Я бы еще напомнил важнейшее правило из курса живописи:
"Фактура всегда важнее цвета".
Это открыли еще в древности и до сих пор это так. В любой картинке, хоть красками, хоть компьютерной - шероховатость предметов играет намного более важную роль, чем их цвет.
Собственно цвет сам по себе работает очень условно. Для примера, вспомним рисованные мультики - вот там вообще нет фактур, но полно цветов. И что толку - изображение получается очень условным и нарочито наивным. В мультиках это к месту, и это крайний пример работы цвета без фактуры.
А вот если мы возьмем любую хорошую картину и посмотрим ее в обесцвеченном (черно-белом) виде - то мы все равно получим точное и полное представление о том что там изображено.
Кстати, одним из технических стредств проверки авторских решений является просмотр итогового изображения в черно-белом виде. В хорошо сделанной картинке в принципе, ничто не ухудшается и не теряется и в черно-белом виде.
Причина доминирования фактуры над цветом довольно проста:
Поскольку мы живем в распределенной световой среде, где в воздухе рассеяны световые потоки от множества предметов окружения, собственной "цветности" предметов не существует.
Все они получают цвет и от собственного тона, но и от рефлексов и отблесков от окружения. Именно поэтому порой так странно выглядят фигуры из гейм-дизайна, сделанные наложением текстур.
Текстура запечена в одном световом и рефлексном окружении, а воспроизводится совсем в другом. И глаз сразу это ловит, очень часто компьютерные персонажи и предметы в играх выглядят какими-то "чумазыми", не обращали внимание?
В целом, имеет смысл брать на вооружение технику традиционной живописи, где художник в среднем 70% работает над фактурой предмета и лишь 30% или даже меньше посвящает собственно колористике.
В нашем случае, в оружейном дизайне, где рассмотрение предметов довольно близкое, можно уверенно утверждать что все без исключения предметы надо начинать обработкой с задания бампа и рефлекшна. И именно этим каналам уделять самое пристальное внимание.
А переходя к цветности, всегда помнить что шероховатые предметы окрашиваются диффузным каналом, а вот гладкие-полированные-блестящие красить следует в основном по каналу рефлекшн.
Это естественно и следует из физики дела:
Чем более гладкая поверхность, тем больше она зависит не от собственного цвета, а от попавших на нее рефлексов от предметов окружения.
А чем поверхность более шероховатая - тем больше ее цвет определяется собственным, а не отраженным цветом.
А самой большой ошибкой будет назначать цвета заранее по типу "дерево-желтое-железо-черное". Правильной будет только та колористика (цветовое решение) - которая учитывает взаимосвязь шероховатостей предметов с взаимно ими друг на друга бросаемыми рефлексами.
В нашем, компьютерном деле также хорошим правилом будет навсегда отказаться от не-тонированного освещения. В самом деле, просто белый свет бывает только внутри ядерного взрыва. В природе свет всегда окрашен - на местности атмосферой, облаками, высотой солнца над горизонтом.
А в помещениях и при близком просмотре предметов чисто белого света и вовсе быть не может - лампы накаливания, любое комнатное освещение всегда тонировано.
Поэтому не будет ошибкой в большинстве случаев тонировать любой светильник HDR-ками например. И усердно настраивать HDRI, там бывает достаточно повернуть ее на несколько градусов - чтобы получить совершенно иной характер освещения. Я например, уже давно "крашу" полированный металл только усердным подбором и последующим верчением HDRI, заданной на его канал ENVIROMENT. И уверен что в случае продвинутых рендеров типа VRAY-CORONA это и есть наилучший способ покраски блестящих объектов. Здесь также крайне важно верно подобрать глянцевитость (GLOSSINESS), и подбирать опять же, долго и усердно.
Но главное повторю - всегда помнить что фактура (шероховатость) намного важнее цвета.