Guns.ru Talks
мужской разговор
Октановое число победы. ( 1 )

тема закрыта

Знакомства | вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

Октановое число победы.

Ваня Чонкин
P.M.
15-5-2024 12:04 Ваня Чонкин
Недавно по ТВ в связи с 9м мая вспомнили о третьей величине в русской химии, после Ломоносова и Менделеева, Владимире Николаевиче Ипатьеве.
Самому то мне в бытность пионером, лишь показывали дом его брата в Свердловске (известный трагическим событием).
Из вики:
Среднее образование получил в 3-й военной московской гимназии, а затем в 1885 году поступил в Александровское (пехотное) военное училище, через 2 месяца обучения перевёлся в Михайловское артиллерийское училище, которое и окончил в 1887 году. По окончании в 1892 курса в Михайловской артиллерийской академии был оставлен там репетитором и помощником заведующего химической лабораторией. В том же году работал по органической химии в Санкт-Петербургском университете в лаборатории профессора А. Е. Фаворского.

С 1893 года преподавал химию в Михайловском артиллерийском училище и академии. В 1895 году защитил диссертацию 'О действии брома на третичные спирты и бромистого водорода на ацетиленовые и алленовые углеводороды' и получил звание штатного преподавателя академии. За эту работу Русское физико-химическое общество присудило Ипатьеву малую премию имени А. М. Бутлерова. В 1896-1897 годах Ипатьев работал в Мюнхене у профессора Байера, с которым сделал совместно работу о строении карона и о кароновой кислоте, и в Париже у Вьеля по пороху и взрывчатым веществам.

Деятельность до Первой мировой войны
В 1899 году Ипатьев защитил диссертации 'Алленовые углеводороды, реакция хлористого нитрозила, нитрозаты и действие натрий-малонового эфира на дибромиды' и 'Взрывчатые свойства тринитрокрезола и тринитронафталина', за что получил звание профессора академии. С 1902 году Ипатьев в качестве приват-доцента читает в Санкт-Петербургском университете курс термохимии. В 1908 году повторно защищает диссертацию 'О действии брома:' в Петербургском университете. С 1900 года занимался гетерогенным катализом превращений углеводородов, одним из первых синтезировал изопрен и полиэтилен. К началу 1914 года он уже был генерал-майором (звание присвоено в 1911 год), член-корреспондент Императорской академии наук, один из ведущих специалистов по нефтепереработке и гетерогенному катализу в органической химии[2].

Первая мировая
Во время Первой мировой войны с 1914 года возглавил комиссию Главного артиллерийского управления, направленную на Донбасс для определения возможности производства бензола и толуола. Служил в области организации химического производства, исследования и производства химического оружия и методов химической защиты войск. Проявил в период организации испытаний в войсках в 1915 году субъективный подход в оценке боевых возможностей первого противогаза Зелинского на основе активированного угля. Перед октябрьской революцией Ипатьев был генерал-лейтенантом Русской императорской армии.

В апреле 1916 года Ипатьев стал председателем Химического комитета, созданного при Главном Артиллерийском Управлении. В Комитет входили все виднейшие химики России. Главной задачей Комитета было расширение производства взрывчатых веществ отечественной химической промышленностью. Под руководством Ипатьева Комитету удалось добиться значительных успехов по строительству новых казённых заводов и расширению производства частных предприятий. В 1915 был пущен первый бензольный завод (всего их построили около двух десятков), в 1917 г. заработал первый в России завод по синтезу азотной кислоты. При этом были освоены новые технологии - производство толуола из нефти, получение азотной кислоты из аммиака, вырабатывающегося попутно с бензолом при коксовании угля; были организованы производства фосгена и хлора. В результате деятельности Комитета, общее производство взрывчатых веществ отечественной промышленностью возросло от 330 тыс. пудов в год до 2,7 млн пудов в год. Практически, деятельность Комитета и лично Ипатьева в годы войны можно рассматривать как основание отечественной химической промышленности (в довоенный период данная отрасль находилась в зачаточном состоянии)[3].

