Напомним, что недавно министр связи РФ Леонид Рейман подписал приказ, согласно которому начато открытое внедрение систем подслушивания у всех российских операторов связи. Приказ, зарегистрированный в Минюсте России 9 августа 2000 г, позволяет ФСБ не предоставлять операторам связи ни документов, на основании которых проводится подслушивание, ни информации о том, кого из абонентов подслушивают. Кроме того, операторам связи приказано установить подслушивающую аппаратуру и дополнительные каналы связи за свой счет.
Вступил в силу федеральный закон "О внесении изменения в федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности". Закон позволяет налоговой полиции, помимо всего прочего, проводить "оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, с использованием оперативно-технических сил и средств не только органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, но и, в пределах своих полномочий, федеральных органов налоговой полиции", - сообщает AK&M через Полит.Ру
Налоговая полиция присоединяется к СОРМ 12 января 2000 (12 января 2000)
Принят Закон РФ об изменениях и дополнениях к Закону об ОРД, по которому налоговой полиции дается право перлюстрации писем, а также электронной прослушки и т.д. не через ФСБ, а самостоятельно.
Комментарий
Светлана Соколова, Интерфакс АиФ, 06.11.1998, # 045, рубрика Спецслужбы
"Как сказал нам сотрудник ФСБ, спецслужба не собирается накладывать лапу на глобальную информационную сеть - "будет достаточно небольшого уха". Для этого практически на голом энтузиазме разработана Система технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий, или СОРМ. Она предназначена для снятия необходимой ФСБ информации непосредственно с каналов и серверов Интернет-провайдеров. По словам сотрудника ФСБ, бытующее мнение о том, что провайдеры соглашаются сотрудничать со спецслужбой только под большим давлением, сильно преувеличено. Напротив, они реагируют на предложения ФСБ в большинстве случаев совершенно спокойно, даже с пониманием."
Комментарий
Кто-нибудь обратится в ГПУ (Главное Правовое Управление Президента) с просьбой сделать заключение по ненарушенности статьи 12 Всеобщей декларации прав человека: Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, ТАЙНУ ЕГО КОРРЕСПОНДЕНЦИИ или на его честь и репутацию; и соответствующей статьи Конституции России?
А вот нормативные документы, наглядно показывающие, что такое СОРМ. Мы приводим их полностью без всяких сокращений.
ПИСЬМО МИНСВЯЗИ РФ OT 11.11.94 N 252-У
Письмо Минсвязи РФ от 11 ноября 1994 г. N 252-У
"О порядке внедрения СОРМ на ВСС Российской Федерации"
Руководителям предприятий и организаций
Во исполнение приказа Министерства связи Российской Федерации от 24.06.92 N 226 "Об использовании средств связи для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий Министерства безопасности Российской Федерации" разработаны и утверждены технические требования к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на электронных телефонных станциях (СОРМ).
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.93 N 2233 упразднено Министерство безопасности России, правопреемником определена Федеральная служба контрразведки Российской Федерации (ФСК). Действие всех нормативных актов Министерства связи Российской Федерации, в которых упоминается о МБ России, распространено на ФСК.
Указом Президента РФ от 23 июня 1995 г. N 633 с 12 апреля 1995 г. Федеральная служба контрразведки Российской Федерации переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации
С целью внедрения СОРМ на электронных телефонных станциях, выпускаемых отечественной промышленностью и закупаемых за рубежом, устанавливаемых на сети связи общего пользования, а также на ведомственных и коммерческих сетях, входящих во Взаимоувязанную сеть связи России, предлагаю:
1. Принять к руководству и исполнению Технические требования к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на электронных АТС" (СОРМ), утвержденные Министерством связи Российской Федерации 19.09.94 (прилагаются).
2. Предприятиям связи:
2.1. В срок до 01.01.95 г. согласовать с региональными (краевыми, областными) подразделениями ФСК план мероприятий по внедрению СОРМ на существующих электронных станциях.
