Заточка режущего инструмента

Заусенец и борьба с ним

dmitrith 15-12-2009 10:36

Доброго всем здоровья!!!
Не думал, что заусенец может быть особой темой.
Основная причина возникновения заусенца это усилие нажима.
Обнаружить заусенец можно на ощупь, оптикой и ватой, которая на нем оставляет волокна. Величина зависит от зерна, усилия нажима и направления рисок.
Простой способ борьбы - с легким нажимом делать резы по торцу любого твердого дерева.
Более сложный и эффективный - доведенным Арканзасом вдоль кромки почти без усилия нажима. можно гладкой керамикой.
Надо научиться чувствовать заусенец, когда Вы его снимаете.
После губой обдирке снимите заусенец любым мелким бруском вдоль РК, но после мелких абразивов вдоль РК только Арканзасом.
Повторяю еще раз трудновыполнимое и контролируемое для всех и меня тоже - не давите сильно при заточке, чувствуйте оптимальное усилие обработки, и Вы перестанете заморачиваться на заусенец.
Удачи!!!

С большим к Вам уважением, Дмитрич.

HarryA 15-12-2009 17:36

Без картинок как то мутно.
Может я всю жизнь точить не умею Поначитаешся тут... Камни какие то, гриты...
Если снимать много у меня есть такой белый брусок (очень грубый), после него серый двухсторонний (собственно для кухонных ножей в общем то и хватит), потом белый (позиционировался продавцом как "для правки хирургического и чертежного инструмента"), если делать нефиг то есть еще брусок для правки опасных бритв (коричневый, искуственный). Все хозяйство Российского, а оба бруска для правки советского производства. Уж когда совсем неймется есть гладкооструганная и намазанныя пастой ГОИ (зеленой) березовая дощечка.
Какое зерно я хз. Всегда точил просто держа нож за ручку рк назад. Вжик по бруску, повернул нож (просто кистью без перехвата) вжик в другую сторону. Узнал про этот форум, начитался, замерил угол заточки - 23 градуса.
Заусенец не снимаю специально, давно в какой то книжке прочитал что он должен сам отпасть (исчезнуть), а еще в детстве дядька учил точить так чтоб на рк не было светлой блестки
dmitrith 15-12-2009 23:37

Уважаемый HarryA, Ваш дядюшка правильно говорил о недопустимости блестящей полосы на фаске вдоль РК. Фаска в районе РК должна быть цветом, напоминающим цвет побежалости.
Уважаемый HarryA, а Вы пробовали заточить опасную бритву и побриться ей?

С уважением, Дмитрич.

Nikolay_K 16-12-2009 12:17

quote:
Originally posted by dmitrith:

дядюшка правильно говорил о недопустимости блестящей полосы на фаске вдоль РК. Фаска в районе РК должна быть цветом, напоминающим цвет побежалости.


а можно чуть подробней?

особенно интересно про сходство с цветом побежалости

grinderman 16-12-2009 12:36

quote:
а можно чуть подробней?

особенно интересно про сходство с цветом побежалости


Иссиня - коричневый цвет?

Nikolay_K 16-12-2009 01:01


цитата:
Originally posted by grinderman:

Иссиня - коричневый цвет?



я так понимаю, что цвет серый, иногда с каким-то отливом, например слегка желтоватым, иногда голубоватым (впрочем зависит от абразива и ньюансов финишной отделки) и с характерной регулярной микротекстурой, которую глаз воспринимает как слабо-матовую.
HarryA 16-12-2009 11:27

Вообще то речь шла не о фаске
Бритвой другой дядя (у матери три брата было) баловался. Он ее правил пока падающий волос не распадался на двое, потом шел бриться. Бритва, кстати, была советская, обычная. Я брился опаской да первый раз порезался, опосля каждый раз мне тот порез вспоминался, короче я решил - ну его нафиг. Да и нынче мы все кудато спешим-торопимся. Хотя думаю, сейчас, наточить, заправить и побриться опаской, труда не составит (если не с похмелья) Сложнее эту бритву найти.

