Guns.ru Talks
  Историческое холодное оружие
  Несколько слов о так называемой 'галунной' шашке ( 3 )
тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
  всего страниц: 28 :  1  2  3  4  5  6 ... 25  26  27  28 
  следующая тема | предыдущая тема
Автор Тема:   Несколько слов о так называемой 'галунной' шашке
  версия для печати
маратх
24-8-2016 00:32        первое сообщение в теме:

Статья не новая, но может быть кто-то её не знает и изучит для расширения кругозора.

Данный доклад был прочитан в рамках Лавровских (среднеазиатско-кавказских) чтений, проходивших в Российском этнографическом музее и Музее антропологии и этнографии (Санкт-Петербург) 19-21 мая 2009 г.
Тезисы доклада опубликованы: Шереметьев Д. А. Несколько слов о так называемой 'галунной' шашке // Лавровский сборник: Материалы XXXIII Среднеазиатско-Кавказских чтений 2008-2009 гг.: Этнология, история, археология, культурология / Отв. ред. Ю. Ю. Карпов, И. В. Стасевич. - СПб.: МАЭ РАН, 2009. - С. 206-212.

Шереметьев Д. А.

Несколько слов о так называемой 'галунной' шашке

С помощью прилагательного 'галунная' обычно обозначают ранние черкесские шашки, ножны которых отделаны определённым образом: две деревянные дощечки, составляющие основу ножен, обтянуты красным сафьяном, поверх которого укреплены кожаные накладки черного, коричневого или синего цвета. Иногда накладки могли быть изготовлены из цветного бархата [Аствацатурян 1995, 34]. Края накладок усиливали нашитым серебряным галуном, что и послужило основанием для возникновения устойчивого фразеологизма 'галунная шашка'.
Ранняя история шашек в научной литературе освещена явно недостаточно. В настоящем докладе предпринята попытка рассмотреть со структурной точки зрения ножны галунной шашки. Можно выделить следующие устойчивые структурные элементы ножен: устье, муфта, наконечник, верхняя и нижняя обоймицы. Рассмотрим их по порядку.
Устье. В качестве точки отсчёта для исследования возьмём шашку, хранящуюся в Оружейной палате Московского Кремля, инв. ? ОР-4003 [Левыкин и др. 2004, 150, кат. ? 62]. Шашка интересна тем, что надёжно датируется по документам серединой XVIII в., что для музейных собраний большая редкость. Устье данной шашки имеет необычную конструкцию: красная кожа, покрывающая деревянную основу ножен, скроена так, что образует своеобразный клапан, закрывающий головку рукояти вложенной в ножны шашки с лицевой стороны. Судя по тому, что вытаскивать шашку из такого положения неудобно, мы можем предположить, что клапан мог отгибаться на ножны, обнажая головку рукояти. В пользу этого предположения говорят глубокие складки у основания клапана и покрашенный красной краской край деревянной основы ножен, выглядывающий из-под клапана.
Согласно служебным документам Кубанского казачьего войска 80-х и 90-х гг. XIX вв., раструб ножен, в который погружалась рукоять шашки, 'представляет из себя очень хороший резервуар для стока дождевой воды, как по эфесу шашки, так и прямо дождевыми каплями, а иногда и ручьями, с левого рукава черкески, под которым находится шашка' [Фролов 2009]. Вероятно, клапан на шашке ОР-4003 закрывал устье ножен от попадания влаги во время непогоды, а в прочее время был отогнут, открывая владельцу доступ к оружию.
Некоторую аналогию такому устройству можно усмотреть в обычном для тяжёловооружённого черкесского всадника элементе защитного доспеха - наручниках или нарукавниках. Эта защита тыльной стороны ладони представляла собой сафьяновый клапан, усиленный с внешней стороны нашитой кольчужной сеткой. Как хорошо видно на литографии А. О. Орловского 'Горец' (1830 г., ГРМ), наручники можно было носить отогнутыми на наруч, освобождая таким образом кисть [Клочков 2007, 49]. Надо заметить, что и по крою между клапаном шашки ОР-4003 и наручниками можно усмотреть некоторое сходство.
Шашки, схожие по конструкции устья ножен с шашкой ОР-4003, мне неизвестны, но на многих экземплярах галунных шашек присутствует декоративный элемент - кожаная накладка на устье ножен, оканчивающаяся треугольником, обращённым вершиной к нижнему окончанию ножен. Можно предположить, что это своеобразная 'отсылка' к ранним шашкам, на которых этот элемент имел прикладное значение.
Муфта. На галунных шашках встречается устойчивый структурный элемент - сшитая в виде трубы кожаная деталь, плотно натянутая на ножны между верхней и нижней обоймицами. За неимением лучшего термина, назовём её муфтой.
Следует заметить, что наличие муфты заметно влияет на систему подвеса галунной шашки. На ножнах более поздних шашек, не украшенных накладными элементами с галуном, нижняя обоймица стремится приблизиться к центру тяжести оружия, занимая положение в середине или даже на границе верхней и средней трети ножен. Такой подвес позволяет 'вписать' шашку в вертикальный силуэт мужской фигуры, максимально укоротив при этом пасовые ремешки. Наличие муфты заставляет перемещать нижнюю обоймицу гораздо ниже центра тяжести, иногда на границу средней и нижней трети ножен. В этом случае шашка занимает гораздо менее устойчивое положение, рукоять и нижняя часть ножен стремятся выйти за пределы силуэта, нижний пасовый ремешок существенно удлиняется, что увеличивает риск зацепиться за что-нибудь [см. илл.: Клочков 2007, 163].
Необходимо также отметить, что муфта на галунных шашках, как правило, коррелирует со съёмным креплением нижней обоймицы. В РЭМ хранится галунная шашка ? 8763-225 [Дмитриев и др. 2006, 145, кат. ? 119]. На основании рукояти шашки с левой стороны арабской графикой нанесена дата 1245 г. х. (1829/30 г. от Р. Х.), с правой стороны надпись: 'Сделал Шаумаф' (Чтение Ю. Б. Гавриловой). Э. Г. Аствацатурян атрибутирует шашку РЭМ 8763-225 как черкесскую и предлагает иное чтение надписей: 'Работал Шумаф', '1235' (1819/20 г. от Р. Х.) [Аствацатурян 1995, 27]. Нижняя обоймица на шашке РЭМ 8763-225 представляет собой петлю нижнего пасового ремешка, зафиксированного на ножнах с помощью тонкого деревянного стержня, средняя часть которого прижимает кожаную петлю к телу ножен, а концы уходят под сафьяновую обтяжку ножен. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что на деревянном стержне есть поперечные риски под ноготь пальца, благодаря которым стержень можно сдвинуть вдоль оси вверх, освободив таким образом нижний пасовый ремешок. Сам стержень утолщается к нижней части, что препятствует самопроизвольному смещению стержня при носке под действием силы тяжести, но нисколько не мешает сдвигать стержень вверх, по направлению к устью ножен. Учитывая, что наконечник ножен держится на трении, можно утверждать, что вся конструкция создана разборной.
На других галунных шашках из музейных собраний крепление нижней обоймицы может быть другим, но, как правило, нижние обоймицы съёмные, в отличие от верхних. Можно предположить, что такая конструкция разработана для свободного доступа к муфте. В итоге получается, что муфта представляет собой сменный элемент, размеры которого критически важны, поскольку в жертву им приносится устойчивость подвеса.
Для черкесских князей и дворян в конце XVIII - начале XIX в. обычным элементом снаряжения была кольчуга. Иллюстративные материалы, запечатлевшие чинов лейб-гвардии Кавказско-Горского полуэскадрона начиная с 30-х гг. XIX в., демонстрируют характерную манеру ношения галунной шашки с кольчугой [Клочков 2007, 17, 25, 48, 52, 107, 122, 127, 185, 186; Гагарин 2004, 39]. Можно предположить, что муфта на галунных шашках возникла как элемент, предохранявший тонкий сафьян от истирания о металл кольчуги. Помещённая между обоймиц, муфта как раз защищает ту часть ножен, которая прижимается к бедру. Ясно, что заменить истёртую муфту гораздо проще, чем менять обтяжку ножен. В качестве аналогии можно привести метод защиты ножен от повреждений при ударах о доспех, практиковавшийся в средневековой Японии: часть ножен, касавшуюся тела, так называемую коси ('поясница'), оплетали шёлковым шнуром, который, естественно, периодически меняли [Баженов 2001, 104].
