Guns.ru Talks
Законодательство об охоте
Минприроды криминализует охоту. Нужно противод ...

тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

Минприроды криминализует охоту. Нужно противодействие

Egalitist
P.M.
10-7-2014 09:47 Egalitist
В 2013 г. по инициативе Президента РФ В.В.Путина наш парламент изменил Уголовный кодекс РФ, добавив в него положения об исключительно уголовном преследовании незаконного добывания особо ценных диких животных (их оборота, в том числе контрабанды), перечень которых определяется специальным Перечнем, утверждаемым Правительством РФ (ст.ст. 226.1 и 258.1 УК РФ).
В том же году Правительство РФ утвердило такой перечень (постановление от 31.10.2013 ? 978), включив в него следующие виды (подвиды) млекопитающих и птиц:
-алтайский горный баран; амурский тигр; белый медведь; леопард; зубр (за исключением гибридов зубра с бизоном, домашним скотом); сайгак; снежный барс;
- балобан; беркут; кречет; сапсан.
Сейчас Минприроды России подготовило два проекта о дополнении этого Перечня.
Один проект предлагает включить в него стерлядь, горала амурского, архара и дзерена.

Другой - о котором и речь - предусматривает включение в Перечень СОБОЛЯ и КАБАРГИ.
Уголовная ответственность за добывание и оборот видов, уже включенных в Перечень, а также горала, архара и дзерена может представляться оправданной, как и за контрабанду соболей и кабарожьей струи.
Однако, введение исключительно уголовной ответственности за незаконное добывание даже одного соболя или одной кабарги, на взгляд многих охотников и охотоведов, ничем не оправдано.
Государство до сих пор не наладило должным образом систему менеджмента этих достаточно благополучных видов, включая учеты, лимиты, квоты, нормативы, обязательные платежи, распределение разрешений и т.п. Во многом, особенно применительно к соболю, незаконность их добычи - следствие этих недоработок государства, нарушения носят вынужденный или протестный характер. Хромает и система квалификации и наложения наказаний, как уголовных, так и административных.
Введение исключительно уголовной ответственности за добычу соболя и кабарги без разрешения или с иным нарушением правил и параметров охоты угрожает лишением права охоты тысяч, возможно, и десятков тысяч охотников.

Необходимо оказать общественное противодействие этой инициативе Минприроды России.

Она находится сейчас на специальном Едином портале, предусматривающем возможность направления гражданами своих предложений после несложной регистрации. Адрес проекта - regulation.gov.ru.

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПОРЯДКА ПОДАЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ смотрите на сайте Росохотрыболовсоюза - rors.ru .
ПОДРОБНЫЕ ОБОСНОВАНИЯ НЕПРАВИЛЬНОСТИ И НЕПРАВОМЕРНОСТИ инициативы Минприроды см. в бюллетене 'Криминализация. Соболь, кабарга и другие' - journalhunt.ru.
В двух следующих постах помещаются два документа из бюллетеня - статья зав. отделом техники охотничьего промысла ВНИИОЗ, кандидата сельскохозяйственных наук С.И.Минькова и официальная позиция Ассоциации 'Росохотрыболовсоюз'.

На аналогичную (по своей необоснованности) инициативу Минприроды по изменению правил натаски и нагонки охотничьих собак заинтересованные люди подали более 100 предложений, многие из них - о снятии проекта с рассмотрения. Сегодня (10.07.2014) вопрос будет обсуждаться на ОхотСовете Минприроды. Шансы на блокирование инициативы реальны.
Массовое обращение охотников и охотоведов по поводу криминализации охоты на соболя и кабаргу также способно оказать воздействие на продвижение этого проекта. Вопрос касается не только сибиряков - политика Охотдепартамента Минприроды (берложный медведь, внесезонная натаска собак и т.п., теперь соболь и кабарга) такова, что эта инициатива может распространиться и на другие, 'европейские' виды. Направление обращений через Единый портал, а не (только) в Минприроды затрудняет умалчивание сути предложений. Отправившие - размещайте, пожалуйста, свои предложения и здесь.
До окончания публичного обсуждения - более суток. Время есть.

ПИШИТЕ на Единый портал.