Но тут собственно про заусенец
Вот у бритвы то точно заусенец о деревяшку срывать не надо

Вообще то по поведению заусенца можно судить будет ли нож держать заточку, или ну его нафиг и лучше сразу увеличить угол.
Сложнее со столярным инструментом. Там углы определенные, только другую стамеску или железку для рубанка искать.

dmitrith 16-12-2009 12:00

Николай, Вы сами можете наблюдать этот цвет около РК под лупой если нет завала, который и дает блестящую полосу. Полоска этого цвета похожа на цвет побежалости и неуловимо тонкая, похожая на мираж. Это связано с поведением света на острой кромке и может быть показателем отсутствия завала.
Удачи!!!

С большим к Вам уважением, Дмитрич.

Nikolay_K 16-12-2009 12:24


quote:
Originally posted by dmitrith:

Вы сами можете наблюдать этот цвет около РК под лупой если нет завала, который и дает блестящую полосу. Полоска этого цвета похожа на цвет побежалости и неуловимо тонкая, похожая на мираж. Это связано с поведением света на острой кромке и может быть показателем отсутствия завала.


Ура!
Понял о чем идет речь!!!


Спасибо, Дмитрич!

Tanius 14-07-2010 16:21

Доброго Всем дня!

Прочёл всю тему, но так и не понял как "до конца вывести" заусенец? Как определить, что он выведен до конца или на оборот не до конца выведен?

Есть вариант проверки оптикой, но не всегда это возможно, т.к. не у всех она есть, а у кого есть - мало у кого может делать увеличение 50х и более. Поэтому больше и интересуют "не оптические" варианты решения данной проблемы.

С уважением, Николай.

Nikolay_K 14-07-2010 18:59

quote:
Originally posted by Tanius:

Прочёл всю тему, но так и не понял как "до конца вывести" заусенец?




я тоже не знаю
и не представляю в достаточно степени того, что там творится на микроуровне ...

если бы тема заусенца была бы в полной мере понята и раскрыта
то я бы наверное, уже покинул бы этот заточной раздел

попробуйте внести свой вклад в дело исследования того, как заусенец образуется
и как затем на его месте появляется красивая ровная РК
это как раз то, можно назвать сутью заточки.

И это на мой взгляд самое интересное, что есть в заточке.


quote:
Originally posted by Tanius:

Есть вариант проверки оптикой, но не всегда это возможно, т.к. не у всех она есть, а у кого есть - мало у кого может делать увеличение 50х и более. Поэтому больше и интересуют "не оптические" варианты решения данной проблемы.


глаза есть у всех
солнышко всем светит
этого достаточно, чтобы покрутив в руках нож
заметить блики от заусенца или загнутой кромки

когда нет ни того, ни другого кромка выглядит так, как описал Дмитрич,
то есть без бликующих участков

не всем и не сразу удается усмотреть,
хотя это не так уж сложно.

Tanius 14-07-2010 19:22

quote:
Originally posted by Nikolay_K:

если бы тема заусенца была бы в полной мере раскрыта
то я бы наверное, тотчас бы покинул этот заточной раздел


Честно говоря улыбныли! За что Вам Большое спасибо. Но всё же Вы несколько утрируете, заусенец не есть квинтэссенция всей заточки, т.к. помимо обычной заточки есть и подводы, и микроподводы и много чего ещё... Но веть заусенца это никак не касается.

quote:
Originally posted by Nikolay_K:

глаза есть у всех
солнышко всем светит
этого достаточно, чтобы покрутив в руках нож
заметить блики от заусенца или загнутой кромки

когда нет ни того, ни другого кромка выглядит так, как описал Дмитрич,
то есть без бликующих участков

это не всем и не сразу удается усмотреть,
но это не так уж сложно.


Николай, Вы меня не совсем так поняли. Я имел ввиду не избавление от появившегося заусенца, а как определить когда достаточно точить одну сторону? Пример: точу я одну сторону, появился заусенец по всей линии РК - вопрос: мне начинать точить другую сторону или продолжать "дотачивать" эту до опредилённого момента?

Вопрос этот возник потому, что есть вероятность того, что допустим на РК появился заусенец, но в каком-то месте РК не достаточно хорошо сходиться. Возможно ли такое? Или в таком случаи в том месте заусенец не появлялся бы вообще?

