1-9-2016 10:36
Muradin909
... Наиболее известные из истории черкесские породы лошадей:кундет,абук, шолох,шагди, бечкан.Черкесские конезаводчики даже вывели лошадь только для красоты -Жирашти для княжеских парадов, своеобразный лимузин)). После войны осталась только шагди- кабардинская порода. Наиболее разито у черкесов было развито военное искусство.Живя на прекрасной плодородной земле у теплого моря и на пересечении великих путей Азии и Европы они исторически привыкли защищать свою землю от чужеземных захватчиков.Полчища древнеримских когорт,греческих,генуэзскких,гунских,монголо-татарских и многих других пытались захватиь Черкессию но каждый раз откатывались с Кавказа.С раннего детства черкесы приучали мальчиков к верховой езде,стрельбе из лука и бою.
|
1-9-2016 11:16
Praeceptor
Здесь практически каждый читал и Р.А. Фадеева, и В.А. Потто, и Султан Хан-Гирея. Сто раз обсуждались гравюры Гейслера, рисунки Орловского и Гагарина, картины Рубо и Ладюнера. |
1-9-2016 11:50
Muradin909
Никакой политики-все упирается в ту же шашку и черкесску.По мнению шовинистов не знающих историю своих соседей,не читавших Опрышко,Куценко,Половинкину и других Порядочных Русских ученых-ну никак не может дикий чабан в гдето горах создать лучшее холодное оружие в мире.Не может создать красивейший национальный костюм Черкесску-Адыга Фаше который гордились одевать императоры.Или придумать Адыга Хабза-один из самых спаведливых законов человечества. У них возникает когнитивный диссонанс при осознании что первым генералиссимусом России являлся черкес Михаил Алигокович Черкасский и многое др.Засим откланяюсь.Каждому ножеману по шашке .Всем мира-Салам Алейкум.
|
1-9-2016 17:11
Gesss
Салам тебе, культурный и вежливый человек Muradin909!
Хорошо что такие люди заглядывают к нам. Не стану говорить за черкесску, нас больше интересует самая ранняя, ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ фиксация шашки в прошлом. В виде описания, зарисовок.. . и т.п. Пока с этим туговато. ![]() |
1-9-2016 19:26
Есаул ТКВ
А, что нам скажет на этот счёт начитанный Muradin909? Полагаю ничего он при всей начитанности, кроме того, что он мог прочитать у Есаула ТКВ на этот счёт другого не знает.. ![]() Ну вы Muradin909 не обижайтесь.. меня в первую очередь интересует история русской-казачьей шашки.. а историю черкесской шашки я вынуждено показываю по той причине, что к настоящему моменту сложился устойчиво-навязчивый стереотип о якобы адыгском происхождении шашки который искажает историю шашки русско-казачьей.. |
1-9-2016 20:51
Есаул ТКВ
По поводу поздних домысливателей поддерживающих получивший критику стереотип..