Egalitist
P.M.
10-7-2014 09:48 Egalitist
Здравствуй, черный рынок!

С.И.Миньков,
зав. отделом техники охотничьего промысла ВНИИОЗ

Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 ? 978 включает 7 видов млекопитающих, редких и находящихся под угрозой исчезновения: это алтайский горный баран (Ovis ammon ammon); амурский тигр (Panthera tigris altaica); белый медведь (Ursus maritimus); леопард (Panthera pardus); зубр (Bison bonasus), сайгак (Saiga tatarica) и снежный барс (Uncia uncia).
Все перечисленные виды животных, за исключением сайгака, занесены в Красную книгу Российской Федерации. Состояние популяции сайгака также признано критическим, и необходимость особых мер для его охраны не вызывает сомнений.
Предложение Министерства природных ресурсов вписать сюда соболя - зверя безусловно и исключительно ценного, но вполне благополучно существующего, и более того, на большей части ареала наращивающего свою численность, явилось полной неожиданностью. Экологические предпосылки для включения соболя в данный Перечень отсутствуют. В отличие от редких, находящихся под угрозой исчезновения животных, включенных в 'Перечень особо ценных:', соболь в России - обычный охотничий вид, предпромысловая численность которого достигает не менее 2 миллионов особей, что подтверждается стабильной ежегодной добычей на уровне, превышающем 700 тысяч шкурок.
Состояние популяции соболя в течение последних двух десятилетий не вызывает беспокойства. Добыча соболя в России растет, начиная с 1999 года, несмотря на сокращение числа участников промысла и возрастающие сложности с освоением отдаленных угодий. В период с 2000 по 2014 гг. объем продажи дикого соболя на Санкт-Петербургском пушном аукционе увеличился со 183 до 675 тыс. шкурок (в 2013 г., наивысший показатель за всю историю торгов), а средняя цена за шкурку в сезоне 2012-13 г достигла абсолютного максимума - 234 доллара США.
В настоящее время заготовленный соболь практически полностью поступает в легальный оборот и по большей части реализуется через Санкт-Петербургский пушной аукцион. Концентрация продажи не менее 90 % объема шкурок на одной площадке позволяет с высокой степенью достоверности отслеживать динамику заготовок и анализировать по этому показателю тенденции развития популяции.
В течение ряда последних лет ежегодная продажа соболя только на Санкт-Петербургском аукционе почти вдвое превышает установленный лимит и более, чем в три раза (в 2013 г) - официально зарегистрированную добычу. Стабильный многолетний рост заготовок служит убедительным доказательством недостоверности оценки ресурсов соболя и нерационального определения лимитов изъятия. В то же время даже заниженный вдвое лимит на добычу не полностью выкупается охотниками. Промысловые охотники, за редким исключением, в целях экономии предпочитают не приобретать разрешения на добычу соболя 'про запас', ограничиваясь их минимальным количеством, поскольку результат промыслового сезона трудно предугадать, а вернуть деньги за неиспользованное разрешение практически невозможно.
Тем не менее, действующее в настоящее время законодательство не исключает возможности поступления добытой сверх лимитов пушнины в легальный оборот, подлежащий налогообложению. Пушнина 'серого рынка' без особых проблем легализуется и выходит на официальные площадки. Даже контрабандный вывоз за рубеж утратил былую привлекательность в силу более высоких цен отечественного аукциона, а внутренний 'черный рынок' давно исчез вместе с обязательностью сдачи. Лишь незначительная часть продукции пушного промысла остается для личного потребления охотников.
В Пояснительной записке к проекту Постановления Правительства сказано:
'Роль пушного промысла, а, следовательно, роль ресурсов соболя в современной России не только экономическая, но и социальная. Охотничий промысел - это самая распространенная форма зимней занятости населения таежных населенных пунктов, где промыслом в той или иной степени занимаются 75-80% мужского населения. Добыча соболя дает 90% от общего дохода пушного промысла. Наиболее весома доля дохода от пушного промысла в тех семьях, где глава семьи является профессиональным охотником, а также для представителей коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока'.
В 2013 году объем аукционной продажи шкурок дикого соболя (674866 шкурок по опубликованным 'ВО Союзпушнина' результатам торгов) в 3,23 раза превысил официально зарегистрированную добычу. Отсюда следует, что не менее 70 % доходов промысловиков от продажи соболиной пушнины в этом сезоне было получено за счет 'сверхлимитной', то есть незаконной охоты. Такая ситуация повторяется из года в год с незначительными вариациями. Напрашивается предположение, что сверхлимитная добыча обусловлена вовсе не криминальными наклонностями населения Сибири и Дальнего Востока, а крайне несовершенным порядком выдачи разрешений на добычу. В таких условиях приравнивание ответственности за добычу соболя сверх несуразно определяемого лимита к наказанию за незаконную охоту на амурского тигра или леопарда (или за контрабанду компонентов ядерного оружия, квалифицируемую по той же ст. 226.1 УК РФ) представляется нецелесообразным и может привести к значительным негативным социальным и экономическим последствиям.

