На выставке в Гостином Дворе познакомился с ножами мастерской Чебуркова (cheburkov.com) и с самим мастером - обаятельным и немногословным человеком и с его приветливым и общительным менеджером. Повертев в руках несколько ножей, включая очень интересные флипперы и один гигантский флиппер с отделкой чуть не под золото и под двадцать тыщ, я все же одумался и купил нож модели 'Стриж' малый.
Фото 1 (все фото кликабельны)
Взяв нож в руку, чувствуешь крепко и качественно сделанную вещь. Полное отсутствие каких-либо люфтов, мягкий ход, четкая фиксация замка. Все строго по центру.
Фото 2
Трехмиллиметровые титановые пластины на трёх бонках, поверхность художественно обработана. Спейсера нет. Это придает легкость конструкции. Клинок утоплен безопасно. Случайно не порежешься. Расстояние от закрытого клинка до бонок вполне достаточное.
Осевой узел - шайбы из металла желтого цвета.
Фото 3
Клинок полированный, 4 мм в обухе из Х12МФ. Это инструментальная штамповая сталь. Как видно из названия, содержит около 12 % хрома. Так же содержит молибден и ванадий. Из этой стали в числе прочего делают многоразовые медицинские скальпели. Аналог Х12МФ -американская D2.
А вот еще цитата с ганзы:
'Х12МФ - тонкомартенситная сталь. По определению, мартенситная сталь содержит в основном от 11% до 13% хрома и прочна и жестка при средней сопротивляемости коррозии. Этот вид сталей используется в основном для производства турбин и клинков.'
В общем, можно говорить, что нож сделан из лопатки турбины. Ну, если что, там, зайдет разговор) Эту сталь в целом хвалят, но многое, как всегда, зависит от термообработки.
Что касается качества стали клинка именно моего ножа, то должен признаться, что я им пока ничего не резал. Это позднее.
Надо отметить, что после недели ношения клинок стал ходить слишком мягко и нож можно теперь раскрыть инерционно, встряхиванием.
Форма клинка спокойная, классическая. В раскрытом виде, лежа 'на животике' на плоской поверхности, нож опирается на режущую кромку. Клинок заполирован в зеркало, но не идеально, с видимыми неровностями. Конечно, полировка в зеркало - операция дорогая. Это увеличивает коррозионную стойкость клинка - молекулам воды труднее цепляться своими ручками за гладкую поверхность и соединяться с молекулами железа. Но вместе с очевидной пользой и эстетической стороной полировки видны и все 'пальчики', которые садятся на поверхность, как только берешь нож в руки. Ну и если полировать в зеркало, то уж в настоящее зеркало. Пусть и дороже будет.
Спуски от обуха. Немного вогнутые. Кончик довольно надежный, даже можно было бы попробовать что-то несложное поковырять. Для открывания сделан хорошо чувствующийся пальцем шпенек, на пару миллиметров выступающий над рукоятью.
Лайнерлок с ощутимой насечкой под большой палец, но довольно тонкий. Но не тоньше зарубежных аналогов. В общем, если не колоть грецкие орехи обухом постоянно, то проблем быть не должно.
Фото 4
Клипса - матовый титан на трёх винтиках - односторонняя без вариантов перестановки, под правую руку. Нож на кармане в закрытом состоянии сидит острием вверх. На карман садится с большим трудом - очень тугая клипса, держится надежно.
Фото 5
Нож я не разбирал, но, кажется, что лайнерлок представляет собой отдельную деталь, закрепленную в углублении на внутренней стороне титановой плашки. Причем, похоже, что крепеж сделан теми же винтами, что и крепеж клипсы, что и ограничивает ее переставляемость.
Т.е. винтики проходят насквозь через основание клипсы, плашку и основу лайнерлока. В основании клипсы отверстие, под которым еще одно отверстие в самой рукояти. Наверное, это технологическая необходимость для разборки узла лайнерлока. Наверное, через это отверстие лайнерлок можно вытолкнуть из углубления. Но смотрится странно. Кстати, темлячного отверстия нет. Вероятно, дань классическому дизайну. Но темляк можно подвесить за нижнюю бонку.
Винты в конструкции в основном под крестовую отвёртку, с крупными головками простой формы. Осевой винт - торксы.
