24 апреля 1967 года, 53 года назад, при возвращении на Землю корабля 'Союз-1' погиб космонавт Владимир Комаров. Это была первая официально признанная трагедия в космосе. Официальная версия - стечение обстоятельств, неофициальная - сбой систем корабля, о вероятности которого организаторы полета знали заранее, но умышлено форсировали сроки. Читать полностью: https://42.tut.by/681977
Инженер-полковник, космонавт 3-го класса 'Владимир Михайлович Комаров - советский летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. Командир первого в мире экипажа советского космического корабля. Дважды летал на первых кораблях нового типа: 'Восход-1' и 'Союз-1'. Первый человек, побывавший в космосе дважды. Первый человек, погибший во время полета в космос', - вот как Комарова описывает 'Википедия'.
Владимир Михайлович родился в 1927 году, в 1949-м стал военным летчиком - служил в истребительной авиационной дивизии в Грозном, где и познакомился со своей будущей женой, школьной учительницей Валентиной Киселевой.
После этого Комаров также работал на должностях помощника ведущего инженера в Государственном Краснознаменном НИИ ВВС, занимался испытаниями новейших образцов авиационной техники СССР. Через некоторое время ему предложили пройти отбор в первый отряд космонавтов.
Правда, собеседование было довольно специфическим. Так как это была секретная миссия, то кандидатов спрашивали что-то вроде 'хотите ли вы летать на новой технике' и 'хотели бы вы полететь на ракете вокруг Земли'.
Тех, кто ответил утвердительно, позже призвали для полного медобследования. На тот момент Владимиру было довольно много для космонавта лет - 33 года, - но комиссию убедили его выдающиеся знания и высшее инженерное образование.
Так Комаров попал в ряды первых советских космонавтов. И если бы у него случайно не нашли скрытую патологию сердечной деятельности, то, может, он стал бы первым человеком в космосе.
Впервые Владимир полетел в космос в 1964-м, спустя годы тренировок он вышел в космическое пространство на корабле 'Восход-1', первом 'многоместном космическом корабле'. Впрочем, BBC пишет: 'Восход-1' - это переименованный гагаринский 'Восток'. Кабина была очень тесной, так что туда практически втиснули трех самых маленьких космонавтов, причем без скафандров и катапульты.
Опасный полет на малоприспособленном корабле предприняли, чтобы не уступить создаваемому в США 'Аполлону'. Вскоре началась ускоренная работа над настоящим трехместным кораблем - 'Союзом', - которому предстояло обслуживать будущие орбитальные станции и даже полететь на Луну.
Лунная гонка и форсирование сроков Гонка с США - очень важный момент, ведь в то время Штаты опережали СССР в 'битве за Луну'. Америка уже проиграла Союзу, который первым запустил искусственный спутник в космос, первым отправил человека в космос и первым же нацелил зонд на Луну, но в этот раз не собиралась уступать.
В 1961 году тогдашний президент Джон Кеннеди выступил с речью перед конгрессом, где заявил, что эта программа обойдется каждому мужчине, женщине и ребенку в 50 центов в неделю (более четырех долларов с учетом инфляции). Но первый человек на спутнике Земли должен быть американцем, и точка.
Так что к 1967 году в США работы над лунными программами шли уже давно, а отобранные для экспедиций кандидаты активно тренировались. Конечно, в СССР об этом знали - еще с момента речи Кеннеди, - но по каким-то причинам отложили выполнение своей 'лунной миссии'. Может, не восприняли заявления американцев всерьез или же решили вложить средства в другую отрасль (скорее всего, военную, так как на дворе была холодная война). Но первые успехи с 'Аполлоном' в 1964-м заставили советских специалистов взяться за задачу всерьез, и СССР вступил в эту гонку с опозданием в пару лет.
Для сравнения: за время, пока планировался полет 'Союза-1', американцы сумели спроектировать и построить пилотируемый космический корабль 'Джемини' для отработки лунных экспедиций, провести десять полетов и даже отрепетировать на орбите несколько лунных операций. Так что советским конструкторам пришлось поторопиться. Еще один немаловажный факт. В 1967-м в СССР готовились отметить полувековой юбилей Октябрьской революции, первомайские праздники тоже никто не отменял. Очевидно, что такие события не могли обойтись без новой громкой победы - например в космосе. Весной того года планировался орбитальный полет сразу двух 'Союзов', в ноябре - первый облет Луны. В общем, сроки сильно форсировались: нужно было успеть к важным для страны, по мнению ее руководства, датам.
