Guns.ru Talks
Заточка режущего инструмента
Тонкая заточка и доводка опасной бритвы, часть 2 ( 2 )

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
всего страниц: 95 : 12345...92939495
Автор
Тема: Тонкая заточка и доводка опасной бритвы, часть 2
Nikolay_K
9-3-2014 00:23 Nikolay_K первое сообщение в теме:
Часть 1: https://forum.guns.ru/forummessage/224/988330.html


это продолжение.


Теперь мы разделили тему и всё, что касается правки на ремнях и стропах вынесли в отдельное место: https://forum.guns.ru/forummessage/224/1327268.html

Тут остаётся только то, что касается заточки и доводки.
То есть то, что не портит геометрию.


edit log

oldTor
14-3-2014 13:00 oldTor
Про "волну" теперь понятно. Сильное воздействие на кромку так можно получить, особенно если суспензия густовата. Однако если удачно подобрать консистенцию суспензии, в зависимости от состояния РК, таким воздействием на РК можно как раз сгладить многие шероховатости, уменьшить рисочку, добиться более гладенькой и аккуратненькой РК. Таким же манером прекрасно удаляются остаточные явления заусенки. Всё это прекрасно вписывается в практику постепенного уменьшения насыщенности суспензии при работе , в снижение концентрации СОЖ и постепенный переход на чистый влажный камень.
Это всё процессы подконтрольные, и всеми аспектами воздействия разной консистенции суспензии полезно уметь управлять.
Энд
14-3-2014 20:33 Энд
Спасибо други за комментарии. Отвечу по порядку:
1. "Мужик в трусах" как раз и старается не гнать волну - на возвратных движениях это хорошо видно - положил, подождал когда суспензия втянется под бритву и пошел катать бритву на ней, при поступательных движениях (когда вперед) может показаться, что он "гонит волну", но посмотрите внимательно - одним медленным и плавным движением отгоняет вперед основную массу суспензии, а затем работает на остатках, отгоняя основную массу суспензии. Я работаю вперед-назад как делает этот почтенный мужчина когда работает назад.
2. За инструкцию теста на подушечке спасибо. Надо поучиться. Я пытаюсь чего-то там почувствовать когда пробую на срез верхнего слоя кожи подушечки пальца (Абрамс так делает), но по сыпи на ногте пока надежнее. Будем учиться на подушечке по-другому.
3. Стараюсь не использовать нагуры Mikawa - этим названием продаваны называют всё что похоже на нагуры. Перепробовал от разных продавцов со штампами и без - очень разнится качество, например, есть включения дающие крупные царапки. Как-нибудь сделаю тест разных меджиро в теме про нагруы. А Kawa - это всегда постоянное качество. С ними есть свои проблемы, типа "черных глазок", но это легко исправимо и скорее подтверждает, что этот камень нагура. В общем, в тестах kawa shiro nagura.
4. Вот этому мне кажется надо уделить особое внимание:
quote:
всеми аспектами воздействия разной консистенции суспензии полезно уметь управлять

Пойду потренируюсь

PS: нагуры желательно замачивать, особенно коричневых оттенок. Желтая кома вообще 20 мин. минимум лежит. Воду, в том числе для брызгалки, использую очищенную или родниковую, в общем что для еды, но не из под крана. Синтетикам думаю всякие хлорки и ржавчина по барабану поэтому замачиваю в водопроводной.

PPS: катать бритву на суспензии значительно удобнее когда держишь камень на весу - и давление легко контролируется, и если что камень можно наклонить, тем самым, убрав излишки суспензии от кромки. У меня хоняма весит 1,5кг и делать это неудобно. Поэтому не зря камни для бритв делают/отбирают небольшими "razor size". Ладно хоть уклон создать не проблема.

edit log

oldTor
14-3-2014 23:17 oldTor
quote:
Originally posted by Энд:
старается не гать волну - на возвратных движениях это хорошо видно - положил, подождал когда суспензия втянется под бритву и пошел катать бритву на ней, при поступательных движениях (когда вперед) может показаться, что он "гонит волну", но посмотрите внимательно - одним медленным и плавным движением отгоняет вперед основную массу суспензии, а затем работает на остатках, отгоняя основную массу суспензии. Я работаю вперед-назад как делает этот мужик когда работает назад.

