Guns.ru Talks
Радиостанции для охоты и различные приборы связи
Допустимость использования авиачастот при чрез ... ( 1 )

тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

Допустимость использования авиачастот при чрезвычайной ситуации в туризме.

gumo
P.M.
1-1-2017 10:07 gumo
Всех с Наступившим!
Читал некоторое время, о том как организована связь с гражданскими пассажирскими самолетами. Раньше думал, что в УКВ диапазоне они работают лишь при взлете/посадке, а на маршруте уже связь с землей поддерживают в КВ. А оказалось, что экипаж постоянно находится на связи с диспетчером на УКВ, и самолет диспетчерА ведут буквально "под ручки", из одной зоны ответственности в другую. То бишь борт всегда находится "в канале"(!).

А теперь о туризме. Допустим, есть гипотетический горный район, высота гор в этом районе до 2000 м. Удаленность до ближайшего НП - около 100 км. В этом же НП находится ЖД станция и АЭРОДРОМ. Над этим горным районом проходят авиалинии, судя по радар24, в основном международные.

Я понимаю что в туризме уже есть отработанные системы связи - спутниковый телефон. Но для одиночки или малой группы он просто не бюджетен. Другой вариант, более олдскульный (привет советским туристам, геологам и промысловикам!) - это КВ трансивер. Но и тут не все просто, трансивер стоит денег и не малых, да и простому человеку - не радиолюбителю с ним не справиться, опустим вообще момент получения позывного и разрешения, вопрос в технической грамотности. Это не мобилка, которую достал из кармана и поговорил.

И пришла мне в голову мысль об авиачастотах для АВАРИЙНОЙ связи. Мощность большая не нужна что бы связаться с самолетом, тут можно рассматривать самолет как ретранслятор, связался с ним, значит связался с "землей", а при определенных условиях быть может получится докричаться и до ближайшего аэродрома (прямая видимость говорят творит чудеса). И еще, очень велика вероятность что в том районе МЧС поисково спасательные работы будут проводить только с воздуха, и соответственно имея портативку авиадиапазона с возможностью сканирования каналов, можно на прямую связаться со спасателями "на месте".


А теперь прошу раскритиковать мою теорию, в плане технической возможности и главное ЭТИЧЕСКОЙ стороны вопроса. Можно ли выходит на авиачастоты в случае ЧС, когда уже край и понимаешь что есть реальная угроза жизни???

alex.kzn
P.M.
1-1-2017 11:41 alex.kzn
согласно регламента в чрезвычайной ситуации можно использовать любую частоту.. .
вопрос только финансовый, вы потянете портативку авиадиапазона?
gumo
P.M.
1-1-2017 12:08 gumo
Originally posted by alex.kzn:

вопрос только финансовый, вы потянете портативку авиадиапазона?



портативка в любом случае дешевле КВ трансивера. еще нужно посмотреть что могут предложить товарищи китайцы.
RTDS
P.M.
1-1-2017 12:31 RTDS
К вопросу о дороговизне ави-портативок. Вариант - мультиволновая портативка, типа Есовской линейки VX, в качестве приемника, но с диапазонной антенной на авиа. А АМ-передатчик - самодельный. Со своей антенной, соответственно. Сделать его несложно.

Однако иной вопрос- частота. На какой частоте будет работать приемник пролетающего самолета? Какой у них вообще алгоритм распределения частот внутри диапазона?
Просто имхо есть риск не попасть на нужную частоту и не успеть перебрать все существующие - самолет улетит быстро.... .

Sobaka1970
P.M.
1-1-2017 12:46 Sobaka1970
124.0
121.5
Mexic0
P.M.
1-1-2017 13:21 Mexic0
Добрый день всем. С наступившим.
Русский путешественник Фёдор Конюхов во многие свои путешествия берет портативку на авиадиапазон для связи именно в случае ЧС на 121.5.
С определенных пор также стали делать и другие наши пока менее известные сограждане.
Говорю не с потолка, есть своя статистика - Радиостанции на авиационный, речной, морской диапазоны. Москва, доставка по РФ, СНГ.

forummisc... username=Mexic0

С точки зрения железа, лучше конечно использовать готовые единые фирменные решения, тем более вопрос безопасности, благо выбор есть.