На странице скан которой приводит Ren Ren написано: "Для России в середине 18 века шашка бытовавшая на территории Кавказа и Закавказья была достаточно редким видом оружия. В 19 веке она становится основным клинковым оружием русской кавалерии". То, что шашка в середине 18 века известная в среде Донских казаков (вспомните хотя бы две шашки Данилы Ефремова из более ранних тем) была для остальной России уже довольно редким оружием, это верно. А вот в этот период шашка якобы "бытовавшая на территории Кавказа и Закавказья" это явный домысел под влиянием стереотипа (далее отмеченного у Д. Шереметьева).. такой конструкции оружия как на прилагаемом к тексту фото на Кавказе не только на середину.. но вообще в 18 веке не фиксируется. Как и не верно утверждение - "в 19 веке она становится основным оружием русской кавалерии".. Нет, оружием всей русской кавалерии шашка не становится, шашка - (тип оружия) в 19 веке это оружие иррегулярной кавалерии состоящей в основном из казаков и нескольких полков "кавказских драгун".. вся регулярная кавалерия была вооружена саблей - (тип оружия).. и лишь некоторые её поздние образцы были официально названы "шашкой".. отчего понятное дело тип этого оружия - "сабля" не поменялся.. |
1-9-2016 21:18
Muradin909
И тебе салам Gesss. Как говорится-ничто не обходитсся так дешево и не ценится так дорого как вежливость.Есаул я ни на кого не обижаюсь.Свои мысли я выразил выше прочитайте еще раз.Я честно говоря не ученый оружевед и не очень глубоко разбираюсь в тонкостях фиксации,узорах и других тонкостях черкесской шашки, думаю что и вы не специалисты.Для меня большие авторитеты советские и мировые кавказоведы определившие шашку черкесской.Уж их точно нельзя обвинить в особых симпатиях к черкесам.Выучив несколько особенностей и отличий в фиксациях разных шашек и определив свои постулаты вы уже во многих темах их педалируете перед другими менее подготовленными юзерами и даже сами первым начинаете спор.Попробуйте поспорить с Эмой Асватцатурянц вот где будет хохма.😂
|
1-9-2016 21:40
Есаул ТКВ
Ну Эмма Григорьевна в отношении ранней истории шашки.. мягко скажем наивная жертва.. текст вымарал Гарданов.. а она этот вымаранный списала и на него, возможно не зная, что он вымаранный сослалась и сама уверовала.. что уж тут теперь спорить и хохму устраивать.. тем более, что этот факт на этом форуме не раз обсуждался.. и в последней работе этого самого скромного.. уже упомянут..
![]() |
1-9-2016 23:47
Arabat
Никакие ссылки на глаза наших современников, чем бы они полны ни были, здесь не проходят. Только на авторов и художников 18 века, а лучше на "железо".
|
2-9-2016 00:07
Ren Ren
Я своё обещание сдержал, информация доставлена. Теперь имею большое желание услышать:
|
2-9-2016 09:27
Амир01
Доброго дня уважаемым специалистам по холодному оружию.
Давно почитываю темы здесь, много полезной информации получил. Сам не знаток в оружии, немного занимаюсь историей и этнографией. Вижу, к сожалению, ничего не хотят оставить черкесам (адыгам). И черкеску придумали казаки, и шашку они же, и какие-то заимствования в военном деле, как пишет есаул. Интересно, когда и знаменитую черкесскую (кабардинскую) лошадь присвоят себе? Отвлеку ваше внимание немного на одежду, тем более, "черкеска" - по словам Студенецкой, это: "Удобный и изящный костюм, приспособленный к образу жизни адыгов, широко распространился за пределами Черкесии. Они были не только наиболее высокими по стадии общественного развития народа, но и по образцам в области бытового уклада, обычаев, одежды. Черкесский тип костюма получил столь широкое распространение не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье : и казаки заимствовали из Черкесии форму одежды, вооружение, посадку на коне и внимательно следят за всеми изменениями черкесской моды". (Е.