Я не призываю копировать эту технику, ее достаточно раскритиковали в прошлом, но мне до сих пор любезны мелкие (100-120*20-35мм) камушки
Для обучения стОит поискать советский электрокорунд, имхо, типа 25а м14(20-28) см 1(2) или с1 - вполне доступно, не жалко и в меру споро и показательно в учении. Ими можно и переточить и неловкое движение не загубит всех трудов.
Только вот по форме ножа я с Олегом не соглашусь) там лучше что то типа овощного ножичка, чтобы линия рк продолжала рукоять, без явного выпячения вперед - этот лишний рычаг сбивает с толку и угол будет дополнительно играть.
Режим труда/отдыха именно так, добавлю еще тему о настрое, заставлять себя не стоит, лучше отложить до ощущения "охоты".
цитата:Originally posted by Alex_klg:
Для обучения стОит поискать советский электрокорунд, имхо, типа 25а м14(20-28) см 1(2) или с1
Как это делается? Еще в детстве, тренер нам говорил: "представьте поляну с чистым снегом, по которой вы едете на лыжах. Проехали один раз посредине - остался один след. Проехали второй по диагонали, третий поперек, четвертый зигзагом и перепахали всю поляну, не оставив никакого четкого следа ни в голове, ни в теле, и лыжи по прежнему не имеют устойчивой опоры, которую дает хорошая лыжня. Поэтому вы, как и в самый первый раз, будете ездить по поляне медленно и неуверенно, утопая в снегу и теряя силы. Если же вы будете держаться одного, изначального следа, то достаточно быстро, за несколько проходов, сформируете устойчивую лыжню. Этот след будет вам знаком, привычен, тверд, и с каждым разом будет помогать все больше набирать скорость и все меньше тратить силы и внимание на прохождение маршрута."
Чтобы поставить паттерн - нужно максимально избегать ошибочных, неверных движений. Каждое последующее движение должно повторять предыдущее. Как говорил один известный человек: секрет управления - в избегании вариаций. Необходимо полностью устранить любые вариации и повторять изначальное движение, даже если оно было и не совсем корректно или совсем не корректно - не важно - надо учиться повторяться. Чем больше будет попаданий - тем глубже колея и тем устойчивее и стабильнее движение. Так что - запретите себе ошибки.
Как повторять без ошибок то, что вы еще не умеете? Делать небольшие движения предельно медленно и внимательно. Одно четкое медленное движение вперед, такое же движение на пределе концентрации назад. Заточка высокого уровня - это прежде всего способность к концентрации, без нее не помогут никакие знания и творческие навыки. Сделайте десять (сколько нетрудно - NN) движений предельно сосредоточенно и оставьте упражненение - отдохните и, когда будет охота - начните снова. Единственная задача в этом упражнении - нельзя допускать никаких вариативных движений. Изначальный угол же может быть любой - сначала нужно контролировать только один критичный параметр. Делать это упражнение нужно каждый день, а лучше - два, три раза в день. Только так можно сформировать устойчивую привычку. Кажется что на это нет времени? Но это три раза по одной-две минуте. При этом, как говорил где-то Николай, вам даже не нужен нож и камень - можно водить линейкой по какой-нибудь достаточно гладкой плоскости.
Я тренируюсь небольшим кухонником -12 см лезвие, на Грэй Алании. При этом мне все равно, что происходит с ножом и бруском - всё внимание на руки. Главное - осознавать каждый миллиметр движения. Стоящая задача - сформировать привычку к неестественным пока движениям. Задача будет выполнена, когда вы достигнете нормальной для вас скорости движений и будете при их полном контроле достаточно расслабленным (следите за паразитным напряжением на лице, шее и трапецевидных мышцах) и сможете без отрыва от дела отвлекаться, например, на несерьезные разговоры.
Мастерство приходит с репетициями (повторениями) под надзором грамотного наставника. Но иногда приходится обходиться малым, и тогда хватает просто надзора, в данном случае - собственного. При таком подходе, контроль придет достаточно быстро. Всё в ваших руках
PS: Ну а после нужно развивать чувствительность. Вот тогда уже надо переключиться именно на абразивные бруски, причем такие, которые дают достаточно ясный отклик.
Думаю разберетесь.
цитата:Originally posted by demonis:
СТ 3!!
вот тут уж дешево и сердито.
цитата:Удержание угла не самое главное.
При всем искреннем уважениии - вообще-то так называется тема и человек просит помощи именно в постановке навыка удержания угла.
цитата:Самое главное это выбор нужного угла для данной работы.
Но и даже отходя от темы, позволю себе не согласиться с Вашим утверждением. Какой смысл в выборе нужного угла, если человек не способен его удержать?