Остаётся добавить, что на многих галунных шашках муфта настолько мала, что не может служить защитой от истирания, в некоторых случаях она как бы 'разделяется' на два элемента, что позволяет усилить декоративный эффект за счёт обилия галуна. Можно предположить, что такие шашки уже не носили с кольчугой: русские военнослужащие различных подразделений заимствовали галунную шашку в комплекте с кавказским костюмом, но не с защитным доспехом.
Наконечник. Стоит вернуться к шашке ОР-4003, ранняя датировка которой делает её своеобразной точкой отсчёта в нашем исследовании. Обоймицы шашки выполнены из листовой латуни, несут следы грубой пайки, что очевидно не соответствует ни высокому статусу оружия, ни уровню обработки кожи, ни манере изготовления металлических обоймиц на ранних шашках. Предположение о позднем происхождении обоймиц подтверждает и наконечник ножен. Выполненный из кожи того же красного цвета, что и основная обтяжка ножен, наконечник закрывает нижнюю треть ножен и имеет небольшую дополнительную деталь. Верхняя часть наконечника с лицевой стороны ножен заканчивается небольшой плоской лопастью, напоминающий по форме силуэт луковицы. Деталь скроена из одного куска кожи с самим наконечником и может отгибаться как по направлению к устью, так и по направлению к наконечнику ножен. При внимательном осмотре выяснилось, что лопасть по краю обшита витым шнурком, который на заострённой оконечности лопасти образует петельку. Если отогнуть лопасть на наконечник, как раз на том месте, куда приходится петелька, на коже наконечника расположены парные отверстия - вероятно, следы крепления небольшой пуговки. Небольшая часть наконечника, закрываемая откидной лопастью, выделяется чуть более светлым тоном. Прямо под сгибом лопасти и параллельно ему на наконечнике наклеен отрезок тесьмы, вероятно, усиливающий этот нагруженный участок. Все эти признаки позволяют утверждать, что в верхней части наконечника ножен изначально крепилась нижняя обоймица, представлявшая собой, скорее всего, петлю нижнего пасового ремешка. Мы также можем предположить, что шашка ОР-4003 когда-то была снабжена защитной муфтой, в противном случае нижняя обоймица была бы смещена ближе к центру тяжести оружия. Впрочем, следов муфты разглядеть не удалось.
В музейных собраниях встречаются галунные шашки без муфты, у которых наконечник увеличен в размерах и закрывает нижнюю половину ножен. В верхней части наконечника таких шашек крепится петля нижнего пасика: ремешок просто пропущен в небольшие прорези наконечника. Именно такая конструкция ножен представлена на рисунке А. О. Орловского 'Стрелок' (1815 г., ГРМ): воин в черкесском костюме вооружён луком со стрелами, кинжалом и галунной шашкой без муфты. Что характерно, на воине нет кольчуги [Орловский 1938, кат. ? 121]. Сам Александр Осипович Орловский изображён на автопортрете конца 1810-х - начала 1820-х гг. в черкеске с газырями и аналогичной шашкой, естественно, без кольчуги [Орловский 2002, ил. 1, кат. 13]. Можно предположить, что наконечник мог закрывать половину ножен галунной шашки в том случае, если эту шашку носили без кольчуги, соответственно, не требовалось оставлять значительного места для муфты и нижняя обоймица стремилась приблизиться к центру тяжести оружия.
Для шашек с увеличенными наконечниками характерен определённый декор. Продольный шов основной обтяжки ножен из красного сафьяна, как правило, выведен на лицевую сторону и укреплён декоративной тесьмой, что, скорее всего, является подражанием технике украшения шва металлической проволокой, обычной для оружия Османского государства. В верхней части наконечника обычно выполнены полукруглые вырезы, окантованные тесьмой или галуном, которые визуально отделяют часть наконечника с креплением для пасика от основной протяжённости наконечника. На поздних шашках развитие этого декоративного приёма приведёт к появлению в районе нижней обоймицы отдельных накладок, обращённых друг к другу треугольными окончаниями с широким галуном по краю.
Верхняя обоймица. Для ранних галунных шашек характерна узкая верхняя обоймица, сделанная из стали и обтянутая тонким серебром. Но изредка встречаются шашки, у которых верхняя обоймица сплетена из тонкого кожаного ремешка. Общим направлением развития убора шашек можно считать увеличение доли металла: если на ранних экземплярах металл используется очень скромно, то к концу XIX в. появляются шашечные ножны, целиком покрытых чехлом из украшенного металла. Если исходить из этой тенденции, то галунные шашки с плетёной верхней обоймицей следует признать относительно ранними.
В общем виде плетёная обоймица выглядела следующим образом: кожаный ремешок плотными витками обвивал ножны чуть ниже раструба для рукояти, а с внутренней стороны ножен дополнительно проходил сквозь отверстия в верхнем пасовом ремешке. Стоит отметить, что часть витков ремешка с лицевой стороны проходила под декоративной тесьмой, прикрывавшей продольный шов основной обтяжки ножен, что препятствовало смещению обоймицы. Способ плетения обоймиц, встречающихся на галунных шашках, сохранился у адыгов практически до сегодняшнего дня. Плетение это называется 'бжэнлъэгуажьэ' (от кабардинского 'бжэн' - коза, 'лъэгуажьэ' - колено; дословно: козье колено) и используется при изготовлении плетей и украшении различных мелких изделий [Кишев 1981].
Структурные параллели. Из вышеизложенного ясно, что элементы ножен галунной шашки образуют систему со своими закономерностями. Интересно отметить некоторые структурные параллели в мужском черкесском костюме. Например, ноги всадника 'снаряжены' (по-другому и не скажешь) следующим образом: поверх штанов надеты ноговицы, предохраняющие голень от лошадиного пота и ударов веток; поверх ноговиц отдельные наколенники, фиксируемые подвязками из мягкого сафьяна; на ступнях - чувяки, низкая обувь, сшитая из красного сафьяна точно по ноге и надевавшаяся поверх своеобразных носков из кожи тонкой выделки [Клочков 2007, 51]. И в костюме, и в отделке ножен галунной шашки прослеживается определённая общность подходов и технологических решений: 1) дробность элементов, каждый из которых имеет узкое предназначение; 2) крой в обтяжку, обеспечивающий 'зализанность' силуэта и фиксацию деталей за счёт трения; 3) сменные защитные детали; 4) стремление использовать в особо нагруженных местах двойной слой кожи - более толстой поверх более тонкой, причём монтаж осуществляется за счёт точной подгонки, без дополнительного крепежа; 5) мягкий бандаж крепится завязыванием или плетением, но не металлическими деталями.
Приведённые параллели свидетельствуют, что галунную шашку можно рассматривать как часть более широкого культурного комплекса. 'Укоренённость' шашки в адыгской культуре подтверждает и практика заимствования этого оружия в комплекте с черкесским мужским костюмом и седельным набором.
Культурный статус галунной шашки. Известно, что красный цвет, характерный для основной обтяжки ножен галунной шашки, в Кабарде считался привилегией аристократов. Например, предводителей военных партий узнавали по обуви красного цвета [Студенецкая 1989, 38, 106]. Производство галуна, украшавшего ножны шашки, требовало закупки дорогих материалов и большого количества свободного времени, которым не располагали женщины из низших сословий. Кроме того, сама шашка была специализированным, дорогим, 'аристократическим' оружием, в отличие, например, от 'демократического' кинжала. Очевидно, что галунная шашка была атрибутом, в первую очередь, высших социальных слоёв. Поскольку именно в черкесской среде родилась шашка как особый тип холодного оружия, то мы можем утверждать, что 'галунная' шашка представляет собой воплощение идеального образа шашки как таковой.
Основная тенденция развития галунной шашки. На ранних 'галунных' шашках сам галун - всего лишь украшение края накладок на ножнах, т. е., мягко говоря, не самый важный элемент. Фразеологизм 'галунная шашка' отражает внешний взгляд, воспринимающий предмет в его чисто декоративном аспекте. В соответствии с этим взглядом и шло развитие 'галунных' шашек. Со временем накладки становятся уже, галун - шире. На некоторых шашках структура накладок вообще не прослеживается: решение декоративных задач предполагает свою собственную логику. С этой точки зрения замена галуна на серебряные детали и постепенное увеличение их площади представляет собой вполне последовательное решение.