Н. Студенецкая, Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989). Вроде бы ответ специалиста по одежде народов Кавказа исчерпывающий, тогда к чему спекуляции по авторству? А во что были одеты казаки? "В Черкаске всегда было большое стечение народа: Интересно, есаул, не отсюда ли стали нарекать казаков "ряженными"? Еще один специалист по истории казачества пишет: "При заселении Кубанскаго края, Черноморские и линейные казаки определеннаго обмундирования и вооружения не имели. Черноморцы сохраняли свой заветный запорожский жупан с цветным полукафтаньем, подпоясанным цветным шелковым кушаком, синие суконные шаровары, в несколько аршин ширины, убранные в желтые сафьянцы с высокими каблуками; круглая, с узким околышем, шапка прикрывала бритую казацкую голову с длинной чуприной, закрученной с левой стороны за ухо; бритая борода и длинные усы придавали им суровый вид храбрых витязей времен Святослава. Вооружение их состояло из длинной рушницы (ружье), кривой турецкой сабли, пистолета, короткого копья и длиннаго ножа, который каждый казак всегда носил на боку в кожаных ножнах. С 1814 года казакам Черноморскаго войска была определена однообразная форма одежды и вооружения с той существенной разницей, что вместо свободных кармазиновых жупанов, их затянули в тесныя, синяго сукна, куцыя куртки с откидными рукавами; широчайшие, в виде шальвар, туркени - штаны, составлявшие красу казака, обрезали в узкие немецкие шаровары, на выпуск, и дали высокие барашковые кивера с вытишкетами; сафьянцы заменены обыкновенными сапогами, а с дорогими чупринами должны были навсегда распрощаться, так как бритая голова покрылась уже волосами; в вооружении тоже произошла некоторая перемена; вместо длинноствольных легких ружей казакам дали тяжелые карабины, ножи свали, и так как войско разделилось на пеших и конных казаков, то у первых остались прежние дротики, а последних вооружили ратищами (длинная пика). "Одежда казаков, их оружие. Интересно, что могли черкесы заимствовать от казаков, на которых "бывала смесь одежды и оружия разных народов"?. Вот и русский генерал, знавший Кавказ не понаслышке, пишет: "Вообще тогда на Кавказе мало знали военную форму и нисколько ею не стеснялись, от младшего до старшего. О киверах и шляпах помину не было; ходили в фуражках или папахах, а вместо форменной шпаги или сабли носили Черкесскую шашку на ременной портупее чрез плечо. Глазу моему, привыкшему на Севере к стройной формальности, странно было видеть такое разнообразие и даже иногда фантастичность военных костюмов. Свидетельств, подобных приведенным, огромное количество. Прошу прощения у остальных участников форума, но рассматривать оружие Кавказа, в частности адыгов, в отрыве от одежды, не совсем правильно, как кажется.
|
2-9-2016 10:11
litregol
спасибо, уважаемый Амир01, за очень интересный материал
|
2-9-2016 10:42
Arabat
Там чуть чуть не хватает: текста записи в Ведомости 1763г. Что именно о ней написали ее современники.
|
2-9-2016 11:13
Praeceptor
Пара слов о преемственности и передаче дедовских секретов мастерства.
Калмыки, бухарцы, казаки .. . А вот кто может объяснить, почему сегодня лучшие кавказские шашки делают в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Абхазии (историческая Большая Кабарда). Куют и одевают. Не в Ставрополье, не в Краснодаре? Ась? Справедливости ради замечу, что есть еще Юра Тимко и Марат Ахмедов, а еще конечно дагестанские отделочники. Отчего нынешние казаки, родовые и прочие реестровые, едут в вышеперечисленные районы и покупают шашки там, а не куют и одевают их сами? "Кончился порох в пороховницах?" Или его там и не было никогда? |
2-9-2016 11:20
маратх
Говоря о
странно их сравнивать с шашками, которыми пользовались
|
2-9-2016 11:25
Arabat
На то есть целый ряд причин, политических и экономических. Думаю, вы и сами, если подумаете, легко в этом разберетесь. Однако, из того, что лучшие вина делают во Франции, отнюдь не следует, что именно Франция родина вина. |
2-9-2016 13:33
Есаул ТКВ
Амир01, вы как и предыдущий оратор Muradin909 опираетесь на позднее (новую 19 века общекавказскую моду.. которую по незнанию вопроса в СПБ назвали не общекавказской а сугубо черкесской.. присоединив к этой моде уже известную у не черкесо-адыгов шашку.. и многие позже не вдаваясь в это уверовали).. т.е. за 19 век.. и именно факты 19 века у вас аргументы.. а я пишу за более раннее - 18 век.. это разное.. т.к. шашка в 18 веке известная у казаков.. у черкесов ещё не известна (один единичный рисунок фиксирующийся в 1790-х показывает нечто ранней переходной формы - с неизвестной вогнутости и лезвенности клинком в прямых ножнах, с хвостовиком по центру, с не утапливаемой рукояткой, и с сабельным подвесом. И эта ещё недошашка только подтверждает, что мода на уже известную шашку.. на Кавказе ещё не наступила.. а ещё только топталась в предверии вот вот получить основные признаки северной шашки).. ну нет фактов за то, что к ним тогда уже пришла известная у Донских казаков мода на конструкцию шашки с утапливаемой в раструб ножен ушастой рукояткой на сабельном клинке..
