__________
Теоретическая часть__________
Если вас интересует исключительно практика - можете сразу листать ниже.
Для начала небольшое лирическое отступление.
Практически каждому из нас необходимо периодически покидать свое уютное жилище. Кому-то надо идти на учебу, кому-то на работу, кому-то в гости или "по своим кошачьим". Впрочем, куда именно идти - неважно, суть в том, что идти таки - надо, и ничего с этим не поделаешь. Тут мы сталкиваемся довольно с забавной чертой России (на мой взгляд) - паскудным переменчивым климатом. Чем ближе новый год - тем ближе зима, а вместе с ней и "
морозы и холода", если язык, конечно, повернется их так назвать. На прошлый новый год в москве было практически нуль градусов. Весело, не правда ли ? Снежок, ага: В виде черных кучек по щиколотку у дорог. А потом, после такой подставы, внезапно и резко похолодало до -10 -15, буквально за пару дней.
Возможно где-то в сибири и лютуюет стужа, да и идти особо никуда не надо - знай, сиди себе у камина, слушай потрескивание поленьев и завывание стужи за окном. Но увы - большинство современных хомо сапиенс живет в городах, и городах как правило крупных. Это означает как минимум :
А) Обилие транспорта (т.е. большие пассажиропотоки и большое кол-во перемещений на каждую отдельную личность, даже если по типу транспорта сокращать до минимума : метро\автобусы\автомобили)
Б) Загаженная атмосфера (даже если брать во внимание мифические "озоновые дыры", то климат в крупных городах намного хуже, чем на природе - он более изменчив, подвержен неожиданным осадкам\перепадам температур и тд)
Совмещая первое со вторым, получаем : среднестатистическому человеку ежедневно надо куда-то перемещаться по городу, и делать он это будет либо на личном, либо на общественном транспорте, причем вне зависимости от погоды. Хочешь - не хочешь, а надо. Умри, Степан, но одевайся и топай. А одевайся - во что ? Зимой у нас практически вся нижняя одежда - многослойная, а вся верхняя - объемная (пуховики например). Иными словами при любом виде перемещения (как на личном, так и на обществом транспорте) существуют некоторые неудобства в плане одежды т.к. выходить на улицу в любом случае приходится.
Допустим, метро. Заходите вы в него зимой, весь такой розовощекий, с морозца, и.. . грязно ругаетесь. Средняя дальность поездки в метро (по москве) как правило около около получаса (у автора темы - час). За это время человек успеет "оттаять" с мороза, нагреться, и начинает что ? Правильно, потеть. Потому что одет человек по зиме - в свитера, кофты, многослойные майки и тд и тп. А топят в метро постоянно и довольно нехило. Начинаются те самые "летние" восклицания в духе "фу - жарко !" (ненавижу такое), и люди начинают усердно разматывать с шеи рулоны шарфов, пытаются снять с себя пуховики и шубы, толкаются-пихаются и тд и тп. И вот она - долгожданная станция, вам выходить. А вы раздетый и мокрый. И вновь наматывать километры шарфа, и вновь пытаться напялить на себя пуховик, чтобы подобно снеговику, переваливаясь, пытаться в нем идти на выход: Одним словом - море неудобств.
Допустим, общественный транспорт вроде автобусовНе все обладают личным железным конем, да и те, кто обладают - не всегда имеют возможность им воспользоваться. Мало ли - поломка неожиданная, или подвыпимши, или еще какая причина. Идем мы по морозцу, дышим свежим воздухом, запорошенной чистым белым снегом улицей любуемся (ну мало ли, вдруг существуют города, где такое возможно). И вот, долгожданная остановка и автобус. Заходим, и.. . Опять таки потеем, потому что внутри на полную катушку работает печка и дует нам прямо в морду, снизу вверх. Одну, две остановки проехать - еще терпимо, но что если больше ? Опять же, средняя дальность автобусной поездки - 20-30 минут, а уж с учетом вездесущих пробок.. . И вот, разматываем мы шарф, снимаем теплую шапку со лба (либо откидываем капюшон), вытираем пот. И материмся, потому что ехать еще далеко, а припекать уже начинает. И приходится расстегивать куртку, а в иных случаях и снимать. Особенно весело пытаться проделать такое в час пик, когда яблоку негде упасть и вам буквально в затылок злобно дышит бабка с авоськой, ибо место ей уступить некому - других бабок тоже хватает. И вот, наконец, долгожданная остановка ! А там на улице - дубак. И холодно. Снова застегиваться, заматывать, распаренным выскакивать на мороз, хватать полным горлом свежего воздуха после спертого салона автобуса, где, так сказать, "надышали" до полного запотевания стекол.. .
