Guns.ru Talks
  Историческое холодное оружие
  Несколько слов о так называемой 'галунной' шашке ( 28 )
тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
  всего страниц: 28 :  1  2  3 ... 25  26  27  28 
  следующая тема | предыдущая тема
Автор Тема:   Несколько слов о так называемой 'галунной' шашке
  версия для печати
маратх
24-8-2016 00:32        первое сообщение в теме:

Статья не новая, но может быть кто-то её не знает и изучит для расширения кругозора.

Данный доклад был прочитан в рамках Лавровских (среднеазиатско-кавказских) чтений, проходивших в Российском этнографическом музее и Музее антропологии и этнографии (Санкт-Петербург) 19-21 мая 2009 г.
Тезисы доклада опубликованы: Шереметьев Д. А. Несколько слов о так называемой 'галунной' шашке // Лавровский сборник: Материалы XXXIII Среднеазиатско-Кавказских чтений 2008-2009 гг.: Этнология, история, археология, культурология / Отв. ред. Ю. Ю. Карпов, И. В. Стасевич. - СПб.: МАЭ РАН, 2009. - С. 206-212.

Шереметьев Д. А.

Несколько слов о так называемой 'галунной' шашке

С помощью прилагательного 'галунная' обычно обозначают ранние черкесские шашки, ножны которых отделаны определённым образом: две деревянные дощечки, составляющие основу ножен, обтянуты красным сафьяном, поверх которого укреплены кожаные накладки черного, коричневого или синего цвета. Иногда накладки могли быть изготовлены из цветного бархата [Аствацатурян 1995, 34]. Края накладок усиливали нашитым серебряным галуном, что и послужило основанием для возникновения устойчивого фразеологизма 'галунная шашка'.
Ранняя история шашек в научной литературе освещена явно недостаточно. В настоящем докладе предпринята попытка рассмотреть со структурной точки зрения ножны галунной шашки. Можно выделить следующие устойчивые структурные элементы ножен: устье, муфта, наконечник, верхняя и нижняя обоймицы. Рассмотрим их по порядку.
Устье. В качестве точки отсчёта для исследования возьмём шашку, хранящуюся в Оружейной палате Московского Кремля, инв. ? ОР-4003 [Левыкин и др. 2004, 150, кат. ? 62]. Шашка интересна тем, что надёжно датируется по документам серединой XVIII в., что для музейных собраний большая редкость. Устье данной шашки имеет необычную конструкцию: красная кожа, покрывающая деревянную основу ножен, скроена так, что образует своеобразный клапан, закрывающий головку рукояти вложенной в ножны шашки с лицевой стороны. Судя по тому, что вытаскивать шашку из такого положения неудобно, мы можем предположить, что клапан мог отгибаться на ножны, обнажая головку рукояти. В пользу этого предположения говорят глубокие складки у основания клапана и покрашенный красной краской край деревянной основы ножен, выглядывающий из-под клапана.
Согласно служебным документам Кубанского казачьего войска 80-х и 90-х гг. XIX вв., раструб ножен, в который погружалась рукоять шашки, 'представляет из себя очень хороший резервуар для стока дождевой воды, как по эфесу шашки, так и прямо дождевыми каплями, а иногда и ручьями, с левого рукава черкески, под которым находится шашка' [Фролов 2009]. Вероятно, клапан на шашке ОР-4003 закрывал устье ножен от попадания влаги во время непогоды, а в прочее время был отогнут, открывая владельцу доступ к оружию.
Некоторую аналогию такому устройству можно усмотреть в обычном для тяжёловооружённого черкесского всадника элементе защитного доспеха - наручниках или нарукавниках. Эта защита тыльной стороны ладони представляла собой сафьяновый клапан, усиленный с внешней стороны нашитой кольчужной сеткой. Как хорошо видно на литографии А. О. Орловского 'Горец' (1830 г., ГРМ), наручники можно было носить отогнутыми на наруч, освобождая таким образом кисть [Клочков 2007, 49]. Надо заметить, что и по крою между клапаном шашки ОР-4003 и наручниками можно усмотреть некоторое сходство.
Шашки, схожие по конструкции устья ножен с шашкой ОР-4003, мне неизвестны, но на многих экземплярах галунных шашек присутствует декоративный элемент - кожаная накладка на устье ножен, оканчивающаяся треугольником, обращённым вершиной к нижнему окончанию ножен. Можно предположить, что это своеобразная 'отсылка' к ранним шашкам, на которых этот элемент имел прикладное значение.
Муфта. На галунных шашках встречается устойчивый структурный элемент - сшитая в виде трубы кожаная деталь, плотно натянутая на ножны между верхней и нижней обоймицами. За неимением лучшего термина, назовём её муфтой.
Следует заметить, что наличие муфты заметно влияет на систему подвеса галунной шашки. На ножнах более поздних шашек, не украшенных накладными элементами с галуном, нижняя обоймица стремится приблизиться к центру тяжести оружия, занимая положение в середине или даже на границе верхней и средней трети ножен. Такой подвес позволяет 'вписать' шашку в вертикальный силуэт мужской фигуры, максимально укоротив при этом пасовые ремешки. Наличие муфты заставляет перемещать нижнюю обоймицу гораздо ниже центра тяжести, иногда на границу средней и нижней трети ножен. В этом случае шашка занимает гораздо менее устойчивое положение, рукоять и нижняя часть ножен стремятся выйти за пределы силуэта, нижний пасовый ремешок существенно удлиняется, что увеличивает риск зацепиться за что-нибудь [см. илл.: Клочков 2007, 163].
Необходимо также отметить, что муфта на галунных шашках, как правило, коррелирует со съёмным креплением нижней обоймицы. В РЭМ хранится галунная шашка ? 8763-225 [Дмитриев и др. 2006, 145, кат. ? 119]. На основании рукояти шашки с левой стороны арабской графикой нанесена дата 1245 г. х. (1829/30 г. от Р. Х.), с правой стороны надпись: 'Сделал Шаумаф' (Чтение Ю. Б. Гавриловой). Э. Г. Аствацатурян атрибутирует шашку РЭМ 8763-225 как черкесскую и предлагает иное чтение надписей: 'Работал Шумаф', '1235' (1819/20 г. от Р. Х.) [Аствацатурян 1995, 27]. Нижняя обоймица на шашке РЭМ 8763-225 представляет собой петлю нижнего пасового ремешка, зафиксированного на ножнах с помощью тонкого деревянного стержня, средняя часть которого прижимает кожаную петлю к телу ножен, а концы уходят под сафьяновую обтяжку ножен. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что на деревянном стержне есть поперечные риски под ноготь пальца, благодаря которым стержень можно сдвинуть вдоль оси вверх, освободив таким образом нижний пасовый ремешок. Сам стержень утолщается к нижней части, что препятствует самопроизвольному смещению стержня при носке под действием силы тяжести, но нисколько не мешает сдвигать стержень вверх, по направлению к устью ножен. Учитывая, что наконечник ножен держится на трении, можно утверждать, что вся конструкция создана разборной.
На других галунных шашках из музейных собраний крепление нижней обоймицы может быть другим, но, как правило, нижние обоймицы съёмные, в отличие от верхних. Можно предположить, что такая конструкция разработана для свободного доступа к муфте. В итоге получается, что муфта представляет собой сменный элемент, размеры которого критически важны, поскольку в жертву им приносится устойчивость подвеса.
Для черкесских князей и дворян в конце XVIII - начале XIX в. обычным элементом снаряжения была кольчуга. Иллюстративные материалы, запечатлевшие чинов лейб-гвардии Кавказско-Горского полуэскадрона начиная с 30-х гг. XIX в., демонстрируют характерную манеру ношения галунной шашки с кольчугой [Клочков 2007, 17, 25, 48, 52, 107, 122, 127, 185, 186; Гагарин 2004, 39]. Можно предположить, что муфта на галунных шашках возникла как элемент, предохранявший тонкий сафьян от истирания о металл кольчуги. Помещённая между обоймиц, муфта как раз защищает ту часть ножен, которая прижимается к бедру. Ясно, что заменить истёртую муфту гораздо проще, чем менять обтяжку ножен. В качестве аналогии можно привести метод защиты ножен от повреждений при ударах о доспех, практиковавшийся в средневековой Японии: часть ножен, касавшуюся тела, так называемую коси ('поясница'), оплетали шёлковым шнуром, который, естественно, периодически меняли [Баженов 2001, 104].
