Guns.ru Talks
мужской разговор
подмосковье сто лет назад.....или "Россия которую мы потеряли" ( 1 )

тема закрыта

Знакомства | вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
Автор
Тема: подмосковье сто лет назад.....или "Россия которую мы потеряли"
дезерт игл
27-6-2015 22:24 дезерт игл
Иогель М. Быт подмосковных крестьян // Санкт-Петербургские ведомости. 1896. ? 54. 25 февраля. С. 2.

От освобождения крестьян от крепостной зависимости, от первых попыток просветить их, дать им первый толчок к самосознанию и развитию в них чувства человеческого достоинства ожидалось так много счастья для них и для нас, людей, поставленных с ними нашею кормилицею - землею в общие условия одного и того же быта...

И вот прошло уже много лет, даже слишком много для того, чтобы мы почувствовали себя вправе поставить себе вопрос, стал ли наш подмосковный крестьянин человечнее, улучшилось ли его материальное положение, стал ли он счастливее?

Призовем к первому ответу нашу сельскую улицу и посмотрим. Что скажет она нам самым внешним своим видом? За последние тридцать лет эта улица стала совершенно неузнаваемой!

( Свернуть )


Возьмем, для ближайшего примера улицу одного из зажиточных подмосковных селений, а именно сельца Сукова, находящегося в районе Троицко-Голенищенской волости 3-го стана Московского уезда. Что представляла она из себя тридцать лет тому назад, и что представляет теперь?

Тогда из всех ее изб, напоминающих одна другую, как две капли воды, выделялась только изба сельского старосты. Она одна имела семь окон и была крыта железом.

При самом въезде в деревню, при самом беглом взгляде на нее уже чувствовалось, что тут живут не особенно богатые, но и не бедные крестьяне, живут с равным достатком, как братья, которых кормит и содержит с полным беспристрастием, с идеальною справедливостью наша обща кормилица - земля.

Теперь же эта улица имеет совершенно иной вид и вызывает совсем иные мысли и чувства. Как будто у этой улицы умерла мать, а вместо нее явилась мачеха и, возлюбив своих кровных сыновей много больше пасынков, первым понастроила большие дома, а последних, пасынков, загнала в убогие избенки, полуразвалившиеся, глубоко осунувшиеся в землю и вот-вот готовые пасть совершено.

Та же рознь наблюдается и в огромном казенном имении, селе Орлове, на 18-й версте от Москвы, и в большой деревне Терешкове на 15-й версте, и в Расказовке на 20-й версте, и только деревня Михалково, на 12-й версте и небольшое село Говорово не дают столь резких образцов этой розни по их бедноте, совсем исключительной, и по полному отсутствию в них мало-мальски порядочных изб.

В особенности поражает этою беднотою село Говорово, в котором есть избы, грозящие опасностью для жизни своих обитателей. Что же случилось с нашими селами и деревнями за эти тридцать лет, что их улицы изменили столь резко свой внешний вид?

Причина на лицо - близость Москвы. Москва соблазнила и увлекла нашего крестьянина быстротою и легкостью наживы.

Однако не даром же известно исстари, что трудом праведным не наживешь палат каменных, и вот большая часть этих красавиц изб изукрасилась надписями вроде таких: 'Трихтир', 'Продажа вина и чаепитие', 'Лавочка', с художественно нарисованною на вывеске зеленою сахарною головою.

В деревне Суково на сто душ имеется две таких лавочки, одно 'чаепитие' и, по крайней мере, четыре избы в которых продается водка беспатентно, но совершенно беспрепятственно. На эту беспатентную продажу водки давно уже перестали смотреть, как на зло или на явление, воспрещенное законом. Нет, сложилось совсем иное мировоззрение. 'Без 'эфтова', мол, и быть нельзя, а коли есть, так значит можно.

Однако не всем же крестьянам поголовно можно быть 'трухтирщиками', лавочниками, кабатчиками, торговцами водкой и т.д.

Для этого надо, во-первых, иметь запас, во-вторых, очень шустрые глаза и сметливую голову, в-третьих надо быть 'дипломатом' - уметь обходиться, знаючи, с кем и как.

И вот у кого шустры глаза, у кого есть сметка, кто 'дипломат' - тот богат.

Но не все 'дипломаты', не все съели совесть, не всякому легко запускать руку в карман соседа, своего же ближайшего брата, только потому, что он стоит раззия рот. А Москва не дремала, и с каждым новым днем, с каждою новою поездкою в нее все шире разливала свой яд, возбуждая и в бедняках, и в их женах и дочерях те же вкусы и аппетиты, что завелись у богатых. Не дремлют и наши ближайшие цивилизаторы - кабатчики, 'трухтирщики', лавочники.

Они дразнят глаз бедняков водкою, картами, красными винами, чаем, сахаром, лимонами... и бедняк тянется - 'я, мол, тоже не хуже других'.

Но денег у него нет, и он идет в лавку, кабак или 'трухтир', как горожанин ходит в ссудную кассу, таща с собой поддевку, суконный халат, женино платье, сапоги, валенки, а ради праздника и оголовок, и шлею, и дугу.

У трактирщиков, у кабатчиков, у лавочников желудки хорошие. Они переваривают все.

Задолженность растет выплачивать не из чего, и батрак готов. Готов вместе с ним и 'горлан', подающий свой голос за того именно человека, который пьет его кровь. Он кричит на сходе не только за него, но и за тот распорядок, который полезен и удобен ему, этому новому 'заправиле'.

В душе он, конечно, проклинает его, а в глаза ему смотрит с умилением, и уже величает его дочерей 'барышнями'.

К этому не излишне добавить, что водка, продаваемая беспатентно, обыкновенно разбавляется самым бесцеремонным образом водою, деревянное масло - керосином.

Чтобы дать наглядное представление о том, как легко живется ныне нашему бедняку-крестьянину, имеющему одну лошадь или даже вовсе не имеющему ее, достаточно привести цены, по которым разжиревший торгаш сбывает свой товар этому бедняку и всякому, поставленному в несчастную необходимость обращаться к нему: будет ли это священник, землевладелец, учительница или кто иной, заброшенный злым роком в число жертв наших мироедов.

Вот эти цены:

Пуд хлеба кислого в Москве 1895 г. - 55 коп., а в деревенских лавочках - 70 и 75 копю за пуд. Отруди - пуд 60 коп., а в Москве мешок отрубей в три пуда - 90 коп. Значит, в деревенских лавках тот же мешок обходится в один рубль 80 коп.

Выходит, что в данном случае наш лавочник наживает рубль на рубль.

Жить можно и крышу железом можно и амбары строить можно...

О женихах и братьях ответ один: разошлись. Кто ушел на соседний завод красок Гиршберга, кто на кирпичный завод Якунчикова, кто на фабрики и заводы московские. А кто в извоз. А если которые и живут на селе, больше трех дней в неделю проводят в Москве: потому что там веселее...

Часть 2. - Санкт-Петербургские ведомости. 1896. ? 61. 3 марта. С. 3.

Как мы уже видели выше, крестьянин-промышленник решительно превмозгает у нас над крестьянином-землевладельцем.

У кого есть сметка, в ком есть молодость и сила, тот в Москве ли в деревне ли - лавочник, трактирщик, кабатчик, щеточник.

При земле же остаются только люди совсем лишенные предприимчивости: старые и малые - причина, по которой земледелие у нас не только не улучшается, но и падает с каждым годом все более.

