Заточка режущего инструмента

О касуми и том откуда оно берется

dmd71 01-09-2009 01:25

Иван, чтобы ты понял, что такое касуми, возьми ламинированное лезвие и отполируй границу пастой на круге, например - она должна исчезнуть. А на этих фото она отчетливо видна - это и есть одна из составляющих касуми. Свободное зерно в суспензии на их камнях обрабатывает каждую из сталей в составе клинка по своему - в результате мы получаем вот такой красивый "брак" на клинке. По этому же принципу получается хамон. Вот как описывает касуми Ящерицын в своей книге:
"При избытке жидкости практически все зерна могут свободно перемещаться и вращаться. Поэтому обработанная поверхность в этом случае матового цвета с наличием крупных выбоин, образовавшихся вращающимися крупными зернами" (те самые точки на касуми) - с. 189.
И поэтому касуми на мягких сталях получается темнее.
Iofspy 01-09-2009 02:11

quote:
Originally posted by dmd71:

с. 189

Ну вы, блин, с Ящерицыным даете ))... Один эффект получения касуми в деталях описал черт знает когда, второй запомнил эту строчку и выискал-таки в книжке на с 189 )...

Filimon 01-09-2009 05:26

quote:
Originally posted by ivan-3:

По поводу ссылки - тоже не узрел там касуми.

Всё,что кроме иероглифов на поверхности клинка и есть касуми

dmd71 01-09-2009 11:51

quote:
Ну вы, блин, с Ящерицыным даете ))... Один эффект получения касуми в деталях описал черт знает когда, второй запомнил эту строчку и выискал-таки в книжке на с 189 )...

Ящерицын довольно много писал про тоиши, сам того не подозревая. Там еще можно надергать цитат до фига.

Iofspy 01-01-2010 20:17

Дело было вечером, делать было нечего )).

Решил я сегодня подточить многострадальную Делику свою ZDP-189. На 3000м камне думаю, дай-ка я на спусках царапины по-возможности сведу, которые в процессе эксплуатации образовались. Царапины тонкие, не глубокие. Ну свожу, значит, свожу. В конце думаю, дай с уменьшенным давлением перед 10000-м по 3000-ку поработаю. Поработал, смотрю, вместо обычного зеркала из рисок получается какая-то серо-коричневая муть. Слегка увеличил давление - оп, снова зеркало. Ослабил, снова муть. Причем, получается исключительно на спусках, когда пытался сделать "муть" на подводах, ничего не вышло - не получалось, видимо, обеспечить маленькое удельное давление при проходе по камню, - преобладало резание.

При промывании ножа наблюдался интересный эффект. Если на зеркальных участках вода собиралась в капли и скатывалась, то на участке с "мутью" она растекалась тонкой пленкой (поверхность была нежирной) и не стряхивалась даже при ударе обухом об ладонь.

Вот чего получилось после 3000-ка:
click for enlarge 1920 X 1440 433,0 Kb picture click for enlarge 1920 X 1440 423,9 Kb picture click for enlarge 1920 X 1440 489,4 Kb picture

Потом перешел на 10000-к.
Эффект "мути" сохранился, но "муть" прояснилась и стала более зеркальной. На фото я этого не поймал, но очень интересно наблюдать, как яркая лампочка на зеркальном участке тускнеет при "переводе" ее на мутный. Вода стала собираться в шарики и скатываться сама после небольшого наклона ножа, т.е. поверхность перестала смачиваться и стала более гладкой.

Вот что получилось после 10000-го камня:
click for enlarge 1280 X 960 81,6 Kb picture click for enlarge 1280 X 960 120,7 Kb picture click for enlarge 1280 X 960 80,7 Kb picture

К сожалению, полностью уйти от резания на участках с касуми не удалось. Т.е. под определенными углами риски отчетливо видны. Кое где это видно и на фото. Возможно, именно с этим связан выбор японцами натуральных камней, несмотря на общедоступность синтетических.

Да, забыл сказать. Камни использовал Naniwa SS. Жаль, нет других, было бы интересно посмотреть результаты работы на разных камнях.

Сорри за качество фото, пока техника лучше не позволяет . На днях должна доехать зеркалка, попробую переснять с качеством получше.

PredatoR[XXL] 04-01-2010 15:14

Неужели нет никаких синтетических камней (или паст), способных сделать такую же дымчатую поверхность? И можно ли её получить используя "стеклянные" Shapton'ы? Я так понял, что это примерно те же водники, только более износостойкие, и не требующие замачивания в воде.

Ой, вот ещё вспомнил, где-то читал такую вещь (байка, не байка - не знаю): дымчатая поверхность на японских клинках получалась из-за того, что при финишной полировке клинка использовали какую-то пемзу (или её порошок). С одной стороны, эта пемза была слишком мягкой, для полного снятия металла с зоны якибы, и оставляла там лишь микрозадиры; а с другой стороны, её твёрдости хватало, чтобы полностью снимать металл с остальной, менее закаленной части клинка.
Может такое быть?

Nikolay_K 05-01-2010 11:22

quote:
Originally posted by PredatoR[XXL]:

Неужели нет никаких синтетических камней (или паст), способных сделать такую же дымчатую поверхность?

перечитайте внимательно еще раз эту тему и
почувствуйте разницу между царапиной которую оставляет закрепленное зерно и выбоинами (вмятинами), которые оствляет катающеесся и легко дробящееся зерно.

дело тут не столько в абразиве и его форме, а в режиме работы этого абразива и в том числе в давлении


oikrvn 06-01-2010 04:42

Такой вопрос. Если сталь ламинированная, углеродистая - полировать такую, значит лишиться рисунка, за то, на другой чаше весов - более лучшая стойкость к коррозии. Выводить красивое касуми - значит ослаблять стойкость поверхности к коррозии и т.д.... Есть ли (исходя из практики) золотая середина, к примеру, после 5000 камня - вода на поверхности еще будет задерживаться, а вот после 10000 уже будет однозначно собираться в шарики и стекать? Или же настолько все субъективно сталь/камни/нажим/степень проявления касуми, что такого вывода сделать нельзя и надо экспериментировать и экспериментировать?
Iofspy 06-01-2010 16:47

quote:
Originally posted by oikrvn:

Или же настолько все субъективно сталь/камни/нажим/степень проявления касуми, что такого вывода сделать нельзя и надо экспериментировать и экспериментировать?

Судя по сильно разным результатам, полученным на твердой ZDP и сильно мягком китайском кухоннике, только практика может дать ответ на твои вопросы. Ну или какой-нибудь японец, который лет 10 на этом специализируется )). Попробуй, откатить назад всегда сможешь.

oikrvn 16-01-2010 19:41

Хамагуриба, вогнутый конвекс - как на такой поверхности касуми сделать?
click for enlarge 1182 X 879 185,7 Kb picture
А что бы вопрос точнее сформулировать - именно на участках:
1. Urasuki
2. Kireha

Ну и в догонку, участок Kireha имеет слабовыраженный конвекс. В домашних условиях (без использования спецоборудования) возможно ли его получить? Думаю, ответ на этот вопрос позволит сделать вывод и о технологии получения касуми.

