akira82
P.M.
|
Заинтеерсовал вот такой вопрос по технологии клеймения оружия на производстве. Как вообще набивают номер, ставят клейма? Существуют ли такие станки, или какие-то особые приспособления для нанесения клейм? Может, кто-то знает как они выглядят? Возможно ли такое, чтобы клейма набивали вручную?
И из какого материала изготовлены эти штампы? Ведь это должна быть сталь тверже оружейной, и такого качества, чтобы выдержать не один десяток оттисков! И еще - существуют ли и продаются ли наборы различных шрифтов с буквами и цифрами, со всякими шаблонами - чтобы оружейные мастера ставили свою чекуху на отремонтированном оружии. В общем, тема про технологию и историю клеймения оружия! Прошу уважаемых господ делиться своими наработками!
|
|
S123F456H
P.M.
|
26-3-2009 09:52
S123F456H
Сейчас это лучше делать лазерной гравировкой с подбором шрифтов.
|
|
7ergey
P.M.
|
Классический вариант 20-ого века - ударные клейма. Есть готовые наборы, но они "ниочем", стандартные буквы и цифры по 6 мм. Для "подделки" клейм больше подойдут ударные клейма "на заказ", но при штутчном набивании на одну реплику это очень дорого. Также клеймо можно получить на 3D - гравировальном станке, цены на услуги разные, не интересовался. Здесь нужна последующая полировка "донца" оттиска, для большей натуральности. Лазер - это лазер, доступный, что у сувенирщиков, - глубины не даст. Хорошим настольным методом считаю - травление и электролиз, т.к. для себя этот вопрос уже решил. Для каждого металла есть свой растворитель. Про рисунки на клинках есть информация у ножеделов, а это примеры работ на силумине, способом "травление":
|
|
VVal
P.M.
|
есть несколько разных способов. -вручную клеймами. поставил-тюкнул молотком. есть более сложные станки такие, где клейма в держалках типа барабана, сверху по ним бьет ударник. обычно для разных рабочих и приемочных клейм, часто -серийных номеров. можно и сложное клеймо-штамп сделать. обычно когда торопятся-ровно не получается. это вот типа курицы 623 и 2352. -ручная гравировка. это когда надо много надписей-картинок на одной железке, или разные на разных железок. обычно резец в одну руку, молоток в другую- и пошел. но это надо очень уметь. -пантограф. это собственно почти электродрель на стояке. в патроне фреза- ну грубо говоря каленый конус. главная фишка в том, что рабочий водит копиром по линейке, на которой вырезаны цифры-буквы крупные (обычно набираются как шрифт в типографии), а фреза дрели повторяет ход копира уже по железу, причем в уменьшеном до нужного размере. это обычно для серийных номеров. глубина ровная, 0.2-0.5мм. сейчас примерно так лазером пишут, когда глубина не важна. например- номер на коробках ижевских ружей. на стволах обычно ударными клеймами. вот biz.42 и MP40 похоже так сделано. или роликом. -накатка. это когда надо много одинаковых надписей-рисунков большого размера, ну типа на нагане "Императорский тульский... ". тут берется стальной ролик нужного диаметра, обычно не меньше 7-8см, на нем зеркально гравируется рисунок-надпись. потом ролик калится, устанавливается на вал горизонтально-фрезерного станка, обычно списанного, подкладывается железка, прижимается маховиками станка и вал с роликом проворачивается метровым гаечным ключом. хотя конечно есть такие автоматические станки на гидравлике. пример- скорее всего на шатуне ДВМовская ляка так сделана. всякие-разные травления и электрохимии тоже возможны, но это все долго и хлопотно. для технологических целей часто используется электрокарандаш. клейма попроще- из углерода У8А, У9. посложнее уже легируют. резцы ручные лучшие из р18, похуже Р6М5, углерод еще хуже.. . ролики и штампы уже из штамповых сталей делают. калится все высоко.
|
|
7ergey
P.M.
|
VVal, всё травил, "косячил" 2352, как на оригинале  Но, спасибо за критику, время улучшать интструментальный парк.
|
|
akira82
P.M.
|
VVal, спасибо! Весьма подробно описали! Получается, что клеймение - это отдельное производство внутри собственно оружейного. И качественный уровень клеймения фактически означает гарантию качества основного изделия. То есть, чем выше по качеству клейма на оружии, тем совершеннее и сложнее в техническом плане само оружие. Замечал, что российские оружейники до эпохи индустриализации традиционно использовали электрокарандаш для нанесения технологичеких номеров на детали, а в Европе уже тогда ударные клейма были повсеместно. Хотя, может я и не знаю всей картины, тогда пусть меня поправят. Нашел в продаже набор ударных клейм- есть буквенные и цифровые. Как тут ранее было сказано - скорее всего они "ни о чем"... ТОгда еще вопрос знатокам - были и\или существуют ли ГОСТы в РОссии\СССР на оружейные клейма (шрифт, размер букв и цифр и т.д.)??
Типа Times New Roman 12 )
|
|
7ergey
P.M.
|
akira82Не могу себе представить электрокарандаш периода "до индустриализации" (в СССР - это 30-е годы), вы ничего не путаете? Иногда на макетах попадается, но это чертили позже.
|
|
akira82
P.M.
|
На деталях (замки) к довоенному Максиму (не макет) видел технологические номера, нанесенные электрокарандашом. Это ни с чем не спутать. Кстати, на тех деталях не было ни одного ударного клейма.
|
|
VVal
P.M.
|
ударные клейма возможны далеко не всегда. на каленых деталях и пружинах не прокатит. след удара- вообще сильный концентратор напряжений. а карандаш просто, безопасно и дешево, даже на самом каленом инструменте. и пишет не квалифицированный слесарь, а кладовщица. кроме того тут завязана еще организация производства. в смысле карандашом можно рисовать номера сразу после сборки-подгонки-подбора на готовых каленых деталях (так называемая "черная сборка"), и не на всех деталях, а только на невзаимозаменяемых. это практически конвейер. а наличие ударного клейма говорит о том, что изделие сначала собрали-пригнали-отладили в "белом виде", потом разобрали-клеймили- чтоб не перепутать дальше, потом свалили в кучу и унесли в полировку-калку-покраску. потом опять разложили по сборкам, для того на мелочовке номера и нужны чтоб найти нужный ящичек и разложить, потом опять собрали окончательно, опять отладили-проверили. и только тогда оно готово. потому ИМХО считаю что ударное клеймление особенно номеров на деталях- признак штучности (она же кустарщина  ). ГОСТы на шрифты были оговорены в ТУ и ОСТах на изделия. менялись. не всегда были заложены правильно, был скажем ГОСТ на шрифт обр. 1980г, разработанный под маркировку краской (трафаретами), а его на клейма-накатки втюхали по неграмотности разработчики стандартов. давно это было, плохо помню.
|
|
akira82
P.M.
|
VVal, спасибо большое за комментарии! Почти все вопросы для себя снял. То есть, теперь понял, где дальше искать конкретную информацию по теме. Вообще чекухи - очень глубокая тема, с нюансами. Без пузыря и ганзы не разобраться
|
|
Unknown_user
P.M.
|
27-3-2009 08:52
Unknown_user
пузыря мало.. . ящик нужен )
|
|
7ergey
P.M.
|
akira82, что хотите заклеймить?
|
|
Черномор
P.M.
|
akira82, что хотите заклеймить?
пережитки прошлого...
|
|
|