Система сработала бы штатно, реактор был доведен до состояния разгона. Поглотительные стержни просто добавили половину беты. Винить в этом конструкцию стержней ? Дык, до такого состояни реактор нужно было суметь довести. Плюс, внесение изменений в систему АЗ5. Вроде, были отключены какие то аварийные циркуляционные насосы и закрыты заглушки и даже опечатаны. Т.е. при срабатывании АЗ5 подача дополнительной воды в реактор не предполагалось. Опять же число поглотителей в момент аварии было существенно ниже чем допускалось регламентом. Поднимать реактор из ямы путем практически полного удаление поглотителей из реактора, за исключением стационарных, не понимание принципов работы его. А про массовое нашествие на ядерные станции работников тепловых и гидро станций и вытеснение ядерщиков я тоже читал.
После отключения генератора, началось запаривание активной зоны, начал сказываться паровой эффект реактивности, начался рост температуры, добавился тепловой эффект реактивности и опять же давление пара.Потом ввели стержни, добавили последнюю порцию и начался разгон. Система аварийоного охлаждения заблокирована. С ростом мощности, растет сопротивление зоны, снижается расход воды, растет пар и температура. В какой то момент закрылись обратные клапана ГЦН. И все. Воды нет, температура растет, давление растет, водород накапливается. Поотрывало все водяные и паровые коммуникации от блока, водород пошел за пределы реактора.
Я ни разу не специалист в сем вопросе, однако вот описание того что произошло и что привело к взрыву:
"Чернобыльская авария случилась вовсе не из-за 'эксперимента', как принято думать, и не из-за ошибок персонала АЭС. Причина катастрофы - два конструктивных просчета при проектировании реактора типа РБМК. Причем важнейший из этих просчетов был выявлен его конструктором, и тот даже направил на Чернобыльскую АЭС соответствующее письмо - но на него никто не обратил внимания."
"Суть аварии
Взорвавшийся 26 апреля четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС был на планово-предупредительном ремонте - подвергался регулярной процедуре, обязательной для атомных реакторов. В утвержденной схеме каждого такого ремонта для реакторов типа РБМК (реакторов большой мощности канальных, именно такие стояли на ЧАЭС) есть испытания нештатных режимов работы - как раз чтобы предупредить аварии. На таких испытаниях автоматическую защиту отключали всегда по той простой причине, что иначе многих нештатных режимов работы не добиться. То есть первый отчет INSAG-1 назвал 'экспериментом' одну из стандартных проверок, обязательных при планово-предупредительном ремонте.
И снова простая аналогия. При техосмотре из автомобиля сливают моторное масло, для чего нужно выкрутить сливную пробку. Четвертый энергоблок ЧАЭС был автомобилем, на котором персонал по инструкции 'скрутил пробку' - остановил защиту реактора. Но если автомобиль при открытой пробке и сливающемся масле вдруг взорвется и убьет немало человек, то никто и никогда не будет обвинять автомеханика. Вопросы возникнут к тому, кто автомобиль делал. Попробуем понять, почему плановое испытательное мероприятие - а вовсе не выдуманный 'эксперимент' - привело к аварии.
По каналам течет вода, замедляющая нейтроны от ядерного топлива до необходимой 'рабочей' скорости, потому что на слишком быстрых, незамедленных нейтронах реактор начинает 'тормозиться' автоматически. Если же случается авария и реактор начинает перегреваться, по плану вода из каналов испаряется. Водяной пар хуже воды замедляет нейтроны - то есть при перегреве реактор должен сам себя 'тормозить', защищаясь от последующего взрыва.
Увы, проектировщики схему рассчитали неточно. Графита в реакторе они заложили слишком много. Поэтому даже без воды графит замедлял нейтроны достаточно - когда вода в каналах закипала от перегрева, разгон реактора продолжался. Продолжим автомобильную аналогию: это как если бы конструкторы автомобиля напутали так, что педаль тормоза на большой скорости работала бы как педаль газа. Это первая и очень большая ошибка создателей РБМК.
Но, к сожалению, была еще и вторая ошибка - она-то и привела к катастрофе Чернобыля. При перегреве реактора в него вдвигаются стержни аварийной защиты - из материала, отлично поглощающего нейтроны и за счет этого мгновенно останавливающего цепную реакцию. В РБМК конструкцию стержней продумали плохо. Они вводились в каналы с водой, замедляющей нейтроны, - и вытесняли воду, ускоряя цепную реакцию расщепления урана. Представим, что в вашей машине есть аварийный тормоз, который нажимают, только когда все совсем плохо и речь идет о жизни и смерти. Чернобыльская АЭС была машиной, в которой и аварийный тормоз мог лишь дополнительно поддать газу.