2.2. В срок до 01.02.95 г. представить в территориальные управления Госсвязьнадзора согласованные с подразделениями ФСК планы мероприятий по внедрению СОРМ на существующих электронных телефонных станциях.
3. Госсвязьнадзору (Логинов);
3.1. При приемке в эксплуатацию новых электронных телефонных станций требовать составления согласованного с региональными (краевыми, областными) подразделениями ФСК плана мероприятий по внедрению СОРМ.
3.2 Обеспечить контроль выполнения планов и докладывать в Министерство связи Российской Федерации не реже одного раза в год об их выполнении.
3.3 При невыполнении мероприятий по внедрению СОРМ принимать соответствующие меры, в том числе вносить предложения по аннулированию лицензий.
4. Считать требования СОРМ неотъемлемой частью лицензий на осуществление деятельности по связи при применении электронных телефонных станций.
Первый заместитель Министра А.Е. Крупнов
"Согласовано"
Заместитель Директора ФСК
Российской Федерации А.П.Быков
Эксплуатационно-технические требования
к средствам и сетям электросвязи по обеспечению
оперативно-розыскных мероприятий
1. В состав оборудования сетей электросвязи должны быть включены аппаратные и программные средства, позволяющие проводить оперативно-розыскные мероприятия из удаленного пункта управления путем взаимодействия этого пункта и оборудования электросвязи.
2. Должна быть обеспечена возможность взаимодействия в реальном масштабе времени оборудования сети электросвязи с техническими средствами удаленного пункта службы безопасности.
3. Пункт управления должен иметь абсолютный приоритет по отношению к другим центрам технической эксплуатации и управления.
4. Должна быть зарезервирована на станции группа выделенных каналов и линии, предоставляемых оперативно-техническим подразделениям служб безопасности и имеющих абсолютный приоритет в обслуживании и расширенный состав дополнительных услуг.
5. В оборудовании электросвязи должна быть предусмотрена возможность приема запросов и передачи на пункт управления информации о категории и видах основных и дополнительных услуг.
6. Должна быть предусмотрена возможность по командам из пункта управления изменения на определенный период категории и состава услуг, предоставляемых отдельным абонентам.
7. Должна быть предусмотрена возможность передачи в реальном масштабе времени информации об основных фазах установления соединения (передачи телематического сообщения) и номерах абонентов, участвующих в соединении.
8. Должна быть предусмотрена возможность по команде из пункта управления конспиративного подключения выделенных служб безопасности каналов и линии к любым абонентским линиям (каналам), в том числе, находящимся в состоянии установленного соединения.
9. Должна быть предусмотрена возможность по команде из пункта управления негласного дублирования на пункт управления передаваемого телематического сообщения.
1О. Должна быть предусмотрена возможность выполнения по команде из пункта управления разъединения установленного соединения абонента, блокировок входящих и (или) исходящих соединений.
11. Должна быть предусмотрена возможность выполнения по команде из пункта управления задержки в передаче телематического сообщения.
12. Должна быть предусмотрена защита программных и аппаратных средств канала взаимодействия оборудования электросвязи с пунктом управления от несанкционированного доступа. О всех попытках вмешательства должны передаваться сообщения в пункт управления.
13. Должна быть исключена возможность регистрации в системных журналах систем коммутации протоколов взаимодействия системы с пунктом управления службы безопасности (команд управления и ответной реакции системы), а также данных о временном изменении категории определенных абонентов и обслуживании линий с абсолютным приоритетом.
14. Должно быть предусмотрено резервирование связи между оборудованием сети электросвязи и пунктом управления службы безопасности.
15. Данные общие эксплуатационно-технические требования уточняются для каждой конкретной системы коммутации и сети электросвязи установленным порядком в виде дополнения к данным требованиям.
Совместное решение
по эксплуатационно-техническим требованиям
к средствам и сетям электросвязи для обеспечения
оперативно-розыскных мероприятий
Москва
1. В соответствии с законом "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" вводятся эксплуатационно-технические требования для технического обеспечения проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи (прилагаются).