Вместе с ножом можно купить кожаный чехол-ножны с клапаном на кнопке. Чехол небольшой, но из очень толстой и твердой кожи. Не очень удобный для классического ножика. Плюс к этому, хотя крепеж фурнитуры внутри чехла хорошо утоплен в кожу, все же есть возможность поцарапать нож.
Заточка из коробки спокойная, если не сказать вялая, но с бумажкой нож справляется.
В комплекте сам нож, бумажная коробочка и заламинированный сертификат с краткой инструкцией. На моем сертификате есть автограф мастера) Цена в таком исполнении на октябрь 2013 года - порядка 250 долларов США. Кажется, что многовато за отечественный нож. Впрочем, все же титан и тонкомартенситность. И понятно, что на колене такой нож не сделаешь. Вероятно, используется сложное технологическое оборудование. И это отражается на цене.
Немного покритикую дизайн. Очень спокойные и плавные линии, нет подпальцевого упора, много блеска. Хотелось бы немного хищных черточек, пару острых граней на клинке. Впрочем, надо сразу оговориться, что это особенности модели. Спокойная и классическая модель. Если хочется больше агрессии, то, наверное, стоит обратить внимание на другие модели складников в линейке мастерской. С другой стороны, при классическом спокойствии линий и вдруг такая заковыристая текстура титана рукояти. Как я теперь вижу, встречается и на других моделях. Не является ли это художественным перебором? Не уместнее ли было простое матирование? И текстура, конечно никак не спасает от проскальзывания.
Клипса моего экземпляра отличается от той, которой комплектуется нож, выложенный на сайте. Там форма та же, но клипса гладкая и блестящая. У меня она, как уже говорил, матовая и с надписью вязью 'Мастерская Чебуркова'. Это тоже, мне кажется, небольшой перебор. Напоминает старинные таблички на сувенирах 'с 50-летним юбилеем от трудового коллектива' Кстати, матирование на второй день заблестело на сгибе клипсы.
Так же показалась немного неуместной дата на пятке клинка - '2013 г.' Однако, должен сказать, что с первого взгляда эти 'фишки' привлекают внимание. При дальнейшем владении начинают казаться лишними.
Фото 6
В основании клинка прописана марка стали, а с другой стороны, прямо рядом со шпеньком проставлено клеймо мастерской. Клеймо частично перекрывается рукоятью в открытом положении ножа. В целом, надпись на клипсе и дата на пятке клинка кажутся мне лишними. Я бы оставил только клеймо мастерской, но сделал бы его чуть крупнее и расположил бы повиднее. А марку стали указал бы как раз на пятке клинка. Вместо года выпуска.
Фото 7
В результате плюсы:
Крепко, точно и аккуратно изготовлен,
Пропорционален, приятно взять в руку.
Отличные механика и материалы.
Спокойный, неагрессивный дизайн, крупные простые винты под крестовую отвертку это плюс или минус? Может быть, имело бы смысл использовать винты с фирменными головками?
Субъективны минусы:
Избыток украшательств в виде надписей и текстуры рукояти.
Перекрыто клеймо.
Очень тугая клипса.
Огрехи полировки и заточки.
Недостатки комплектации :
Бумажная коробочка-футляр - надо бы солиднее и прочнее,
Неподходящий чехол - надо бы тоньше и мягче кожу, без клапана и заклепок, для ношения в кармане, а не на поясе,
Нет полотенчика 'мастерская Чебуркова')
Если бы были введены эти незначительные потребительские улучшения, а комплектация доведена до стандартной для ножей такого класса, то это сделало бы цену более понятной.
В целом, мне казалось бы, что мастерской Чебуркова, как торговой марке и как производителю, положительно выделяющемуся из группы нижегородских ножевиков было бы полезно сузить линейку по крайней мере складных ножей и проработать названия. Может, избавиться от нейтральных названий, таких как 'Юбилейный' и 'Скаут' (оговорюсь - сами ножи замечательные) и остановиться на птичьей линейке? Например, Пеликан, Стриж и Ворон. Или как-то привязать названия к местности? Название речушек, например. Это более международно звучит. Например, нож Тарка. Хотя, птичьи названия тоже ничего себе.
В целом, нож отличный, до сих пор радуюсь приобретению и с нетерпением жду следующей выставки, чтобы как следует разглядеть другие ножи мастерской Чебуркова и обязательно еще что-то купить.