Обсуждать про любительские дрещепетки с самодельными какими-то свистоперделками даже не хочу, несерьезно.

------
С уважением, Ярослав. avtokanal.com

gumo
P.M.
1-1-2017 13:27 gumo
Originally posted by RTDS:

в качестве приемника, но с диапазонной антенной на авиа. А АМ-передатчик - самодельный. Со своей антенной, соответственно. Сделать его несложно.


вы не поверите, но и эта мысль у меня пролетала в голове, правда приемник типа Дегена, и самодельный передатчик. для лиц знающих что они делают, и умеющих паять - это очень даже не плохой вариант. супербюджетный вариант.

Originally posted by RTDS:

Однако иной вопрос- частота.


да у них там все просто, есть рабочая частота диспетчер - борт, когда самолет в полете и аварийная частота. это уже в аэропортах борт может прыгать в частоты на частоту, в зависимости от задач, рулежка там, подготовка в взлету, тех обслуживание, заправка и т.д. могу не много ошибаться в тонкостях, так как лично не сталкивался, а просто гуглил и читал через строчку, пытаясь тезисно понять систему организации связи.
gumo
P.M.
1-1-2017 13:31 gumo
Mexic0, спасибо за ответ! не знал этого о Конюхове! если идеи нескольких людей совпадают, значит эта идея имеет право на жизнь.
Mexic0
P.M.
1-1-2017 13:31 Mexic0
Чтобы не гадать на кофейной гуще и не тратить время на фантазии, как всегда приведу конкретику:

Выдержка из НАПСС 90:
В аварийных ситуациях командир ВС немедленно докладывает органу УВД.
При необходимости командир включает сигнал "БЕДСТВИЕ" (если они имеются) на частоте работы любого ДП. Сигнал бедствия при радиотелефонной связи состоит из фразы "ТЕРПЛЮ в Москве ". Вызов и сообщение о бедствии состоит из вышеуказанного сигнала произносимого 3 раза, позывного 3 раза, слова "ПРИЕМ".
Вслед за этим передается содержание бедствия, после необходимой команды,решение и действие экипажа, местонахождения ВС, магнитный курс, высоту и другие сведения. Сигнал бедствия и следующие за ним сообщения передаются на рабочей частоте радиостанции. При необходимости этот сигнал можно передавать на аварийной частоте 121,5 МГц и на специальных международных частотах 2182 кГц или 500 кГц (при наличии таких радиостанций).

Mexic0
P.M.
1-1-2017 13:35 Mexic0
Диспетчер органа УВД, получивший сигнал бедствия или другую информацию о бедствии воздушного судна, обязан немедленно сообщить об этом руководителю полетов (старшему диспетчеру), дать указание всем экипажам ВС, находящимся в предполагаемом районе бедствия, одну из двух УКВ радиостанций включить на прослушивание аварийной частоты 121,5 МГц, объявить тревогу воздушным и наземным поисково-спасательным расчетам, определить местонахождение воздушного судна, терпящего бедствие, находящимися в его распоряжении средствами и оказать экипажу воздушного судна помощь в соответствии со сложившейся обстановкой.
Итак, сигнал бедствия передается на рабочей частоте УВД, доклад о бедствии командир ВС передает на рабочей частоте УВД. При необходимости - на аварийной частоте 121,5 МГЦ.

alex.kzn
P.M.
1-1-2017 14:22 alex.kzn
gumo:

портативка в любом случае дешевле КВ трансивера. еще нужно посмотреть что могут предложить товарищи китайцы.

или товарищи украинцы если вы в теме

gumo
P.M.
1-1-2017 14:55 gumo
alex.kzn, похоже я не в теме, вы о чем?
alex.kzn
P.M.
1-1-2017 16:11 alex.kzn
gumo:
alex.kzn, похоже я не в теме, вы о чем?

radioscanner.ru

youtube.com

RTDS
P.M.
1-1-2017 17:35 RTDS
Originally posted by Sobaka1970:

124.0
121.5

Ну, если это реально рабочие частоты для авиации, то на них очень легко сделать 3-4-ваттный передатчик кварцованный. А прием вести на портативку с расширенным диапазоном и АМ - особенно, если она есть в наличии. Будет весьма бюджетный и вполне работоспособный вариант.

