Guns.ru Talks
  Историческое холодное оружие
  Несколько слов о так называемой 'галунной' шашке ( 5 )
тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
  всего страниц: 28 :  1  2  3  4  5  6  7  8 ... 25  26  27  28 
  следующая тема | предыдущая тема
Автор Тема:   Несколько слов о так называемой 'галунной' шашке
  версия для печати
маратх
24-8-2016 00:32        первое сообщение в теме:

Статья не новая, но может быть кто-то её не знает и изучит для расширения кругозора.

Данный доклад был прочитан в рамках Лавровских (среднеазиатско-кавказских) чтений, проходивших в Российском этнографическом музее и Музее антропологии и этнографии (Санкт-Петербург) 19-21 мая 2009 г.
Тезисы доклада опубликованы: Шереметьев Д. А. Несколько слов о так называемой 'галунной' шашке // Лавровский сборник: Материалы XXXIII Среднеазиатско-Кавказских чтений 2008-2009 гг.: Этнология, история, археология, культурология / Отв. ред. Ю. Ю. Карпов, И. В. Стасевич. - СПб.: МАЭ РАН, 2009. - С. 206-212.

Шереметьев Д. А.

Несколько слов о так называемой 'галунной' шашке

С помощью прилагательного 'галунная' обычно обозначают ранние черкесские шашки, ножны которых отделаны определённым образом: две деревянные дощечки, составляющие основу ножен, обтянуты красным сафьяном, поверх которого укреплены кожаные накладки черного, коричневого или синего цвета. Иногда накладки могли быть изготовлены из цветного бархата [Аствацатурян 1995, 34]. Края накладок усиливали нашитым серебряным галуном, что и послужило основанием для возникновения устойчивого фразеологизма 'галунная шашка'.
Ранняя история шашек в научной литературе освещена явно недостаточно. В настоящем докладе предпринята попытка рассмотреть со структурной точки зрения ножны галунной шашки. Можно выделить следующие устойчивые структурные элементы ножен: устье, муфта, наконечник, верхняя и нижняя обоймицы. Рассмотрим их по порядку.
Устье. В качестве точки отсчёта для исследования возьмём шашку, хранящуюся в Оружейной палате Московского Кремля, инв. ? ОР-4003 [Левыкин и др. 2004, 150, кат. ? 62]. Шашка интересна тем, что надёжно датируется по документам серединой XVIII в., что для музейных собраний большая редкость. Устье данной шашки имеет необычную конструкцию: красная кожа, покрывающая деревянную основу ножен, скроена так, что образует своеобразный клапан, закрывающий головку рукояти вложенной в ножны шашки с лицевой стороны. Судя по тому, что вытаскивать шашку из такого положения неудобно, мы можем предположить, что клапан мог отгибаться на ножны, обнажая головку рукояти. В пользу этого предположения говорят глубокие складки у основания клапана и покрашенный красной краской край деревянной основы ножен, выглядывающий из-под клапана.
Согласно служебным документам Кубанского казачьего войска 80-х и 90-х гг. XIX вв., раструб ножен, в который погружалась рукоять шашки, 'представляет из себя очень хороший резервуар для стока дождевой воды, как по эфесу шашки, так и прямо дождевыми каплями, а иногда и ручьями, с левого рукава черкески, под которым находится шашка' [Фролов 2009]. Вероятно, клапан на шашке ОР-4003 закрывал устье ножен от попадания влаги во время непогоды, а в прочее время был отогнут, открывая владельцу доступ к оружию.
Некоторую аналогию такому устройству можно усмотреть в обычном для тяжёловооружённого черкесского всадника элементе защитного доспеха - наручниках или нарукавниках. Эта защита тыльной стороны ладони представляла собой сафьяновый клапан, усиленный с внешней стороны нашитой кольчужной сеткой. Как хорошо видно на литографии А. О. Орловского 'Горец' (1830 г., ГРМ), наручники можно было носить отогнутыми на наруч, освобождая таким образом кисть [Клочков 2007, 49]. Надо заметить, что и по крою между клапаном шашки ОР-4003 и наручниками можно усмотреть некоторое сходство.
Шашки, схожие по конструкции устья ножен с шашкой ОР-4003, мне неизвестны, но на многих экземплярах галунных шашек присутствует декоративный элемент - кожаная накладка на устье ножен, оканчивающаяся треугольником, обращённым вершиной к нижнему окончанию ножен. Можно предположить, что это своеобразная 'отсылка' к ранним шашкам, на которых этот элемент имел прикладное значение.
Муфта. На галунных шашках встречается устойчивый структурный элемент - сшитая в виде трубы кожаная деталь, плотно натянутая на ножны между верхней и нижней обоймицами. За неимением лучшего термина, назовём её муфтой.
Следует заметить, что наличие муфты заметно влияет на систему подвеса галунной шашки. На ножнах более поздних шашек, не украшенных накладными элементами с галуном, нижняя обоймица стремится приблизиться к центру тяжести оружия, занимая положение в середине или даже на границе верхней и средней трети ножен. Такой подвес позволяет 'вписать' шашку в вертикальный силуэт мужской фигуры, максимально укоротив при этом пасовые ремешки. Наличие муфты заставляет перемещать нижнюю обоймицу гораздо ниже центра тяжести, иногда на границу средней и нижней трети ножен. В этом случае шашка занимает гораздо менее устойчивое положение, рукоять и нижняя часть ножен стремятся выйти за пределы силуэта, нижний пасовый ремешок существенно удлиняется, что увеличивает риск зацепиться за что-нибудь [см. илл.: Клочков 2007, 163].
Необходимо также отметить, что муфта на галунных шашках, как правило, коррелирует со съёмным креплением нижней обоймицы. В РЭМ хранится галунная шашка ? 8763-225 [Дмитриев и др. 2006, 145, кат. ? 119]. На основании рукояти шашки с левой стороны арабской графикой нанесена дата 1245 г. х. (1829/30 г. от Р. Х.), с правой стороны надпись: 'Сделал Шаумаф' (Чтение Ю. Б. Гавриловой). Э. Г. Аствацатурян атрибутирует шашку РЭМ 8763-225 как черкесскую и предлагает иное чтение надписей: 'Работал Шумаф', '1235' (1819/20 г. от Р. Х.) [Аствацатурян 1995, 27]. Нижняя обоймица на шашке РЭМ 8763-225 представляет собой петлю нижнего пасового ремешка, зафиксированного на ножнах с помощью тонкого деревянного стержня, средняя часть которого прижимает кожаную петлю к телу ножен, а концы уходят под сафьяновую обтяжку ножен. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что на деревянном стержне есть поперечные риски под ноготь пальца, благодаря которым стержень можно сдвинуть вдоль оси вверх, освободив таким образом нижний пасовый ремешок. Сам стержень утолщается к нижней части, что препятствует самопроизвольному смещению стержня при носке под действием силы тяжести, но нисколько не мешает сдвигать стержень вверх, по направлению к устью ножен. Учитывая, что наконечник ножен держится на трении, можно утверждать, что вся конструкция создана разборной.
На других галунных шашках из музейных собраний крепление нижней обоймицы может быть другим, но, как правило, нижние обоймицы съёмные, в отличие от верхних. Можно предположить, что такая конструкция разработана для свободного доступа к муфте. В итоге получается, что муфта представляет собой сменный элемент, размеры которого критически важны, поскольку в жертву им приносится устойчивость подвеса.
Для черкесских князей и дворян в конце XVIII - начале XIX в. обычным элементом снаряжения была кольчуга. Иллюстративные материалы, запечатлевшие чинов лейб-гвардии Кавказско-Горского полуэскадрона начиная с 30-х гг. XIX в., демонстрируют характерную манеру ношения галунной шашки с кольчугой [Клочков 2007, 17, 25, 48, 52, 107, 122, 127, 185, 186; Гагарин 2004, 39]. Можно предположить, что муфта на галунных шашках возникла как элемент, предохранявший тонкий сафьян от истирания о металл кольчуги. Помещённая между обоймиц, муфта как раз защищает ту часть ножен, которая прижимается к бедру. Ясно, что заменить истёртую муфту гораздо проще, чем менять обтяжку ножен. В качестве аналогии можно привести метод защиты ножен от повреждений при ударах о доспех, практиковавшийся в средневековой Японии: часть ножен, касавшуюся тела, так называемую коси ('поясница'), оплетали шёлковым шнуром, который, естественно, периодически меняли [Баженов 2001, 104].
