Так сложились звезды, что в августе сего года довелось мне поохотиться и славно попутешествовать в компании ака Виктора1957 в дивной стране Корякии, известной также, как бывший Корякский АО. Он же - нонешний географический север недавно образованного Камчатского края.
По моим скромным наблюдениям лучшее название для увиденных бескрайних просторов это - Страна Корякия на территории которой уместилось бы с лихвой десяток, а то и поболе иных европейских и прочих государств. Тем более, что тамошний люд частенько употребляет выражение: Там у вас в России.. . Так что считайте, что за границу съездил, однако.
Чичас малехо отдохну, доберусь до более устойчивого Тырнета и продолжу...
Наиболее уместное обозначение свершившегося - экспедиция, поскольку минимум две-трети из трех недель времени заняла дорога. Да, и на месте охоты приходилось ежедневно наматывать по горам около 15 км в поисках искомого...
В преодолении более чем 12000 км рельефа местности были последовательно задействованы: самолеты ИЛ-96, АН-28; гусеничная техника: ГТС, ГТТ, МТЛБ; тягловые корякские жеребцы и кобылки количеством 4 вьючных единицы, а также и попутно в самых труднодоступных и прочих е**нях - собственные ноги, за что им отдельный респект и внеплановое ТО.
Это путешествие прочно займет 1/2 места в моих многочисленных экспедициях по физическим нагрузкам и количеству различных форсмажориков и форсмажорищ случавшихся до этого. Любопытно, что 1-2 место разделилось также с Камчаткой, имевшей место три года назад, но при обстоятельствах -30. Оказалось, что нонешние + 30, порой для длительных пеших экспедиций бывают и позабористее.. . Кстати, местные не припомнят такой августовской жары, которая не характерна для этой местности. Что любопытно, что гнусу и слепням жара - не помеха. Попили они кровушки...
Особенно прЭлестно жару было ощущать в дополнение к "прохладе", извергаемой тракторным дизельком ГТСки, находящимся под твой пятой точкой, и доставляемой воздушным потоком дополнительно установленного горизонтально охлаждающего двигатель вентилятора.
Первой относительной неожиданностью стало "застревание" на двое суток в П-К, поскольку сперва по погодным условиям не принимала Палана, а затем 14 местная АНнушка перевозила детдомовцев и местных блатных, которым был отдан понятный приоритет.
В общем, успел даже слегка за это время ассимилироваться, как среди местного аэропортного люда, ожидавшего когда высохнет гравийная взлетка в Тигиле или объявят допрейс на Теличики, так и среди вахтовиков-камазистов, нанятых для местного дорожного строительства и любезно согласившихся разделить со мной скромные койко-место в Елизовском "Sheraton Palace".
Худо ли, бедно ли, но первые приятные эмоции я ощутил, уже в Елизово, когда преодолел гуманитарные препятствия, продравшись к стойке регистрации на Палану по дополнительно-внеплановому рейсу. Ну, дык за новыми эмоциями и едим)))
Кста, в стоимость билета входит токи 10 кг багажа + 150 руб за каждый доп кг. Не смертельно, но ощутимо...
Между делом, успел вдоволь пообщаться по вопросам отечественного и зарубежного сервиса с застрявшими в аэропорту америкосами, прилетевшими на лососевую рыбалку и успешно забытыми к встрече отечественным турпровайдерами.
Коллеги-рыбаки/охотники не были избалованы сервисом. Побывали много где, но все же робко и с трудом ориентировались в окружающей социальной среде, особенно "восхищаясь" видом и состоянием единственного бесплатного общественного туалета на при-аэропортовой площади.
Ну так х*ле!? Защищая страну, убедил их, что это огорчительное исключение из правил и предложил для наглядности посетить Сочи через пару лет, где ударными темпами возводят самые современные в мире нанотуалеты.
Сказали, что по-любасу фото нашего WC вызовет не меньший интерес среди штатовских камрадов, чем пейзажи камчатских нерестилищ. Некая пИчалька, одним словом.
Ладно, прилетели в Палану и сразу в ключились в сборно-подготовительный этап. Завтра выходим на маршрут. Закупку и упаковку закончили ударными темпами.
Первый день пути. Погода радовала. Отгонять медведей, добирать подранков, добывать евражек и всяко скрашивать наш походный быт своей собачьей суетой вызвались ЗСЛ Граф, корякская Маня и местный двортерьер вездеходчика.
Предстартовое фото. Фото приходить для загрузки сжимать.