П.С. Да, действительно, заусенец - это одно из самых (если не самое) интересных явлений, которые возникают во время заточки.

psnsergey 15-07-2010 02:07

Если заусенец по всей длине, то надо уже переворачивать, а не беспокоиться "а достаточно ли это хороший заусенец и не оттянуть ли его до миллиметра" . Если, конечно, речь не идёт о необходимости окончательного выведения глубоких рисок от чересчур грубого предыдущего абразива (например, если точим 1000-ком после того, как вволю выправили сколы 180-кой), что редкость.
Если "не достаточно хорошо сходится", заусенца там, скорее всего, не будет.
Tanius 15-07-2010 09:55

quote:
Originally posted by psnsergey:
Если заусенец по всей длине, то надо уже переворачивать, а не беспокоиться "а достаточно ли это хороший заусенец и не оттянуть ли его до миллиметра" . Если, конечно, речь не идёт о необходимости окончательного выведения глубоких рисок от чересчур грубого предыдущего абразива (например, если точим 1000-ком после того, как вволю выправили сколы 180-кой), что редкость.
Если "не достаточно хорошо сходится", заусенца там, скорее всего, не будет.

Большое спасибо за ответ! Собственно так и думал, но мало ли... Вдруг чего-то да не понимаю...

С уважением, Николай.

Алексей Алексеев 26-06-2013 18:47

Приветствую всех. Вот решил немного поднять тему. Ибо возникли вопросы, а времени после последнего поста прошло довольно много. Наверняка у многих заточников появился дополнительный опыт и мнение по методам борьбы с заусенцем. А вопросы у меня вот какие:
1. Дмитрич на своем семинаре по приспособлениям говорил, что если мы при заточке на каждом новом зерне повышаем слегка угол заточки, то заусенец должен хорошо отлетать. Как это понимать, может ли кто-то пояснить, что при этом происходит? Ведь заусенец, по-моему, довольно пластичное образование, что ему это небольшое повышение угла?
2. У меня крайний камень при заточке кухонников (95Х18, крупп 4116) имеет гритность 3000 (водник). И на этом заточка-доводка прекращается. Затем сламываю заусенец-реснички на мягкой шлифованной деревяшке движениями "от зерна". Может ли кто-то поправить меня и уточнить, как же все-таки правильней в этом случае избавляться от заусенца, может быть чистая кожа эффективней, или деревяшку лучше резать по торцу, или еще как? В общем то после моего удаления волосы бреются (не строгаются, как написал в первый раз) уверенно, кромка не блестит, ватка волокон не оставляет, но остается какая-то неудовлетворенность непонятная.
Alitet 26-06-2013 20:53

"В общем то после моего удаления волос строгается уверенно, кромка не блестит, ватка волокон не оставляет, но остается какая-то неудовлетворенность"

Это психическое. Типа аудиофилии, когда в погоне за все более качественным звучанием, заболевшие начинают не музыку слушать, а колонки - звук раскладывать на составляющие и, в надежде услышать что-то доселе неизведанное, гоняются за всякими улучшайзерами, типа специально намагниченных нанопроводников.
Обычное дело. Все нормальные перфекционисты через это походят.

Острота достаточная ? Держится субъективно долго ? Забейте и получайте удовольствие.

С уважением,
Алитет.

oldTor 26-06-2013 21:11

https://forum.guns.ru/forummessage/224/1014104.html

и ещё вот:
https://forum.guns.ru/forummessage/224/1034731.html

Nikolay_K 26-06-2013 21:57

quote:
Originally posted by Alitet:

Может ли кто-то поправить меня и уточнить, как же все-таки правильней в этом случае избавляться от заусенца, может быть чистая кожа эффективней, или деревяшку лучше резать по торцу, или еще как? В общем то после моего удаления волосы бреются (не строгаются, как написал в первый раз) уверенно, кромка не блестит, ватка волокон не оставляет, но остается какая-то неудовлетворенность непонятная.


quote:
Originally posted by Alitet:

Это психическое. Типа аудиофилии, когда в погоне за все более качественным звучанием, заболевшие начинают не музыку слушать, а колонки - звук раскладывать на составляющие и, в надежде услышать что-то доселе неизведанное, гоняются за всякими ...