Нововведений никаких. Единственная роскошь - плуг Лигарта. Но и он - редкое явление, украшающее поля лишь крестьян-промышленников, обрабатывающих землю руками батраков из губерний Тульской и Рязанской. О молотилках и веялках у нас не имеется даже и понятия. Да нет и желания знакомиться с ними.

Этим летом один из соседних частных владельцев предложил крестьянам сельца 'Суково' воспользоваться его молотилкой, назначив за обмолот половину соломы из всей обмолоченной массы.

Условие весьма выгодное, если принять во внимание существующую у нас высокую заработную плату, харчи, два раза чай, 45 коп. с четверти овса и 55 копеек с четверти ржи.

Но никто из крестьян и не подумал воспользоваться его молотилкой.

Тогда молотилка была предложена в село Орлово, крестьяне которого владеют более чем тысячью десятин земли, при шести десятинах на душу.

Священник села Орлово поначалу охотно взялся за это дело.

Но и тут никто не пожелал воспользоваться молотилкой, ни даже сам священник:

- Да видите ли, я бы охотно, я сознаю, что это выгодно, но тут надо приноравливаться, а по-прежнему нам все известно, да и привыкли к тому же...

Редко даже у кого есть погреб, в котором мог бы сохраниться картофель, вследствие чего крестьяне вынуждены продавать его за грош в самое дешевое время, а иначе он сгниет.

Когда внимательно приглядываешься к поспешности, с какою крестьяне наши обмолачивают свою рожь и свой овес чужими руками, и выбирают картофель, то невольно представляется, что он не собственники земли на которой сидят, а только временные ее постояльцы, торопящиеся продать все это ненужное, чтобы скорее отбыть куда-то, к какому-то иному роду занятий, более важному, к каким-то новым источникам новой жизни и нового блага.

И этот новый источник все та же Москва.

Из-за нее наш крестьянин разлюбил землю, земля разлюбила его, и тяжело и грустно теперь видеть полузаброшенные им поля, тощий овес и рожь, на полосах которой от колоса до колоса не слыхать девичьего голоса. Редко у кого из наших крестьян теперь хороша рожь настолько, чтобы остановиться и полюбоваться ею. Разве у богатейших, да и то не у всех. Москва же или не дает ничего, или дает лишь настолько, что все это даваемое ею, остается в ней же - съедается и пропивается. Сверх того, хорошо обрабатывать свою землю чужими руками тому, у кого есть залежи, кто богат, но где взять 55 копеек за обмолот четверти, где взять на харчи и на чай бедняку, а он уже тоже не гнет спины под цепом, и вот он кидается к тому же лавочнику, трактирщику, кабатчику, у которых и без того сидит в долгах по маковку, с мольбой о выручке:

Отец родной, выручи!

И отец родной выручает, спешит даже выручить, чтобы не попала его жертва в иные руки, но через несколько же дней в оплату сделанного долга рожь и овес бедняка уплывают с его гумна в амбар благодетеля, а благодетель, в порыве великодушия, пользуясь прежними счетами и настоящими нуждами, предлагает бедняку купить значительную часть всего его умолота, конечно, за полцены, и нет случая, чтобы сделка не состоялась.

Наступает декабрь, нет уже у бедняка ни хлеба, ни овса, и он бросает семью, бежит в Москву добывать где может и чем может, чтобы возвращать свой же хлеб и свой же овес из амбара ростовщика-собрата, платя ему теперь рубль за полтину.

Вот печальная, но верная картина материального быта подмосковных крестьян наших дней. С одной стороны - кабатчики, трактирщики, лавочники, деятельность которых все более и более приближается к деятельности наших городских ростовщиков, хотя по внешней форме это нечто совсем иное, а с другой, - обнищавшая серая масса честных тружеников, людей, лишенных предприимчивости, смиренных нуждой и без ропота покорных своим мнимым благодетелям...

Все по-прежнему они соседи, как были соседями и тридцать лет назад, все по-прежнему они братья и по церкви, и по вскормившей их земле, да неравные...

Нет у нас теперь более Иванов, петров, Максимов, а есть взамен их - Сидоры Карповичи, Михаилы Григорьевичи, а за ними серая, приниженно подавленная толпа - Митюх и Гришух, осужденных оставаться уже до смерти Митюхами и Гришухами.

Так ловкость и пронырливость взяли у нас верх над трудом и честностью.

Раскололась улица, раскололся двор, раскололась изба.

В избе у старика отца всего два сына, да и те неравны. Младший - Никита Федорыч, потому лошадьми на Москве хорошо торгует, весь дом 'по тикету' держит, жену по праздникам в шелках и бархатах водит и когда с Москвы наезжает сам, то раскидывается на диване бородой вверх, и никто ему в ту пору не поперечь ни в чем, а старший, что на земле сидит и в поте лица работает - Андрюха, потому ничего не может и жена его в ситцах ходит...

edit log

дезерт игл
27-6-2015 22:29 дезерт игл
Вишневский Г. Арифметический задачник для начальных училищи и приготовительных классов гимназий и реальных училищ. Изд. 31-е. - М., изд. Башмаковых, 1911.


Хотя задачник издан в 1911 г., в нем отражена жизнь России более раннего времени, т. к. это 31-е издание. В задачах встречается 1889 г., как одна из самых поздних дат. Все задачи на прикладном материале: посчитать урожай, товар, расстояние и т. п.


Некоторые задачки потрясают своей страшной обыденностью:


'1123. Ребенок родился 12-го мая в 9 часов утра, а умер 11-го июня того же года в 1 час пополудни. Сколько времени жил ребенок?'

'Мальчик родился 17 января 1873 г. Когда он умер, если прожил 3 года 4 месяца'.

'1174. 25 нищих получили 2 руб. 75 коп. Посколько коп. досталось каждому?'


Некоторые рисуют пропасть между разными слоями общества:

'1269. Продано имение, в котором было 6745 десятин пахотной земли, 2820 дес. лугов и 1392 десятины леса. Пахотную землю продавали по 241 руб. за десятину, а луга по 136 руб. за десятину. Почем продавали десятину леса, если все имение продано за 2 422 489 руб.?'. - Это имение площадью 125 кв.км, примерно 12,5 км на 10 км. Т. е. вполне рядовое помещичье имение.

'1289. На фабрике работали мужчины, женщины и дети, всего 651 человек; дети составляли 7-ю часть, а женщины 3-ю часть всего числа рабочих; остальные были мужчины. Сколько нужно уплатить рабочим за неделю, если поденная плата для детей 30 копеек, женщина получает на 15 копеек больше, а мужчина получает вдвое более, чем женщина? - отв.: 3 027 руб. 15 коп.'

Легко подсчитать, что все 651 работников фабрики зарабатывают за год при непрерывном цикле 157 411 руб. Таким образом, они все вместе, не тратя ни копейки смогут заработать на рядовое помещичье имение из верхней задачи за 15 с лишком лет.

Следом идет задачка на цены:

'1290. куплено 25 пуд. гречневой крупы, 15 пуд. пшена и 46 пуд. рису и за все это заплачено столько рублей, сколько получится в частном от деления 20099 на 101. Во сколько рублей ценился пуд рису, если пуд гречневой крупы стоит 1 руб.60 коп., а пуд пшена 1 руб. 40 коп.? - Отв.: 3 руб.'

