Несколько лет назад создавал я тему про конструктора Ростислава Алексеева и его экранопланы. Хорошая тема. В ней кто-то спрашивал - мол, да зачем нужны эти экранопланы сейчас. Мы говорили - да по тем же сибирским рекам, по северАм прибрежным и даже морским - самое оно. В качестве медицинских средств транспорта, для спасателей, погранцов, просто как доставка людей вне зависимости от северной навигации. Скорость 200-300-500 км/час, не нужны аэродромы, летает по-над водой, не страшен не только лес-топляк, а даже небольшие островки.ю А экранолёты, при случае, могут и взлететь как обычные самолёты.
Оказалось - в России идут по этому пути. Что отрадно.
Вообще - с учетом наших громадных просторов, безхдорожья и дороговизны авиации, и, особенно, авиационной инфраструктуры - экранопланы хотя бы вдоль по магистральным рекам - самое оно. А там и прибрежные воды. А то вон жалуются - японцы всякие и наши браконьеры от погранцов на скоростных катерах уходят с уловом. А вот таких машинок наделать - хрен они уйдут, даже на подводных крыльях.
"В России возвращаются к проекту кораблей-самолетов 27 марта 2019 Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Е. Жуковского разрабатывает речной пассажирский экраноплан - своего рода гибрид самолета и корабля. По морской классификации экранопланы считаются судами, но движутся на воздушной подушке на небольшой высоте над поверхностью воды или земли. Они отличаются большой скоростью (до 250 узлов) и грузоподъемностью, а также не требуют сложной инфраструктуры, как самолеты. За основу для новой разработки в ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского взяли проект морского пассажирского газотурбохода 'Ракета-2'. Согласно проектным данным, судно длиной 20 метров сможет перевозить до 20 человек единовременно, передвигаясь со скоростью до 200 км/ч. Теоретически, экраноплан сможет разгоняться еще быстрее, но этого ему не позволят нормы закона о речном судоходстве. Специалисты института уже спроектировали и построили модель экраноплана для аэродинамических испытаний, которые должны состояться в течение этого года. Впоследствии в ЦАГИ планируют создать целую линейку пассажирских речных судов разной вместимости (до 100 человек), а также двухместный учебный экраноплан."(С)
КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
P.S.
Вот с узлами, похоже, журналисты опшыблися.. . немножко.. . Скорость 250 узлов - это, поди, уже гиперзвук получается.. . )
"ЦАГИ проектирует экраноплан для движения по магистральным рекам
26 марта 2019
Ускоренное развитие воздушных судов амфибийного и безаэродромного базирования является для нашей страны насущной необходимостью и соответствует целям обеспечения экономической и национальной безопасности. Их применение позволит существенно расширить транспортную доступность регионов, в том числе активно осваиваемых территорий Сибири, Арктики, Дальнего Востока. Сегодня в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ 'Институт имени Н.Е. Жуковского') разрабатывается экраноплан с шасси на воздушной подушке, который призван обеспечить круглогодичное движение по стратегически важным направлениям - магистральным рекам, в том числе с использованием взлетно-посадочных полос с различными типами покрытия.
Работа над новым проектом началась с аналитических исследований эксплуатационных характеристик амфибийных летательных аппаратов. В результате для регулярной работы на внутренних водоемах был выбран экраноплан типа А с шасси на воздушной подушке - его прототипом является пассажирский экраноплан 'Ракета-2'. Специалисты ЦАГИ сформировали аэрогидродинамические компоновки линейки таких судов вместимостью 20, 50 и 100 пассажиров, а также двухместного учебно-тренировочного прототипа.
На следующем этапе была спроектирована и изготовлена динамически подобная модель амфибийного аппарата с нагнетателем для шасси на воздушной подушке и маршевыми движителями для проведения экспериментальных исследований в аэродинамических трубах и опытовом бассейне ЦАГИ. Конструкция шасси состоит из двух надувных баллонов, расположенных вдоль длины фюзеляжа, носового ограждения в виде фартука и кормового отклоняемого щитка. Использовано крыло малого удлинения с поплавками на концах консолей, имеющими гидродинамические обводы и выполняющими роль шайб.
