Guns.ru Talks
Законодательство об оружии
ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия - статья

тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
Автор
Тема: ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия - статья
Sha shou
6-3-2007 07:39 Sha shou

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕБРЕЖНОЕ ХРАНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО
ОРУЖИЯ: АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Л. СИВЦОВА

Сивцова Л., адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов, аспирант Московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы.

В действующем Уголовном кодексе существует единственная статья, предусматривающая уголовную ответственность за небрежное хранение оружия, и то только огнестрельного, - ст. 224 УК РФ. Рассмотрим ее подробнее.
Исходя из названия статьи, можно сделать вывод, что в законном обороте на территории Российской Федерации находится только огнестрельное оружие, а ответственность за небрежное хранение иного оружия, если таковое имеется, законом не предусмотрена.
В соответствии с ФЗ "Об оружии" от 13.12.1996 в законном обороте на территории Российской Федерации помимо огнестрельного оружия находится ствольное газовое оружие, холодное клинковое оружие, метательное оружие, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, иные виды оружия, а также патроны к ствольному оружию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" предусмотрено коллекционирование оружия и патронов, а п. 59 Постановления предписывает, где граждане Российской Федерации должны хранить оружие и патроны, при этом нет исключения по типу оружия или патронов.
Теоретически можно предположить, что наступление последствий, предусматривающих уголовную ответственность по ст. 224 УК РФ, может произойти и от небрежно хранящегося любого из перечисленных выше типов оружия. Наступление таких последствий зависит от индивидуальных особенностей человека, а именно: состояния здоровья, возраста и многого другого.
Целесообразнее, по нашему мнению, было бы озаглавить ст. 224 УК РФ следующим образом - "Небрежное хранение оружия и патронов".
В действующей редакции применительно к ст. 224 УК РФ состав преступления содержит следующие основные части.
Объектом преступления является общественная безопасность, жизнь, здоровье человека.
Объективная сторона выражается в небрежном хранении огнестрельного оружия, в нарушении предписывающих правил хранения, создавших условия для его использования другим лицом.
В соответствии со ст. 22 ФЗ "Об оружии" предписывается хранить гражданское и служебное оружие в условиях, исключающих доступ к нему посторонних лиц, при этом необходимо обеспечить сохранность оружия, а также безопасность его хранения.
Правила хранения оружия и патронов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Для юридических и физических лиц, граждан Российской Федерации, такие правила установлены и утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации". Эти правила предписывают: для юридических лиц - хранить оружие и патроны в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и другими средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах; для физических лиц - граждан Российской Федерации - по месту их проживания, с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность оружия, исключающих доступ к нему посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах либо металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов или в деревянных ящиках, обитых железом.
Однако для иностранных граждан правила хранения оружия не разработаны. Им лишь предписывается хранить приобретенное оружие не более пяти дней, исключающих доступ к нему посторонних лиц. В связи с этим применение на практике к иностранным гражданам ст. 224 УК РФ будет затруднительно.
Данное деяние наказуемо при наступлении тяжких последствий. При квалификации преступления необходимо установить причинно-следственную связь между нарушением правил хранения, использованием оружия другим лицом (не владельцем оружия) и причинением вреда иному лицу, повлекшими за собой наступление тяжких последствий. В противном случае уголовная ответственность не наступает.
На наш взгляд, представляется целесообразным изменить диспозицию ст. 224 УК РФ, исключив оценочное понятие "тяжкие последствия", заменив на "причинение вреда средней тяжести или тяжкого вреда здоровью".
Неотъемлемой часть огнестрельного оружия являются патроны к нему, так как они унифицированы и могут подойти к другим маркам огнестрельного оружия. Поэтому предлагается ввести в диспозицию ст. 224 УК РФ ответственность за небрежное хранение патронов к огнестрельному оружию.
Таким образом, редакция диспозиции ст. 224 УК РФ будет выглядеть следующим образом: "Небрежное хранение оружия и/или патронов, создавшее условия для использования их другим лицом, если это повлекло причинение вреда средней тяжести или тяжкого вреда здоровью".
Среди ученых в определении субъекта данного состава преступления встречаются разногласия.
Так, по мнению А.В. Наумова, "субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет" <*>.
----------
<*> Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М.: Юрист, 1997. 262 с.