Частенько "психическое" имеет какие-то вполне материальное и рациональное объяснение.

В данному случае, например, причина может в быть в том, что человек когда-то попробовал резать каким-то
особо острым ножом или хорошей бритвой, и у него где-то в глубинах сознания остался запечатлился в подсознании
"тот самый вкус" а теперь в процессе проверки результата своей заточки обнаруживается
несовпадение и от того рождается психический дискомфорт. Причем не рационализированный, а в форме
такой вот непонятной неудовлетворенности.

Зауснец тут может быть и не виноват, причина может быть совсем в другом, например в структуре стали,
специфических механических свойствах, в недостаточной её твердости и т.д.

Поэтому надо учиться различать ситуацию в которой причина в заусенце от ситуации, когда она в чём-то другом.
Это не так просто, как может показаться, особенно при заточке на тонких абразивах.

Livsi KZ 16-04-2014 11:27

Скажите, пожалуйста. Вот глядя на фото- это заусенец?

Нажмите, что бы увеличить картинку до 1440 X 1080 129.1 Kb
odisssey 17-04-2014 09:49

Livsi KZ
А что это на фото, нож? Размер не очень понятен, нужно что-то типа линейки в кадре. Если нож то где подводы? У меня что-то похожее получается когда фреза чуть-чуть не дорезает по высоте и остается пленка толщиной несолько соток, точильным камнем такую заусенку не сделаешь. Чем кстати вы это сделали?
Livsi KZ 17-04-2014 10:32

quote:
Originally posted by odisssey:
Livsi KZ
А что это на фото, нож? Размер не очень понятен, нужно что-то типа линейки в кадре. Если нож то где подводы? У меня что-то похожее получается когда фреза чуть-чуть не дорезает по высоте и остается пленка толщиной несолько соток, точильным камнем такую заусенку не сделаешь. Чем кстати вы это сделали?

Это нож. Ширина подводов, попавших в кадр, примерно 0,3мм
Вопрос связан вот с чем. Глядя в микроскоп, я вижу заусенец. Но образовался он в процессе не заточки, а эксплуатации. После заточки нож осматривался через микроскоп, для контроля резалась пробка, многослойная бумага. Потом нож два месяца работал на кухне. Если бы заусенец был после заточки, это по идее должно было сразу выявиться- заусенец быстро загнулся бы.

Я понимаю, как образуется заусенец при заточке. А вот за счет чего он может образовываться при эксплуатации? Единственное, что приходит в голову, что мягкая сталь (а это кухонник из довольно мягкой стали) на тонкой кромке под давлением в процессе реза потихоньку "сминается", образуя такое вот

Alex_klg 17-04-2014 10:37

Нож мусатился? чем и какими движениями?
"Заусенец" явно поднят и здоровущ.
odisssey 17-04-2014 10:46

Нажмите, что бы увеличить картинку до 1440 X 1080 180.4 Kb
подводы это то что я выделил красным или голубым?
Livsi KZ 17-04-2014 11:41

quote:
Originally posted by Alex_klg:
Нож мусатился? чем и какими движениями?
"Заусенец" явно поднят и здоровущ.

Я пытался хозяйку этих ножей научить пользоваться мусатом, но она его как-то игнорирует. Спрашивал пару раз
-мусатом пользуешься?
-как-то раз пробовала, а вообще нет
-а почему?
-да как-то, что-то... не знаю.

Livsi KZ 17-04-2014 11:47

quote:
Originally posted by odisssey:

подводы это то что я выделил красным или голубым?