Остаётся добавить, что на многих галунных шашках муфта настолько мала, что не может служить защитой от истирания, в некоторых случаях она как бы 'разделяется' на два элемента, что позволяет усилить декоративный эффект за счёт обилия галуна. Можно предположить, что такие шашки уже не носили с кольчугой: русские военнослужащие различных подразделений заимствовали галунную шашку в комплекте с кавказским костюмом, но не с защитным доспехом.
Наконечник. Стоит вернуться к шашке ОР-4003, ранняя датировка которой делает её своеобразной точкой отсчёта в нашем исследовании. Обоймицы шашки выполнены из листовой латуни, несут следы грубой пайки, что очевидно не соответствует ни высокому статусу оружия, ни уровню обработки кожи, ни манере изготовления металлических обоймиц на ранних шашках. Предположение о позднем происхождении обоймиц подтверждает и наконечник ножен. Выполненный из кожи того же красного цвета, что и основная обтяжка ножен, наконечник закрывает нижнюю треть ножен и имеет небольшую дополнительную деталь. Верхняя часть наконечника с лицевой стороны ножен заканчивается небольшой плоской лопастью, напоминающий по форме силуэт луковицы. Деталь скроена из одного куска кожи с самим наконечником и может отгибаться как по направлению к устью, так и по направлению к наконечнику ножен. При внимательном осмотре выяснилось, что лопасть по краю обшита витым шнурком, который на заострённой оконечности лопасти образует петельку. Если отогнуть лопасть на наконечник, как раз на том месте, куда приходится петелька, на коже наконечника расположены парные отверстия - вероятно, следы крепления небольшой пуговки. Небольшая часть наконечника, закрываемая откидной лопастью, выделяется чуть более светлым тоном. Прямо под сгибом лопасти и параллельно ему на наконечнике наклеен отрезок тесьмы, вероятно, усиливающий этот нагруженный участок. Все эти признаки позволяют утверждать, что в верхней части наконечника ножен изначально крепилась нижняя обоймица, представлявшая собой, скорее всего, петлю нижнего пасового ремешка. Мы также можем предположить, что шашка ОР-4003 когда-то была снабжена защитной муфтой, в противном случае нижняя обоймица была бы смещена ближе к центру тяжести оружия. Впрочем, следов муфты разглядеть не удалось.
В музейных собраниях встречаются галунные шашки без муфты, у которых наконечник увеличен в размерах и закрывает нижнюю половину ножен. В верхней части наконечника таких шашек крепится петля нижнего пасика: ремешок просто пропущен в небольшие прорези наконечника. Именно такая конструкция ножен представлена на рисунке А. О. Орловского 'Стрелок' (1815 г., ГРМ): воин в черкесском костюме вооружён луком со стрелами, кинжалом и галунной шашкой без муфты. Что характерно, на воине нет кольчуги [Орловский 1938, кат. ? 121]. Сам Александр Осипович Орловский изображён на автопортрете конца 1810-х - начала 1820-х гг. в черкеске с газырями и аналогичной шашкой, естественно, без кольчуги [Орловский 2002, ил. 1, кат. 13]. Можно предположить, что наконечник мог закрывать половину ножен галунной шашки в том случае, если эту шашку носили без кольчуги, соответственно, не требовалось оставлять значительного места для муфты и нижняя обоймица стремилась приблизиться к центру тяжести оружия.
Для шашек с увеличенными наконечниками характерен определённый декор. Продольный шов основной обтяжки ножен из красного сафьяна, как правило, выведен на лицевую сторону и укреплён декоративной тесьмой, что, скорее всего, является подражанием технике украшения шва металлической проволокой, обычной для оружия Османского государства. В верхней части наконечника обычно выполнены полукруглые вырезы, окантованные тесьмой или галуном, которые визуально отделяют часть наконечника с креплением для пасика от основной протяжённости наконечника. На поздних шашках развитие этого декоративного приёма приведёт к появлению в районе нижней обоймицы отдельных накладок, обращённых друг к другу треугольными окончаниями с широким галуном по краю.
Верхняя обоймица. Для ранних галунных шашек характерна узкая верхняя обоймица, сделанная из стали и обтянутая тонким серебром. Но изредка встречаются шашки, у которых верхняя обоймица сплетена из тонкого кожаного ремешка. Общим направлением развития убора шашек можно считать увеличение доли металла: если на ранних экземплярах металл используется очень скромно, то к концу XIX в. появляются шашечные ножны, целиком покрытых чехлом из украшенного металла. Если исходить из этой тенденции, то галунные шашки с плетёной верхней обоймицей следует признать относительно ранними.
В общем виде плетёная обоймица выглядела следующим образом: кожаный ремешок плотными витками обвивал ножны чуть ниже раструба для рукояти, а с внутренней стороны ножен дополнительно проходил сквозь отверстия в верхнем пасовом ремешке. Стоит отметить, что часть витков ремешка с лицевой стороны проходила под декоративной тесьмой, прикрывавшей продольный шов основной обтяжки ножен, что препятствовало смещению обоймицы. Способ плетения обоймиц, встречающихся на галунных шашках, сохранился у адыгов практически до сегодняшнего дня. Плетение это называется 'бжэнлъэгуажьэ' (от кабардинского 'бжэн' - коза, 'лъэгуажьэ' - колено; дословно: козье колено) и используется при изготовлении плетей и украшении различных мелких изделий [Кишев 1981].
Структурные параллели. Из вышеизложенного ясно, что элементы ножен галунной шашки образуют систему со своими закономерностями. Интересно отметить некоторые структурные параллели в мужском черкесском костюме. Например, ноги всадника 'снаряжены' (по-другому и не скажешь) следующим образом: поверх штанов надеты ноговицы, предохраняющие голень от лошадиного пота и ударов веток; поверх ноговиц отдельные наколенники, фиксируемые подвязками из мягкого сафьяна; на ступнях - чувяки, низкая обувь, сшитая из красного сафьяна точно по ноге и надевавшаяся поверх своеобразных носков из кожи тонкой выделки [Клочков 2007, 51]. И в костюме, и в отделке ножен галунной шашки прослеживается определённая общность подходов и технологических решений: 1) дробность элементов, каждый из которых имеет узкое предназначение; 2) крой в обтяжку, обеспечивающий 'зализанность' силуэта и фиксацию деталей за счёт трения; 3) сменные защитные детали; 4) стремление использовать в особо нагруженных местах двойной слой кожи - более толстой поверх более тонкой, причём монтаж осуществляется за счёт точной подгонки, без дополнительного крепежа; 5) мягкий бандаж крепится завязыванием или плетением, но не металлическими деталями.
Приведённые параллели свидетельствуют, что галунную шашку можно рассматривать как часть более широкого культурного комплекса. 'Укоренённость' шашки в адыгской культуре подтверждает и практика заимствования этого оружия в комплекте с черкесским мужским костюмом и седельным набором.
Культурный статус галунной шашки. Известно, что красный цвет, характерный для основной обтяжки ножен галунной шашки, в Кабарде считался привилегией аристократов. Например, предводителей военных партий узнавали по обуви красного цвета [Студенецкая 1989, 38, 106]. Производство галуна, украшавшего ножны шашки, требовало закупки дорогих материалов и большого количества свободного времени, которым не располагали женщины из низших сословий. Кроме того, сама шашка была специализированным, дорогим, 'аристократическим' оружием, в отличие, например, от 'демократического' кинжала. Очевидно, что галунная шашка была атрибутом, в первую очередь, высших социальных слоёв. Поскольку именно в черкесской среде родилась шашка как особый тип холодного оружия, то мы можем утверждать, что 'галунная' шашка представляет собой воплощение идеального образа шашки как таковой.
Основная тенденция развития галунной шашки. На ранних 'галунных' шашках сам галун - всего лишь украшение края накладок на ножнах, т. е., мягко говоря, не самый важный элемент. Фразеологизм 'галунная шашка' отражает внешний взгляд, воспринимающий предмет в его чисто декоративном аспекте. В соответствии с этим взглядом и шло развитие 'галунных' шашек. Со временем накладки становятся уже, галун - шире. На некоторых шашках структура накладок вообще не прослеживается: решение декоративных задач предполагает свою собственную логику. С этой точки зрения замена галуна на серебряные детали и постепенное увеличение их площади представляет собой вполне последовательное решение.

