Guns.ru Talks
апгрейд и ремонт пневматики
Краткий курс по пайке металлов. Паяльники, флюсы, припой. Маленькие хитрости. ( 2 )

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
Автор
Тема: Краткий курс по пайке металлов. Паяльники, флюсы, припой. Маленькие хитрости.
gosha-kun
10-4-2008 22:59 gosha-kun
первое сообщение в теме:
Среди вопросов по ремонту и апу в данном разделе форума нередко попадаются просьбы подсказать, как вылечить (собрать, скрепить, усилить и т. д) некое нечто, изготовленное из металла, но при этом нечто такое, при работе с чем невозможно применить винты, заклепки или сварку. Собственно отсюда и вопросы.
Они заставили меня однажды задуматься: а почему народ столь редко вспоминает о таком простом и надежном (хотя и не универсальном) способе, как обыкновенная пайка? Возможно потому, что у многих понятия "паяльник" и "припой" ассоциируются или с радиотехникой, где применяют маломощные паяльники вольт на 25, или с капризными раскаленными шариками, похожими на ртутные, которые, сколько в них ни тыкай жалом, никак не желают смачивать поверхность обрабатываемого металла и равномерно по нему растекаться. Гиморно это и грязно, шпаклевка получается какая-то, да и соединение выходит хреновое, корявое и слабое, ну его фтопку.
В связи с этим я решил написать нечто вроде "краткого курса" о пайке металлов легкоплавким свинцово-оловянным припоем, потому что опыт у меня в этом деле, без дурацкой скромности, очень большой. И вот написал. Надеюсь, эта работа окажется кому-то полезной.

Кое-что из полезных ссылок (спасибо коллегам)...

http://www.chipmaker.ru/index.php?showtopic=4495&hl=пайка%20аллюминия&st=0 http://www.chipmaker.ru/index.php?showtopic=1547&st=0 http://www.avtobrigada.ru/cgi-bin/blist.pl?mode=ARTICLE&id=111&BRID=585 http://www.avtobrigada.ru/cgi-bin/blist.pl?mode=ARTICLE&id=111&BRID=585
http://www.mastercity.ru/vforum/archive/index.php/t-3766.html
http://www.neuheitenmesse.de/goto.php?keyword=IPS+-+Die+Aluminium+Innovation+AL+75%21&bshowyear=2003 http://forum.rcdesign.ru/index.php?automodule=blog&blogid=222&showentry=2256

edit log

кака
4-7-2008 22:47 кака
quote:
Originally posted by Кайнын:

как он думает


Саш тебя можно поздравить, твой комп читает чужие мысли или это личный дар Божий. А с ртутью я игрался ещё пацаном лет 50 тому. Чтоб угостить девочку мороженным надо было штук 5-6 двухкопеечных монет натереть оной и успеть купить мороженного(они в таком виде сходили за гривенники). А то ртутное покрытие исчезало, не знаешь куда?
Да и"стремно" не синоним "боится", это слово "новояз" и смысловая его часть требует объяснений и обоснований.
Я просто привёл пример из старой книги и чтоб ознакомить с одним из методов соединения металлов, ну и с возможностью расширения методов применения сего процесса, с более детальным описанием технологий людьми более сведущими в этом вопросе.
С уважением.
Кайнын
4-7-2008 23:25 Кайнын
quote:
Originally posted by кака:

Саш тебя можно поздравить, твой комп читает чужие мысли или это личный дар Божий.
ну извини.
конечно, не "как он думает", а "как он пишет".

только меняется ли от этого смысл твоих слов?

цитатами не буду подтверждать, думаю, ты посты тереть не станешь.

quote:
Originally posted by кака:
А то ртутное покрытие исчезало, не знаешь куда?

знаю. но тебе не скажу - стыдно тебе будет. ибо я ведь вроде уже намекнул на то, испаряется ли ртуть из амальгамы. :-)

кака
4-7-2008 23:35 кака
В моём возрасте не стыдно, я уже давно и чётко понимаю всего знать невозможно. А учиться приходится до самой смерти-так с книжечкой и положат.
С уважением.

edit log

rvg1
23-10-2008 23:45 rvg1
а кто может сказать как алюминий спаять если это вообще возможно?
fusion_cfx
25-10-2008 03:33 fusion_cfx
"А вот нержавеющая сталь, алюминий или дюраль с его помощью не облудить и не запаять. Поверхность этих металлов очень тяжело поддается смачиванию припоем - здесь не поможет никакой дополнительный подогрев, и потому для их пайки необходимо применять другие специальные флюсы. Они также продаются на строительных рынках, и флакончики, их содержащие, снабжены этикетками, на которых указана область применения данного вещества. Например: "Для пайки алюминия и его сплавов", или "Для пайки нержавеющих сплавов""