2. Требования относятся к средствам и сетям электросвязи, обеспечивающим входящую и исходящую международную, междугородную, местную и учрежденческую телефонную и телеграфную связь, передачу данных и других видов документальных сообщений по каналам электросвязи.
3. Требования распространяются на все сети электросвязи общего пользования Российской Федерации (независимо от форм собственности) и на технические средства, предназначенные для эксплуатации на данных сетях.
4. Минсвязи России потребует от всех предприятий, организаций и физических лиц, которым выданы или будут выданы лицензии на создание и эксплуатацию сетей электросвязи, безусловного выполнения Приказа Минсвязи России от 24 июня 1992 г. за N 226 и реализации эксплуатационно-технических требований для технического обеспечения оперативно-розыскных мероприятий. Копии выданных лицензий будут направляться в МБ России.
5. Эксплуатационно-технические требования распространяются на аппаратные и программные средства и системы коммутации; закупаемые за рубежом, изготовляемые по иностранным лицензиям, разрабатываемые и серийно выпускаемые отечественной промышленностью.
6. Требования к аппаратным и программным средствам предъявляются разработчикам и изготовителям средств и систем коммутации через специализированные предприятия и организации, определяемые Минсвязи России.
7. Аппаратная и программная реализация требований для каждой конкретной системы коммутации уточняется соответствующими дополнениями к основным эксплуатационно-техническим требованиям.
8. Дополнительные эксплуатационно-технические требования к конкретным сетям электросвязи, уточняющие структуру аппаратных и программных средств, алгоритмы функционирования и протоколы взаимодействия с техническими средствами оперативно-розыскных подразделений служб безопасности, предъявляются и согласовываются соответствующими подразделениями МБ России.
9. Данные требования могут уточняться и дополняться с учетом результатов анализа опыта проведения и совершенствования тактики оперативно-розыскных мероприятий, а также с учетом опыта реализации данных требований в технических средствах электросвязи.
Первый заместитель Министра Заместитель Министра безопасности
связи Российской Федерации Российской Федерации
А.А. Алешин А.П. Быков
21.01.1993 г., N 513 25.01.1993 г.
Приложение
к письму Минсвязи РФ
от 11.11.94 г. N 252-у
Технические требования
к системе технических средств по обеспечению функций
оперативно-розыскных мероприятий на электронных АТС (СОРМ)
1. Назначение СОРМ
2. Технические требования к СОРМ на ЭАТС и УПАТС
3. Технические требования к СОРМ на АМТС и МЦК
4. Методы контроля
5. Контроль работоспособности СОРМ
6. Защита информации от несанкционированного доступа
7. Инициализация и перезапуск СОРМ
8. Технические требования к каналам обмена информацией между СОРМ и ПУ
1. Назначение СОРМ
1.1. Система технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) на отечественных и импортных электронных телефонных станциях предназначена для оперативного контроля соединений определенных абонентов из удаленного пункта управления (ПУ) правоохранительных органов путем взаимодействия того пункта с оборудованием станций.
1.2. СОРМ должна состоять из аппаратно-программных средств и включаться в состав штатного оборудования электронных телефонных станций следующих типов:
ЭАТС местных сетей (городских, сельских, комбинированных);
УПАТС;
АМТС;
МЦК.
1.3. Взаимодействие СОРМ с ПУ должно осуществляться по каналам обмена информацией на расстоянии до 16 км,
1.4. Линейное оборудование и аппаратура канала данных (модем), размещаемые на ПУ, должны входить в комплект обязательной поставки вместе со станционным оборудованием СОРМ.
2. Технические требования к СОРМ на ЭАТС и УПАТС
2.1. Организация контроля
2.1.1. На ЭАТС и УПАТС (далее ЭАТС) СОРМ должна обеспечивать: - контроль исходящих и входящих вызовов (местных, внутризоновых, междугородных и международных) к/от определенных абонентов данной станции, а также контроль вызовов и заранее заданным номерам телефонной сети при исходящей связи абонентов этой станции;
- контроль вызовов при предоставлении абонентам дополнительных видов обслуживания (ДВО), изменяющих направление вызовов (переадресация) или номерную информацию по ним (сокращенный набор номера).