Kaciba 16-01-2010 21:12

quote:
Originally posted by oikrvn:

Хамагуриба, вогнутый конвекс - как на такой поверхности касуми сделать?

вогнутый конвекс... это не корректно! Вогнутый - конкэйв или concave.
oikrvn 16-01-2010 22:54

quote:
вогнутый конвекс... это не корректно!

согласен
Обнаружил concave так же и на участке Hira. Субъективно, радиус похож как и на участке Urasuki. Может ли означать, что поверхности обрабатывались, к примеру, сначала на точильном станке (одном и том же), а доводились на нем же, но, к примеру, с водным камнем "насухую"? Если это так, то можно объяснить и технологию образования slightly convex и на участке Kireha.
Да, ножик такой: http://www.metalmaster-ww.com/product/42
Nikolay_K 22-08-2010 22:04

quote:
Originally posted by Nikolay_K:

Чтобы получилась характерная поверхность выраженным точечным микрорельефом срезание и царапание должно быть исключены (или сведены до минимума).

Чуть более длинно (почти инструкция по получению касуми):


1) притир должен быть достаточно твердым, чтобы зерно в него не внедрялось
при этом он должен быть умеренно шершавым (иначе зерно будет проскальзывать, а не катиться)
но характерный размер шершавости должен быть в несколько раз меньше характерного размера зерна
(чтобы не получилось так, что зерно начало внедряться в неровности и там застревать)

2) метал должен быть не менее (или по-крайней мере сопоставимо) твердым
(иначе зерно станет внедряться в метал)
поэтому, на более твердых сталях и при этом хрупких сталях,
например D2 или ZDP189 касуми получить легче

3) зерно должно иметь хорошую форму, благодаря которой оно будет легко кататься
и не будет внедряться и зерно должно быть не слишком твердым и не слишком прочным,
то есть оно должно легче раскалываться, нежели внедряться в поверхность метала
или притира

4) зерно не должно быть слишком мелким или слишком крупным,
так, например на 5 микронном и более мелком зерне могут
начаться проблемы с поверхностными явлениями
10-20 микрон вроде вполне хорошо подходят

5) должны быть созданы условия препятствующие трению и способствующие качению зерна,
т.е. умеренное увлажнение

6) давление должно быть небольшим, т.е. чтобы спровоцировать качение зерна, но не дать ему
внедряться или крошиться

я был не прав, на самом деле зерно не столько катается, сколько дробится,
для тонкого зерна начинает работать механизм обусловленный поверхностным натяжением и суспензия стремится налипнуть на что-нибудь проявляя эффект наподобие сверхтекучести

важный ньюанс: зерно должно быть менее твердым, чем карбидная фаза стали,
тогда при работе с суспензией карбидное зерно будет проявляться давая характерный рисунок

как уже ранее было замечено:

quote:

People sometimes ask me if Kasumi finish is a smoky scratchy finish done by a coarse stone. If you look at this photo, it may seem so, but if you look at the below photo, you can see how highly polished it is. This is the magic of the natural stones. No synthetic stone can finish like this. For finishing knives and swords, natural stones are still essential.

Выходит, чтоб делать Касуми надо обзаводиться натуральными камнями )?

так вот, получается, что чисто теоретически
можно создать условия при который "касуми"
будет образовываться и без водных камней,
если взять очень тонкий порошок оксида кремния с ажурной структурой (например молотый диатомит или аэросил)
и на притире из тонко-заматированного стекла
(или лучше из доведенного арканзаса или микрокварцита)
с этим порошком доводить сталь

но наверное проще взять готовые водные камни

А еще существуют искусственные камни, которые имитируют касуми,
но грубо и работать на них неудобно.

Почему нет готовых полировальных или доводочных паст, дающих касуми?
Потому, что это никому не нужно. Ювелиры практически не работают с мартенситной сталью, а остальным нужна высокая производительность,
поэтому повсюду используются абразивы с твердым зерном
и со структурой на ажурной, а наоборот хорошей блочной формы...

Tras Krom 20-09-2010 10:49

Я как не старался, но получить касуми у меня пока не получилось. На 3х ножах одинаково хороший результат в смысле остроты, но плохой в смысле касуми. Фиг знает что я не так делаю.
Nikolay_K 20-09-2010 12:12

quote:
Originally posted by Tras Krom:

Я как не старался,
но получить касуми у меня пока не получилось.

а что было сделано для того, чтобы его получить?

какие были камни?

насколько хорошо была выведена в плоскость поверхность этих камней?

была ли суспензия?

Tras Krom 20-09-2010 12:30

Использовались шаптоны, 1000 и 5000, аото ~2000 и заканчивал на натуральном камне накаяма. Суспензия была только на натуральных, сделана с помошью натуральной нагуры. Все камни выведены отлично. Давление контролировалось, сильно не давил. При взгляде на нож под углом видна зеркальная поверхность без рисок. Есть блеск а нет касуми. Всесто неё разводы.
Nikolay_K 20-09-2010 13:25

а сколько времени ушло на доводку на накаяме?
и насколько большая по площади поверхность обрабатывалась?

Tras Krom 20-09-2010 13:42

не более 20 минут, может даже меньше. Обрабатывал по ширине камня, он около 4 см.
Nikolay_K 20-09-2010 13:50

да нет, я о поверхности металла, которая доводилась
для получения касуми требуется некоторое время
и чем больше площадь --- тем больше требуется времени

плюс особое внимание надо уделять контролю давления,
получение касуми и проявление хамона
очень сильно зависят от умения держать ровно умеренное давление,
без этого процесс идет в другом направлении...

Tras Krom 20-09-2010 13:55

во как, спасибо, попробую
maple27 20-09-2010 15:09

У меня долго не получалось касуми.
После первой-же заточки нового ножа, спуск стал какой-то некрасивый.
Как- бы четкого касуми не было. Я взял наждачнуй бумагу 1000,1500,2000.
Брусочек деревянный и заполировал весь спуск(на это ушло довольно много времени) .Получился однородный оттенок с еле заметной полосой(касуми)
При повторной заточке водниками 1000 ,4000 ,8000 и природным накиямой.
Получилось ярко выраженная касуми при чем времени ушло гораздо меньше минут 30.Конечно получилось не идеально, возле кончика не совсем ровно. Но в принципе неплохо.
click for enlarge 1920 X 1440 391,4 Kb picture
click for enlarge 640 X 480 106,8 Kb picture
Iofspy 22-09-2010 13:27

quote:
Originally posted by maple27:

Конечно получилось не идеально, возле кончика не совсем ровно. Но в принципе неплохо.