Sobaka1970
P.M.
1-1-2017 20:32 Sobaka1970
RTDS:

Ну, если это реально рабочие частоты для авиации, то на них очень легко сделать 3-4-ваттный передатчик кварцованный. А прием вести на портативку с расширенным диапазоном и АМ - особенно, если она есть в наличии. Будет весьма бюджетный и вполне работоспособный вариант.

1 канал-единая частота управления.
121.5 единый канал аварийной частоты, в том числе и КОСПАС. Плюс её в том, что если на 121,5 начинает работать передатчик, то на пультах УКВ радиостанций, даже работающих на другой частоте, моргает лампочка и экипаж обязан переключиться и прослушать аварийную частоту. На эту же частоту настраиваются радиокомпаса поисковых команд.

RTDS
P.M.
1-1-2017 23:26 RTDS
Ну, тогда вообще прекрасно. В принципе, в упрощенном варианте можно даже обойтись только односторонней связью. (что, правда, придется учитывать при радиообмене - предупредив корреспондента на самолете, что вы не можете перейти на прием. Но, в сущности, с точки зрения успешности передачи информации разницы особой с двусторонней связью не будет.... )
Кварцованный одноканальный передатчик на кварчике 13,5 мгц (или 40,5 мгц) + питание на мощных и не склонных к саморазряду 18650 - и получается за копейки весьма надежный и простой аппарат... . В 500 рублей можно уложиться... .
Sobaka1970
P.M.
2-1-2017 00:55 Sobaka1970
Нет, обязательно нужна двусторонняя связь.
MICMAC
P.M.
2-1-2017 01:15 MICMAC
Мне кажется не стОит городить огород из самоделок, приёмников и прочего.. . Когда стОит вопрос выживаемости в кризисной ситуации то выбор получается между спутниковым телефоном (они сейчас не так и дороги) и радиостанцией (лучше двухдиапазонной 144МГц и 430МГц). А я бы использовал оба метода, горы ошибок не прощают.
RTDS
P.M.
2-1-2017 01:30 RTDS
Originally posted by Sobaka1970:

Нет, обязательно нужна двусторонняя связь

Абсолютно необязательно.
Ничего это для вас принципиально не изменит.

Но, впрочем, я не настаиваю. Простой одноканальный передатчик на вышепомянутые 121,5 можно сделать и использовать совместно с портативкой, которая может принимать на авиаучастке, но не может передавать.

RTDS
P.M.
2-1-2017 01:38 RTDS
Originally posted by MICMAC:

горы ошибок не прощают

Горы и прочие экстремальные места за много лет до вашего и моего рождения тысечекратно исследованы многочисленнными поколениями туристов и профи, которые более, чем успешно использовали очень простую аппаратуру. В том числе и самодельную - как, к примеру, Дмитрий Шпаро на полюсе в 86-м....
Разная аппаратура имеет право на успешное использование. И достаточно простая, и даже самодельная.

MICMAC
P.M.
2-1-2017 02:10 MICMAC
Десятки лет люди ездили на автомобилях без ремней безопасности и подушек.
Но это не значит что надо сейчас ими пренебрегать. Так же и горы. Связь существенно увеличит шанс на успешное для здоровья и жизни завершение путешествия. И нет смысла с этим спорить. Можно конечно пойти в поход без связи (или взять две банки связанные верёвкой между собой), без аптечки, без еды, средств добычи огня. Возможно всё закончится благополучно. А можно просто включить голову и не полагаться на авось.
Sobaka1970
P.M.
2-1-2017 09:45 Sobaka1970
RTDS:

Абсолютно необязательно.
Ничего это для вас принципиально не изменит.

Но, впрочем, я не настаиваю. Простой одноканальный передатчик на вышепомянутые 121,5 можно сделать и использовать совместно с портативкой, которая может принимать на авиаучастке, но не может передавать.

Можно и не колхозить, Комар Р-855 довольно несложно купить.

