вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

Шпага

litregol
P.M. Ц
25-6-2025 22:20 litregol
Год тому на одной из торговых площадок промелькнула необычная шпага. Никто не обратил на нее внимание, в том числе, каюсь, и я. А зря. Как говорил великий Винни Пух : "Это жу-жу-жу неспроста. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела?". Все, и французские знатоки, в том числе, посчитали ее за некий курьез недостойный внимания так как она не фигурирует ни в одном из каталогов. Следовательно ее нет.

Хорошо хоть картинки сохранил на компе :-( Типичная шпага младших офицеров образца 1816 года, НО со пчелой в круге.

click for enlarge 835 X 1132 137.1 Kb click for enlarge 1504 X 889 129.0 Kb click for enlarge 1172 X 1179 141.4 Kb click for enlarge 1484 X 1132 137.6 Kb

Можно было забыть, но на той же площадке недавно всплыл офицерский горжет. Стало интереснее, но французские "гуру" все это свели к театральному реквизиту.

click for enlarge 611 X 405 15.5 Kb click for enlarge 448 X 414 17.7 Kb click for enlarge 664 X 434 19.1 Kb

Но оказалось все не так просто .. . В самом центре Парижа есть довольно старая школа, эмблемой которой является пчела, называется École Centrale de Paris (ныне CentraleSupélec). Пчела является историческим символом школы, выбранным для представления ее духа труда, трудолюбия и организованности.
Пчела является имперским символом, в частности, связанным с Наполеоном I, который принял ее в качестве эмблемы своего правления. Центральная школа Парижа использовала этот символ, чтобы напомнить о своей связи с работой и промышленностью, о ценностях, которые она хотела передать
своим студентам.
Школа была основана в 1829 году и имеет боевые награды.
Ключевые даты École Centrale Paris
1829: Создание École Centrale des Arts et Manufactures. Он принимает своих первых студентов в ноябре в отеле Hôtel de Juigné в Париже, также известном как Hôtel Salé.
1857: Альфонс Лавалле (основатель и первый директор) пожертвовал школу государству, чтобы обеспечить ее устойчивость.
1884: Студенты Centrale возвращаются в новые здания на улице Монгольфье.
1925: Школа украшена Военным крестом 1914-1918 годов. Она была награждена орденом Почетного легиона за свое столетие 18 мая 1929
1951 года: Военный крест 1939-1945 годов был вручен Центральной школе.

ГрозаБ
P.M. Ц
25-6-2025 22:51 ГрозаБ
Пчела это, часом, не симбол Буонапартия была?
click for enlarge 1878 X 1280 223.8 Kb
litregol
P.M. Ц
25-6-2025 22:57 litregol
ГрозаБ:
Пчела это, часом, не симбол Буонапартия была?

Она самая, но тут другое.. . не менее любопытное


click for enlarge 641 X 682 99.6 Kb click for enlarge 794 X 1280 114.9 Kb click for enlarge 1536 X 1024 207.3 Kb

Шпага была необходимой принадлежностью мундира студента, и в России кстати тоже. Как и военная кафедра в советских вузах школа готовила офицеров соответствующих специальностей для французской армии.

litregol
P.M. Ц
26-6-2025 00:16 litregol
Ирина Кулакова. Мундир российского студента (по материалам XVIII века)
// Теория моды: Одежда. Тело. Культура. Международный журнал. Осень (? 9). 2008.

Часть 1.

Камзолы зеленые, а щи несоленые.
Русская пословица

Студенты, как и университеты и сама университетская наука, появляются в России в XVIII веке. Напомним, что первым был малоудачный опыт организации университета при Академии наук, но только после основания в 1755 г. Московского университета можно было сказать, что университетская идея пустила корни на российской почве. Эти обстоятельства породили совершенно новую социокультурную ситуацию. В результате создания 'внесословных' учебных заведений вошли в соприкосновение представители разных слоев, буквально оказавшись в непосредственной телесной близости - на одной скамье. В одном здании произошло пространственное сближение людей, сильно удаленных друг от друга в социальном контексте. Студенческой корпорации лишь предстояло стать единой. В стенах Московского университета это сближение шло довольно медленно, и преодолеть возникшие трудности был призван, в частности, студенческий мундир. Ведь именно он в ХVIII веке являлся одним из самых значимых корпоративных признаков.

Первая юношеская форменная одежда появилась в России в петровское время, в 1720-е годы, как только возникли профессиональные школы нового образца: их учащиеся носили зеленые с красными обшлагами кафтаны, практически - форму солдат гвардии. За время, истекшее со времени издания первых петровских указов, западноевропейский костюм прочно вошел в быт россиян. Воспитанники кадетских корпусов, возникших в 30-е годы, разумеется, имели форму военного образца. По военному образцу были одеты и учащиеся открытых позже университетов.

