Эта статья - не канон и не догма, а скорее, информация к размышлению, как и чем можно точить нож - "от Дмитрича".
На первой фотке, затуманено представлен набор моих инструментов.
Слева направо -
надфиль алмазный грубый;
надфиль алмазный тонкий;
алмазный оселок;
оселок мягкий А20 с пропиткой силикатным клеем;
оселок немецкий 600;
набор из 5-и доводочных притиров с наклеенными на них посредством двухстороннего скотча мелкой наждачной бумагой с зерном от 600 до 2500 (запас шкурки внизу с наклеенным двусторонним скотчем снизу с которого не снята пока желтая обкладка);
керамическая пластинка;
стальная пластинка, с наклеенной на нее тем же скотчем лавсановая карандашная калька (на ее куске и лежит пластинка), с нанесенным на ее матовую поверхность слоем пасты ГОИ.
На фото2 рассмотрите все подробнее и как я начинаю проверку состояния фаски 600-м оселком.
Направление попеременно - перпендикулярно груди и параллельно груди без изменения положения разворота правой руки - я это Вам описывал ранее - 90 градусов к линии РК. Тут и выявляются все выпуклости и неровности фаски.
Клинок ребром обуха опирается на стол и повернут по оси, чтобы фаска была параллельна вашим движениям (будто лежит на крыше, которая мне уже не нужна).
На фотках 3 и 4 - положение фасок при работе.
Для работы по бликом на фото 5 показана моя установка - лупа с подставкой и диодная китайская лампа.
Лампа расположена слева и посылает свои лучи параллельно моей груди, что обеспечивает мне яркий белый цвет бликов рисок при движении перпендикулярно груди и черный цвет при движении вдоль груди.
После проверки состояния фаски выбираю инструмент, с которого мне надо начать доводку - либо вернуться к надфилям, или перейти к притирам.
Перехожу от инструмента к инструменту в их последовательности.
Не надо делать длинных ходов, достаточно 10....15мм с небольшим нажимом и так по шагам все лезвие с 2-х сторон. Старайтесь добиться чистоты цвета бликов - на черном не должно оставаться белого, как пятен, так и рисок, а на белом черных - это укажет на то, что Вы вывели все риски от предыдущего размера абразива.
Старайтесь дотягивать блик до РК, что является гарантией заострения.
После притиров со шкуркой можно перейти к шаржированным притирам из чугуна, а можно, наклеив лавсановую кальку, нанести абразив на нее.
Заканчиваю обычно стеклянной пластинкой с пастой на основе прокаленного глинозема, которая тоже наклеена скотчем на металлическую пластинку по типу притиров, а движения остаются прежними.
Освоив этот метод - Вы получите лезвие очень хорошей остроты и стойкости, если не будете сильно давить при обработке. Ножик брил предплечье уже после немецкого оселка 600.
После изложенной выше процедуры лезвие правится на коже, на ее внешней ворсовой стороне, которая наклеена мездровой частью на твердую ровную пластину - движения как при правке бритв с очень слабым нажимом. Поверьте - нож бреет волосы НАД предплечьем и строгает на весу.
На рисунке ниже "Крыша"
--- одна из схем приспособ для получения плоской фаски:
Дополнительная подставка (справа, контуром) дает дополнительную опору бруску.
На этом пока закончу.
УДАЧИ!
С большим к Вам уважением, Дмитрич.
С большим к Вам уважением, Дмитрич
quote:Originally posted by Alex.P:
Конкретно притир со шкуркой заинтересовал.
это просто гладкая стальная пластина
с наклеенной на неё двусторонним скотчем наждачной шкуркой
в некоторых случаях ( для получения более тонкой отделки поверхности )
шкурка искусственно засаливается пастой ГОИ
С большим к Вам уважением, Дмитрич.
===Дополнительная подставка (справа, контуром) дает дополнительную опору бруску.==
Из какого материала порекомендуете, как избежать забивания абразива материалом подставки?
С уважением.
С большим к Вам уважением, Дмирич.