Включение соболя в 'Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов: для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации' даже при условии полного освоения лимита приведет к криминализации оборота не менее половины суммарной годовой добычи пушнины, что составляет приблизительно 350 тысяч шкурок на сумму, достигающую 2,0 миллиардов рублей (в аукционных ценах на апрель 2014 года). Исполнение этого постановления фактически повлечет за собой возобновление 'черного рынка' пушнины, который на сегодняшний день отсутствует. Авторы проекта не оставляют добытчикам 'мягкого золота' альтернативного способа компенсировать такие потери.
В результате исполнения данного Постановления несколько десятков тысяч охотников-промысловиков вынуждены будут отказаться от значительной части единственно возможного заработка, либо рискуют быть привлеченными к уголовной ответственности. Под удар в первую очередь попадают охотники, не относящиеся к представителям коренных малочисленных народов, поскольку ФЗ 'Об охоте' допускает для представителей КМНС круглогодичное свободное (без каких-либо разрешений) осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Далее, в соответствии с ч. 3 ст. 19 ФЗ 'Об охоте', пушнина, 'полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности,: реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты', таким образом поступая в легальный оборот.
Законных оснований для привлечения к ответственности по ст. 258.1 УК РФ заготовителя (скупщика) не существует, при условии своевременного получения им ветеринарных свидетельств на закупленную пушнину. У скупщика пушнины нет насущной необходимости и в ее контрабандном вывозе за рубеж (ст. 226.1 УК РФ), поскольку продажа соболя на Санкт-Петербургском аукционе безопасно и на законном основании обеспечивает поставщикам максимально выгодные на международном рынке условия.

Ссылка на 'Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией' (AIHTS; подписано Российской Федерацией 24.04.1998 и ратифицировано в апреле 2008 г.), приведенная в Пояснительной записке, представляется неуместной. Упомянутое Соглашение не направлено на охрану соболя (Martes zibellina), наряду с прочими 18 видами пушных зверей, представителей фауны Евразии и Северной Америки. 'Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных:' регламентирует лишь методы добывания перечисленных в нем массовых видов животных с целью обеспечения беспрепятственного доступа получаемой от них продукции на международный рынок.

Не соответствует действительности и утверждение, что 'Принятие данного постановления Правительства Российской Федерации не потребует внесения изменений в другие нормативные правовые акты:'. Как минимум, потребуется пересмотреть статью 19 закона 'Об охоте'. В противном случае невозможно предотвратить легализацию любого количества соболиной пушнины путем оформления ее как продукции традиционной охоты. Также возникает необходимость в пересмотре ветеринарного законодательства, поскольку в настоящее время ветеринарные свидетельства, необходимые для перемещения и реализации партий пушнины, никак не связаны с уплатой сбора за пользование объектами животного мира по статье 333.3 Налогового кодекса или с количеством разрешений на добычу соболя, выдаваемых в регионе, где производится скупка пушнины.
Таким образом, предложение по внесению соболя в 'Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.. ' (постановление Правительства от 31.10.2013 ? 978) совершенно не оправдано с точки зрения сохранения его численности, но может привести лишь к крайне негативным социальным последствиям, обусловленным потерей людьми последней и единственной статьи дохода, возобновлению 'черного рынка' пушнины, к общей криминализации промысловой охоты и потере государством какой-либо возможности контроля над добычей соболя.