Т.А. Лесниевски-Костарева считает любое частное лицо, вменяемое и достигшее 16-летнего возраста, правомерно владеющим оружием <*>.
----------
<*> Уголовное право. Словарь-справочник. М.: Издательская группа "Норма-Инфра", 2000. 432 с.

В.Д. Иванов определил субъектом преступления лиц, достигших 18-летнего возраста, "поскольку согласно ст. 13 Закона "Об оружии" правомерно владеть оружием могут только граждане не моложе 18 лет, и лишь владельцами огнестрельного охотничьего гладкоствольного оружия могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста" <*>.
----------
<*> Уголовное законодательство Российской Федерации. Том 3. Часть Особенная. Ростов-на-Дону: Издательско-коммерческий центр "Булат", 1997. 240 с.

С.В. Калинин и С.Е. Образцов считают, что субъектом данного преступления является лицо, достигшее 18 лет.
Такое разнообразие мнений обусловлено прежде всего несогласованностью норм права.
Уголовный кодекс РФ устанавливает возраст, при достижении которого несовершеннолетний может быть привлечен к уголовной ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 20 УК РФ этот возраст наступает в 16 лет.
Ст. 224 УК РФ предусматривает ответственность за небрежное хранение оружия, а это значит, что физическое лицо должно владеть этим оружием правомерно. В противном случае уголовная ответственность наступает по ст. 222 УК РФ.
Ст. 13 ФЗ "Об оружии" определяет возраст, с которого появляется право на приобретение оружия самообороны, спортивного и охотничьего оружия и так далее. Этим правом обладают граждане, достигшие 18-летнего возраста. По достижении 18 лет они приобретают в соответствии со ст. 60 Конституции Российской Федерации полную дееспособность, а это значит, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
В то же время существуют ограничения по возрастному цензу полностью дееспособных граждан. Например, в ст. 97 Конституции Российской Федерации говорится о том, что "депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах".
Ч. 2 ст. 13 ФЗ "Об оружии" содержит также указание на то, что возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации могут получить разрешение на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, может быть снижен не более чем на два года законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Исходя из смысла данной статьи можно сделать вывод о том, что законно иметь охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие можно с наступлением 16-летнего возраста.
Как показывает практика, некоторые субъекты Российской Федерации применяют по-разному данную норму на практике.
В Чукотском автономном округе действует Закон "О государственном регулировании развития морского зверобойного промысла в Чукотском автономном округе" от 09.02.1999 N 09-ОЗ, согласно которому граждане Российской Федерации, достигшие 16-летнего возраста, могут получить разрешение на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия в органах внутренних дел по месту жительства.
Законом Эвенкийского автономного округа "О праве на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия на территории Эвенкийского автономного округа" от 09.01.1998 предусмотрено также получение разрешения на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия гражданам Российской Федерации, достигшим 16-летнего возраста.
В обоих случаях речь идет о гражданах, не обладающих полной дееспособностью.
В соответствии с Законом Самарской области "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Самарской области" от 07.04.2000 N 12-ГД правом на охоту с охотничьим огнестрельным оружием обладают граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, 16-летние обладают правом на безружейную охоту, с охотничьими собаками, ловчими птицами.
Рассмотренные примеры показали, что в разных случаях и субъекты преступления применительно к ст. 224 УК РФ будут различными.
Из анализа данных Законов можно сделать вывод, что в случае снижения возраста законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации субъектом преступления будет являться физическое лицо, правомерно владеющее охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием. Иное оружие им не может быть приобретено в силу ФЗ "Об оружии".
Если снижения возраста не произошло, то субъектом преступления будет являться физическое лицо, правомерно владеющее огнестрельным оружием, так как с 18-летнего возраста в силу ряда статей ФЗ "Об оружии" можно приобретать не только охотничье гладкоствольное оружие, но и иные не запрещенные к обороту на территории Российской Федерации виды оружия.
