И сразу же второй вопрос. В интервью Асхабов говорит, что кинжалы "с глазками" - это не исключительный признак чеченского оружия. Машаллах! Далее идут не очень внятные объяснения, несмотря на Ваши попытки уточнить у гостя географическое и этническое первородство этого стиля. Может быть в частной беседе (за кадром) Вы услышали что-то еще? Спасибо.
Стенд компании "Русские палаты" у Сергея Бутова. Про глазки Иса сказал, что такой вид отделки был моден в резных регионах Кавказа и особенно в Чечне. Я понял так. Мне больше заинтересовал разговор о Базалае.
Наконец посмотрел (закладка висела со дня размещения), стыжусь что только-только. В последнее время вообще с интернетом встречаюсь на минуты. Спасибо Дмитрий, спасибо Камил!!! Иса Асхабов, да пошлет ему Аллах крепкого здоровья, очень интересный человек и очень значимый для общей копилки знаний по Кавказу. Буду следить за выходом его новой книги.
фудзин: Мне больше заинтересовал разговор о Базалае.
Тогда вот вам ещё информация для общего развития из не вызывающего сомнения и более раннего источника о базалаях. Исходя из информации от имама Шамиля, Базалай это кинжальщик изготавливающий кинжалы с поддельным клеймом, тоесть это не имя а профессия, например самого старого мастера которого прозвали "базалай" звали Али. Имам сообщал, что у нас есть базалаи во многих обществах, есть даже общества состоящие из одних базалаев, и все они подделывают клеймо старого базалая.
С Базалаем тема тяжелая. Клейма ( подпись) подделывалась повсеместно. Насколько помню, Гузунов тоже делал кинжалы Базалай. Подпись, вероятно, тоже наносилась ( как без этого). Определить где ранние подписи, где поздние сложно, тем более, что временной промежуток маленький.
фудзин: С Базалаем тема тяжелая. Клейма ( подпись) подделывалась повсеместно. Насколько помню, Гузунов тоже делал кинжалы Базалай. Подпись, вероятно, тоже наносилась ( как без этого). Определить где ранние подписи, где поздние сложно, тем более, что временной промежуток маленький.
И не факт, что поздний окажется хуже качеством, чем ранний. Мне кажется, у этой темы есть две стороны. С одной стороны мастера, желающие подчеркнуть высокое качество и обеспечить лучшую продаваемость своим клинкам, а с другой конечный пользователь, для которого это почти "тотемные символы", фетиш, он искренне называет свой подписной кинжал "Базалаем", шашку "Гурда", шамшир "Асадулла" и т.п. Это одухотворение клинка ему просто необходимо самому. Как у Пушкина - Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад. Такой восточно-специфический замкнутый круг. Если провести такой эксперимент, выложить равнокачественные клинки (условно) мастера Мухина на базаре часть из которых подписать "Чилла", я почти уверен, подписные уйдут раньше. И малая толика купивших будут называть свой клинок Мухинским Чиллой, большинство просто - мой Чилла.
фудзин: С Базалаем тема тяжелая. Клейма ( подпись) подделывалась повсеместно. Насколько помню, Гузунов тоже делал кинжалы Базалай. Подпись, вероятно, тоже наносилась ( как без этого). Определить где ранние подписи, где поздние сложно, тем более, что временной промежуток маленький.
Всё, четко и ясно.. имам Шамиль рассказал своему приставу в 1859 году (опираться всегда нужно на первоисточник, а не на позднюю информацию обросшую легендарными наростами конца 20-века).. а то, что обсасывают современные мастера и коментаторы это уже поздние байки, причём они возникли из за того, что был значительный перерыв в производстве х.о. на Кавказе после Кавказской войны (в это время мухаджиры сбывали оружие с которым в Турцию было нельзя за бесценок, и смысла, что либо производить и продавать на перезатоваренном рынке небыло.. многие и рванули в следствии этого и ограничений на ношение оружия в Терской области с 1882 г. в Закавказье работать).. ну а после перерыва многие уже не знали, что базалай это старое общее название для всех кинжальщиков.. и подумали.. что только некоторых.. и этим воспользовались редкие уже мастера для имиджа, и с целью увеличить продажи, приписав себе слово кинжальщик (базалай).. ну а современные коментаторы сами не владея реальной исторической информацией раздули это в легенду о каких то легендарных базалаях.. каждый кинжальщик на Кавказе был и имеет право называть себя базалаем.
