Guns.ru Talks
транспортный вопрос
Джипы джипы. Как "Ока" прошла "Шелковый путь"

тема закрыта

Знакомства | вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
Журналист
12-3-2010 17:22 Журналист
Специально залез в поиск, но вроде не нашел, неужели здесь этой истории не было. Осень прошлого года. Обычная "Ока" прошла ралли-рейд "Шелковый путь". Текста много по ссылке http://www.rusrr.ru/news/2939/

там же в конце момент, когда с помощью Оки вытаскивают Ниссан и Лэнд Ровер ))


Хроника микролитражного автомобиля

Трансконтинентальные ралли-рейды - вершина мирового автоспорта. Долгое время они были недостижимой мечтой для подавляющего числа наших автомобилистов и болельщиков. Но по инициативе президентов Туркменистана, России и Казахстана появился новый проект - ралли-рейд <Шёлковый путь> - серия <Дакар>, и мир изменился. Большой автоспорт пришёл на территорию России и соседних с ней стран, открыв свои двери для многих желающих.

Итак, оставим в стороне классы Т4 (гоночные грузовики) и Т2 (специальные гоночные внедорожники), и уделим внимание классу Т1. В отличие от Т2 - это серийные внедорожные автомобили, доработанные в плане повышения безопасности и надёжности. То есть, обычные Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser, Лада-Нива или УАЗ-Охотник, оснащенные защитным каркасом, системой навигации, желательно - усиленной подвеской... Такую машину вполне по средствам приобрести и подготовить даже любителю. Или же можно взять на прокат.


Но есть и более доступный вариант участия в ралли-рейде - так называемая категория <Рейд>, где можно использовать обычный автомобиль, приспособленный для преодоления лёгкого бездорожья. Участники <Рейда> едут по маршруту <ассистанс>, по своему желанию могут присутствовать на начальных или финишных участках скоростных этапов, вместе со всеми ночуют на биваках, общаются с легендарными гонщиками... И поскольку маршрут для категорий <Рейд> и <Пресса> на <Шёлковом пути> был одинаков, то было принято решение наглядно показать всем сомневающимся доступность участия в данной категории. А чтобы раз и навсегда пресечь все сомнения, мы решили отправиться в пробег на абсолютно стандартной... <Оке>, с 2-х цилиндровым двигателем и 12-дюймовыми колёсами. До такого безрассудства ещё не додумывался никто в мире. Зато чистота эксперимента - стопроцентная.


Признаемся сразу, микролитражного <джина из бутылки> выпустил не кто ни будь, а сам Семён Семёнович Якубов, 10 июня, на пресс-конференции в Набережных Челнах, проговорившийся, что местные жители ездят по дорогам, где пройдёт <Шёлковый путь>, на старых <Москвичах>. Илья тут же взял эту фразу на заметку, прикинул возможности классических <Москвичей> и своей микролитражки, и... уже на следующий день, тайком, прошёл на <Оке> полигон в Тарловке. Узнав об этом, Фирдаус Кабиров сказал вторую в этой истории ключевую фразу: <Окушка> многое может. Приезжайте на ней на <Шёлковый путь>. И это всё решило.


Но, настала пора представиться. Мы - это Илья Староверов и автор этих строк, нижегородский пресс-экипаж, откомандированный на самое грандиозное ралли Евразии журналами <Автопробег> и <Иномарка>, и телепрограммой <Драйв 52>. <Ока> - автомобиль, выпущенный в 2005 году и намотавший на свои колёса 78 тысяч километров дорог и бездорожья России. Автомобиль оригинален, очень подвижен и великолепно понимает малейший намёк руля. Наша задача - пройти Российско-Казахстанскую часть ралли (до бивуака Жанаозен), и своим ходом вернуться в Нижний Новгород. Но любое приключение тем и хорошо, что никогда не укладывается в заранее определённые рамки, создавая свою, самую неожиданную нить событий. И лучше всего об этом расскажет подробная хроника странствий нашего экипажа.


Подготовка к путешествию.


Каждый, кто решиться на участие в категории <Рейд>, должен помнить, что его автомобиль должен быть укомплектован ёмкостями для питьевой и технической воды (из расчета 10 л питьевой и 5 л технической воды на человека), расходными материалами (фильтры, приводные ремни, заправочные жидкости, лампы...) и необходимым инструментом, огнетушителями, медицинской аптечкой, профессиональным буксировочным тросом, запасными колёсами, домкратом. Необходимо предусмотреть палатки, спальники и прочее бивуачное оборудование, а так же мобильные телефоны для каждого участники. Не будут лишними индивидуальные переносные рации и надёжные компактные фотоаппараты. Организаторы рекомендую иметь GPS-навигатор или КПК с GPS, а так же пройти до старта очередное ТО.


Размещение всего необходимого не составило проблем - при снятом заднем сиденье багажник <Оки> приобретает астрономический размер. Там разместились четыре <запаски>, инструменты и необходимое снаряжение. Специальный багажник, на стоянках превращающийся в палатку, адоптировали для установки на крышу <Оки> при помощи специалистов из компании <Мобил-Салон>. Кроме всего, в жарких краях он защитит крышу автомобиля от перегрева.


Попытка наладить контакты с представительствами Canon, Nikon и Pentax, и получить в своё распоряжение надёжную фототехнику, потерпела полную неудачу. Узнав, в каких условиях будет вестись фотосъёмка, представительства дружно прервали все контакты с нами. Это обстоятельства наводило на размышления, в корне различающиеся с рекламными слоганами компаний. Потому, после долгих раздумий, предпочтение было отдано простому и надёжному, как автомат Калашникова, старому механическому <Зениту ЕМ> с железным корпусом и великолепным объективом <Гелиос>.