К субъектам преступления можно отнести и эмансипированных несовершеннолетних. Согласно ст. 27 ГК РФ при соблюдении ряда условий несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным. Это значит, что эмансипированные несовершеннолетние имеют права и несут обязанности точно так же, как и 18-летние: они самостоятельно заключают разного рода гражданско-правовые сделки, отвечают по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, и многое другое.
В данной статье не содержится нормы, запрещающей осуществлять гражданско-правовые сделки в соответствии с иными федеральными законами, ограничивающими возрастной ценз на совершение гражданско-правовых сделок. Теоретически это означает разрешение на приобретение оружия.
ФЗ "Об оружии" не содержит даже упоминания об эмансипированных несовершеннолетних, обладающих полной дееспособностью.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 говорится, что несовершеннолетний, объявленный в соответствии со статьей 27 ГК РФ эмансипированным, обладает правами и несет обязанности, за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз (например, статья 13 Закона Российской Федерации "Об оружии"). Далее в Постановлении говорится о том, что ограничение прав и свобод допустимо (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
При ссылке на ст. 13 ФЗ "Об оружии" наверное, имелось в виду, что возрастной ценз для приобретения оружия составляет 18 лет. В данном возрасте наступает полная дееспособность.
Однако тем же Законом предоставлено право на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия несовершеннолетним, достигшим 16 лет. В данном случае речь идет о несовершеннолетних, не обладающих полной дееспособностью.
Ограничивая эмансипированных несовершеннолетних в реализации своих законных прав при приобретении оружия, законодатель разрешает неэмансипированным несовершеннолетним, не обладающим полной дееспособностью, приобретать огнестрельное оружие.
Действующий в настоящее время Гражданский кодекс устанавливает разный объем дееспособности граждан, не достигших 18-летнего возраста. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет приводится в ст. 26 ГК РФ. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно могут:
- распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
- осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
- в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
- совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.
По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.
Нормы данной статьи расширительному толкованию не подлежат.
Как видно из анализа данной статьи, в ней не содержится разрешительных норм, предусматривающих приобретение оружия несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, не обладающими полной дееспособностью.
Вопрос, безусловно, является спорным. Давать или не давать в руки несовершеннолетним оружие?
Если законодатель пришел к выводу, что необходимость приобретения оружия несовершеннолетними связана с охотой как источником средств к существованию тогда необходимо дополнить ст. 26 ГК РФ: "По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе приобретать оружие в соответствии с Законом об оружии".
В остальных случаях приобретение оружия преждевременно.
В возрасте с 14 до 18 лет подростки пытаются утвердиться в обществе. Однако их психика подвержена разного рода изменениям в связи с их восприятием социально-экономической жизни общества, что, в свою очередь, связано с их возрастными особенностями. Система ценностей еще не успела сформироваться.
В связи с этим хотелось бы привести статистику ГИЦ МВД РФ по состоянию на 01.01.2001 в отношении несовершеннолетних по России.
По данным МВД РФ, состоит на учете на конец отчетного 2000 года несовершеннолетних с 14 до 15 лет - 134260 человек, а с 16 до 17 лет - 187915 человек. Доставлено несовершеннолетних в ОВД за совершение правонарушений в отчетном периоде с 14 до 15 лет - 377150 человек, а с 16 до 17 лет - 485386 человек.
Данные статистики говорят нам о том, что количество правонарушений в возрасте 16 - 17 лет не уменьшается, а, наоборот, увеличивается.
Субъективная сторона характеризуется неосторожностью. Преступление по неосторожности может быть совершено по легкомыслию или небрежности.
Легкомыслие субъекта преступления выражается в том, что лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих действий. Это значит, что, нарушая правила хранения оружия, субъект преступления предвидит возможность использования оружия иными лицами и наступления тяжких последствий, однако рассчитывает, причем безосновательно, на предотвращение данных последствий.
Небрежность лица выражается в том, что оно не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.


