
 Как сделать фото камней, результатов заточки и ...
Как сделать фото камней, результатов заточки и ...
 | 
28-11-2021 22:47
psnsergey 
 Хорошо получилось, мерси! Я сначала так по фото и подумал "операционник", а потом увидел обозначение ИС.   | 
| 
28-11-2021 23:04
oldTor 
Большое спасибо!
 | 
| 
4-12-2021 21:40
oldTor 
Микросхема TMS 2564JL LHP1701. Фото с объективом Nikon CFI E Plan 4х0.10, стэкинг 20 кадров вручную, фокусером телевика F=200mm., используемого в качестве тубусной линзы | 
| 
5-12-2021 22:26
oldTor 
Не могу не поделиться радостью! Мне приехал замечательный, классный, чудесный и вообще просто суперский объектив! Mitutoyo M Plan Apo 20x0/42 (название фирмы, место производства и серийник - с другой стороны объектива) В состоянии близком к идеальному - оптика абсолютно идеальна, лишь небольшая еле заметная "косметика" по корпусу в виде пары мелких царапок. Резьба м26, рабочее расстояние 20мм. Поснимал слегка, как попало - специально, ставил не тот свет, абы как, давал засветку и т.д. - ни разу я не видел, чтобы микрооптика так снисходительна была к подобным манипуляциям. Нигде никакая хроматика не повылезла, откровенно дурной свет сбоку голым светодиодом (что для микросхем просто "убийство" кадра) и с цветопередачей всего около 80 - даже в таких условиях объектив продемонстрировал результат весьма приемлемый - вырезал кусочек для примера: В качестве ТЛ тут Raynox DCR-250 т.е. с фокусным расстоянием F=125mm. Т.е. это не "штатный" вариант, хотя в нём полно хороших снимков в сети - в принципе с Митутойо именно Raynox чаще всего используют в качестве ТЛ. Для масштаба меньше рассчётного вышеуказанную, а для "рассчётного" - DCR-150 (F=208mm.). | 
| 
6-12-2021 22:48
oldTor 
Ну вот и первая нормальная работа на "обновке": Микроструктура. Ячейки пенополиуретана. Микрофото с объективом Mitutoyo M Plan Apo 20x0.42 с Raynox DCR-250 в качестве тубусной линзы. Стэкинг. | 
| 
9-12-2021 18:11
chviruk 
 
 Mitutoyo мечта , давно смотрю на Mitutoyo 5X , теперь и 20х заинтересовал , но нужно свою оптику хорошенько тестировать и понимать её прежде чем на такой уровень переходить , а то стоимость Mitutoyo "кусается" , но уверен вы до неё доросли. | 
| 
9-12-2021 20:33
oldTor 
Большое спасибо! Я смотрел на 5х0.14 и продолжаю, но пока мне не попалось подходящего предложения - либо дорого и при том покоцано слишком, либо просто дорого, либо китайские копии. А стоят эти копии как б/у оригиналы, потому не прельщают, да и боязно их брать. А с 20х повезло с удачным лотом. И надо сказать, я даже не предполагал, что на таком увеличении можно будет говорить о "рисунке" объектива. В общем, сплошной восторг! | 
| 
11-12-2021 16:53
oldTor 
Попробовал я Mitutoyo M Plan Apo 20x0.42 c телевиком Olympus F=200mm. в качестве тубусной линзы. В принципе нормально, но чутка похуже, чем с Raynox - всё-таки где-то лёгкая "прозелень" вылезает, а с Raynox этого нет. Но вообще я ожидал, что будет хуже, так что сказал бы, что Олимпус справился достойно. Снял срез жёлтого болгарского перца, стэкинг около 20 кадров (камджипеги, сшитые в Helicon Focus по алгоритму "карта глубин") - по-моему очень недурно удалось рельеф передать, хотя есть некоторые недостатки стэкинга - "пару кадров" надо было бы добавить (фото кликабельно, доступна развёртка в оригинальный размер): | 
| 
12-12-2021 20:39
chviruk 
  Напоминает пергамен  
 | 
| 
13-12-2021 16:43
oldTor 