RTDS
P.M.
2-1-2017 12:13 RTDS
Теоретически- да.
Но всяких "но" многовато.. .
К примеру, она 0,1 ватта выдает....
Я бы если этим вопросом для себя заморочился, передатчик ватт на 5 на современных литиевых батареях бы сделал в несколько раз компактнее этого Комара.. .
gumo
P.M.
2-1-2017 15:26 gumo
RTDS ваши рассуждения очень интересны. но мне как нерадиолюбителю непонятен один момент - как проводить отладку и проверку работоспособности этого самодельного передатчика что бы не привлекать к себе лишнего внимания?
RTDS
P.M.
2-1-2017 16:51 RTDS
Как и любого самодельного передатчика конечно же....
Нагружаете на 50-оммный эквивалент (резистор) вместо антенны - и вперед.

Кварцованный передатчик с мощностью в несколько ватт - очень прост, чаще всего начинает работать сразу, если монтаж правильный.
По параметрам подгоняются:
- рабочая частота
- модуляция
- выходная мощность

Все это делается на кухонном столе, без каких-либо помех на рабочей частоте. Настройка реальной антенны - еще проще, в таком передатчике не нужно "ловить блох" и выгонять резонанс в максимум и КСВ в нули - достаточно просто соблюсти геометрические размеры, и все будет работать очень хорошо.

gumo
P.M.
5-1-2017 22:22 gumo
to RTDS
обдумывал ваш вариант. причина опять же бюджет. поискал от китайцев предложения - пусто! не делают они портативки авиадиапазона. глянул самые дешевые брендовые, ценник начинается от 10 тыс. руб, и то нужно звонить, проверять в наличии ли, б.м. просто не обновили сайт.

а так вариант приемник + передатчик очень даже имеет право на жизнь. кстати приемник можно купить готовый с Али. 1,5 тыс рублей. aliexpress

гуглил про передатчик, ни чего подходящего не вижу, ключевые слова для поиска "передатчик УКВ АМ", и вылазят только с ЧМ. конечно для меня в идеале бы просто купить кит набор (конструктор), если бы такой нашел.

Mexic0
P.M.
6-1-2017 00:39 Mexic0
Какой у Вас потолок бюджета на сабж?
RTDS
P.M.
6-1-2017 11:39 RTDS
Originally posted by gumo:

кстати приемник можно купить готовый с Али. 1,5 тыс рублей. https://ru.aliexpress.com/item... 0308.0.0.SLQsGy

Да, такой приемник использовать можно. Но без доработок - трудновато. Судя по картинке, у него колесо настройки - прямо на переменном конденсаторе, без верньера. А диапазон - от 118 до 136, - в сумме 18 мГц.... . Это много. Это значит, что настройка будет невероятно острая - легко пролететь нужную частоту или просто потерять её при легкой вибрации. Нужно дорабатывать - "растягивать" конденсатор настройки, чтобы прием был в более узком участке, в районе 121,5, плюс-минус полмегагерца. Или сделать кварцевый гетеродин.

Originally posted by gumo:

гуглил про передатчик, ни чего подходящего не вижу, ключевые слова для поиска "передатчик УКВ АМ", и вылазят только с ЧМ.

Да, это так, увы.. . Передачики с АМ практически никто и не делает - нужды нет. Чтобы сделать, нужно взять любую схему ЧМ-передатчика на VHF-участок, и добавить туда узел амплитудной модуляции. Это очень просто - но надо, конечно, быть радиолюбителем....

gumo
P.M.
6-1-2017 19:33 gumo
Originally posted by Mexic0:

Какой у Вас потолок бюджета на сабж?


ответил в ПМ.

Originally posted by RTDS:

настройка будет невероятно острая


да, все верно. этот приемник мне вообще напоминает обычный китайский ФМ приемник только доработанный. я такой таскал в свое время, станции очень быстро проматывались. а выставить на нем 121,5 МГЦ можно, по передатчику с этой фиксированной частотой.

Originally posted by RTDS:

Это очень просто - но надо, конечно, быть радиолюбителем....