Фото бы в студию ).

maple27 23-09-2010 20:05

Вот и фото на скорую руку)
Tras Krom 23-09-2010 20:18

А вот касуми от Watanabe


739 x 493

maple27 23-09-2010 20:43

quote:
А вот касуми от Watanabe

Как "кто-то" говорил учиться ,учиться...
Пойду медитировать до такого состояния........
Мотивация хороший допинг)

maple27 02-11-2010 21:16

Получил камень hazuya[ решил опробовать его в деле на Касуми.
Вот результат
click for enlarge 922 X 691 147,4 Kb picture
click for enlarge 860 X 645 143,0 Kb picture
Nikolay_K 12-11-2010 04:59

quote:
Originally posted by Tras Krom:

касуми от Watanabe

касуми от Nikolay_K :

forummessage/94/713


forummessage/94/713

Nikolay_K 22-07-2011 23:25

интересная дискуссия на ту-же тему
www.sawmillcreek.org


с красивыми картинками:
750 x 563

750 x 563

oldTor 12-08-2011 15:53

Не раз перечитал тему, но в силу недостатка опыта многое не понял.
Поэтому прошу немного мне разжевать некоторые моменты.
Похож ли эффект касуми на внешний вид окончательного финиша, полученного на тонком арканзасе или сланцах - т.е. когда поверхность точечная и слегка матовая, но под определёнными углами выглядит слегка зеркальной?
(после арканзаса у меня она более матовая под любым углом, а после сланцев зеркальности больше под определёнными углами).
И ещё - из темы я так понял, что более-менее гарантированный способ получить касуми, это использование притиров. Правильно ли я понял?
Просто информации много, а при недостаточном опыте сложно понять всё и уложить в голове более-менее сжато...
Так что прошу не гневаться на мою тупость, а по возможности сформулировать в сжатой форме принцип получения касуми.
С уважением.
minorite 12-08-2011 16:18

quote:
Originally posted by oldTor:

после арканзаса у меня она более матовая под любым углом


У арканзасов агрессивное зерно во всех смыслах. Поэтому зеркальной поверхности не получится, штрихи всегда видны. Даже если невооруженным взглядом не видны, это не значит, что их нет - при доводке на арканзасе работают вершины с острыми углами, поверхность как-бы расцарапана тонкими иглами, без сглаживания. Но, при этом, шероховатость поверхности может быть весьма малой, достижимы высокие классы чистоты.
Зеркальность это заглаженность, она достижима тонкими и довольно мягкими абразивами (или не-абразивами). Эталонный абразив для полировки стали в зеркало - гематит. Он не столько работает абразивно (абразия - по латински означает соскабливание), сколько "размазывает" поверхность, её неровности.
Касуми это абразивная обработка (соскабливание), но совсем не полировка - это аналог пескоструя, только очень тонкий пескоструй, в гораздо более высокими классами шероховатости (чистоты). То есть соскабливание материала на поверхности зернами абразива под разными углами, неглубокие и очень короткими линейными движениями (по сравнению с шлифованием штрихи, треки движения абразива в тысячи раз короче).
Nikolay_K 12-08-2011 17:33

quote:
Originally posted by minorite:

У арканзасов агрессивное зерно во всех смыслах. Поэтому зеркальной поверхности не получится, штрихи всегда видны. Даже если невооруженным взглядом не видны, это не значит, что их нет - при доводке на арканзасе работают вершины с острыми углами, поверхность как-бы расцарапана тонкими иглами, без сглаживания.

мне думается, что это не совсем верное представление об арканзасах
по-моему хорошо доведенные стекловидные арканзасы
практически не имеют торчащих из поверхности острых вершин
работают скорее за счет межзеренных зазоров
как цикля
и благодаря этому позволяют получить высочайшую чистоту отделки поверхности,
недоступную для синтетических абразивов
и для подавляющего большинства известных натуральных

quote:
Originally posted by minorite:

Касуми это абразивная обработка (соскабливание), но совсем не полировка - это аналог пескоструя, только очень тонкий пескоструй, в гораздо более высокими классами шероховатости (чистоты).

не совсем так
японские водные камни
дают уникальный режим работы
при котором свободное зерно и рабочие вершины на поверхности камня
дробятся и обновляются так быстро,
что за одно движение (за один проход) это происходит много раз,
так, что можно заметить пунктирность или точечность треков (следов)

то есть получается, что каждая вершинка зерна
едва успев прикоснуться к обрабатываемой поверхности,
вскоре отламывается и обнажает новую, уже другой формы
повторяясь много раз и усредняясь по поверхности камня
это дает существенно более ровную поверхность,
чем можно достичь на синтетических абразивах
с их "долгоиграющим" зерном,
оставляющим длинные протяженные царапины

касуми это последствие этого эффекта

есть еще пара важных моментов --- это адгезия и трение
у хороших японских водных камней адгезия и коэфиициент трения намного ниже, чем у синтетики, это приводит к изменению характера
таких вещей как наволакивание и адгезионное разрушение,
которые практически всегда сопуствуют абразивной обработке


minorite 12-08-2011 18:13

quote:
Originally posted by Nikolay_K:

мне думается, что это не совсем верное представление об арканзасах
по-моему хорошо доведенные стекловидные арканзасы
практически не имеют торчащих из поверхности острых вершин
работают скорее за счет межзеренных зазоров
как цикля
и благодаря этому позволяют получить высочайшую чистоту отделки поверхности


Я имел в виду обычные (классические) арканзасы. Не углубляясь в то, как обработана поверхность самого арканзаса.
quote:
Originally posted by Nikolay_K:

не совсем так


Так так или не так:
forum.guns.ru
Nikolay_K 12-08-2011 19:44

quote:
Originally posted by minorite:

Так так или не так:
forum.guns.ru

по мере изучения явления
мое представление о нем меняется
иногда уточняясь, обрастая деталями
а иногда качественно меняясь на что-то другое,
вплоть до диаметрально противоположного

более поздние посты
в большей степени отражают
то представление,
к которому я в конце концов пришел.

хотя оно более зрелое и более обоснованное,
тем не менее оно не претендует на абсолютно истиное
и может быть неточным и ошибочным

minorite 12-08-2011 20:37

quote:
Originally posted by Nikolay_K:

по мере изучения явления
мое представление о нем меняется
иногда уточняясь, обрастая деталями
а иногда качественно меняясь на что-то другое,
вплоть до диаметрально противоположного


Это я заметил.
Правда, в данном случае не улавливаю разницы - чем принципиально отличается от пескоструйной очистки?
Nikolay_K 12-08-2011 22:15

quote:
Originally posted by minorite:

Правда, в данном случае не улавливаю разницы - чем принципиально отличается от пескоструйной очистки?

в процессе активно участвует поверхность камня а не только свободные частицы абразивы из суспензии

направление движения --- вдоль обрабатываемой поверхности
а не поперек как при пескоструйной обработке
это дает более чисто доведенную поверхность
и совсем другую текстуру поверхности (микрорельеф).

minorite 12-08-2011 23:07

quote:
Originally posted by Nikolay_K:

направление движения --- вдоль обрабатываемой поверхности
а не поперек как при пескоструйной обработке


Может быть. При пескоструйной не совсем поперек, а как попало скорее.
quote:
Originally posted by Nikolay_K:

и совсем другую текстуру поверхности (микрорельеф).