----------

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
(Перечень ссылок подготовлен специалистами
КонсультантПлюс)

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.12.1996 N 150-ФЗ
"ОБ ОРУЖИИ"
(принят ГД ФС РФ 13.11.1996)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.07.1998 N 814
"О МЕРАХ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО И СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ
И ПАТРОНОВ К НЕМУ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(вместе с "ПРАВИЛАМИ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО И СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ И
ПАТРОНОВ К НЕМУ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ",
"ПОЛОЖЕНИЕМ О ВЕДЕНИИ И ИЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА
ГРАЖДАНСКОГО И СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ К НЕМУ")

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8
от 01.07.1996
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЧАСТИ ПЕРВОЙ
ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ЗАКОН Эвенкийского автономного округа от 09.01.1998
"О ПРАВЕ НА ХРАНЕНИЕ ИЛИ ХРАНЕНИЕ И НОШЕНИЕ ОХОТНИЧЬЕГО
ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ГЛАДКОСТВОЛЬНОГО ОРУЖИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЭВЕНКИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА"

ЗАКОН Чукотского автономного округа от 09.02.1999 N 09-ОЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ МОРСКОГО ЗВЕРОБОЙНОГО
ПРОМЫСЛА В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ"
(принят Думой Чукотского автономного округа 03.02.1999)

ЗАКОН Самарской области от 07.04.2000 N 12-ГД
"ОБ ОХОТЕ И ОХОТНИЧЬЕМ ХОЗЯЙСТВЕ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Самарской Губернской Думой 25.01.2000)


LOMM
6-3-2007 10:45 LOMM
а нельзя ли ссылку, откуда эта статья взялась. очень интересно было бы отзыв написать да на своем сайте его разместить.

а по существу можно прокомментировать следующее. не очень нравится общий научный уровень статьи, в которой прослеживается недостаточная проработанность вопроса. видимо, она писалась просто для галочки, поскольку аспирантам по закону положено иметь публикации, раскрывающие основные положения диссертационной работы.

quote:
Исходя из названия статьи, можно сделать вывод, что в законном обороте на территории Российской Федерации находится только огнестрельное оружие, а ответственность за небрежное хранение иного оружия, если таковое имеется, законом не предусмотрена.

как-то коряво фраза построена. такое чувство, что автор ст. 3 закона не открывал. при этом в следующем абзаце все вроде встает на свои места.

при этом достаточно здравая мысль, однако, не столь новая:

quote:
Теоретически можно предположить, что наступление последствий, предусматривающих уголовную ответственность по ст. 224 УК РФ, может произойти и от небрежно хранящегося любого из перечисленных выше типов оружия. Наступление таких последствий зависит от индивидуальных особенностей человека, а именно: состояния здоровья, возраста и многого другого.
Целесообразнее, по нашему мнению, было бы озаглавить ст. 224 УК РФ следующим образом - "Небрежное хранение оружия и патронов".


в статье рассматривается хранение оружие иностранцами, на которых закон не возлагает обязательств по хранению его в спец. ящиках. однако, автором упускается вопрос о хранение оружия гражданами по временному месту пребывания (напр. на охоте) и об ответственности за небрежность в данном случае.

кроме того, ничего не сказано про небрежное хранение основных частей огнестрельного оружия, формально приравненных к оружию.

также, относительно того, что несовершеннолетние (с 16 до 18) по общему правилу не могут приобретать оружие, даже будучи эмансипированными в соответствии с ГК, необходимо напомнить автору, что ГК распространяется только на гражданско-правовые отношения. то есть на те, где метод регулирования - равенство участнегов. а оружейно-разрешительные дела по большей части лежат в сфере административного права, где отношения уже властно-подчиненные. в статье 2 ГК есть достаточно корявая формулировка о том, что к имущественным отношениям, основанным на административном подчинении итд гражданское законодательство по общему правилу не относится.

Sha shou
6-3-2007 14:22 Sha shou
quote:
Originally posted by LOMM:
а нельзя ли ссылку, откуда эта статья взялась. очень интересно было бы отзыв написать да на своем сайте его разместить.

так не было её в Интернете.

LOMM
6-3-2007 16:13 LOMM
да уж, только сейчас понял, что из Консультанта взята. нашел.
Sha shou
6-3-2007 16:32 Sha shou
Ага
Скворец
12-3-2007 19:29 Скворец
Не мешало бы еще статейку предусматривающую ответственность за "небрежное хранение транспортного средства" (как источника повышенной опасности) , только вот правил хранения, препятствующих условиям для его использования другим лицом нет.А то отмаз больно хорош - ПДД с 200- х сотым, а пьяный (или трезвый) водила, скрывшись с МП заявляет угон авто оставленного где - то на углу ул. Пупкина и Распупкина.