При предоставлении абоненту услуги по переадресации вызовов на другого абонента должен контролироваться как номер абонента, заказывающего эту услугу, так и номер, на который заказана переадресация;
возможность получения по заявке с ПУ информации о категории абонентов и предоставляемых им ДВО.
2.1.2. Номера телефонов контролируемых абонентов ЭАТС, а также номера телефонов абонентов сети, с которыми должны контролироваться все исходящие соединения абонентов данной станции, должны задаваться из ПУ и заноситься на станции в соответствующие таблицы оперативной памяти.
2.1.3. Максимальное число номеров телефонов контролируемых абонентов на ЭАТС должно определяться из расчета 128 для станций емкостью 10000 номеров, но не должно превышать 1024 при увеличении емкости станции до максимальной. Число номеров телефонов контролируемых абонентов сети не превышает 1024 при любой емкости станции.
2.2. Категории контроля
2.2.1. Контролируемым абонентам данной ЭАТС и телефонной сети должна присваиваться одна из следующих категорий контроля:
а) полный контроль;
б) статистический контроль.
2.2.2. При полном контроле на ПУ передается в реальном масштабе времени информация о фазах установления соединений, данные о контролируемых вызовах, и также осуществляется съем и трансляция на ПУ информации, передаваемой в разговорном тракте контролируемого абонента.
2.2.3. Категория "статистический контроль" означает, что разговорный канал не проключается на ПУ, а на ПУ передается в реальном масштабе времени информация о фазах установления соединений и данные о контролируемых вызовах.
2.2.4. Если в одном вызове оба абонента оказались объектами контроля, то выбор категории контроля должен осуществляться согласно приоритета категории:
1 - полный контроль,
2 - статистический контроль.
2.2.5. Должна быть предоставлена возможность изменения категории контроля в процессе наблюдения.
2.3. Информация о фазах установления соединений и данные о контролируемых вызовах
2.3.1. По каждому контролируемому вызову должна передаваться информация о следующих фазах установления соединений:
занятие абонентской линии при исходящем вызове;
набор номера телефона вызываемого абонента;
прием полного номера телефона контролируемого абонента сети;
занятие абонентской линии при входящем вызове;
ответ абонента;
неответ;
занято;
разъединение.
2.3.2. При этом на ПУ должны передаваться следующие данные о контролируемых вызовах:
порядковый номер контролируемого абонента;
категория контроля,
номер контрольной линии (канала) при полном контроле (см. п. 4.3.);
отметка о полуавтоматической входящей связи;
цифры номера телефона вызываемого абонента (по каждой цифре в порядке их набора);
номер телефона вызывающего абонента до ответа вызываемого абонента при внутристанционной связи;
номер телефона вызывающего абонента после ответа вызываемого абонента при входящей связи от других станций;
номер входящего пучка соединительных линий (при невозможности определения номера вызывающего абонента);
время начала разговора (чч, мм);
время разъединения (чч, мм).
2.3.3. В таблице 3 указаны данные о контролируемых вызовах, передаваемые на соответствующих фазах установления соединений.
2.4. Установка и отмена контроля
2.4.1. СОРМ должна обеспечивать установку на контроль абонентов при получении из ПУ следующих данных
а) порядкового номера контролируемого абонента,
б) номера телефона абонента (до 8 цифр);
в) категории контроля.
Для отмены контроля в станцию из ПУ должна посылаться команда отмены и порядковый номер контролируемого абонента.
2.4.2. СОРМ должна обеспечивать установку на контроль исходящих вызовов всех абонентов станции с абонентами телефонной сети при получении из ПУ следующих данных:
а) порядкового номера контролируемого абонента с учетом сквозной нумерации контролируемых абонентов данной ЭАТС и телефонной сети;
б) номера телефона абонента (до 12 цифр). В случае контроля международной связи международный номер должен посылаться без индекса выхода на международную сеть;
в) признака номера (международный, междугородный, местный);
г) категории контроля.