"Тогда вот вам ещё информация для общего развития из не вызывающего сомнения и более раннего источника о базалаях. Исходя из информации от имама Шамиля, Базалай это кинжальщик изготавливающий кинжалы с поддельным клеймом, тоесть это не имя а профессия, например самого старого мастера которого прозвали "базалай" звали Али. Имам сообщал, что у нас есть базалаи во многих обществах, есть даже общества состоящие из одних базалаев, и все они подделывают клеймо старого базалая."
Эта инфа вовсе не доказывает ,что такого оружейника с таким именем "Базалай " не было ,скорее наборот ,просто имя Базалай стало именем нарицательным ( о чем и Шамиль и говорит ) ,для хороших клиночников
Был.. первый, звали его Али. Шамиль пишет, что базалаи есть в каждом обществе и даже целые общества (селения) состоят из базалаев.. и все они подделывают клеймо первого базалая.. тоесть все остальные кинжальщики взяли прозвище первого, тоесть того которого звали Али. И позже в конце 19 и нач. 20вв. кинжальщики называли себя так же этим общим прозвищем для кинжальщиков заимствованым когда то у Али, однако то, что это (у других, что после Али) уже общее прозвище кинжальщиков а не узкое частное имя или фамилия сейчас из за наростов более современных легенд уже мало кто знает.. вот современные коментаторы этим и подльзуются и информацию от Шамиля вольно или невольно (возможно по неразумению) искажают.
Originally posted by Есаул ТКВ: информацию от Шамиля
Информацию от Шамиля хотелось бы узреть в её первоисточнике... А то
Originally posted by Есаул ТКВ: имам Шамиль рассказал своему приставу
Как-то так вольно... Имам...рассказал...приставу... А о чем беседовал Гришка-раскольник с протопопом Аввакуумом - никто не поведал???
Originally posted by Есаул ТКВ: например самого старого мастера которого прозвали "базалай" звали Али.
Например, ежели так уж, по-русски, оно конечно, и Базалай... А так-то У-ваз-Али... Хотя, судя по мнению уважаемых "экспертов", Шамиль, ничтоже сумняшися, "записался" в Бэно? Бог с ним, тэйповым укладом, Гамзатов-то при чем тут????Или надо разъяснять и этот "нюанс"???
Например, ежели так уж, по-русски, оно конечно, и Базалай... А так-то У-ваз-Али...
Отлично! Обожаю истории, когда криво услышанное и криво понятое туристами слово веками муссируется с умным видом. Esky, но с такими полунамеками у Вас здесь ничего не выйдет. Тут нужно бить кулаком знания сразу в замшелое рыло заблуждений. У некоторых больше доверия вызывают цветные картинки с оружием, с привычными подписями.. . такой способ получения знаний привычен еще со времен рассматривания журнала "Работница", запершись в ванной. Съедят Вас.. .
Originally posted by Норман: Esky, но с такими полунамеками у Вас здесь ничего не выйдет. Тут нужно бить кулаком знания сразу в замшелое рыло заблуждений. У некоторых больше доверия вызывают цветные картинки с оружием, с привычными подписями.. . такой способ получения знаний привычен еще со времен рассматривания журнала "Работница", запершись в ванной. Съедят Вас...