Во втором часу ночи 26 апреля персонал ЧАЭС не знал о том, что реактор является саморазгоняющимся, а не самозаглушающимся, - никто не поставил их об этом в известность. Но они умели читать показания приборов. И поэтому увидели, что при снижении количества воды в каналах мощность реактора вдруг начала расти, а не падать. Заметив это, персонал подал команду на ввод аварийных стержней. И первых нескольких секунд их ввода - когда воду уже вытеснило, а 'глушащие' части стержней еще не успели войти - хватило, чтобы мощность реактора дополнительно резко подскочила. Возник перегрев, от которого часть каналов реактора деформировалась и заблокировала дальнейшее вдвигание аварийных стержней. Реактор продолжил нагреваться, произошел взрыв, а затем еще один.
Их мощность составляла несколько тонн в тротиловом эквиваленте - значительная часть реактора была разрушена, продукты деления урана взрывом выбросило в атмосферу. Катастрофа свершилась, и главную роль в этом сыграли просчеты тех, кто создавал реактор."
И еще:
"Причины, по которым в СССР решили сделать крайними людей, эксплуатировавших реактор, понять не так сложно. Скажем, ваша промышленность сделала автомобиль, у которого иногда тормоз начинает работать как газ. Водитель на нем об этом не знал и в ходе 'торможения' ускорился, отчего въехал в толпу людей. Кого надо за это судить? Можно промышленность, конструкторов и так далее, но это плохой вариант: на бумажках про запуск в серию такого типа реакторов масса начальственных подписей: министры, главные конструкторы - одним словом, большие шишки, люди со связями.
Куда проще обвинить водителя, а в случае ЧАЭС - простых операторов реактора. У них нет связей до самого верха, на них можно списать все что угодно, зато советский атомпром будет на высоте и никому не придется ехать из светлого и просторного московского кабинета на Колыму.
И все прошло бы как по маслу - в советские побасенки об 'эксперименте' безответственных работников АЭС в МАГАТЭ вполне поверили, потому что откуда им было узнать правду, - если бы не развал Союза. Некогда всесильные советские министерства и конструкторские бюро вдруг утратили свои связи в верхах, да и сами верхи радикально изменились.
Тогда-то из бывшего СССР в МАГАТЭ поступила совсем иная информация, на основе которой был выпущен доклад INSAG-7. В его основных выводах признается: 'Авария произошла в результате наложения следующих основных факторов: физических характеристик реактора, особенностей конструкции органов регулирования, вывода реактора в нерегламентное состояние'. Заметьте: слова о вине персонала пропали полностью. Даже нерегламентное состояние реактора ему не приписывают. Ведь, как показано в том же докладе, приведение реактора в нерегламентное состояние во время планового ремонта не считалось отклонением от требований по его эксплуатации.
Какова роль лжи в Чернобыльской катастрофе?
К чести разработчиков, они раньше других осознали проблему и даже пробовали о ней предупредить.
Как видно из писем (можно почитать полную версию по ссылке), уже за три года до аварии руководство Чернобыльской АЭС было предупреждено о проблемах со стержнями - и о путях их решения. Однако на письмо никто и никак не отреагировал, так велика была вера в 'безаварийность' атомной энергетики.
Однако приведенные выше письма - на последней странице видно, что среди их адресатов был и глава Чернобыльской АЭС, - никакого эффекта не имели. Ни один свидетель аварии не помнит, чтобы его знакомили с этим письмом. Такое игнорирование случилось по очень простой причине: в СССР до Чернобыля практически никто ничего не знал о серии аварий в атомной отрасли - например, 1957 года на 'Маяке' или 1975 года на Ленинградской АЭС, однотипной с Чернобыльской. Привычка заметать мусор под ковер привела к формированию в стране и мире идеи о том, что атомные реакторы безопасны, что с ними ни делай. Смысл письма конструкторов просто не дошел до директора ЧАЭС: он был уверен, что ничего суперстрашного от описанных в письме проблем быть не может.
Проблема была свойственна не только для СССР: в первой половине 1980-х в международный научный журнал Nature не приняли статью ученых с хорошей репутацией только потому, что она говорила о возможной аварии на АЭС.