Конечно.
Кстати, мягкий арканзас сыплется и при работе с большим количеством масла получается дымчатая поверхность. Но, как я выше писал, зерно агрессивное и риски очень ярковыраженные. От касуми сильно отличается, касуми тоньше на порядок.
На такое forum.guns.ru
похоже
ivan-3 14-08-2011 12:46

Мое мнение весьма близко к мнению Николая.
Последние эксперименты показали... Касуми получается от отколовшихся частичек и часто размер этих частичек раза в 2 меньше размера зерна. Т.е. при большом увеличении риски от основного зерна овновные и касуми на их фоне практически не виден, хотя на глаз виден очень. И это хорошо заметно на отражение с близкого расстояния - зеркальное отражение печатного текста на бумаге, но без отражение поверхность матовая.

По поводу арканзаса имею сказать без бумажки - напроч не согласен С кем? со всеми
В смысле не втыкаю что такое мягкий арканзас который сыплется? и причем тут касуми??? Если мягкий и сыпется, то это либо не арканзас либо самый грубый (и даже вероятно синтетически - пресованный из крошки) и это нечто не имеет никакого отношения ни к заточке ни тем более к касуми которое ближе к финишу.
Арканзас начиная с твердого и далее черный и тем более стекловидный - ну никак не описывается сыпучестью. УЖе просто твердый арканзас (hard) полирует наипрекраснейше устраняя любое касуми за минуту. Черный твердый уже полирует очень сильно усиливая зеркало даже после финишных японцев - зализывая 80 процентов вершин царапок.
В общем что то не так в консерватории
Я вот наоборот что то налегаю на арканзас во всех видах, и чем больше налегаю, тем больше он мне нравится.

minorite 14-08-2011 12:59

quote:
Originally posted by ivan-3:

В смысле не втыкаю что такое мягкий арканзас который сыплется?


Вот здесь
http://www.danswhetstone.com/stone_grades_101.htm
написано, что такое мягкий арканзас.
Я имел в виду 2 и 3 слева.

ivan-3 14-08-2011 01:09

ВИдел я нечто подобное - 600-800 грит достаточно точное описние того что я видел В смысле какое касуми??? Касуми это нечто наведенное на камнях 3000-12000 грит. Про мягкий арканзас я бы близке не упоминал касуми, либо я опять чего то не понимаю (мягкий арканзас я пробовал от лански). Я начинаю затачивать только на 1200 грит (потому и не понимаю мягкого арканзаса и никогда не задумывался о его покупке).
Tanius 14-08-2011 01:32

minorite на арканзасе касуми получить невозможно! Если принять Вашу точку зрения, когда из арканзаса вырываются зёрна, то они не создадут касуми, а лишь матовую поверхность, т.к. размер зерна в камне будет равен размеру свободного зерна.

Чтоб Вы правильно поняли, то чтоб создать касуми на 4к камне нужно на нём навести немного суспензии от 8к и немного от 12к. При таком раскладе должно получиться что-то похожее...

minorite 14-08-2011 11:51

quote:
Originally posted by Tanius:

на арканзасе касуми получить невозможно!


А кто говорит, что возможно?
quote:
Originally posted by Tanius:

размер зерна в камне будет равен размеру свободного зерна.


Нет. Зерно также дробится.
Nikolay_K 05-09-2011 20:05

еще немного фото:

http://blogs.yahoo.co.jp/ykiyono56/7739533.html
800 x 600
800 x 600
800 x 600
800 x 600
800 x 600

Botanic 05-09-2011 22:40

Большое спасибо за второе фото - теперь, наконец, буду знать в лицо объект темы.
Nikolay_K 05-09-2011 23:54

quote:
Originally posted by Botanic:

Большое спасибо за второе фото - теперь, наконец, буду знать в лицо объект темы.

а за третье фото меня так никто и не поблагодарил
хотя оно более четкое и более показательное

Valeras 06-09-2011 01:23

quote:
Originally posted by Nikolay_K:
еще немного фото:
http://blogs.yahoo.co.jp/ykiyono56/7739533.html

Могу ошибаться, но я наблюдаю линию стыка слоев на длинной грани стамески. То есть, она сделана сваркой двух слоев металла, которые, вероятно, имеют различный состав и дают разные оттенки на заточенной грани. Другими словами, не факт, что здесь имеет место касуми.
Nikolay_K 06-09-2011 02:12

quote:
Originally posted by Valeras:

Могу ошибаться, но я наблюдаю линию стыка слоев на длинной грани стамески

я тоже самое наблюдаю

quote:
Originally posted by Valeras:

То есть, она сделана сваркой двух слоев металла, которые, вероятно, имеют различный состав и дают разные оттенки на заточенной грани.

так и есть

quote:
Originally posted by Valeras:

Другими словами, не факт, что здесь имеет место касуми.

объясните, пожалуйста, каким образом
из того, что у этих стамесок сварная конструкция из твердой нагане и мягкой джигане
вытекает невозможность касуми?

Valeras 06-09-2011 15:07

quote:
Originally posted by Nikolay_K:
объясните, пожалуйста, каким образом
из того, что у этих стамесок сварная конструкция из твердой нагане и мягкой джигане
вытекает невозможность касуми?

Да возможно-то все... Вопрос в том, по каким признакам можно утверждать, что на этих фото зафиксировано касуми, а не просто шлифованная поверхность металла?
Мне в глаза бросается только контраст между срезами двух слоев металла, но он не является признаком наличия касуми.
maple27 06-09-2011 15:18

KASUMI (от японск.霞 (hiragana かすみ, romaji kasumi) - туман
Nikolay_K 06-09-2011 15:35

quote:
Originally posted by Valeras:

Да возможно-то все... Вопрос в том, по каким признакам можно утверждать, что на этих фото зафиксировано касуми, а не просто шлифованная поверхность металла?
Мне в глаза бросается только контраст между срезами двух слоев металла, но он не является признаком наличия касуми.

тему не читал, но осуждаю

потрудитесь для начала узнать
что такое касуми применительно к виду отделки стальной поверхности
а уже после этого можете оспаривать
и подвергать сомнению.


либо дайте своё собственное определение


а вот для наглядности то, что называют касуми сами японцы:

www.google.com

Nikolay_K 06-09-2011 15:54

ключевые слова:
本霞
本霞研

англоязычные термины:
hongasumi
hongasumi finish(ing)

и таки да, не надо касуми путать с хамоном.

Bambrik 11-09-2011 15:19

www.japaneseknifesharpeningstore.com В описании этого камня (если я правильно понимаю текст) Dave Martell говорит, что этот камень (синтетический) пригоден для касуми. Зернистость камня 800 грит. Или я неверно истолковал английский?
Tanius 11-09-2011 15:37

Имеется ввиду ножи класса "Касуми", вот для этих ножей он и пригоден.
Bambrik 11-09-2011 16:26

Ясно, я выдал желаемое за действительное .
Nikolay_K 11-09-2011 17:17

quote:
Originally posted by Tanius:

Имеется ввиду ножи класса "Касуми", вот для этих ножей он и пригоден.