![]() Если хотите возразить давайте опровергающие факты фиксации на 18 век.. вас никто с этим не тормозит.. а мусолить пустопорожнее не надо.. со мной это пустое дело.. я за десятилетия интереса и изучения так подкован в кавказской этнографии и оружиеведении.. что вам мне нового уже нечего не сообщить.. ![]() |
2-9-2016 15:11
Praeceptor
Ну да, экономическая ситуация и политическая стабильность в республиках "Большой Кабарды" в разы "выше", чем, например, в Волгограде, где делают полное .. вно под маркой ДОФ. Или я может быть что-то упустил в экономической и политической ситуации по ЮФО? Не просветите?
Конечно странно. Более чем. Но пишут же иные, что:
А Есаул ТКВ скромно молчит. Так где делают лучшие в России пряники, лучший хрусталь, лучшую лаковую роспись? - ... . - Правильно!!! - А почему? - А потому как традиции многовековые. |
2-9-2016 15:25
columler
Прежде, чем утверждать , что казаки стали прародителями чего-либо , неплохо было бы , сначала, выяснить, кто такие вообще казаки? Что это за явление такое и способно ли такое сборище людей придумать что-нибудь? Шашку или черкеску мог изобрести кто угодно , но только не казаки.)) Есаул же , будет требовать доказательств в каждой теме , вы можете ему предоставить хоть миллион доказательств и тыкать его, как нерадивого котенка , в его же испражнения. Он будет с упорством барана , тараторить одно и то же, а вы , тратить впустую время , на перелопачивание литературы, чтобы опровергнуть, его лубочные картинки. Неужели так сложно понять , что у этого человека, нет цели найти истину , цель у него одна - украсть и присвоить.
|
2-9-2016 15:48
Arabat
Еще раз повторю. Нужны цитаты авторов 18 века, а также изображения и реальные предметы этого же века. Ссылки на глаза Эммы, промышленное производство современной Адыгеи и злодейские намерения Есаула не проходят.
|
2-9-2016 15:51
Есаул ТКВ
Приведу ещё один пример.. На сегодня лучшие в мире выпускающиеся звуковые электронные лампы называют "советскими" или "русскими".. например В300 фирмы Светлана.. однако специалисты знают, что это копия радиолампы производства США середины 20 века.. и даже цоколёвка и форма колбы у них осталась американская.. |
2-9-2016 15:58
маратх
В моём понимании - шашка кавказская и шашка среднеазиатская - параллельное развитие безгардового оружия. И никто из них друг у друга ничего не заимствовал. |
2-9-2016 16:02
Есаул ТКВ
Дмитрий, а какими годами можно датировать ту, что кавказская.. и ту, что среднеазиатская.. и покажи пожалуйста такие датированные или хотя бы датированные изображения с ними.. хочется узнать конструкцию и сравнить с шашками 18 века.. скажем Д.Ефремова на его картинах середины 18 века.. ну или с более поздними изображениями.. но тоже 18 века
![]() |
2-9-2016 16:05
маратх
Андрей, "фиксация" (как ты любишь), среднеазиатской шашки есть на 18 век
![]() |
2-9-2016 16:06
Есаул ТКВ
Покажи пожалуйста.. и аргументы за датировку показанного.. хочется внимательно рассмотреть.. хотя бы фрагментально, что бы сравнить с признаками казачьей 18 века..
