Полковник В. КОПЫЛ
'НЕВИДИМЫЙ, ВИЖУ И УНИЧТОЖАЮ'
(Основные направления подготовки снайперов)
Советские снайперы девиз, вынесенный в заголовок статьи, в годы Великой Отечественной войны оправдали, став настоящей грозой для врага. Не потеряли своего значения они и в общей картине современного боя.
Их боевое мастерство - сплав искусства маскировки и наблюдения, а также ведения меткого огня в сочетании с умелы?ми тактическими действиями. К тому же снайперы, как правило, имеют высокую психологическую и физическую подготовку. В любом бою сверхметкие стрелки обязательно применят хитрость и смекалку, инициативу и находчивость. Они предельно хладнокровны, терпеливы и выдержаны.
Действуя в боевом порядке подразделения, снайперы смело выдвигаются вперед (на фланг) и ведут бой самостоятельно (или в паре). Их задача - уничтожать вражеских офицеров, наблюдателей, рас?четы различных противотанковых и радио?локационных средств, пулеметчиков, другие важные цели, вести противоборство со снайперами противника. Во многих во?енных округах и группах войск обучению военнослужащих данной специальности уделяется должное внимание. Но, к сожалению, не везде так обстоит дело. Кое-где подготовка снайперов пущена на самотек. И относятся к этой важной работе некоторые командиры как к чему-то второстепенному. Мол, не тот век, чтобы в бою делать ставку на винтовку, даже если она и снайперская. В таких частях и подразделениях результаты выполнения контрольного упражнения стрельб, решения огневых задач на учениях у них бывают даже ниже, чем у автоматчиков, пулеметчиков.
Ясно, что обучение снайперов должно проводиться комплексно, в течение всей их службы. По своему характеру, выполняемым учебным задачам эта работа четко подразделяется на этапы: отбор кандидатов, учебные сборы, обучение в составе подразделения. Расскажем о них подробнее.
Сначала о последовательности и содержании подготовки. После окончания каждого периода обучения (декабрь, июнь) в соединении проводится сбор с командирами сводных взводов снайперов. Одновременно в подразделениях окончательно решается, кого из солдат более ранних призывов назначить снайперами. А в ходе подготовки прибывшего пополнения подбирают кандидатов для последующего обучения по данной специальности.
С началом нового учебного периода в подразделениях под руководством командиров взводов проводятся (в течение месяца) совместные занятия штатных снайперов с вновь назначенными на эту должность. Первые совершенствуют приемы и способы действий сверхметкого стрелка в бою по уничтожению живой силы противника, повышают знания материальной части снайперской винтовки, приборов наблюдения, основ и правил стрельбы, наращивают навыки меткой стрельбы из СВД. Вторые в это время осваивают приемы и способы действий снайпера во всех видах боя, изучают материальную часть штатного оружия, правила стрельбы из него, овладевают приемами стрельбы из снайперской винтовки.
Все обучаемые отрабатывают подготовительные упражнения стрельбы, тренируются в выполнении норматива. Так, они учатся скрытно выдвигаться к объекту противника, передвигаться на поле боя (Т - ? 1, 2); составлять схемы местности (Р - ? 1). Совершенствуя приемы ведения огня, они соревнуются между собой в изготовке к стрельбе из различных положений в пешем порядке, разборке и сборке СВД. Тренируясь в действиях по сигналу 'Радиационная опасность', повышают навыки в надевании средств защиты. Кроме того, улучшают свою строевую выучку и физическую выносливость.
В феврале (августе) в частях проходят сборы снайперов по отдельной програм?ме в составе сводного подразделения. Вновь назначенные на эту должность вои?ны изучают материальную часть винтовки, приборов наблюдения, основы и правила стрельбы. Под руководством офицера и сержантов они учатся действовать на по?ле боя; выбирать, оборудовать и маскиро?вать огневые позиции, вести наблюдение и разведку целей. Остальные снайперы совершенствуют знания, навыки по указанным выше вопросам.
Все вместе последовательно решают огневые задачи по условиям подготовительных, учебных и контрольных упражнений стрельб (1, 2а, 3 УУС). На тренировках отрабатывают нормативы (Т - ? 1-9, Р - ? 1-3; О - ? 1-6; И - ? 1; ТОП - ? 1, 2, 5; ЗОМП - ? 1, 2, 4, 8, 14, 15). В конце сборов каждый обучаемый днем и ночью выполняет зачетную задачу.