ответ не совсем неверный

Dave пишет

The King 800x is the stone
I most use to create an even appearance
to the surface of the blade road of Japanese kasumi single bevel knives.

что он использует этот нож для того, чтобы сделать ровную отделку (внешний вид) вдоль спусков односторонни ножей типа касуми (они же авасе).


It's not an effective sharpening stone so please don't buy it for sharpening purposes.
Для заточки этот камень неэффективен!


The King 800x has been my little (not so secret) secret stone that allows me to create a "misty" look to kasumi constructed knives.

King 800x позволяет сделать мутный (думчатый) вид на поверхности таких ножей.

It provides a dull finish that is equal to the revered shiny finish provided by expensive natural waterstones but it provides it's results for less than $25. When people see single bevel Japanese knives sharpened by myself they always remark on the beautiful appearance of the blade road and all I can say is, "King 800x".

речь идет о искусственном касуми
которое используют для подчеркивания контраста
между жигане и хагане
дл ножей типа касуми

ясное дело, что структуру стали этот камень не проявит
и микроточечный рельеф он не даст,
но зато быстро, дешево и сердито
можно получить темную матовую поверхность на мягкой жигане

Bambrik 12-09-2011 02:40

Т.е. по сути - касуми в его лучшем эстетическом проявлении не будет, но область, где касуми могло бы быть будет обозначена просто однородной матовостью (мутностью)? И хамон (линия контакта разных сталей, если я правильно понимаю это значение) тоже проявится.

По крайней мере такой вывод напрашивается из перевода и примера ножа по ссылке. Получается вполне бюджетное решение для рабочих ножей?

Nikolay_K 12-09-2011 09:14

quote:
Originally posted by Bambrik:

И хамон (линия контакта разных сталей, если я правильно понимаю это значение) тоже проявится.

хамон --- это другое

не надо его сюда приплетать.

GurovS 12-09-2011 15:42

quote:
Originally posted by Valeras:

Да возможно-то все... Вопрос в том, по каким признакам можно утверждать, что на этих фото зафиксировано касуми, а не просто шлифованная поверхность металла?
Мне в глаза бросается только контраст между срезами двух слоев металла, но он не является признаком наличия касуми.

Вот именно тот факт, что этот срез Вам бросается в глаза и является самым прямым и неоспоримым доказательством наличия kasumi. Сам термин kasumi, применительно к режущим инструментам, правильнее и логичнее переводить не просто как "туман", а как более точное (в этом контексте) значение: "туман над водой". Т.е. своеобразная дымка над блестящей гладью зеркала режущей кромки. И коль Вы сие видите, то таки это оно и есть.

А тот факт, что kasumi получен на ламинате, сути явления не отменяет.

Можно глянуть вот сюда: http://horeca.kasumi.ru/catalog/dsc/ID_2/ особо обратив внимание вот на эту фразу: "...Узор, всегда индивидуальный на каждом клинке, напоминает утренний туман над спокойной водой, что в переводе с японского и означает KASUMI..."

Nikolay_K 01-10-2011 03:59

http://www.youtube.com/watch?v=8zqbCTTi9qk&hd=1

745 x 428

click for enlarge 508 X 621 63,1 Kb picture

382 x 485

click for enlarge 615 X 662 108,5 Kb picture

487 x 561

467 x 522

click for enlarge 1107 X 905 152,2 Kb picture

click for enlarge 1107 X 905 152,2 Kb picture

Nikolay_K 01-10-2011 15:42

еще немного фото:

798 x 419

603 x 314

click for enlarge 1231 X 407 159,9 Kb picture

click for enlarge 903 X 368 120,6 Kb picture

746 x 417

click for enlarge 1258 X 308 139,9 Kb picture

а вот касуми от So Yamashita:
www.japan-tool.com

oldTor 01-10-2011 15:59

какая красотища!
Bambrik 02-10-2011 09:27

А какой бюджетный вариант (до 200 долларов за все) для тренировки - нож (или только клинок, в общем железка, желательно бы с JSC, на которой можно в принцепе можно касуми сделать, так как уже с касуми стоят все 200 только нож) и камни кто может посоветовать?

Хочется попробовать, растравили душу .

Nikolay_K 02-10-2011 16:31

quote:
Originally posted by Bambrik:

А какой бюджетный вариант (до 200 долларов за все) для тренировки - нож (или только клинок, в общем железка,

на моих фото Макири купленная где-то за 2000 руб.
оказалась очень качественной
макири от Masahiro тоже хорошие

а если брать сразу пучок и прямо из Японии, то выйдет еще дешевле

то, что у меня получилось достигается при четко выведенной геометрии
и только на натуральных камнях, причем далеко не на любых
нужно подбирать по твердости и структуре

самый хороший результат дала зеленоватая твердая Накаяма
рядом с ней Shoubudani

очень твердые камни типа Озуку, всяких Асаги и т.п.
которые хорошо работают
для финишной доводки тонких кромок на бритвах и т.п.
для касуми-тоги обычно не подходят.

мягковатые, легко обновляющие зерно типа Умегахата, Оохира подходят для предварительной доводки, они вполне заменяют Кома-нагура
(чтобы побыстрее убрать оставшиеся царапины)


Tras Krom 02-10-2011 21:28

Мой первый ножичек с западной ручкой. По мне так деревянная лучше. Зато на это самое касуми - любо дорого посмотреть


Nikolay_K 03-10-2011 12:36

quote:
Originally posted by Tras Krom:

Мой первый ножичек с западной ручкой. По мне так деревянная лучше.

авасе, куроучи и хонгасуми в сочетании с такой европейской рукоятью
выглядит как помесь кошки с собакой...
очень необычно

lukasq 04-10-2011 11:06

У меня подобного вида полировка, первый раз получилась случайно.
Возился со старым пчаком, во время шлифовки постоянно вылезали новые раковины.
На брусок шлифованного гранита, насыпал мелкий шлиф порошок, воды добавил, полировал без нажима круговыми движениями. Клинок приобрел благородный матовый темно серый цвет, раковины стали не так заметны, если смотреть на клинок под углом поверхность кажется зеркальной. Отпечатки пальцев видны очень четко. Если смотреть через увеличительное стекло на солнце проявляется как бы <радужный> эффект.
Серый (становится больше похож на туман), если клин немного шлифануть на коже или бумаге. Рисунка на клинке не выявилось т.к. и не было. Не понравилось что легко <залапывается>, а так выглядит красиво.
Понятно, что у меня какая-то имитация получилась т.к. клин не был предварительно качественно отшлифован, <туман> скрыл мелкие раковины и царапины (видно при увеличении).
Подскажите, на настоящем касуми, также стойко отпечатываются пальчики?
Nikolay_K 04-10-2011 11:27

quote:
Originally posted by lukasq:

Подскажите, на настоящем касуми, также стойко отпечатываются пальчики?