Нет, подводы- это всё, что Вы видите в кадре
Красная линия- это примерно 0,2-0,3мм

Нажмите, что бы увеличить картинку до 1440 X 1080  71.1 Kb

Alex_klg 17-04-2014 12:12

Картинка напоминает зверски отогнутую на ту сторону рк, поточенную и возвращенную на место усилием воли, очень уж характерная впадина на показанном подводе...
то есть нож либо зверски мусатился, либо "так и было сделано"
Кмк.
odisssey 17-04-2014 12:13

Вообщем я не совсем понимаю что это, качество фото не очень хорошее, это не заусенец который бывает при заточке, больше всего похоже что нож после мусата очень неаккуратно использовали. И в итоге кромка где завернулась, где замялась, кусков кромки вообще не хватает, похоже в этих месте было замятие, которое вырвало из кромки при дальнейшем использовании или подточке мусатом. Я похожее видел на мягком советском кухоннике, которым резали все подряд типа костей, резали на тарелке и т.д.
Сталь на том угле который был, около 30 градусов, такого просто не выдержала.
guegue 17-04-2014 12:15

У меня похожее случается. Месяц поюза, одна правка металлическим мусатом "от зерна".

guegue 17-04-2014 12:18


Нажмите, что бы увеличить картинку до 714 X 536  95.6 Kb
dmitrichW 18-04-2014 15:35

Мягкая сталь для который угол заточки маловат.
Это загнутая и смятая РК.
Если часто пользоваться мусатом она отломиться и будете Вы резать некоторое время неровностями, которые остались от излома, а потом придется затачивать.
Не могу сказать не видя ножика точнее. Попробуйте увеличить угол заточки.
guegue 18-04-2014 16:37

Спасибо, мне тоже кажется, что на моем фото именно завернутая, а потом поднятая мусатом кромка.
oldTor 17-09-2014 08:17

Самая засада с совсем микроскопическим заусенчиком, который иногда удаётся обнаружить только в существенном увеличении, вот как тут (увеличение около 200х, кромка ножа из нержи в процессе доводки на арканзасе, после хиндостана с суспензией ботан-нагура):

После ещё минутки зачистки фаски, повышение угла просто увеличением акцента на зерно и конечный результат (всю фаску зачищать, тем более на нерже, на обычном рядовом кухоннике было нецелесообразно):

И тут, кстати, хоть и не очень хорошо, но видно все три этапа заточки - более грубый участок у самой границе спуск\подвод от серакса 707 (последнее время заново открыл для себя этот прекрасный водник, можно сказать), затем наиболее широкая часть фаски - обработка с лёгким повышением угла на хиндостане с суспензией ботан-нагура, а затем работа арканзаса - сначала поверхностная "зачистка" предыдущей фаски, затем ещё одно лёгкое повышение угла для окончательного финиша.


цитата:
Изначально написано oldTor:
Вероятно... может это уже не столько заусенец, в привычном понимании, сколько усталость самой кромки в процессе обработки - сталька довольно мягкая и не ахти..
Я построгал сосновую дощечку, но он просто завернулся, по большей части, а отвалился только местами. Поэтому, так как меня ещё беспокоил тактильный отклик при проводке по ногтю, решил "подстраховаться" (всё-таки "префиниш" был грубоват) и чуть повысить угол - всё получилось.
С уважением.


цитата:
Изначально написано vovchiklj:

Вдоль или поперек?
Я по дощечке в торец между кольцами кромку пропускаю несколько раз. Но только после белоречита с повышением угла.
Очень давно в школе проходил практику на фабрике по резьбе шкатулок, там учили заканчивать (после кожи с ГОИ) контрольный рез по липовой дощечке поперек волокон, если рез блестит как полированный и режется легко значит заточка удалась.


Вдоль, легонько.. но я не особо заморачивался, так как стало ясно, что если он и так заворачивается, то проще ещё фасочку соорудить меленькую..

Alex_klg 17-09-2014 08:49

Вот как вы это делаете?!) в смысле разборчивые фото
Да, то что я угадываю да вывожу на чистую водичку косвенными методами тут просто ОчеВидно)
Мне кажется, что хинд недочистил малость и следы Серакса так и остались бахромкой. Действительно, это скорее не заусенка в типичном представлении, а именно остатки от прежних деяний. зло-память пресловутая..
А зачистку вдоль после обдирки делали?
Komimort 17-09-2014 10:06

цитата:
Изначально написано Алексей Алексеев:
В общем то после моего удаления волосы бреются (не строгаются, как написал в первый раз) уверенно, кромка не блестит, ватка волокон не оставляет, но остается какая-то неудовлетворенность непонятная.