Николай II отметил деятельность Ипатьева, произвёл его в генерал-лейтенанты, учёный также был избран в действительные члены Императорской академии наук (1916).
Ипатьев отказался после Октябрьской революции уезжать на Запад. В конце 1917 года ему предложил сотрудничество Л. Я. Карпов, заведовавший отделом химической промышленности и в 1918 году Ипатьев собрал прежний состав Химического комитета и уговорил их работать на новое правительство. Был председателем комиссии при Химическом отделе ВСНХ, членом совета ГАУ, председателем Технического управления Военно-хозяйственного отдела Наркомата, председателем комиссии по химической промышленности при правительстве, которая позднее стала называться Техническим советом химической промышленности.

После смерти Карпова в 1921 году Ипатьев становится членом Президиума ВСНХ, членом Госплана, руководителем Главхима, который впоследствии станет Министерством химической промышленности. Организовал следующие учебные заведения:

Институт прикладной химии.
Химико-фармацевтический институт.
Институт удобрений и инсектофунгицидов.
Радиевый институт.
Главхим упразднили в 1922 году без ведома Ипатьева, и в его отсутствии был поставлен вопрос о выводе Владимира Николаевича из состава Президиума. Однако по личному указанию Ленина, он остался в составе и должен был входить в Президиум при любом составе. В 1927 году Ипатьеву исполнилось 60 лет и к юбилею его наградили премией Ленина и званием заслуженного деятеля науки. В 1929 учёный стал директором Института высоких давлений.

После революции Ипатьев основал несколько химических исследовательских центров в СССР. Ленин уважал его и называл 'главой нашей химической промышленности'[4]. Но несмотря на это, к концу 1920-х Ипатьев стал чувствовать себя не в безопасности из-за начавшихся чисток в промышленности. Во время зарубежной поездки он узнал из газет о раскрытии 'контрреволюционной вредительской и шпионской организации в военной промышленности СССР' и том, что казнены В. С. Михайлов, В. Л. Дымман, В. Н. Деханов, Н. Г. Высочанский[5]. В 1929-1930 гг. арест его ученика и коллеги Е. И. Шпитальского и арест Л. К. Рамзина по делу Промпартии вызвали у Ипатьева большую тревогу. В рамках дела Промпартии по обвинению во вредительской деятельности тогда было арестовано более 2000 инженеров. В 1991 году и Рамзин, и другие участники процесса были реабилитированы посмертно, а дело признали фальсификацией.

Ипатьев, выехав на Международный энергетический конгресс в Германию в 1930 году, решил не возвращаться в СССР и впоследствии уехал в США.
Постановлением общего собрания АН СССР от 29 декабря 1936 года Ипатьев (вместе с А. Е. Чичибабиным) был исключён из её членов[7];

5 января 1937 года лишён гражданства СССР[8].

22 марта 1990 года Общее собрание АН СССР приняло постановление о восстановлении (посмертно) в членах Академии наук СССР ряда учёных, в том числе и Ипатьева.
В США
Ипатьев стал профессором Северо-Западного университета в Чикаго и работал на 'Universal Oil Products Company[англ.]'. Он и его студенты сделали значительный вклад в органический синтез и переработку нефти. Он считается одним из основателей нефтехимии в США. Его крупнейшим открытием стал в 1936 году каталитический крекинг, позволивший намного увеличить выход бензина при переработке нефти. Это изобретение немедленно было использовано промышленностью, и в 1935 году фирма Shell выпускала продукты с использованием промышленного каталитического крекинга в количестве 3000 м³/час. Это изобретение позволило синтезировать и полимеризовать этилен, пропилен и другие популярные алкены.

Вторым прославившим его изобретением стал высокооктановый бензин, позволивший самолётам США добиться решающего перевеса в скорости во время Второй мировой войны. Особенность такого бензина - стойкость к детонации, возможность форсировать режим работы двигателя, что особенно было важно в авиации. Именно благодаря ипатьевскому бензину британская армия в 1940 году смогла победить немецкую Люфтваффе в 'Битве за Британию'[2]. Исследования Ипатьева позволили наладить производство всевозможных полимеров и пластмасс, без которых вскоре американцы не представляли себе жизни. Ипатьев прославился в США тем, что получил более 200 патентов[9][10]. В 1939 году он стал членом Национальной академии наук США[11]. Был лауреатом золотой медали Гиббса в 1940 году, высшей награды для химиков в США.

Тем временем в СССР раскручивался маховик репрессий, которые не позволяли Ипатьеву вернуться на родину: в 1931 арестован академик П. П. Лазарев, в 1934 арестовали заместителя Ипатьева в институте ГИВД, профессора Г. А. Разуваева, позднее арестован и расстрелян ученик Владимира Николаевича профессор Н. А. Орлов.