Удержание угла - это фундаментальный навык хорошего заточника (я это знаю, как плохой заточник), и именно из-за отсутствия этого навыка и неспособности или нежелания его развивать, подавляющее большинство даже продвинутых заточников работают на приспособлениях. Единственное, что дают точилки - это гарантированное удержание угла. И потому, основное, что нужно освоить для качественной свободной заточки руками - это также удержание угла. А дальше добавляйте и интеллект и творчество, но изначально - без ручек не будет и мультиков.
Вторая по важности способность - это способность уверенно поймать плоскость подвода на плоскости камня, а потом контролируемо изменять этот угол. И эта способность связана с развитием чувствительности к мельчайшим нюансам взаимодействия стали и поверхности абразива. Дальше - опять стабильное удержание угла, без чего нет смысла ловить подвод и первым же движением непроизвольно изменять его геометрию.
Разумеется сейчас мы не обсуждаем необходимые знания и понимание процесса заточки, равно как и инструменты и технику работы. Мы лишь говорим о физических навыках работы руками, дающими умение, которое так и называется - ручная заточка. При этом, все равно, какие вы используете абразивы и какие совершаете манипуляции, вы либо умеете хорошо точить руками, либо нет. И в этом случае, уверенное удержание угла - краеугольный камень мастерства.
И где, кстати, ТС?
цитата:Originally posted by ecoist:
Самое главное это выбор нужного угла для данной работы.Но и даже отходя от темы, позволю себе не согласиться с Вашим утверждением. Какой смысл в выборе нужного угла, если человек не способен его удержать?
кроме выбора и угла и его удержания не менее важен навык удержания нужного давления.
Ибо что толку в правильно выбранном и удерживаемом угле, если заточник давит со всей дури и вместо того, чтобы заострить кромку отгибает её и тупит...
Пока я делаю так: сделал шаблоны нужных углов из картона (треугольники), ставлю нужный на камень а на него кладу нож. Делаю поправку на угол сведения. Стараюсь удерживать угол ориентируясь по положению обуха над камнем не допуская визуального качания клинка. Технику удержания использую с семинара Дмитрича (спасибо Вам за науку).
И в том, и в другом случаях, если вы попали в плоскость подвода - будет меньшее торможение, будет скольжение. Если попали РК - это сразу заметно, попали переходом из спуска в подвод (ребром) - аналогично.
Если уже подзалинзован этот переход, то будет несколько сложнее.
1) Первое, с чего начать - положите РК на камень, примерно на угол, какой правильный +\- - сейчас не важно. Приподнимите и с очень малым нажимом попробуйте точить. Слышите? Ощущаете? Видите, как лезет суспензия? (это если водник)
Чуть проточили, смотрим - появиться должна новая полоска на подводе - там, где точили. Точим еще - полоска расширяется. И т.д.
2) Запомнили ощущения, переходим к пробам, какие ощущения и звуки при попадении ребра перехода из спусков в подводы. Аналогично все.
3) Теперь пытаемся попасть между двумя неправильно проточенными тропками на подводах. Ну или, что проще, протачиваем аккуратно какой-то участок РК с каким-то углом.
3.1 Полный подвод или значительную его часть получили.
3.2 кладем подвод на камень и чуть-чуть пытаемся вести на\от себя рк.
Если угол правильный, то сопротивление будет наименьшее.
Обычно хватает 2-3х проб, если камень не совсем в ноль гладкий\твердый.
4) иногда пользуюсь маркером + память:
нанесли маркер, поставили на угол, чуть убрали акцент с РК на подвод, легко провели - смотрим, где стерся маркер.
Если на ребре - не попал совсем. Если у ребра - ставим обратно, меняем акцент, протачиваем - не забываем про правильные звук и ощущения.
+ регулярный контроль.
За счет такого алга нарезать до 5 микроподводов с последним на РК - не проблема.
А вот нарезать два и третий посередине (ну захотелось вернуться к полному подводу без ступенек) - у меня редко получается.
А, вот еще - я ж читер. Я угол запоминаю по указательному пальцу: обух лезвия на сгибе, палец касается ребра камня.
Точить по памяти так или иначе придется когда-нибудь, когда дело будет касаться обдирки, быстрого ремонта или совсем тонкой доводки.
!!! не используйте (ну или не забывайте убирать пальцы) это на алмазах на никеле - пальцы до крови съедает незаметно.
------
Вот. Если в микроскоп это дело контролировать, то, при постоянстве движений и угла у вас не должно быть изменения траектории рисок по всей ширине подвода или изменения блеска, когда где-то блестит, а где-то матовая фигня (недоработка - матовые части попали на суспензию, глянцевые - где шла работа в контакте с камнем).