Список литературы:
Аствацатурян 1995 - Аствацатурян Э. Г. Оружие народов Кавказа. М.: Хоббикнига. 192 с.
Баженов 2001 - Баженов А. Г. История японского меча. СПб.: ТПГ 'Атлант', Издательский дом 'Балтика'. 264 с.
Гагарин 2004 - Григорий Гагарин / Текст Анна Корнилова. М.: Белый город. 48 с.
Дмитриев и др. 2006 - Дмитриев В. А., Дмитриев С. В., Нератова Е. И., Шереметьев Д. А. Холодное оружие в собрании Российского этнографического музея / Составитель альбома Лютов А. М. СПб. 248 с.
Кишев 1981 - Кишев А. С. Технология шва-плетения 'бжэнлъэгуажьэ' у адыгов // Вопросы этнографии и этносоциологии Кабардино-Балкарии. Нальчик. С. 53-64.
Клочков 2007 - Клочков Д. А. 'Отличные храбростью:' Собственный Его Императорского Величества конвой. 1829-1917. История, обмундирование, вооружение, регалии. СПб.: Славия. 348 с.
Левыкин и др. 2004 - А. К. Левыкин, О. И. Миронова, В. Р. Новосёлов, А. Н. Чубинский, Е. А. Яблонская. Московский Кремль: Императорская Рюст-камера / Вступ. ст. А. К. Левыкин. СПб.: Атлант. 248 с. (Сто предметов из собрания российских императоров).
Орловский 1938 - Александр Осипович Орловский (1777-1832) / Каталог выставки. Л.: Государственный Русский музей. 112 с.
Орловский 2002 - Александр Осипович Орловский. 1777-1832 / Государственный Русский музей; Каталог выставки. СПб.: Palace Editions. 96 с.
Студенецкая 1989 - Студенецкая Е. Н. Одежда народов Кавказа. XVIII-XX вв. М.: Наука. 288 с.
Фролов 2009 - Фролов Б. Е. Холодное оружие кубанских казаков. В печати.