Допустим, индивидуальный транспорт вроде личного автоНеважно, какой именно автомобиль вы имеете - проблема здесь абсолютно та же. Те, кто хоть раз садился за руль в объемной и неудобной куртке, прекрасно меня поймут. Она мешается, стесняет движения и тд и тп. Повернуться и забрать что-либо не то что с заднего - с пассажирского сидения в иной раз требует проявления чудес акробатики. А уж если что-то упало, и это надо достать из-под ног.. . Сидишь себе в пуховике, и обтираешь его рулем (особенно в маленьких компактных автомобильчиках, ибо не у всех джипы\грузовые), и можешь вертеть только головой, но уж никак не телом. Включил печку.. . Холодно, холодно, холодно.. . О, наконец-то нагрелось, тепло ! Пора раздеваться ! Но как это сделать в узком пространстве салона ? И вновь начинается возня, попытки снять куртку выворачивая руки (назад-то не подвинешься - спинка мешает) - и тд и тп. Да и потом - куда куртку девать ? Без нее - холодно, ибо сиденье таки холодное, особенно если нет подогрева или обтянуто кожей. С ней - неудобно, ибо даже если запихать за спину или под жопу - мешаться будет. В ней - вспотеем, опять же, если печка нормальная. Те, кто хоть раз проделывал подобное, прекрасно этот абзац поймут. А потом, когда авто довез нас до конечной точки маршрута, выходить на улицу надо одетым, но на улице ту самую снятую куртку одевать куда удобнее, чем в салоне корячиться. Следовательно, на улицу, пусть на короткое время, мы выскакиваем относительно раздетыми, что при хорошеньком морозце чревато.
Резюмируя.При всей подобной мороке
С мороза -
НА мороз и относительно резкой переакклиматизации довольно легко подхватить насморк, а то и чего похуже, если не повезет. Безусловно, @подобное грозит только соплякам@, а мы все @храбрые мамонты@, которым подобное не грозит. Только вот.. . Вымерли мамонты, окончательно и бесповоротно. Можно конечно сколько угодно лелеять мысли о том, что физически полноценный человек со здоровой иммунной системой не заболеет от таких "пустяков", но все же шансы этого есть и их довольно глупо оспаривать. Если вы считаете иначе - возможно задумка этой темы вам не подходит и вам за глаза хватает обычного пуховика. Тем не менее: даже если вам пуховика и хватает, то сколько вы тратите на дезодоранты и антиперсперанты ? Хочешь, не хочешь, а будешь мазаться, ибо в большинстве зимней одежки (за исключением разве что горнолыжной или спортивной) не предусмотрено вентилируемых подмышек.
__________
__________
__________
Собственно, мысль всей темы такова : создать альтернативу дорогим спортивным\тактическим костюмам, которая должна быть :
А) удобной, т.е. не стеснять движений и позволять сгибать руки под любыми углами
Б) компактной и легкой, т.е. желательно тонкой, узкой и не занимающей много места, в отличии от здоровых пуховиков и толстых шуб, а также легкой, чтобы не тащить на себе лишний вес (ибо это противоречит пункту А)
В) комфортной, т.е. создавать оптимальную температурную среду для хозяина
Г) всепогодной и демисезонной, т.е. пригодной в качестве одежды при любой температурной среде : осадки (дождь, ливень, снег, град), ветер, снег+ветер (метель), прохлада\холод\мороз (морозостойкость и сохранение тепла).