Для отмены контроля в станции из ПУ должна посылаться команда отмены и порядковый номер контролируемого абонента.
2.4.3. Допустимое время установки на контроль или внесения изменений в таблицы данных СОРМ после завершения сеанса передачи полного пакета необходимой информации с ПУ должно быть не более 30 сек
3. Технические требования к СОРМ на АМТС и МЦК
3.1. Организация контроля
3.1.1. На АМТС СОРМ должна обеспечивать контроль исходящих внутризоновых и междугородных вызовов от абонентов зоновой телефонной сети к заранее заданным номерам абонентов.
3.1.2. На МЦК СОРМ должна обеспечивать.
а) Контроль вызовов от заранее заданных абонентов города нахождения МЦК при исходящей автоматической и полуавтоматической международной связи,
б) контроль вызовов к заранее заданным номерам телефонов абонентов международной сети от абонентов национальной телефонной сети России при исходящей международной связи,
в) контроль вызовов к заранее заданным номерам телефонов абонентов национальной телефонной сети России от абонентов международной сети при входящей международной связи;
г) контроль вызовов, проходящих через МЦК, по определенным входящим пучкам каналов.
3.1.3. Контролируемые номера телефонов абонентов и номера входящих пучков каналов должны задаваться из ПУ и заноситься на станции в соответствующие таблицы.
3.1.4. Максимальное число контролируемых номеров телефонов абонентов на АМТС (МЦК) не должно превышать 1024 при любой емкости станции.
Максимальное число контролируемых пучков на АМТС (МЦК) не должно превышать 100 при любой емкости станции
3.1.5. СОРМ на АМТС (МЦК) должна обеспечивать одновременный контроль до 240 каналов (линий).
3.2. Категории контроля
3.2.1. Присваиваемые на АМТС (МЦК) категории контроля и организация вывода информации на ПУ должны быть аналогичны принятым на ЭАТС (см. п. 2.2.).
3.3. Информация о фазах установления соединений и данные о контролируемых вызовах
3.3.1. По каждому контролируемому вызову должна передаваться информация о следующих фазах установления соединений:
занятие линии (канала);
прием полного номера;
ответ абонента;
неответ;
занято;
разъединение.
3.3.2. При этом для каждой фазы установления соединений в ПУ должны передаваться следующие данные:
порядковый номер контролируемого пучка;
порядковый номер контролируемого абонента;
категория контроля;
номер контрольной линии (канала) при полном контроле (см. п. 4.3);
номер телефона вызывающего абонента (в случае возможности его получения);
цифры номера телефона вызываемого абонента;
вид соединения (исходящее, входящее, транзит национальный, транзит международный);
вид связи (автоматическая или полуавтоматическая);
номер входящего направления (пучка каналов или линий);
время начала разговора (чч, мм);
время разъединения (чч, мм).
Примечание: В случае использования ОКС в ПУ должен передаваться номер вызывающего абонента и междугородный код.
3.4. Установка и отмена контроля
3.4.1. СОРМ должна обеспечивать установку на контроль вызовов от абонентов сети при получении из ПУ следующих данных: порядкового номера контролируемого абонента; номера телефона абонента; порядкового номера контролируемого пучка; номера контролируемого пучка; категории контроля;
фазы начала контроля (после приема полного номера, после ответа).
Для отмены контроля на станции из ПУ должна посылаться команда отмены и/или порядковый номер контролируемого абонента и/или порядковый номер: контролируемого пучка.
4. Методы контроля
4.1. Цифровая информация о контролируемых соединениях и данные о вызовах должны поступать из управляющего устройства (УУ) электронной телефонной станции и передаваться на ПУ по каналу передачи данных.
4.2 Определение номера вызывающего абонента (при отсутствии ОКС между станциями) при входящей связи на станции должно осуществляться с помощью посылки сигнала запроса частотой 500 Гц на встречную станцию (на ЭАТС после ответа вызываемого абонента) и последующего приема от нее частотной информации о номере вызывающего абонента.