Остаётся добавить, что на многих галунных шашках муфта настолько мала, что не может служить защитой от истирания, в некоторых случаях она как бы 'разделяется' на два элемента, что позволяет усилить декоративный эффект за счёт обилия галуна. Можно предположить, что такие шашки уже не носили с кольчугой: русские военнослужащие различных подразделений заимствовали галунную шашку в комплекте с кавказским костюмом, но не с защитным доспехом.
Наконечник. Стоит вернуться к шашке ОР-4003, ранняя датировка которой делает её своеобразной точкой отсчёта в нашем исследовании. Обоймицы шашки выполнены из листовой латуни, несут следы грубой пайки, что очевидно не соответствует ни высокому статусу оружия, ни уровню обработки кожи, ни манере изготовления металлических обоймиц на ранних шашках. Предположение о позднем происхождении обоймиц подтверждает и наконечник ножен. Выполненный из кожи того же красного цвета, что и основная обтяжка ножен, наконечник закрывает нижнюю треть ножен и имеет небольшую дополнительную деталь. Верхняя часть наконечника с лицевой стороны ножен заканчивается небольшой плоской лопастью, напоминающий по форме силуэт луковицы. Деталь скроена из одного куска кожи с самим наконечником и может отгибаться как по направлению к устью, так и по направлению к наконечнику ножен. При внимательном осмотре выяснилось, что лопасть по краю обшита витым шнурком, который на заострённой оконечности лопасти образует петельку. Если отогнуть лопасть на наконечник, как раз на том месте, куда приходится петелька, на коже наконечника расположены парные отверстия - вероятно, следы крепления небольшой пуговки. Небольшая часть наконечника, закрываемая откидной лопастью, выделяется чуть более светлым тоном. Прямо под сгибом лопасти и параллельно ему на наконечнике наклеен отрезок тесьмы, вероятно, усиливающий этот нагруженный участок. Все эти признаки позволяют утверждать, что в верхней части наконечника ножен изначально крепилась нижняя обоймица, представлявшая собой, скорее всего, петлю нижнего пасового ремешка. Мы также можем предположить, что шашка ОР-4003 когда-то была снабжена защитной муфтой, в противном случае нижняя обоймица была бы смещена ближе к центру тяжести оружия. Впрочем, следов муфты разглядеть не удалось.
В музейных собраниях встречаются галунные шашки без муфты, у которых наконечник увеличен в размерах и закрывает нижнюю половину ножен. В верхней части наконечника таких шашек крепится петля нижнего пасика: ремешок просто пропущен в небольшие прорези наконечника. Именно такая конструкция ножен представлена на рисунке А. О. Орловского 'Стрелок' (1815 г., ГРМ): воин в черкесском костюме вооружён луком со стрелами, кинжалом и галунной шашкой без муфты. Что характерно, на воине нет кольчуги [Орловский 1938, кат. ? 121]. Сам Александр Осипович Орловский изображён на автопортрете конца 1810-х - начала 1820-х гг. в черкеске с газырями и аналогичной шашкой, естественно, без кольчуги [Орловский 2002, ил. 1, кат. 13]. Можно предположить, что наконечник мог закрывать половину ножен галунной шашки в том случае, если эту шашку носили без кольчуги, соответственно, не требовалось оставлять значительного места для муфты и нижняя обоймица стремилась приблизиться к центру тяжести оружия.
Для шашек с увеличенными наконечниками характерен определённый декор. Продольный шов основной обтяжки ножен из красного сафьяна, как правило, выведен на лицевую сторону и укреплён декоративной тесьмой, что, скорее всего, является подражанием технике украшения шва металлической проволокой, обычной для оружия Османского государства. В верхней части наконечника обычно выполнены полукруглые вырезы, окантованные тесьмой или галуном, которые визуально отделяют часть наконечника с креплением для пасика от основной протяжённости наконечника. На поздних шашках развитие этого декоративного приёма приведёт к появлению в районе нижней обоймицы отдельных накладок, обращённых друг к другу треугольными окончаниями с широким галуном по краю.
Верхняя обоймица. Для ранних галунных шашек характерна узкая верхняя обоймица, сделанная из стали и обтянутая тонким серебром. Но изредка встречаются шашки, у которых верхняя обоймица сплетена из тонкого кожаного ремешка. Общим направлением развития убора шашек можно считать увеличение доли металла: если на ранних экземплярах металл используется очень скромно, то к концу XIX в. появляются шашечные ножны, целиком покрытых чехлом из украшенного металла. Если исходить из этой тенденции, то галунные шашки с плетёной верхней обоймицей следует признать относительно ранними.
В общем виде плетёная обоймица выглядела следующим образом: кожаный ремешок плотными витками обвивал ножны чуть ниже раструба для рукояти, а с внутренней стороны ножен дополнительно проходил сквозь отверстия в верхнем пасовом ремешке. Стоит отметить, что часть витков ремешка с лицевой стороны проходила под декоративной тесьмой, прикрывавшей продольный шов основной обтяжки ножен, что препятствовало смещению обоймицы. Способ плетения обоймиц, встречающихся на галунных шашках, сохранился у адыгов практически до сегодняшнего дня. Плетение это называется 'бжэнлъэгуажьэ' (от кабардинского 'бжэн' - коза, 'лъэгуажьэ' - колено; дословно: козье колено) и используется при изготовлении плетей и украшении различных мелких изделий [Кишев 1981].
Структурные параллели. Из вышеизложенного ясно, что элементы ножен галунной шашки образуют систему со своими закономерностями. Интересно отметить некоторые структурные параллели в мужском черкесском костюме. Например, ноги всадника 'снаряжены' (по-другому и не скажешь) следующим образом: поверх штанов надеты ноговицы, предохраняющие голень от лошадиного пота и ударов веток; поверх ноговиц отдельные наколенники, фиксируемые подвязками из мягкого сафьяна; на ступнях - чувяки, низкая обувь, сшитая из красного сафьяна точно по ноге и надевавшаяся поверх своеобразных носков из кожи тонкой выделки [Клочков 2007, 51]. И в костюме, и в отделке ножен галунной шашки прослеживается определённая общность подходов и технологических решений: 1) дробность элементов, каждый из которых имеет узкое предназначение; 2) крой в обтяжку, обеспечивающий 'зализанность' силуэта и фиксацию деталей за счёт трения; 3) сменные защитные детали; 4) стремление использовать в особо нагруженных местах двойной слой кожи - более толстой поверх более тонкой, причём монтаж осуществляется за счёт точной подгонки, без дополнительного крепежа; 5) мягкий бандаж крепится завязыванием или плетением, но не металлическими деталями.
Приведённые параллели свидетельствуют, что галунную шашку можно рассматривать как часть более широкого культурного комплекса. 'Укоренённость' шашки в адыгской культуре подтверждает и практика заимствования этого оружия в комплекте с черкесским мужским костюмом и седельным набором.
Культурный статус галунной шашки. Известно, что красный цвет, характерный для основной обтяжки ножен галунной шашки, в Кабарде считался привилегией аристократов. Например, предводителей военных партий узнавали по обуви красного цвета [Студенецкая 1989, 38, 106]. Производство галуна, украшавшего ножны шашки, требовало закупки дорогих материалов и большого количества свободного времени, которым не располагали женщины из низших сословий. Кроме того, сама шашка была специализированным, дорогим, 'аристократическим' оружием, в отличие, например, от 'демократического' кинжала. Очевидно, что галунная шашка была атрибутом, в первую очередь, высших социальных слоёв. Поскольку именно в черкесской среде родилась шашка как особый тип холодного оружия, то мы можем утверждать, что 'галунная' шашка представляет собой воплощение идеального образа шашки как таковой.
Основная тенденция развития галунной шашки. На ранних 'галунных' шашках сам галун - всего лишь украшение края накладок на ножнах, т. е., мягко говоря, не самый важный элемент. Фразеологизм 'галунная шашка' отражает внешний взгляд, воспринимающий предмет в его чисто декоративном аспекте. В соответствии с этим взглядом и шло развитие 'галунных' шашек. Со временем накладки становятся уже, галун - шире. На некоторых шашках структура накладок вообще не прослеживается: решение декоративных задач предполагает свою собственную логику. С этой точки зрения замена галуна на серебряные детали и постепенное увеличение их площади представляет собой вполне последовательное решение.