Как видим, цена вроде дешевая с точки зрения наших цен, - 1,4 рубля за пуд пшена, только вот на свою дневную зарплату из верхней задачи ребенок купит 3,5 кг пшена. Женщина - 5.1 кг, а мужчина - 10,6 кг. Риса же более, чем в два раза меньше, поэтому и рис народ не ел, ведь кроме питания еще надо платить за жилье, одежду и прочее.

Еще задачка на тему зарплат рабочих:

'1421. На фабрике работали мужчины и женщины; мужчин было вчетверо больше, чем женщин; мужчина получал по 12 руб. в месяц, а женщина по 8 руб. В год всем рабочим уплачено 26 880 рублей. Сколько на фабрике мужчин и сколько женщин? - Отв.: 765; 89'.


Дополнительно небольшое ассорти:


'1137. Учительница получает 16 руб. 66 коп. жалованья в месяц. Сколько жалованья она получит в 7 месяцев?'


'1060. Урок чтения продолжался 1 час 10 минут, урок чистописания 55 минут и урок Закона Божия 1 час 30 минут минут. Сколько времени продолжались все 3 урока?'

'389. В деревне было 75 домов. Во время пожара 36 домов сгорело. Сколько стало домов в деревне после того, как погорельцы поставили 22 новых дома?'

'427. Поденщица получает в день 25 копеек. Сколько получает она в 4 дня?'

'428.За теленка заплатили 3 руб., а за корову в 14 раз дороже. Что стоит корова?'

Ну и напоследок про французскую булку!

'503. Хозяйка сделала покупок в булочной на 91 коп.; она купила 11 трехкопеечных булок, 19 двухкопеечных кренделей, а на остальные деньги взяла французских хлебов, ценою по 5 коп. Сколько хлебов купила она?'

дезерт игл
27-6-2015 22:34 дезерт игл
Я собственно к чему? есть у нас любители ностальгии по царю-батюшке, и воплей о кровавых коммуняках....мечтают они жить году так в 1912 вроде....вот для них тогдашнее бытоописание:-)
Сам то я сторонникЪ:-) того, что ничего не случается вдругЪ
tref7
27-6-2015 22:41 tref7
quote:
Originally posted by дезерт игл:

Я собственно к чему?


К очередному срачу на много страниц? Тогда-"Долой краснопузых"!!!! Да здравствует срачЪ!
nakss+b
27-6-2015 22:49 nakss+b
quote:
Тогда-"Долой краснопузых"!!!!

Если есть хотя бы прямая извилина может что и дойдёт -
http://nextrus.ru/interes/613-ka...html?showall=1

Для дрищей.

«Когда-то в СССР выпускалось 50 млн часов в год, треть шла на экспорт.
В 2000 году был признан банкротом завод в Петродворце, производивший часы «Ракета». В 2006-м обанкротилась угличская «Чайка», был ликвидирован Ростовский часовой завод. Орловский «Янтарь» сохранил лишь производство сувенирных «ходиков» из импортных комплектующих. На месте челябинской «Молнии» построили торгово-развлекательный комплекс. Прекратил существование московский Второй часовой завод «Слава».

А вот "Чайка"

А вота "Слава".
Не КПСС.


edit log

Миномётчик
27-6-2015 23:05 Миномётчик
Вы бы уточнили, кто это "мы", а то мы воспитывались на идее классовой борьбы и не очень понимаем суть национал-социализма, али какой монархии с конституцией.

edit log

AU-Ratnikov
27-6-2015 23:07 AU-Ratnikov
quote:
Originally posted by дезерт игл:

ностальгии по царю-батюшке, и воплей о кровавых коммуняках....

Февральская революция - хорошо а октябрьская - плохо.

дезерт игл
27-6-2015 23:14 дезерт игл
quote:
Февральская революция - хорошо а октябрьская - плохо.


Хех, честно? мое имхо лучше всего население за 20 век жило при тов. Брежневе пожалуй
AU-Ratnikov
27-6-2015 23:19 AU-Ratnikov
quote:
Originally posted by дезерт игл:
Хех, честно?

Да. Монархию надо было менять на капиталистическую демократию, а в результате октябрьской это сдвинулось с 17-го на 93-й.

quote:
Originally posted by дезерт игл:
мое имхо лучше всего население за 20 век жило при тов. Брежневе пожалуй

По идее если бы не было октябрьской то жили б намного лучше. А так - так да, конечно.

дезерт игл
27-6-2015 23:21 дезерт игл
quote:
Монархию надо было менять на капиталистическую демократию,

Надо, только весь 17й рЭволюционЭры жевали сопли, чем и просрали весь потенциал февраля:-)
Миномётчик
27-6-2015 23:25 Миномётчик
quote:
Изначально написано дезерт игл:
Надо, только весь 17й рЭволюционЭры жевали сопли, чем и просрали весь потенциал февраля:-)
Чего ради ворошить то, что нельзя изменить? Один хрен, выводы никакие не делаются. Помнится, вроде Димон вещал: "Россия - молодая страна".

дезерт игл
27-6-2015 23:28 дезерт игл
quote:
Один хрен, выводы никакие не делаются

Может кто прочитает и подумает? не читав историю прошлого, наступишь на грабли светлого будущего:-D
Про Мск кстати понравилось, и трактиры...ниче не напоминает?:-)

edit log

nakss+b
27-6-2015 23:30 nakss+b
quote:
По идее если бы не было октябрьской то жили б намного лучше.

На чём базируется сия фантазия?
И с какой идеей пошли бы супротив Фюрера?
Я не пойду воевать за капиталистическое общество.
дезерт игл
27-6-2015 23:30 дезерт игл
Политику современности не трогаем, тема историческая...кстати вот вам Европа тех же годов
nakss+b
27-6-2015 23:33 nakss+b
quote:
тема историческая...