Пока что единственный тест, который мне помогает выяснить есть заусенец или нет без оптики - строгание деревяшки наискосок, под 45 град. к волокнам.
Если есть хотя бы микрозаусенец, кромка заблестит и брить перестанет. Жестокий тест, но весьма показательный. Надо сказать, что даже мягкая нержавейка без заусенки тест проходит. Для резцов в тесте использую ясень, березу, для кухонных ножей - мягкую деревяшку, типа сосны без сучков, елки - выбор деревяшки зависит от угла заточки и твердости стали.

Нож с заусенцем может пройти тест, но после - брить не будет. Полирование на деревяшке "от зерна" может просто выпрямить заусенец. Такой нож брить будет, но недолго.

Я обычно свожу заусенки на ножах методом, который где-то советовал Дмитрич - перед доводкой убираю остатки заусенца мелким бруском вдоль кромки, очень легким движением, и потом уже довожу кромку - быстро и эффективно получается.

oldTor 17-09-2014 10:40

цитата:
Изначально написано Alex_klg:
Вот как вы это делаете?!) в смысле разборчивые фото
Да, то что я угадываю да вывожу на чистую водичку косвенными методами тут просто ОчеВидно)
Мне кажется, что хинд недочистил малость и следы Серакса так и остались бахромкой. Действительно, это скорее не заусенка в типичном представлении, а именно остатки от прежних деяний. зло-память пресловутая..
А зачистку вдоль после обдирки делали?

С трудом))
Долго верчу, пока освещение правильно поймаю - сложность в том, что относительно рассеянный свет даёт правильную подсветку фаски, но засвечивает всё. А узконаправленный даёт не то освещение фаски..
Сложно сказать что именно не нравится, но вот пока не навострился делать лучше...
Хинд действительно недочистил, переход на арк рановат, но тут вопрос решался повышением угла, а грубенькая основная фаска на нерже не такая беда, вот если б углеродка - зачистил бы тщательнее.
Но от хиндостана тут по-моему не сама "заусенка", а скорее пара микросколов на РК - их можно разглядеть. Всё жк думаю, что кажущаяся заусенкой полосочка - следствие усталости стали на самой РК даже от очень столь недолгой и щадящей по времени обработки...
Да, по рекомендации Дмитрича, я и на ножах, не только на бритвах, применяю после каждого камня после 1000-ника, сначала проходы вдоль для убирания "бахромы", а потом уже работу "как обычно". Но арк снёс рёбра рисок от хиндюка, а вот потом в процессе работы на нём "вытащилось" вышепроиллюстрированное явление...
С уважением.

Nikolay_K 17-09-2014 12:24

цитата:
Originally posted by oldTor:

Самая засада с совсем микроскопическим заусенчиком, который иногда удаётся обнаружить только в существенном увеличении, вот как тут (увеличение около 200х, кромка ножа из нержи в процессе доводки на арканзасе, после хиндостана с суспензией ботан-нагура):

---

Вероятно... может это уже не столько заусенец, в привычном понимании, сколько усталость самой кромки в процессе обработки - сталька довольно мягкая и не ахти..
Я построгал сосновую дощечку, но он просто завернулся, по большей части, а отвалился только местами. Поэтому, так как меня ещё беспокоил тактильный отклик при проводке по ногтю, решил "подстраховаться" (всё-таки "префиниш" был грубоват) и чуть повысить угол - всё получилось.



не уверен, что это уместно называть заусенцем... и очень любопытно было бы взглянуть на то, как оно выглядит на увеличении 3000х с хорошей глубиной ( но увы, это уже достижимо на SEM...)

иногда в таких случаях помогает рекомендованное Дмитричев "выполаскивание" на арканзасе

а иногда строгание чистой сухой деревяшки... ( сосна, клён, ... )

и другие тоже так делать рекомендуют:

цитата:
Originally posted by vovchiklj:

Я по дощечке в торец между кольцами кромку пропускаю несколько раз. Но только после белоречита с повышением угла.
Очень давно в школе проходил практику на фабрике по резьбе шкатулок, там учили заканчивать (после кожи с ГОИ) контрольный рез по липовой дощечке поперек волокон, если рез блестит как полированный и режется легко значит заточка удалась.