Список литературы:
Аствацатурян 1995 - Аствацатурян Э. Г. Оружие народов Кавказа. М.: Хоббикнига. 192 с.
Баженов 2001 - Баженов А. Г. История японского меча. СПб.: ТПГ 'Атлант', Издательский дом 'Балтика'. 264 с.
Гагарин 2004 - Григорий Гагарин / Текст Анна Корнилова. М.: Белый город. 48 с.
Дмитриев и др. 2006 - Дмитриев В. А., Дмитриев С. В., Нератова Е. И., Шереметьев Д. А. Холодное оружие в собрании Российского этнографического музея / Составитель альбома Лютов А. М. СПб. 248 с.
Кишев 1981 - Кишев А. С. Технология шва-плетения 'бжэнлъэгуажьэ' у адыгов // Вопросы этнографии и этносоциологии Кабардино-Балкарии. Нальчик. С. 53-64.
Клочков 2007 - Клочков Д. А. 'Отличные храбростью:' Собственный Его Императорского Величества конвой. 1829-1917. История, обмундирование, вооружение, регалии. СПб.: Славия. 348 с.
Левыкин и др. 2004 - А. К. Левыкин, О. И. Миронова, В. Р. Новосёлов, А. Н. Чубинский, Е. А. Яблонская. Московский Кремль: Императорская Рюст-камера / Вступ. ст. А. К. Левыкин. СПб.: Атлант. 248 с. (Сто предметов из собрания российских императоров).
Орловский 1938 - Александр Осипович Орловский (1777-1832) / Каталог выставки. Л.: Государственный Русский музей. 112 с.
Орловский 2002 - Александр Осипович Орловский. 1777-1832 / Государственный Русский музей; Каталог выставки. СПб.: Palace Editions. 96 с.
Студенецкая 1989 - Студенецкая Е. Н. Одежда народов Кавказа. XVIII-XX вв. М.: Наука. 288 с.
Фролов 2009 - Фролов Б. Е. Холодное оружие кубанских казаков. В печати.