Спасибо за прекрасное формулирование частного случая работы! Очень верно и точно сказано, лучше не придумать. К такой технике опытным путём постепенно приходишь, это в целом не сложно, а вариативности работы добавляет существенно, как и другие частные приёмы техники работы с суспензиями.
Ещё раз спасибо!
С уважением, Ярослав

edit log

Энд
15-3-2014 00:33 Энд
Ярослав, спасибо на добром слове. Рад что написал понятно и нашел подтверждение своим заметкам.
Кстати о вариативности. Попробовал сегодня ботан-нагуры на предмет затирать риски после 1000. Это просто чума - быстро и чисто. Но нужно была оказывать ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ давление, запах стоял...ух...сильный. Видимо сильно там все притиралось. Запах кстати как от порошков карбида кремния.

Ввиду ограниченной возможности часто посещать форум подыму ещё один вопрос по теме.
О совместимости синтетиков.
Уже писал, что "гриты" у разных производителей разные и желательно составлять сет из камней одного производителя и одной линейки, но совместимость возможна и иногда даже необходима, тк одни камни работают лучше других, например, камни Naniwa Superstone. Предлагаю отписываться о рабочих сетах (именно сетах!) для заточки бритв, чтобы иметь возможность купить по наличию или оперативно заменить вышедший из строя камень.

Вот с чем у меня получилось заточить бритву до комфортного бритья:

Примерное время работы (с запасом) после 400-1000грит, когда нужно исправить геометрию и/или сформировать новые фаски - 15 минут, и 25 минут, если нужно задержаться подольше на последних этапах. Начальный этап может занять много времени - зависит от состояния полотна, поэтому считается отдельно, но сформировать новые фаски дело нескольких минут.

1. Naniwa Superstone 400 грит (для сколов, искривленный и тд)-1000-3000-8000-10 000. На ремонт и, при желании на формирование новых фасок, пойдет любой качественный камень около 320-600 грит. Введение в сет камня Naniwa Superstone 5000 грит приветствуется. Многие используют сет 1000-3000-5000-10 000. На этап 400-1000-3000 можно поставить Naniwa Chosera и использовать вторую сторону для ножей - удобно.

2. Suehiro NewCerax комбинашка 1000/3000 грит, а далее
а - 5000-8000-10 000 Naniwa Superstone (5000 можно пропустить, но тогда подольше поработать на 8000)
б - камни Imanishi 6000 (Аришаяма)- 8000 (Китаяма)- 10 000 (по ситуации)

3. king комбинашка 1000/6000грит (между поставить 3000 Naniwa Superstone)- далее 8000 Naniwa Superstone и 10 000 Naniwa Superstone (8000 можно пропустить, но тогда подольше поработать на 10 000). Вместо нанивы, на соответствующий этап, можно взять комбинашку Kasumi 3000/8000грит.

4. Suehiro Cerax 320-1000-3000(New Cerax)-6000Cerax - 8000Cerax-10 000 Naniwa Superstone - (8000 можно пропустить, но тогда подольше поработать на 10 000). У меня эти камни ножевые и когда надо заточить неподатливую бритву, вероятно потому что она из нержи, то притираю эти камни для бритв, но обычные бритвы из углеродки тоже вполне неплохо затачиваются. Но это редко, тем более по всем известному правилу, нельзя лезть бритвами на ножевые камни и наоборот. Чем мне ещё нравятся цераксы, помимо прекрасного соотношения цена-качество, так тем, что, варьируя время замачивания, можно получить камень от жесткого до мягкого, что очень удобно при доводке разных инструментов.

* - надо отметить что комфортного бритья можно добиться во всех случаях уже и на 8000, но с десяткой гарантированно (но не надо забывать, что точит не камень, а заточник, волшебных камней не бывает). Китаяма 8000 вообще сделан из натурального абразива, который дробится в процессе работы и получается пусть не очень красивая кромка, но абсолютно рабочая. Также после 8000 можно уходить на натурал, например, тюрингиец, гуанси, японские сланцы.

Есть ещё любопытные камни Sigma, которые как и Imanishi утверждают что их камни позволяют делать большие скачки в гритах и для хорошего результата достаточно их комбинации 1-6-8 для иманиши и 1-6-13 для сигмы. На бритвах такой сет не пробовал. Но этот 13 000 не дает покоя Кстати, на форуме камрад avtoPRIZ продает их на бланках. Также интересны в работе Shapton на стекле, особенно 10 000 и 30 000 грит, которые серии HC/JP/серого цвета (есть ещё HR/на экспорт/белого цвета, которые вроде не совсем как для углеродки).

Вот из опробованного. Если кто чего ещё попробовал из качественных синтетиков было бы очень интересно почитать и взять на заметку. Очень любопытно и полезно было бы узнать и о рабочих комбинациях натуралов с синтетиками, ежели такие имеются.

