Guns.ru Talks
Мастерская
Про зонную закалку и хамон. ( 5 )

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
всего страниц: 30 : 12345678...27282930
Ножедел
24-7-2011 19:56 Ножедел первое сообщение в теме:
Долговременная (надеюсь) тема для обсуждения вопросов про зонную закалку, получения качественного хамон и пр.

Призываю присоединиться к обсуждению и показать свои результаты!
Если очень хочется показать чью-либо работу, то указываете, пожалуйста источник и прикрепляйте ссылку.


click for enlarge 1024 X 768 64,4 Kb picture


Чтобы правильно понимать суть предмета, давайте говорить на одном языке, т.е. использовать одни и теже термины.

Когда клинок имеет одинаковую твердость от лезвия к обуху, то очевидно что можно говорить о равномерной закалке.

В случае, когда твердость стали плавно изменяется от лезвия к обуху, без выраженной границы, то можно говорить СЕЛЕКТИВНОЙ, т.е. выборочной закалке.

Если при выборочной закалке становится видна разница между относительно более "мягким" телом клинка и крепко закаленным лезвием (закаленная часть традиционно называется ЯКИБА), то имеет место ЗОННАЯ закалка.

ХАМОН - это та структура, которая отделяет ЯКИБА от основного тела клинка при зонной закалке. Эта структура имеет вид четкой светлой линии проходящей по границе якиба.

edit log

vlad27k
27-7-2011 21:02 vlad27k
еще зонный отпуск пользую - закалка обычно, затем клин в сковородку с водой и греть по обуху горелкой, контролируя линию по цвету. Очено удобно.
Еще при электротравлении вылезает объемная линия, иногда аж тройная и почти всегда ровная - что за металл странный получается в месте этого хамона?
зы фоток не нашел чтоб показать
kirsan_kaifat
27-7-2011 21:40 kirsan_kaifat
quote:
Originally posted by vlad27k:

клин в сковородку с водой и греть по обуху горелкой,


блин классный способ) голь на выдумку горазда... записал в памяти!
KaratV
27-7-2011 21:47 KaratV
Интересно...
Udod
27-7-2011 21:57 Udod
quote:
клин в сковородку с водой и греть по обуху горелкой,

Пробовал с мокрым песком (сильно мокрым. ) Поиграв в куличики,можно получить изогнутую линию хамона.
Ито Мацумото
28-7-2011 06:36 Ито Мацумото
Вчерашние эксперименты:
После шлифовки на 100 зерне абразива
click for enlarge 717 X 538 145,7 Kb picture
Слегка протравил в хлорном железе
click for enlarge 717 X 538 146,0 Kb picture
Если приглядеться - то ниже линии хамон видно некое подобие свисающих с нее в РК валунов иль облаков. Результат меня пока не впечатляет.
click for enlarge 717 X 538 156,0 Kb picture
Здесь линию немного закучерявил - но снова НЕ ТО. При построении и программировании будующей линии хамон у меня пока не получается сделать видимыми все узоры. Сталь эвтектоидная у8.
click for enlarge 717 X 538 168,8 Kb picture
click for enlarge 717 X 538 163,5 Kb picture
click for enlarge 717 X 538 145,5 Kb picture
click for enlarge 717 X 538 149,3 Kb picture
click for enlarge 717 X 538 149,8 Kb picture
click for enlarge 717 X 538 158,3 Kb picture
click for enlarge 717 X 538 156,9 Kb picture
click for enlarge 717 X 538 149,7 Kb picture
Буду продолжать эксперименты и систематизацию .

edit log

Ито Мацумото
28-7-2011 07:07 Ито Мацумото
Да еще заметил такую особенность при построении обмазки. Слишком близкое расположение ребер АСИ при закалке образует паровую рубашку , которая мешает закалке верхних частей.
Ребра АСИ должны быть достаточно тонкими, чтобы "рассекать" паровую рубашку и
улучшать прокаливаемость.
click for enlarge 800 X 600  42,3 Kb picture
DECEMBER
28-7-2011 09:15 DECEMBER
quote:
Originally posted by Ито Мацумото:

Если приглядеться - то ниже линии хамон видно некое подобие свисающих с нее в РК валунов иль облаков.


А насколько тонко сведён был перед закалкой? Впечатление, что на РК до помещения в закалочную среду успела чуток упасть температура.
kirsan_kaifat
28-7-2011 10:34 kirsan_kaifat
углеродка имеет более низкую прокаливаемость чем 65г
Ито Мацумото
28-7-2011 20:52 Ито Мацумото
Сведены все в 0,5 - 0,3 мм.
Lomoff
29-7-2011 08:26 Lomoff
,
товарищь Агурцов
29-7-2011 08:26 товарищь Агурцов
А вот что у меня получилось. Шх 15, обмазка Гарант.
click for enlarge 1920 X 1440 331,1 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 262,4 Kb picture
ДокВВ
30-7-2011 13:44 ДокВВ
покажется что нос у клинка не закаленый. закалено только брюхо.
Ножедел
3-8-2011 21:42 Ножедел
Итак, начинаем раскрывать секреты зонной закалки с обмазкой!