 

 
Ren Ren
1-9-2016 10:29    

Ээээ, дорогой! Тот, кто думает о последствиях, не джигит!
Muradin909
1-9-2016 10:36    

☺...Наиболее известные из истории черкесские породы лошадей:кундет,абук, шолох,шагди, бечкан.Черкесские конезаводчики даже вывели лошадь только для красоты -Жирашти для княжеских парадов, своеобразный лимузин)). После войны осталась только шагди- кабардинская порода. Наиболее разито у черкесов было развито военное искусство.Живя на прекрасной плодородной земле у теплого моря и на пересечении великих путей Азии и Европы они исторически привыкли защищать свою землю от чужеземных захватчиков.Полчища древнеримских когорт,греческих,генуэзскких,гунских,монголо-татарских и многих других пытались захватиь Черкессию но каждый раз откатывались с Кавказа.С раннего детства черкесы приучали мальчиков к верховой езде,стрельбе из лука и бою.
Praeceptor
1-9-2016 11:16    

quote:
Originally posted by Muradin909:

С раннего детства черкесы приучали мальчиков к верховой езде,стрельбе из лука и бою.



Здесь практически каждый читал и Р.А. Фадеева, и В.А. Потто, и Султан Хан-Гирея. Сто раз обсуждались гравюры Гейслера, рисунки Орловского и Гагарина, картины Рубо и Ладюнера.
Поэтому, боюсь, ничего нового Вы обитателям ветки не сообщите. Вам же уже вежливо пояснили, что здесь обсуждаются проблемы оружейной тематики, а не политики.