Электрические параметры передающих и принимаемых частотных сигналов должны соответствовать требованиям и аналогичным сигналам, применяемым в аппаратуре АОН при ее работе на станциях национальной телефонной сети.
4.3. Подключение оборудования ПУ к разговорным трактам должно осуществляться через контрольные линии (каналы). При этом количество контрольных линий (каналов) должно соответствовать требуемому количеству одновременно контролируемых соединений.
4.4. Время реакции СОРМ (с момента регистрации события на станции до момента записи информации о данном событии в порт передачи) при ее работе в реальном масштабе времени должно быть не более 200 мс.
5. Контроль работоспособности СОРМ
5.1. При эксплуатации аппаратных и программных средств СОРМ должен быть предусмотрен функциональный контроль ее работоспособности на фоне работы станции и контроль со стороны оператора с использованием метрологических средств и вычислительной техники.
5.2. На ПУ должна передаваться информация о возникновении неисправностей, влияющих на работу СОРМ.
6. Защита информации от несанкционированного доступа
6.1. Должна быть исключена возможность несанкционированного доступа к данным и программному обеспечению взаимодействия СОРМ и ПУ.
6.2. Должна быть исключена возможность несанкционированного вмешательства в процесс функционирования и взаимодействия СОРМ с ПУ.
6.3. На ПУ должно посылать сообщение о попытках несанкционированного доступа или вмешательства в функционирование СОРМ на электронной телефонной станции или в процесс обмена информацией по каналам передачи данных между СОРМ и ПУ.
6.4. Должна быть исключена возможность регистрации в системных журналах станции информации о взаимодействии СОРМ с ПУ.
7. Инициализация и перезапуск СОРМ
7.1. При аварийном останове электронной телефонной станции и последующем рестарте данные об объектах контроля не должны восстанавливаться, а должны вновь передаваться на станцию из ПУ.
7.2. В случае перезапуска станции должна обеспечиваться передача сообщения об этом на ПУ.
7.3. Технологический режим перезапуска электронной станции должен включать в себя процедуру перезапуска СОРМ. Должна быть обеспечена возможность перезапуска СОРМ по команде из ПУ на фоне функционирования станции.
8. Технические требования к каналам обмена информацией между СОРМ и ПУ
8.1. Интерфейс связи между СОРМ и ПУ
8.1.1. Связь между СОРМ и ПУ должна осуществляться по каналу передачи данных (для передачи управляющей информации и информации о состоянии контролируемых соединений) и по контрольным линиям для трансляции информации, передаваемой в разговорных трактах контролируемых абонентов.
8.1.2. Должны быть обеспечены два варианта организации связи между СОРМ и ПУ.
8.1.3. При первом варианте связь между СОРМ и ПУ должна осуществляться по физическим линиям на расстоянии до 16 км кабеля ТГ-О,7 с шагом 2 км.
8.1.3.1. Трансляция из СОРМ на ПУ информации, передаваемой в разговорных трактах контролируемых абонентов, должна осуществляться по симметричным двухпроводным физическим линиям.
8.1.3.2. Для обмена между СОРМ и ПУ управляющей информацией и информацией о состояниях контролируемых соединений должно быть организовано два канала передачи данных (КПД), функционирующих в режиме горячего резервирования.
8.1.3.3. Обмен управляющей информацией и информацией о состояниях контролируемых соединений должен осуществляться с помощью модема.
8.1.3.4. Должна быть обеспечена возможность работы модема:
по каналу тональной частоты;
по двухпроводной физической линии,
по четырехпроводной физической линии.
8.1.3.5. Обмен информацией должен осуществляться в дуплексном режиме со скоростью не менее 2400 бит/сек в прямом и обратном направлениях.
8.1.3.6. Синхронизация модема должна осуществляться сигналами, вырабатываемыми только в нем без использования внешних синхронизирующих сигналов.