В этом году планируется провести два цикла экспериментальных исследований: в аэродинамической трубе Т-5 и опытовом бассейне. 'В первом случае мы получим аэродинамические характеристики модели летательного аппарата на режимах взлета-посадки и движения вблизи экрана. Испытания будут проводиться как с действующей нагнетательной установкой, так и без нее, а также с работающими и не работающими движителями. Основным вопросом при исследовании модели в гидроканале является определение ее гидродинамического сопротивления при движении по ровной и взволнованной поверхности, а также остойчивость (способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим крен, и возвращать равновесие) экраноплана со статической воздушной подушкой на воде', - рассказал и.о. заместителя начальника отделения гидродинамики и промышленной аэродинамики ФГУП 'ЦАГИ' Юрий Мерзликин.
Разработка конструкции экраноплана на воздушной подушке для круглогодичного движения по магистральным рекам проводится в рамках НИР 'Магистраль-интеграция'. Предусматривается, что проектируемая машина сможет осуществлять взлет-посадку со льда, торосов, мелководья, элементарно подготовленных грунтовых площадок и будет использоваться как для грузо- и пассажирских перевозок, так и в медицинских целях, при спасательных операциях. Воздушное судно в основном исполнении рассчитано на 20 пассажиромест как наиболее востребованное на сегодняшний день в удаленных регионах Российской Федерации. Планируемая длина аппарата - порядка 20 метров, размах крыла - 11 метров, вес - 10 т. Для простоты технологического изготовления и обеспечения комфортного размещения пассажиров или лежачих мест выбрана прямоугольная форма сечения фюзеляжа. Скорость экраноплана регулируется речным судоходством и в интересах безопасности не должна превышать 180-200 км/ч.
Originally posted by Pragmatik: Скорость экраноплана регулируется речным судоходством и в интересах безопасности не должна превышать 180-200 км/ч.
Еще раз повторюсь. Чтоб гонять на такой скорости в метре от подстилающей поверхности по руслам рек надо иметь навыки и квалификацию сравнимую с пилотом малой авиации, а не кучера мотолодки. А уж про 300-500км/ч это к Станиславу Лему.
Омуль+: Новые грабли о старом. Дохлый номер. Лучше бы возродили суда на подводных крыльях.
Коллега, вон в Чёрном море их и возродили. Но там нет топляка и навигация, поди, круглый год. При этом скорость у судов на подводных крыльях так себе. Вон даже из Москвы в какую-нибудь Бухту радости плыть достаточно долго. А тут сибирские масштабы.
Опять же, вопрос унификации. Экранопланы нормально летают и по прибрежным морям. А на северах там и волны, и лёд, и короткая навигация. Суда на подводных крыльях проигрывают вчистую.
Омуль+: Еще раз повторюсь. Чтоб гонять на такой скорости в метре от подстилающей поверхности по руслам рек надо иметь навыки и квалификацию сравнимую с пилотом малой авиации, а не кучера мотолодки. А уж про 300-500км/ч это к Станиславу Лему.
300-500 км/ч - это ОБЫЧНАЯ скорость экранопланов на морской (и не только) поверхности, там где нет ограничений. Так что, Станислав Лем отдыхает. Гуглите, плиз, "каспийский монстр", "Орлёнок", "Лунь" и т.д. и т.п. Касаемо русла рек - так и разговор про магистральные реки, а не про извилистые речки.
Manowar: Лавры "каспийского монстра" не дают покоя
Кому-то лавры, а кому-то и страх. Иметь на морском театре мандулу, стелющуюся по водной поверхности и летящей со скоростью 450-500 км/час к какой-нибудь группке эсминцев, которые чапают по Чёрному морю, демонстрируя России своё величие - это получится ещё один эсминец Дональд Кук, узнавший, что такое русские "Хибины"...