Muradin909
1-9-2016 11:50    

Никакой политики-все упирается в ту же шашку и черкесску.По мнению шовинистов не знающих историю своих соседей,не читавших Опрышко,Куценко,Половинкину и других Порядочных Русских ученых-ну никак не может дикий чабан в гдето горах создать лучшее холодное оружие в мире.Не может создать красивейший национальный костюм Черкесску-Адыга Фаше который гордились одевать императоры.Или придумать Адыга Хабза-один из самых спаведливых законов человечества. У них возникает когнитивный диссонанс при осознании что первым генералиссимусом России являлся черкес Михаил Алигокович Черкасский и многое др.Засим откланяюсь.Каждому ножеману по шашке ☺.Всем мира-Салам Алейкум.
Gesss
1-9-2016 17:11    

Салам тебе, культурный и вежливый человек Muradin909!
Хорошо что такие люди заглядывают к нам.
Не стану говорить за черкесску, нас больше интересует самая ранняя, ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ фиксация шашки в прошлом. В виде описания, зарисовок... и т.п.
Пока с этим туговато.
Есаул ТКВ
1-9-2016 19:26    

quote:
нас больше интересует самая ранняя, ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ фиксация шашки в прошлом. В виде описания, зарисовок... и т.п.

А, что нам скажет на этот счёт начитанный Muradin909?
Полагаю ничего он при всей начитанности, кроме того, что он мог прочитать у Есаула ТКВ на этот счёт другого не знает..

Ну вы Muradin909 не обижайтесь.. меня в первую очередь интересует история русской-казачьей шашки.. а историю черкесской шашки я вынуждено показываю по той причине, что к настоящему моменту сложился устойчиво-навязчивый стереотип о якобы адыгском происхождении шашки который искажает историю шашки русско-казачьей..
Как оказалось вырос этот стереотип неоткуда.. от простого не ведания нашими предками исторического оружиеведения (ну не было тогда такой науки и разъясняющей литературы), вот я и показываю эти противоречивые моменты.. то есть отсутствие на 18 век фиксации у адыгов шашки в том виде в котором она им будет знакома в 19-м и наличие фиксации такой шашки в 18 веке у казаков.. и этим подтверждаю, что стереотип о якобы заимствовании в корне неверный.. т.к. объективно доказанных оснований не имеет, а его утверждения для истории оружия сорные.
Кстати, приоритет этот шашечный придумали не сами адыги.. им шашку просто исторически навязали со стороны.. причём в ущерб не только казакам но и другим народам.. например первофиксатор шашки на Кавказе в первом десятилетии 19 века Гейслер показывает её одновременно у калмыков, ногайских татар, черкесов, донских и черноморских казаков.. а через несколько лет Корнеев показывает у чеченцев, ногайских татар и черкесов.. а ещё через несколько лет какой-то чиновник из СПБ написал (несмотря на то, что уставная русская шашка донских казаков обр. 1776 г. записана в штатах просто как шашка) в уставном документе за новую уставную казачью шашку.. "сабля на черкесский манер в чёрных кожаных ножнах с красною опушкой.." то есть приписывает её (вероятно имея лишь внешнее оформление ножен а не общую и определяющую тип оружия конструкцию фиксирующуюся у казаков ещё в 18 веке) не скажем ногайским татарам или всем перечисленным одновременно, а именно черкесам..
А у более поздних домысливателей не знавших, что на момент первой русской уставной шашки, шашка у черкесов в том виде в котором она будет известна в 19 веке не фиксируется.. пошло поехало.. раз мол вторая русская уставная шашка названа "сабля на черкесский манер".. то и первая уставная шашка донских казаков наверняка тоже их же.. черкесов?.. Но фактов подтверждающих это нет.. и мнение домысливателей на настоящий момент.. как бы это кто не хотел.. в последних научных исследованиях одного скромного исследователя уже определено как ошибочно-ложное..

edit log

Есаул ТКВ
1-9-2016 20:51    

По поводу поздних домысливателей поддерживающих получивший критику стереотип..
На странице скан которой приводит Ren Ren написано:
"Для России в середине 18 века шашка бытовавшая на территории Кавказа и Закавказья была достаточно редким видом оружия. В 19 веке она становится основным клинковым оружием русской кавалерии".
То, что шашка в середине 18 века известная в среде Донских казаков (вспомните хотя бы две шашки Данилы Ефремова из более ранних тем) была для остальной России уже довольно редким оружием, это верно. А вот в этот период шашка якобы "бытовавшая на территории Кавказа и Закавказья" это явный домысел под влиянием стереотипа (далее отмеченного у Д. Шереметьева).. такой конструкции оружия как на прилагаемом к тексту фото на Кавказе не только на середину.. но вообще в 18 веке не фиксируется. Как и не верно утверждение - "в 19 веке она становится основным оружием русской кавалерии".. Нет, оружием всей русской кавалерии шашка не становится, шашка - (тип оружия) в 19 веке это оружие иррегулярной кавалерии состоящей в основном из казаков и нескольких полков "кавказских драгун".. вся регулярная кавалерия была вооружена саблей - (тип оружия).. и лишь некоторые её поздние образцы были официально названы "шашкой".. отчего понятное дело тип этого оружия - "сабля" не поменялся..

edit log

Muradin909
1-9-2016 21:18    

И тебе салам Gesss. Как говорится-ничто не обходитсся так дешево и не ценится так дорого как вежливость.Есаул я ни на кого не обижаюсь.Свои мысли я выразил выше прочитайте еще раз.Я честно говоря не ученый оружевед и не очень глубоко разбираюсь в тонкостях фиксации,узорах и других тонкостях черкесской шашки, думаю что и вы не специалисты.Для меня большие авторитеты советские и мировые кавказоведы определившие шашку черкесской.Уж их точно нельзя обвинить в особых симпатиях к черкесам.Выучив несколько особенностей и отличий в фиксациях разных шашек и определив свои постулаты вы уже во многих темах их педалируете перед другими менее подготовленными юзерами и даже сами первым начинаете спор.Попробуйте поспорить с Эмой Асватцатурянц вот где будет хохма.😂
Есаул ТКВ
1-9-2016 21:40    