Неудачи с 'Союзами' При этом с 'Союзами' изначально все шло не так, как планировалось. ТАСС пишет: первый космический корабль этой серии должен был взлететь еще в 1962 году, но работы затянулись на четыре года.
В первый полет многоместный корабль в беспилотном режиме отправился только в конце 1966 года. Было проведено три беспилотных запуска. Все они закончились неудачно. Кроме того, в 1966 году умер генеральный конструктор 'Союзов' Сергей Королев. Пилотируемый полет космонавтов на 'Союзе-1' готовил его преемник - Василий Мишин. BBC добавляет, что Королев не допустил бы запуска космического корабля, не подтвердившего в ходе испытаний своей надежности (как это, по сути, и произошло). В ходе предполетной подготовки на 'Союзе-1' нашли 203 структурных дефекта.
А у Мишина 'было меньше авторитета, меньше веса'. Может, на него давило советское руководство. Или же Мишин хотел выслужиться перед начальством на новой для себя должности.
Дублером Комарова в полете на 'Союзе-1' выступил сам Юрий Гагарин - они были друзьями. После своего полета в 61-м Гагарину так и не удалось возвратиться в космос, а роль 'свадебного генерала' порядком наскучила - он рвался в бой. Но для полета на 'Союзе-1' все-таки рекомендовали Комарова.
По неофициальной версии, Гагариным дорожили больше - особенно после зафиксированных неудач во время испытаний 'Союзов'. Но, скорее всего, это преувеличение: если бы у Комарова незадолго до старта диагностировали банальный насморк, полетел бы Гагарин.
Как произошла катастрофа План был такой: Комаров стартует на 'Союзе-1', после выхода на орбиту за ним следует 'Союз-2' с тремя членами экипажа. Двум последним после стыковки кораблей на околоземной орбите предстояло выйти в космос и перейти с борта второго 'Союза' в корабль Комарова, а затем всем вместе вернуться на Землю.
Старт 'Союза-1' назначили на 3 часа 35 минут 23 апреля. Корабль вышел на орбиту через 540 секунд после запуска, и с Комаровым установили связь. 'Самочувствие хорошее, параметры кабины в норме, но не раскрылась левая солнечная батарея, зарядный ток только 13 14 ампер, не работает КВ-связь', - отрапортовал космонавт.
На этом хорошие новости закончились. На 'Союзе-1' не открылась дублирующая антенна телеметрической системы и не отошел козырек, который защищает солнечно-звездный датчик от выхлопов двигателей. Проще говоря, все это не позволяло ориентироваться в пространстве по солнцу и звездам.
Первая попытка изменения орбиты корабля провалилась - аппарат стал вращаться вокруг своей оси. Когда Комаров попытался исправить положение, вращение лишь усилилось. После пяти таких витков Центр управления полетами отменил запуск 'Союза-2', а проблемный 'Союз-1' начали срочно возвращать на Землю. Это решение спасло жизни экипажу второго 'Союза'. Позже выяснилось, что у этого корабля возникли бы точно такие же неполадки.
После пяти часов Комаров сумел совершить практически невозможное: в ручном режиме сориентировать 'Союз-1' и начать торможение, причем над заданным районом. Но на высоте семи километров тормозной парашют не смог вытащить тяжелый основной парашют большого корабля из контейнера.
Запасной парашют вышел, но из-за вращения аппарата у него перекрутились стропы. На огромной скорости корабль врезался в землю. Катастрофа произошла в 06.22 в Адамовском районе Оренбургской области в 65 километрах восточнее города Орска.
Последние слова Комарова
Переговоры с Комаровым с Земли вел сам Юрий Гагарин. В документальном фильме российского 'Первого канала' приведена запись их разговора с последними словами Комарова. 'Вот тут товарищи рекомендуют дышать глубже. Ждем на приземлении', - сказал Гагарин, а Комаров ему ответил: 'Спасибо. Передайте всем. Произошло раз:'.
Далее 'Союз-1' вошел в плотные слои атмосферы и связь прервалась. Скорее всего, Комаров собирался сообщить о разделении спускаемого аппарата и корабля.
Некоторые источники утверждают, что Комаров едва ли не проклинал все руководство СССР и перед своей смертью успел связаться с семьей, но опубликованная запись разговора опровергает эти слухи. К тому же в конце 60-х технические возможности были весьма ограничены: связь с космонавтом перед посадкой была возможна только через антенны на стропах основного парашюта, который так и не раскрылся.