Д) качественной, т.е. из современных\инновационных материалов, ибо времена второй мировой и плащ-палаток давно прошли
Е) недорогой, т.е. дешевле готовых аналогов от спортивных\тактических производителей
Ж) стильной и моднявой, т.е. такой, чтобы в ней не стыдно было выйти в город\в люди
З) практичной, т.е. пригодной для повседневного ношения вне зависимости от дальности и цели поездки
Казалось бы - совместить все это в одном флаконе практически невозможно, но.. так ли это ?
В ходе долгих размышлений в голову случайно закралась мысль о... плаще. Да, как ни странно, именно о таком простом изобретении человечества, как плащ.
__________
Чем же так хорош плащ ?
__________
Как раз всем тем, что требовалось в списке сверху.
Во-первых, плащ не стесняет движений и оставляет руки свободными. Тут думают понятно без объяснений - руки можно сгибать\выворачивать под любыми углами и плоскостями, заводить за спину, скрещивать и т.д.
Во-вторых, плащ компактный и легкий - его можно свернуть\сложить и он не займет много места.
Вспомните, как выглядит и чувствует себя человек, снявший с себя пуховик и держащий его "в охапку" в руках, особенно если человек - маленький и тощий, а пуховик - большой и объемный.
Тут правда вопрос тонкости встает особенно остро. Зимние плащи как правило толстые т.к. меховые\на плотной меховой подкладке, например :
Чтобы сделать плащ со всеми желаемыми характеристиками тонким, т.е. более удобной альтернативой пуховику - нужно хорошенько подумать над материалом.
В-третьих и в-четвертых , как ни крути, но плащ создает комфортную температурную среду. Он не пропускает воздух снаружи и одновременно не выпускает тепло изнутри, а также защищает от осадков\холода. Ах да, ну и подмышки в нем не потеют, так как вентилируются.
В-пятых, шестых, седьмых и восьмых, бешенная накрутка в цене не всегда означает качество. Пяти или даже шестизначные суммы за спортивную (например горнолыжную) и тактическую одежду не гарантируют 100% совместимость с вашими нуждами. Вентилируемые подмышки и отстегивающиеся рукава - это еще не верх гениальности. Армейские плащ-палатки изобрели еще в далеких 1880-х и с тех пор вышло немереное количество инновационных (да-да, в т.ч. и НАНО (сколково, хихи)) материалов всевозможных фасонов и расцветок. Главное лишь выбрать нужный, причем выбрать с учетом индивидуальных особенностей. Кому-то посимпатичнее и постильнее в город на работу - в личное авто, кому-то попроще, но понадежнее - в пригород в электрички. Ну а кому-то воообще в лес по дрова - плевать на фасон, все силы в практичность. Ключевой элемент здесь - возможность кастомизации, т.е. подгонки стиля\материала\фасона\посадки\размера под себя любимого, включая любые возможные плюшки. Захотели - сделали с кармашками и заклепками, на манер косухи, захотели - под модный тренч закосили, захотели - вообще под джинсовую куртку пародию слепили. А то и вовсе, тактический комбинезон на манер "лешего", весь в висюльках-креплениях.
__________
Метод изготовления
__________
С одной стороны - тут можно сломать голову, с другой - все просто донельзя. По цене дешевле всего сшить самому, сделав подобный плащ двухслойным (теплосберегающий низ + всепогодный верх). Чуть подороже, но уже лучше по качеству - трехслойным (уютная тесненькая подкладочка, теплосберегающая мембрана, всепогодный верх). В теории при небольших доп. вложениях можно даже заказать фабричный метод изготовления - триплирование (т.е. подобное изделие получится "на века").
В идеале (на мой взгляд) самым долгоживущим и качественным будет 5-ти слойный плащ, изготовленный из самолично подобранных материалов фабричным методом, но по фигуре и потребностям подогнанный уже вручную. Состоять он должен из :
1) Мягкая нижняя подкладка, возможно даже тканевая - сугубо для удобства ношения и уютного прилегания к телу
2) Первичный теплоизолирующий слой, сохраняющий и аккумулирующий тепло. Ключевая фишка здесь - он должен "дышать", в противном случае это получается тот же пуховик, от которого человек может потеть.