Ну Эмма Григорьевна в отношении ранней истории шашки.. мягко скажем наивная жертва.. текст вымарал Гарданов.. а она этот вымаранный списала и на него, возможно не зная, что он вымаранный сослалась и сама уверовала.. что уж тут теперь спорить и хохму устраивать.. тем более, что этот факт на этом форуме не раз обсуждался.. и в последней работе этого самого скромного.. уже упомянут..

edit log

Arabat
1-9-2016 23:47    

Никакие ссылки на глаза наших современников, чем бы они полны ни были, здесь не проходят. Только на авторов и художников 18 века, а лучше на "железо".

edit log

Ren Ren
2-9-2016 00:07    

quote:
Изначально написано Есаул ТКВ:
скан которой приводит Ren Ren

Я своё обещание сдержал, информация доставлена.

Теперь имею большое желание услышать:
1. В какой промежуток времени ножны шашки лишились манжеты и приобрели раструб?
2. Каким образом манжетная шашка из российских пределов транслировалась в Китайский Туркестан?

Амир01
2-9-2016 09:27    

Доброго дня уважаемым специалистам по холодному оружию.
Давно почитываю темы здесь, много полезной информации получил.
Сам не знаток в оружии, немного занимаюсь историей и этнографией.
Вижу, к сожалению, ничего не хотят оставить черкесам (адыгам). И черкеску придумали казаки, и шашку они же, и какие-то заимствования в военном деле, как пишет есаул. Интересно, когда и знаменитую черкесскую (кабардинскую) лошадь присвоят себе?
Отвлеку ваше внимание немного на одежду, тем более, "черкеска" - по словам Студенецкой, это: "Удобный и изящный костюм, приспособленный к образу жизни адыгов, широко распространился за пределами Черкесии. Они были не только наиболее высокими по стадии общественного развития народа, но и по образцам в области бытового уклада, обычаев, одежды. Черкесский тип костюма получил столь широкое распространение не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье : и казаки заимствовали из Черкесии форму одежды, вооружение, посадку на коне и внимательно следят за всеми изменениями черкесской моды". (Е.Н. Студенецкая, Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989).

Вроде бы ответ специалиста по одежде народов Кавказа исчерпывающий, тогда к чему спекуляции по авторству?

А во что были одеты казаки?

"В Черкаске всегда было большое стечение народа:
В сих многочисленных собраниях казаки являлись в одежде, уборах и в оружии, принадлежавших различным племенам: на них собственно своего ничего не было. Русския, турецкия, черкесския и татарския одежды, представляли смесь, пестроту, иногда приятную, иногда странную. Один в лазоревом настрафильном зипуне и с жемчужным ожерельем; другой в бархатном полукафтане и в лаптях; третий, в смуром русском кафтанишке, и в сапогах золотом шитых, с булатною черкесскою шашкою и богатым турецким сайдаком (лук); на ином сверх одежды тафтяная рубашка, в руках русская рогатина и вместо плаща узорчатой ковер; у всех шелковые персидские кушаки, турецкия богатыя ружья и булатные ножи с черенками рыбьяго зуба. Наконец, в бархате и атласе, чтобы блеснуть пред приезжими, преспокойно садились они посреди грязной улицы:" (В. Броневский. Описание донской земли, нравов и обычаев жителей. Санктпетербург. 1834).

Интересно, есаул, не отсюда ли стали нарекать казаков "ряженными"?

Еще один специалист по истории казачества пишет:

"При заселении Кубанскаго края, Черноморские и линейные казаки определеннаго обмундирования и вооружения не имели. Черноморцы сохраняли свой заветный запорожский жупан с цветным полукафтаньем, подпоясанным цветным шелковым кушаком, синие суконные шаровары, в несколько аршин ширины, убранные в желтые сафьянцы с высокими каблуками; круглая, с узким околышем, шапка прикрывала бритую казацкую голову с длинной чуприной, закрученной с левой стороны за ухо; бритая борода и длинные усы придавали им суровый вид храбрых витязей времен Святослава. Вооружение их состояло из длинной рушницы (ружье), кривой турецкой сабли, пистолета, короткого копья и длиннаго ножа, который каждый казак всегда носил на боку в кожаных ножнах. С 1814 года казакам Черноморскаго войска была определена однообразная форма одежды и вооружения с той существенной разницей, что вместо свободных кармазиновых жупанов, их затянули в тесныя, синяго сукна, куцыя куртки с откидными рукавами; широчайшие, в виде шальвар, туркени - штаны, составлявшие красу казака, обрезали в узкие немецкие шаровары, на выпуск, и дали высокие барашковые кивера с вытишкетами; сафьянцы заменены обыкновенными сапогами, а с дорогими чупринами должны были навсегда распрощаться, так как бритая голова покрылась уже волосами; в вооружении тоже произошла некоторая перемена; вместо длинноствольных легких ружей казакам дали тяжелые карабины, ножи свали, и так как войско разделилось на пеших и конных казаков, то у первых остались прежние дротики, а последних вооружили ратищами (длинная пика).
С течением времени, как Хоперцы, так и прочие линейные казаки приняли одежду и вооружение черкесов, удержав только одну донскую пику, считавшуюся важным оружием в иррегулярном войске, но и от нея скоро отказались. (П.П. Короленко. Двухсотлетие Кубанскаго казачьяго войска. 1696 - 1896. (Исторический очерк). Екатеринодар. 1896).