По большому счёту тоже самое, но другое... http://vksn.narod.ru/elektro/300e127.html

M@x86
25-10-2008 21:45 M@x86
Надо же! В апреле было написано, а прочитал только сегодня. Большое спасибо! Разъяснились многие вопросы. Если честно, не знал, что железо можно паять Сразу мысли разные закрутились... Вопрос решился - хочу из крыса 664 булку сделать, спусковой механизм не знал как прикрепить к стальной трубе насоса. Теперь знаю
gosha-kun
25-10-2008 21:54 gosha-kun
quote:
Originally posted by M@x86:
Если честно, не знал, что железо можно паять

Улыбнуло

Только имей в виду, пайка не универсальный метод соединения, и не во всех случаях прочный и эстетичный. Где-то может и не прокатить.

edit log

M@x86
26-10-2008 07:35 M@x86
quote:
Originally posted by gosha-kun:

Только имей в виду, пайка не универсальный метод соединения, и не во всех случаях прочный и эстетичный. Где-то может и не прокатить.


Ну эт само собой
Demonos
26-10-2008 07:53 Demonos
quote:
а кто может сказать как алюминий спаять если это вообще возможно?

А возможно. Причём на коленке. только диллера надо регионального найти.
Вот результат, с ссылками, как этот чудосплав искать. https://forum.guns.ru/forummessage/96/288464-29.html
Ничего сложного. Соединяем, проволокой например, две детали и греем газовой горелкой. Я на мелких деталях пользовался карманной доморощенной из ОБИ, а на массивные пришлось раскошелится на побольше. Итак, как достигли желаемой температуры (у производителя инструкция есть, как определить), быстро трём щёткой из нержавейки и прикасаемся прутком сплава. Если небольшие детали - трём прям прутком. Так и резьбу, кстати, восстановить можно, если в отверстие со свёрнутой резьбой болт вставить и прутком по нему водить.
Сам несколько лет думал, что всё это фигня, а нужда заставила попробовать.
То, что производитель пишет, выглядит на опыте очень правдоподобно. Сплав быстро плавится и диффундирует в металл, а после застывания шов реально прочнее основы. Причём это и не пайка, и не сварка. Переход металла в металл очень плавный, почти без границы. Какая-то мистика. Я про такое читал, но про какие-то мягкие припои с редкоземельными металлами, которые не то испаряются, не то растворяются в основе.
Работать легко.
Производитель рекомендует не хватать прутки голыми руками, а диллер заявил, что это х-ня. Типа главное, чтобы пруток не соприкасался с раскалённым предметом, у которого температура хоть на несколько градусов ниже температуры плавления самого сплава, и чтоб им не паяли инструментом, вроде паяльника, а именно втирали пруток в нагретую часть. А если пруток нагрелся на торце, более чем на 4хх градусов, и не растёкся, типа надо скусить около 1см.
На вид блестящие, без мата, неровные стержни около 3хмм в диаметре, сильно хрустят на изгиб, нейтральные, как аллюминий, и вроде хрупче. При перекусе кусачками больше напоминают олово - торец сжимается. Ни гамма фона ни какой либо другой активности мною не обнаружено. Сильно в непонятках, што за такое, но работает.
Мааленькая тонкость. С момента растекания прутка до застывания, детали не должны двигаться относительно друг-друга. Я решил вопрос стягиванием медной проволокой через три сантиметра. Иначе при остывании, детали, уменьшаясь в размерах, отстают друг от друга, а сплав с ними уже схватывается и получаются как бы две размазанных капли, соединяющихся местами.

edit log

Demonos
26-10-2008 08:12 Demonos
Бля, прошел по ссылкам - не работают. Пошукайте, а? Я рублюсь - 7 утра, толькочто из клуба. Достучался только до нескольких фоток с контента: http://www.jaunstech.com/content/gallery/

В Питере брал тут: прямо с улицы вход, на первом этаже, после какой-то не то типографии, не то издания.

click for enlarge 712 X 432 65,9 Kb picture

edit log

rvg1
26-10-2008 20:17 rvg1
quote:
Для пайки алюминия и его сплавов",

не работает уже проверял
quote:
По большому счёту тоже самое, но другое...
]http://vksn.narod.ru/elektro/300e127.html[/QUOTE]