Дык ИРО - История, Религия, Общество, конец известен.
дезерт игл
27-6-2015 23:36 дезерт игл
Вернувшиеся с войны солдаты уже не могли отказаться от привычки к абсенту, и скоро он повсеместно вошёл в моду, особенно в Париже. Во Франции перерыв на обед - это не просто повод перехватить булочку с кафе, это - ритуал, который позволяет на час забыть о работе, почти религиозный культ, который и хозяин и работник ежедневно 'отправляют' в своих любимых заведениях. Причем к еде французы приступают не сразу - любой трапезе должен предшествовать аперитив. И какой же еще напиток в этом качестве мог конкурировать с абсентом, средством 'официально' улучшающим пищеварение. Рюмочка перед обедом, рюмочка в конце работы, рюмочка перед ужином для улучшения аппетита, рюмочка-другая перед тем, как лечь постель: Абсент не просто стал популярен - он буквально 'захлестнул' сначала кафе и бистро Парижа, затем покатился волной по Европе и в конце концов пересек океан и прочно обосновался в США.
Каких только свойств не приписывали абсенту - он возбуждал творческую активность парижской богемы, и снимал напряжение и усталость рабочего класса, и приятно освежал добропорядочных буржуа в жаркие летние дни, и даже разжигал любовный пыл и без того достаточно любвеобильных французов (последнее, кстати, имеет под собой вполне реальную почву, так как большинство входящих в абсент компонентов издавна считаются сильными афродизиаками). В результате время от 5 до 7 часов вечера в Париже стали называть 'l'heure verte', что в переводе с французского означает 'зеленое время'. Именно в это время происходил почти священный ритуал, полностью посвященный абсенту.
Со временем абсент 'опростился'. Если раньше 'старые алжирские воины и бездельники-буржуа потребляли это сомнительное зелье, пахнущее так, словно им полощут рот', то около 1860 года абсент стал спускаться с богемных высот на уровень простых трудяг. В свою лучшую пору абсент был достаточно дорогим напитком, производился он на основе винного спирта, но с появлением дешёвых марок - основанных на обычном спирте - стал намного доступнее и вреднее. Большинство таких абсентов не подлегали дистилляции и были особенно горькими.
Выделяют несколько причин 'заражения' рабочих буржуазной привычкой, в целом картина становится ясна - сокращение рабочего дня до 8 часов, повышение зарплаты, гибель виноградников от филлоксеры в 1870-е и 1880-е годы и, как следствие, повышение стоимости вина. Соответственно повысилась стоимость виноградного спирта, , производители обратились к промышленному спирту, что сделало абсент дешевле вина в 7-10 раз. Самый дешёвый абсент был настоящим ядом, его и употребляли рабочие в сомнительных забегаловках, в которых иногда не было даже столов и стульев, а только цинковая стойка.
С 1880 года абсент прочно ассоциировался с шизофренией, страданием и смертью. Его называли 'безумием в бутылке' (фр. la folie en bouteille). Потребление напитка росло с каждым годом, если в 1874 году оно составляло 700 000 литров в год, то к 1910 году уже 36 000 000 литров. Неудивительно, что у абсента появлялось всё больше противников - 'Если абсент не запретить, наша страна быстро превратится в огромную палату, обитую войлоком, где одна половина французов наденет смирительные рубашки на другую'.
Еще одной причиной употребления абсента рабочим классом являлось желание приблизиться к возвышенному и прекрасному чувству, которое, по слухам, испытывала 'богема Парижа'. Все известные поэты, писатели, художники того времени были в восторге от 'зеленой феи' ('la fée ferte'). О, это волшебное состояние, когда музы словно слетаются по мановению вашего пальца! Видимо, эта самая фея, ставшая своеобразной музой нового века, и вдохновляла их на творческие подвиги, породившие целую серию живописных и поэтических образов. В 1859 году Эдуард Мане написал свою знаменитую картину 'Любитель абсента', которая обеспечила ему постоянное место в 'Салоне' - место, где выставлялись самые талантливые художники того времени. В 1876 - Дега воплотил ту же тему в своем полотне 'Абсент'. Не обошли абсент своим вниманием и Бодлер, Верлен, Золя, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Модильяни, и Виктор Гюго. Эти 'абсентисты' обычно начинали и заканчивали свой день стаканчиком 'зеленой феи' в одном из кафе Монпарнаса. Есть сведения, что Тулуз-Лотрек, не в силах выносить, даже кратковременную разлуку с любимым напитком, носил его с собой вспециальной фляге, вделанной в походную трость. Фляга вмещала до полу литра абсента!!!
Среди самых 'диких' поклонников абсента были Верлен и Рембо: Они не стесняясь пили абсент средь бела дня, читая друг другу поэзию, а с наступлением темноты начиналось чистое безумство! Вдвоем, Верлен с Рембо отправлялись и бордели, где участвовали в неслыханных оргиях: Для них было вполне нормальным пробежаться по улицам Парижа, как говориться, в чем мать родила, во главе пьяной толпы с криком 'Присоединяйтесь к нам!'. При этом 'брали в плен' всех попутных.
Ах, какие были времена! Золотая или скорее зелёная эра! Эра оперы, проституции в высших классах общества и беззастенчивого потребительства, повального смеха и творческого подъема! Сколько французских, английских, немецких художников и поэтов 'подсели' на общение с 'зелёной феей' - историки до сих пор не могут подсчитать точно. Однако закончилось все трагически:.
Гонения и запреты

В июле 1905 года Джин Ландфрэй, швейцарский фермер, находясь под воздействием большого количества разных алкогольных напитков, выпив рюмку абсента, застрелил всю свою семью - употреблённые фермером в тот же день рюмки мятного ликёра, рюмки коньяка, две чашки кофе с коньяком, три литра вина не нашли столь восторженного отклика у газетчиков. Эта история заняла первые страницы европейских газет, в результате чего 82 450 человек подписали петицию властям с просьбой запретить абсент в Швейцарии (петиция была удовлетворена в начале 1906 года).
Смерть 'Зелёной Феи'. Резкий и категоричный в своих выражениях плакат, нападает на 'гнусный абсент'
К тому же массовый алкоголизм среди французских рабочих и массовые недоборы в армию по причине общего ухудшения здоровья призывников (это связывали с повсеместным употреблением абсента) накануне Великой войны привели к тому, что 16 августа 1914 года Палата депутатов Франции попыталась запретить продажу абсента на основании опасений, 'что пьющие пиво тевтонцы истребят пьющих абсент упадочных французов'.
Тогда же был распространён военный плакат, на котором женщина в характерной для немецких войск остроконечной каске занята приготовлением абсента.
В марте 1915 года, при поддержке так называемого 'винного лобби', во Франции была запрещена не только продажа, но и изготовление абсента.
Ещё раньше, в 1912 году американский сенат проголосовал за запрещение 'всех напитков, содержащих туйон' (в 1980-е этот закон дополнил ещё один, согласно которому военнослужащим США было запрещено употреблять абсент даже за границей).

quote:
[B][/B]

AU-Ratnikov
27-6-2015 23:36 AU-Ratnikov
quote:
Originally posted by nakss+b:

На чём базируется сия фантазия?

На логике. Но повинюсь, не совсем верно написал, надо было таки оговориться - "скорее всего".

дезерт игл
27-6-2015 23:38 дезерт игл
quote:

Дык ИРО - История, Религия, Общество, конец известен.

Так и конец из-за товарищей типа тебя;-)
Миномётчик
27-6-2015 23:38 Миномётчик
quote:
Изначально написано дезерт игл:
Может кто прочитает и подумает? ...Про Мск кстати понравилось, и трактиры...ниче не напоминает?:-)
Ну вот я прочитал, подумал и что делать будем? Трактиров и кабаков в России всегда хватало. "...1905 год - в пьяной царской России мы пили 3,5 л чистого алкоголя на душу населения (1 л чистого алкоголя равен 2,5 л водки). 1910 год - 3,6 л; 1914 г. - 4,6 л. В 1914 г. был введен сухой закон, производство и потребление алкоголя сократилось до минимума - почти до нуля. Сухой закон был отменен только после смерти Ленина. Величайшую в истории человечества революцию совершали в самый трезвый период нашей жизни - в 1917 году, когда народ ясно видел: вот она - правда, а вот она - ложь. Трезвого человека обмануть невозможно, пьяного - пожалуйста. Уже в мае 1925 года мы вышли на уровень 0,9 л. Дальше употребление алкоголя нарастало и достигло в 1940 году 1,9 л...".