Все остальное время в учебные периоды подготовка снайперов продолжается в составе штатного подразделения. На плановых тактико-строевых, тактических занятиях, стрелковых тренировках и боевых стрельбах они улучшают свои знания и навыки, действуют самостоятельно (или в паре) в наступлении, обороне. В это время их учат правильно вести разведку целей, быстро определять исходные данные для стрельбы, точно корректировать огонь.
Отбор кандидатов, как правило, начинается сразу же после прибытия пополнения в часть, в его основе лежит изучение учетных документов, беседы с солдатами, наблюдение за ними на занятиях и а повседневной жизни. Главное внимание офицер должен обращать на тех воинов, которые имеют спортивные разряды по стрельбе, выделяются своей наблюдательностью, по характеру выдержанны и спокойны, обладают хорошей физической подготовкой.
После окончания подготовки молодых солдат на основе их результатов по предметам обучения (в первую очередь по стрельбе) командир сводного подразделения составляет список кандидатов в снайперы. После всестороннего рассмотрения их отдают приказом по части.
Как мы уже говорили, будущих снайперов выбирают и из числа тех, кто показал в прошедшем учебном периоде устойчивые высокие результаты в стрельбе из стрелкового оружия.
Объективному отбору кандидатов во многом способствует специальное обследование, которое проводится вместе с медицинскими работниками части по различным таблицам, тестам, рисункам, схемам, задачам.
Конечно, по мнению большинства офицеров, целесообразнее готовить снайперов из солдат вновь прибывшего пополнения - прежде всего больше времени для обучения. К тому же молодому воину легче привить правильные навыки, да и ошибки его еще не стали устойчивыми.
Учебный сбор проводится в масштабе части под общим руководством заместителя командира. Отданные приказом по части будущие специалисты из числа молодых солдат и воинов ранних периодов службы вместе со штатными снайперами после раздельного периода обучения объединяются в одно подразделение. Начальником сбора (нештатным командиром сводного взвода снайперов) назначается офицер, который имеет хорошую методическую подготовку, отлично стреляет из стрелкового оружия, особенно из СВД.
Главная цель сбора - научить солдат-снайперов метко стрелять, определить их профессиональную готовность к самостоятельным действиям на поле боя.
Специалисты каждого батальона организационно сводятся в одно отделение снайперов. Возглавляет его сержант-инструктор, имеющий определенные знания, способности и методические навыки в обучении снайперскому делу.
Учебному сбору, как правило, предшествуют методические сборы с нештатными командира-ми сводных взводов снайперов, сержантами-инструкторами. На них изучаются вопросы организации подготовки снайперов на предстоящем сборе, про?водятся показные и инструкторско-методические занятия, организуется обмен опытом подготовки специалистов, даются организационные указания. Безусловно, основное внимание при составлении про?граммы сбора уделяется тактической и огневой подготовке. Вот вариант расчета часов по предметам обучения: политическая подготовка - 16, тактическая - 43, разведывательная - 10, огневая - 88, инженерная - 10, военная топография - 9, физическая - 11, строевая - 1, контрольное занятие - 12.
Предлагаем вариант основной подготовки снайперов по неделям: 1-я неделя - изучение материальной части, основ и правил стрельбы, выполнение подготовительного упражнения. 2-я - отработка действий снайпера в наступлении, выполнение 1 УУС (Д, Н). 3-я - действия в обороне. 2а УУС (Д, Н). 4-я - совершенствование действий снайпера в наступлении и обороне. Выполнение 3 УУС и УКС (Д, Н).
Несколько слов о содержании огневых задач, решаемых снайперами. Начинать обучение снайперов меткой стрельбе не?обходимо с отработки подготовительных упражнений. Вот их условия.
1 ПУ - обучение стрельбе с места по появляющимся целям. Цели: пулеметный расчет (? 10а), 350-300 м, время пока?за - 30 с; расчет ПТУР в окопе (? 9в), 400-450 м, 40 с. Боеприпасы - 3 шт. (1 с трасс, пулей). Оценка 'отл.' - поразить две мишени, 'хор.' - поразить расчет ПТУР в окопе, 'уд.' - пулеметный расчет.