Почти сразу же за этим - первый жОсткий облом. Преодолевая первую сопку на крутом подъеме раз**банном танковыми колеями МТЛБ "раззуваемся", да сразу так неудачно, что гусянка в районе натяжного катка "загрызается" в лодку ГТС, вспарывая корпус, аки консервную банку. В дополнение к такой вводной, ГТС вплотную притирается к скальному отвесу, не позволяя подобраться к заклинившим между катками тракам.
В общем, почти все основные прЭлести "раззуться-обуться". А сколько их еще будет...
Лом, кувалда, молоток и чья-то мама приходят на помощь. Около трех часов ушло на устраниение ЧП в силу нюансов рельефа. По всей видимости, именно, тогда мы несколько повредили кривошип, что впоследствии еще не раз с нами сыграет не по правилам...
Последующие многочисленные переобувания происходили в штатном режиме и редко когда на ровной, пусть и заболоченной местности занимали более 20-30 минут.
Потом состоялся консилиум на предмет того, имеет ли смысл возвратиться и заварить дыру, поскольку предстояли неоднократные переправы через ручьи и речки. Решили все же, что возвращаться плохая примета, а кусок одеяла вполне успешно может "забетонировать" рваную рану нашего железного побратима.
Перевалили сопочку. Первые пейзажи.
Вышли на тундру. Здесь она еще пока перемежается небольшими увалами, покрытыми кедрачем.
Первый мишак. Они сопровождали всю нашу экспедицию. Выходили к лагерю и к избушке. В среднем за день видели от 5 до 10 потапычей. В основном матухи с тремя-двумя медвежатами. Ближе подойти не хватало времени. Оставил близкое знакомство "на потом". Чуть позже размещу видео.
По тундре движение пошло веселее, но все равно в силу высокой температуры, а также заболоченной местности движок грелся и скорость не превышала 10-15 км/час, зачастую падая до скорости пешехода.
До избушки где нас должны ждать коряки с лошадями идти примерно 130 км. Но эти километры - совсем другие километры.. .
Вообще здесь на Камчатке понятия времени, пространства и расстояний приобретают иное измерение и смысл.
Чаевничали обычно у ручьев. Местные говорят: Давай почаюем. Или: чаюй.
И дальше: вперед к горам.
В походном порядке наблюдаем попутно местных пушных/меховых и пернатых особей. Они в свою очередь недоуменно рассматривают диковинных посетителей: С панорамочкой:
В первый день прошли почти весь тундровый участок. Но в связи с поломками и медленной скоростью немного не дошли до намеченной реки. Решили стать лагерем и переночевать в тундре. На следующее утро переправились через речку.
Переправились без приключений, хотя и немного поплавали. Наконец-то подошли к намеченной конечной точке маршрута откуда дальше уже пойдем на лошадях. Здесь у ручья стоит охотничья избушка. В ней и остановились.
С прошлого сезона здесь никого не было. За это время избушку облюбовала росомаха, ну и активно поработала в своем стиле.
Это все поправимо, но коряков с лошадьми-то нет и где они никто не знает. После короткого совещания и отзвона по спутнику в Лесную (это село где они живут, примерно в 150 км от избушки) приняли решение, что я остаюсь в избушке, а Виктор на вездеходе идет в поиск им на встречу, предполагая, что они где-то застряли. А застрять, как я понял, они могут надолго)))
Слава яйцам, что я захватил в эту экспедицию также свой спутниковый телефон. Выручило это несказанно. Договорились, что каждые три часа выходим на связь, на случай если вездеход разминется с коряками.
Проходит оговоренные три часа. Выхожу на связь и .........
Короче, переправляясь через реку, коллеги решили опробовать слегка "новый" маршрут, не доехав до переката. На середине реки ГТС подсвплыл, зацепил гусянкой камень и тут-же раззулся, застряв точняк посередке стремнины. Воды по кабину. Движок заглушили. Вызвали из Паланы МТЛБ, чтобы выдернул с реки. Сами сидят наверху, куда перетащили вещи из трюма. В качестве положительного - видели коряков. Они движутся в нашу сторону и скоро должны подойти. Выглядело это так:
Когда я употребил выражение "вызвали МТЛБ на подмогу", или, как они говорят - Мэтл, то в привязке к местным реалиям это означает, примерно, следующее: контактный человек пообещал, что когда в Лесную или Палану этот МТЛБ вернется со своего маршрута, то он постарается перехватить вездеходчика и договориться с ним, чтобы нас выдернули.
Если вы помните, то выше я уже обрашал внимание на то, что на Камчатке понятие времени - категория философская.
По идее, спасатели должны были прибыть где-то в течение ближайших суток, но я начал себя понемногу готовить к тому, что сутки на Северах это также категория философская))) Так оно впоследствии и вышло...
