Мастерская

Технологии сушки древесины, свойства и особенности некоторых пород.

Nikolaich72 23-12-2014 04:38

Шелковица(тутовое дерево) имеет красновато-бурую древесину; заболонь у нее - узкая. Под воздействием света древесина со временем темнеет. Режущим инструментом обрабатывается с трудом, очень хорошо полируется. Находит применение в токарных и мозаичных работах. Лучшей из разновидностей является шелковица черная.
Нажмите, что бы увеличить картинку до 450 X 300 39.0 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 450 X 338 32.5 Kb
Шелковица в разрезе.
Шелковица - кольцесосудистая порода с очень узкой (3-5 годичных слоев) желтовато-белой заболонью, резко отделяющейся от красновато-бурого ядра.
От действия света древесина темнеет и становится темно-бурой. Годичные слои хорошо видны; сосуды ранней зоны крупные, часто закупорены тиллами белого цвета; в поздней зоне мелкие сосуды и паренхимные клетки вначале образуют небольшие группы в виде светлых точек, а в широких слоях ближе к наружной границе - короткие черточки, параллельные слою. Сердцевинные лучи узкие, но довольно хорошо заметные, на поперечном разрезе светлее окружающей древесины.
Нажмите, что бы увеличить картинку до 450 X 338 17.5 Kb
Красивая текстура, приятный цвет и блеск древесины шелковицы придают особую привлекательность бытовым и столярным изделиям из нее.
Физико-механические и технологические свойства.
Древесина шелковицы прочная, вязкая, тяжелая. При стандартной влажности ее плотность составляет 600-700 кг/м3.
Шелковицу относят к слабоусыхающим породам. В процессе камерной сушки она проявляет слабую тенденцию к образованию трещин и покороблению, однако сам процесс сушки достаточно длителен. Правильно высушенная древесина шелковицы при эксплуатации изделий из нее обеспечивает хорошую стабильность формы и размеров. Водопоглощение низкое, что затрудняет ее пропитку защитными составами. По прочности древесина шелковицы практически не уступает древесине дуба и бука.
Предел прочности при статическом изгибе для древесины шелковицы белой составляет 99,1 МПа; при сжатии вдоль волокон - 55,4 МПа (влажность 12%). Шелковица относится к твердым породам. Ее показатели статической твердости выглядят так:
твердость торцевая - 61,3 Н/мм2;
твердость радиальная - 51,1 Н/мм2;
твердость тангенциальная - 56,6 Н/мм2.
Модуль упругости - 9,23 ГПа.
Хорошо обрабатывается режущим инструментом, прекрасно шлифуется и полируется, хорошо удерживает крепежные элементы, хорошо склеивается. Удовлетворительно принимает потравы и бейцы, хорошо окрашивается и лакируется.
Биостойкость и стойкость к воздействию климатических факторов у древесины шелковицы удовлетворительная, поэтому ее рекомендуется использовать для изделий, используемых внутри помещений.
Область применения.
Шелководство и шелкоткачество. Как уже отмечалось выше, разведение шелковицы составляет основу промышленного шелководства. При этом 'производителем' сырья для получения натурального шелка является тутовый шелкопряд (Bombyx mori), или шелковичный червь, - гусеница и бабочка. Гусеница питается исключительно листьями шелковицы.
Тутовый шелкопряд - это единственное полностью одомашненное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии и полностью зависящее от человека. Бабочки-самки даже 'разучились' летать. Взрослое насекомое - толстая бабочка с беловатыми крыльями размахом до 6 см.
В период личиночной стадии своей жизни гусеницы непрерывно едят листья, причем с таким громким хрустом, что его сравнивают с шумом дождя, падающего на деревья во время грозы. Из гусеничных коконов - плотных, похожих на крошечные яйца оболочек - получают драгоценные нити. Коконы, которые шелковичные гусеницы туго.свивают вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку, собирают через 8-9 дней с начала завивки и передают на первичную обработку. Цель ее - убить куколку и размотать коконную нить, длина которой составляет от 300 до 3000 м. Она тонкая, как паутина (20-30 мкм), поэтому несколько коконных нитей соединяют вместе и получают нити шелка-сырца, с которыми уже можно работать - ткать шелковое полотно. Шелковая нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, отражает свет, поэтому шелковые ткани так красиво переливаются.
По данным большинства древних письменных источников, появление в Китае шелководства связывалось с именем главной жены легендарного императора Хуан-ди по имени Лэй-цзи из рода имен, которая научила народ шелководству и земледелию. Эта легенда давно известна на Западе, и почти каждая работа по истории шелководства начинается с упоминания имени Лэй-цзи.