Здесь https://fotki.yandex.ru/next/u.../1021859?page=0 например ближе к РК возникает зрительное ощущение, что риски заворачивают. На деле - где-то в ходе работы срезал камня и из-за сопротивления или еще чего - чуть другой угол рисок нарезался.
Вот здесь https://fotki.yandex.ru/next/u.../1020937?page=0
разная светлота участков. Первый переход тона - это сглаженный переход в микрофаску + у самой РК справа - еще темнее тень - это завал или еще чего.
Вот еще пример https://fotki.yandex.ru/next/u.../1019498?page=0
полоса у РК - наметка на микрофаску - другой отблеск
+отблеск на РК - не помню, что там было (может и все норм), но обращать внимание на такие вещи стоит и посмотреть под другим углом.
Чем четче переход, площее подвод - тем проще потом на камнях тоньше и плотнее работать. Вот здесь получилось норм https://fotki.yandex.ru/next/u.../1021861?page=0
Примеров удачнее, увы, навскидку не смог накопать..как-то так в общем.
Спасибо Олегу за конкретные советы.
Хочу только добавить, что достичь уверенного попадания в угол без всяких приспособлений можно, но скорее всего, для большинства из нас, только несколькими годами практики - постоянной осмысленной тренировки с неугасаемым желанием совершенствоваться. Профессиональные спортсмены тренируются два раза в день плюс часовая зарядка (плюс индивидуальные вечерние занятия), музыканты играют ежедневно - часами, стараясь постоянно улучшать и улучшать качество своего мастерства. А многие из тех, кто не могут хорошо точить - хотят слишком быстрых результатов, от зачастую механических и очень редких тренировок. Увы и ах, волшебства в заточке не случится. Практика, практика и еще раз практика, с желанием быть лучше себя вчерашнего. Как это не прискорбно - высокий уровень мастерства требует высокую степень воли. (Поэтому у всех есть точилки).
Один великий пожилой музыкант, играющий на ситаре, как-то сказал: Когда я не играю один день - я уже слышу, как ухудшилась моя игра. Когда я не играю два дня - это уже слышат мои лучшие ученики. Когда я не играю три дня - это начинают слышать мои постоянные слушатели на первом ряду. Если я буду не играть больше этого, я уже никогда не смогу догнать уровня того музыканта, каким бы я стал, если бы играл каждый день.
цитата:Originally posted by ecoist:Один великий пожилой музыкант, играющий на ситаре, как-то сказал: Когда я не играю один день - я уже слышу, как ухудшилась моя игра. Когда я не играю два дня - это уже слышат мои лучшие ученики. Когда я не играю три дня - это начинают слышать мои постоянные слушатели на первом ряду. Если я буду не играть больше этого, я уже никогда не смогу догнать уровня того музыканта, каким бы я стал, если бы играл каждый день.
другой музыкант жаловался на то, что в наши дни бедным музыкантам приходится слишком много тратить время на второстепенные дела и из-за этого мало кто может себе позволить хотя бы по 8 часов каждый день упражняться в игре на инструменте, как это было в прежние времена, когда придворные музыканты получали достаточное жалование и были освобождены прочих дел и обязанностей
впрочем отдельным особо преданным своему делу музыкантам как-то удавалось:
цитата:
Жил Микеланджели скромно, непритязательно, ходил почти всегда в своём любимом чёрном свитере. Жилище его мало чем отличалось по убранству от монастырской кельи. За роялем занимался чаще всего ночами, потому что это позволяло полностью отключиться от всего постороннего. 'Очень важно не потерять контакта с собственным Я, - сказал он однажды. - Прежде чем выйти к публике, артист должен найти дорогу к самому себе'. По-видимому, норма работы за инструментом у Микеланджели была довольно высокой: 7-8 часов в сутки
https://ru.wikipedia.org/wiki/...0%D1%80%D1%82%D 1%83%D1%80%D0%BE
цитата:
Arturo Benedetti Michelangeli had an artisan's concept of his job of pianist. To play, he used to say, means labour. It means to feel a great ache in the arms and in the shoulders. He practiced up to eight, ten hours per day, in quest for an equilibrium between the long for the sound effects that the instrument cannot yield and the sensitiveness that allows one to steal the maximum from it nonetheless, as he used to say to his disciples. He used to work on a piece until it was technically perfect, then he began to think about its interpretation. He stopped practicing just a couple of days before the last rehearsal, not to go on the stage with his hands and his mind tainted by the mechanics of exercise. As the years passed by, his extreme sensibility of touch transformed into an absolute equilibrium of the pianistic colours. Together with few other exceptional pianists, Arturo Benedetti Michelangeli stretched the pianistic technique to extreme limits, and it is inconceivable that one could do more both in precision, elegance, and powerfulness.