2 ПУ - стрельба с места по движущейся цели. Две ростовые фигуры проходят два раза на участке 60 м со скоростью 2-3 м/с под углом 15-45?. Три патрона (1 с трасс. пулей). 'Отл.' - две мишени, 'хор.' - одну мишень при первом проходе, 'уд.' - одну мишень.
3 ПУ - стрельба на ходу и с коротких остановок. Цели: РПГ (? 9), 350-250 м, время - 50 с; пулеметный расчет и пояс?ная фигура на фронте 6 м, 250-200 м, показ - два раза по 15 с. с промежутком 10 с. Три патрона (1 с трасс. пулей). 'Отл.' - три мишени, 'хор.' - две, 'уд.' - одну.
4 ПУ - обучение стрельбе через бойницы (поверх борта) боевой машины с коротких остановок по появляющимся целям (при ее движении 'по восьмерке' под углом 50-70?). Цели: РПГ (? 9), 450-350 м, 40 с. Ручной пулемет (? 10), 550-250, 30 с. Боеприпасы - шесть патронов (2 с трасс. пулей). Оценка: 'отл.' - поразить две цели, 'хор.' - поразить РПГ, 'уд.' - пулемет.
Упражнения учебных и контрольных стрельб - по курсу стрельб.
Завершаются сборы (последняя неделя) отработкой комплексного занятия. Его главная задача - определить степень обученности снайперов, их готовности к самостоятельным действиям и в составе своего подразделения. Основным содержанием данного занятия является сдача зачетов воинами по различным предметам обучения, выполнение комплексной за?четной задачи в одиночном порядке и в составе снайперской пары, вот вариант комплексной зачетной задачи по теме 'Ведение огня по появляющимся и движущимся целям из различных положений с места после передвижения'.
а) Рекомендации по организации и отработке комплексной зачетной задачи
На завершающем этапе сборов снайперы (кроме солдат первого периода службы) выполняют ее следующим образом: второй период службы - индивидуально каждый, а третий и четвертый периоды - в парах совместно со снайперами второго и первого периода пребывания в должности.
Комплексная зачетная задача выполняется с целью проверки индивидуальной выучки снайпера, слаженных действий пары снайперов для выполнения боевой задачи как самостоятельно, так и в составе подразделения в сложной обстановке в различных видах боя и является критерием для присвоения (подтверждения) звания 'снайпер'.
Содержанием комплексной зачетной задачи является действие снайпера (пары снайперов) по подготовке оружия, выбору огневой позиции, обнаружению и выбору цели, способа ведения и корректирования огня.
Комплексная зачетная задача может выполняться на войсковом стрельбище или на специально подготовленном участке учебного тактического поля с использованием РТК (см. рис. 1).
На мишенном поле выставляется 16-18 мишеней, из них не менее 10 для поражения снайпером (парой снайперов). Характерными мишенями для снайперов могут быть: головная фигура (? 5, 5а); поясная фигура (? 7а); расчеты ПТУР (? 9а, 96, 9в); расчет противотанкового гранатомета (? 9); пулеметные расчеты (? 10, 10а); амбразуры в сооружении (? 16); вертолеты (? 25).
Все мишени устанавливаются в трех-четырех группах по три-пять мишеней в каждой, в том числе из них две-три для поражения огнем снайпера. Расстановка цели (групп целей) должна обеспечивать их показ в различных вариантах на участке поля глубиной 1,2-1,5 км.
б) Условия комплексной зачетной задачи
Наименование и состав целей
1. Залегшая пехота:
- головная фигура (мишень ? 5а), грудная фигура (мишень ? 6);
- ручной пулемет (мишень ? 10), головная фигура (мишень ? 5).
Дальность 350-200 м.
Мишени располагаются попарно, на фронте не менее 10 м, на двух рубежах, расстояние между ними 30-50 м.
Цель появляется два раза, первый раз на 5 с, второй на 20 с. с промежутком 10-20 с.