![]() |
2-9-2016 16:23
маратх
Андрей, приезжай в Москву в ноябре на конференцию в Оружейной палате. Там послушаешь, посмотришь, вопросы задашь и т.д. А то ты стал манкировать посещение конференций. А к тебе вопросы в Питере были
![]() |
2-9-2016 16:34
Arabat
Кстати по поводу оружейного производства. Лермонтов, несомненно, знающий автор первой половины 19 века утверждал, что кинжалы куют грузины, а черкесы их только точат.
![]() |
2-9-2016 17:02
Есаул ТКВ
Дмитрий, хронологическая фиксация это то, что можно показать на определённый период этой самой фиксации... . а относить к шашке тем более 18 века то, что по причине отсутствия наглядности не позволяет установить его признаки.. считаю ошибочно.. не поддавайся поздним субъективным мнениям отнесения к шашке того, что не есть шашка.. а то получится как с черкесской шашкой.. да было такое, что высказались позже.. предполагая, что мол такое возможно было раньше.. а показать это на ранний период не в состоянии.. такое не есть фиксация.. а есть чьё-то не подтверждённое фактами позднее субъективное мнение.. или субъективное отнесение к шашке того, что по комплексу признаков не есть шашка (тип оружия) на период её ранней фиксации в русско-казачьей среде |
2-9-2016 17:32
Есаул ТКВ
Как пример.. в своей последней работе "Русский след "черкесской" шашки" (Сборник 7-й международной конференции ВИМАИВиВС, 2016, Часть-3, С.125-135), оружие без защиты руки, но не редко фиксирующееся на русских монетных изображениях с 15 века с раздвоенным навершием.. я шашкой (хоть и очень в вынутом виде похоже) не называю.. а использую термин сабля без защиты руки.. или сабля без защиты руки и с раздвоенным навершием рукоятки.
Во-первых потому, что слово шашка фиксируется позже, а во-вторых потому, что не имея возможности установить конструкцию ножен 15 века я не могу утверждать, что это оружие без ножен похожее на шашку без учёта ножен, по комплексу признаков ножен (утапливаемостью рукоятки) в точности совпадает с комплексом признаков оружия середины-конца 18 века изначально называемого шашкой. Ты подумай если ты отталкиваешься от позднего наименования (как ты или кто другой полагаешь похожим) шашкой.. или современного тому времени названия ножом или чем другим но не шашкой.. может тебе вместо обозванного кем-то позже шашкой применить термин составленный по формуле.. |
2-9-2016 18:03
Praeceptor
Лермонтов поэт, а под "грузином" он, конечно, подразумевал производство ХО в Тифлисе. Если Вы немножко погуляете в сети, то, несомненно, найдете одну из работ ЭГА, в которой она перечисляет всех цеховых старшин оружейников Тифлиса в период с 1865 по 1890. Так там среди 11 человек всего .. . один грузин. |
2-9-2016 18:11
Есаул ТКВ
Пейсонель во второй половине 18-го пишет о поставках кама на Черноморское побережье через Крым.. однако в черкесском фольклоре встречается не кама а "кинжалит" (Панеш, Яхтанигов), что наводит на ранний русский (кинжал) или грузинский (ханжали) след..
![]() |
2-9-2016 19:19
маратх
Андрей, поскольку мне не нужно доказывать какой народ "породил" шашку, я рассматриваю шашку как определённое оружие с рядом признаков, опираясь на определение наших классиков: Жиля, Аствацатурян и Кулинского. А если взять их определения и заменить "черкесская", "кавказская" и "русская" на "афганская" и"среднеазиатская", то они прекрасно "лягут" в эти определения
![]() Как разные народы называли то, что мы называем "шашка", роли не играет, если мы говорим о типологизации А то, что ты пытаешься ввести в оборот термин"оружие без защиты руки", чтобы "подстраховаться"-дело понятное |
2-9-2016 19:27
фудзин
Кард тоже оружие без защиты руки
![]() |
2-9-2016 19:30
маратх
В статье речь о сабле
![]() |
3-9-2016 09:17
Амир01
Есаул, конечно, замахнуться на черкесскую одежду, это круто. Напоминаю, что на казаках "собственно своего ничего не было. Русския, турецкия, черкесския и татарския одежды, представляли смесь, пестроту, иногда приятную, иногда странную". И вы утверждаете, что черкеску изобрели казаки.