Спасибо!) Освещение довольно простое - поскольку у меня нет микроскопа, куда бы поместился этот объектив, со своей парфокальной высотой 95mm., то всё располагалось горизонтально. Потому позади предметного стекла и вообще вокруг него - полно места. Так что я светил под острым углом к плоскости предметного стекла сверху-сзади, выбрав положение, при котором срез теряет "прозрачность" и приобретает выраженный рельеф. Собственно, так же можно заставить и чистое стекло выглядеть "белым" и непрозрачным - что бывает весьма полезно при съёмке высохшей суспензии на нём или ещё чего-то. Такой же подход мне помогал оценивать рельеф стеклянного притира - убирая "прозрачность" - вот пару лет назад снимал:   Правда, тогда я это решал на микроскопе - уже не помню точно, но вроде снимал конденсор и светил снизу под углом осветителем Белых. А нынче светил обычной светодиодной лампой с рассеивающей матовой "колбой" и самодельным "фокусирующим" цилиндрическим абажуром из белого пластика вокруг неё. | 
| 
17-12-2021 17:27
oldTor 
Cделал снимок одним кадром - кристаллы йодида калия на предметном стекле, освещение сверху-сзади, т.е. косое. Может мне кажется, но рельеф удалось передать хорошо, хотя сам снимок не очень удачен (малость пересветил и вообще свет поставил не лучшим образом): Но приятно удивлять снимок, даже такой, начинает, когда вспоминаешь, что ГРИП данного объектива - Mitutoyo M Plan Apo 20x0.42 - всего 1,6мкм. (!!!) при разрешающей способности 0,7мкм. Собственно, вот фрагмент из каталога Mitutoyo, с этой серией объективов с характеристиками: | 
| 
24-12-2021 23:51
chviruk 
Снимок классный , один кадр и так много информации. Рельеф также ощущается отлично. Данные из каталога честно скажу удивляют , особенно рабочее расстояние, я в основном пользовался советской оптикой 20х 40х там вообще в притык линза к объекту . Когда делал снимок (узелок волоса) ПЛАН 20х , на последнем снимке для стека просто упёрся в этот узелок , а у Mitutoyo 50х рабочее целых 13мм! Всегда боялся этих объективов из за стоимости , но видимо со временем придется поднапрячся и приобрести , но наверное 5х или 10х. | 
| 
26-12-2021 10:02
oldTor 
Спасибо! Да, меня тоже поражает. Но при этом есть и сложность - парфокальная высота сильно ограничивает возможности подбора штатива микроскопа под них, да и диаметр оправы получается довольно большой, что съедает часть преимуществ такого рабочего расстояния - на 20-ке это ещё нормально, но было бы у неё рабочее как у 50х - уже было бы трудно. Мне вот тут недавно попал на пробы объектив 40х0.55 с рабочим расстоянием 11мм., но он ещё толще и тяжелее митутойо и при его диаметре такое рабочее позволяет не больше свободы в доставке света, я бы сказал, как на объективах "обычных габаритов" с рабочим в районе 7-8мм. Но в конце-концов, такое рабочее делается не для "наших нужд" микрофотографии, а разрабатывается для того, чтобы "достать" при исследованиях слегка "внутрь" объекта - например до сильно утопленной в корпус микросхемы или ещё чего-то подобного, а не для удобства поставить косое падающее освещение... | 
| 
26-12-2021 14:02
oldTor 
Фрагмент среза стебля укропа. Флуоресценция. Микрофото с объективом Mitutoyo M Plan Apo 20x0.42 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы. Стэкинг 3 кадра. Освещение светодиодом 365nm со светофильтром ZWB2   Fragment of a dill stem cut. Fluorescence | 
| 
30-12-2021 17:19
oldTor Возник вопрос, как установить на штатив обычного микроскопа объектив Митутойо, так как при парфокальной высоте 95мм., мне не хватало возможностей штатива. На помощь пришёл переходник с м42 на RMS без фланца. Резьба в переходнике м42 мама-мама, используемом в самособранном фототубусе на "бесконечность" позволяет плотно вкрутить переходник, при том, что остаётся ещё примерно половина его резьбы свободной, на которую можно накрутить "ласточкин хвост" от монокуляра Биолама (там тоже резьба м42) - вот так это выглядит: Я побаивался, что объектив не пролезет в ласточкин хвост, однако он пролез без проблем, кроме того, можно выбрать лишнюю длину ещё макрокольцом м42: Но выбирать лишнюю длину и не потребовалось - сняв револьвер с микроскопа (МББ-1А), установив ласточкин хвост на место и после этого уже вкрутив заново объектив, я обнаружил, что это было не обязательно, впрочем, такой вариант может пригодится на других микроскопных штативах: Конечно, неудобно убирать револьвер, вкручивать объектив после установки ластохвоста и пр., но если "под рукой" нет штатива с достаточно большим диапазоном вертикального перемещения предметного столика, а объектив надо поставить именно на штатив - это выход. Впрочем, полагаю, что такой метод уже вовсю применяется, но мало ли, может кому-то окажется полезно. | 