С уважением, Александр Энд.

edit log

aptekar113
15-3-2014 09:58 aptekar113
quote:
Originally posted by Энд:
king комбинашка 1000/6000грит (между поставить 3000 Naniwa Superstone

У Кинга есть 4000 - так что сет из 2 камней 1000/6000 +4000 вполне рабочий
Энд
15-3-2014 13:17 Энд
aptekar113, спасибо. А что после 6000 порекомендуете, чтобы бритву довести до комфортного бритья?

edit log

aptekar113
15-3-2014 14:04 aptekar113
Если на синтетиках то нортон 8000 вне конкуренции или Иманиши 8000
Но вообще то до применеия нынешней схемы с природными японцами - я переходил на Грей Аланью хорошо доведеную и после неё на Гуанси - сразу после 6000 - и неплохо получалось ( правда работать на этих камнях довольно долго приходилось )
Сейчас использую схему 1000-6000 Кинг ( 6000 просто чтобы побыстрее сравнять риски от 1000 ка) и Шобу Грин с нагурами (ботан, меджиро, кома ) - чистый камень - чистый ремень..
gromootvod69
15-3-2014 14:48 gromootvod69
Недавно достался мне серый твердющий небольшой сланец, выжать суспензию из которого крайне затруднительно. И вот решил я отпилить от 3000ка карбид кремния кусочек для этого дела, оказался превосходный альянс натурала и синтетика, Суспензия на сланце получается быстро и большею частью состоит из него же самого, плюс процентов 20-30 перемолотого зерна 3000ка. При этом скорость работы по бритве превосходная, а сама РК получается однороднее чем на синтетике, фаска конечно не так блестит как после 3000ка, получается равномерно матовая и точечная. И вот решил сделать полную заточку только этим камешком, о него же чистого затупил бритву, потом заточка по вышеприведенному способу, далее навел суспензию уже томо (отпиленный кусочек от этого камешка)-по "растревоженной" карбидом кремния поверхности сланца его томо нагура сработала эффективно и быстро, сделав фаску еще более матовой, а РК ровнее. Далее навел суспензию слегка полосатым кусочком сланца (не знаю его "имени"), его суспензия и мельче, и легче дробится-вычистила неплохо фаску и РК.и далее на чистом камне. Проба на рез волоса-еле-еле в 3-5 мм и то не всей РК. Но вот проба на предплечье показала легкое и приятное сбривание волосков. Решил побриться-отлично бреет, особенно с легким потягом, без раздражения и порезов. Еще поработав на чистом камне можно добиться и более качественной РК, но пока попробую какова же стойкость такой вроде бы "недоделанной доводки"

edit log

gromootvod69
15-3-2014 14:49 gromootvod69

click for enlarge 1400 X 732 456.4 Kb picture
click for enlarge 1000 X 603 291.1 Kb picture
click for enlarge 1200 X 956 309.9 Kb picture
click for enlarge 1300 X 748 367.2 Kb picture
click for enlarge 1400 X 775 337.2 Kb picture
oldTor
15-3-2014 15:24 oldTor
gromootvod69, спасибо за обзор.
Очень любопытно вышло, поверхность довольно хитрая получилась, надо будет что-то такое попробовать...
С уважением.
aptekar113
15-3-2014 19:35 aptekar113
Сегодня точил и брился камисори Ханкоцу
Камисори - сталь довольно мягкая - суспензия быстро чернеет с нагурами - точил 1000+цусима-6000 кинг_ суспензия от 8000 нортона + шобу грин (ботан- меджиро- кома-чистый)- эшер синяя сторона - зеленая сторона - Канаяма - рез волоса где то 7-8 мм ( правда мне кажется что у Камисори угол больше прилично чем у холлой граунда )
Бритье - среднее - как на немце недорогом , правда - из за короткого клинка достаточно удобно брить против роста волос ( хват похожий на "клинковый" у классической бритвы - с упором большим пальцем в основание лезвия ) - не то чтобы до знаменитых шведов не дотягивает - даже до среднего шеффилда (( - понятно почему японцы на классические бритвы перешли
Точить её достаточно легко - очень удобны движения "волной " от зерна как показано на ролике в ЮТубе - прижимая указательным пальцем середину лезвия
Из за особенностей строя клинка - заточка получается классическая японская 70/30- а так особых трудностей не составила
В лупу видны микрораковины на стали - вообще сталь мне показалась похожей на чугун при просмотре в микроскоп - очень неоднородная , с включениями , грубо ободранная на крупной шкурке - только кромка получается отполированной в процессе заточки
Позже попробую ещё точить - но прилично утачивается обушок - сталь мягковата - надо или изоленту или точить более аккуратно
Ярослав спасибо за советы по заточке камисори - здорово помогли ( в основном а этапе обдумывания за что взяться и как делать )

click for enlarge 427 X 800 218.9 Kb picture
click for enlarge 800 X 536 244.6 Kb picture
oldTor
15-3-2014 20:33 oldTor
Спасибо за обзор!
Какая симпатичная бритвочка!
Надо же - мягковатая? Надо же.. кстати, а может так быть, что обушок просто мягче? Т.е. зонная закалка. По-моему вполне реально..
Да, по-моему тоже угол у таких явно больше, чем мы привыкли. Но они и сведены толще значительно.
А бритва сильно старая?
Мне-то "70\30" доставило проблем изрядно, правда на тех, что я пробовал уточка была уже ооочень заметная.
Рад, что чем-то смог посодействовать!
С уважением.