Первыми униформу получили воспитанники основанного в 1725 г. Петербургского Академического университета. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что находившиеся там на казенном коште 'элевы' (от фр. élève - ученик) по крайней мере с 1748 г. получали мундирную одежду (носить ее приходилось иногда больше года). В приказе Канцелярии 1750 г. содержится подробное описание студенческого мундира: он состоял из одного кафтана[1], одного камзола[2] и двух пар штанов (зеленого сукна, коротких с застежками под коленями). Полагалась подкладка из шерстяной ткани (стамеда), под кафтан - зеленая, под камзол - белая. Форменный костюм также включал 4 полотняных галстука и 6 рубашек из холста, причем к трем из них полагались полотняные манжеты. Дополняли мундир шляпа, кошелек на волосы[3], сапоги, башмаки и гарусные чулки. Учащимся выдавали деньги на эти покупки - с последующим пристрастным осмотром и проверкой приобретенного имущества.

Например, при зачислении в университет воспитанника первого набора С. Румовского (из семьи священника) на его содержание были определены следующие расходы: 'суконный зеленый мундир, или кафтан, и того же цвета камзол и штаны: аршин сукна по 1 руб. 80 коп., шпага с портупеей 3 руб. 50 коп., шляпа гамбургская 1 руб., кошелек на волосы 1 руб., кровать с веревкою, деревянный стул и стол, сапоги, башмаки, чулки английские гарусные'. Итого всего - 57 руб. 72 коп.

Таким образом одевать студентов академического университета предполагалось так, 'как одеваются люди, имеющие доступ в образованное общество; самое звание студентов, по убеждению университетского начальства, давало право на внимание к ним и хороший прием в обществе' (Марголис, Тишкин 1988: 77-78).

Однако денег на содержание студентов всегда не хватало. В 1749 г. 24 студента обратились в Канцелярию Академии с просьбой о пошиве нового платья. В прошении отмечалось, что с 1748 г. студенты не оставляли старый мундир, который весьма 'обветшал и изорвался', так как из определенного им жалованья (4 руб. в месяц) никакой другой перемены 'исправить не могли'. В повторном прошении учащихся краски сгустились: 'и рубашки на плечах ни у кого не остается', писали они (Марголис, Тишкин 1988: 77; Скульская 2001).

Надо полагать, что у московских студентов была аналогичная одежда. К сожалению, университетский архив сгорел в пожаре 1812 г. - отчасти и поэтому так сложно восстановить историю университетской повседневности. Сведения о быте, досуге, внешнем облике студентов XVIII века приходится собирать по крупицам.

Обычно историю мундира Московского университета начинают с 1785 г., ссылаясь при этом на екатерининское утверждение 'губернских' мундиров. (Кстати, носить последние должны были не только служащие чиновники, но и дворяне, не находившиеся на службе и жившие в имениях.) Но очевидно, что у московских студентов форменное обмундирование появилось задолго до 1785 г. Еще в 'Московских ведомостях' за 1761 г. находим публикацию объявления - университет призывал желающих взять заказ на изготовление форменных мундиров для ста человек.

Первые упоминания форменной одежды в делопроизводственных материалах университета связаны с житейскими казусами. Вот, например, в 1769 г. у хмельного студента были похищены 'казенный кафтан и камзол суконные, шляпа и шпага'. Потеря казенного платья так напугала беднягу, что он без паспорта бежал из Москвы в Петербург. В 1770 г. другой бежавший ученик-разночинец 'снес камзол, штаны новые, четыре рубахи, адну простыню, четыре наволоки, два полотенца, башмаки, чулки, две ленты' (мы сохраняем орфографию оригинала). В протоколах университетской Конференции фиксировались разбирательства скандалов и нарушений порядка, которые и помогают реконструировать внешний облик студента.

Итак, первый известный нам парадный мундир московских студентов, состоявший из кафтана, камзола и коротких штанов с застежками под коленями, был зеленого цвета с красным воротником, обшлагами и подбоем. Мы не располагаем изображениями такого мундира. Однако, предположительно известен силуэт, который был актуален до 1760-х годов: кафтан, застегнутый на средние пуговицы, должен был обрисовывать талию. (Для этого 'юбку' кафтана расширяли на боках, а в подкладку вшивали пластинки китового уса, грубую парусину или плотную бумагу). Выдавались также гарусные чулки, башмаки (сапоги) и треуголка в качестве головного убора. Для прически использовался кошелек - модная и практичная деталь, скрывавшая косу парика и оберегавшая ткань платья от пудры и помады; он был в большой моде между тогдашними петиметрами.