 

 
Есаул ТКВ
29-8-2016 16:44    


quote:
То что ты сейчас выдал, за уши притянуто, и относится к описаниюверхней одежды чеченцев, поэтому их халаты Студенецкая и считает неправильным относить к черкесской одежде.
Пожалуйста сканы. Некрасиво.


Врятли ты не понял.. просто ёрзаешь.. Студенецкая этим предложением обобщает "Всё вышесказанное о верхней одежде 18 в..." а не о последнем абзаце в 6 строчек..
Tonydin
29-8-2016 16:49    

quote:
Изначально написано Есаул ТКВ:


Врятли ты не понял.. просто ёрзаешь.. Студенецкая этим предложением обобщает "Всё вышесказанное о верхней одежде 18 в..." а не о последнем абзаце в 6 строчек..

Даже обсуждать не собираюсь. Тут полно более взрослых дядек, пусть сами читают. Хоть всю статью полностью о восемнадцатом веке или всю книгу вообще.
А номер страницы с цитатой твоей жду.

edit log

Есаул ТКВ
29-8-2016 17:08    

quote:
Изначально написано Есаул ТКВ:

У Студенецкой на стр. 30 дословно так: "Всё вышесказанное о верхней одежде 18 в. позволяет заключить, что она настолько отличается от более поздних форм, что возникает вопрос о закономерности названия этой одежды черкеской" http://bookre.org/reader?file=722241&pg=29


У тебя не все посты читаются? Вот повторяю текст моего поста 40.. нажимаешь ссылочку и скан страницы с цитатой (читай выделенное красным).. а нажимая треугольник внизу слева читаешь сканы всех предыдущих страниц. Студенецкая описывая кавказскую одежду 18 века на предыдущих страницах условно называет её черкеской, но затем этой цитатой объясняет, что это не та одежда.., что поздних форм.. т.е. уже не 18 века, и сообщает, что ставит закономерность названия её черкесской под вопрос.