нет

у хонгасуми шерховатость намного ниже, т.е. она более гладкая
имеет место наклеп (употнение поверхности)
и потожировые следы ( ПЖС ) легко стираются или размазываются,
как с полированной или гладкой сатинированной (типа Klotzli) поверхности

ru.wikipedia.org

http://base-techmash.narod.ru/Roughness.htm

ru.wikipedia.org


lukasq 04-10-2011 15:10

quote:
у хонгасуми шерховатость намного ниже, т.е. она более гладкая
имеет место наклеп (употнение поверхности)
и потожировые следы ( ПЖС ) легко стираются или размазываются,
как с полированной или гладкой сатинированной (типа Klotzli) поверхности

Понятно, спасибо!
У меня тоже ( ПЖС )легко стираются или размазываются. Когда попробывал на изначально лучше полированой поверхности, на вид без увеличения выглядело как на пчаке. Вода перестала впитываться, собралась в капли, но стрехнуть все таки сложнее чем с полированой в зеркало. Попробую на обухе ламинированого клинка, если получится углеродка центральный слой должна остаться светлее т.к. тверже?

Увы, чуда не произошло. Обух ровномерно серый, толи ламинат слишком мягкий, толи порошок твердый .

maple27 14-11-2011 18:24

А вот мой результат.
click for enlarge 1843 X 1229 746,8 Kb picture
click for enlarge 1843 X 1229 731,3 Kb picture
click for enlarge 1843 X 1229 758,1 Kb picture
click for enlarge 1843 X 1229 154,1 Kb picture
Nikolay_K 17-11-2011 13:15

quote:
Originally posted by alex9635:

Для этого используют деревянный или резиновый блок с порошком Uchigumori. Этим же способом получают характерную линию на ножах Honyaki.

это паллиативный метод

используют его для удешевления
и чтобы побыстрее получить некоторое подобие касуми

хороший Uchigumori стоит довольно дорого
и использовать его для серийных изделий с ценой до 20000 йен
едва ли кто-то станет

Nikolay_K 17-11-2011 13:52

quote:
Originally posted by alex9635:

И повторить результат этого подобия врят ли у нас кто сможет.

у нас есть люди, которые могут сделать как минимум не хуже,
но они не станут этим заниматься на потоке
для ножей по $100


maple27 17-11-2011 13:54

quote:
Originally posted by alex9635:

Все мои попытки воссоздать первоначальное касуми пока не приблизились даже к этому подобию


Касуми финиш недорогих ножей, как на моем фото, честно говоря очень грубый, который легко получить даже на синтетическом 1000.
А вот поработать ручками часов так скажем 30-50 на природном камне, это совсем другое.
Лично для меня это просто интересное занятие, на которое не жалко тратить свободное время. И конечно результат, в разы и разы лучше, чем на колесе с порошком.
Nikolay_K 17-11-2011 14:32

quote:
Originally posted by maple27:

Касуми финиш недорогих ножей, как на моем фото, честно говоря очень грубый, который легко получить даже на синтетическом 1000.

да... все, что стоит до $200
выглядит уныленько --- либо пескоструйная имитация,
либо что-то сделанное наспех на деревяном притире

то, что чуть подороже выглядит чуть поинтереснее,
но тоже с массой отступлений от традиций


quote:
Originally posted by maple27:

А вот поработать ручками часов так скажем 30-50 на природном камне, это совсем другое.

если камни правильно подобраны
и приличных размеров,
то времени понадобится меньше

преддоводка на натуральной нагура,
а лучше на нескольких ( BOTAN ==> MEIJIRO ==> KOMA )
позволяет значительно сократить время
работы на учигумори или каком-то его натуральном заменителе

oldTor 17-11-2011 14:37

quote:
Originally posted by maple27:

Касуми финиш недорогих ножей, как на моем фото, честно говоря очень грубый, который легко получить даже на синтетическом 1000.
А вот поработать ручками часов так скажем 30-50 на природном камне, это совсем другое.
Лично для меня это просто интересное занятие, на которое не жалко тратить свободное время. И конечно результат, в разы и разы лучше, чем на колесе с порошком.

А Вы не могли бы подробнее рассказать, как Вам удалось получить результат, который на фото?
очень-очень интересно.
С уважением.

Nikolay_K 17-11-2011 15:27

quote:
Originally posted by alex9635:

Все, что я хотел это показать как реально и просто сдалать касуми. У мастера на видео ушло на это 1 минута 18 секунд.

не думаю, что по демонстрационным видео можно
сделать правильную оценку времени


quote:
Originally posted by alex9635:

Смелое заявление. Соревноваться в мастерстве с людьми которые часами ежедневно в течение многих лет выполняют эту работу.

я сказал "не хуже",
не говорил про "быстрее"

человек поставивший мастерство на поток ради заработка
неизбежно утрачивает его творческое начало
приносит в жертву скорости утонченность и изысканность
часто огрубляет его до неприличия,
а иногда и утрачивает вовсе

японцы меня удивляют тем, что им удается сохранить хоть что-то
от своих традиций несмотря на низкие цены
и массовое производство

достоинство изделий японских мастеров таких как Watanabe или Takeda
в том, что за очень умеренные деньги
они позволяют прикоснуться к крупицам древних традиций
и в том, что они смогли сохранить свою самобытность
несмотря на засилие "высоких технологий"

но это лишь крупицы, лишь слабый облеск тех времен,
когда мастера все делали от начала до конца вручную
и вкладывали душу в каждое изделие,
лишь тень былой славы...

ivan-3 17-11-2011 15:54

А меня видео вызвало приступ паранои и перед глазами встало видео на котором в китайской мастерской выпускали копии - даже не подделки, а именно копии, по почти традиционным технологиям. Там тоже кетаец с сигаретой в зубах и пофигстическим видом накачивал поддув в поршневой насос для горна.

Ну слобо мне верится что японец с сигаретой в зубах будет работать именно так. Хотя м.б. и японцы уже не те а подстать кетайцам?

Или это не сигарета в зубах?

Еще раз внимательнее пересмотрел, это сигарета, а там и касуми то никакого не видно
Но порошок действительно такой продается на ебае, как то даже сам хотел купить да забыл что оно мне надо Купил других порошков чем и доволен.

maple27 17-11-2011 16:56

quote:
Originally posted by oldTor:

Вы не могли бы подробнее рассказать, как Вам удалось получить результат, который на фото?