я лишь имею поверхностные познания.
Sobaka1970
P.M.
7-1-2017 01:59 Sobaka1970
Я репу почесал и подумал; надо, для надёжности помимо первой и аварийной иметь возможность настройки ещё нескольких частот: зон УВД.
Mexic0
P.M.
8-1-2017 01:33 Mexic0
Кто также задумался вопросом нормальной радиостанции на авиабэнд, стучите в л.с.
С уважением, Ярослав.
Samson67
P.M.
8-1-2017 01:41 Samson67
На практике - самым главным (и самым простым) будет доораться до самолета. На частоте связи оного с диспетчером воздушной зоны.
MICMAC
P.M.
8-1-2017 01:46 MICMAC
Самым простым будет купить обычную двухдиапазонную (2м/70см) радиостанцию, хотя бы китайскую, хотя бы б.у. Это будет в районе 1000-1500р.
Samson67
P.M.
8-1-2017 01:54 Samson67
MICMAC:
Самым простым будет купить обычную двухдиапазонную (2м/70см) радиостанцию, хотя бы баофенг, хотя бы б.у. Это будет в районе 1000-1500р.

Только вот эта двухдиапазонка - в АМ не передает.

Mexic0
P.M.
8-1-2017 01:56 Mexic0
И не работает на авиа бэнде.
MICMAC
P.M.
8-1-2017 02:30 MICMAC
А ещё в сиби не работает и SSB нет.. . Только всё это не нужно топикстартеру как и авиадиапазон и AM. Нужна радиостанция обеспечивающая нормальную работу в любительских диапазонах. Надо предупредить МЧС о маршруте, составе группы, времени выхода в эфир, рабочих частотах, дате окончания похода. А не заниматься извращениями вроде пайки каких-то передатчиках на коленках НЕ РАЗБИРАЯСЬ ПРИ ЭТОМ В РАДИОТЕХНИКЕ и ношением параллельно сомнительных дегенов. Вы только вдумайтесь в эти слова? Это ведь не поход в ближайший парк побухать а поход в ГОРЫ!
RTDS
P.M.
8-1-2017 11:00 RTDS
Кстати... . Не знаю насчет Конюха Федорова, но Матвей Шпаро в свои экспедиции, в т.ч. на полюса, для экстренной связи берет только несколько спутниковых телефонов на группу. Доводилось с ним пообщаться, и я, как коротковолновик, полюбопытствовал - используют ли КВ-связь? Старший-то Шпаро знал, как "Радио-76" устроен, хе-хе... . Однако, не юзают они КВ, как он рассказал. И на авиа-частоты тоже аппаратуру не берут... .
MICMAC
P.M.
8-1-2017 11:27 MICMAC
Я сразу предложил автору купить дешёвенький спутниковый телефон и рацию. Это было бы оптимальный выбор, но так сделал бы я.
Sobaka1970
P.M.
8-1-2017 16:13 Sobaka1970
Samson67:
На практике - самым главным (и самым простым) будет доораться до самолета. На частоте связи оного с диспетчером воздушной зоны.

А самым сложным-объяснить экипажу кто я, и почему на авиачастотах, и чего хочу.

gumo
P.M.
8-1-2017 18:22 gumo
Originally posted by MICMAC:

Нужна радиостанция обеспечивающая нормальную работу в любительских диапазонах. Надо предупредить МЧС о маршруте, составе группы, времени выхода в эфир, рабочих частотах, дате окончания похода.


уважаемый, Вы вслушайтесь что вы пишите! какой толк на пересеченной местности, от УКВ портативной балалайки, при удалении от ближайшего НП в 100 км!? с кем вы думаете можно пообщаться пятью ваттами, пусть на 2х метровом диапазоне? с кем??? я думаю шансы есть связаться только с МКС (международной космической станцией).

Originally posted by MICMAC:

Я сразу предложил автору купить дешёвенький спутниковый телефон и рацию. Это было бы оптимальный выбор, но так сделал бы я.



не знаю где раздают дешевые спутниковые телефоны. вбил в гугл, "спутниковый телефон", открыл одну из первых ссылок. вижу новый телефон Iridium 9555 за 70 тыс. руб, переходим в тарифы, вижу что самый дешевый тариф 50 минут стоит 3300 руб (Пакет Iridium Sim 50) вот пруф линк http://www.satellite-rent.ru/ . арифметика получается колючая, по цене этот телефон выходит еще дороже КВ трансивера Yaesu FT-857. на то и другое у меня нет финансов.

Guns.ru Talks
Радиостанции для охоты и различные приборы связи
Допустимость использования авиачастот при чрез ... ( 1 )