цитата:Originally posted by ecoist:
Удержание угла - это фундаментальный навык хорошего заточника (я это знаю, как плохой заточник), и именно из-за отсутствия этого навыка и неспособности или нежелания его развивать, подавляющее большинство даже продвинутых заточников работают на приспособлениях. Единственное, что дают точилки - это гарантированное удержание угла. И потому, основное, что нужно освоить для качественной свободной заточки руками - это также удержание угла. А дальше добавляйте и интеллект и творчество, но изначально - без ручек не будет и мультиков.Вторая по важности способность - это способность уверенно поймать плоскость подвода на плоскости камня, а потом контролируемо изменять этот угол. И эта способность связана с развитием чувствительности к мельчайшим нюансам взаимодействия стали и поверхности абразива. Дальше - опять стабильное удержание угла, без чего нет смысла ловить подвод и первым же движением непроизвольно изменять его геометрию.
цитата:Originally posted by dmitrichW:
Давно уже не строю иллюзий и не фантазирую по этому поводу.
цитата:Originally posted by dmitrichW:
Поймать и удержать нужный угол на глаз, без приспособ и не имея точки отсчета это иллюзия.
цитата:Originally posted by dmitrichW:
Точкой отсчета является обдирочный угол, имея который можно говорить о тактильных ощущениях при дальнейшей работе на достаточно широких подводах. На подводах малой ширины получить желаемое весьма проблематично для большинства сапиенсов даже с высшем пилотажем - руки вносят качание при движении, отследить которое мало кому удаётся и от этого угол улетает не известно куда.
При всем уважении, если имеются ввиду человеческие возможности вообще, Вы здесь либо слишком преувеличиваете, либо говорите о несущественном - ничтожно малых колебаниях и вариациях в движениях мастера, которыми можно пренебречь. У всего есть предел точности, и здесь вроде нет детей и все эти пределы более менее понимают, и не строят иллюзий, собираясь точить как станки. Вашего с Николаем умения большинству из нас - более чем достаточно.
То, что вы оба делаете для форума и товарищей - переоценить невозможно. Как и невозможно что-то долго любить и строить на эмоциональном упадке. Так к чему же эти минорные аккорды? Ручная заточка - это фарс? Переходим на апексы с алмазами?
цитата:Originally posted by ecoist:
Так к чему же эти минорные аккорды? Ручная заточка - это фарс? Переходим на апексы с алмазами?
Простите за флуд
Гоголь. Мертвые души, о лакее Чичикова Петрушке -
"Характера он был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно все равно, похождение ли влюбленного героя, просто букварь или молитвенник, - он всё читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от нее бы не отказался. Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит." Коней цитаты.
Для меня лично заточка это получение максимально хорошего качества РК.
Если Вы любитель процесса заточки - это другое дело - занимайтесь медитацией в своё удовольствие и подведите под это действо философскую базу по поводу человеческих возможностей четкого удержания угла на доводочном подводе (именно его геометрия и шероховатость определяет конечный результат) шириной 0,5мм. Наверно многие это могут сделать легко, на весу и без приспособ.
Опасная бритва затачивается и правится вручную при четком удержании угла строем бритвы - ребро обушка и РК одновременно лежат на камне, но Вам не удаться заточить бритву нормально, пока она гарантировано четко не ляжет обушком и РК на камень.
Повторю еще раз - изначальный угол отсчета необходим, а чем Вы его выполните на точиле, на приспособе, по ширине подводов по бликам решать Вам. Далее Ваши умение расслаблятся при работе, включив только нужные мышцы для четкого понимания тактильных ощущений и контроля участка подвода, который вы обрабатываете.
Каждый выбирает, что для него главное по жизни - сам процесс либо результат.
цитата:Originally posted by ecoist:
При всем уважении, если имеются ввиду человеческие возможности вообще, Вы здесь либо слишком преувеличиваете, либо говорите о несущественном - ничтожно малых колебаниях и вариациях в движениях мастера, которыми можно пренебречь. У всего есть предел точности, и здесь вроде нет детей и все эти пределы более менее понимают, и не строят иллюзий, собираясь точить как станки. Вашего с Николаем умения большинству из нас - более чем достаточно.
То, что вы оба делаете для форума и товарищей - переоценить невозможно. Как и невозможно что-то долго любить и строить на эмоциональном упадке. Так к чему же эти минорные аккорды? Ручная заточка - это фарс? Переходим на апексы с алмазами?