edit log

маратх
29-8-2016 17:40    


click for enlarge 1714 X 1280 354.4 Kb
Есаул ТКВ
29-8-2016 17:48    

Всё это писалось потому, что комплекс одежды и вооружения фиксирующийся в 19 веке полностью не есть тоже, что и в 18-м. Особенно полезно знать реконструкторам.. у которых зачастую и в голове.. и изображая более раннее нацепят.. чёрте что.. С конца 18-го века и кавказская одежда отличалась новыми элементами и шашка известная по изображениям опубликованным в 19 веке ранее ещё не фиксируется..

edit log

маратх
29-8-2016 17:52    

click for enlarge 590 X 757 211.0 Kb

Андрей, что мешало поставить страницу вот так?

edit log

маратх
29-8-2016 17:57    

Но, извини, похоже Антон прав, когда говорит, что речь в основном за газырницы:


click for enlarge 603 X 792 227.1 Kb

Есаул ТКВ
29-8-2016 19:13    

Не понял? Студенецкая на тобой выставленной странице перечисляет отличия.. и только в конце добавляет, что газырницы появились позднее.. где тут основное?
Кстати короткая куртка с откидными рукавами не известная у адыгов и принятая как ранняя форма у Черноморских казаков называлась черкеска.. но не от кавказских черкесов а от малороссийских черкасов.. и под таким же названием была принята в русской армии для барабанщиков (по штату 1776 г.).. в такой куртке с откидными рукавами Гейслер показывает и Донского казака.. в таких красных куртках известны и вернувшиеся из турецкой эмиграции бывшие запорожцы. Никаких газырниц у русско-казачьей черкески 18 века понятное дело нет. Кстати название "черкеска" на 18 век этично использовать только к этому виду военно-национальной формы, на Кавказе же это понятие применительно к другому виду одежды вводится только в 1860-х годах когда приказом было определено "называть казачий чекмень черкеской" (приказом из Спб. перенесли название старинной казачьей и армейской короткой куртки на чекмень).. тоже но с обшивкой галуном называли мундиром. Сейчас же у обывателя преобладают стереотипы отталкивающиеся от поздних понятий.. увидят, что либо любого покроя но с газырницами и говорят это мол черкеска.. а черкеска она потому, что мол её в этом самом виде казаки заимствовали у черкесов.. Черкеска это определённая одежда принятая на определённое время.. и с таким названием изначально только у казаков и в русской армии 18 века. Горская же одежда с газырницами называется на свой национальный манер (адыго-черкеская - цея, грузинская - чоха.. а у тюркских народов осталось старое (исконное) название, название чепкен (от чекмень).. Конечно все эти народы включая казаков давно жили на Кавказе и общекавказская мода пришедшая и изменявшаяся у них в 19 веке в отдельности.. оказывала взаимо-влияние.. а время её изменяло как и нынешнюю моду.. но вся эта одежда на русском языке до сих пор обобщается под старинным казачьим названием (не имевшим в 18 веке по своему покрою никакого отношения даже к чекменю) - "черкеска"..
Это я вам не как реконструктор (не дай Бог про меня так подумать).. а специалист с немалым стажем разбирающийся в кавказской и казачьей этнографии.. и чуть-чуть в оружии.. рассказываю..

edit log

Есаул ТКВ
29-8-2016 19:43    

quote:
Сейчас же у обывателя преобладают стереотипы отталкивающиеся от поздних понятий.. увидят, что либо любого покроя но с газырницами и говорят это мол черкеска.. а черкеска она потому, что мол её в этом самом виде казаки заимствовали у черкесов..

Подумайте.. на конец 18 века все кавказские казаки включая Черноморцев для которых "черкеска" название родное.. уже жили на Кавказе.. а Терские и Гребенские казаки жили здесь ещё в те времена когда почти все нынешние СК народы из различных кавказских и пришлых племён потерявших свои прежние этноназвания ещё под нынешними не сформировались..
Как они казаки могли заимствовать последнюю общекавказскую моду 19 века.. когда они жили здесь среди горских народов ещё задолго до наступления этой общекавказской моды.. и так же участвовали во всех здешних процессах её изменяющих?
Или они сидели-сидели не выходя на базар по хатам.. и пока у них на Кавказе последняя мода конкретно не наступит даже в дырочку в ставне не подсматривали.. а потом в определённый момент сговорившись все разом выскочили.. увидели проходящего по базару горца .. и бац.. в один момент у него всю новую моду и позаимствовали..
а заодно и свою каким-то манером оказавшуюся у него шашку, которую за время их затворничества тот успел галуном обмотать..

edit log

Tonydin
29-8-2016 20:50    

Ну началось. Все интерпретируем, как хотим.
Меня не устраивает , Андрей, что в твоих постах столько пренебрежения. Тут форум воспитанных людей, от этого ничего большинство не отвечают.
Если бы ты был реконструктором, то знал, что даже мундиров Черноморской сотни на войну 12-го года не сохранилось, нет ничего. А по ранним видам одежды одни капли информации. А ты так пишешь о каких-то рукавах откидных. Колесо кто изобрел? )
Есть документы по гребенцам архивные, с описаниями одежды. Это большая редкость и ты их сам найди, если надо. Обычная великорусская одежда у женщин в ранние периоды и т.д. Это крупинки на которые люди уйму сил потратили, их так в интернете не рассыпают.
По Студенецкой, классический прием популизма и вырванного из контекста смысла.