| 
6-1-2022 00:08
oldTor 
Раньше я сетовал, что Nikon CFI E Plan не дружат с осветителем отражённого света ОИ-1. При том, что он прекрасно работал с широкопольным цейссом на бесконечность и неплохо с некоторыми объективами на конечный тубус от Ломо. Попытки удаления линзы осветителя - не дали положительных результатов. Смена светодиода - тоже. В результате, принципиальный прорыв получился, когда я вынес светодиод отдельно, а освещение через объектив с этим опак-иллюминатором стал доставлять непосредственно к линзе осветителя, перед которой поставил матовый светофильтр из плёнки от экрана старого мобильника, оптоволокном, сечением 4мм. Сразу "съелось" куча хроматики от диода, который вне этого опак-иллюминатора столько её вовсе не давал, потому я грешил на линзу. В общем - стало работать и с Никонами. По крайней мере с 4х0.10 Вот так получается - микросхема 1526ИЕ9: Есть некоторое виньетирование, но это потому, что объектив во-первых имеет рабочее расстояние 30мм., а осветитель этот (мой экземпляр - аж 1948 года выпуска, на минуточку - архаика, но работает и получше некоторых более поздних) рассчитывался на объективы на тубус 190мм. без покровного стекла начиная с ахромата 9х0.20 - т.е. на совсем другие апертуры и рабочие расстояния в разы меньшие, а во-вторых - потому как я ещё и использовал данный Никон с тубусной линзой с фокусным расстоянием меньше рассчётного, чтобы вместить в кадр и всю схему и "обрамление" - здесь в роли ТЛ выступила макронасадка Raynox DCR-250 с фокусным расстоянием F=125mm. При том я ещё программно усугубил виньетирование уже при редактуре, исходя из того, как вижу кадр. Если же делать комбинированное освещение, то вопрос будет решён. Кроме того, мне едет оптоволокно сечением 5мм. - с ним будет пошире. ------ | 
| 
4-2-2022 13:30
oldTor 
Теперь у меня вся тройка объективов Митутойо, которые мне хотелось) К 10х и 20х добавился всё-таки и 5х0.14 Пока попробовать успел только с телевиком, причём всего F=100мм. Мне понравилось - конечно, ГРИП для получаемого масштаба (около 2,5:1) маловата, но зато какой ещё вариант даст такую чистую от хроматики картинку и такое разрешение при подобном масштабе! Разрешающая у этого объектива 2мкм. Кроме того, ещё подкупает то, что с олимпусовским телевиком 100мм. получается очень компактный вариант, если не ставить на микроскопный штатив:  Ну и первая проба: ------ | 
| 
4-2-2022 16:45
robbo 
Да, очень здорово! Поздравляю с таким приобритеньищем! Такая линейка! Ну а уж фото! И так были загляденье, а теперь вообще интересно, что будет! | 
| 
4-2-2022 16:46
oldTor 
Спасибо большое! Буду стараться, чтобы было интересно)
 | 
| 
17-2-2022 10:10
oldTor 
Какое-то время назад я экспериментировал с получением темнопольного освещения проходящего, делая темнопольные вставки в конденсор КОН-3, и имитировал слегка темнопольное освещение для непрозрачных объектов с помощью осветителя диффузно-рассеянного света по мотивам Белых.  