее основание показано в разрезе, зеленым цветом обозначена область готового изделия, а синим цветом- материал который нам предстоит убрать.
Здесь показан первый слой снятых чешуек.
Тоже самое делаем с противоположной стороны этой же плоскости.
Далее снимаем второй слой чешуек, снова первую снятую я обозначил красным цветом. Третий слой...
Делаем обработку с противоположной стороны этой же плоскости.
Таким образом снимаем сколько нужно слоев, и так делаем до тех пор, пока рабочий угол не "переместится" на противоположную плоскость изделия- тогда обработку первой плоскости можно считать удачно законченным. Обратите внимание на сечение и осмыслите, что изменилось!
Теперь переворачиваем заготовку и начинаем обработку противоположной плоскости. Останавливаемся, когда рабочий угол переместится примерно в среднюю точку схождения граней, а само изделие станет симметричным и линзовидным в сечении.
Всем удачи!!!
интересно. надо попробовать
quote:Originally posted by VITAMIN1:
сам спросил и сам нашел.
http://youtu.be/SfMN3BVISmQинтересно. надо попробовать
я думал это все видели
http://www.youtube.com/watch?v=MOLJ4V1QGwY
quote:Originally posted by Radius,s:
керамика
тепло
С уважением - Doktor77
quote:Originally posted by barukhazad:тепло
Посуда какая или изолятор? )
quote:Originally posted by Дингер:
Блин, где бы раздобыть полоску меди круглого сечения... )))
Железячники на рынках,приёмки лома,заводы.
Сам на след. выхи рейд планирую ))
quote:Originally posted by freeman87:Посуда какая или изолятор? )
советская стеновая стеклянная плитка. их сейчас много выкидывают есть еще зеленые
quote:Originally posted by Дингер:
Блин, где бы раздобыть полоску меди круглого сечения... )))
поищите где сварочные электроды продают. есть и медные.
quote:Originally posted by Ramir:
2Нгнумбу Мнгбенду: А какие камни наиболее подходят для флинткнэппинга? Наверное можно работать со многими, но скажем, удобнее, лучше по результату - верхние строчки списка?
Заранее спасибо.
quote:Originally posted by RashchektaI:
Первая проба. Пробую инструмент и материал. Дошло довольно быстро, но длинные отщепы делать тяжеловато ввиду очень маленького кусочка(не хватает рычага), думаю с куском покрупней будет интереснее, но все равно заретушировал всю поверхность. Хотя подозреваю, что разное стекло ведет себя по разному.
quote:Originally posted by Нгнумбу Мнгбенду:
А я тут всё глубокие выемки делать тренируюсь, и тонкие жальца...
Вот цитата из книги "Гремящий мост" В.С. Уткина: "Серый Медведь как раз делал наконечник для стрелы. Он подогревал на огне пластинку, а потом окунал кедровую хвоинку в холодную воду и капал на пластинку. От черного льда откалывались небольшие чешуйки, и постепенно пластинка превращалась в гладкий острый наконечник. Правда, обивая пластинку каменным молотком, он сделал бы наконечник намного быстрее, но тогда наконечник был бы шероховатым и не таким острым, как от огня и воды."
Меня, собственно, интересует: существовал ли такой способ изготовления наконечников или это фантазии автора?
quote:никогда не слышал ничего подобного- ни от археологов, ни от флинтнепперов
А я решил на всякий случай провести эксперимент. В виду отсутствия вигвама, очага, сердолика и кедровой хвоинки раскалил в гараже на электроплитке пластинку яшмы и капал на нее воду из пипетки.
Результат - ни хрена. Вода просто испарялась с поверхности яшмы и все.
Возможно сердолик и можно так обработать, но в наших краях он отсутствует. Сплошная яшма и осадочные породы.
Или, как вариант - автор приведенного опуса курил что-то очень веселое.
Если есть желание попробовать "клей древних", его очень просто сделать- рецептов инете хватает.
За основу берется сосновая смола или канифоль. В неё добавляют растертую в пыль золу от головешки из костра и немного наполнителя- мелкий речной песок, а лучше растертые в пылючку растительные волокна (да хотя бы сухого чайного листа) или (пардон) сухие какашки кролика.
Можно добавить чутка пчелинного воска. Все это растапливается на плите и клеится на горячо. После застывания держит мертво и по свойствам напоминает черную эпоксидку. Таким природным клеем вклеен клинок из серого кремня в деревянную рукоять (у меня в первом посте темы) а сверху обмотка кожанным шнуром.
quote:а вот кремния кому?
quote:Таким природным клеем вклеен клинок из серого кремня в деревянную рукоять (у меня в первом посте темы) а сверху обмотка кожанным шнуром.
quote:А это то же стекло... только черное и сделано давно- давно в неолите тому назад.
Мое недавнее приобретение в коллекцию, наконечник дротика,обсидиан, Айны (культура Дзёмон), Курильские острова.
------
С уважением, Евгений!
quote:
quote:-в Риме были иногда в ходу кинжалы из льда-очень спорное решение-их как колюшее использовали! Криминалисты нынешнии бы зашли в тупик!