Есаул ТКВ
29-8-2016 21:20    

По форме казачьей ранней называемой черкеской есть рисунки, описания, приказы..
По гребенцам есть и то, что они одевались так как и горцы.. и не лезь в глубь веков.. кавказцы то вообще не известно тогда, что носили.. правда по Олеарию известно, что якобы накрывались бараньей шкурой шерстью наверх (рисунок на фоне Терского городка).. мода то на общекавказскую одежду с газырницами (которую якобы взяли и разом позаимствовали) это самый самый конец 18 -века.. и далее 19-й.. гребенцы уже давно выбрались из диких кавказских ущелий меж гребнями куда мода не доходила.. и жили по сю сторону Терека.. И контролировали главную торговую артерию Северного Кавказа находясь на её таможенных постах!! (дорога вдоль Терека по которой и шли все горские и российские товары.. и по этому факту намного были ближе к новомодным кавказским вещам чем некоторые горцы засевшие в далёких теснинах) линейцами они были в конце 18-го и начале 19 веке.. левого крыла.. а все линейцы и левого и правого фланга одевались схоже с горцами по новой общекавказской моде.. и так же как горцы обматывали шашки галунами.. а с 1816 году это в Спб даже решили закрепить приказом.. Разве на базар за новомодным они всё реже ходили.. т.к. иногда без надобности.. многие пишут, что многое брали у горцев с боя.. а из этого сделали вывод о заимствовании.. не заимствовали а экономили, чтобы модничая меньше грошей ремесленикам платить..

edit log

фудзин
29-8-2016 22:05    


click for enlarge 1707 X 1280 538.2 Kb
фудзин
29-8-2016 22:06    

Глава 4. Костюмы северокавказского населения в XIII-XVII вв.

Анализ материалов из могильников XIII-XVII вв. на обширной территории Северного Кавказа показывает единую линию развития костюма северокавказского населения по территориальному и хронологическому принципам. Единые формы нательной плечевой и поясной одежды, а также обуви имеют прямые аналогии в аланских памятниках раннего времени - VII-X вв. Сохраняется крой мужской плечевой одежды - кафтанов северокавказского типа. Общность северокавказского костюма прослеживается также в едином комплексе украшений, выявленных в памятниках Осетии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Чечни и Ингушетии. Вместе с тем, прослеживается влияние со стороны имперского монгольского костюма на костюм северокавказской знати. Такие одежды северокавказского нобилитета выявлены в Белореченском могильнике и засвидетельствованы на изображениях одежды северокавказской аристократии на фресках Нузальского храма. Они имеют прямые соответствия в изобразительных памятниках иранского круга, а также в одежде других народов, которые находились в непосредственной сфере монгольского влияния. Иран, входящий в государство Ильханидов, и Кавказ как часть Золотой Орды находились в едином политико-культурном пространстве Империи, поэтому возникла такая общность костюмов. Основное население Северного Кавказа в период монгольского владычества сохраняло традиционные формы костюма. Это прослеживается по материалам Дзивгисского некрополя и могильника Байрым.

У местного населения сохранялась традиция выделки домашних тканей из шерстяного и кендырного сырья. Но анализ полотняных тканей из позднесредневековых склепов показывает резкое сокращение использования растительных волокон местным населением по сравнению с ранним периодом VII-X вв. С XV-XVI вв. начинается преобладание привозных хлопчатобумажных тканей. Среди импортных шелков доминирует продукция иранского производства. Персия использовала шелковые лицевые ткани с сюжетными изображениями в качестве средства распространения ислама на Северном Кавказе для установления своего господства в этом регионе. Вместе с тем, иранские ткани могли поступать сюда также из России, которая стремилась укрепить на Кавказе свои позиции. С другой стороны, импортные ткани свидетельствуют о доступе тех или иных территорий Северного Кавказа к торговым рынкам.

К XVI-XVII вв. уже сложились основные элементы северокавказского костюма - женские кафтанчики и платья распашного кроя с металлическими нагрудниками и поясами, а также мужские бешметы и черкески с газырницами. Между тем, в северокавказских костюмных комплексах прослеживаются локальные особенности. 'Кур-харс' и массивные височные подвески являются своеобразными элементами ингушского костюма, нехарактерными для общего северокавказского комплекса. Это своеобразие начинает фиксироваться в период позднего средневековья.