Про выбор стали уже все всем понятно, для качественного и красивого Хамон - углеродка без примесей, из легатуры приветствуются вольфрам и молибден (в незначительных колличествах). Все остальное только увеличивает прокаливаемость и размывает столь вожделенную границу закалки.

Берем сталь У8 и выковываем клинок, после этого обязателен отжиг. Далее следует черед слесарки. Придав клинку желаемые формы шлифуем спуски клинка. Перед закалкой оставляю риску от 24-го абразива (обмазка лучше цепляется), при толщине обуха клинка 4мм РК шлифую до 0.7-0.9мм.


click for enlarge 1024 X 741  68,9 Kb picture

Ножедел
3-8-2011 21:59 Ножедел
Суть обмазки заключается в следующем.
Необходимо создать такие условия, чтобы одна часть клинка (обух) остывала с меньшей скоростью, чем другая (лезвие), и чем значительнее будет это выражено и резче будет переход от одной зоны к другой, тем лучше! НО (!) опять же только до определенной степени! Совсем нередки случаи, когда от излишнего усердия при создании термоизоляции обуха и скоростном охлаждении лезвие отрывает от тела клинка как раз по линии "хамон".

Сейчас мы коснемся только темы обмазки!
По сути, все равно, чем мы будем изолировать обух клинка от охлаждающей жидкости. Это может быть и глина, и жидкое стекло с песком, и размоченый асбокартон, даже массивный стальной кондуктор. У каждого способа есть свои особенности.

Самый быстрой и простой обмазкой я считаю термогерметик (как на фото), стоит 150р, работать быстро и чисто!


click for enlarge 768 X 1024 262,2 Kb picture

Ножедел
3-8-2011 22:06 Ножедел
Наносим на клинок, следя, чтобы герметик плотно прилип к стали, дабы в дальнейшем под слой изоляции не затекла охлаждающая жидкость.

При нанесении можно проявить фантазию чтобы добиться желаемого результата! (вообще-то, получить строго то, что запланированно, весьма непросто!!)
Наносим герметик поочередно на каждую сторону клинка, а затем покрываем спинку.

Предвижу вопрос о симметричности нанесения обмазки.
Я пробовал и строгую симметрию, чтоб "рубашка" герметика строго одинаково закрывала клинок с обоих сторон, и "хаотичное" нанесение. И знаете... особой разницы не заметил...


click for enlarge 1024 X 719  64,2 Kb picture
click for enlarge 1024 X 736  76,8 Kb picture
click for enlarge 1024 X 686  64,1 Kb picture

Ножедел
3-8-2011 22:10 Ножедел
Сразу после нанесения осторожно просушиваю обмазку паяльной лампой, чтоб выпарить воду. При этом в образующейся корочке делаю "проколы", чтоб образующийся пар имел выход и не оторвал обмазку от стали.

Как только влага выпарилась клинок отправляю в печь, для нагрева под закалку.


click for enlarge 1024 X 749  53,1 Kb picture
click for enlarge 1024 X 714 112,1 Kb picture

Ножедел
3-8-2011 22:16 Ножедел
Закалку провожу по "щадящему" режиму, т.е. в масло.
Вот клинок сразу после купания в маслянной ванне.

"Рубашка" изоляции легко отходит от стали при постукивании о наковальню, можно слегка помочь себе молоточком.


click for enlarge 1024 X 764 119,8 Kb picture
click for enlarge 1024 X 765 116,3 Kb picture

Ножедел
3-8-2011 22:19 Ножедел
Далее следует обязательный отпуск клинка и всем знакомые манипуляции по шлифовке!

И вот готовый результат, так выглядит клинок после шлифовки до 120 номера абразива.


click for enlarge 1024 X 434  68,2 Kb picture
click for enlarge 1024 X 437  73,3 Kb picture
click for enlarge 1024 X 639  80,7 Kb picture

HeadOut
3-8-2011 22:20 HeadOut
Антон, не пробовал для симметрии фигурной обмазки делать трафарет? кусок пластиковой бутылки сложённый пополам и фигурно обрезанный, в него клиночек РК в перегиб и мажь герметик поверх. Лишнее снимется....в теории, я сам второе лето забываю и мажу ручками по старинке.
Ножедел
3-8-2011 22:23 Ножедел
quote:
для симметрии фигурной обмазки делать трафарет?

А смысл? "Аккуратистской" возни больше, а результат ничем не отличается!
Нет, конечно если очень хочется, то можно...
всего страниц: 30 : 12345678...27282930

Guns.ru Talks
Мастерская
Про зонную закалку и хамон. ( 5 )