В 1945 году Ипатьев опубликовал в двух томах книгу воспоминаний 'Жизнь одного химика'[12].

До самой смерти Владимир Ипатьев мечтал вернуться на родину. Андрей Громыко, служивший в первой половине 40-х послом СССР в Вашингтоне, описывал в мемуарах, как престарелый учёный плакал у него в приёмной, бессильно повторяя: 'Поймите, мне нет жизни без России'[13].

Похоронен на Свято-Владимирском православном кладбище в городе Джексон, штат Нью-Джерси.
click for enlarge 226 X 354 85.9 Kb
click for enlarge 542 X 534 27.1 Kb
Надпись на могильной плите: 'In Memory of Russian Genius Vladimir Nikolaevich Ipatieff. The Inventor of Octane Gasoline'.
"Памяти русского гения Владимира Николаевича Ипатьева. Изобретателя бензина с октановым числом"'

Ваня Чонкин
P.M.
15-5-2024 12:19 Ваня Чонкин
"В основном в СССР производился для военной авиации бензин с октано-вым числом 74 и совсем немного - 78, в США - с октановым числом 100. По сравнению с 73-м октановым бензином, который применялся в авиации США в середине 1930-х годов, 100-й октановый бензин позволял на 20% уменьшить пробег самолетов до отрыва от земли, почти на 30% повысить бомбовую на-грузку, на 40% ускорить подъем само-летов на милю высоты.
Всего в годы войны СССР израсходовал около 4,5 миллионов тонн бензина, из которых 3 миллионов тонн приходились на высокооктановые сорта бензина. Из них 720 тысяч тонн были напрямую поставлены по ленд-лизу, а еще 450 тысяч тонн импортных компонентов с октановым числом от 95 до 100 было использовано для смешения с низкооктановым бензином советского производства. Таким способом было получено 1 миллион 117 тысяч тонн авиабензина. (С)
Ваня Чонкин
P.M.
15-5-2024 12:58 Ваня Чонкин


В 1945 году Ипатьев опубликовал в двух томах книгу воспоминаний 'Жизнь одного химика'


Лит Мир.
ЖИЗНЬ

ОДНОГО ХИМИКА

НЬЮ-ЙОРК 1945
https://litmir.club/br/?b=590212


dima-314
P.M.
15-5-2024 17:30 dima-314
👍🤝
Ваня Чонкин
P.M.
15-5-2024 18:00 Ваня Чонкин
Спасибо Дмитрий.
90 просмотров - 1 комментарий.
gjnjv
P.M.
15-5-2024 18:31 gjnjv
СССР во время войны так и не смог запустить переданные США по ленд-лизу заводы для производства высокооктанового бензина.
carrier
P.M.
15-5-2024 18:54 carrier
Originally posted by gjnjv:

СССР во время войны так и не смог запустить переданные США по ленд-лизу заводы для производства высокооктанового бензина.


А в каком году передали?
олег ан
P.M.
15-5-2024 19:15 олег ан
бензин,моя кровь,на нуле... (с)
андрэ
P.M.
15-5-2024 19:38 андрэ
СССР во время войны так и не смог запустить переданные США по ленд-лизу заводы для производства высокооктанового бензина.

а где об этом можно осведомиться?
Konstantin217
P.M.
15-5-2024 20:19 Konstantin217
СССР во время войны так и не смог запустить переданные США по ленд-лизу заводы для производства высокооктанового бензина.

"8 июля 1944 г. руководитель группы американских инженеров компании Е.В.Badger and Sons Co. в СССР Р. Маккарди в своём отчете отмечал: 'Как и прежде, работа на всех заводах, независимо от состояния готовности, тормозится отсутствием оборудования, не пришедшего прошлой зимой"(с)

"Первый бензин из установки каталитического крекинга 'Гудри' был получен в Куйбышеве на заводе ? 443 8 сентября 1945 г. Позже было завершено строительство заводов в Орске, Гурьеве и Красноводске. В октябре 1945 г. завод ? 228 всё ещё получал американское оборудование."(с)