"Издревле на Руси пьянство считалось позорным делом. Об этом рассказывалось в материале, присланном в редакцию нашим читателем из Краснодара Сергеем Близниченко («Красная звезда», 14 января с.г.). Сегодня мы публикуем окончание этого материала.
СИТУАЦИЯ с употреблением алкоголя начала негативно меняться в Московии с 1552 года, когда Иваном Грозным в России был открыт сначала «царев кабак» для опричников, а потом и «для всего люди». Народ стали спаивать и вином, и 40-градусной водкой. В 1613 году при царе Михаиле Федоровиче в Астрахани был заложен сад «для двора государева». Привезенные из-за границы виноградные саженцы хорошо прижились на благодатной почве. Уже в 1656 — 1657 годах к царскому столу подавались партии отечественного вина.
«В 1720 году Петр I указывал астраханскому губернатору на необходимость разводить виноград, а на Тереке «помимо персидских сортов винограда приступить к разведению венгерских и рейнских форм и послать туда виноградных мастеров». Спустя несколько лет при посещении Парижа российский император передал с гордостью французам несколько бочек отечественного вина.
«Екатерина II открыла на Руси такое количество кабаков, что треть всех поступлений в государственную казну была за счет прибыли от продажи алкоголя. На вопрос княгини Дашковой: «Ваше величество, зачем вы спаиваете русский народ?» — Екатерина II цинично заявила: «Пьяным народом править легче».".

AU-Ratnikov
27-6-2015 23:38 AU-Ratnikov
quote:
Originally posted by Миномётчик:

Помнится, вроде Димон вещал: "Россия - молодая страна".

Верно. Начали отсчет с 93-го ... а другие то давным-давно, вот и смотрим на сколько лет отстали.

дезерт игл
27-6-2015 23:39 дезерт игл
Про абсент-это нравы Европы того же времени
дезерт игл
27-6-2015 23:42 дезерт игл
Пьянство в России? про Францию и абсент я уже писал, может лучше было в Германии? сейчас посмотрим
дезерт игл
27-6-2015 23:44 дезерт игл
XVI столетие в Германии можно было охарактеризовать как 'столетие пьянства' (Бородин, 1910). Мартин Лютер писал: '... к прискорбию, вся Германия зачумлена пьянством; мы проповедуем и кричим против него, но это не помогает... наш немецкий дьявол - добрая бочка вина, а имя ему - пьянство'. Действительно, законы, направленные на ограничение пьянства, не выполнялись. И правители сами беззастенчиво их нарушали. Монастыри имели обширные виноградники и погребки, а духовенство отнюдь не придерживалось трезвости. А молодежь, студенчество тоже не отставали, и немудрено - университеты держали собственные винные погреба. Был издан также сборник законов Бахуса ('Jus Potandi'), где были собраны все правила и обычаи, связанные с употреблением вина. Ситуация с алкоголем переменилась к лучшему лишь после опустошительной Тридцатилетней войны (XVII в.).
дезерт игл
27-6-2015 23:47 дезерт игл
алкоголиках исходя из личного опыта работы в психиатрической клинике. Прежде всего, для Германии не характерен обычный в Восточной Европе тип 'запойного' алкоголизма, при котором длительные (порой месяцы) периоды полного воздержания сменяются массивным неконтролируемым потреблением спиртных напитков, прервать которое способно лишь полное физическое истощение. Обычно местные алкоголики пьют с немецкой регулярностью и педантичностью - 'понемногу' (относительно), и ежедневно, лишь временами существенно повышая дозировку. Нельзя сказать, что такой тип алкоголизма дает какие-то преимущество для здоровья: тот же самый цирроз печени скорее разовьется при регулярном, пусть и не массивном потреблении алкоголя, чем при 'запойном' пьянстве, когда печень получает возможность хоть как-то восстановиться в периоды воздержания. Что алкоголизм не вредная привычка и не порок, а самая настоящая болезнь - это в Германии понимают лучше, чем на моей исторической родине. Как следствие, немецкие алкоголики скорее склонны признавать наличие у себя проблемы и их гораздо легче мотивировать к лечению. Хотя самым сильным мотивом, как и везде, все равно выступает непосредственная угроза потери здоровья, социального статуса, работы, семьи. Не менее пятой части пациентов обращаются за медицинской помощью после того, как лишаются водительских прав. Оно и понятно: поскольку значительная часть людей работает далеко от места своего проживания, остаться без ноги было бы для них едва ли более катастрофично. Нередко желание лечиться возникает у местных алкоголиков на высоте интоксикации - явление, которое мне у себя на родине наблюдать не приходилось: наши алкоголики, когда выпьют, пребывают в полной гармонии с собой и со всей Вселенной, необходимость какого-то там лечения представляется им вздором. Тут же, в Германии, совсем не редок случай, когда едва стоящий на ногах человек среди ночи стучится в дверь психиатрической больницы: доктор, я должен что-то сделать с этим! Немедленно! Сейчас! Разумеется, принятые с пьяных глаз твердые решения наутро пересматриваются, и пациент выписывается по собственному желанию. Но некоторые все же остаются. Немецкие алкоголики менее русских склонны к самооправданию, т.е. к выяснению и разъяснению другим причин своего пьянства (хотя, конечно, рассуждения о тяжелой жизни, проклятом правительстве и стерве-жене можно порою услышать и здесь). 'Безвременье вливало водку в нас', - фраза сугубо русская, немец таким шизым орлом на небеси не воспаряет. Вообще немцы не сильно любят во время пьянок вдаваться в псевдофилософские разговоры, их веселье - это, в первую очередь, шум, гогот, крик, движение. И агрессия, разумеется, но это уже 'общечеловеческая' алкогольная черта. Далее, общеизвестным отличием являются предпочтения в выборе напитков. Пиво в представлении немцев - это пищевой продукт, наподобие колы или газировки. Немцы знают о господствующем по отношению к ним стереотипе и порой бравируют своей любовью к пиву, как русские - водкой с медведями. Качеством своего пива немцы справедливо гордятся, хотя многие великодушно соглашаются признать первенство за чехами: да, мол, у нас пиво хорошее, но у чехов оно еще лучше, надо быть справедливым. Расспрашивая пациента об алкогольных делах, всегда нужно уточнять, что речь идет и о пиве тоже. Иначе пациент, деловито хряпающий по полдюжины бутылок пива в день, со спокойной совестью скажет, что алкоголя он не принимает ни капли. У алкоголиков в Германии пиво стоит как бы на особом счету, отдельно от прочих напитков. Для некоторых немцев, допившихся до необходимости стационарного лечения в психиатрической больнице, предметом особой гордости является то, что они пьют только пиво и никогда - шнапс. Они уверены, что такая избирательность отделяет их от остальных алкоголиков берлинской стеной. Разъяснения о том, что алкоголь и в пиве алкоголь и что недостаток градуса легко компенсируется количеством выпитого, на них не действуют. Не менее трудно бывает на консультациях в терапевтических отделениях разъяснить людям, что внезапно выявленный у них цирроз печени имеет алкогольное происхождение и что виной тому - те самые 'одна бутылка в будни за обедом и две-три на выходные', которые он упорно вливал в себя последние два десятка лет. Нередко подобные товарищи, попав по каким-то причинам в больницу, впервые за многие годы оказываются оторванными от ежедневной пивной соски; как следствие, на второй-третий день у них развивается стандартный абстинентный синдром с тремором, потливостью, беспокойством, учащенным сердцебиением и прочими приятными вещами - вплоть до эпилептических припадков и белой горячки. Еще пару лет назад врачи из хирургических отделений, дабы не сильно заморачиваться, советовали таким пациентам заказывать себе в больничной кухне по две бутылки пива в день - воистину, не пьем, а лечимся!; теперь, правда, они все реже прибегают к подобному 'лечению'. Попадаются среди немецких алкоголиков и эстеты, потребляющие исключительно Wodka, но их немного, потому что стоит она довольно дорого. Даже местные разновидности крепких напитков, богомерзостные крашеные пойла различной степени крепости, обходятся в копеечку. Большинство алкоголиков со стажем предпочитают мешать пиво со шнапсом, достигая максимально убойного эффекта при минимальных финансовых расходах. Пиво и многие сорта вина стоят до неприличия дешево, буквально копейки, позволяя бюргеру спокойно спиваться независимо от его финансового положения. Дешевизна алкоголя - не последний фактор, обеспечивший взрывной рост его потребления в Германии после Второй Мировой (аналогичный процесс имел место и в Советском Союзе, и трижды прав был Горбачев, когда поднял цены на водку). Как и в России, в Германии распространено мнение, что пиво 'менее вредно', чем водка, в том числе и благодаря наличию в нем витаминов. Реальность, однако же, такова, что в Германии, несмотря на широкое распространение 'пивного' алкоголизма, у 3-12% алкоголиков имеет место энцефалопатия Вернике, а у 20-40% - алкогольная полинейропатия, обусловленные как раз недостатком тиамина, фолиевой кислоты и других витаминов группы В, которых в пиве будто бы завались. Токсическое действие алкоголя, наряду с обусловленным им нарушением аппетита и метаболизма, с лихвой покрывают предполагаемое влияние 'пивных' витаминов. Настоящим бедствием для 'завязавших' является так называемое 'безалкогольное' пиво. Как известно, на самом деле алкоголь в нем есть. Этого алкоголя мало, чтобы почувствовать хотя бы минимальное опьянения, но его вполне достаточно, чтобы запустить в мозгу 'завязавшего' алкоголика аддиктивную нейробиологическую программу, вызывающую компульсивное влечение к алкоголю, и, как следствие, рецидив. Как и во всех странах, большинство алкоголиков в Германии относятся к нижним стратам - срабатывает социальный и генетический дрейф, выносящий жертв зеленого змия на обочину жизни. Среднестатистический алкоголик - мужчина лет сорока - пятидесяти, разведенный, безработный, обитающий в социальных гетто неподалеку от общежития для африканских беженцев. Получаемое им пособие вполне позволяет ему сносно питаться и ежедневно напиваться, а медицинская страховка покрывает все его пребывания в больнице. За квартиру ему доплачивает государство. Помимо ежемесячных выплат, он получает пайки и зимнюю одежду. Если он заведет себе собаку, на нее будут отдельно выделяться средства. Словом, он пребывает в таких условиях, что только заложенным в каждом человеке категорический императивом, о котором говорил Кант, можно объяснить то, что он хотя бы изредка пытается вырваться из той ямы, куда он сам себя загнал и которую немецкое социальное государство старается оборудовать с наибольшим комфортом (правда, начиная с 2008 года выдача социальных конфеток потихоньку сокращается).