Тут захотелось уйти от КОН-3 - всё-таки это далеко не самый лучший конденсор и хотелось чего-то более интересного под хорошую оптику. Поизучал темы: forum.shvedun.ru forum.shvedun.ru Поприкидывал переделки и цены на готовые варианты, и решил, что скорее пойду по пути, озвученному уважаемым Alexmar, тем более, что именно на его фотоработы я много ориентировался. В результате, для тёмного поля проходящего света я решил использовать тот же осветитель Белых, причём хороший результат показал мой первый рабочий прототип его, который я показывал уже ранее. Вот такой получился пример - дано: Штатив микроскопа МББ-1А, из держателя удалил конденсор, опустил держатель и поместил на него перевёрнутый осветитель Белых. Затем прижал его держателем конденсора повыше к предметному столику. Да, ещё накрыл его матовой полимерной плёнкой, кружок в центре которой, совпадающий по диаметру с отверстием осветителя закрасил чёрным маркером, а область над " светящимся кольцом" осветителя разделил на сегменты и закрасил их маркерами других цветов. В качестве объекта съёмки взял кристаллизовавшийся раствор йодида калия на предметном стекле. Объектив - Mitutoyo M Plan Apo 20x0.42 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы, стэкинг, HDR Мне понравился результат - нормальное тёмное поле, равномерное и пригодное для работы с объективом с такой числовой апертурой:   Очень порадовался, что удалось решить вопрос "безлинзовым" способом, не парясь с апертурами конденсоров и их аберрациями и не затрачивая средств на их приобретение, а также сил на их адаптацию к конкретному микроскопному штативу. ------ | 
| 
13-3-2022 13:04
oldTor 
В тему предыдущего поста - непрозрачные, а всего лишь просвечивающие объекты с таким вариантом темнопольного освещения тоже получаются информативно, структура видна, объём присутствует, окрашивание, отсылающее слегка к методу освещения по Рейнбергу тоже работает. Пыльца альстромерии, микрофото с объективом Mitutoyo M Plan Apo 20x0.42 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы. Безлинзовое темнопольное освещение с цветным светофильтром, стэкинг. | 
| 
22-3-2022 21:11
oldTor 
Gillette mach 3. Микрофото с объективом Mitutoyo M Plan Apo 5x0.14 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы. Стэкинг, HDR | 
| 
13-7-2022 09:05
oldTor 
Я так и не могу понять, как понимать китайскую маркировку. Вот приехала ко мне свеженькая гальваническая алмазная пластина с али. Заявленная зернистость 120 грит. Я конечно уже ожидал, по опыту, что будет всё грубее (отчасти на это и рассчитывал - мне эти пластины не для заточки, само собой, а для обработки стекла, камня, по сталям максимум что-то "подслесарить" иногда), но всё равно удивился - в основном присутствуют частицы размером в диапазоне 200/100 мкм., среднюю точку фракции я бы определил как 150-170мкм. Микрофото с объективом Mitutoyo M Plan Apo 10x0.28 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы. Стэкинг в Helicon Focus.   И кстати, удивляет характер собственно связки - чаще всего, и уже привычно, что на старых ДМТ, что на новых, что на чебоксарских гальваниках или нонейм (и не очень) китайских, обычно слой никеля на свежей пластине "как зеркало" и глаже. А тут нечто совсем другое. И вот пока я даже не готов "сделать ставку" - будет это лучше удерживать зерно или наоборот, всё быстрее будет сыпаться - время покажет.. P. S. Cнимать с таким характером связки оказалось очень трудно. И выбор освещения и стэк - он ни в одном алгоритме не хочет склеиться идеально. Т.е. снять так, как обычно подобные пластины я снимал - не вышло. Свет не подошёл. Пробовал и с диффузно-рассеянным освещением бестеневым способом и через объектив, и комбинируя их и падающий свет - везде результат, ясное дело, совсем разный, жутко мешают переотражения и блики от граней кристаллов и "пупырок" связки, и всё равно эти блики есть и они местами переотражением дают "дымку" на грани, которые могли бы быть резче. Но я уже не стал особо делать ретушь стэкинга, так как очень уж муторно. Тут результат с осветителем диффузно-рассеянного света, но направленным под углом на объект - так мне рельеф показался достаточно информативно переданным, пусть не идеально, на лучше всего, что опробовал. | 
| 
22-7-2022 00:10
chviruk 
 
 | 
| 
22-7-2022 07:42
oldTor 
Большое спасибо! Стараюсь!