Новости говорят об обратном. ЦАГИ это не сколково. Контора серьёзная. Да и погранцы уже, помнится, имеют на вооружении некоторые образцы небольших экранопланов... При этом на Западе очень активно этой темой занимаются.
Омуль+: Нигде ничего не летает. Единичные экземпляры.
У погранцов есть. Гражданские модели есть, хотя и мало.
Омуль+: Это вообще из области домыслов и фантазий.
Увы, вы не правы. Способность экранопланов даже кратковременно выходить на берега - была показана ещё в советские времена. Т.е., небольшие острова эта машина и не замечает, про топляк даже разговора нет, про отмели тоже. То, что надо!!!
Омуль+: ЭП это тупиковая ветвь экспериментального транспорта не развившаяся за 40-50 лет.
Каких 40-50 лет?!?!? "Орлёнок", "Лунь", "КМ" - вполне себе летали и даже делали ракетные запуски - в самом конце 1980-тых.. . Развал СССР их и погубил. Какие 40-50 лет?!?!? При этом повторю - Запад ОЧЕНЬ АКТИВНО работает в этом направлении, очень.
С момента первого рабочего военного ЭП "Орленок" прошло около 50 лет. ПЯТИДЕСЯТИ, Карл! Пол века. По факту воз и ныне там. Или вы видите прогресс в этой отрасли? Многие страны время от времени декларируют разработки и исследования в этом направлении время от времени и дальше тишина. Судоходство, авиация, авто и жд. Этого колосса не сдвинуть ничем.
Разработают,не сомневаюсь.Построят-вполне возможно..... и продадут за недорого нашим заклятым друзьям. Просто я не верю в то,что что-то для державы будут делать.
Омуль+: С момента первого рабочего военного ЭП "Орленок" прошло около 50 лет. ПЯТИДЕСЯТИ, Карл! Пол века.
Предлагаю погуглить, сколько проходило времени с момента начала проектирования, скажем, МиГ-29 или Су-27 до момента полного исправления всех косяков в строевых частях. Десятилетия.
Омуль+: По факту воз и ныне там.
Так правильно. Развал СССР - что ж вы хотите?
Омуль+: Или вы видите прогресс в этой отрасли?
Конечно! Работы над ЭП идут много лет. Да, пока что были не очень большие корабли. Ну так "Каспийского монстра" возродить пока ещё нет денег. А вот те же погранцы уже имеют такие машины.
Омуль+: Многие страны время от времени декларируют разработки и исследования в этом направлении время от времени и дальше тишина. Судоходство, авиация, авто и жд. Этого колосса не сдвинуть ничем.
В мире всего 4-5 стран, которые могут спроектировать и построить авиационный ТРД с нуля. Поэтому кто там чего "проектирует" - вопрос открытый.
тимофей17: Вы правы, тема того стоит и экраноплан хорошо и весьма перспективно для военки и гражданки , но кто разрабатывать (восстанавливать будет) кб какое?
Небольшие гражданские модели делает какая-то контора. В обсуждаемой теме - вон уже фигурирует ЦАГИ. А это весьма серьёзная контора. ))))
Валерий21124: Разработают,не сомневаюсь.Построят..... и продадут за недорого нашим заклятым друзьям. Просто я не верю в то,что что-то для державы будут делать.
Ну если мы продаем "друзьям" С-400 (в экспортном варианте) и прочую высокотехнологичную всякую всячину - то и ЭП можно. Опять же, те же китайцы так и не смогли передрать наши движки (то ли авиационные, то ли космические). Купили, разобрали до винтира, сделали такое же - а не работает. Технологиев нет. И очень они те технологии хотят выведать. Даже предлагали обмен на электронику. Наши, вроде, пока держатся.. .
