Guns.ru Talks
Мастерская
Вопрос по Термообработке и Ковке

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
Андрей Ветер
11-4-2019 10:37 Андрей Ветер
Приветствую мастеровых! Вопрос такой. Беру кованые поковки х12мф. Ковка на механическом молоте. Термообработку делаю сам. Муфельная печь с терморегулятором. Обработка холодом и тд. На днях вылез такой косяк. От куда, пока не пойму. Хотелось бы просветления. Сделал краш тест поковки, которую вовремя не выровнял. Сломал, однако она сломалась не в самом слабом месте. Начал рассматривать. Обнаружил трещину с ржавчиной, по которой произошёл разлом. Исследую дальше. С торца поковок увидел трещины. При чём на всех трёх поковках. Все три из одного места. И все три были с моей термообработкой. Отсюда вопрос. Что может повлиять на такое расслоение стали? Интересуют трещины с торца. Ниже фото. Фото разлома с ржавчиной. Зерно, как я понимаю, достаточно мелкое. Предъявлять никому ничего не буду. Важно узнать причину расслоения. Чтобы определить для себя дальнейшее направление. С интересом выслушаю возможные причины!
click for enlarge 960 X 720 34.7 Kb
click for enlarge 960 X 720 41.0 Kb
click for enlarge 960 X 720 35.8 Kb

edit log

JARMA
11-4-2019 14:10 JARMA
Опишите пожалуйста весь процесс термообработки. Нормализация, отпуск...? В чем калите? Трещины могут пойти банально из-за недостаточно разогретого металла в процессе ковки. Когда куешь ручками, чувствуешь, если металл недостаточно разогрет, а вот при механической ковке едва ли...

edit log

ly01ik
11-4-2019 15:10 ly01ik
Тоже на ум приходит недогрев при ковке.
sany_74
11-4-2019 15:40 sany_74
Делайте более«мягкую» закалку, с меньших температур, либо стандартную, но без азота, если металл был целым, должно помочь.
basp07
11-4-2019 18:08 basp07
Зачем рукоять калить под рез?
alex-wolff
11-4-2019 18:23 alex-wolff
никогда не покупать у кузнецов поковки без ТО- это аксиома.))))))
Если нравиться заниматься ТО, дешевле и проще покупать металлопрокат.
в конкретных образцах уже виноватого не найдёшь, х12мф калится на воздух, кузнец мог и не заморачиваться с нормализацией, хотя и сковал всё нормально, микротрещины пошли уже в процессе вылёживания.
quote:
Originally posted by basp07:

Зачем рукоять калить под рез?



что бы проще ломать было.)))))

edit log

Hrnch
11-4-2019 21:52 Hrnch
В свое время случайно открыл народный способ поиска малозаметных трещин на заготовках.. Шлифануть черноту с пластины, взять брусок помельче и пошмурыгать возвратно-поступательно с водичкой до образования некой субстанции (смесь микроопилок и отлетевшего абразива). Затем, не смывая эту дрянь, на пластину водички добавить по капельке. В образовавшейся "луже" на поверхности пластины снятые частицы метала расходятся неравномерно и концентрируются на невидимых глазу разрывах метала . Там чего-то с магнитным полем происходит. Видно очень отчетливо, здорово помогает вовремя выбросить

edit log

Андрей Ветер
12-4-2019 20:27 Андрей Ветер
quote:
Изначально написано JARMA:
Опишите пожалуйста весь процесс термообработки. Нормализация, отпуск...? В чем калите? Трещины могут пойти банально из-за недостаточно разогретого металла в процессе ковки. Когда куешь ручками, чувствуешь, если металл недостаточно разогрет, а вот при механической ковке едва ли...

К сожалению, пока не кую.

Андрей Ветер
12-4-2019 20:28 Андрей Ветер
quote:
Изначально написано ly01ik:
Тоже на ум приходит недогрев при ковке.

Не кую.

Андрей Ветер
12-4-2019 20:33 Андрей Ветер
quote:
Изначально написано sany_74:
Делайте более'мягкую' закалку, с меньших температур, либо стандартную, но без азота, если металл был целым, должно помочь.

с 1030 обработка в спирт+сухой лёд. Охлаждение постепенное. Спасибо, пока сам не кую, буду смотреть на импортный прокат.

Андрей Ветер
12-4-2019 20:34 Андрей Ветер
quote:
Изначально написано basp07:
Зачем рукоять калить под рез?

это х12мф, зонная закалка не получится

Андрей Ветер
12-4-2019 20:36 Андрей Ветер
quote:
Изначально написано Hrnch:
В свое время случайно открыл народный способ поиска малозаметных трещин на заготовках.. Шлифануть черноту с пластины, взять брусок помельче и пошмурыгать возвратно-поступательно с водичкой до образования некой субстанции (смесь микроопилок и отлетевшего абразива). Затем, не смывая эту дрянь, на пластину водички добавить по капельке. В образовавшейся "луже" на поверхности пластины снятые частицы метала расходятся неравномерно и концентрируются на невидимых глазу разрывах метала . Там чего-то с магнитным полем происходит. Видно очень отчетливо, здорово помогает вовремя выбросить

Да, на другой поковке увидел на 80 абразиве.

Cudeyar
12-4-2019 21:07 Cudeyar
Однозначно нарушение температурного режима при ковке, а трещины на торцах идут при чрезмерной силе удара бойка...........100% вина кузнеца, даже если он отжиг или нормализацию делал (в чем сомневаюсь)....а кто ковал, не отпишите в личку?
Hrnch
13-4-2019 09:48 Hrnch
quote:
100% вина кузнеца

Ну не 100 конечно, но в общем похоже. У этой сталюки ковочный диапазон очень узкий, сама по себе неоднородная, а иногда так хочется еще чуток добить...