----------
Cogitationis poenam nemo patitur.

HIND
13-3-2007 00:10 HIND
Здрасти. Есть это в ПДД. Обязан пользоваться штатными противоугонными средствами. Другое дело, что ответственности за это нет.
Скворец
13-3-2007 00:31 Скворец
quote:
Здрасти. Есть это в ПДД. Обязан пользоваться штатными противоугонными средствами. Другое дело, что ответственности за это нет.


Что - то не припомню такого. В ПДД по состоянию на 1.03.06 года более или менее подходящий пункт: "12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя." А понимание о "необходимых мерах" у каждого свое.

----------
Cogitationis poenam nemo patitur.

Всеволод
13-3-2007 09:47 Всеволод
Тем не менее еще при соввласти признавали виновными в ДТП не закрывших машину товарищей.

----------
Ребята, давайте жить дружно!

Hunt11
13-3-2007 11:51 Hunt11
Не совсем понятно, почему упимонаются патроны к оружию (и говорится о необходимости их приравнивания к оружию в данном случае), но нет такого по основным частям оружия.
Небрежное хранение магазина - и статья
Такое могу и я написать, не обладая юр.образованием....
Скворец
14-3-2007 02:24 Скворец
quote:
В действующем Уголовном кодексе существует единственная статья, предусматривающая уголовную ответственность за небрежное хранение оружия, и то только огнестрельного, - ст. 224 УК РФ. Рассмотрим ее подробнее.
Исходя из названия статьи, можно сделать вывод, что в законном обороте на территории Российской Федерации находится только огнестрельное оружие, а ответственность за небрежное хранение иного оружия, если таковое имеется, законом не предусмотрена.

Во - первых, вывод о том какое оружие находится в обороте следует делать не исходя из названия и диспозиции статьи УК, а соответствующего закона. Мне вообще - то кажется, что еще существует признак, определяющий степень общественной опасности деяния. В ст. 222 УК газовое, холодное оружие выделено в отдельную часть статьи (ч. 4) в связи с признаком меньшей общественной опасности - санкции соответственно мягче. В данном случае законодатель посчитал, что 'небрежное хранение газового оружия, повлекшее:.' общественно - опасным не является, следовательно признаков уголовного деяния не содержит. Г - жа Сивцова видимо так не считает, чтож, пусть обоснует свою точку зрения.

В соответствии с ФЗ "Об оружии" от 13.12.1996 в законном обороте на территории Российской Федерации помимо огнестрельного оружия находится ствольное газовое оружие, холодное клинковое оружие, метательное оружие, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства (Пневматическое ОРУЖИЕ, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы, электрошоковые устройства, предметы, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с ОРУЖИЕМ, не относятся к ОРУЖИЮ, ответственность за противоправные действия с которым предусмотрена
статьями 222-226 УК РФ - п. 3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ N 5 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 марта 2002 года), иные виды оружия (Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, также относятся к газовому ОРУЖИЮ, но могут приобретаться свободно - п.9 ПОСТАНОВЛЕНИЯ N 5 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 марта 2002 года), а также патроны к ствольному оружию.

По - моему, Верховный Суд выразил свое толкование закона достаточно понятно, и как сказано в Бюллетене ?12 от 20.12.02 года О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ХИЩЕНИИ, ВЫМОГАТЕЛЬСТВЕ И НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ был в курсе о принятии Федерального закона от 13 декабря 1996 г. "Об ОРУЖИИ". О горе тебе, Вавилон , привлекать к уголовной ответственности за небрежное хранение газового баллончика, повлекшее:. - см. предлагаемое название статьи и ее содержание. А как думает г- жа Сивцова, что про нее скажут сотрудники СМ, при необходимости устанавливать владельца (ев) газового баллончика(ов), допустившего его небрежное хранение или россыпи неномерных патронов к газовому оружию при сознанке жулика, что он сии предметы стырил во время кварной(ых) кражи(ж) из тумбочки (ек) за последние года два. И каким макаром они сии предметы 'привяжут' к владельцам квартир? Выявляемость это конечно хорошо, но рост числа приостановленных (причем явных 'глухарей'), нах никому не нужен.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" предусмотрено коллекционирование оружия и патронов, а п. 59 Постановления предписывает, где граждане Российской Федерации должны хранить оружие и патроны, при этом нет исключения по типу оружия или патронов.
Теоретически можно предположить, что наступление последствий, предусматривающих уголовную ответственность по ст. 224 УК РФ, может произойти и от небрежно хранящегося любого из перечисленных выше типов оружия. Наступление таких последствий зависит от индивидуальных особенностей человека, а именно: состояния здоровья, возраста и многого другого.