цитата:Originally posted by dmitrichW:
Это не минорные аккорды и не голословные заявления, но плод ошибок трудных.
Ручная заточка это не фарс, но вынужденная необходимость. Можно достичь в ней высоких вершин в силу индивидуальных возможностей и навыков, но всем ли это надо. Каждый решает сам.
Заточка это процесс получения острой кромки. Качество кромки зависит, в конечном итоге, от четкой геометроии и шероховатости доводочных подводов.
цитата:Originally posted by dmitrichW:
Опасная бритва затачивается и правится вручную при четком удержании угла строем бритвы - ребро обушка и РК одновременно лежат на камне, но Вам не удаться заточить бритву нормально, пока она гарантировано четко не ляжет обушком и РК на камень.
помимо бритвы есть много других инструментов
строй которых рассчитан на ручную заточку без приспособлений
это и некоторые виды скандинавских и якутских ножей
и масса разнообразного традиционного японского инструмента... включая "ва-бочо" и столярный инструмент.
А что касается бритв, то при сильном желании и опыте можно заточить и без касания обушком поверхности камня, но для этого надо очень хорошо понимать что мы делаем, очень хорошо чувствовать металл и иметь помимо опыта очень хорошие абразивы.
Пишу об этом не для того, чтобы подать пример, но просто приходилось такими вещами заниматься --- бывает приносят кривую бритву которую чуть ли на наждаке затачивали, обушок тоже весь кривой... исправлять всю геометрию убийственно долго... но можно заточить и не исправляя. Особенно если вспомнить про ступеньки, методы заточки с прогрессивным увеличением угла, метод контроля по бликам и т.д. Это имеет ценность как своего рода спорт и также для крайних случаев, когда не имея ни времени, ни возможности сделать всё как положено приходится искать обходные пути чтобы сделать хоть как-то и заставить несчастный инструмент работать вопреки его убитому состоянию.
По большому счёту Дмитрич прав в том, что для основной массы современных ножей и предполагаемых для них задач проще, быстрее и дешевле использовать приспособления задающие угол, а не заниматься таким вот странным "спортом".
Но для углубления понимания того что такое заточка и какими методами можно достичь остроты этот "спорт" очень ценен... пройдя через все эти странные вещи начинаешь понимать заточку и всё что с ней связано на совершенно другом уровне недостижимом для тех, кто всё время точил на приспособлениях и боялся оторваться от них.
цитата:Originally posted by dmitrichW:
Если Вы любитель процесса заточки - это другое дело - занимайтесь медитацией в своё удовольствие и подведите под это действо философскую базу по поводу человеческих возможностей четкого удержания угла на доводочном подводе (именно его геометрия и шероховатость определяет конечный результат) шириной 0,5мм. Наверно многие это могут сделать легко, на весу и без приспособ.
Да, я любитель, во всех смыслах этого слова. И это хорошо - заниматься тем, что любишь, без нужды и без вознаграждения.
Хочу уточнить одно - заточка ножей никогда не будет медитацией. Медитация - это осознанное и безучастное наблюдение процесса, без оценки и без корректировки. Будда говорил - татхагата - все есть так, как есть. Вы все видите, но не во что не вмешиваетесь.
Заточка ножей - это высокая степень концентрации, даже когда работаешь на приспособах. Это как езда на высокой скорости - нужна предельная собранность. Вот именно этим я и занимаюсь, без какой-либо философии, она тут не нужна.
цитата:Originally posted by dmitrichW:
Каждый выбирает, что для него главное по жизни - сам процесс либо результат.
А здесь, я думаю мы ничего не выбираем, и соглашусь с востоком. Жизнь это путь, это процесс. И результат у нее один... Просто достижение некоторых промежуточных результатов, дает возможность углублять и обогащать этот процесс.
цитата:Originally posted by Омский55:
Я так понял, что мне, с моими мозолистыми руками нереально получить тактильные ощущения... Не зря "щипачи" и опытные "медвежатники" на наждачке стачивают подушечки пальцев для лучшей чувствительности...
С большим к Вам уважением, Дмитрич.
цитата:Originally posted by dmitrichW:
Обдирочную фаску при ручной заточке японцы и китайцы выполняют движением вдоль РК как на ролике
Спасибо за очередной аутотентичный ролик и за то, что напомнили, уже ранее показанное Вами, что обдирку для повышения устойчивости можно делать вдоль кромки.
цитата:Originally posted by Омский55:
Лански и Апекс - мой предел...
Это так.
Только знаете что? Эти приспособы создали для Вас два предела.