8.1.3.7. КПД должен обеспечивать коэффициент ошибок по битам не более 1О-5 при коэффициенте ошибок по битам в линии связи не более 1О-3 при воздействии белого шума в полосе частот 0,3-3,4 Кгц и соотношении сигнал/шум плюс 12 дБ.
8.1.3.8. Остальные параметры модема должны соответствовать рекомендациям МСЭ-Г на аппаратуру передачи данных.
Тип модема согласовывается с ФСК на этапе подготовки технических условий на СОРМ.
8.1.3.9. Подключение модема к станционному оборудованию должно осуществляться через интерфейс в соответствии с рекомендациями V.24 МСЭ-Т.
8.1.4. При втором варианте связь между СОРМ и ПУ должна осуществляться по соединительной линии с помощью первичной группы ИКМ-30 со скоростью 2.048 Мбит/с в соответствии с рекомендациями G.732 МСЭ-Т.
8.1.4.1. Должна быть обеспечена следующая структура цикла передачи информации по 64 Кбит/с каналам в канальных интервалах (КИ) системы ИКМ-30:
КИО, разряды Р2... Р8 четных циклов - сигналы цикловой синхронизации (ЦС);
КИО, Р3 нечетных циклов - сигналы аварии ЦС;
КИО, Р6 нечетных циклов - сигналы аварии остаточного затухания;
КИ16, Р1... Р4 нулевого цикла - сигналы сверхцикловой синхронизации (СЦС);
КИ16, Р6 нулевого цикла - сигнал аварии СЦС;
КИ1... КИ15, КИ17... КИ29 - контрольные каналы для передачи речевой информации;
КИ30, КИ31 - каналы для обмена цифровой информацией через модем.
Примечания: 1) под четным циклом подразумевается - цикл, содержащий синхросигнал, а под нечетным - цикл, не содержащий синхросигнал;
2) допускается перераспределение канальных интервалов для передачи речевой и цифровой информации.
8.1.5. Должен быть обеспечен контроль исправности каналов обмена информацией между СОРМ и ПУ. При повреждении аппаратуры каналов обмена информацией или кабеля между ПУ и станцией должна быть прекращена передача данных на ПУ и должно быть передано сообщение о повреждении эксплуатационному персоналу станции.
8.2. Протокол обмена информацией в канале передачи данных
8.2.1. Протокол обмена цифровой информацией между СОРМ и ПУ должен соответствовать рекомендации Х.25 МСЭ-Т.
8.2.2. Протокол Х.25 должен включать в себя сетевой, канальный и физический уровни. В качестве физического уровня должен использоваться интерфейс V.24 МСЭ-Т.
8.2.3. Должна обеспечиваться процедура работы в дуплексном режиме по одному постоянному виртуальному каналу в каждом направлении. В направлении от СОРМ к ПУ должна передаваться информация о всех (до 28) одновременно контролируемых соединениях абонентов, в направлении от ПУ к СОРМ - управляющая и служебная информация.
8.2.4. На канальном уровне (на уровне звена) должна быть реализована однозвенная процедура (LAPB) в каждом физическом канале с нерасширенной порядковой нумерацией кадров.
8.2.5. Должна обеспечиваться реализация процедуры прозрачности по отношению к содержимому кадра.
"Согласовано" "Утверждаю"
Зам. директора Федеральной Первый заместитель
службы контрразведки РФ А.П.Быков Министра связи РФ
19.09.1994 г. А.Е. Крупнов
19.09.1994 г.
Начальник ОЭС Минсвязи РФ
Н.С. Мардер
19.09.1994 г.
Генеральный директор ЦНИИС
Л.Е. Варакин
12.08.1994 г.
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 ноября 1995 г. N 135
О ПОРЯДКЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
НА ЭЛЕКТРОННЫХ АТС НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Во исполнение Закона Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" от 12.08.95 N 144-ФЗ система технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) должна устанавливаться на отечественных и импортных электронных телефонных станциях всех телефонных сетей: общего пользования, ведомственных и выделенных сетей, независимо от форм собственности. Технические средства СОРМ должны входить в состав штатного оборудования электронных телефонных станций следующих типов: МЦК, АМТС, ЭАТС (городских, сельских, комбинированных), УПАТС.