Egalitist
P.M.
10-7-2014 09:50 Egalitist
О проекте постановления Правительства Российской Федерации
'О внесении изменений в Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации'
(размещен на едином информационном портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru, подготовлен Минприроды России)

Росохотрыболовсоюз полагает, что данный проект подготовлен без учета действующего законодательства, содержит коррупционные признаки, может повлечь социальную напряженность и конфликты между охотниками и работниками специально уполномоченных органов субъекта Российской Федерации.
В настоящее время действует ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 ? 209-ФЗ 'Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации', которой предусмотрено следующее:
1. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
2. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.
3. Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.
В данной ситуации при существовании свободной добычи соболя и кабарги, в том числе без всякого квотирования добычи в ареале их распространения в местах ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС и свободной реализации шкурок, других частей и производных этих животных говорить о введении уголовной ответственности за оборот соболя и кабарги не представляется возможным.
Кроме того, вопрос правового регулирования ответственности, установленной за незаконную добычу и оборот соболя и кабарги, их частей и производных уже урегулирован действующим законодательством. Существующих мер, направленных на сохранение популяций соболя и кабарги достаточно.
Например, приказ Минприроды России ? 948 от 08.12.2011 г. устанавливает размер ущерба за незаконно добытую кабаргу - 45 000 рублей (на территории особо охраняемых природных территорий (ООПТ) 75 000 рублей), что уже делает экономически невыгодной нелегальную добычу, так как стоимость одной струи (мускусной железы) кабарги в самом лучшем случае будет 30 000 рублей (размер нанесенного ущерба в 1,5 раза выше полученного дохода); за незаконно добытого соболя охотник должен заплатить 15 000 рублей (на территории ООПТ - 45 000 рублей), что в 2,5 раза выше закупочной цены одной шкурки.
Из указанного Проекта следует, что добыча, продажа, хранение, приобретение, перевозка одного соболя, его частей и производных (шапок, иных меховых изделий) является уголовно наказуемым деянием. Наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом (ст. 258.1 УК РФ).
В настоящее время незаконная добыча соболя и кабарги подпадает под действие ст. 258 Уголовного кодекса или ч.1 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях. С учетом наличия ст. 258 Уголовного кодекса РФ и разъяснения Пленума Верховного суда от 18.10.2012 года - незаконная добыча соболя или кабарги - это ч.1 ст. 258 УК РФ.
Сразу возникают проблемы по квалификации преступления статьей 258.1 УК РФ и статьей 258 УК РФ.
Кроме того, для лиц, которые осуществляют сбыт данной продукции, есть ст. 175 Уголовного кодекса РФ. Если осуществляется незаконная охота на кабаргу, можно лишиться права охоты на срок до 3 лет.
Соболь и Кабарга не подпадают под действие Международных договоров природоохранной направленности. В приложения СИТЕС помимо кабарги включены и иные виды охотничьих животных. Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных помимо соболя распространяется еще на 11 видов животных, обитающих в России.
Несомненно, что расширение Перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, путем включения в него охотничьих видов обесценивает цель введения в УК РФ статьи 258.1.
В связи с изложенным Росохотрыболовсоюз полагает необходимым указанный проект постановления Правительства Российской Федерации с обсуждения и дальнейшего рассмотрения снять.
mackar20093105
P.M.
10-7-2014 10:09 mackar20093105
.. .
al-rad
P.M.
10-7-2014 14:20 al-rad
цитата:
Originally posted by mackar20093105:

...


Женя, а что промолчал то? Или тему для себя отметил? По Омской области КМК взрыв предстоит по промыслу. Честно скажу-нужна поддержка и понимание, иначе промысловики встанут в позу.
Egalitist
P.M.
10-7-2014 23:19 Egalitist
Сейчас отправил через Единый портал такое предложение (форматирование потеряно)
------

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
к проекту постановления Правительства Российской Федерации 'О внесении изменений в Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации'
(включение в Перечень соболя и кабарги;
размещен на Едином портале, ID: 00/04-15883/06-14/7-4-5;
срок обсуждения 27.06.2014-12.07.2014)

Анализ Проекта и Пояснительной записки, подготовленных Минприроды России, а также относящихся к вопросу актов законодательства, официальных документов и материалов приводят к следующим выводам:

1. Президент России, явившийся инициатором принятия Федерального закона, которым был впервые учрежден планируемый к изменению Перечень, а также профильный комитет Государственной Думы при продвижении (представлении, принятии, подписании) законопроекта/закона исходили из того, что в него должны включаться виды животных, исключенные из гражданского оборота (охота на которые запрещена). Действующий Перечень включает только виды животных, на которых запрещена охота (промысловая, любительская и спортивная).
Проект предлагает включение в Перечень видов животных (кабарга и соболь), на которых охота открывается, а ее продукция является предметом гражданского оборота.
Включение в Перечень соболя и кабарги противоречит воле законодателя.