Мне вот что душу греет. Вот представляем - лютые ипеня, Сибирь, северА. На сотни километров - никого и ничего. Редкие населённые пункты, воинские части. Дорог нет. И никогда не будет! Авиасообщение где давно в прошлом, где по конским ценам. И тут появляются вот такие машины, которые на разрешёной скорости идут под 200 км/час, а при нужде могут "уйти на форсаж". Для той же медицинской помощи, помощи в экстренных ситуациях - просто невозможно переоценить!!! Или - терпит бедствие судно в прибрежных (и не совсем даже) водах. Пока к нему дочапают такие же точно суда - может несколько суток пройти.. . Это в лучшем случае.. . А тут со скоростью 300-400-500 км/час летит эта ласточка. Подлетела, забрала людей, улетела. Если не смогла сесть (волнение большое и т.д.) - сбросила спасательные средства и ушла. Полюбому просто чудо!!!
Омуль+: Не с начала проектирования а с первого полета до начала эксплуатации. Миг29 - 6 лет Су27 -8 лет ЭП орленок - 7лет. Сегодняшний статус - проект закрыт.
Ну вот, сами пишете - Орлёнок ничуть не более был в разработке, чем самолёты. А что проект закрыт - ну да, ИМЕННО по Орлёнку он закрыт. Машины ТАКОГО класса ПОКА нашим нанотехнологам не нужны. Поэтому их, ПОКА, и не делают. А вот машины меньшего класса, да не военные (не ракетные крейсера, как в СССР), а спасательные, пограничные, гражданские, на 20 и более человек - как видим, разрабатывают очень успешно. Для пустеющей Сибири и северОв - самое то! Скоростная машина! Полная ненужность дорогущей авиационной инфраструктуры. Полная свобода от топляка, отмелей, льда и т.д. и т.п. Не машина - мечта.
Омуль+: Ну собственно реинкарнация старой Т55М-овской темы 2015го года.
Коллега, да не важно, реинкарнация чего. Ясное дело - экономически выгодно реинкарнировать то, что уже разработано - причем, очень хорошо, ибо тот же Ростислав Алексеев довёл эти машины до ума, сам же их и пилотировал.
P.S.
А, вы про саму тему? Ну так скажу, что кроме Т55М я тоже создавал тему про Ростислава Алексеева и экранопланы.
Originally posted by Pragmatik: Подлетела, забрала людей, улетела. Если не смогла сесть (волнение большое и т.д.) - сбросила спасательные средства и ушла.
Совершенной непонимание особенностей спасения людей на море. Подлетела, забрала, улетела.. . ну-ну.
Омуль+: Совершенной непонимание особенностей спасения людей на море. Подлетела, забрала, улетела.. . ну-ну.
А что не так? Если море спокойное - то именно так. В моей старой теме про ЭП я даже фотографии постил, там люди на крыльях этой машины в открытом море. Типа учения были, пробовали, можно ли использовать ЭП как спасатель. Оказалось - не только можно, а и должно! И, нередко, альтернативы по срокам прихода помощи просто не существует!!! Если же, как сказал выше, волнение большое - то достаточно просто, ХОТЯ БЫ, сбросить спас. средства. При этом при ТАКОМ волнении и с подошедших судов помощь оказать не всегда смогут. Только суда будут чапать несколько суток, да и то если они рядом, а ЭП подлетит за кратчайшее время. По крайней мере, сбросит спас. средства. Ту же одежду, плоты, питание. Без чего люди в холодной воде не жильцы. Что уже +100500 к шансам на спасение.
Originally posted by Pragmatik: Ту же одежду, плоты, питание. Без чего люди в холодной воде не жильцы.
Вы себе как процесс представляете? Человека в холодной воде при волнении хотя-бы 1 метр(это на море штиль) и всех этих подарков на расстоянии 200-300-400 метров. Теоретически всё волшебно, а практически - невыполнимо в принципе.