2. Группа пехоты в окопах:
- противотанковый гранатомет в окопе (мишень ? 9);
- поясная фигура (мишень ? 7), грудная фигура (мишень ? 6), расположенные на фронте не менее 30 м;
- пулеметный расчет (мишень ? 10а), поясная фигура (мишень ? 7), расположенные на фронте не менее 10 м.
Дальность 700-500 м.
Мишени расположены на двух рубежах, расстояние между ними 30-50 м.
Цель появляется три раза: первый - вся цель на 5 с.; второй - мишени ? 9а, 6, 7 на 15 с.; третий - мишени ? 10а, 7 на 15 с.
3. Долговременная огневая точка:
- амбразура в сооружении (? 16) поясная фигура (? 7);
- РПГ (? 9) и поясная фигура (? 7).
Дальность 500-700 м.
Мишени располагаются попарно на фронте не менее 10 м на двух рубежах, расстояние между ними не менее 50 м.
4. Связной:
- поясная фигура (мишень ? 7а), движущаяся дважды под углом 45-60? к плоскости стрельбы со скоростью 4-5 м/с на протяжении 60 м.
Дальность 500-400 м.
5. Зависший вертолет: мишень (? 25), появляющийся на 15 с. на высоте 10-20 м.
Дальность 1200-900 м.
Днем огонь целей имитируется звуком имитатора стрельбы, установленного в центре группы мишеней. Ночью огонь целей имитируется 'вспышками выстрелов' (включением электрической лампочки, установленной на мишени), движущаяся цель - рассеянным светом цели, по которым ведется стрельба с использованием ночных прицелов, облучаются имитатором инфракрасного прожектора (осветителя), включаемого на время их показа (движения).
Количество патронов: 24, из них 8 с трассирующими пулями.
Положение для стрельбы: по выбору стреляющего после передвижения.
Требуемый результат и оценка: а) для снайпера 'выполнил' - поразить не менее 50% мишеней, выставленных для него;
б) для пары снайперов 'выполнил' - поразить не менее 70% мишеней, выставленных для них.
в) Порядок выполнения
Задача выполняется в тактической обстановке применительно к действиям в наступательном и оборонительном бою. Руководитель стрельбы указывает район огневых позиций (в обороне) или направление движения (в наступлении). В соответствии с полученной задачей обучаемый (обучаемые) выбирают огневые позиции.
После занятия огневой позиции (в обороне) или с выходом (в наступлении) на определенный рубеж руководитель показывает одну из целей (группу целей). Обучаемый обнаруживает цели, выбирает характерные мишени и самостоятельно поражает их. Затем продолжает выполнять боевую задачу: с появлением новой цели (группы целей) уничтожает их. Между показами целей скрытно меняет огневую позицию или совершает движение в указан?ном направлении.
При действии пары снайперов обучаемый третьего или четвертого периода обучения является основным стрелком, а обучаемый первого или второго периода обучения - его помощником-наблюдателем. Основной стрелок обнаруживает, выбирает и поражает цели, а его помощник-наблюдатель ведет разведку целей, корректирует огонь основного стрелка, а при необходимости открывает огонь самостоятельно.
Военнослужащие, вновь назначенные на должность снайпера, должны выполнить задачу в одиночном порядке; старослужащие - в составе снайперской пары.
В ходе контрольного комплексного занятия комиссия, отданная приказом по части, всесторонне и полно оценивает подготовленность каждого участника сбора и решает, годится ли он на должность снайпера. Итоги отдаются приказом.
Вся подготовка снайперов должна быть направлена на выработку у них навыков ведения меткого огня, овладение способами действий в бою.
От редакции. Вопрос качественной под?готовки снайперов сегодня весьма актуален. Направления этой работы автором указаны правильно. И все же, на наш взгляд, не следует забывать опыт великой Отечественной войны. В то время хорошо себя зарекомендовали школы снайперов. В связи с этим, думается, было бы целесообразно в мотострелковых соединениях (частях) иметь такие постоянно действующие (штатные) школы. Здесь офицеры, сержанты уже будут работать не по совместительству, а постоянно. Подготовленные руководители занятий смогут эффективно, в короткие сроки подготовить метких стрелков. Редакция предлагает читателям высказать свое мнение о проблемах обучения снайперов.
Источник:
Журнал 'Военный Вестник', N10 за 1988 г.