Получение мундира в жизни любого российского государственного служащего было важным событием. В XVIII веке оно нередко сопровождалось заказом парадного портрета (статус российского студента XVIII века, разумеется, был недостаточно высок для этого). Нечего и говорить, как притягателен был нарядный мундир военного образца для молодых людей, студентов (особенно - разночинцев). Его ношение должно было стирать имущественные различия, упрочивать товарищеский дух, уравнивая бедных и состоятельных.

Разночинская гимназия готовила к поступлению в университет. Гимназисты также одевались в мундиры, но в гимназии продолжали действовать традиционные законы российского сословного деления. Поэтому гимназисты-разночинцы имели мундир малиновый, гимназисты-дворяне - мундир зеленого цвета (без шпаги).

Гимназист Московского университета (и будущий профессор) Петр Страхов вспоминает, какой восторг испытал он в 1774 г. при своем переводе в студенты. Директор, пишет он, 'вошел в столовую во время нашего обеда и приказал портному снять с меня мерку на зеленый мундир, то есть гвардейского цвета' (: Биографический словарь 1855: 445). Дело в том, что студенты (все без сословных различий!) при зеленом мундире носили еще и шпагу[4]. 'Ученикам, признанным достойными производства в студенты, дарились в день Собрания пред началом акта портупеи, котрые им раздавал дежурный Студент, а на самом акте награждались они шпагами (Страхов 1855: 23). Здесь на глазах происходит качественный скачок. Шпага, которая вручалась при произведении в студенты, воспринималась в России XVIII века не только как рудимент одеяния студента средневековых европейских университетов (отчасти взятого за образец), но и как элемент дворянского мундира. Правда, Московский университет не получил привилегии выдавать дипломы на дворянство: с получением права носить шпагу студент, окончивший курс, приобретал лишь права личного дворянина.

Кафтан темно-зеленого сукна. Конец XVIII в. (ГЭ). Тип кафтана, который вошел в состав мундира с 1785 г.

И тем не менее, обучение в университете фактически приравнивалось к государственной дворянской службе. Обычно подчеркивалось, что церемония раздачи шпаг, производимая на торжественном акте, имела 'лишь символическое значение' (Пенчко 1953: 63). Но как важен был этот символический жест! Того же хотел и М.В. Ломоносов - 'снабдить благородством неблагородных и тем отворить вход к благополучию дарованиям природным'[5].

Таким образом, университет в Российской империи являл собой особое пространство, где действовали свои критерии оценки. Разумеется, сохранялось понятие о привилегиях дворянина: в мышлении россиян XVIII века дворянское звание оставалось высшим и единственным критерием ценности заслуг. Но именно поэтому шпага стала символом благородства 'просвещенных' (ведь наличие шпаги предполагает защиту чести - дворянской ли, человеческого ли достоинства вообще). Раздача шпаг несла и другой, не менее важный символический смысл. 'Напрасно отменили эту торжественную раздачу шпаг новым студентам: эта публичность придавала много значения новому званию, как гласное признание университетом и московской публикой вступления на некоторую ступень между согражданами и как печать их участия в дальнейшей судьбе молодого человека', как писал М.А. Дмитриев, вспоминая 1810-е годы, пору своей учебы (Дмитриев 1998: 78).

***

Итак, шпага. Она должна была висеть слева на боку под кафтаном, если полы сзади не имели разреза, или пропускалась в разрез на спинке. Шпага мыслилась как элемент декоративный, даже - символический. Дуэли как таковые в России XVIII века были еще редки, да и участие в них каралось довольно серьезно. Даже русское дворянство начало использовать право на поединок лишь в послеелизаветинское время. Как показал Я.А. Гордин, до конца XVIII века еще не сформировалось новое понятие о поединке. Ведь участники классического поединка начала XIХ века защищали не столько личное самолюбие, сколько достоинство человека определенной позиции (Гордин 2000: 20-27; Реифман 2002: 48-70). А для этого требовалась достаточно большая внутренняя свобода, которую лучшая часть российского дворянства начнет обретать несколько позднее. Нам, правда, известно, что свои шпаги пришлось использовать по назначению отправленным в Лейпциг для обучения в тамошнем университете Радищеву и его товарищам: они действительно защищали свою честь - право самостоятельно определять область своих научных интересов (Кулакова 2006: 257).

Пускались ли шпаги в ход московскими студентами, мы не знаем. Гимназистам из знатных родов в виде исключения разрешалось быть при шпаге, но регламент московской гимназии предписывал носить ее не далее дверей класса, затем следовало передать ее слуге, и 'отнюдь не дерзать один на другого шпагою или ножом замахиваться' (объяснение, что 'то учинено было только шуткою', по Регламенту Московской гимназии в расчет не принималось (Белявский 1955: 304). Из этих оговорок видно, что такое случалось со знатными отпрысками).