Верхний предел - по качеству формирования подвода и самой режущей кромки, и возможно, по ее остроте. Что греха таить, нам такого руками, наверное, никогда не достичь.
Нижний предел я услышал от Мюррэя Картера, когда первый раз посмотрел его ролик - "Концепция углов", на ютюбе, полтора года назад. http://www.youtube.com/watch?v=4MyIsYqyBzY Именно после этого я и решил осваивать ручную заточку и пошел за китайскими камнями в стройтовары.
Мюррэй, начиная с 2:50 говорит две очень зацепившие меня вещи.
Первая заключается в том, что когда вы начинаете точить с использованием приспособ, вы тут же перекладываете (делегируете) всю ответственность за результат на приспособу и снимаете ее с себя. Когда вы точите руками, то вы сами каждую секунду берете на себя ответственность и каждую секунду принимаете микрорешение, развивая таким образом свой ум и остальные важные качества вашего характера. Это ваши действия, ваша ответственность, ваши решения, которые формируют и меняют вас, в любом случае делая вас лучше - умнее, любопытнее, прогрессивнее. (Немного отсебятины, просто передаю общий смысл). В этом ключе, точилки становятся реальными костылями, и Мюррэй призывает вас отбросить их. Он говорит - каждый может научиться точить руками.
Вторая вещь заключается в выборе и удержании угла, о котором мы здесь и говорим. Картер рассказывает, что вам не надо заботиться о каком-то точном значении угла для своих ножей. Используя свой нож на кухне или вне дома, а потом затачивая его на камнях, вы за пять шесть попыток интуитивно выйдете на примерный угол заточки этого ножа. Просто держитесь этого интуитивного угла - именно он вам и нужен. Конечно, это не получится быстро и сразу, и потому нужно постоянно контролировать процесс и подправлять угол, оглядывая подвод и кромку. Но в итоге, вы научитесь доверять своей интуиции и будете получать достаточную для этого ножа остроту на правильном для него угле.
Таким образом, нижний предел, задаваемый приспособами - это ваша минимальная ответственность, решительность, чувствительность и так далее, при максимальном результате. То есть, достаточно серьезное несоответствие и неадекватность, как если что-то делать чужими руками и присваивать результаты которых вы не заслужили себе. Это я осознанно утрирую и нагромождаю, надеюсь понятно для чего.
Вам просто надо начать, относясь к этому по возможности просто. Вот Вы, вот нож, вот камень. Мюррэй говорит, что быть может вам и не удастся хорошо заточить нож, но вы точно чему-то научитесь и станете более открытыми и опытными, даже более умными. Ничто из простых средств так не развивает активность мозга, как тонкая работа рук и пальцев...
Вы всё еще точите приспособой? Выходите за ее пределы - Вам понравится свобода.
Рад если кому-то пригодиться (монетки склеены).
(Хотя, это тоже костылики и в соседней теме кто-то уже спрашивал совета, как от этого отучиться).
цитата:Originally posted by ecoist:
Мюррэй, начиная с 2:50 говорит две очень зацепившие меня вещи.
Первая заключается в том, что когда вы начинаете точить с использованием приспособ, вы тут же перекладываете (делегируете) всю ответственность за результат на приспособу и снимаете ее с себя. Когда вы точите руками, то вы сами каждую секунду берете на себя ответственность и каждую секунду принимаете микрорешение, развивая таким образом свой ум и остальные важные качества вашего характера. Это ваши действия, ваша ответственность, ваши решения, которые формируют и меняют вас, в любом случае делая вас лучше - умнее, любопытнее, прогрессивнее. (Немного отсебятины, просто передаю общий смысл). В этом ключе, точилки становятся реальными костылями, и Мюррэй призывает вас отбросить их. Он говорит - каждый может научиться точить руками.
Вторая вещь заключается в выборе и удержании угла, о котором мы здесь и говорим. Картер рассказывает, что вам не надо заботиться о каком-то точном значении угла для своих ножей. Используя свой нож на кухне или вне дома, а потом затачивая его на камнях, вы за пять шесть попыток интуитивно выйдете на примерный угол заточки этого ножа. Просто держитесь этого интуитивного угла - именно он вам и нужен. Конечно, это не получится быстро и сразу, и потому нужно постоянно контролировать процесс и подправлять угол, оглядывая подвод и кромку. Но в итоге, вы научитесь доверять своей интуиции и будете получать достаточную для этого ножа остроту на правильном для него угле.