3) Основной теплоизолирующий слой, подобно фольге с газеткой и пленкой не пропускающий тепло наружу.
4) Дополнительный защитный слой, отталкивающий остатки влаги\холода. идеале - GORE-TEX, хотя по цене это получится довольно бюджетненько.
5) Базовый защитный слой, не пропускающий внутрь холод и осадки
__________
Какими должны быть материалы изготовления ?
__________
В выборе материалов по полезности\практичности играют роль всего два параметра : водонепроницаемость и воздухопроницаемость. Первое должно быть выше 2000 мм.в.ст., т.е. "непромокаемым", второе - со значением 0, т.е. непродуваемым. Паропроницаемость, т.е. "дышащие" свойства материала в данном случае абсолютно не важны - т.к. плащ позволяет воздуху циркулировать вдоль всего тела, человек в плаще практически не потеет (если не брать модели с рукавами и не укутываться в кокон).
В ходе исследований разных материалов совершенно случайно наткнулся вот на эту тему на ганзе : (про софтшел, <мягкие> материалы).
25 страниц обсуждения, много красивых американских слов, но.. . Довольно мало конкретной информации по делу. Если покупать готовые варианты, т.е. уже сшитые кофты\куртки, а потом в буквальном смысле распарывать их ради материала - это извращение. Если искать сам материал - так нету его, нужного-многослойного, в продаже, а если и есть, то далеко-далеко, в единичных местах, за океаном и втридорога. Лично мне привезти откуда угодно не проблема, а остальным ? Следовательно, надо искать что попроще, да поближе, причем желательно подешевле. Т.е. ответ на вопрос "какими должны быть материалы" довольно прост - доступными) Но увы. Поход в магазин тканей особых плодов не принес - набор стандартного ширпотреба не впечатлил вовсе. Максимум, что нашлось - это обычная плащовка, да убогий брезент, который у "газелей" кузов закрывает. Чтож, пришлось обращаться к любимому интернету. Поиски по словам в духе "непромокаемая ткань" позволили составить основной список нужных материалов.
__________
Материалы
__________
Nylon (Нейлон)- ткань из полиамидного (капронового) волокна. Устойчива к выцветанию, неприхотлива в уходе, создает прекрасную защиту от дождя и ветра, хорошо "дышит". Применяется для пошива спортивной одежды, тентов (r/s) и пр.
Poly Taffeta (Поли Таффета)- ткань, изготовленная из полиэфирных (лавсановых) волокон, более прочная и более устойчивая к действию ультрафиолета, чем нейлон (капрон), практически не растягивается при намокании. Защищает от ветра, быстро сохнет, обеспечивает хороший воздухообмен. Используется для спортивной одежды, курток, тентов и пр.
Taslon \ Taslan (Таслан)- прочная ткань с плотной двухдиагональной структурой плетения волокон и водооттакливающей пропиткой. В продольном и поперечном направлении вплетаются усиливающие нити, что придает ткани высокую сопротивляемость разрывам, трению, многократным изгибам. За счет дополнительной полипропиленовой обработки ткань на протяжении долгого времени сохраняет свои первоначальные свойства и внешний вид. Водоотталкивающая, ветрозащитная, "дышащая".
Pongee - ткань из полиэфирных волокон, мягкая, плотного плетения, нежная на ощупь, используется для пошива легких изделий.
Calandered Pongee WR - тонкая ткань, мягкая, но плотная, с шелковистой поверхностью, каландрированная, с водоотталкивающим покрытием, используется для пошива курток, ветровок, плащей.
Micro Fabric peach skin twill + teflon. Мягкая немнущаяся ткань, на ощупь бархатистая, с нанесением грязеотталкивающего покрытия. Используется для курток, ветровок, спортивных костюмов, брюк.