Сергей2010
P.M.
18-5-2024 13:09 Сергей2010
Респект ТСу, за последние годы едва ли не самая годная тема.
Хороший парень_77
P.M.
18-5-2024 14:31 Хороший парень_77
Ваня Чонкин:
прославившим его изобретением стал высокооктановый бензин,
позволивший самолётам США добиться решающего перевеса в
скорости во время Второй мировой войны. Особенность такого
бензина - стойкость к детонации, возможность форсировать
режим работы двигателя, что особенно было важно в авиации.
Именно благодаря ипатьевскому бензину британская армия в
1940 году смогла победить немецкую Люфтваффе в 'Битве за
Британию'


Действительно хорошая тема про
очень хорошего химика-технолога.
Читал с интересом.
Спасибо, Ваня.

Konstantin217
P.M.
18-5-2024 14:46 Konstantin217
Да уж, лаптерукие даже тут не шмогли

Чего не шмогли?

Van Damn
P.M.
18-5-2024 14:49 Van Damn
Originally posted by Konstantin217:

Чего не шмогли?


Это Костик из хохляндии
Konstantin217
P.M.
18-5-2024 14:57 Konstantin217
Это Костик из хохляндии

Понятно.

Хороший парень_77
P.M.
18-5-2024 15:11 Хороший парень_77
Дико извиняюсь, а кто такой
костик из хохляндии?
И сами, вы, кто такие?
Хороший парень_77
P.M.
18-5-2024 15:24 Хороший парень_77
Konstantin217

не шмогли

запустить переданные США по
лендлизу заводы для производства
высокооктанового бензина

217-ый
Вы вообще сообщения читаете?
Или вы тут, исключительно, агитатором?

carrier
P.M.
18-5-2024 15:31 carrier
Originally posted by Van Damn:

из хохляндии


Питерский он был, вроде.
Banzik
P.M.
18-5-2024 15:58 Banzik
Originally posted by Ваня Чонкин:

Всего в годы войны СССР израсходовал около 4,5 миллионов тонн бензина, из которых 3 миллионов тонн приходились на высокооктановые сорта бензина


Помню, как-то на занятиях мы спросили у препода, - а почему, собственно, в авиабензин добавляют краситель голубого или светло-зеленоватого цвета? Пожилой ГСМщик признался честно, что сам он не знает, но слыхал от старших, что это давно повелось, ещё с войны, с амерского бензина, поставлявшегося нам по ленд-лизу. Ну, вопрос в целом так и оставался открытым, во всяком случае лично для меня, пока не попала в руки одна книжка (в переводе с англ.) про участие США в WW II. Там описан эпизод, где парни из МР (военная полиция) тормозят на автодорогах все машины, не исключая частников, и резиновой грушей выкачивают пробу бензина из бака. Если бензин крашенный - однозначно ворованный с авиабазы. В легальной продаже такого просто нет.
Konstantin217
P.M.
18-5-2024 16:22 Konstantin217
Вы вообще сообщения читаете?

Сообщение 10 прочитайте.

Konstantin217
P.M.
18-5-2024 16:23 Konstantin217
Питерский он был, вроде.

Тут, скорее, образ мыслей имеется ввиду.

Хороший парень_77
P.M.
18-5-2024 17:18 Хороший парень_77
Прочитал
10-ое
сообщение.
Спасибо.
Вася Батон
P.M.
18-5-2024 19:03 Вася Батон
Originally posted by carrier:

А в каком году передали?


Фрахтенфюрер, получали и готовый бензин, и присадки. Так же получали и годные масла, значительно повышавшие ресурс двигла, с коими в Союзе была засада.
Banzik
P.M.
18-5-2024 19:13 Banzik
Originally posted by Вася Батон:

получали и готовый бензин


Где-то читал, что и ихние Студебеккеры полагалось заправлять высокооктановым бензом, который так же поставляли из США.. . ога, щаз! Бодяжили, бают, на лопопам с отечественным, и на этом «компоте» студеры бегали - только в путь!
carrier
P.M.
18-5-2024 19:17 carrier
Originally posted by Вася Батон:

Фрахтенфюрер, получали и готовый бензин, и присадки. Так же получали и годные масла, значительно повышавшие ресурс двигла, с коими в Союзе была засада.


Я спрашивал конкретно про заводы.
Вася Батон
P.M.
18-5-2024 19:32 Вася Батон
Originally posted by carrier:

Я спрашивал конкретно про заводы.