С целью практического внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на электронных телефонных станциях приказываю:
1. Создать рабочую группу по координации работ в составе специалистов Министерства связи, Главгоссвязьнадзора, ЦНИИС, ЛОНИИС и других предприятий связи.
2. УЭС (Рокотян) в двухнедельный срок определить состав рабочей группы по внедрению СОРМ на сетях связи Российской Федерации.
3. Назначить ЦНИИС (Варакин) головным по научно-техническому сопровождению внедрения СОРМ на электронных телефонных станциях.
4. ЦНИИС (Варакин), ЛОНИИС (Голубев):
4.1. Совместно с отечественными производителями и иностранными фирмами, поставляющими коммутационное оборудование в Россию, до 01.01.96 провести корректировку технических условий на электронные телефонные станции, имеющие сертификат соответствия или находящиеся на сертификации, в связи с введением функций СОРМ.
Раздел технических условий, относящийся к СОРМ, выпускается отдельно от основного текста технических условий.
Корректировка технических условий на ЭАТС местных сетей и УПАТС осуществляется ЛОНИИС, АМТС и МЦК - ЦНИИС, комбинированных станций (АМТС/АТС) - ЦНИИС и ЛОНИИС совместно.
4.2. В месячный срок направить в УЭС график представления на утверждение согласованных с ФСБ откорректированных технических условий.
4.3. До 01.01.96 разработать, согласовать с ФСБ и представить на утверждение первому заместителю Федерального министра Крупнову правила приемки и инструкцию по эксплуатации СОРМ на электронных телефонных станциях всех типов.
5. Гипросвязь (Вронец), Гипросвязь-2 (Бойцов) до 01.01.96 откорректировать и представить на утверждение ВНТП в связи с внедрением СОРМ.
6. Руководителям организаций связи:
6.1. Работы, связанные с внедрением СОРМ, считать конфиденциальными и проводить их ограниченным кругом сотрудников.
6.2. С 01.01.96 осуществлять заключение контрактов на поставку электронных телефонных станций с учетом откорректированных технических условий, включающих требования СОРМ.
6.3. С 01.01.96 осуществлять заказ на установку аппаратно - программных средств СОРМ на действующих электронных станциях в соответствии с разработанными ранее и согласованными с территориальными подразделениями ФСБ планами мероприятий по внедрению СОРМ (письмо Министерства связи Российской Федерации от 11.11.94 N 252-у).
6.4. Обеспечивать финансирование работ по заказу и установке станционной части СОРМ, состоящей из аппаратно-программных средств и входящей в состав штатного оборудования электронных телефонных станций, линейного оборудования и аппаратуры передачи данных (модем), размещаемых на ПУ, которые приобретаются в рамках общего контракта и должны соответствовать спецификациям, согласованным территориальным подразделением ФСБ.
6.5. Мероприятия по внедрению СОРМ проводить по согласованию с территориальными подразделениями ФСБ.
6.6. Совместно с Госсвязьнадзором (Логинов) при приемке в эксплуатацию СОРМ руководствоваться:
на вновь вводимых электронных телефонных станциях - разработанными правилами приемки;
на действующих электронных телефонных станциях - положениями письма Министерства связи Российской Федерации от 11.11.94 N 252-у и разработанными правилами приемки.
7. Первому заместителю Федерального министра Крупнову:
7.1. В месячный срок определить порядок проведения сертификационных испытаний СОРМ и выдачи необходимых документов.
7.2. В течение трех месяцев разработать и согласовать с ФСБ порядок возмещения затрат операторов на приобретение аппаратно - программных средств и другого оборудования СОРМ, предусмотренного п. 6.4.
8. Контроль за выполнением приказа возложить на УЭС (Рокотян).
Федеральный министр
Министерства связи РФ
В.Б.БУЛГАК