'Гибель выдающегося космонавта Комарова - утрата для всего советского народа' Состыковать два 'Союза', как это было изначально задумано, удастся только в январе 1969 года. Два космонавта - Евгений Хрунов и Алексей Елисеев - перейдут через открытый космос из одного корабля в другой. Последующие версии 'Союзов' лишатся недостатков первых моделей - их будут использовать следующие 50 лет и назовут одними из самых надежных космических кораблей.
Прах Владимира Комарова, вернее то, что смогли собрать на месте катастрофы, был погребен у Кремлевской стены. Но семья Комарова всегда считала настоящей могилой место его гибели в Оренбургской области. Спустя полтора месяца после трагедии военнослужащие дислоцированной неподалеку ракетной дивизии установили там самодельный обелиск. Позже его обновили.
Никакая детальная информация о трагедии в средствах массовой информации СССР раскрыта не была. Официальная версия случившегося появилась лишь через сутки.
'При открытии основного купола парашюта на 7-и километровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели В. М. Комарова. Безвременная гибель выдающегося космонавта инженера-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова является тяжелой утратой для всего советского народа', - говорится в сообщении ТАСС от 25 апреля 1967 года.
По статистике накаждый новый тип самолета от чертежа до первого полета облета и выхода машины всерию приходится от 7 до 15 ти смертей ........ и это не только пилоты... А в космос полететь это намного сложнее Так что То что Волков Царство ему небесное и вечная память далеко не первый я уверен на 110%
я так понимаю это говно болтается в стратосфере в космос оно не вышло в 1970 году выпущен МИГ 25 который имел потолок по паспорту 23-25 а по факту залетал и на 27000
Originally posted by Генералисимус Сталин: По статистике накаждый новый тип самолета от чертежа до первого полета облета и выхода машины всерию приходится от 7 до 15 ти смертей ...
Из рогатки таких статистиков в детстве ещё расстреливать надо.
ТС, я понимаю, конечно, хочется читаемости, но такие темы всё же надо размещать в профильных разделах, чтобы максимально избежать галиматьи типа кобинского.
Да и не "в космосе всё же". В рамках космической программы.
Originally posted by Лонжерон: Из рогатки таких статистиков в детстве ещё расстреливать надо.
Почитайте историю архивы сколько полегло пилотов и техников пока лучший самолет штурмовик Второй Мировой встал на крыло как говорят в авиации ( я понимаю вы от нее далеко )... кстати и у нихъ пока они Штуку в небо подняли тоже не мало полегло Обе машины очень своеобразны были.. .
и на чем летали?? я МИ-2 налет 300 часов на восьмерке 50 часов... Ну а потом времена поменялись Да кстати три прыжка с паращютом Два с "дубом" вы наверное знаете что это ... и один раз со спасательным тем что в чашке под жолпой... .
Генералисимус Сталин: Почитайте историю архивы сколько полегло пилотов и техников пока лучший самолет штурмовик Второй Мировой встал на крыло как говорят в авиации
Originally posted by Генералисимус Сталин: я так понимаю это говно болтается в стратосфере в космос оно не вышло в 1970 году выпущен МИГ 25 который имел потолок по паспорту 23-25 а по факту залетал и на 27000
Вы даже в говне не разбираетесь. Во-первых там где он уже болтался - это не стратосфера. Во-вторых им до космоса осталось 10км. Ну и в - третьих с 1962 по 1968гг было совершено 13 пилотируемых полетов (из почти 200 всего) на ракетоплане Х-15 на высоты от 81 до 108 км с максимальной скоростью в одном из полетов 7274 км/ч. Вот такое вот говно.
"... Космонавты погибли при возвращении на Землю из-за разгерметизации спускаемого аппарата на большой высоте. Конструкция корабля не предусматривала скафандров для экипажа." Тоже уже не в космосе.
Originally posted by Лонжерон: Тоже уже не в космосе.
На высоте 150 километров давление внутри кабины стало резко снижаться и в течение двух минут упало до 50 миллиметров ртутного столба. То есть формально погибли уже ниже условной высоты космоса (100-120 км).
На высоте 150 километров давление внутри кабины стало резко снижаться и в течение двух минут упало до 50 миллиметров ртутного столба. То есть формально погибли уже ниже условной высоты космоса (100-120 км).
Не понял - 150км это ниже чем 120? И точно установлено, на какой именно высоте они погибли?