Теоретически предположить можно все что угодно. К примеру, разрыв сердца от взрыва петарды или неожиданного громкого крика. Переработаем закон 'Об оружии'? .

Целесообразнее, по нашему мнению, было бы озаглавить ст. 224 УК РФ следующим образом - "Небрежное хранение оружия и патронов".

Для начала придется переработать ст. 222 УК РФ, где понятие 'патрон' не упоминается, а ряд патронов к боеприпасам не относится (ввиду 'почему - то непризнанной их общественной опасности')- Сигнальные, осветительные, холостые, строительные, газовые, учебные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда, пули, дроби, картечи и т. п.) и не предназначенные для поражения цели, не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам- п. 4 ПОСТАНОВЛЕНИЯ N 5 ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 марта 2002 года).

В действующей редакции применительно к ст. 224 УК РФ состав преступления содержит следующие основные части.
Объектом преступления является общественная безопасность, жизнь, здоровье человека.
Объективная сторона выражается в небрежном хранении огнестрельного оружия, в нарушении предписывающих правил хранения, создавших условия для его использования другим лицом.
В соответствии со ст. 22 ФЗ "Об оружии" предписывается хранить гражданское и служебное оружие в условиях, исключающих доступ к нему посторонних лиц, при этом необходимо обеспечить сохранность оружия, а также безопасность его хранения.
Правила хранения оружия и патронов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Для юридических и физических лиц, граждан Российской Федерации, такие правила установлены и утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации". Эти правила предписывают: для юридических лиц - хранить оружие и патроны в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и другими средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах; для физических лиц - граждан Российской Федерации - по месту их проживания, с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность оружия, исключающих доступ к нему посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах либо металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов или в деревянных ящиках, обитых железом.

В данном контексте и с 'Постановлением Правительства' не все так гладко выходит. В жилище - вопросов нет - сейф, металлический ящик и тд. Применимо для гладкоствола. А газовое оружие (в том числе баллончики), огнестрельное безствольное оружие, приобретается в том числе и для ношения. Как быть если оружие, патроны похищены путем кражи (тайного хищения чужого имущества) у заснувшего в общественном транспорте гражданина? Вопросик то идет о привлечении его к уголовной ответственности. А для начала об установлении его личности.

Однако для иностранных граждан правила хранения оружия не разработаны. Им лишь предписывается хранить приобретенное оружие не более пяти дней, исключающих доступ к нему посторонних лиц. В связи с этим применение на практике к иностранным гражданам ст. 224 УК РФ будет затруднительно.
Данное деяние наказуемо при наступлении тяжких последствий. При квалификации преступления необходимо установить причинно-следственную связь между нарушением правил хранения, использованием оружия другим лицом (не владельцем оружия) и причинением вреда иному лицу, повлекшими за собой наступление тяжких последствий. В противном случае уголовная ответственность не наступает.
На наш взгляд, представляется целесообразным изменить диспозицию ст. 224 УК РФ, исключив оценочное понятие "тяжкие последствия", заменив на "причинение вреда средней тяжести или тяжкого вреда здоровью".
Неотъемлемой часть огнестрельного оружия являются патроны к нему, так как они унифицированы и могут подойти к другим маркам огнестрельного оружия. Поэтому предлагается ввести в диспозицию ст. 224 УК РФ ответственность за небрежное хранение патронов к огнестрельному оружию.