Список литературы:
Аствацатурян 1995 - Аствацатурян Э. Г. Оружие народов Кавказа. М.: Хоббикнига. 192 с.
Баженов 2001 - Баженов А. Г. История японского меча. СПб.: ТПГ 'Атлант', Издательский дом 'Балтика'. 264 с.
Гагарин 2004 - Григорий Гагарин / Текст Анна Корнилова. М.: Белый город. 48 с.
Дмитриев и др. 2006 - Дмитриев В. А., Дмитриев С. В., Нератова Е. И., Шереметьев Д. А. Холодное оружие в собрании Российского этнографического музея / Составитель альбома Лютов А. М. СПб. 248 с.
Кишев 1981 - Кишев А. С. Технология шва-плетения 'бжэнлъэгуажьэ' у адыгов // Вопросы этнографии и этносоциологии Кабардино-Балкарии. Нальчик. С. 53-64.
Клочков 2007 - Клочков Д. А. 'Отличные храбростью:' Собственный Его Императорского Величества конвой. 1829-1917. История, обмундирование, вооружение, регалии. СПб.: Славия. 348 с.
Левыкин и др. 2004 - А. К. Левыкин, О. И. Миронова, В. Р. Новосёлов, А. Н. Чубинский, Е. А. Яблонская. Московский Кремль: Императорская Рюст-камера / Вступ. ст. А. К. Левыкин. СПб.: Атлант. 248 с. (Сто предметов из собрания российских императоров).
Орловский 1938 - Александр Осипович Орловский (1777-1832) / Каталог выставки. Л.: Государственный Русский музей. 112 с.
Орловский 2002 - Александр Осипович Орловский. 1777-1832 / Государственный Русский музей; Каталог выставки. СПб.: Palace Editions. 96 с.
Студенецкая 1989 - Студенецкая Е. Н. Одежда народов Кавказа. XVIII-XX вв. М.: Наука. 288 с.
Фролов 2009 - Фролов Б. Е. Холодное оружие кубанских казаков. В печати.