Таким образом, нижний предел, задаваемый приспособами - это ваша минимальная ответственность, решительность, чувствительность и так далее, при максимальном результате. То есть, достаточно серьезное несоответствие и неадекватность, как если что-то делать чужими руками и присваивать результаты которых вы не заслужили себе. Это я осознанно утрирую и нагромождаю, надеюсь понятно для чего.Вам просто надо начать, относясь к этому по возможности просто. Вот Вы, вот нож, вот камень. Мюррэй говорит, что быть может вам и не удастся хорошо заточить нож, но вы точно чему-то научитесь и станете более открытыми и опытными, даже более умными. Ничто из простых средств так не развивает активность мозга, как тонкая работа рук и пальцев...
Вы всё еще точите приспособой? Выходите за ее пределы - Вам понравится свобода.
Спасибо за цитату и перевод ( интерпретацию ).
цитата:
...
These devices assume that they know what is good for you in an term of primary angle.
But you know what?
It's a faulty way of thinking.
...
дальше идёт объяснение что для разных сталей и разных задач оптимальный угол может сильно отличаться и всё такое...
Murray молодец!
но есть ещё не менее важное --- даже сама эта модель образования кромки просто двумя плоскостями фасок с фиксированным углом слишком ущербная. Да, она упрощает понимание и она полезна для самых-самых начинающих в силу понятности,
но потом в ходе практического освоения заточки она слишком усложняет заточку тем, кто её принял как базовую и несомненную аксиому и пытается ей следовать всю жизнь. Она становится ещё одним костылём, который больше мешает, чем поддерживает. И вы будете обречены на мучения, на уйму потраченного напрасно времени, на неспособность добиться максимума возможностей от ножа, если не найдёте смелости, чтобы однажды выкинуть этот костыль и научиться ходить без него.
---
Осознанная ответственность в начале пути очень бывает полезна.
Но если честно, то поначалу она мучительна, так как мало опыта и потому мало надежды и много страха.
Потом она тоже бывает полезна, чтобы не скатиться от первых успехов в самоуверенность.
В конце концов эта мучительная ответственность за всё --- за состояние поверхности камня, за угол, за давление, за направление движений...
она становится помощницей и проводницей в мир возможностей, которые раскрываются перед тем,
кто не убоявшись вначале взять на себя ответственность научился всё это держать под контролем.
И в мир очень глубокого понимания того что происходит при заточке. Понимание это приходит через глаза и руки.
Чем меньше препятствий и посредников между руками и затачиваемым предметом --- тем легче понять металл и абразивы.
А когда углубитесь в этом понимании, тогда поймёте почему бывают полезны приспособления, какими они должны быть и в каких случаях они бывают полезны.
И перестанете спорить с Дмитричем.
цитата:Монетки ступеньками - просто класс!
(Хотя это тоже костылики и в соседней ветке кто-то уже спрашивал, как от этого отучиться).
Они лишь служат для того чтобы сверяться, основная работа проходит за счет контроля руками.
Да и если мы говорим про помощь: дети тоже начинают ходить держась за предметы, а уж потом сами.
Так же и тут, научишься с контролем, а потом сам будешь контролировать.
цитата:
но есть ещё не менее важное --- даже сама эта модель образования кромки просто двумя плоскостями фасок с фиксированным углом слишком ущербная.
А вот это очень интересно. Если будет время - раскройте пожалуйста эту тему, хоть немного.
цитата:Originally posted by ecoist:
А вот это очень интересно. Если будет время - раскройте пожалуйста эту тему, хоть немного.
уже давно тема раскрыта Дмитричем
в темах:
конспект семинара Дмитрича по приспособлениям
forummessage/224/89
и
семинар Дмитрича по приспособлениям... видеоматериалы
forummessage/224/89
также полезно заглянуть в тему
forummessage/224/89
цитата:Originally posted by oldTor:
Лично я обычно предпочитаю такой сценарий
цитата:Originally posted by oldTor:
слабее понятен тактильно нюанс угла
На ролике, представленным Николаем, с моим участием, показал приёмы и положения которым меня учили профи.
Как оказалось на практике самое трудное это держаться расслабленным, легко держать клинок, и не давить.
Это основа для тактильных ощущений и их правильного понимания как оказалось в последствии лично для меня.
http://www.youtube.com/watch?v=fdmrMNDL5Bw
Ярослав, при обдирке на 400 грит о тактильных ощущениях, при ручной заточке, не берусь говорить - здесь главное задать угол.
Разворот клинка относительно направления рабочего движения резко сглаживает качание, движение вдоль РК практически даёт плоский подвод.
Для меня лично тактильные включаются начиная от 1000 грит. При работе на более тонких абразивах тактильные ощущения даёт в основном момент выхода на РК
- особенно талантливо и артистически этим владеет Николай - часто с восторгом описывал мне свои ощущения при выходе на саму РК - он это остро чувствует.