Миномётчик
27-6-2015 23:57 Миномётчик
quote:
Изначально написано AU-Ratnikov:
...Начали отсчет с 93-го ... а другие то давным-давно, вот и смотрим на сколько лет отстали.
До 93-го. России и не было, по представлению Димона с господами и партнёрами. Стало быть, сравнивать не с чем и вперёд на преодоление трудностей. К свершениям, а разработки СССР используют и про правоприемственность не забыли...

edit log

nakss+b
27-6-2015 23:57 nakss+b
quote:
Изначально написано дезерт игл:

Так и конец из-за товарищей типа тебя;-)

Ля-ля! Я тама был в штанишках на лямках, ибо были интересные типажи.

дезерт игл
27-6-2015 23:57 дезерт игл
настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться. 'Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, - писал Бильц в книге 'Новое природное лечение', - После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть:'. Доктору мало кто верил:
дезерт игл
28-6-2015 00:00 дезерт игл
Вот про ванны и Европу....
На самом деле, чем больше читаю исторические источники, тем больше понимаю что дерьма до 17г в мире хватало
Миномётчик
28-6-2015 00:10 Миномётчик
Дерьма меньше не стало...
AU-Ratnikov
28-6-2015 00:17 AU-Ratnikov
quote:
Originally posted by Миномётчик:

Дерьма меньше не стало...



Дык равновесие ж в природе ... были вши, клопы, тараканы - стали СПИД, вирусы экзотические ...

КМ
28-6-2015 00:33 КМ
Кстати о часах. В советские годы тетушка из-за границы привезла красивые настольные часы. Все очень ими восхищались и говорили, что "импорт есть импорт...". А я, будучи мелким и неразумным, прочитал название часов (латиницей). Оказалось "янтарь" Орловского часового завода. Так эти часы сплавили с глаз долой и который уже год они стоят в моей комнате.
дезерт игл
28-6-2015 00:44 дезерт игл
quote:
стали СПИД, вирусы экзотические ...