2. Минприроды России обосновывает планируемое изменение тем, что соболь подпадает под действие Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией (AIHTS), а кабарга - под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).
Однако, AIHTS распространяется, помимо соболя, на волка, горностая, ондатру, енотовидную собаку и т.д., а СИТЕС, кроме кабарги - на волка, бурого медведя (указанных в том же списке, что и кабарга) и выдру (которая находится в первом, самом строгом, списке видов). Все эти животные законодательно отнесены к охотничьим. Более того, Стратегия развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.07.2014 ? 1216-р) устанавливает необходимость регулирования (сокращения численности) волка.
То есть, международный договор может распространяться на виды животных, не нуждающиеся в дополнительной охране в России путем включения в Перечень. Включение какого-либо вида животного в международный договор не является достаточным основанием для включения такого вида в Перечень.


3. Таким основанием могло бы быть критическое, выходящее за рамки обычных колебаний, состояние популяций соболя и кабарги.
Однако, данные Минприроды России свидетельствуют об умеренных колебаниях фиксируемой численности соболя и росте численности кабарги (в 2000-2012 г. она неуклонно повышалась и выросла более чем в 1,5 раза).
Таким образом, экологические основания предлагаемого 'ужесточения ответственности' (установление исключительно уголовной ответственности) также отсутствуют.

4. Минприроды России мотивирует включение в Перечень кабарги плохим состоянием ее Алтае-Саянской группировки.
Однако, независимо от наличия и достоверности такой информации, такое включение повлечет привлечение граждан исключительно к уголовной ответственности во всех остальных частях ее ареала. Это явилось бы системным нарушением принципа соразмерности наказания тяжести правонарушения.

5. Рассматриваемый Проект, в отличие от аналогичного проекта, касающегося других видов животных (ID: 00/04-16247/07-14/7-13-3), не проходил процедуру оценки регулирующего воздействия (уведомление).


В связи с этим предлагаю Минприроды России принять решение об отказе в подготовке проекта акта о включении соболя и кабарги в Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.


С.П.Матвейчук, биолог-охотовед

10.07.2014

Hatargun
P.M.
13-7-2014 19:27 Hatargun
Собственно ещё при передаче полномочий по охоте из Минсельхоза в Минприроды было понятно, что все регулирование охоты сведется к запретительно-карательным функциям. Ничего другого от них и ждать не стоит, они на то и заточены. Вот только при нынешнем состоянии охотнадзора (нет оружия, формы, нет полномочий возбуждать уголовные дела) кто реально полезет в тайге на конфликт из-за шкурок и струи? Будут шмонать полицаи при транспортировке, при вывозе и можно любого в промысловых районах оформлять по 258.1, вот показатели борьбы с браконьерством пойдут в гору. Ай да RusPH, ай да молодец!
Hatargun
P.M.
13-7-2014 19:31 Hatargun
И чо-то вот хотелось бы почитать на эту тему старого ганзовца Дядю Лешу Чегой-то он скажет?
Armant
P.M.
14-7-2014 21:33 Armant

цитата:
[B][Hatargun
13-7-2014 19:31
И чо-то вот хотелось бы почитать на эту тему старого ганзовца Дядю Лешу Чегой-то он скажет?
#11

P.M. Ц
/B]


Что-то мне подсказывает, что старый ганзовец Дядя Леша один из соавторов или автор этого маразма. Наверное фамилия докладчика по этому вопросу на охотсовете.
Guns.ru Talks
Законодательство об охоте
Минприроды криминализует охоту. Нужно противод ...
© 1997-2025 GUNS.RU Рекламодателям