почти получилось после двух часо и...б.. просто мне надо прочней припаять

quote:
Вот результат, с ссылками, как этот чудосплав искать. https://forum.guns.ru/forummessage/96/288464-29.html

эти ссылки не работают. но очень надо где его можно купить в москве

edit log

Demonos
26-10-2008 22:17 Demonos
quote:
не работает уже проверял

Не работает с обычной горелкой при пайке силумина. Производитель давал список сплавов.
Сергей Александрович
В качестве флюса для пайки чёрной и нержавеющей стали, латуни,меди(бронзу не паял) использую смесь:50% хлористого аммония и 50% глицерина. Приемущества этого флюса в том что место пайки не окисляется как при "паяльной кислоте".
А вот алюминий пробовал им паять-не получилось.
Demonos
26-10-2008 23:41 Demonos
А, во, нашел ссылки по пайке аллюминия. Описание флюсов и техники.
На чипмейкере HTS запретная тема. Рекламная кампания производителя в 2000г больно сильно всех достала. http://www.chipmaker.ru/index.php?showtopic=4495&hl=пайка%20аллюминия&st=0 http://www.chipmaker.ru/index.php?showtopic=1547&st=0
И вот ещё, уже про HTS http://www.avtobrigada.ru/cgi-bin/blist.pl?mode=ARTICLE&id=111&BRID=585 http://www.avtobrigada.ru/cgi-bin/blist.pl?mode=ARTICLE&id=111&BRID=585
gosha-kun
26-10-2008 23:43 gosha-kun
Demonos
Не возражаешь, если я эти сцылки в 1-е сообщение перенесу? Комменты не все "асиливают" читать. Ну и тут пусть висят тоже.
Demonos
26-10-2008 23:46 Demonos
А вот тут ещё, там ссылочка была на московские конторы http://www.mastercity.ru/vforum/archive/index.php/t-3766.html
gosha-kun
26-10-2008 23:48 gosha-kun
Эй, Demonos, ответствуй мне
Demonos
26-10-2008 23:59 Demonos
Да не возражаю я конечно! Просто лопатил избранное, где там у меня чего было.
gosha-kun
27-10-2008 00:02 gosha-kun
Ок, перенес.
Demonos
28-10-2008 01:10 Demonos
О! Чуть не забыл!
Для тех, кто новомодными способами паять алюминий будет -
СПЛАВЫ НЕЛЬЗЯ ВНОСИТЬ В ПЛАМЯ ГОРЕЛКИ!
Они от этого по поверхности пускают зелёный огонёк и около сантиметра прутка приходится скусывать, он уже никогда не расплавится. На картинках с AL75 это нечётко показано, сайт ХТС в дауне, а инструкция на русском и обучающее видео как раз у них были.
Алгоритм такой: закреплённые относительно друг-друга детали устанавливаются на чём-то нетеплопроводном, типа куска асбеста (я пользовал кирпич) и греются горелкой. Ждём пока Т алюминия подойдёт к 400гр (я коптил деталь зажигалкой - когда пятно исчезнет, то есть выгорит углерод, можно начинать). Вот тут внимательней. Убираем горелку и интенсивно трём прутком по будующему шву. Пруток должен потечь. Мелким деталям этого обычно хватает, а крупные требуется протереть по шву тонкой щёткой из нержавейки (производитель требует именно щётку и именно из нержавейки, но я тёр просто надфилем), после чего сплав заполнит все дефекты и растечётся ровным слоем. Всё это время детали следует греть горелкой с другой стороны или с краю. (См. фотки по Ал75). В заключение полезно пройтись по расплаву шпательком или отвёрткой, дабы разравнять шов. Сидим курим пол-часа, пока детали остывают. Остывать они должны естественным способом. Двигать их или плескать на них водой нельзя. Как остыли, подчищаем слегка шкуркой, если надо. Берём ипользуемся.
В первый раз я нарушил почти все правила. Зажал деталь в тиски, пытался паять как обычным припоем, в итоге угробил пол-прутка.

edit log

rvg1
28-10-2008 21:37 rvg1
а самый главный вопрос братья аирганеры где можно купить это чудо в москве?
Demonos
28-10-2008 23:02 Demonos
>user175609-01-2006, 23:35
>2DmLa
>Где брали этот HTS-2000, в Москве?
>На сайте jaunstech.com две конторы обозначены "АвтоПлюс МАДИ" и "ПЛАЗАР".