О! Кстати о медицине....
дезерт игл
28-6-2015 00:45 дезерт игл
XVII в. прямое кровопускание из вен уже начинало походить на откровенную резню.Наряду с добрыми старыми ланцетами появляются ланцеты пружинные, а также используются новые, усовершенствованные механизмы скарификации. Кровопускание делилось врачами на два вида - деривативное и ревульсивное. Деривация предполагала, что кровь берется рядом с пораженной зоной, ревульсия - что кровь берется из области, наиболее отдаленной от пораженной зоны (утрируя - если болит голова, то надо резать задницу). Эти два 'научных метода' использовались при различных заболеваниях. Даже младенческий возраст не спасал от этой опасной процедуры. 'Не проходит дня в Париже, - писал Гюи Патэн (Gui Patin, 1602-1672), один из корифеев тогдашней медицины, лейб-медик Людовика XIV, - когда мы не прописывали бы пускать кровь у грудных детей'.
Параллельно развивается альтернативное кровопускание с помощью пиявок, которое отчасти живо и поныне. Торговля пиявками по всей Европе стала самым прибыльным делом, особенно во Франции, которая в XIX в. год употребляла от 80 до 100 млн. пиявок. 'Статистические данные нашли отражение в шутке: 'Пиявки погубили больше людей, чем Наполеон' (2). Теоретические рассуждения врачей были неверными. Они, не зная системы кровообращения (спасибо христианам за сожженного Сервета), считали, что пиявки действуют локально - отсасывают кровь из одного определенного места. Интерес к лечению пиявками был велик и в России XIX в., где по поручению Российского Военно-медицинского департамента А.Вознесенский написал в 1859 г. 'Монографию врачебных пиявок'. Пиявки и кровопускания (а также клизмы и слабительное) обычно применялись комплексно. Вот выписка из одного руководства: 'Больного сажают на смирительный стул, привязывают, делают кровопускание, ставят 10-12 пиявок на голову, обкладывают тело ледяными полотенцами, льют на голову 50 ведер холодной воды, дают хороший прием слабительной соли'. Видный психиатр XIX века Гейрот утверждал, что кровопускание в случаях надобности надо продолжить до обморока, не следует жалеть пиявок, распределяя их вокруг бритой головы на манер венчика, полезно так же в кожные надрезы всыпать порошок из шпанских мушек или втирать сурьмовую медь. Если все это не помогает, 'необходимо пускать вход вращательную машину' (те самые упомянутые выше скарификаторы).
Хотя отдельные врачи и выступали против столь широкого 'вампиризма', метод кровопускания применялся достаточно часто и в прошлом столетии.
'Как и до Второй мировой войны, - объясняет Пьер Маннуччио Маннуччи, клинический врач и гематолог из государственного университета Милана, - когда гипертензия и сердечная недостаточность лечились при помощи этих животных, бережно хранившихся в стеклянных банках в аптеках. Сегодня этот метод (кровопускание. - Прим. ред.) можно назвать преступным, поскольку к нам приходят люди с необъяснимыми анемиями, но потом мы выясняем, что они практиковали кровопускание. Я помню монахиню, которая закрывалась в ванной и сливала через вену до одного литра крови. Мистицизм, психиатрические патологии или средневековые верования живы и по сей день. Кровопускания через мелкие порезы - типичные приемы страдающих анорексией'. (Марио Папагалло.
дезерт игл
28-6-2015 00:57 дезерт игл
Жить долго или 'вечно' люди хотели всегда. На протяжении человеческой истории существовало множество мифов, повествующих о достижении бессмертия. Особенно распространенным был миф об источниках живой воды. В средневековье от сказок о живой и мертвой воде перешли к практике - только ленивый не искал 'Эликсир Жизни'. Во многих алхимических лабораториях Европы и арабского Востока неустанно велись поиски субстанции, продлевающей жизнь. А пока одни такие прославленные ученые, как Парацельс и Роджер Бэкон пытались изготовить эликсир, другие задавались вопросом, почему люди вообще умирают. Блаженный Августин, известный богослов IV столетия, додумался, например, до следующего шедевра христианской мысли - человека делает смертным деторождение. Кто не заводит детей - тот не умирает.
Издавна были известны и другие способы продлить свои дни. Взять хотя бы древнеримскую эпитафию 'Эскулапу (бог медицины у римлян) и здоровью от Л. Клавдия Геримпа, который прожил 115 лет и 5 дней с помощью дыхания юных женщин, на удивление лекарям. Старайтесь жить, как он'. Упомянутый способ омоложения применяли знаменитый царь Соломон и король Фридрих Барбаросса. Старея, они приказывали класть к себе в постель молодых девушек. Существует старинный рисунок, изображающий Соломона на ложе с двумя девицами по бокам. В средневековье теорию омоложения при непосредственном содействии юных девиц доработал мюнхенский врач Иоганн Генрих Кохаузен. Его научный труд под названием 'Возрожденный Гермипп' (Hermippus Redivivus) пользовался изрядной популярностью, а некоторые предприимчивые парижане даже наладили поставку молодых девственниц безупречной репутации в постель к омолаживающимся старцам по 18 франков за ночь. Полный курс включал в себя 24 дня 'прогреваний'. Считалось также действенным пить молоко из груди молодой женщины. Существовали в средние века и более оригинальные рецепты омоложения - например, употребление водки, настоянной на лунном свете.
AU-Ratnikov
28-6-2015 01:06 AU-Ratnikov
quote:
Originally posted by дезерт игл:

употребление водки, настоянной на лунном свете.

Надо попробовать настоять
и на солнечном тоже

дезерт игл
28-6-2015 01:20 дезерт игл
А то:-) и это...девственниц надо, для полного эффекта:-D