 

 
Амир01
27-9-2016 21:46    

quote:
Шэрджес (где Шэ-конь или друг)..

Ну хватит уже писать откровенную лабуду. Меня всегда удивляют люди, которые нисколько не разбираясь в языке, начинают какие-то выводы делать. Уже имел удовольствие разоблачать Ваше абсолютное незнание черкесского языка.
Для Вашего сведения, есаул:
шэ - это пуля в черкесском языке, а
шы - это лошадь.
И не "Шэрджес", а правильно "шэрджэс".
Разницу видите?
Остальной обычный от Вас бред даже обсуждать не хочется. У Вас все своими словами. Ну-ну.
Есаул ТКВ
27-9-2016 21:50    

Я кстати написав сразу исправил.. а тут же подумав убрал.. знал, что придераться не по прямому вопросу начнут.. так, что нет в моём посте никаких ШЭ.. думайте о главном..
Есаул ТКВ
27-9-2016 22:02    

Кстати в русско-адыгском словаре у Ш. Ногма (Ногмова) записано не сашка и не сашхо.. и даже не сэшхуэ.. а сешхоh (h-звучит как а) и переводит как "сабля, шашка".. т.е. во времена Ш. Ногма (начало 1830-х) не обязательно это была непременно шашка.. такая штуковина у адыгов тогда вполне могла быть и саблей.. т.е. и крестовину иметь..

edit log

Амир01
27-9-2016 22:34    

quote:
С этим ни кто не спорит, что все от них на Кавказе? Вот здесь извините, позвольте остаться при своем мнении. Тенденция все подтягивать к черкесам, началась с Горелика, которого я лично знал и уважал. С некоторыми выводами М.В. я не согласен и считаю их малоубедительными, о чем с ним дискутировал. Такова жизнь уважаемый Амир. Старайтесь проявлять объективность, по мере возможности.

Выше я попросил Вас, - если есть пара-тройка доказательств, что чеченцев, осетин, ингушей, ногайцев, лезгин (дагестанцев) называли черкесами, поделитесь. Но вопрос завис.

quote:
Я кстати написав сразу исправил.. а тут же подумав убрал.. знал, что придераться не по прямому вопросу начнут.. так, что нет в моём посте никаких ШЭ.. думайте о главном..