Вполне вероятно, что и так... хотя, лет как 30 вызываю стойкое несварение желудка))). Уважаемый Исаа многого не может сказать в силу исторически складывающихся отношений родоплеменных союзов Кавказа... Иначе я попросту сказал бы фразу " о маловолнующих чеченских волках заячьих спектаклях со стороны........ " и т.п... Это непростые и очень "трепетные" вопросы, к коим надо относиться с пониманием и уважением... Вайнахи - не просто этнографическая общность, об..... ранная коммунистическим прошлым! Пока есть вопрос - цитата первоисточника слов Шамиля...
Originally posted by Esky: цитата первоисточника слов Шамиля...
Это записки одного "орси" (или Вам больше нравится "гаски"?) - современника событий, бытописателя нравов и характеров кавказской войны.
Originally posted by Esky: Бог с ним, тэйповым укладом, Гамзатов-то при чем тут????Или надо разъяснять и этот "нюанс"???
Нюанс, в данном случае, это всего лишь 40 км. расстояния. Потому как по дороге 70, ну а напрямик 30. Впрочем, лично для Вас это не нюанс, но целая вселенная.
Originally posted by Норман: но с такими полунамеками
Originally posted by Esky: "Изучайте генеалогии своих племен и не будьте подобны набатейцам из Месопотамии, которые на вопрос "кто вы" отвечают, из какой они деревни". Халиф Умар б ал-Хаттаб
Рад, что умеете пользоваться приложением "гугл-карта". Но факт - упрямая вещь. Они оба аварцы. Так к чему эта красивая восточная цитата?
И таки да, гениальный поэт может сказать красиво и просто о сложных вещах. Например о традиции подделывать клейма "базалая улу" и "базалая идриса". Одной строкой, заметьте, - "лучшим кинжалам с тех пор имя дают ... " А не тоннами суфийских полунамеков. Есть шанс, что не просто не поймут, а поймут превратно. Как не поняли ни современники, ни потомки Гияс ад-Дина Абу-ль-Фатх Омара ибн Ибрахима. Но Вы, кажется, именно этого и желаете?
Намеки в диалоге, в силу их изначальной двусмысленности, дают возможность маневра. Очень удобное средство, чтобы в дальнейшем съехать с темы... при неблагоприятном раскладе. Особенно в разговоре со специалистом.
Praeceptor, извините, я только по Станиславскому отвечу Esky и закончу.)) "Saracen, а как же Станиславский??" Тут, понимаете ли, два противоположных подхода: или здесь "театр одного актера" и все, замерев, внемлют или обмен интересной и конкретной информацией без намеков. Живой диалог. Вот только не пойму что Вам ближе. Вы интересный собеседник потенциально)), примите второй вариант, плз.
Артур, понятие "собеседник" подразумевает беседу, равную. Я понимаю Esky почему он может говорить только в такой манере. И требовать от него чтобы он "рассказал все что знает" не стоит. Это не общение на уровне, кто быстрее заглянет в свои книжки и напишет на форуме.
Алексей, к чему эта гипербола про "рассказал все что знает"? Сейчас нет вообще никакой беседы. Как мне видится манера Esky я уже сказал, к тому же обещал Praeceptor"у закончить с этой темой.
Надеюсь, что все высказались. Уважаемый Esky, как и любой из нас, имеет возможность создать собственную профильную тему сообразно своим интересам, предпочтениям и манере общения. Любой из нас имеет возможность составить ему компанию. Или не составить. Тема про чеченское оружие. И, если угодно, о соперничестве мастеров Дагестана, Чечни (и других областей Кавказа) за право именоваться лучшими кузнецами (клиночниками, серебряниками) и о высоком покровительстве таких притязаний со стороны отдельных религиозных и политических фигур эпохи. Остальное трется. Спасибо.
А этот только что ушел с HH. На ножнах надпись:"Владелец Мухаммад Султан" дата 1331 (1913) Смотрю на него и, почему-то, на ум идет Бетховен. "Лунная" соната.
Originally posted by Saracen: А что там с проушинами?
Горячие парни из Марокко требовали именно такие, заказывая лет 5-7 назад пару сабель в Златоусте. Эти сабли им таки сделали. И именно с такими проушинами на обоймицах.