Схема очень проста
Несколько часов Нанивия Чосера 400, выравнивается поверхность.Самый длительный процесс.
Несколько часов 1000 c JCK
------4000 c JCK
------8000 c JCK
Натуральный Киита-Асаги 3.5

, в самом конце Fingertone от Максима, www.japanesenaturalstones.com , это самый приятный процесс
Для тех кто не хочет тратить на это много времени появилась альтернатива от
Dave Martell
www.japanesenaturalstones.com
www.japanesenaturalstones.com
maple27 18-11-2011 17:05

quote:
Originally posted by alex9635:

2.Дальше берется порошок Uchigumori Hazuya и с помощью резинового/деревянного блока обрабатывается Hagane (твердая часть лезвия, которая должна блистеть).
3.Берется порошок Uchigumori Jizuya ( он грубее Hazuya ) и с помощью того же блока обрабатывается Jigane ( мягкая часть лезвия, которая должна быть с матовым блеском).


А мне казалось наоборот
Jizuya для Hagane
А Hazuya для Jigane чтобы не поцарапать.
Alex_HRC 19-02-2012 21:32

А когда это Касуми делают?
1. Получается само при заточке на "любом" натуральном японском финишном камне?
2. Делается отдельно от заточки:
а) до заточки. Тогда как касуми сохранит при заточке?
б) после заточки. Тогда вопрос как защищают доведенную РК от абразива для касуми.
Nikolay_K 19-02-2012 22:41

quote:
Originally posted by maple27:

А мне казалось наоборот
Jizuya для Hagane
А Hazuya для Jigane чтобы не поцарапать.

Ji в Jizuya от Jigane
Ha в hazuya от Hagane.

так, что трудно перепутать.

Alex_HRC 19-02-2012 23:43

quote:
Originally posted by alex9635:

По идеи точить надо только твердую часть т.е. ту на которой касуми нет. В идеале твердая и мягкая части не составляют одну плоскость.


В моем случае - honyaki, нет твердой и мягкой части. Нож пока не получил. Поэтому по геометрии ничего сказать не могу. А из видео по заточке классических ножей так и не понял есть "микроподвод" или нет.
Может ответите на вопрос в этой теме forummessage/224/94
Спасибо за внимание.
Alex_HRC 04-03-2012 13:32

А для ножей honyaki, касуми делают? А то напрашивается дилетанский вывод отделка касуми для ножей касуми и хон-касуми.
alex9635 31-05-2012 11:11

quote:
Originally posted by Alex_HRC:

А для ножей honyaki, касуми делают?


Как известно касуми - это туман. Подобная поверхность присутствует и на honyaki. Техника работы одинаковая. Так, что ответ - да делают.
GurovS 08-05-2013 15:03

quote:
Originally posted by oldTor:
какая красотища!

По большому счету - так себе касуми. На хонкасуми явно не тянет. По хорошему режушая кромка должна быть заполированна в зеркало, а на этих фото явно видно "грушу" на данной поверхности.

oldTor 08-05-2013 16:00

Что есть "в зеркало"? В зависимости от освещения, приближения\увеличения объекта и угла - это всё здорово различается и весьма относительно.
По-хорошему - характерная доведённая поверхность - ярко-точечная "с дымкой" или матово-точечная (а на разных сталях и при доводке разными камнями вариантов визуализации _детальной_ сколь угодно много), при дневном свете и на солнце может выглядеть очень блестящим зеркалом. При искусственном освещении, а уж тем более при направленном источнике света и в увеличении\приближении, она видна несколько иначе. Разность в несколько градусов падения света при фото уже даст разницу в видении поверхности. Если бы фото были строго "анфас", было бы зеркальнее, безусловно, но рельефа поверхности так хорошо видно бы небыло.
Так что будем принимать за "зеркало"? В каких условиях? "Должна" - это имеет отношение к каким условиям освещения, ракурса, увеличения?
И кромка должны быть _доведена_ а не заполирована. Есть разница.

P.S. К тому же фото не концентрируются на доводочной фаске, которую явно заметно только во втором посте с фото, шестое фото сверху - нитевидная фасочка, выглядящая чёрной. Степень её зеркальности, что бы под этим не подразумевалось, обсуждать сложновато.

Nikolay_K 08-05-2013 16:46

quote:
Originally posted by GurovS:

На хонкасуми явно не тянет. По хорошему режушая кромка должна быть заполированна в зеркало,
а на этих фото явно видно "грушу" на данной поверхности.

скажите пожалуйста на каких ножах Вы видели такое зеркально хонкасуми?
или это были не ножи, а что-то другое?

можете ли поделиться фотками, на которых его можно разглядеть?

что Вы называете "грушей"?

GurovS 12-05-2013 18:59

Как более удачный пример касуми можно привести 46 пост на третьей странице этой ветки.
Можно выбирать углы/освещение и прочие причуды съемки, но факт останется фактом: при классно сделанном касуми режущая кромка будет строго зеркальной в каком бы ракурсе не снимали клинок.

А в обсуждемом варианте на данной кромке явно присутствует текстура напоминающая текстуру плода груши. И следует особо подчеркнуть, что получение такой текстуры (ъгрушиъ) тоже весьма нетривиальная задача. Могу предположить, что именно такой текстуры и добивался Мастер в области подхода к режущей кромке, вот только при этом данная текстура не должна была появиться на самой режущей кромке. И тогда это был-бы высший класс.

Nikolay_K 12-05-2013 19:44

quote:
Originally posted by GurovS:

Могу предположить, что именно такой текстуры и добивался Мастер в области подхода к режущей кромке, вот только при этом данная текстура не должна была появиться на самой режущей кромке. И тогда это был-бы высший класс.



а что плохого в выходе точечного микрорельефа, который Вы называете "грушей" на область фасок образующих РК?

GurovS 13-05-2013 23:36

С утилитарной точки зрения - ровным счетом ничего.
Вопрос в точности соответствия заявленному типу обработки лезвия. И в этом аспекте "груша" как таковая в касуми противопоказанна на любой части клинка. В идеале должна быть однородная "мелкозернистая", фактически выгледящая как туманная дымка, область подвода и при этом сами фаски РК должны быть зеркально чистыми. Вот это и есть хонкасуми, т.е. касуми высшего класса. Эталонное, ничем не замутненное в своем первозданном виде.

Другое дело, что для практического (утилитарного) применения сие никакого резона не имеет. Получение такого хонкасуми дело не дешевое и потому встречается, как правило и исключительно, на коллекционных экземплярах ножей. Достижение хонкасуми это удел Мастеров заточки и стоимость такой работы может быть никак не меньше (а то и больше) стоимости самого клинка, который тоже не пять копеек стоит.

Собсно говоря шлифовка в "грушу" это отдельный вид (или подвид, кто как сие трактует) типа конечной обработки. И тоже не их дешевых.
У каждого свое представление о красоте.

Nikolay_K 14-05-2013 12:09

quote:
Originally posted by GurovS:

В идеале должна быть однородная "мелкозернистая", фактически выгледящая как туманная дымка, область подвода и при этом сами фаски РК должны быть зеркально чистыми. Вот это и есть хонкасуми, т.е. касуми высшего класса. Эталонное, ничем не замутненное в своем первозданном виде.