Я понял, Вы опять забили гвоздь не в ту доску, а я тут "придЕраюсь".
Не лезьте в черкесский язык. Вам не осилить.
Повторяю, я свободно пишу, читаю и разговариваю на всех диалектах (шапсугский, кабардино-черкесский, бжедугский и темиргоевский (чемгуйский)), и тем не менее не могу смело утверждать, что знаю все тонкости своего языка. Язык, на самом деле, сложнейший.
Приведу пару примеров.
Башлык. Да, очевидно, слово тюркское от "баш" - "голова" ну и дальше со всеми вытекающими. Трудности и для русского, да и для любого в произношении никаких.
На черкесском языке "башлык" - это "щхьэрыпхъуэн", где "щхьэ" - "голова" и т.д. Но найдите хоть одного не адыга, который сможет произнести это слово. На этом основании "башлык" объявлен тюркским изобретением. Хотя, с другой стороны, у не кавказских тюрок такой накидки нет.
Еще один пример.
Знаменитые и известные кабардинские князья Атажукины.
Только на том основании, что "ата" в тюркских языках "отец", эти князья некоторыми "историками" объявлены тоже тюрками.
На самом деле фамилия эта имеет больше десяти различных написаний у разных авторов: Атаджука, Атаджуко, Атоджуко и т.д.
Но в кабардино-черкесском диалекте фамилия и произносится и пишется как "Хьэт1охъущокъуэ". Т.е, на русском языке нужно было бы писать как "Хатохшоков", но вместо этой фамилии сейчас у адыгов только "Атажукин".
В Кабарде и сегодня есть селение "Хьэт1охъущыкъуей" (Заюково) и в КЧР есть черкесское село тоже "Хьэт1охъущыкъуей" (Зеюковское), названные в честь князей Атажукиных.

edit log

АланАс
27-9-2016 23:15    

quote:
Originally posted by Амир01:

Приведу пару примеров.Башлык. Да, очевидно, слово тюркское от "баш" - "голова" ну и дальше со всеми вытекающими. Трудности и для русского, да и для любого в произношении никаких.На черкесском языке "башлык" - это "щхьэрыпхъуэн", где "щхьэ" - "голова" и т.д. Но найдите хоть одного не адыга, который сможет произнести это слово. На этом основании "башлык" объявлен тюркским изобретением. Хотя, с другой стороны, у не кавказских тюрок такой накидки нет.



Интересная логика. А кавказские тюрки отдельно от других тюрков значит не могли "изобрести" башлык ? Да и "изобретение" это очень давнее, от древних кочевников Евразии. По истории кавказской одежды есть работы серьезных ученых:Равдоникаса, Доде.

edit log

АланАс
27-9-2016 23:29    

quote:
Originally posted by Амир01:

Знаменитые и известные кабардинские князья Атажукины.Только на том основании, что "ата" в тюркских языках "отец", эти князья некоторыми "историками" объявлены тоже тюрками.



Амир01, мало ли какой лингвист-самоучка что-то где-то написал, для чего это тащить сюда?И даже если переводится с тюркского, почему бы и нет? Фамилии часто от имен, а добрая треть, если не больше, адыгов и некоторых других народов, носит тюркские имена, а еще больше арабских. Многие кабардинские князья имели тюркские имена. И что из этого?
Кстати, отец по черкесский "ада" заимствование из тюркского, как и мать "анэ", а сейчас уже часто говорят папа и мама, вопрос только языкового влияния, то тюркского, то русского.
В случае с тюркским, может и не только языкового. Вы не допускаете, что в этногенезе адыгских народов могли принять значительное участие тюрки? Скажем в случае с кабардинцами я думаю значительное, с шапсугами наоборот. И ДНК выборки кажется так и выглядят.
В таком случае речь не о заимствовании, а тюркском субстрате в языке.
Я не спец в этих делах, поэтому развивать дальше не буду, но вывод Аствацатурян, что раз русское шашка происходит от адыгского сашхо, то и происхождение надо искать там же, считаю методически неправильным, попросту исследовательским бессилием. Хотя сам все эти годы считал его изобретением адыгским и так же бесполезно спорил с Есаулом.
Поясню свою мысль нагляднее, на моем родном языке, карачаевском, револьвер называется "герох", что является заимствованием из кабардинского чарахуэ-вращающийся, но не значит,что кабардинцы являются изобретателями револьвера, а только что карачаевцы познакомились с ним через кабардинцев.
И Есаул склоняя сашко, сошка и т. д. может спорить хоть до скончания века, но к разгадке происхождения это не приблизит ни на шаг.

edit log

Tonydin
28-9-2016 09:13    

Башлык у монахов отобрали )) омофор у греков, кукуль у русских, и Европах он был. Капюшон у Гуго Капета ) нельзя по названиям происхождение предмета выявлять, прав Алан. Ну может какой меч из зубов редкой акулы с какого-то острова.
Амир01
28-9-2016 11:01    

quote:
По истории кавказской одежды есть работы серьезных ученых:Равдоникаса, Доде.

Приветствую Вас, уважаемый АланАс.
Я знаком с их и др. работами по одежде. Не сказал бы, что они более сведущи, чем Студенецкая, хотя и о разных временах они пишут.
quote:
на моем родном языке, карачаевском, револьвер называется "герох", что является заимствованием из кабардинского чарахуэ-вращающийся, но не значит,что кабардинцы являются изобретателями револьвера, а только что карачаевцы познакомились с ним через кабардинцев.