Вообще-то казаки пришли на Кавказ пешими, в зипунах и жупанах, с ратищами. Здесь же пересели на кабардинских лошадей, вооружились черкесским оружием, переоделись в черкесскую одежду, переняли, как сами пишете, но с точностью до наоборот, "адыго-черкесские военные способности". Нужно просто немного логику хотя бы включать, чтобы понять, кто и что у кого заимствовал. И вы, как этнограф и историк (так себя представляете), должны знать, что немаловажное, а возможно и самое главное значение в этом случае играет, как соседи адыгов называли эту одежду. Во-первых, название "черкеска" возникла из-за того, что придя на Кавказ, русские впервые увидели такую одежду именно на черкесах. Во-вторых, например, карачаевский этнограф Текеев пишет, что за "бешметом по популярности и престижности из предметов мужского гардероба карачаевцев и балкарцев шла черкеска (чепкен или, как ее еще называли черкес чепкен). (К.М. Текеев. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1989.) Другие ближайшие многолетние соседи, абазины, называют эту одежду адыгской. Сами черкесы называют черкеску 'цей' (не цыя, как "знаток" есаул пишет), а весь комплекс - адыгэ фащэ. У восточных кавказцев, черкеска получила название "чоха", от грузин, что абсолютно естественно. Моду на одежду на Кавказе давали именно грузины и черкесы. В этой связи польский историк Барановский пишет: "Наконец, следует упомянуть о значительном импорте в Польшу кавказских лошадей. Во второй половине XVII в. распространилась мода на теплокровных восточных лошадей, привозимых с Кавказа. В магнатских табунах можно было в то время много кавказских лошадей - черкесских, 'георгийских' и др. За них уплачивали огромные деньги. Цены на них были гораздо выше цен турецких и персидских лошадей. Это были в то время самые дорогие лошади, покупаемые польскими магнатами:. Как отдельную проблему можно рассматривать влияние кавказской моды на польскую моду в XVI в. Это был период, когда у нас имело место специфическое явление, которое искусствоведы называют 'ориентализацией' художественного вкуса:. Сильно было также в XVII в. влияние кавказской моды на польскую. Это бросалось в глаза иностранцам. Западноевропейские путешественники, которые в XVII в., а особенно во второй его половине, бывали в Стамбуле, отмечали в своих описаниях, что одежда польских послов почти ничем не отличалась от грузинской или черкесской. Польский король Ян Собеский одевался обычно в кавказскую одежду. О том, какой была мода в краю черкесов или в Грузии, он узнавал от специальных посланцев. Седла и конная упряжь тоже изготовлялись по черкесской или грузинской моде:. Стоит также обратить внимание на довольно широкую в XVII в. военную эмиграцию из кавказских стран. Многочисленные войны, какие вела Речь Посполитая в этом столетии, вызывали постоянную потребность в профессиональных солдатах, а еще более - в офицерских кадрах. В XVII в. на польской военной службе находилось много черкесов и других горцев Северного Кавказа:. Иногда даже целые черкесские отряды нанимались на польскую службу. Их заслуги были велики в борьбе с турками и татарами, и особенно со шведами. О влиянии черкесского военного искусства на польское может говорить то, например, что в литовской войске XVII в. были многочисленны так называемые части пятигорской кавалерии. Имелись также вооруженные, а частично и одетые на черкесский манер отряды, в которых служили главным образом поляки, белорусы, украинцы и литвины". (Барановский Б. Публикуется по сборнику: Россия, Польша и Причерноморье в XV - XVIII вв. М., 1979.) Странно как-то, что король Ян Собеский не у казаков, "изобретателей черкески" , узнавал о моде на Кавказе.