edit log

дезерт игл
28-6-2015 01:23 дезерт игл
Ровно в это же время 'тайнами крови' заинтересовались сами коммунисты. 26 февраля 1926 года по инициативе Александра Богданова (Малиновского) в Москве был открыт первый в мире Институт переливания крови. Сам Александр Богданов (1873-1928) и стал его первым директором. Но не интересы науки стояли за фасадом этого предприятия. Проблемами крови новоиспеченный директор заинтересовался уже давно - еще в 1908 году в своем романе "Красная звезда" он развивал свою теорию о возможности дополнения социализма взаимным обменом крови. Согласно идеям этого романа-утопии обмен кровью был призван создать из человечества братство, соединенное не только общей идеей, но и общей кровью - во вполне физическом смысле. Просто как в Маугли: 'Мы с тобой одной крови - ты и я!' Так в коммунистической мистике отразилась идея причащения кровью, издавна присущая человечеству и поддерживаемая на притяжении последних двух тысячелетий христианством. Ответ, полученный главным героем книги Богданова, был таков: 'кровь одного человека продолжает жить в организме другого, смешиваясь там с его кровью и внося глубокое обновление во все его ткани'.
Много лет Богданов активно разрабатывал свою идею обмена крови. В задуманной им серии работ, которую с 1927 года начал издавать созданный им Институт переливания крови, первой вышла работа с характерным названием 'Борьба за жизнеспособность', в которой он на более глубоком теоретическом уровне переработал свои идеи начала века. Богданов усиленно интересовался эффектами взаимных переливаний крови (пол-литра - литр) между больными и между больными и здоровыми людьми, а также использованием для переливания трупной крови.
Идея обмена кровью, не смотря на ее принципиальную роль для Богдановского проекта построения нового общества, не принадлежала только социалистической мысли. Она теснейшим образом была взаимосвязана с интеллектуальными построениями своего времени, политическая природа которых часто была далека от социализма. В частности, она была связана с естественнонаучными рассуждениями о смерти, старости и омоложении организма, развиваемыми некоторыми физиологами рубежа XIX и ХХ веков. (проф. Д.В. Михель. Переливание крови в России, 1900-1940)
От института Багданова многие ждали выдающихся результатов. В 1935 г. С.И. Спасокукоцкий в кратком историческом обзоре о переливаниях крови, где упомянул о Медее переливающей кровь старцу Пелиасу в 'Метаморфозах' Овидия, о неудачной трансфузии папе Иннокентию VIII (1492), об опытах Дени во Франции с переливанием человеку крови ягненка (1667) и т.д., написал о Богданове: 'С 1926 г., с момента организации Центрального института переливания крови в Москве, по инициативе А.А. Богданова начинается широкая научная разработка различных сторон вопроса и планомерное внедрение метода на территории всего Союза'.
Но судьба жестоко посмеялась над доморощенным 'обновленцем крови' - в марте 1928 года Богданов решил 'омолодиться' кровью студента МГУ Л.И. Колдомасова (под благовидным предлогом излечения студента от туберкулеза). Вечером 24 марта 1928 года было проведено взаимное переливание, каждому около литра. Вскоре у обоих развились тяжелые осложнения, и Богданов благополучно умер. Точно как пресловутый Папа Иннокентий. Вероятно, смерть директора Института переливаний крови была вызвана несовместимым резус-фактором крови - еще неизвестным тогда науке явлением. Студент, правда, выжил.
Идея же вместе с Богдановым отнюдь не умерла. Один из его сотрудников, будущий академик Академии Наук СССР с 1932 года, А.А. Богомолец (1881-1946), в памятной статье о Богданове высоко отозвался о его концепции обмене кровью. В 1928 г. он писал: 'Особое место в работах А.А. Богданова занимает проблема борьбы с изношенностью организма посредством 'обменных переливаний крови'. Таким образом, 'кровь, как разновидность соединительной ткани, по мысли Богомольца, вполне могла быть омоложена' (8). Полагаю, А. Богомолец решил, что 'дух' или душа его учителя Богданова переселилась в тело студента, точно также, как Христос переселился в Апостолов и стал 'ходить в них'.
Надо заметить, что все эти мистические 'переливания крови' и 'переселения душ' все же в целом были не особенно популярны в СССР. В первые годы советской власти переливание крови вообще было запрещено. Донорство также было запрещено. В основном по двум причинам: медицинской, вполне реальной, - это осложнения, которые могут быть при переливании, и идеологической - когда донорам давали питание, платили деньги, то некоторые коммунистические идеологи расценили это как продажу части человеческого тела, и стало преобладать мнение, что донорство - это проституция.
После смерти Богданова те же идеологи стали трактовать переливание крови для омоложения организма как буржуазный вампиризм, которому опять же не могло быть места в Советском Союзе. Типичным примером такого вампиризма, как указывает проф. Михель, можно считать опубликованное в 1935 г. в журнале 'Огонек' стихотворение Ю. Казарновского 'Вампир' из цикла его стихов 'Запад'. Оно было откликом на (возможно вымышленное) сообщение в 'Дейли Геральд' о случае 150 переливаний, которые сделал себе некий богатый ирландец. (8)
Итак, со временем концепция Богданова перестала открыто приветствоваться коммунистическими властями.
Надо отметить, однако, что в 1930-е годы идеи о роли переливания крови в деле омоложения организма становились все более непопулярными, хотя такие крупные физиологи, как Богомолец все еще и высказывали их в почти неприкрытой форме. Мысли о том, что естествознание является ключом к улучшению человека и общества, подверглись всестороннему порицанию. Наиболее известной страницей этой истории стала судьба евгеники в СССР. Реже вспоминается по этому поводу случай концепции омоложения посредством переливания крови. (8)
Эта цитата проф. Михеля вполне может объяснить, почему коммунисты отвернулись от идей Богданова. Дело в том, что Богданов их ввел в заблуждение. Изначально власти поддержали открытие института совсем по другой причине. Причине такой же иррациональной и мифологической, но вполне соответствующей декларируемой коммунистической идеологии 'равенство-братство'. Это была та самая первоначальная концепция Богданова о 'перемешивании крови'. Здесь можно увидеть то различие, тот самый 'мистический' конфликт с Германией. Национал-социалистическая партия боролась за 'чистоту арийской крови', а коммунистическая - за интернациональное 'перемешивание'. Причем все это не столько на идеологическом и теоретическом уровне, как на физическом. Если Германия призвала на помощь евгенику, то СССР должен был ответить массовым 'перемешиванием крови' с помощью института Богданова. Так что противостояние с Германией имело и такую - полностью мистическую и мифологическую причину. А о 'мистическом социализме' и 'мистическом национализме' руководств Германии и СССР сейчас уже известно достаточно - все эти бесконечные походы в Шамбалу, копье Лонгина, учение 'огня и льда' и прочие 'Аненербе'.
Но Богданов, как оказалось, власти подвел. Ибо стареющий директор забросил свои ранние утопические идеи 'равенства крови' и в глубине души озаботился уже не мистическим 'перемешиванием крови', а все тем же пресловутым личном 'омолаживанием'.
В последний период жизни Богданов всецело отдался той области, в которой он получил образование - медицине, и здесь поставив перед собой в высшей степени оригинальную задачу - путем переливания крови добиться омоложения человеческого организма. (Г. Юдин. История советской науки как процесс вторичной институциализации)
Зря, конечно, Юдин называет это желание Богданова 'в высшей степени оригинальной задачей'. Как я показал выше, более тривиальной мысли человечество за всю свою историю родить не смогло. Концепция Богданова ничем не отличалась от верований любого папуаса Новой Гвинеи и от чаяний средневековых монахов. 'Этот пример, - продолжает Юдин, - как и пример с евгеникой, свидетельствует о том, что процесс деинституционализации науки, происходивший в это время, имел определенную направленность, если не логику'. Логику таких 'примеров' я достаточно показал выше. Она кроется в мифологичности сознания большинства людей, как бы они ни пытались (подобно Богданову) рационализовать свои мысли, пытаясь подвести под них 'научную базу'. Также не оригинальна и идея 'кровного братства'. Все эти 'братания кровью' из разрезанных рук в голливудских фильмах - оттуда же. 'Обмен кровью' через ее выпивание также архетипичен. 'У некоторых народов есть обычай кровного братства. Двое или несколько человек смешивают свою кровь в одном сосуде и затем пьют из него' (Гурдижиев).
дезерт игл
28-6-2015 01:33 дезерт игл
содой. Теория 'живого вещества' Лысенко и Лепешинской в конечном счете послужила все тому же вечному вопросу - омоложению. Безграмотные, 'средневековые' (по выражению проф. Рапопорта) опыты Лепешинской стали новой соломинкой для стареющих коммунистических лидеров. Средневековые ванны из крови младенцев, которые, как считалось, любил принимать Святой Константин, римские Папы и прочие графини Батори, были заменены на ванны содовые:
Творчество О. Б. Лепешинской не ограничилось открытием 'живого вещества'. Она одарила человечество своими содовыми ваннами, которые якобы возвращали старым людям молодость, сохраняли ее молодым, поддерживали бодрость духа и тела. С докладом о найденной панацее Ольга Борисовна выступила в ученом совете Института морфологии под председательством А. И. Абрикосова, где были объединены наиболее авторитетные московские морфологи разных научных направлений. Происходило это лет сорок тому назад в уютном зале кафедры гистологии МГУ на Моховой улице. Основное содержание доклада было посвящено не теоретическим предпосылкам эффективности содовых ванн (об этом было сказано нечто нечленораздельное в общем аспекте 'живого вещества' и воздействия на него содовых ванн), а испытанию их на отдыхающих в санатории 'Барвиха'. Санаторий предназначался для самых высокопоставленных деятелей государства, партийного аппарата, старых большевиков, заслуженных ученых, артистов, писателей. (Профессор Я. Рапопорт. Недолгая жизнь живого вещества)
История действительно иногда повторяется в виде фарса. В 50-х годах в СССР произошло то же самое, что и с кровопусканиями у средневековых монахов - процесс вышел из под контроля. Омолаживаться захотели все:
В результате из магазинов исчезла сода, она стала остродефицитным продуктом, так как шла главным образом на содовые ванны. Обычное проявление массового психоза. Обычное для людей, относящихся некритически (а если и скептически, то с тайной надеждой) к рекламируемым лечебным и профилактическим воздействиям: авось действительно поможет. Но этот психоз быстро прошел, сода снова появилась в продаже, а от самого метода и его эффективности остались только анекдоты. (Профессор Я. Рапопорт. Недолгая жизнь живого вещества)
Генералисимус Сталин
я делал подобную тему.........повторятся не хочу..........были у меня мысли на границе 90-00 х купить несколько деревень с крестьянами..там еще крестьяней завести.....и жить как барин............ну потом решил не идти путем помещика хотя реально кайф а пошел путем капиталиста лендлорда сдал все свои объекты недвижимость в аренду бригаду распустил с выплатой "золотых паращютов" и уехал просто жить на побережье.............хотя иногда грущу накатывается слеза с будуна так хочется по утру слышать Барин что на завтрак подать??
дезерт игл
28-6-2015 02:25 дезерт игл
quote:
жить как барин

Тема не о том, тема о том что, светлое прошлое о котором тут мечтают не такое уж и светлое....помницца при мне один историк хорошо потроллил одну барышню мечтавшую о балах и каретах...задав ей простой вопрос, а что если не барыней а крестьянкой к Салтычихе или Батори? подробно рассказав биографию этих лиц прекрасного пола:-D мечты о каретах резко прекратились:-D

Guns.ru Talks
мужской разговор
подмосковье сто лет назад.....или "Россия которую мы потеряли" ( 1 )