Где-то читал, что Вы, прожив в черкесском ауле, хорошо изучили и знаете язык.
Раз так, нужно было написать не "чарахуэ", а "к1эрахъуэ".
В остальном согласен с Вами.

edit log

Амир01
28-9-2016 12:01    

есаул пишет:
quote:
Традиция плетения галуна пришла на Русь с Византии и в монастырях продолжается и сегодня.. Я думаю на Кавказ она пришла тоже оттуда.. возможно при посредничестве Грузин строивших здесь церкви..

Говорят, "Если ты чего-то не знаешь, это не значит, что этого нет".
Интересно, сами казаки насколько занимались "плетением галунов"? Что-то не встречал, чтобы казаки (казачки) этим делом плотно занимались бы, и их изделия широко известны. Просветите, если не сложно.

Что касается черкесов (адыгов), - все исследователи были единодушны в их умении "изящно изготовить любую вещь", даже, говоря словами Главани, - "черкесы так искусны, что могут сделать любую вещь, не видав никогда способа ее изготовления. Черкесские женщины очень искусны в вышивании и вообще сами делают все необходимое для дома, так что не имеют необходимости приобретать что-либо покупкою". (Ксаверио Главани. Описание Черкесии 1724 г. // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 17. Тифлис. 1893)

Можно было бы и не верить Главани, но как быть с множеством других фактов?

"Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах; скорее изорвется материя, чем шов, сделанный их рукой; серебряный галун их работы неподражаем... Умение хорошо работать считается после красоты первым достоинством для девушки и лучшею приманкою для женихов" (Торнау Ф. Ф. Воспоминания кавказского офицера 1835, 36, 37 и 38 годов. Ч. 2. М., 1864. С. 90).

"... серебряный галун черкесской работы крепок и изящен. Во всем, что работали женщины, виден тонкий вкус и отличное практическое приспособление". (Н. Дубровин Черкесы (Адиге) // Военный сборник, ? 6. 1870)

Ну и обращусь к "ранней" Студенецкой (книги 1989 г. нет под рукой).

Е.Н. Студенецкая. Быт и культура кабардинского народа XVIII - XIX вв.
"Широкое применение галунов, тканых из золотых и серебряных нитей, иногда с несложным, но очень изящным и тонким рисунком из черного шелка, весьма характерна для кабардинцев. Галунами украшали одежду, обычно выделяя при их помощи швы и обшивку края; они использовались при вышивании, из галунов делались украшения на ножны шашек и т.п." (С. 187) (Сборник статей по истории Кабарды. Нальчик. 1954.)

АланАс
28-9-2016 12:20    

quote:
Originally posted by Амир01:

Где-то читал, что Вы, прожив в черкесском ауле, хорошо изучили и знаете язык.Раз так, нужно было написать не "чарахуэ", а "к1эрахъуэ".



Да, отец работал в черкесском ауле, я в первый класс пошел и школу закончил там же. К сожалению, уроков родного языка там не было, поэтому читать могу, но писать нет, просто не было практики. Написал как звучит у черкесов КЧР.
Амир01
28-9-2016 12:32    

quote:
Да, отец работал в черкесском ауле, я в первый класс пошел и школу закончил там же. К сожалению, уроков родного языка там не было, поэтому читать могу, но писать нет, просто не было практики. Написал как звучит у черкесов КЧР.

Уважаемый АланАс, ошибаетесь.
У черкесов КЧР, так же как и у кабардинцев, т.е. на кабардино-черкесском диалекте, слово звучит и пишется именно так, как я и написал, - к1эрахъуэ.
Не доверяете мне, можете посмотреть словари.
АланАс
28-9-2016 12:33    

quote:
Originally posted by Амир01:

Приветствую Вас, уважаемый АланАс.Я знаком с их и др. работами по одежде. Не сказал бы, что они более сведущи, чем Студенецкая, хотя и о разных временах они пишут



Я тоже рад приветствовать Вас,Амир.
Я и подразумевал что они и Студенецкая пишут о разных временах,в одежде 19-го-20 века естественно Студенецкая наиболее сведущая из всех, а более ранней историей костюма она собственно и не занималась, насколько знаю.
Амир01
28-9-2016 13:15    

Интересно, словосочетания черкесская культура, черкесский стиль, черкесский тип, черкесская сабля, черкесская шашка, черкесские пороховницы, черкесский топорик, черкесский костюм, черкесский пистолет, черкесский орнамент, черкесский кинжал, черкесский наруч, черкесская мисюрка, средний черкесский шлем, черкесский доспех, черкесский панцырь, черкесская чернь, черкесский женский пояс и т. д., - это не вымысел, и это не я придумал.
Что касается словосочетания "казачья, по-казачьи, по казачьему образцу" и т.д., - не густо.
С чем это связано? Или, очевидцы, знавшие и казаков и черкесов, просто отдали все черкесам?