Удивительно. Зачем тебе это? Тебе же правда пох.
Вася Батон
P.M.
21-5-2024 10:22 Вася Батон
Originally posted by Banzik:

Где-то читал, что и ихние Студебеккеры полагалось заправлять высокооктановым бензом, который так же поставляли из США


Американские вёдра до последнего времени охотно жрали 76-й.
carrier
P.M.
21-5-2024 10:39 carrier
А-56 предназначался для заправки грузовой техники ГАЗ и ЗИС;
А-66 - для грузовиков и легковых автомобилей;
На этом фоне 76ой ядерное топливо
Вася Батон
P.M.
21-5-2024 10:49 Вася Батон
Originally posted by carrier:

А-66 - для грузовиков и легковых автомобилей;


Этот я ещё помню. Хрен мопед заглушишь, даже если колпак со свечи снять. Только упереть переднее колесо в стену.
Но это я к тому, что американские вёдра на низкооктановом(по сегодняшним меркам) ездили исправно.
dima-314
P.M.
21-5-2024 11:16 dima-314
это я к тому, что американские вёдра на низкооктановом(по сегодняшним меркам) ездили исправно.

Моторы длинноходные были.
Ход поршня больше диаметра цилиндра.
Следовательно низкооборотистые.
Подкрутил угол опережения и всё прекрасно.. кроме некоторого падения мощности.
олег ан
P.M.
21-5-2024 14:28 олег ан
для авиации высокооктановый нужен был,для буржуйских же самолётов.а по земле на всякой шняге ездить можно,танки бензиновые кончились быстро.потом на дизелях.
Вася Батон
P.M.
21-5-2024 14:46 Вася Батон
Originally posted by олег ан:

танки бензиновые кончились быстро.потом на дизелях.


Да ладно?!
А как же самая массовая советская САУ, которая СУ-76, многие тысячи Т-60 и Т-70, всякие там черчилли с валентайнами и тыпы?
олег ан
P.M.
21-5-2024 15:15 олег ан
цыфры где? какие моторы на т60-70 стояли?и что такое многие тысячи?
Вася Батон
P.M.
21-5-2024 17:47 Вася Батон
олег ан:
цыфры где? какие моторы на т60-70 стояли?и что такое многие тысячи?

А "цЫфры" должны быть в голове, раз попёрлись говорить на эту тему. А так-то всё в открытом доступе.
А многие тысячи - это и есть много тысяч.
Немцы тоже на "бензиновых" танках провоевал, да и все остальные тоже, за редким исключением.
Даже Штаты на бензиновых Шерманах катались, дизеля делали только для КМП и для Союза.

олег ан
P.M.
21-5-2024 18:20 олег ан
60000 т34,вот это многие тысячи.а немцы то тут для чего?
gjnjv
P.M.
21-5-2024 20:04 gjnjv
60000 т34

Осетра-то урежье. И посчитайте расход пока не подбили.
немцы то тут для чего?

Флот например.
Вася Батон
P.M.
21-5-2024 20:12 Вася Батон
Originally posted by олег ан:

60000 т34,вот это многие тысячи


И? Количество карбюраторной бронетехники в РККА вполне сравнимо с выпуском 34-ки. Но это же не "многие тысячи", да?
Вася Батон
P.M.
21-5-2024 20:20 Вася Батон
Originally posted by gjnjv:

Осетра-то урежье.


Не, где-то так и получается вместе с 34-85.
олег ан
P.M.
21-5-2024 21:25 олег ан
Вася Батон:

Не, где-то так и получается вместе с 34-85.

получается под 70000,разные источники,плюсом кв и ис примерно 7000 .су76 13000 с чем то, 14000 т60-70,мотор с степеню сжатия 6,5 в высокооктановом не нуждался.ползал кое как на разной дряни,су ещё и жрала как не в себя.потомка тех моторов можно было увидеть на газ51.или бтр 60,брдм.мы же про войну.))

андрэ
P.M.
21-5-2024 21:32 андрэ
получается под 70000,

НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ,да и не все 34 были с дизелем.. с авиационным переделанным мотором были-жрали тоже как не в себя
а бензинки начинайте считать с мс и незабудьте про бронеавтомобили и комсомольцы..

Guns.ru Talks
мужской разговор
Октановое число победы. ( 1 )