Лично у меня иной информации по Москве нет. Дата сообщения от 2006. Есть-нет не знаю, но в Питере ещё в июне свободно продавался аж в трёх конторах. Контора на Смолячкова была ко мне ближайшей, туда и поехал. Вот не помню, как называлась, так как сохранял закладку на страницу jauntech прямо на телефон.
Если в Питере кому понадобится, могу кусок прутка подарить.


На странице AL75 адрес такой:
IPS
Heilbronner Str. 25
73037 Göppingen
Tel: 07161 / 582503
Fax: 07161 / 582011
Email: ips@al75.de

Надо в гугле поискать, должен же он где-то всплыть!

sas11
30-10-2008 00:39 sas11
В качестве флюса можно использовать аспирин и лимонную/муравионую кислоту.
Ароматы конечно, но железо и стали паяются. А если место пайки матовеет-признак брака. Кристализация очень хорошо трескается. Надо соблюдать профиль. Хорошая пайка блестящая. Серая/матовая пайка на современной електронике-ето леадфри-бессвинцовая. Преимушество-дороже детали под ету технологию, дороже припой, хрупкое и ненадежное соединеие(електрич. контакт)практическая неводможность демонтажа без повреждений ряда елементов.
А противу обгорания есть жала повышенной долговечности(ерса, веллер)
gosha-kun
30-10-2008 00:51 gosha-kun
quote:
Originally posted by sas11:

А если место пайки матовеет-признак брака.

Ыхы-хыыы, надо таки сделать своего рода "примечание" в тексте... А то это дело склонны не так понимать.

MP654K
30-10-2008 11:47 MP654K
ЗАКРЕПИТЕ ТЕМУ!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Простите за капс
gosha-kun
30-10-2008 12:41 gosha-kun
Народ, если есть интерес к прикреплению темы, отпишите Игнату. Мне как автору это не того - воспитали так по-уродски . Потому что тут уже есть моя прикрепленная тема, а выскочкой выглядеть ни раз не охота.
MP654K
30-10-2008 12:55 MP654K
quote:
Мне как автору это не того - воспитали так по-уродски . Потому что тут уже есть моя прикрепленная тема, а выскочкой выглядеть ни раз не охота.

Причем тут "выскАчка"? Ты создал полезную, правильную и нужную тему. Она ДОЛЖНА быть прикреплена! Поддерживаем!!!!
gosha-kun
30-10-2008 14:08 gosha-kun
Ок.
marine
30-10-2008 14:34 marine
Да тема интересна безусловно, её просто необходимо прикрепить.
2gosha-kun
Не подскажешь такой момент, у меня две детали которые надо спаять, конкретно баллон 12г и нипель. Я их нагреваю, облуживаю по отдельности и под огнём вворачиваю друг в друга, шов получается дырявый, травит.
Конкретно не хватает ещё пары рук которая будет плавить припой прямо на резьбу во время вворачивания нипеля. Так же очень сложно их удерживать прямо над пламенем они горячие.
Как считаешь можно ли как-то решить эти проблеммы? Может я не правильно делаю что делаю всё над пламенем?
gosha-kun
30-10-2008 14:54 gosha-kun
quote:
Originally posted by marine:
Не подскажешь такой момент, у меня две детали которые надо спаять, конкретно баллон 12г и нипель. Я их нагреваю, облуживаю по отдельности и под огнём вворачиваю друг в друга, шов получается дырявый, травит.
Конкретно не хватает ещё пары рук которая будет плавить припой прямо на резьбу во время вворачивания нипеля. Так же очень сложно их удерживать прямо над пламенем они горячие.
Как считаешь можно ли как-то решить эти проблеммы? Может я не правильно делаю что делаю всё над пламенем?