Радовало одно: подошли коряки с лошадьми и отпала необходимость ехать и искать их где-то по тундрам да балкам...
Заночевали каждый по своему. Я в избушке, коряки в своей палатке, Виктор с Валентином-вездеходчиком на крыше ГТС посередь реки.
Созвоны следующего дня выявили очередную неочевидность. МЭТЛ вышел из Лесной к нам, но до нас по непонятным причинам не дошел. Связи с ним нет. Спустя некоторое время принимаем решение организовать снятие людей и вещей с ГТС своими силами. Если МЭТЛ не придет до утра следующего дня, то оставляем Валентина в избушке его дожидаться, а сами отправляемся по маршруту дальше к горам.
Так и поступили. К сожалению, фото и видеокадры снятия и переправы людей и веще на берег отсутствуют, ввиду активного участия оператора в самом действе. Чуть позже выложу видео, как это было непосредственно перед началом операции.
На словах, это выглядело, примерно, так: - сперва пытались забросить на ГТС палку со шнуром к которому был привязан канат. Но с берега было слишком далеко, а течение настолько мощное, что уже отойдя метр от берега, человек не мог удержаться на ногах.
Тогда ту же операцию повторили коряки, сидя верхом на лошадях. При этом, первая лошадь выполняла роль волнореза, гася своим корпусом силу течения, а вторая почти сразу за ней прошла чуть вперед и с третьей попытки сумели забросить на ГТС палку со шнуром.
Конечно, все было не так просто. Лошадям совсем не улыбались такие водные процедуры. Их также быстро сносило вниз по реке. Надо было видеть, что такое заставить лошадей двигаться правильным курсом и выйти в заданную точку для броска на этих стремнинах.
В целом, у нас ушло около двух часов прежде чем мы прочно закрепили трос месжду ГТС и берегом. Затем, уже по этому тросу сплавили все шмотки. Последними вплавь, держась за трос, переправились Виктор с Валентином. Благо погода позволяла потратить остаток дня на то, чтобы обсушиться и привести себя в порядок, а также подготовиться к походу на следующий день.
До конца дня о МЭТЛ не было никаких новых известий, поэтому приняли окончательное решение, что утром выступаем, а Валентин остается.
Сборы следующего утра:
Моя спутница на ближайшую неделю.
А это - Гриша. У парня великолепное чувство юмора. Его шутки и дружеские под**ки не раз подбадривали нас на самых сложных участках маршрута и в не менее сложных ситуациях. Очень много нового, полезного и интересного узнал у него о местном житье-бытье. В том числе, и о нас приезжих или, в основном, прилетающих на вертолетах охотниках. Любопытно было послушать, что они думают и как видят нашего брата трофейщика, в том числе иностранного.
Выступаем. Наш путь лежит вверх по этой реке, затем чуть левее уже круче вверх по горным ручьям, ближе к предгорьям. Впереди два дня пути и еще пара жОстких форсмажеров.
P.S. Да, и через сутки выяснилось, что МЭТЛ, двигаясь к нам, утоп в тундровой болотине, а вездеходчик в ночи протопал один 60 км обратного пути в Лесную, гда начал искать третий вездеход, который должен был уже вытаскивать его самого. Для местных это обычная история)))
Блять, это неизлечимо! Еще не начиная читать уже предвидел накладки, нестыковки, распиздяйство. Самое удручающее, что деньгами и временем это не лечится. Не сомневаюсь, что все это не испортило конечного впечатления об охоте, а по прошествии времени воспринимается как забавное приключение, но все же...
Мысленно отложил трофейную коммерческую охоту на ДВ еще лет на пять.
Сортиры нормальные, например, там тоже по плану не идут?
Сегодня один маршрут, завтра другой. Тебе чего, всю тундру сортирами застроить?... . Дороговатый тур выйдет. "Мечтал покрыть страну советов, душевной полон широты, он сетью платных туалетов.. . но не сбылись его мечты " (с)
Безусловно, сральники на маршруте для России это - моветон. Хотя, если поверите, осенью на Аляске биотуалеты в 50 м. от палатки таки были, чем я был несказанно просто и реально шокирован. Оказалось это - норма.
Я писал про WC в Елизово. Это международные аэро-ворота на Камчатку. 90% иностранцев (а их прилетает дохрена) (про нас сирых умолчим), прилетающих на Камчатку видят Москву, а затем аэропорт в Елизово. Это несколько десятков км. от П-К. Лучше бы они его и не видели...