"Одежда казаков, их оружие.
Старинные казаки добывали себе одежду оружием. Нападая на Азов и Нагайские улусы, и в особенности производя отдаленные поиски по морям Азовскому и Черному: доставали они серебро, золото, драгоценные каменья, одежду, оружие, богатыя азиатския ткани и разные товары. Из таковых добыч делали платье, кто как мог, и как хотел, не наблюдая единообразия: один наряжался по-турецки, тот в платье стариннаго русскаго покроя, другой по-татарски, по-черкесски, по-персидски или по-калмыцки (*), даже на одном казаке бывала смесь одежды и оружия разных народов.
(*) Станичный атаман Савва Кочет, привезший 1705 года в Москву с Дону астраханских возмутителей, приносил благодарность Великому монарху от имени всего войска Донскаго в следующих словах: "Мы взысканы твоею милостию паче всех подданных; до нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому нравится: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русское платье стариннаго покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем:".
Идя в поход или на битву, старинные донцы одевались в ветошь и брали оружие хорошее по доброте, но с самою бедною наружностию; платье в таких случаях состояло из кафтана, зипуна, шаровар и шапки. Русская пищаль, при ней шебалташ, персидская сабля и черкесская шашка, булатный нож и кинжал, турецкий сайдак (лук), ружье, рогатина и чекан - составляли тогда наступательное и оборонительное оружие казака". (Статистическое описание земли Донских казаков, составленное в 1822 - 32 годах. Новочеркасск. 1891).

Интересно, что могли черкесы заимствовать от казаков, на которых "бывала смесь одежды и оружия разных народов"?.
Что-либо похожее на черкесах вы видели, есаул, или читали где-то?

Вот и русский генерал, знавший Кавказ не понаслышке, пишет:

"Вообще тогда на Кавказе мало знали военную форму и нисколько ею не стеснялись, от младшего до старшего. О киверах и шляпах помину не было; ходили в фуражках или папахах, а вместо форменной шпаги или сабли носили Черкесскую шашку на ременной портупее чрез плечо. Глазу моему, привыкшему на Севере к стройной формальности, странно было видеть такое разнообразие и даже иногда фантастичность военных костюмов.
Вообще Ставрополь имел своеобразный вид. В пестром населении его было много Армян, Грузин, Ногайцев и даже горцев. Первые были исключительно торговцы и за свою бесцеремонную ловкость в мелочной торговле назывались не иначе как Армяшками. Костюм Ногайцев, Армян и Грузин подходил несколько к костюму Черкесов, который был в большой моде у всех Русских.
Большая часть офицеров, особенно приезжих, носили этот костюм если не публично, то по крайней мере в своей квартире. Довольно забавно было встречать иногда какого-нибудь мирного секретаря или столоначальника в черкеске с 16 ружейными патронами на груди. Но Черкесское оружие носили всегда и все офицеры:. Наружный вид и отделка оружия были своеобразны и очень красивы. Pyccкиe переняли от Черкесов старательное сбережение оружия. Чистый Черкесский костюм взят в образец для служебных мундиров линейного казачьего войска и несколько изменен был в Черномории. Вообще как костюм и оружие, так седло и убранство лошади были красивы, удобны и приспособлены к климату и роду войны.
Линейные казаки пользовались вполне заслуженною славою удальства и храбрости. На конях горских пород, в красивом горском костюме, линейные казаки многое заняли от горцев: джигитовку, удальство и блестящую храбрость с театральным оттенком. Даже в манерах и в домашней жизни они многое переняли от своих исконных врагов. Нужно признаться, что народная нравственность была у них очень нестрога; но вообще, как их хорошие, так и дурные качества, приводили в восторг офицеров, приезжавших на Кавказ из всех войск для участвования в военных действиях. Для них линейные казаки были постоянно окружены каким-то военно-политическим ореолом, и свои восторги они через год развозили по всей России вместе с Черкесским костюмом и оружием". (Воспоминания Григория Ивановича Филипсона // Русский архив, ? 5. 1883)

Свидетельств, подобных приведенным, огромное количество. Прошу прощения у остальных участников форума, но рассматривать оружие Кавказа, в частности адыгов, в отрыве от одежды, не совсем правильно, как кажется.


litregol
2-9-2016 10:11    

спасибо, уважаемый Амир01, за очень интересный материал
Arabat
2-9-2016 10:42    

quote:
Я своё обещание сдержал, информация доставлена.

Там чуть чуть не хватает: текста записи в Ведомости 1763г. Что именно о ней написали ее современники.


Вообще-то, если честно, то по-моему мнению вы правы. Все указывает на то, что настоящая родина шашки лежит восточнее и казаков и черкесов. Возможно, в Калмыкии, а, может, и еще восточнее.