Например, как в данном источнике:

Историческое описание одежды и вооружения российских войск. С.-Петербург. 1900.
"1840 нояб. 1 и 1841 февр. 1 - Утверждено следующее описание обмундирования и вооружения п-ков Черноморского казачьего войска.
Конные полки. Для офицеров. Кинжал черкесский, в серебряной оправе; носить на поясе, на черном сыромятном ремешке шириной в 3/4 в-ка, обложенном по краям узкой серебряной тесьмой.
1847 окт. 19 - Офицерам Пеших Казачьих б-нов указано носить шашки, по образцу конных п-ков, на портупее через плечо; при этом дозволено применять галун местной выделки на азиатский манер, но применяясь к утвержденному образцу.
1848 марта 26 - В обмундирование и вооружение пеших Черноморских Казачьих б-нов внесены следующие изменения.
9. Вместо серебряной тесьмы для обшивки шапки, нагрудных патронников и пистолетного чехла, для лампасов у мундирных шаровар, для пояса и для портупеи дозволить галун местной выделки на азиатский манер. Галун этот должен иметь по бокам черный шелковый, а посередине золотой просвет; ширина его для пояса 6/8 в-ка; для портупеи, пистолетного чехла, лампасов, кругом донышка шапки и кругом нагрудных патронников 9/16 в-ка; у патронных донышек, по перекрестным швам шапочного донышка и для привески кинжала 2/8 в-ка.
В Л.-ГВ. Черноморском казачьем дивизионе.
До 1 июля 1842 г. именовался Л.-гв. Черноморским Казачьим э-ном.
1840 нояб. 1 и 1841 февр. 1 - Утверждено следующее описание обмундирования и вооружения Л.-гв. Черноморского э-на.
Для офицеров: Вицмундир - кафтан темносинего сукна, который, как и борт, до пояса застегивается крючками: покрой этого кафтана в спинке и фалдах на черкесский манер и на тот же манер прямые рукава.
Кинжал - черкесский, в серебряной оправе; носить на поясе на красном сафьяновом ремне шириной в 3/4 в-ка, обложенном по краям узкой серебряной тесьмой; такой же кинжал и при вицмундире:.
3. В Кавказском линейном казачьем войске.
1 -й и 2-й Кавказские полки
Казакам.
Вместо шинели черкесская бурка. Кушак - черного ремня шириной в 1/2 в. с жирницей и ременной петлей для кинжала; набор железный. Портупея - черкесская из ремня черной кожи с железным набором.
Пистолет - черкесский, произвольной формы. Шашка - черкесская, формы, как у чинов Кавказского Войска. Кинжал черкесский, украшения на нем произвольные. Ружье черкесское, форма ему не установлена. Чехол на ружье - из кожи, выделанной шерстью наружу:
Уздечка сыромятной кожи с железным набором. Недоуздок из сыромятного ремня. Нагайка черкесская:
Офицерам.
Тесьма и галун на обмундировании применяются чинами войска вообще азиатского изделия по известной их прочности и дешевизне.
1849 февр. 13 - Утверждена следующая форма обмундирования и вооружения 1- му Кавказскому Пешему Казачьему б-ну.
Офицерам.
Шапка - верх суконный темнозеленого цвета, обложенный посредине в 4 ряда, черкесским галуном и в 1 ряд с около курпея: Нагрудные патроны черные суконные, обложены черкесским галуном, по образцу конных п-ков; 16 патронов обделаны в серебро.
Кинжал черкесский, обделанный серебром. Шнур черный шелковый. Шашка черкесская, обделанная серебром. Чехол на пистолет - черный суконный по концам и середине; выпушка по цвету погонов. Кобура на пистолет - черная сафьянная; вместо выпушек - черкесские галуны; носить сзади на поясе.
Казакам.
Шапка такая же, как и оф-м; у урядников обложена черкесским галуном в 2 ряда накрест: Пояс черный, черкесского ремня, с прибором из луженого железа.
1849 мая 7 - В обмундировании оф-в 1-го Кавказского Пешего Казачьего батальона, установленном 13 февр. 1849 г., указано сделать следующие изменения: галун на обшивку шапки, нагрудных патронников и пистолетного кобура применять такой, какой принят в Кавказском Линейном Казачьим Войске. Пистолетный шнур серебряный.
1851 дек. 16 - Утверждено следующее обмундирование и вооружение Дагестанского Конно-Иррегулярного полка.
Офицерам.
Чуха (верхняя одежда) - по образцу мундира Кавказского Линейного Казачьего Войска из черного фабричного европейского сукна; обшита кругом на концах рукавов и по боковым карманам полуузким серебряным: галуном. Руцалаи или гозыри на чухе - из красного бархата для 20 патронов; обложены в 4 ряда серебряным галуном, концы патронов на гозырях серебряные. Архалук зеленый шелковый, лезгинского покроя; обшит узким серебряным галуном: по воротнику в 2 ряда, борту и по концам рукавов в 1 ряд. Эполеты серебряные и такие же погоны. Шаровары из черного сукна, сшитые по-лезгински, обшиты по боковым швам и внизу по краям узким серебряным галуном. Обувь - европейские сапоги. Кушак, перевязи и ремни к шашке - из серебряного галуна.
Шашка черкесская в кованой серебряной оправе и с серебряной рукояткой. Кинжал в серебряной оправе с рукояткой из белой кости. Пистолет азиатский, в серебрянок оправе; носить на серебряном шнурке. Патронташ из красного сафьяна на 20 патронов; обшит полуузким серебряным галуном. Сальница серебряная. Натруска для пороха серебряная.
Урядникам или векилям, рядовым всадникам и писарям.
Шашка черкесская, в кожаных ножнах с рукояткой из черной кости. Кинжал в черных кожаных ножнах, без оправы, с рукоятью из черной кости. Ружье азиатское, носить его в чехле горского образца, на черном сыромятном ремне, через правое плечо: писарям ружья не полагаются. Пистолет азиатский, без оправы, носить на черной тесьме. Патронташ из красной мишины (полусафьян) азиатской выделки, на 20 патронов, обшит черной тесьмой; писарям не полагается. Сальница из белой жести. Натруска из черной кости или рога.
В артиллерии.
Вместо шинели черкесская бурка. Кушак черного ремня шириной в 1/2 в., с ременной петлей для кинжала, набор медный.
Портупея черкесская из ременной черной кожи к с медным, набором Пистолет черкесский, произвольной формы. Шашка черкесская, формой сходная с шашкой Кавказских Линейных Казачьих п-ков. Кинжал черкесский, украшения на нем произвольные.
Седло состоит из арчака, подпруг, путлищ со стременами, потника, пахвей, трока и чехла с подушкой. Чехол и подушка на седло - из черной кожи, обшиты по краям красным сафьяном. Уздечка из сыромятной кожи с медным набором. Недоуздок - сыромятного ремня. Нагайка черкесская.