**ять, неужели в целом субъекте федерации не нашлось сраных 3-5 млн руб. чтобы вместо этого уе***ща даже по моим армейским советским меркам сделать WC человеческого вида. Неужели не нашлось две ставки уборщиц по 10-15 тыс. рублей, чтобы не накапливать кучи дерьма, засыпая их хлором, как 30-20 лет назад, когда выскакиваешь из "заведения" со слезящимися глазами. Обломки рукомойника с обломанными же у самого основания кранами... . Вместо кабинок, армейские Очки...
Нет, ***ть, они сделают для многих сотен людей 18 рублевый (вход) платный туалет в самом аэропорту на два очка с туалетной бумагой прибитой гвоздем к оконной раме, чтобы сэкономить, ****ть!!!
И это в аэропорту, где ежесуточно застревают десятки, а то и сотни людей. Куда приезжают свадббы, чтобы отметиться в часовенке рядом с аэропортом, которая построена при участии самого !!!! ВВП, о чем приклеплена мемориальная табличка. И вот эти ребятишки там пьют шампань и гоняют голубей, а потом бегут такие нарядные в этот сральник.. . Зашибись воспоминания.. . Хотя...
В общем, нужно и там, видимо, провести зимние Олимпийские игры, чтобы построить обычный общественный БЕСПЛАТНЫЙ туалет. Между прочим, в Палане в крошечном здании аэропорта нормальный бесплатный туалет, хотя через этот аэропорт в день проходит пара-тройка десятков человек.
Извините, отклонился от темы, но это реальное позорище местной администрации, даже со скидкой на все трудности отдаленного региона. Я еще про местный "Шератон Палас" не писал за 1800 руб.сутки, на минутку без питания и с удобствами вне комнаты, потом еще и воду полностью отключили.. . Знающие люди сразу едут в другие гостинницы, поближе к П-К, но я был привязан по месту неизвестностью времени подвижки рейса.
Ладно, плюнем на это.. . Видывали в жизни и похуже. Это - другая бесконечная тема.
Рыбы там в изобилии. Вся Лесная сейчас на реках. В тех реках, которые мы пересекали, в основном - голец. Подошла кета. Взяли с собой два спиннинга, но даже не расчехливали. И времени не было и так уставали, что честное слово, не до рыбалки было. Когда отклонились от реки и подошли ближе к горам, то там уже рыбы по словам коряков нет.
Да, и не голоден я на рыбалку. Как реки весной вскрываются постоянно в выходные в Вологодской на реках, озерах...
В составе ССО в 1977годе через Елизово на Тиличики и обратно. Ни чего не изменилось.Спасибо. Приятно вспомнить про тундру и кедровый стланник и как неприятно осознать что "воз и поныне там".
Ладно, чутка отклонились от маршрута (темы). Пошли дальше. А дальше случилось самое неприятное, что может случиться в таких походах.
Непосредственно вдоль берега реки идти практически невозможно. Все поросло зарослями ивняка, кедрача и прочим кустарником. Это медведям и другой живности - самое то, а человеку и навьюченным лошадям нужно рубить тропу. Что мы и делали с переменным успехом, поскольку как я понял, именно, по этому маршруту от начала и до конца никто ранее не ходил.
Какие-то его куски (этапы) совпадали с ранее хоженными охотничьми тропами коряков, какие-то Виктор проезжал на снегоходе по зиме, но в остальном это была импровизация и несколько раз нам приходилось возвращаться, упершись в сплошной массив кедрача или слишком крутой подъем. То есть, в каком направлении нужно было идти всем было понятно. Но направлдение и конкретная тропа - разные вещи.
Опять же, насколько я понял, ранее всегда трофейщики на этот горный кряж прилетали только на вертолете.
Частенько вперед пускали Гришу или Юру (второй коряк) с топорами прорубаться и разведать ближайшие 300-500 метров до выхода на участки тундры или к проходимому руслу и если они возвращались с позитивом, то шли вперед. Если нет, то чутка возвращались и делали обходные маневры.
Сейчас уже весь маршрут прорублен и разведан. Так что - милости просим)))
Да, так вот, только начали движение, как через пару километров забрели в заболоченное русло ручья. Место оказалось очень топкое, лошадь начала вязнуть, вырываться и в самый ответственный момент на рывке лопается подпруга и я с седлом вылетаю, падаю на локоть и выбиваю плечевой сустав правой руки. На одну-две секунды слегка от болевого шока теряю сознание. Чувствую как плечевая кость как бы выходит из сочленения и затем становится на место. Такой лифт как бы туда-сюда проехал.