Praeceptor
2-9-2016 11:13    

Пара слов о преемственности и передаче дедовских секретов мастерства.
Калмыки, бухарцы, казаки ... А вот кто может объяснить, почему сегодня лучшие кавказские шашки делают в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Абхазии (историческая Большая Кабарда). Куют и одевают. Не в Ставрополье, не в Краснодаре? Ась?
Справедливости ради замечу, что есть еще Юра Тимко и Марат Ахмедов, а еще конечно дагестанские отделочники.
Отчего нынешние казаки, родовые и прочие реестровые, едут в вышеперечисленные районы и покупают шашки там, а не куют и одевают их сами? "Кончился порох в пороховницах?" Или его там и не было никогда?

edit log

маратх
2-9-2016 11:20    

Говоря о
quote:
Originally posted by Praeceptor:

лучших кавказских шашках


странно их сравнивать с шашками, которыми пользовались
quote:
Originally posted by Praeceptor:

Калмыки, бухарцы


Arabat
2-9-2016 11:25    

quote:
почему сегодня лучшие кавказские шашки делают в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Абхазии (историческая Большая Кабарда). Куют и одевают. Не в Ставрополье, не в Краснодаре? Ась?

На то есть целый ряд причин, политических и экономических. Думаю, вы и сами, если подумаете, легко в этом разберетесь. Однако, из того, что лучшие вина делают во Франции, отнюдь не следует, что именно Франция родина вина.
Есаул ТКВ
2-9-2016 13:33    

Амир01, вы как и предыдущий оратор Muradin909 опираетесь на позднее (новую 19 века общекавказскую моду.. которую по незнанию вопроса в СПБ назвали не общекавказской а сугубо черкесской.. присоединив к этой моде уже известную у не черкесо-адыгов шашку.. и многие позже не вдаваясь в это уверовали).. т.е. за 19 век.. и именно факты 19 века у вас аргументы.. а я пишу за более раннее - 18 век.. это разное.. т.к. шашка в 18 веке известная у казаков.. у черкесов ещё не известна (один единичный рисунок фиксирующийся в 1790-х показывает нечто ранней переходной формы - с неизвестной вогнутости и лезвенности клинком в прямых ножнах, с хвостовиком по центру, с не утапливаемой рукояткой, и с сабельным подвесом. И эта ещё недошашка только подтверждает, что мода на уже известную шашку.. на Кавказе ещё не наступила.. а ещё только топталась в предверии вот вот получить основные признаки северной шашки).. ну нет фактов за то, что к ним тогда уже пришла известная у Донских казаков мода на конструкцию шашки с утапливаемой в раструб ножен ушастой рукояткой на сабельном клинке..
Если хотите возразить давайте опровергающие факты фиксации на 18 век.. вас никто с этим не тормозит.. а мусолить пустопорожнее не надо.. со мной это пустое дело.. я за десятилетия интереса и изучения так подкован в кавказской этнографии и оружиеведении.. что вам мне нового уже нечего не сообщить..

edit log

Praeceptor
2-9-2016 15:11    

quote:
Originally posted by Arabat:

На то есть целый ряд причин, политических и экономических.


Ну да, экономическая ситуация и политическая стабильность в республиках "Большой Кабарды" в разы "выше", чем, например, в Волгограде, где делают полное ..вно под маркой ДОФ.

Или я может быть что-то упустил в экономической и политической ситуации по ЮФО? Не просветите?

quote:
Originally posted by маратх:

странно их сравнивать с шашками, которыми пользовались


Конечно странно. Более чем. Но пишут же иные, что:

quote:
Originally posted by Arabat:

настоящая родина шашки лежит восточнее и казаков и черкесов. Возможно, в Калмыкии, а, может, и еще восточнее.


А Есаул ТКВ скромно молчит. Так где делают лучшие в России пряники, лучший хрусталь, лучшую лаковую роспись? - .... - Правильно!!! - А почему? - А потому как традиции многовековые.
Казаки же сроду производством оружия не занимались, уж тем более его изобретением. А почему? - ... - Правильно!!! - Многовековая традиция.

columler
2-9-2016 15:25    

Прежде, чем утверждать , что казаки стали прародителями чего-либо , неплохо было бы , сначала, выяснить, кто такие вообще казаки? Что это за явление такое и способно ли такое сборище людей придумать что-нибудь? Шашку или черкеску мог изобрести кто угодно , но только не казаки.)) Есаул же , будет требовать доказательств в каждой теме , вы можете ему предоставить хоть миллион доказательств и тыкать его, как нерадивого котенка , в его же испражнения. Он будет с упорством барана , тараторить одно и то же, а вы , тратить впустую время , на перелопачивание литературы, чтобы опровергнуть, его лубочные картинки. Неужели так сложно понять , что у этого человека, нет цели найти истину , цель у него одна - украсть и присвоить.

edit log

  всего страниц: 28 :  1  2  3  4  5  6  7  8 ... 25  26  27  28 

следующая тема | предыдущая тема

похожие темы
 Почему японские "шашки"(катаны) называют мечами? Японское холодное историческое оружие
 Галунная шашка, не реплика, но руки приложил Реплики холодного оружия

  Guns.ru Talks
  Историческое холодное оружие
  Несколько слов о так называемой 'галунной' шашке ( 5 )
guns.ru home