Praeceptor
28-9-2016 13:23    

quote:
Originally posted by Амир01:

Широкое применение галунов, тканых из золотых и серебряных нитей, иногда с несложным, но очень изящным и тонким рисунком из черного шелка, весьма характерна для кабардинцев


Уважаемый Амир01, позвольте Вам заметить, что возводить в культ и непререкаемый абсолют ремесла адыгов точно не стоит. Даже цитируя таких известных специалистов как Студенецкая.
Если брать широко и глубоко историю золототкачества (изготовление волоченых, сканых и пряденых серебряных и золотых нитей, полихромных золотых тканей, различные технологии вышивки золотом, степень проработки орнаментальных, флороморфных и зооморфных композиций), то золотошвейное искусство адыгов будет выглядеть в заведомо проигрышном ракурсе.
Простите, но оно откровенно примитивно как технологически, так и эстетически по сравнению с лучшими образцами золотошвейного дела персидских, византийских, турецких и русских мастериц.
Вот несколько фото из замечательной книги И.И. Вишневицкой "Драгоценные ткани" (представлены образцы тканей и вышивок, хранящихся в музеях Московского Кремля, прежде всего - в Оружейной Палате).
1. Стихарь из иранской парчи, изготовленный в кремлевских мастерских (середина XVII в.)

click for enlarge 719 X 1280 265.2 Kb click for enlarge 719 X 1280 174.3 Kb

2. Параманд Патриарха Филарета из золотного турецкого атласа (около 1630 г.)
click for enlarge 1920 X 1079 404.3 Kb click for enlarge 719 X 1280 116.1 Kb

3. Омофор патриарха Иоакима из золотного турецкого атласа с аппликатурными нашивками (около 1678 г.)
click for enlarge 682 X 1280 256.2 Kb click for enlarge 719 X 1280 207.6 Kb click for enlarge 719 X 1280 168.8 Kb

P.S. Тема, увы, окончательно изжила себя. Пора ее закрывать.

edit log

маратх
28-9-2016 13:38    

quote:
Originally posted by Praeceptor:

Тема, увы, окончательно изжила себя. Пора ее закрывать.


Уважаемые участники, любой пост, не относящийся к галунной шашке или "истории происхождения" шашки, в дальнейшем будет сноситься. Если нечего сказать по теме - действительно закрою тему.

АланАс
28-9-2016 13:48    

quote:
Originally posted by Амир01:

Уважаемый АланАс, ошибаетесь.У черкесов КЧР, так же как и у кабардинцев, т.е. на кабардино-черкесском диалекте, слово звучит и пишется именно так, как я и написал, - к1эрахъуэ.Не доверяете мне, можете посмотреть словари.



Почему же не доверяю, только в словаре литературная форма, а по факту черкесы КЧР состоят из бывших кабардинцев, бесленеевцев, ассимилированных абазин, темиргоецев, жанеевцев... и в разных селах иногда произношение отличается. Можно легко отличить, когда говорят бесленеевцы и когда жители бывших трех абазинских аулов, вот они как раз произносят к1эрахъуэ.Остальные произносят через Ч.
Привести к единым нормам написания пришлось во времена всеобуча, до этого кому как слышится,так и записывал.
В общем-то это все и неважно. Но в свете этого мне бывает смешно, когда Есаул пишет, что вот там написано сашхо, а там сэшхуэ.


Амир01
28-9-2016 14:17    

quote:
Уважаемый Амир01, позвольте Вам заметить, что возводить в культ и непререкаемый абсолют ремесла адыгов точно не стоит. Даже цитируя таких известных специалистов как Студенецкая.

Уважаемый Praeceptor.
Единственное, что хотел подчеркнуть, - это сравнение кавказских казаков и кавказских горцев (в данном случае адыгов).
А так, конечно же, даже не подумаю сравнивать "с лучшими образцами золотошвейного дела персидских, византийских, турецких и русских мастериц".
Видимо, или я неправильно выразился, или неправильно понят.

edit log

  всего страниц: 28 :  1  2  3 ... 25  26  27  28 

следующая тема | предыдущая тема

похожие темы
 Почему японские "шашки"(катаны) называют мечами? Японское холодное историческое оружие
 Галунная шашка, не реплика, но руки приложил Реплики холодного оружия

  Guns.ru Talks
  Историческое холодное оружие
  Несколько слов о так называемой 'галунной' шашке ( 28 )
guns.ru home