Из своей практики - на тонких абразивах можно почувствовать выход на РК и отталкиваясь от этого контролировать угол, но не берусь утверждать, что все будут этим заниматься.
Мне, для более качественный заточки, рекомендовали, доведенным, тонким арканзасом движением вдоль РК,
ОБЯЗАТЕЛЬНО ставить барьер после обдирки и заточке на 1000-ке для удаления всех предыдущих заусенцев
и других бяк - писал об это не раз, и эта операция резко снижает помехи в тактильных ощущениях при доводке на тонких абразивах.
Сейчас, по тактильным ощущениям, пробую определять качество и однородность зерна на камнях
после легкого округления РК опытного клики арканзасом радиусом около 0,01 мм, пока пробую.
Повторю, усвоенные для себя правила - расслабление, нежное удержание клинка и не давить, особенно на тонких абразивах.
dmitrichW
цитата:Много раз повторял на этой ветке - человеку от природы дано на глаз с большой точностью определить вертикаль и горизонталь. Поймать и удержать нужный угол на глаз, без приспособ и не имея точки отсчета это иллюзия.
Тогда, совсем другое дело!
В этом ключе, не надо тренироваться держать угол вовсе. Нужно держать вертикаль и горизонталь.
Раз это можно сделать с большой точностью без приспособ, то нет и иллюзий, так как всегда наличествующей 'точкой отсчета' является горизонтальная плоскость абразива.
Примерная ситуация.
Есть горизонтальная плоская поверхность абразива и наклонная плоскость ножа, которую надо параллельно перенести по абразиву. Смысл работы по переносу заключается в снятии части металла с ножа точно заданным образом, что выполнимо только при строгом сохранении значения угла В и при постоянном соприкосновении плоскостей.
В этом виде, единственное, что определяет значение угла В - это положение точки Т1 на перпендикуляре h. Значит, искомое действие можно выполнять без контроля угла, а только контролируя высоту точки Т1 относительно плоскости абразива.
В результате, имеем две 'тривиальные' задачи - нахождение точки Т1 на вертикали h и параллельный горизонтальный перенос точки Т1 в точку Т2. Никаких неестественных манипуляций, кроме данных человеку природой способностей определения вертикали и горизонтали.
цитата:Originally posted by dmitrichW:
Из своей практики - на тонких абразивах можно почувствовать выход на РК и отталкиваясь от этого контролировать угол, но не берусь утверждать, что все будут этим заниматься.
можно не только РК почувствовать, но и все ступеньки, переходы и т.п.
в том числе и сопли висящие на РК и степень шерховатости как для РК так и для поверхности фаски
некоторые такие вещи тактильно через пальцы "видны" даже лучше, чем глазами
но навык восприятия и тонкого различения тактильных ощущений нарабатывается медленно и требует многих регулярных тренировок
Мне это далось не сразу и нарабатывалось очень долго.
у "среднестатистического человека" глаза и навыки различения зрительных образов развиты лучше, чем тактильное восприятие, из-за этого в начале освоения заточки проще и понятнее пользоваться глазами по бликам.
цитата:Originally posted by ecoist:
В этом ключе, не надо тренироваться держать угол вовсе.
Нужно держать вертикаль и горизонталь.
Триангл и наклонное размещение камней уже давно придуманы.
цитата:Originally posted by ecoist:
Тогда, совсем другое дело!
цитата:Изначально написано sedof:
Правил сегодня кухонную трамонтину. Камень в левой руке - нож в правой.
В какой то момент обратил внимание на то что лампа с лева за спиной отражается от клинка и отражение неподвижно. Получается что наклоняя камень на необходимый угол и поймав отражение на клинке очень просто держать точный угол. Вот как то так.
Какая классная идея! не зря говорят - всё гениальное просто! Но поди додумайся)
Спасибо! Надо попробовать....
цитата:Какая классная идея! не зря говорят - всё гениальное просто! Но поди додумайся)
Спасибо! Надо попробовать....
Начинать лучше с гритности порядка 1000 или чутка грубее, мягкости связки около СМ или чуть тверже: та же Chosera 1000 имеет довольно вязкий ход, который не шибко позволяет следить за углом по ощущению прилегания подвода к поверхности камня. Chosera 3000 уже начинает требовать что-то от пользователя в том плане, что в неё вполне можно воткнуться, подрезать - камень плотный и ошибки в плане нажима могут привести к втыканию.
Аналогично и с алмазами - слишком быстро соскребут мясо и не поймешь, то и как случилось.
Тема все же лежит основой за рамками текущей. Попробуйте поискать что-то вроде "камни для новичков" и пр.