Заточка режущего инструмента

Хрупкий заусенец

Viziter 12-09-2009 20:32

Пытаюсь заточить нож рубанка, марка стали неизвестна. Довожу на грубом камне до появления заусенца, при последующей доводки на среднем камне (электрокорунд, 6) заусенец отламывается. В чем проблема?

click for enlarge 546 X 518 181,4 Kb picture
Apocalypce now 12-09-2009 21:02

quote:
В чем проблема?

сталь не годная
Kaciba 12-09-2009 21:14

Нож рубанка... скорее всего там сталь 65Г. Ну и дальше доводить с переходом на более мелкое зерно. От крупного зерна видно остается деформированная РК. Надо не доводить до заусенца, а с переходом на мелкие и тонкие абразивы снимать припуск так чтобы на последнем тонком абразиве дойти до РК.
anton-stv 13-09-2009 12:16

У меня создалось впечатление, что штрихи от абразива идут вдоль РК.
Это так?
Filimon 13-09-2009 12:42

quote:
Originally posted by Viziter:

Довожу на грубом камне до появления заусенца


Насколько грубый этот камень? Что-то мне кажется, что часть проблемы кроется в камнях...

edit log

grinderman 13-09-2009 10:48

anton-stv:
quote:
У меня создалось впечатление, что штрихи от абразива идут вдоль РК.
Это так?

+1
В этом-то и проблема, скорее всего.

Viziter 13-09-2009 19:07

Точу вдоль РК как научили в фильме в ветке для начинающих (заточка стамески на наждачке на стекле), так и угол проще держать. До этого заточил стамеску шириной 30мм таким же методом до бритья волос, дерево также режет и поперек волокон, РК не обламывается. Последний камень 1000. Нож рубанка вчера выводил на мелком камне, пришел к выводу что заусенец пружинит, т.е. он есть, но занимает прямое положение при контроле и, при определенной длине, отламывается (штрихи вдоль РК этому помогают). После заточки попробовал резать дерево - РК отломилась. Попробую теперь заточить саму РК на более тупой угол поперек РК (типа как на ноже) только ради эксперимента.

edit log

Nikolay_K 14-09-2009 19:54

quote:
Originally posted by Viziter:

Точу вдоль РК как научили в фильме в ветке для начинающих (заточка стамески на наждачке на стекле), так и угол проще держать.


так можно точить, но в этом случае надо снимать больше металла
и полностью убирать все следы от предыдущего зерна с некоторым запасом, т.е. после того как визуально все царапины выведены снять еще немного металла

и финиш надо будет делать на очень тонком зерне
если этого не делать то кромка будет отваливаться вместе в заусенцем...

американцы любят такой подход, у них на него нынче мода
называется side sharpening ( http://www3.telus.net/BrentBeach/Sharpen/sidesharpen.html ), под него навыпускали всяких приспособлений ( http://www.inthewoodshop.com/ToolReviews/Side%20Sharpening%20and%20The%20Sharp%20Skate.html ),
он часто упоминается в журналах и по нему есть всякие видео-курсы
( вот с этого все началось: http://www.craftsmanstudio.com/html_p/Q010001.htm )
кстати, Harrelson Stanley --- основоположник этого подхода...

а Майкл Дунбар повторил этот опыт с применением шкурок на стекле
тот самый о котором упомянуто выше (заточка стамески на наждачке на стекле)

quote:
Originally posted by Viziter:

заусенец отламывается. В чем проблема?



то, что при заточке вдоль РК заусенец отламывается --- это совершенно нормальное явление. Так и должно быть.

edit log

Viziter 14-09-2009 20:42

За разъяснения спасибо. До предыдущего своего поста пробовал точить поперек РК, возникают проблемы с удержанием угла, спуск получается выпуклым. Удержание угла в данном случае так же приходит с опытом или требуются приспособления?
Nikolay_K 15-09-2009 12:53

quote:
Originally posted by Viziter:

До предыдущего своего поста пробовал точить поперек РК, возникают проблемы с удержанием угла, спуск получается выпуклым. Удержание угла в данном случае так же приходит с опытом или требуются приспособления?


мало что понимаю в заточке стамесок, но обобщая свой опыт и дополняя его сведениями из книг и статей могу предположить, что удержание угла при заточке стамесок, штихелей и прочих тому подобный инструментов оказывается еще более сложной задачей, чем для ножей и потому даже очень опытные профессионалы типа Leonard Lee и Brent Beach предпочитают использовать приспособления, более того, сами их разрабатывают, вот примеры http://www3.telus.net/BrentBeach/Sharpen/station.html#jig

http://books.google.ru/books?id=CtkWaJw5iXkC&pg=PA65&lpg=PA65&dq=leonard+Lee+chisel+sharpening+jig&source=bl&ots=TznEVIK8UJ&sig=XbUggzYzYdrILa5WQAXKzcm-HnU&hl=ru&ei=0Z2uSpXNGpqknQOEtYmpBQ&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1#v=onepage&q=&f=false

Viziter 15-09-2009 12:07

Еще раз спасибо за разъяснения и за ссылки. Кстати на ссылке и в ветке о Касуми https://forum.guns.ru/forummessage/224/506156.html на фото показана заточка стамески с выборкой металла на спуске для уменьшения плоскости заточки. Попробую и я также. Простейшую приспособу также изготовлю (попробую в металле может ролики приделаю).
grinderman 15-09-2009 12:46

Сейчас продается масса приспособлений для заточки плоских стамесок и железок рубанков.

Кстати, приспособы эти рабочие и ими пользуются довольно много столяров.

Вот пара из них:
click for enlarge 800 X 480 46,0 Kb picture


240 x 188

edit log

Nikolay_K 15-09-2009 13:52

посмотрите, что делает Brent Beach ( http://www3.telus.net/BrentBeach/Sharpen/station.html#jig )
там для изготовления заточного приспособления
требуется несколько деревяшек, фанерок и кусок стекла
и никаких железяк и роликов ...
Viziter 11-10-2009 18:12

Дошли неаконец руки. Сделал самую простую деревянную приспособу и наточил нож рубанка. Точил на алмазном бруске 100/80, 50/40, водник 1000 и Грен алания. На бруске точил строго перпендикулярно РК, доводил и вдоль и поперек РК. Наточил! Кромка теперь не обламывается.
ВасилискК 13-10-2009 11:30

quote:
Сейчас продается масса приспособлений для заточки плоских стамесок и железок рубанков.
Кстати, приспособы эти рабочие и ими пользуются довольно много столяров.


Вторая (Стенли) - мне не понравилась, задумана вроде бы не плохо, но реализация.... Камень который в комплекте - я им сейчас топор точу, с приспособой им работать - потом замучишься геометрию править (стамески!).
Сейчас остановился на держалке от Веритас:

Очень стабильно держит угол.
Точить лучше на брусках которые хорошо сохраняют геомертию (свою).
Я пользуюсь алмазными + арканзасы + яшма.
Хочу еще теперь попробовать "стеклянные" Шаптоны. Обычные водники у меня не пошли, т.к. стамеска часто ходит по одному месту камня и легко копает "траншею", приходится часто править. Хотя на широких железках - наверно будет нормально.
И еще несколько приспособ (не пробовал, чисто для ознакомления):





edit log

Viziter 13-10-2009 12:04

Подскажите где такое добро продают?
ВасилискК 13-10-2009 15:42

quote:
Подскажите где такое добро продают?

На понравившейся картинке щелкните правой кнопкой мыши->Свойства->В строке "Адрес" виден сайт откуда картинка...
Как правило на этом сайте и продают...
;-)