фудзин
29-8-2016 22:58    

Господа, позволю себе разместить несколько страниц из книги Гаджиевой 1981 года. Странно читать некоторые высказывания демонстрирующие серьезные пробелы в знаниях. Есть еще много литературы, давно известной
фудзин
29-8-2016 23:04    


click for enlarge 1707 X 1280 266.7 Kb
click for enlarge 960 X 1280 234.5 Kb
click for enlarge 1280 X 960 221.5 Kb
click for enlarge 1280 X 960 227.9 Kb
click for enlarge 960 X 1280 215.7 Kb
click for enlarge 960 X 1280 184.9 Kb
фудзин
29-8-2016 23:06    

Уважаемый Есаул, по казакам есть подобные работы и сведения? Поделитесь пож
Tonydin
29-8-2016 23:33    

Зачем, вы , уважаемый Фудзин, повелись? Разговор шел только про книгу Студенецкой. Теперь, господин компилятор и это творчески переработает, я в начале и написал, что не буду ничего выкладывать ))
Тут кто-то историк, кто-то и реконструктор, да все не вышли способностью с Фоменками спорить, воспитание, видимо, иное. Тут не академическими категориями мыслить надо , а обширнее и широчее - местечковыми

edit log

фудзин
29-8-2016 23:45    

Это понятно, книга редкая. Может будет интересно форумчанам. Мы же не для одного человека информацию выкладываем . Кстати, название черкески у разных народов интересно, например...
фудзин
29-8-2016 23:55    

Да, хочу заметить. Описанные в многих работах техники шитья, декора и орнаментики народов Кавказа и сохранившиеся предметы, косвенно подтверждают вероятность возникновения такого оформления ножен. И не только материалами (свойственными историческим народным промыслам), но и общей орнаментикой, часто встречающейся и на других предметах быта.
Есаул ТКВ
30-8-2016 01:05    

Фудзин поставил: Характеризуя мужской костюм плоскостного Дагестана, в частности сел. Тарки, А. Олеарий, например, писал, что они ходят в длинных серых кафтанах (вероятно имеется в виду черкеска- С.Г.)

Нет, ошибаетесь уважаемая С. Гаджиева.. не вероятно.. до черкески тогдашнему дагестанскому кафтану было ещё очень далеко.. несколько столетий пока казачью куртку в 18 веке.. а потом казачий чекмень в 19 веке так не назовут.. Олеарий описывал чекмень известный у тюркских кочевников с незапамятных времён и заимствованный у них не тюркскими народами вплоть до Кавказа и Украины.. а называть не казачий чекмень да ещё 16 века.. черкеской.. это у вас извините.. стереотипы.. правда я вас успокою.. вы не одна такая..


Кстати Пушкин ещё не знал слова "черкеска" и использовал для обозначения черкесской одежды выражение "Черкесский чекмень".. и его современники тоже.. и оно имеет право на существование.. как и "Казачий чекмень", что назвали черкесской.. однако оно исчезло.. и для обозначения черкеского чекменя в русском языке позаимствовали обозначене чекменя казачьего - черкески.. ну не знал народ.. и думал, что это прямое соответствие.