Черноморское войско. Кавказское линейное казачье войско. Кавказская казачья артиллерия. А вот свидетельство начала 19 века: "Оружие у Кабардинцов по большей части огнестрельное, а у некоторых есть и сагайдаки, а сабли и сашки припущенные у каждаго Кабардинца, да и панцыри редкой человек не имеет. Пищали у них Крымския и Кубачинския винтовальныя. При драке с неприятелями они из пищалей стреляют, каждой только один раз, а потом все саблями и сашками рубятся и колют. Владельцы их при драках поступают весьма отважно, и в том пред узденями первенствуют. Сим то и в народе своем больший кредит они заслуживают, и как владельческие, так и узденские дети с малолетства обучаются своим экзерцициям. Лошадей имеют легких и проворных. Никакое нерегулярное войско с Кабардинцами сравняться не может". (Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ея состоянии. Сочинено в Александро-Невской Академии. Санктпетербург, 1802 г.) Не секрет, историю пишут победители. Вот и есаул пытается все отдать казакам. Еще один генерал: Читая есаула, невольно вспоминаешь Слепцовых. Действительно, "какое имеют право эти дикари", т.е. черкесы, что-либо иметь свое, если даже "жить на такой прекрасной земле" не достойны? Не воспринимайте как хвастовство, но, по единодушному мнению военспецов, черкесская иррегулярная конница считалась образцом, "наилучшей конницей". И что они в военном деле могли заимствовать от тех же казаков? |
3-9-2016 10:05
Амир01
есаул пишет:
"Так что Антон.. давай сначала прочти первоисточники про русские ножики 16 века и отмеченное в 17 веке русское влияние на адыго-черкесские военные способности". Что вы имеете в виду, говоря о русском влиянии "на адыго-черкесские военные способности"? Можно какие-то конкретные примеры? Многочисленные вторжения в Черкесию кочевников то с севера, то с юга, сделали из адыгов отменных воинов. И это не высокопарные слова. Об этом пишут русские военные, генералы и др. исследователи. И по мнению военспецов, черкесская иррегулярная конница, например, считалась одной из лучших в мире. И это не я придумал. "Иногда, наподобие древних парфян, стремятся заманить противника в засаду, проводя ложное отступление; опыт показал, что черкес, обращенный в бегство - это далеко еще не побежденный воин; кавалерия этих народов превосходит любую кавалерию в мире. Князья показывают образцы храбрости, они всегда в самых опасных местах боя, и для них было бы большим бесчестьем, если какой-нибудь уздень, а тем более простой крестьянин, превзошел бы их в храбрости или ловкости и доблести". "Иоганн Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа. Нальчик. Эль-Фа. 1999) "Здесь я познакомился с одним черкесским князем, именуемым Рослам-бек, братом Исмаил-бека.. . Мы ехали несколько часов по горам мимо живописных селений и наконец прибыли в селение нашего князя. Он дал в нашу честь очень хороший обед на манер своей страны, показал нам своих лошадей, свое оружие и только мельком - свою сестру, у которой мы, правда, смогли рассмотреть фигуру, которая была великолепна, как у всех черкешенок - их элегантное одеяние дает возможность показать ее. Потом мы вновь оседлали коней, и по сигналу - стрелы, которую Рослам-бек самолично пустил из своего лука на невероятную высоту, более 400 черкесов в кольчугах и шлемах, вооруженных различным оружием прискакали к нам во весь опор. Это была кавалерия наивысшего уровня, самая искусная и наилучшим образом вооруженная из всех, какие только могут быть. Наблюдая с самодовольным видом, как мы любовались его войском, он заметил нам, как бы между прочим, что у нас всего один конвой казаков. После того как нам показали их манеру ведения боя и как точно они стреляют по цели во время скачки во весь опор из ружья, из пистолета и из лука, он так же церемониально проводил нас в наш лагерь, где все уже отчаялись вновь увидеть нас живыми и дружно укоряли нас за такое легкомыслие. Между прочим, этот самый Рослам-бек два года спустя разбил две роты наших стрелков, лишил двух пушек и объявил себя навсегда самым непримиримым врагом России". (А.