Показателен в этом отношении секретный протокол заседания ЦК КПСС от 3.07.1986 года, случайно попавший в открытой доступ из-за перестроечной неразберихи. В нем Горбачев лично выразил недоумение тотальной самоуспокоенностью, царившей в атомной энергетике до Чернобыля:
'Помню и другое: статью в 'Правде' к 30-летию первой АЭС. Там: 'атомная энергетика может служить эталоном безопасности'. И акад. Легасов это подписал. А что на поверку? Грянул Чернобыль, и никто не готов: Директор станции Брюханов был уверен, что ничего не могло произойти: А между тем за 11-ую пятилетку, 104 аварии было на [всех] АЭС, за последние годы было много [более мелких] аварий на Чернобыльской АЭС. Это вас не насторожило:
Мы 30 лет слышим от вас [ученых, специалистов, министров. - А. Б.], что все тут [в атомной энергетике. - А. Б.] надежно. И вы рассчитываете, что мы будем смотреть на вас, как на богов. От этого все и пошло. Потому что министерства и все научные центры оказались вне контроля. А кончилось провалом. И сейчас я не вижу, чтобы вы задумывались над выводами. Больше все констатируете факты, а то и стремитесь замазать кое-какие: Во всей системе царил дух угодничества, подхалимажа, групповщины, гонения на инакомыслящих [речь, среди прочих, об академике Доллежале, с 1970-х выступавшем против АЭС в густонаселенных зонах, которого травил атомный мейнстрим. - А. Б.], показуха, личные связи и разные кланы вокруг разных руководителей'.
Можно по разному относиться к М. С. Горбачеву, но здесь его выводы очень близки к тому, что говорили и специалисты в области 'мирного атома'. В аудиозаписях академика Легасова (кстати, одного из персонажей сериала НВО) излагается множество неприятных деталей того, как именно борьба кланов и личные связи негативно влияли на безопасность советских реакторов.
Если бы не традиционная советская культура замалчивания неудач и выпячивания достижений, письмо главного конструктора про дефекты в РБМК (и пути их исправления) не прошло бы мимо сознания директора ЧАЭС Брюханова. И катастрофы бы не произошло. Чернобыль случился из-за дефектности не только реактора, но и всей системы втирания очков, замалчивания и искажения реальности, укоренившейся в позднем Советском Союзе.
Был ли усвоен урок?
На сегодня в России работает десять реакторов типа РБМК, и все они имеют нулевые шансы на повторение Чернобыльской катастрофы. Причины очень просты: оба критических недостатка РБМК, взорвавшегося в Чернобыле, были быстро учтены и исправлены (начиная с лета 1986 года). Сейчас концентрация урана в топливе для наших РБМК повышена, за счет чего реактор перестал быть перезамедленным - при перегреве он больше не разгоняется, а, напротив, сам себя тормозит. Исправлена и ошибка в конструкция аварийных стержней: в каналах под ними больше нет воды. Поэтому сейчас аварийный тормоз действительно дает торможение, а не внезапный разгон реактора."
Лучше сходить по ссылке, для тех кому интересно:
https://esquire.ru/articles/98642-legenda-o-chernobylskom-eksperimente-chto-na-samom-dele-proizoshlo-na-aes-i-zachem-v-sssr-sovrali-o-prichine-katastrofy-predskazannoy-konstruktora mi/#part0
А вот письмо от разработчиков реактора:
http://accidont.ru/PS_letter.html
Итак как мы видим производились плановые испытания, а никакой не эксперимент.
Информация об особенностях этого реактора до персонала доведена не была.
Они действовали четко по инструкциям имея несколько ложное понимание ибо не знали о тех самых особенностях данного реактора.
Защита была отключена для достижения нештатных режимов и это нормально.
Поднятие мощности реактора после провала было, но не это причина взрыва если верить описанию выше.
В итоге директор станции Брюханов виновен точно ибо проигнорировал письмо от разработчиков реактора и не довел его до сведения персонала и не принял мер по предотвращению подобных эффектов.
И таки да Брюханов имеет следующую биографию:
"В 1959 году окончил энергетический факультет Ташкентского политехнического института.
После окончания института работал на Ангренской ТЭС (Ташкентская область) на следующих должностях: дежурный деаэраторной установки, машинист питательных насосов, помощник машиниста турбины, машинист турбины, старший машинист турбинного цеха, начальник смены, начальник турбинного цеха. В 1966 году приглашён работать на Славянскую ГРЭС (Донецкая область), где проработал до 1970 года в должностях старший мастер, заместитель начальника котельно-турбинного цеха, начальник этого цеха, заместитель главного инженера. Член КПСС с 1966 года.
С апреля 1970 года по июль 1986 года - директор Чернобыльской АЭС имени В. И. Ленина."
Т.е. да не ядерщик, а как раз работник в прошлом тепловых и гидроэлектростанций.