Мама родная! Вот тут мне поплохело по взрослому, в первую очередь, от осознания риска, что приплыл конец охоты.
Ладно, выполз на сухое, начал приходить в себя и прислушиваться к организму. Слава Богу! Ничего не сломал. Рука естественно почти не работает. Но шевелить могу и вроде бы суставная сумка не лопнула. Опухоли нет.
Все смотрят на меня с немым вопросом... Ну че, блин. Встал и пошли дальше. Руку зацепил за ремень. Левой взял под уздцы лошадь и так прошагал двое суток.
Прошагал это для Камчатки неверный глагол. Проскакал, пропрыгал, скатился, перешел вброд, еб***улся, - будет точнее.
Там все время или вверх или вниз. Трава и кустарник - выше человеческого роста. Под ногами или болотина, или кочки или валуны. А зачастую все вместе. Куда и как ставить ногу - хрен поймеш. Ориентируешься только в основном по впереди идущему. Если он споткнулся или провалился, то делаешь поправки и т.п.
Я бы предпочел пройти троекратную, нет пятикратную дистанцию просто по ровной поверхности.
А сзади конь, который на скачкАх сразу за тобой вверх или вниз. В общем, кто справлялся с этой темой тот поймет. Верхом этот маршрут даже коряки не шли, а также вели под уздцы. Ведь на лошадях еще навьючено....
А лошади необъезженные, истинно корякские. То бишь, полудикие. Они там у них сами по себе живут и пасутся. Когда надо их ловят и ставят под седло и по ходу уже приручают.
В общем, вы*****ись мы все в первый день перехода конкретно. На ночевку встали там, где дальше из-за крутого русла ручья просто не смогли подняться выше. Поэтому решили заночевать там, где нас застали сумерки. С утра с топорами отправим прорубаться разведчиков на предмет поиска варианта выхода на верхние прогалы и предгорную тундру.
До гор-то осталось всего несколько километров. Но первый из них это -почти вертикальный подъем. Человек пройдет, но лошади в полном отказе.
Это будет завтра. А сегодня таборимся, чаюем и спать, спать, спать... Даже с ноющей рукой я отрубился моментально.
Тогда я еще не знал, что следующий день будет сУрпрАйзнее сегодняшнего.
Ручей возле которого мы остановились. На этой и других фото - оцените плотность кустарника и др.растительности.
Наш табор. Мне, как инвалиду, выделили отдельную палату)))
Отошел на 10 метров вверх по склону над руслом ручья
Лошади рядом
Нам завтра,туда - на верх...
И вот оно наступило - утро завтрашнего дня. Через пару часов вернулись лесорубы с известием, что первые триста-четыреста метров тяжелые, а затем будет полегше и дальше уже пойдет нормальная тропа.
Что такое в местном понимании тяжелые я вскорости понял конкретно. Тяжелые это - вертикальные скальники, покрытые вязким торфом толщиной около метра по которому растет трава и м елкий кустарник и все это пронизывают мелкие живые ручьи, стекающие к большому собрату вдоль русла которого мы и поднимались.
Здесь я впервые, не смотря на киргизский опыт познал, что такое лошадиный альпинизм и что такое, когда навьюченная лошадь кубарем скатывается вниз после незачетной попытки преодолеть дистанцию. В общем, оказалось, что лошади в горах это все же не горные бараны)))
На эти триста метров мы убили несколько часов. Было осуществлено несколько попыток. Дистанцию разбили на участки. Часть вещей пришлось перетаскать мужикам на себе, чтобы разгрузить лошадей. В общем, снова пое*лись от души)))
Наконец-то выдрались наверх. И тут случается очередной форсмажор. Жеребец, которого вел Виктор был и так самым своенравным и козлиным, а тут он видимо совсем озлобился после таких подъемов. В общем, в очередной раз он сбрасывает на ходу всю упряжь, Виктор инстинктивно тянется за ним сзади, чтобы остановить его. И тут коник, изловчившись, лихо исполняет что-то наподобие уширо-гири копытом в грудь Виктора. Тот отлетает в сторону и со стоном опускается на землю. Звук от удара такой, что блин у меня снова все сжалось внутри, теперь от предчуствия, что снова приехал большой П***ец.
Но из этих Камчатских людей нужно делать не то что гвозли, а какие-то шкворни, хорошие бы получились шкворни... Потиху, потиху все пришли в себя...
Серьезная охота! Идут-идут, идут-идут, кусты, мари, топи, камни, лошади, вьюки .. . как у Федосеева с Обручевым. Не хватает тока старого каряка-охотника с трубочкой и в дошке вытертой. Ждем, ждем!