Находки археологов говорят о том, что сначала в производстве шелка использовались нити дикого шелкопряда. Затем его стали культивировать, и нити сделались ровнее, качество улучшилось. Со временем наладилась и технология выработки ткани: шелк стали окрашивать, а перед окрашиванием его промывали, вываривали и отбеливали. О блестящих, мягких нитях шелка, привезенных из Китая и произрастающих на деревьях, писал Сенека. А Пезанис, известный путешественник и географ, верил, что шелк, как паутину, производят гигантские жуки. В IV веке была сделана еще одна попытка объяснить природу шелка, который в Европе воспринимался как феномен. Римский историк Аммианус Марцеплинус утверждал, что в Китае земля мягкая, как шерсть, и после поливки и культивации ее можно использовать для формирования шелковых тканей. Искренняя вера в подобный вздор неудивительна: в Древнем Китае тайну получения шелковых волокон и тканей тщательно охраняли в течение нескольких тысяч лет. Китайцы прилагали всевозможные усилия, чтобы яйца шелкопряда и семена тутового дерева не были вывезены из страны. Власти даже карали смертной казнью попытку вывоза грены (то есть яйца) шелкопряда или взрослых насекомых за пределы страны.
Но все тайное когда-то становится явным. В IV-VI веках производство шелка перестает быть монополией Китая, с ним знакомятся Средняя Азия, Корея, Япония, Индия. О том, зародилось ли шелководство в этих странах самостоятельно или проникло из Китая, а если было заимствовано, то каким путем, почти ничего неизвестно. На этот счет существуют лишь многочисленные легенды и предположения.
В Европу (первоначально в Испанию) шелководство, по всей вероятности, пришло через Византию и арабские страны. До VIII века шелк был известен во многих государствах, но лишь как товар, привозимый из дальних стран. Широкое распространение в Европе шелководство, в собственном смысле этого слова, получило только в XIII веке. В 1599 году французский агроном Оливье де Серр опубликовал первое в Европе пособие по шелководству.
В России первые шаги к созданию собственного шелкоткацкого ремесла были сделаны в конце XVI века, при царе Федоре Иоанновиче, пожелавшем пригласить в Москву итальянского мастера Марка Чипони, знавшего, как ткать бархат и парчу. В допетровской России попытки наладить собственное шелкоткацкое производство с привлечением европейских мастеров предпринимались неоднократно с переменным успехом. Своего шелководства в России очень долго не было, поэтому шелк-сырец ввозился из-за границы, по большей части армянскими купцами.
И только в период петровских реформ шелкоткачество заметно окрепло. К этому же периоду относится и закладка достаточно крупных плантаций шелковицы в Астрахани. В 1740 году в Москве имелось 26 шелкоткацких и одна тростильная мануфактуры. Установление в 1757 году новых, более высоких таможенных пошлин на ввозимые шелковые изделия и отмена Екатериной II разрешительной системы вызвали новый рост шелкоткацких за-ведений. При этом Москва и Астрахань сохранили за собой роль центров шелкоткацкой промышленности. Многовековой опыт шерсто- и льноткачества, накопленный народом, позволил перенести выработку многих простых видов шелковых тканей в деревню, и уже в конце XVIII века кустари составляли серьезную конкуренцию мануфактурам.
Шелководство развивалось более медленно, и в XIX веке фабрики в основном продолжали работать на привозном сырье, причем для лучших тканей использовали итальянский шелк-сырец,
Г"Ч для утка и выработки средних по качеству тканей покупали закавказский и персидский шелк. Крупнейшим шелкоткац-ким предприятием дореволюционного времени было Товарищество шелковой мануфактуры в Москве, основанное в 1881 году на базе двух шелковых заведений. На фабрике выпускали бархат, плюш, фуляр, фай, атлас, парчу, глазет, ленты и различные виды мебельных тканей. В советское время шелководство и шелкоткачество развивалось в основном в республиках Средней Азии и в Закавказье. Однако высокая трудоемкость производства натурального шелка привела к тому, что он постепенно был вытеснен тканями из искусственных волокон.
Древесина.
В ряде областей Китая, где шелковица произрастает не только на плантациях, но в дикой природе, она наряду с ка-альпой яйцевидной является важнейшим источником древесины. Высокое качество древесины шелковицы позволяет использовать ее для производства мебели, в том числе для инкрустаций, для внутренней отделки помещений, в частности для изготовления паркета и других напольных покрытий, в бондарном деле, для различных токарных изделий, музыкальных инструментов, бытовых предметов, художественных поделок.
Экстракты, получаемые из древесины шелковицы, используют для окрашивания тканей в желтый цвет. Из лубяных волокон плетут веревки и канаты, из молодых ветвей - корзины.

Мастерская

Технологии сушки древесины, свойства и особенности некоторых пород.