Итак, шпага при мундире имела скорее символическое, чем прикладное значение. За серьезные проступки - усмотрение 'в худых поступках и в частом пьянстве' (Документы. Т.1. С. 250, 275), самовольная отлучка, участие в городских потасовках, драки с трактирщиком и пр.) студента могли лишить шпаги. Мы встречаем в документах случаи, когда Конференция принимала решение 'о снятии: за те непорядочные поступки шпаг' со студентов, а затем - о возвращении 'ввиду их твердого решения отказаться от своих пороков и изменить поведение' (Документы II 1962: 23, 38, 49). При этом не только студенты-недворяне наказывались отбиранием шпаг. Например, за тяжкий проступок, воровство, в 1763 г. 'в силу ордера куратора' был лишен шпаги и студент-дворянин А. Теплов (Документы I 1962: 250, 275).

А вот символическая церемония - торжество в 1758 г. произведения 'наилучших кандидатов в студенты'. В документах зафиксирована ритуальная формула возведения воспитанников (девять человек) в благородное достоинство ('акт при их промоции'). 'Г. Профессор и инспектор Поповский произнесет краткую речь: после чего он произведет представленных молодых людей в благородное звание ;:; Имя рек, такие-то: с разрешения г. директора, я делаю вас господами и приказываю считать вас за таковых, в подтверждение чего вы получите из рук г. директора шпаги, в качестве знака отличия' (курсив мой. - И.К.) (Документы I 1962: 129). Эта формула возведения в благородное достоинство звучит сильно даже сегодня. Ритуал переживался его участниками очень остро: 'Взгляните на этого 16-летнего юношу в день университетского годичного собрания. С каким радостным трепетом принимает он из рук своего начальника маленькую шпагу. Он уже офицер - важный человек в нашей географической долготе и широте. Он близок к совершеннолетию, и как сильно бьется его сердце!' (Тимковский 1989: 60).

***

Язык университетской культуры XVIII века, ее знаки, символы и ритуалы лежали в русле культуры дворянской. Ведь дворянство выступало и как господствующая корпорация, и как культурная элита. Так что, став студентом и обретя зеленый мундир, разночинец как бы получал дворянское достоинство. Но новое достоинство, символически связанное с понятием внесословной чести, связываемой с образованностью человека, в быту было трудно сопрягать с господствующими в империи сословными нормами. Ситуация имела продолжение и за стенами учебных заведений, и там разночинец, даже со шпагой и с университетским дипломом, еще долго не воспринимался дворянским обществом как равный и 'благородный'.


click for enlarge 450 X 600 61.0 Kb click for enlarge 800 X 800 60.8 Kb

ГрозаБ
P.M. Ц
26-6-2025 03:08 ГрозаБ
Думаешь студенческая? Российские студенческие я видел, правда на вторую половину 19го. Но никогда ими особо не интересовался
litregol
P.M. Ц
26-6-2025 09:13 litregol
К сожалению ответа пока нет. Тема, как и многие другие такие же не "модные" и не "популярные" темы совершенно не изучена.

В известной книге фрагмент этой шпаги даже показан, но, увы, без каких либо комментариев, а так .. . мол был такой "курьез" .


click for enlarge 907 X 1280 130.6 Kb click for enlarge 1834 X 1280 214.1 Kb click for enlarge 1371 X 1280 209.8 Kb

litregol
P.M. Ц
26-6-2025 11:01 litregol
Нюанс заключается в том, что в 1872 году, после военного разгрома и крушения Второй империи Наполеона III, специальным постановлением на вооружение была принята шпага для офицеров Политехнической школы (ÉPÉE D'OFFICIER DE L'ÉCOLE POLYTECHNIQUE, MODÈLE 1872)

Латунный эфес по типу простых шпаг для младших офицеров и офицеров Третьей республики, без чеканки. Образца 1816 года. Эфес с фиксированной тыльной чашкой, лицевая чашка украшена традиционным орнаментом Политехнической школы. Рукоятка из имитации рога с обмоткой филигранью. Клинок белый, длина 70 см. Черные лакированные стальные ножны с двумя латунными обоймицами.


click for enlarge 1280 X 311 16.8 Kb click for enlarge 1280 X 331 16.1 Kb

click for enlarge 607 X 1280 29.9 Kb click for enlarge 633 X 1280 31.9 Kb click for enlarge 680 X 1280 31.1 Kb click for enlarge 618 X 1280 29.1 Kb click for enlarge 800 X 502 41.6 Kb

litregol
P.M. Ц
27-6-2025 12:45 litregol
click for enlarge 897 X 330 74.1 Kb


Порылся в своем архиве и нашел еще одну шпагу младшего офицера образца 1816 года с пчелой на чашке эфеса.


click for enlarge 1024 X 768 79.6 Kb click for enlarge 1024 X 768 78.5 Kb


© 1997-2025 GUNS.RU Рекламодателям