Чепкен, Чекмень, Шепкен (черкеска) и бешмет, имеет древние явственно тюркские корни, Время, породившее её, это тот пласт истории
общий , карачаево-балкарцев, и кумыков и ногайцев.
Чепкен, шепкен имеет тюркскую этимологию и имеет аналоги в
родственных тюркских языках, cikman, cikpen, по-татарски и башкирски к примеру
'чикмян', по туркменски чекмен, это слово означает сукно(ткань) и указывает на
материал, из которого традиционно выделывали этот вид одежды, у кубанских
казаков этот род одежды называется чекмень - именно в таком виде это слово
вошло в русский язык, наряду со словом черкеска.
Под Чекменом, шепкеном мы понимаем тип распашного кафтана без
ворота, приталенный, чаще всего изготовляемый из сукна. Аналоги этой одежды,
воспринимаемой часто как 'исключительно кавказская' есть, и были в культуре
татар, казахов, туркмен и башкир. Отличие только в отсутствии газырей и
(иногда) наличии воротника.
Схожим образом у ногайцев носился и одевался другой тип одежды -
бешмет, который зачастую изготовлялся не из сукна, а других материалов, и был
несколько короче, чем шепкен. (Гаджиева С.Ш) Он также имеет прямые параллели у
родственных тюркских народов. Традиция ношения такой одежды имеет глубокие
корни.
Если обратиться к исследованиям по истории костюма, мы встретим
термин 'тюркская плечевая одежда'.
В своей работе 'Древние
тюрки: мужской костюм в китайском искусстве'[8] С.Яценко, исследуя имеющиеся
источники, выводя те типы одежды, которые были свойственны древним тюркам,
констатирует что такой характерной одеждой был именно приталенный кафтан,
иногда с лацканами, иногда без, в общем, он имел настолько широкое
распространение, что нашло отражение во многих произведениях искусства.
Другой такой же предмет, который имеет прямое древнее тюркское
происхождение и сохранился только на Северном Кавказе - это наборный пояс.
В своей замечательной работе 'Наборные пояса кочевников Азии'
В.Н.Добжанский проследил истоки зарождения и эволюцию наборных поясов с
древнейшего времени до настоящего. Название работы говорит само за себя.
Зародившись в скифское время на территории Алтая и Монголии, эти пояса были
частью культуры скифов и сарматов и их наследников - древних и более поздних
тюрков. Их можно встретить на изваяниях - балбалах древних тюрков, и
изображениях древних тюрков в работах древнекитайских мастеров. Этот предмет -
наборный пояс, символизировал ранг воина - его можно было определить по
количеству и форме подвесок на поясе[9].
Еще
один предмет одежды имеющий древние
корни - это башлык .Он описан как предмет одежды еще у саков - 'азиатских
скифов' в довольно раннее время, - более двух с половиной тысячелетий назад.
Использование башлыка половцами можно установить, проследив традицию их
изображения на половецких изваяниях. (С.Ш. Гаджиева).
Каким же образом эти предметы одежды и костюма проникли на Северный Кавказ? Ответ прост - с постоянными миграциями прототюркских и тюркских кочевников, начиная с сарматского и гуннского времени.
Итак, вообще вся 'северокавказская мода' - это продукт сильного тюркского влияния, и
складывалась путем восприятия тюркских образцов за некий 'эталон'. Известный ученый
в этой области З.В. Доде так описывает этот процесс: 'Каждая волна кочевников,
захватывающая территорию Северного Кавказа, по-разному воздействовала на
формирование культуры региона. Хазария, просуществовавшая более 300 лет, с середины VII до второй половины X вв., оставила заметный след в культурном
развитии адыгов, нахских племен, алан и народов Дагестана, входящих в состав
Империи. Во второй половине
XI-XII вв. становление культуры народов Северного Кавказа проходило в
непосредственном контакте с новой волной тюркоязычных кочевников -
половцев.'[10]
Так откуда взялся чепкен, чекмень, шепкен ('черкеска')? Вот, что
пишет по этому поводу известный ученый - искусствовед Звездана Владимировна Доде:
'на широкой территории Евразии тюркоязычные кочевники носили
одежду практически одинаковой формы: приталенный, расклешенный, распашной
кафтан длиной до колен, с характерными отворотами ворота, образующими лацканы.
Эти признаки, очевидно, характеризовали и хазарскую одежду. Вероятно, что,
находясь в непосредственном контакте с хазарской правящей верхушкой, аланская
знать носила костюмы, принятые при хазарском дворе, как показатель социальной
престижности.
Имеющиеся на сегодняшний день материалы из могильников
Подорванная Балка, Хасаут, Улукол, Эшкакон, Амгата и др.
позволяют с документальной точностью реконструировать именно
аланский костюм и на основании изобразительных источников установить его
соответствие не столько (одному только) хазарскому, сколько общетюркскому
средневековому комплексу.'[13]
На самом деле, если мы обратимся к исследованиям, посвященным
реконструкциям древнетюркской одежды, мы найдем там именно такой тип,
соответствующий этнографической - чекмену, чепкену, шепкену "черкесске".
После проникновения печенегов, а затем и половцев в Поволжье и
на Северный Кавказ с Крымом, этот тип одежды испытал влияние некоторых черт,
которые привнесли в нее они. Северокавказско-крымские и поволжские западные
половцы, как явствует из реконструкций современных ученых, которые использовали
данные археологических находок, (изваяния - балбалы и изображения в книжной
миниатюре как основу для реконструкции облика половцев-куманов) носили такой же
тип одежды - распашной приталенный кафтан по типу современного шепкена.
(естественно, что без газырей, газыри появились только с появлением
огнестрельного оружия и стали последней частью завершившей облик костюма)
Прилагаем реконструкцию половецкого костюма, выполненную автором известной
книги 'Половцы' Плетневой С.А., в принципе, ему наследовал костюм
золотоордынских кочевников Кавказского улуса Золотой Орды, который не имел от него сильных отличий.
Некоторые современные исследователи, исследуя скульптурные
изображения половцев, находят новые черты - параллели с более современными
этнографическими данными, которые обнаруживают с ними явное сходство[14]
Доде З.В. провела исследования комплекса средневековой одежды
народов Северного Кавказа и пришла к следующим выводам: 'Предложенный нами тезис
о наличии поясной распашной
одежды на половецких изваяниях, использовании ее средневековыми кавказскими аланами и этнографических
параллелях этому виду одежды в киргизском костюме был поддержан Н.П. Лобачевой, М.С. Гаджиевым, С.А. Яценко'[15]
Быть тюрком было престижно, носить тюркскую одежду означало быть
похожим на тюркских витязей, быть причастным к державам древних и средневековых
тюрок. Носить такую одежду, перенимая её, не гнушались и персы, и византийцы:
'даже автор знаменитого византийского военного трактата VI в. 'Стратегикон'
Маврикий рекомендовал: 'Одежда самих воинов должна быть просторна, длинна и
красива, как у авар' тюрков[16]
-эта традиция не нарушилась и в более позднее время (половецкое,
и преемственное золотоордынское) вплоть до самого недавнего. Таким образом,
ногайский мужской костюм (равно как и кумыский и карачаево-балкарский)
символизирует не только принадлежность региону, но и уходящие в древность
тюркские традиции, и показывает какое мощное влияние, оказала тюркская культура, войдя во
взаимодействие с культурой соседних народов.

edit log

  всего страниц: 28 :  1  2  3  4  5  6 ... 25  26  27  28 

следующая тема | предыдущая тема

похожие темы
 Почему японские "шашки"(катаны) называют мечами? Японское холодное историческое оружие
 Галунная шашка, не реплика, но руки приложил Реплики холодного оружия

  Guns.ru Talks
  Историческое холодное оружие
  Несколько слов о так называемой 'галунной' шашке ( 3 )
guns.ru home