С уважением, Дмитрич
Результат понравился больше чем я мог ожидать. До етого мне просто не удавалось делать подвод прямьiм, он постоянно бьiл линзой и при переходе на тонкие камни ужас усугублялся. Отлично видно как ложится риска наблюдая за подводом сквозь короткие и частьiе движения бруска, такой себе стробоскоп. Есть небольшое неудобство: мокрьiй и мягкий камень оставляет после себя грязь и тут приходится останавливаться и протирать железку, а потом опять приноравливаться, что вносит некий сумбур в гладко уложенньiе риски.
Кстати я позволил себе оступить от оригинального способа удержания ножа при заточке: на свой верстак присобачиваю доску шириной сантиметров 20таким образом, что она образует нижнюю палку буквьi "Т". Кладу нож левой рукой на доску так, как на едж-про, а при заточке обратной стороньi делаю точно так же но спротивоположной стороньi с той только разницей, что левая рука как бьi обнимает ету самую доску. Ну и, понятное дело клинок поворачиваю при работе на изгибе. Рассеянньiй дневной свет справа.
П.С. Прошу пардону за свой русский.
например, он позволяет очень экономно и эффективно использовать для заточки
даже маленькие кусочки натуральных японских водных камней
типа тех, которыми японцы делают полировку своих мечей
(Hazuya, Jizuya, Fingerstones и т.п.)
то, что его разновидность активно использует Shosui Takeda
http://www.youtube.com/watch?v=jM8U3AHvLa4
тоже о чем-то говорит....
Мне очень помогла подсветка от ... вытяжной вентиляции на кухне, Там стоят две очень яркие лампы по 50 вт и как раз под углом получалось.
Риски на РК были хорошо заметны.
quote:Originally posted by Edward-rnd:
Всегда пользовался таким методом заточки, потом попал на форум и понял, что все точат не так. Уже было подумал, что я ущербный какой-то, а оказалось - нормальный.
Почему ж все. Этим способом надо уметь точить - для некоторых вещей он оптимален, наиболее удобен.
Я при полевой правке, при исправлении геометрии, при заточке секаторов, бытовых ножниц собстно им и пользуюсь, например. И нас немало)))
quote:Originally posted by Mestnoe vremia:
Подскажите. Какие должны быть блики и как их правильно использовать?
посмотрите вот это:
http://www.knifehelp.net/pages...chej-kromki.php
Например, когда мы имеем дело с "ломовидным" клинком и при постоянном угле заточки происходит значительное расширение РК к острию клинка.
Кстати, сей метод можно применять и на ПРО-версии.
При помощи угломера выставляем необходимый угол заточки, а абразивами работаем в горизонте, как учил Дмитрич.
(Т.е., Дмитрич верно отметил, что человеку легче удерживать инструмент в горизонтальном положении, нежели под определенным углом.
До этой простой истины я бы сам долго доходил)
На прямом участке клинка работаем под одним углом, а приближаясь к острию плавно увеличиваем угол, тем самым добиваясь одинаковой ширины подводов.
quote:Originally posted by grinderman:
Originally posted by Mestnoe vremia:
... Какие должны быть блики и как их правильно использовать?Серьезный вопрос. Кто ответит?
quote:Originally posted by pashaa:
T2 моментом засаливается, orange мне удобнее показался, т.к. засаленность пальцем убирается. T2 надо уже чем то снимать.
Т2 - сугубо масляный камень. Он его совсем не впитывает и совершенно не засаливается. Капля масла, пальцем растер, салфеткой стер - и камень как новый.
Извиняюсь за оффтопик.
quote:Originally posted by pashaa:
Попробывал бориды для апекса вручную, методом Дмитрича. Восторг. Полный контроль за процессом по рискам. Размер очень удобный у апексноых абразивов, чтоб в руке держать. Очень быстро, т.к. работаешь там где надо.Финишировал байкалитиком.
Он правда потяжелее, а на финиш надо снижать давление.