 | 
| 
20-8-2022 18:06
oldTor 
Не проще, особенно учитывая печально знаменитую марку "левенгук". При выборе камеры для микросъёмки, следует "плясать" от размера пикселя в соотношении с наиболее часто употребляемыми соотношениями масштаб/апертура при съёмке + от размера матрицы и площади исправленного поля объективов. Таблица и данные для расчёта есть снизу страницы по этой ссылке:  Наглядно можно посмотреть, что получается при микросъёмке с разным размером пикселя с некоторыми объективами - вот в этой теме:  Там же указаны и камеры, с которыми делались снимки.  Но тут возникает закономерный вопрос - если так много зависит от размера пикселя, то что делать с уже имеющейся камерой?  Я некоторое время назад создал тему на майабразиве, чтобы собрать там инфу о всём этом, в виде "выжимки" довольно краткой. Пока не особо её наполнил, но дал цитаты и ссылку на полезную тему о практическом простом выяснении оптимального масштаба при имеющейся некоей камере и объективе:  Ну а как именно варьировать масштаб - это довольно просто:  С системами на "бесконечность" - несколько сложнее, так как придётся подбирать что-то, играющее роль тубусной линзы, но с фокусным расстоянием, отличным от расчётного. 
 | 
| 
20-8-2022 18:51
ilia - - 
Размер пикселя это его площадь?
 | 
| 
20-8-2022 20:53
oldTor 
Нет, для размера пикселя фотографической матрицы, это длина стороны квадрата (условно за пиксель фотоматрицы принимается квадрат). Это следует из того, что некоторые производители указывают размер пикселя как, например, 2.4х2,4 т.е. указывая длины двух сторон, а также из того, что размер пикселя фотоматрицы обычно вычисляется путём деления значения длинной стороны матрицы в см. на длину её в пикселях. Можно также пересчитать короткую сторону в см. на уже её длину в пикселях. Получим такое же либо очень близкое значение. Почему не всегда такое же - потому как всегда есть какие-то округления (обычно дальше 5-го знака после запятой не считают), кроме того, между пикселями есть границы, которые тоже имеют некоторую толщину.  Есть и другие варианты, так как практические исследования приводят к тому, что пиксели многих матриц, даже для которых заявлена их "квадратность", на самом деле слегка прямоугольные. Но мы в целом будем иметь корректное представление о ситуации, если примем указание размера пикселя в микрометрах за дистанцию между центрами пикселей:  Но такая "ловля блох" уже за пределами того, что нам обычно требуется и что мы в состоянии измерить самостоятельно, не сильно заморачиваясь. | 
| 
1-10-2022 21:31
oldTor 
Стэкинг можно и иногда полезно делать не только сменой "слоя" фокусировки, но и вдобавок некоторым изменением масштаба - в данном примере, стэкинг выполнен именно таким образом. Жеода агата. Макро с объективом Ломо Корректор (Корректар) 150mm f/6.3. Объектив применён в прямом положении с телевиком Olympus OM-System E.Zuiko Auto-T 200mm f/4. Стэкинг в Helicon Focus по алгоритму "карта глубин": ------ | 
| 
2-10-2022 15:51
oldTor 
Попробовал осветитель люминесцентный отражённого света ОИ-17. Линзу, компенсирующую прирост тубуса вынул, светил пока обычным светодиодным фонариком с пиком 365nm. К сожалению, как у многих опак-иллюминаторов - оптический тракт очень узкий. Как следствие - виньетирование. Сделал несколько пробных снимков. Снимал с объективом Mitutoyo MPlanApo 5х0.14. Банкнота 100 руб. - поле не вышло плоским, так как банкноту морщило - я её не выравнивал, поверхность абразивного бруска на основе КЗ на керамической связке и напоследок уже нормальная работа - микропанорама из двух кадров - микросхема 1985 года M27C64A12F1.   ------ | 