Х.Бенкендорф Мое путешествие в земли полуденной волшебные края. "Записки А.Х.Бенкендорфа". ? 02-01-00411а (РГНФ)) Вот как описывал русский военный историк, генерал В.А. Потто кабардинское ополчение из числа добровольцев, которое собрали в 1812 году, предполагая использовать в войне с Наполеоном: "От кабардинского ополчения ожидали весьма многого. Всем были известны превосходные боевые качества этой природной и, без сомнения, лучшей конницы в мире. Можно было наперед предвидеть, каких чудес могли бы натворить летучие отряды этих центавров, неуловимых, как воздух, если только их бросить на фланги и в тыл неприятельской армии. "В этот день, как будто для развлечения нас от неблагоприятных обстоятельств, прибыло в арьергард несколько башкирских полков, только что пришедших в армию. Вооруженные луками и стрелами, в вислоухих шапках, в каких-то кафтанах вроде халатов и на лошадях неуклюжих, малорослых и тупых, эти жалкие карикатуры удалых черкесских наездников присланы были в арьергард, - как нас уверяли тогда, - с намерением поселить в Наполеоне мысль о восстании на него всех народов, подвластных России, и тем устрашить его". (Давыдов Денис Васильевич. Военная проза и мемуары. Проза. Встреча с фельдмаршалом графом Каменским. 1806) Чуть выше есаул приводит текст некоего Сеитова, ногайского самоучки, который тоже пытается "неуклюже" присвоить черкеску тюркам. Есаул тоже готов кому угодно отдать, но не черкесам. "С первых же дней своей жизни на Кавказе Хоперцы очутились среди враждебных им народов и по соседству с закубанскими черкесами и кабардинцами. Более раннее свидетельство Джованни да Лукка: Знаю, что эту цитату много раз приводили здесь. Но для есаула важен рисунок, а не документальное свидетельство в вопросе изобретения шашки. Но об этом позже. Исследователи отмечали, что искусству конной войны у черкесов обучались даже крымские татары, сами являвшиеся превосходными всадниками. "Они всегда изобретают что-нибудь новое в своих манерах или оружии, в которых татары подражают им так пылко, что черкесы могут быть названы французами в отношении татар.
|
3-9-2016 12:12
фудзин
Неплохо
![]() |
3-9-2016 12:16
фудзин
Джовани де Лука это хорошо. А есть ли в оригинале "ловко действуют шашкой"?
|
3-9-2016 12:57
товарисч
Так,ну тогда давайте и про то,как черкесы продавали своих детей в турецкие гаремы и считали это за честь,и про работорговлю не забыть-бы.Ну а про колоссальный численный перевес над русскими почему молчим?Я не хочу приводить воспоминания других иностранцев и участников войны про черкесов,чтобы не разводить здесь ненужные споры о том у кого что длиннее😀Но перегибать палку тоже не нужно,а то получается,что жили мирные добрые адыги,никого не трогали,пасли барашков,и тут вдруг пришли плохие,злые русские и испортили всю эту идилию... А то разговор о шашке плавно перешел на рекламную кампанию адыгских народов.Если по теме есть,что сказать,то прекрасно,а если нет,то не нужно писать не относящееся к этой теме.А то сейчас сторонники,как той,так и другой стороны начнут приводить полуфантастические доводу в пользу своих предков.Здесь неглупые люди и историю знают,поэтому доказать эпические теории будет просто невозможно))))
|
|