Все правильно, там давление будет, поэтому не лишнее, чтобы олово держало по всей резьбе. И не в том дело, что вырвет давлением нипель - это вряд ли, а просто не должно быть даже мельчайших "капилляров" в припое. Поэтому надо облуживать и вворачивать над огнем, чтобы не застыло раньше времени.
Возможные причины "дырявости", как я их представляю: не полностью облудились резьбы; маловата температура для того, чтобы текучесть была абсолютной и "капилляры", возникающие от неравномерного расплава припоя, были исключены; неподходящий флюс; на спаиваемые поверхности попала грязь, что вызвало непропай отдельных участков. Последняя причина мне кажется наиболее вероятной.
Я бы сделал так: перед началом впайки ниппеля в баллон очень тщательно обработал ацетоном обе резьбы, удалив даже мельчайший налет грязи (между нитками резьб, особенно в ниппеле, где резьбу резали не сегодня, она есть всегда), потом обработал бы резьбы паяльной кислотой, облудил их с помощью паяльника 100 Вт (тонким слоем, чтобы не забивать резьбу!), затем нагрел бы то и другое одновременно над некоптящим пламенем (это важно - гарь осядет на поверхностях и помешает запайке), ввернул бы одно в другое - и быстро, пока детали не успели еще остыть, прошелся бы паяльником с набранным на жало припоем по стыку и наружной поверхности горловины баллона: это позволило бы почти на 100% гарантировать полное и равномерное соединение полуды на обоих резьбах внутри горловины.
Однако работа эта сама конечно очень неудобна - тут надо иметь минимум 3 руки или помощника: все раскаленное. И еще очень непросто облудить, особенно толстым жалом, резьбу внутри горловины баллона. Тут имхо надо поступить так: обработать подготовленную резьбу в горловине кислотой, облудить досягаемые жалом витки припоем, потом прогреть горловину мини-горелкой - поворачивая баллончик по оси и следя, чтобы олово под ее пламенем растеклось и по тем участкам резьбы, куда паяльником не добраться (это реально, если флюс нормальный, резьба чистая и олово течет как вода).

edit log

Kostik59
30-10-2008 23:54 Kostik59
quote:
а кто может сказать как алюминий спаять если это вообще возможн

Один мой хороший знакомый паяет алюминий простым припоем, простым паяльником, но на место пайки добавляет металлические опилки(напильник).Трет их вместе с флюсом и припоем. Опилки разрушают оксидную пленку и все!
Я использую HTS-2000. Очень просто.

marine
31-10-2008 01:07 marine
2gosha-kun
Спасибо за подробный ответ. Очень помог, многого я не знал.
Dezer777
1-11-2008 17:05 Dezer777
МАЛЕНЬКИЙ вопрос: чет ни как не пойму каким ёбразом припаять капилярную трубку (медь) к баллончику (сталь) {от фПоиска пользы 0%} при наличии возможности нарезать хоть подобие резьбы на трубке с наружным Ф2мм вопросов даже не возникло'б подскажите пжалста чем енто запаять и на сколько будет надежным это соединение? (предпологаемое давление от 60 до 200атм.

----------
причиню ПОЛЬЗУ, нанесу ДОБРО...

gosha-kun
4-11-2008 00:00 gosha-kun
Dezer777

Медь к стали припаять не проблема, делается с помощью все того же свинцово-оловянного припоя, банальной "паяльной кислоты" и паяльника 80-100. Как будет держать давление... ИМХО должно прекрасно держать.
sas11
6-11-2008 23:26 sas11
quote:
Originally posted by gosha-kun:

Как будет держать давление... ИМХО должно прекрасно держать.


Ежели грамотно- тада канечна!
Но емть в отечестве таланты......
Десяток мм и расклепка капиляра в пропке могут удержать, опять же при ПРАВИЛЬНО подходе. Ну и кислоту (имха канечна) лучче тут не использовать, или только при облуживании дырки в пропке.
Dezer777
7-11-2008 20:52 Dezer777
quote:
Originally posted by sas11:

Десяток мм и расклепка капиляра в пропке могут удержать

К сожалению расклёпка не подойдёт. емкость не разборная.
тут такой вопрос если паять припоем для меди (пруток для пайки медных труб) как он со сталью? будет держаться? и мож какой флюс нужен (насколько я помню медные трубы паяли этим припоем без флюсов)

----------
причиню ПОЛЬЗУ, нанесу ДОБРО...

sas11
7-11-2008 21:30 sas11
quote:
Originally posted by Dezer777:

емкость не разборная.


А насколько посадка? И конфигурация сосуда?
Dezer777
7-11-2008 22:38 Dezer777
quote:
Originally posted by sas11:

А насколько посадка? И конфигурация сосуда?

посадка 1.5-2 мм
форма цилиндр типа баллончика со2
капилярная трубка должна войти с боку.

----------
причиню ПОЛЬЗУ, нанесу ДОБРО...

sas11
8-11-2008 22:40 sas11
Не,тут пайкой не помочь(моя глубокая имха)

Guns.ru Talks
апгрейд и ремонт пневматики
Краткий курс по пайке металлов. Паяльники, флюсы, припой. Маленькие хитрости. ( 2 )