| 
17-10-2022 09:02
oldTor 
В следующий раз для оценки зернистости (а также деталей по форме зёрен и иногда имеющего место наличия зёрен более чем одного типа абразива) по высохшей суспензии прибегну к следующему варианту освещения, в очередной раз доказавшему состоятельность - проходящее безлинзовое косое освещение. Причём, для лучшего контраста можно задействовать цветные светофильтры - по сути, освещение немного напоминает вариант "по Рейнбергу", но отличается: в "подвале" микроскопа с убранным конденсором, на окошке осветителя располагается матовый светофильтр либо белый матовый + прозрачный не матированный. А вместо конденсора, под предметным столиком располагается кольцевой осветитель по мотивам Белых, но им обеспечивается не тёмное поле, а косое освещение, с помощью: а) отклонения плоскости осветителя от плоскости кадра и б) сдвигом его в плоскости кадра. Пространства для манёвра, по крайней мере в штативе микроскопа МББ-1А для этого достаточно даже без снятия крепления конденсора. Т.е. по сути используются два осветителя - штатный и сторонний. Сторонний отвечает за собственное косое освещение, а штатный - за окраску. Впрочем, если она не требуется, можно обойтись только сторонним осветителем. В качестве примера - кристаллизовавшийся на предметном стекле раствор йодида калия. Микрофото с объективом Mitutoyo M Plan Apo 20x0.42 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы. Стэкинг. По горизонтали кадра примерно 1мм. реальной поверхности:   Прекрасно оценивается форма и размер частиц в широком разбросе, от максимально крупных, до предела разрешения оптики (в данном случае разрешающая объектива 0.7мкм.). наиболее мелкие немного скрадываются, их покрывает налёт на стекле от того, что не кристаллизовалось из раствора, но это делу не помешает. Отмучивание же суспензии я не применяю для оценки полной картины, так как в работе мы имеем дело не с отмученной, а "как есть". | 
| 
23-10-2022 17:27
oldTor 
Продолжаю пробы с осветителем ОИ-17, вообще-то люминесцентным, но никто не мешает его использовать и с обычными источниками света. В общем-то даже удаётся в какой-то мере побороть виньетирование, немного пошаманив с экспозицией и слегка вытягивая тени. Пара примеров:   И в таком же формате снял деталь - интерференционная окраска и питтинговая коррозия, сильно "разросшаяся" - стэкинг 2 кадра: ------ | 
| 
17-12-2022 16:05
oldTor 
Зёрна карбида кремния в масляном заточном бруске на керамической связке Norton Crystolon Coarse. Флуоресценция. Cнято с объективом Mitutoyo M Plan Apo 5x0.14 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы на штативе микроскопа МББ-1А. Стэкинг. Освещение светодиодом 365nm со светофильтром ZWB2   ------ | 
| 
19-12-2022 10:08
Tras Krom 
Шикарные фотографии. Ну круто же!
 | 
| 
19-12-2022 10:43
oldTor 
Большое спасибо!
 | 
| 
24-2-2023 20:44
oldTor 
Фрагмент армированного отрезного круга для дремеля. Один кадр. Макро в масштабе 1,6:1 с объективом Fujinon-EFC 72 mm f/ 6.0 | 
| 
5-3-2023 10:12
oldTor 
Перенёс обсуждение в профильную тему: 
 
 
 
 
 
 | 
|  | 

 Как сделать фото камней, результатов заточки и ...
Как сделать фото камней, результатов заточки и ...