Как Вы думаете, откуда может взяться именно "туманная дымка",
такое "незамутненное касуми высшего класса в своем первозданном виде", как Вы описали?

Вы cами видели это где-то живьём? Может быть удавалось самому получить? Что это была за сталь?

Tras Krom 14-05-2013 08:37

GurovS

Мне вот тоже интересно, откуда такие глубокие и ясные познания как должно выглядеть касуми высочайшего класса, может личный опыт? Куплено много ножей известнейших мастеров? А можно фото их всех вместе? Как это не прискорбно, но свои познания надо сначала подтвердить... Не, я конечно верю, я и сам болтун большой.
chingachgook 14-05-2013 11:24

Правильно ли я понял, что, если убрать междометия, то касуми это стоунвош, по простому галтовка?
Nikolay_K 14-05-2013 12:47

quote:
Originally posted by chingachgook:

Правильно ли я понял, что, если убрать междометия, то касуми это стоунвош, по простому галтовка?

нет, неправильно.

более-менее подробно и компетентно про то как и откуда появляется касуми
можно прочитать вот тут ( язык английский, автор японец, много фотографий ):
http://www.japan-tool.com/hamo..._Polishing.html

Слипа 14-05-2013 22:37

Добрый вечер, уважаемые!
Поделюсь своим "касуми")) Легкая ирония и кавычки - это одежда моего невежества в данном вопросе, но тем не менее хочется вопрошать, пускай и в такой форме.
Итак исходные:
2 булата Пампухи, нерж и легированный, нерж около 63 единиц (на бутылке оставляет больше 20 смачных резов), легированный поменьше, около 61;
1 табарган Широгорова S30V, кален около 60 единиц ( на бутылке оставляет не больше 3 резов).
Затачиваю их на приспособе позволяющей держать угол заточки.
Камни Nakatomi 3000,8000 , знаю не весть что, но вдумчивое, на зерно, обращение с постоянным шлифованием плоскостей алмазной плитой, делают свое дело.
В итоге режущая кромка, общий угол 36гр, имеет ярко выраженный блеск "аки яйца". Наблюдаю все действо под 60Х с подсветкой. После 8000 водника - однородные яркие риски не нарушающие кромку и видимо позволяющие последней так зашибенно блестеть. На ремне для порядка, но не вижу большой необходимости, ибо заусенца не наблюдаю. Само собой бреет и тд.
И есть у меня японокамни. Не знаю какие. Похожи на натуральные.
Ну очень мелкие, извините.
Так вот на финише я ими легонько, без давления, назерно, прохожу.
При этом чувствую торможение камня на РК.
И вот тут самое интересное - в мелкоскоп 60Х наблюдаю потрясающе мелкие и однородные риски, которые придают РК, утреннего тумана над прохладной водой. Блеск исчезает в пользу молока. Микроскоп показывает риски в десятки раз мельче чем от 8000 водника.
Ну я назвал это "Касуми" для себя. Появился аппетит и сон)))
Nikolay_K 15-05-2013 12:44

quote:
Originally posted by Слипа:

есть у меня японокамни. Не знаю какие. Похожи на натуральные.
Ну очень мелкие, извините.

А можете фото сделать этих камней?

GurovS 16-05-2013 13:51

quote:

Как Вы думаете, откуда может взяться именно ътуманная дымкаъ,
такое ънезамутненное касуми высшего класса в своем первозданном видеъ, как Вы описали?

Вы цами видели это где-то живьём? Может быть удавалось самому получить? Что это была за сталь?

Давайте сразу определимся: сам я заточкой занимаюсь на уровне любителя. Я не пианист, у меня слух - абсолютный.

Нож, о котором речь, видел живьем. Приятель, хозяин ножа, увлекается "по роду службы" ножами
(он, мягко говоря, не самый последний шеф-повар в одном не маленьком городе). Изготовителя ножа
ТОЧНО не знаю, но по ряду (косвенных) признаков могу предположить, что это Shigefusa (лист ивы,
она же янаги-ба). Имя Мастера делавшего заточку даже предположить не могу.

О цене ножа могу только догадываться. Именной подарок от гильдии суши-мастеров (могу переврать
точное название организации, я тут не при делах) из той самой Японии.

Нечто очень близко подобное к этой красоте довелось видеть в штатах, опять же коллекционный экземпляр.

Nikolay_K 16-05-2013 14:26

quote:
Originally posted by GurovS:

Изготовителя ножа
ТОЧНО не знаю, но по ряду (косвенных) признаков могу предположить, что это Shigefusa (лист ивы,
она же янаги-ба). Имя Мастера делавшего заточку даже предположить не могу.

Shigefusa --- это марка. А производит ножи под этой маркой Iizukа Tokifusa и два его сына.

Почти все ножи этой марки, что я видел имели характерный дамасковый рисунок на дзигане.

http://mapleknife.blogspot.ru/...eji-nakiri.html

http://www.japanesenaturalston...ives-s/1844.htm

http://www.kitchenknifeforums....shigefusa/page2

http://www.foodieforums.com/vb...igefusa-arrival

http://www.kitchenknifeforums..../6946-Shigefusa

Nikolay_K 16-05-2013 14:28

вот фото Shigefusa в хорошем рарешении:
http://www.kitchenknifeforums....rting-to-get-it

alex9635 16-05-2013 21:31

цитата:
Originally posted by Nikolay_K:

Shigefusa


Ножи Shigefusa идут с родной хорошей полировкой и в условно заточенном состоянии:

click for enlarge 1920 X 1440 473.8 Kb picture
click for enlarge 1920 X 2560 640.9 Kb picture

Какое-то время можно расчитывать на микроподвод, но полноценная заточка возможна только по подводу. Соотвенственно прощай данный внешний вид. Поскольку ножи делают все же для дела, а полировать каждый раз весь подвод глупо, хон кусуми на рабочем ноже выглядит следующим образом:

click for enlarge 1920 X 2560 139.9 Kb picture

Нож Ikkanshi Tadatsuna. Заточка выполнена непосредственно в магазине Ikkanshi Tadatsuna.


А вот родная касуми на накири. Тоже Shigefusa:
click for enlarge 1920 X 1440 153.6 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 77.6 Kb picture

Botanic 08-02-2014 23:09

Довольно давно бьюсь, вчера что-то получилось. Интересно мнение по поводу - насколько это далеко от нормального касуми..как поскольку в теме нет картинок достаточного увеличения, а самому искать лень и времени нет
click for enlarge
click for enlarge

http://fotki.yandex.ru/users/beavers-net/album/403697/?p=0
На кромку просьба не смотреть - там еще от 220Грит остатки.

Судя по тому, что преобладают короткие черточки - стоит малость уменьшить еще давление..
С уважением, Олег.

oldTor 09-02-2014 12:45

Фото понравились, особенно верхнее красивое!
Короткие чёрточки - следствие дробления зерна в процессе работы, вполне характерно.
Это на жёлтом бельгийце с суспензией?

Заточка режущего инструмента

О касуми и том откуда оно берется