Poly Oxford - прочная ткань со специальной структурой нитей, гладкая и блестящая, устойчива к истиранию. Используется для пошива рюкзаков, сумок, усиления участков одежды, испытывающих нагрузки.
__________
Дополнительные характеристики ткани :
__________
R/S (RipStop) - ткань упрочнена перпендикулярно расположенными толстыми нитями (выглядит как клеточка 5x5 мм). Такая ткань при небольшом увеличении веса выдерживает значительные разрывные нагрузки и практически не растягивается при намокании.
PU, PU/S, PA - покрытие с изнаночной стороны ткани (полиуретан, полиуретан с алюминиевым порошком ("серебрянка"), полиамид).
1000 mm, 2000 mm, 3000 mm : - водостойкость, меняется в зависимости от толщины изнаночного покрытия, измеряется в мм водяного столба. "Непромокаемой" ткань начинает считаться от 2000 мм.
W/R - на лицевой стороне ткани дополнительно нанесено водоотталкивающее покрытие, благодаря которому вода не впитывается в ткань, а скатывается с поверхности.
__________
__________
Вышеупомянутый список довольно полезный, но в ходе поисков вызвал сомнения в доступности подобных материалов. При нейлоне например сразу возникли вот такие ассоциации :
Поли таффета показалось довольно подходящей - из подобной ткани например делают зонты. И в магазинах такая ткань доступна, и материал сам по себе для целей подходящий, с водо и влагозащитой все идеально. Но.. . Демисезонный же плащ планируем - на холод и даже мороз. В этом случае поли таффета у нас увы, по нулям.
Все остальные ткани из списка отпадают - слишком мягкие и недостаточно плотные, либо не подходят по назначению, а вот Таслан в этом плане намного лучше - его как раз используют для горнолыжных курток или зимней спортивной верхней одежды.
Окей, таслан так таслан, тем более что ткань изначально укреплена и устойчива к растяжению. Тут, каюсь, укусила меня параноя - захотелось прочную ткань, так сказать "на века". Чтобы и с горки в ней можно было зимой кататься, и упасть не страшно, и зацепиться за что-нибудь - не порвать. Иными словами то самое пресловутое Rip-Stop. Помимо обычного прошития таслан может быть армирован рип-стопом, т.е. буквально пронизан миллионом нитей, образующих прочную сетку внутри материала.
Тут меня осенило - а что если попробовать еще проще ? Перед тем как покупать ткань, можно схалтурить - например тупо прикинуть теплоотдачу на сподручных материалах. В народе довольно известен такой простой способ сбережения тепла, как "трехслойный бутерброд" : слой фольги, слой газеты, слой пищевой пленки. Обычная пластиковая бутылка, замотанная таким образом легко заменяет термос (сначала обмотанная фольгой, затем газеткой, а затем обтянута пищевой пленкой, чтобы все это не слетало и засунута в целофановый пакет). Держит оно, конечно, по времени меньше, чем термос - но держит же ! Начал думать - выходила одна туфта. Фольга по-любому будет изнашиваться\рваться, а сквозь дыры\прорехи как раз будет выходить то самое драгоценное тепло. Клеить сэндвич из фольги, газеты и пленки - глупость и не вариант, разве что тестовый образец, чтобы полежать на холодном полу\земле и посмотреть, насколько быстро будет уходить тепло\проникать холод. Тут как раз вспомнил, что в кладовке в силу специфики работы завалялось несколько видов разных "космических" термоодеял, которые, по сути, и есть тот самый вышеупомянутый бутерброд, разве что в красивой упаковке и фабрично изготовленный. И, что самое главное, они соответствуют 90% требований, а именно :
- Возвращают около 80-95% тепла тела взад
- Пыле, воздухо и влагонепроницаемые
- Устойчивы к трению\сминанию\стирке (да и не пачкаются особо)
Из всего спектра одеял выбрал самое прочное, спортивный ковер фирмы АМК :
Вот на этом видео хорошо видно тот самый рип стоп, который как раз хотелось. Единственное что - убогий и вымораживающий оранжево-серебристый цвет хорош разве что для походов, но уж никак не для города - разве что на посмешище, в качестве клоуна. Накинул себе на плечи такую "волшебную накидку", нацепил парик и красный нос-помпончик и иди в метро людей смешить. Нет уж, здесь надо что-то более стильное, а-ля пик моды прошлых лет :
__________
Процесс пошивки :
__________
Недолго думая, решил сделать топорно - тупо обшить тканью, клеить пока на хочу, ибо надо проверить пригодность в деле. Начал корпеть над выкройкой, наткнулся вот на этот сайт : Шьем ролевой плащ. Объяснения примитивные конечно, но для полного новичка в швейном деле (как отправная точка) сойдет, тем более что вот тут у них советы о том, как снимать мерки.