Патрон - неотъемлимая часть огнестрельного оружия. Мда: То есть, при его удалении из оружия мы признаем оружие недействующим (раз неотъемлемая часть удалена) - отсутствует 'неотъемлимая часть', в связи с чем использовать его для производства выстрела невозможно. Концовка логической цепочки проста как валенок. Обратите внимание, здесь Сивцова ведет речь только о патронах к огнестрельному оружия. Тогда как понимать следующий пассаж?!

Таким образом, редакция диспозиции ст. 224 УК РФ будет выглядеть следующим образом: "Небрежное хранение оружия и/или патронов, создавшее условия для использования их другим лицом, если это повлекло причинение вреда средней тяжести или тяжкого вреда здоровью".


----------
Cogitationis poenam nemo patitur.

Скворец
14-3-2007 04:06 Скворец
quote:
а по существу можно прокомментировать следующее. не очень нравится общий научный уровень статьи, в которой прослеживается недостаточная проработанность вопроса. видимо, она писалась просто для галочки, поскольку аспирантам по закону положено иметь публикации, раскрывающие основные положения диссертационной работы.
\
Да уж, желание ряда наших юристов заиметь заветные приставки ведут не только к недостаточной проработанности вопроса, а вообще не пониманию его сути. Ладно, сие публикация, предлагаю всеобщему вниманию следующий перл, являющияся по сути руководством к действию СМ - Министерство внутренних дел Российской Федерации Государственное учреждение 'Всероссийский научно-исследовательский институт' филиал по республике Татарстан. Н.Ф. Давлетбаев, А.А. Лабутин. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ИЗЪЯТИЮ ИЗ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ (Методические рекомендации)."Казань 2005 год.:
"1. Правовые основания изъятия огнестрельного оружия и боеприпасов из незаконного оборота.
...Не относятся к оружию и боеприпасам:
- изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием;
- газовые, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы;
- сигнальные, осветительные, холостые, газовые, строительно-монтажные, учебные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента и не предназначенные для поражения цели;
- не содержащие взрывчатых веществ и смесей имитационно-пиротехнические и осветительные средства."
Особого внимания заслуживает п. 2. Может быть товарищи юристы от науки сначала между собой договорятся о том что есть оружие, а потом предлагают новеллы в Уголовный кодекс и пишут методические рекомендации для подразделений милиции?

----------
Cogitationis poenam nemo patitur.

Hunt11
14-3-2007 12:04 Hunt11
"Это не настоящие юристы, они корки на стройке нашли"

Низкий уровень понимания ситуации и главное - нет у статьи цели, кроме ее написания.

Скворец
14-3-2007 14:33 Скворец
Да, еще в соответствии с ФЗ от 08.12.2003 Н 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в УК РФ" ч. 4 ст. 222 УК изложена в следующей редакции - "Незаконный сбыт газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия, - наказывается..." По сути, незаконное ношение газового оружия декриминализировано и максимально, что может быть за газюк без лицензии - адм. ответственность по ст. 20.8 КОАП РФ - нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами (режет слух - правила нарушить можно при обоснованном владении, а при необоснованном (без лицензии?). Или тут чисто одно изъятие оружия (ст. 27 ФЗ "Об оружии") - и иди гуляй? Да и сам ФЗ "Об оружии" вопросы вызывает: "Статья 26. Аннулирование лицензий или разрешений. Лицензии на приобретение, а также разрешения на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии или разрешения, в случаях: конструктивной переделки владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему, повлекшей изменение баллистических и других технических характеристик указанных оружия и патронов к нему." К примеру газовые пистолеты и револьверы - технические характеристики (габариты, масса, вместимость барабана/магазина, дальность поражения аэрозольным облаком/ травматического поражения - тоже вопрос: дальность травматического поражения до 7 метров (ну наверное предполагается 0,5 ДЖ/мм2), а на 3 метрах поражение какое (скорость - то выше)) в паспорте имеются, а тактические, в том числе баллистические где (само определение этих самых характеристик х... найдешь)? Или они у каждого образца свои? В самом законе сложно что - ли было привести дефиницию этих характеристик и обязать включать их в паспорта на изделия? Конечно, доработка существующих законов необходима, но не методами Сивцовой.

----------
Cogitationis poenam nemo patitur.

Guns.ru Talks
Законодательство об оружии
ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия - статья