у меня для этого есть вот такие штуки, как раз для лучшего контроля за давлением:
( кликните по фото, чтобы получить полный размер )
а вот тут попытался передать фактуру поверхности и цвет этих штук:
quote:Originally posted by pashaa:
А это абразивы? Или под шкурки?
это очень хорошая техническая яшма.
Порезана в удобный для моих задач размер и прекрасно доведена.
Брусочки практически невесомые, при этом достаточно прочные и очень жесткие.
За счёт чего они дают превосходный контроль над давлением и тактильными ощущениями (шорохом).
Спасибо Sergej_K!
Не вышел на кромку:
Слева доточил, справа нет:
Вроде попадаю, есть небольшие светлые пятнышки, их хорошо видно и удобно ловить:
Или вот сегодня точил:
Пользуясь случаем хочу поблагодарить Николая и Владимира Дмитриевича за чудесный способ контроля заточки.
цитата:Originally posted by darki83:
какое освещение при таком способе контроля лучше: естественное или ламповое, рассеянный свет или направленный?
направленный поток параллельных лучей
рассеянный свет не даст никаких бликов.
Более подробно об этом я рассказывал на семинаре. И даже давал наглядную модель объясняющую появление бликов и условия при которых они будут видны.
На днях я так маркером обозначил размер а потом заново сформировал спуски на топоре. Очень удобно. А в процессе работы использовал комбинацию этих методов. И блики и непроточенные места отлично видны.
quote:Изначально написано Tras Krom:
По большому счету метод бликов и закрашивание подводов/спусков это одно и тоже. Закрашивание отлично работает когда проблематично увидеть блик при рассеяном свете. Но удобство закрашиваеия еще и в том, что можно четко ограничить границу действия абразива и не выходить за нее.На днях я так маркером обозначил размер а потом заново сформировал спуски на топоре. Очень удобно. А в процессе работы использовал комбинацию этих методов. И блики и непроточенные места отлично видны.
Спуски напильником формировали?
quote:Originally posted by Luxembourg:
Точил именно недлинными движениями 1-1.5см "туда сюда", лопату прижимал к столу.
Заточив лопату пришло некое понимание процесса. Теперь нужно пробовать нож.
Позволю себе дать совет - ножик не стоит точить движениями вдоль, особенно на этапах до доводки. Каждая риска вдоль кромки ослабляет кромку...
------
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель.
Тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг.
Тот, кто мне льстит, - мой враг.
/Сунь Цзы/
quote:Изначально написано Евгений_Е:
Позволю себе дать совет - ножик не стоит точить движениями вдоль, особенно на этапах до доводки. Каждая риска вдоль кромки ослабляет кромку...
Кмк это спорно. Ну и в соответствии с такой логикой нужно начинать даже не с заточки, а со слесарки или ещё раньше
quote:Изначально написано Евгений_Е:
Замечательно, что все получилось. Поздравляю!Позволю себе дать совет - ножик не стоит точить движениями вдоль, особенно на этапах до доводки. Каждая риска вдоль кромки ослабляет кромку...
Так "туда-сюда" имелось ввиду перпендикулярно "РК"
quote:Originally posted by Straykl:
Кмк это спорно. Ну и в соответствии с такой логикой нужно начинать даже не с заточки, а со слесарки или ещё раньше
Как пример, нож из VG-10 упал ручкой вниз на пол и потом уже без травмоопасных ударов лег набок. В месте, которое никак не может коснуться пола - из за конструктивных особенностей, кромка на 0,05 мм в глубину отвалилась, причем по длине 8 мм. Даже без увеличения видно эту блестящую полоску почти перпендикулярно заточке. Это случай из моей личной практики, когда я восхитившись убиранием заусенца движениями вдоль, убирал его каждый раз на каждом абразиве...
------
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель.
Тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг.
Тот, кто мне льстит, - мой враг.
/Сунь Цзы/
Ну, и книжек почитать не помешает для понимания процессов
В факе их мноого лежало, но и по сей день приходят люди и удивляются "а как мы их не увидели?"