Обычные ателье, на мой взгляд, тут не подходят абсолютно, ибо как правило шьют лишь из классической (т.е. мягкой) ткани и мыслят довольно однообразно, т.е. тупо копируют готовые стандартизированные модели. С данным же плащиком нужен именно индивидуальный подход, который в большинстве случаев именно у ролевиков и есть. Самая главная фишка - у них можно сшить на заказ, да и цены довольно демократичные. Связаться с ролевиками по ссылке выше еще не пытался, но сам факт того, что это возможно - радует. В прошлом как-то пару раз искал швею для подобных целей - так и не нашел. Теперь, как погляжу, подобных частных мини-ательешек стало побольше.
Кстати, если кто подобным занимается (шьет под заказ) - чирканите в личку плз).
В поисках чертежей выкройки напрягает то, что под "плащом" люди в интернете в 90% случаев имеют в виду такой плащ, как приведен на фото выше, т.е. с рукавами, а мне же хочется немного иное. Сейчас нашел практически все, что искал, но все же попыхтеть пришлось. Потом выложу, когда свой сделаю.
__________
Первые косяки :
__________
Естественно, пошли и проблемы, куда же без них.
Т.к. ткань бралась с рип-стопом, да и не особо она ткань - а некая смесь фольги и пропитки клеевой и лакового слоя, то шить ее на обычной машинке естественно не получится. Вручную хотел сесть - подумал и плюнул, ибо трындец бы сколько времени ушло. Думал, думал - что думать, тут либо клеить, а потом отрезать ненужное, либо пытаться найти промышленную швейную машину, которая без проблем берет ткань любой толщины и плотности.
Если у кого есть на примете - чирканите в личку плз)
Начал искать в интернете, нашел фирму, занимающуюся соединением тканей и материалов методом огневого и клеевого триплирования, т.е. в теории можно склеить мой термоковер и какую-нибудь мягкую тесненькую подкладку к телу, ну и что-нибудь стильное и адекватное для города на внешнюю сторону. Цены вроде бы демократичные (см тут), но это с их материалами - завтра буду пытаться узнать, можно ли из своих сделать. На худой конец, у них на сайте есть раздел "Поиск и разработка новых материалов - Поможем в разработке материала или образца ткани специально по Вашему заказу.".
Одним словом, думаю, двигаюсь в нужном направлении) О попытках, удачах и неудачах буду отписываться тут в теме. Первый прототип авось начну клепать на этой неделе - зима не за горами.
__________
Резюмируя :
__________
Если тема вас заинтересовала и вы прониклись (особенно лирическим отступлением) - помогайте двигать мысль в массы) Есть хороший материал на примете ? Расскажи людям ! Есть идеи по выкройке или фасону ? Тем более. Одним словом, делитесь мыслями. В идеале можно будет сделать несколько версий подобного, начиная от городской (причины указаны в самом начале этого поста) и заканчивая военной-выживальщической и тд и тп. Как вариант, помню где-то пытались разжевать тему про маскировку против тепловизоров - по идее в этой сфере тоже подвижки будут, ибо тепло наружу не выходит.
Ах да, ну и для 151 палаты плащ тоже подойдет - под ним оружие можно прятать, да и руки постоянно свободны Кобуру под мышку и вперед, никаких курток расстегивать не надо.