edit log

aptekar113
15-3-2014 21:16 aptekar113
quote:
Originally posted by oldTor:
кстати, а может так быть, что обушок просто мягче?

Может быть - с РК совсем мизер ушел
quote:
Originally posted by oldTor:
А бритва сильно старая?
50-70 годы - судя оп пластику на ручке - раньше не было - а позже уже на одноразовые станки начали переходить
1shiva
15-3-2014 21:49 1shiva
quote:
Originally posted by Энд:

3. king комбинашка 1000/6000грит


Как показал мой опыт-вполне самодостаточная комбинация.Активированный 6000 очень быстро убирает риски после 1000,выгладившись дает приличное зеркало,а на финише,при работе от зерна,частенько и хороший тест на рез волоса выдает.Так у меня это изношенная половинка камня.На полноразмерном,думается,вааще класс!
С уважением,1shiva

ЗЫ.Самый короткий сет у меня-активированный желтый бельгиец (СОЖ-вода+моющее)-выглаженный он же с той же СОЖ-и он же с трансформаторным маслом.Так и точил бритвы многие годы.

1shiva
15-3-2014 22:10 1shiva
quote:
Originally posted by oldTor:

кстати, а может так быть, что обушок просто мягче? Т.е. зонная закалка.


Проверял несколько бритв,таки у всех обух мягче.Но зонная закалка тут ни причем.Из-за различной толщины клинка,при закалке,тонкая часть получает бОльшую твердость.
С уважением,1shiva

edit log

oldTor
15-3-2014 22:25 oldTor
Ааааа, понятно, спасибо!
С уважением, Ярослав
aptekar113
15-3-2014 23:58 aptekar113
quote:
Originally posted by 1shiva:
Но зонная закалка тут ни причем.

Ваня сказал что на "кошерной" камисори лезвие вварное в более мягкую сталь..
Вот оно как оказывается все просто )
oldTor
16-3-2014 00:19 oldTor
Осталось понять, что значит кошерная, и попадают ли под это понятие наши с Вами камисори)
И как определить. И может ли быть сделанная вручную в первой половине 20-го века, если не раньше, камисори, "не кошерной" просто потому, что лезвие не вварное, например.
По своей скажу, что сталь весьма твёрдая, хоть и очень вязкая и ни разу не хрупкая, и я не заметил чтобы обушок у меня был существенно мягче - ну может самую малость.... Хотя по идее он и не должен намного-то отличаться, иначе это чревато его быстрой утачиваемостью, а это в свою очередь "некошерно", так как клеить изоленту на камисори, по-моему совсем уж неаутентично))

Вообще, насколько я понимаю - те самые "кошерные" камисори с вварной режущей частью, это те, что из тамахагане. Но они и стоят соответственно весьма и весьма.
Моя из какой-то гораздо менее именитой стали, и стоила куда как скромнее и у меня боооольшие сомнения по поводу вварки у подобных моему экземпляров.

edit log

ivan-3
16-3-2014 02:46 ivan-3
Даже если смотреть на нижнюю фотку то мне место сварки чудится на границе 2/3 от РК в сторону обуха.

Я видел далеко не одну бритву. Никакого тамахагане там не было, но они были сварные. Когда РК от сухости звенить и крошится а обух мягкий. И шов часто виден невооруженным взглядом.

Ну проверить всегда можно протравив несильно. Но я думаю и лупы хватит чтобы найти шов. Да и со времинем оксиление само проявит шов, если что.

Вообще иногда удивляюсь как фотки вскрывают все косяки и нюансы Но иногда это в плюс.

click for enlarge 800 X 536 60.6 Kb picture

Сейчас в своих коллекциях фоток порылся. Даже по фото я могу показать место сварки у 60 процентов японок (думаю что в остальных просто по фото не видн оно оно есть как суслег) Причем даже на мелких фотках азума видны швы сварки. И на более древних тоже сварка.

edit log

oldTor
16-3-2014 03:22 oldTor
Вы правы, точно, есть такое:


edit log

всего страниц: 95 : 12345...92939495