При помощи самоклеющейся плёнки привели раскраску машину в некоторое соответствие с грузовиками команды <КАМАЗ-мастер>. <хирургические> швы на бампере прикрыли противопыльными фартуками, а на капоте закрепили пару мощных ОСВАРовских противотуманок и, напоследок, изъяли из панели приборов абсолютно не нужную в автопробеге CD-магнитолу, поместив на её место блок кренометров и альтиметр.

3 сентября. Приключения начинаются.


19 часов 30 минут. Нижегородский SmallCar-клуб помахал нам вслед и <Ока> взяла курс на Восток, навстречу надвигающейся ночи и новому дню. Как всегда, на полную подготовку машины не хватило пары дней и на крутых поворотах мы слышали хруст <кончающегося> правого ШРУСа. Уже на границе Нижегородской области стало ясно, что задние амортизаторы <Плаза> на полностью загруженном автомобиле не справляются со своими обязанностями. Даже на пологой асфальтовой волне машина раскачивалась так, словно это не <Ока>, спроектированная при участии фирмы Porsche, а ветхозаветный Citroёn 2CV. Это означало, что завтрашний день пройдёт в суматохе решения технических проблем и прохождения различных административных проверок. Пока же, любуясь полнолунием, мы приближались к Казани.


В три часа ночи глушим мотор на стоянке у гостиницы <Ривьера> и, решив экономно расходовать силы, и не допускать лишней беготни, разложив сиденья, устраиваемся спать прямо в машине.


4 сентября. Готовность N1.


Утром нас разбудили крики муэдзина с минарета соседней мечети. Потом <запели> музыкальные фонтаны у входа в гостиницу и день начался. Не решаясь доверить свой автомобиль <чужому дяде> из автосервиса, ШРУС меняли своими силами. Для этого ребята из местного отделения SmallCar-клуба зарезервировали для нас место на служебной автостоянке... Государственного Совета республики Татарстан. Перед центральным входом в здание. Под охраной милиции, регулярно выходившей, чтобы сфотографироваться рядом с прикольной гоночной машинкой, вся процедура была закончена всего за 20 минут.


После обеда, без конца путая русский, французский и английский языки, мечемся от одного стола к другому в зале административных проверок. Получаем и устанавливаем прибор IriTrack (система спутникового слежения за автомобилем), клеим стартовые номера и обязательную рекламу... К ужину машина оклеена так, что определить её изначальный цвет крайне сложно... Вечером выезжаем в зону технических проверок


<Ока> прошла строгую комиссию без единого замечания. Технические комиссары из Франции даже не изменили привычного выражения лица, когда вслед за джипами и багги к ним подъехала микролитражка. Последний иp них, проверив работу IriTrack, хлопнул ладонью по крыше <Оки> и крикнул напарнику: <Порядок, этот экипаж в готовности N1>... И ни удивления, ни снисходительных улыбок, ни шуток...


Или, может быть, они что-то знали о возможностях нашей <Оки>? Что-то, неизвестное даже нам?


5 сентября. Пролог и день забот.


Пролог - самый первый и самый короткий этап гонки, проходящий по специальному внедорожному стадиону перед огромным количеством зрителей. Протяжённость песчаной трассы - всего 2013 метров Старт - в 15-00.


По итогам вчерашних административных и технических проверок, на старт ралли <Шёлковый Путь> выйдут 71 боевой экипаж: 51 автомобиль и 20 грузовиков. Если приплюсовать категорию <Рейд>, общее число возрастёт до 106 автомобилей. Но среди них уже не будет чешского экипажа на американском вездеходе Hummer - разбитая в дорожном происшествии машина стоит на автовозе, ожидая возвращения домой. Что ж, бывает и так.


Для нас же этот день выходной и мы пытаемся провести его с максимальной пользой для себя. <Ока>, словно испуганный ребёнок, стрит прижавшись к боку огромного КАМАЗа технической поддержки, в ожидании невиданного для неё пути.


Первая задача дня - установка специальных задних амортизаторов конструкции Анатолия Горина. В надёжности их сомневаться не приходиться, Горин один из тех инженеров, что создавали уникальную подвеску для КАМАЗ-4911. Анатолий лично привёз нам аморитзаторы в технический парк прошлой ночью.


Вторая задача - чисто журналистская. Для точности подачи информации уточняем как же на самом правильно зовут одного из сильнейших пилотов гонки - Нассер Салих Де Латтия (Nasser Saleh de L'Attiyah), или же Нассер Салих Ал Аттия (Nasser Saleh Al Attiyah). В полученных нами пресс-релизах он именовался и так, и так. Выяснилось, что вообще то применяются оба варианта, но лучше использовать второй, поскольку именно его употребляли в комментариях о прошедшем <Дакаре>. Аналогично для Филиппа Гаше (Philippe Gache) используется и англоязычное произношение фамилии как Гаш, не будет ошибкой назвать Герардуса Де Роя (Gerardus De Rooy) Жераром, Алеса Лопрайса (Ales Loprais) - Алексом, а для Владимира Чагина, допускается два варианта гоночных прозвищ - <Царь Владимир> и просто <Царь>.

А в это время наша <Окулина> начинает привлекать к себе всё большее внимание. Ребята из команды Volkswagen Motorsport интересуются:


- Вы уверены, что ваш Daihatsu, выдержит такой вояж?


- Это не Daihatsu, - отвечаем - это <Ока>?


- <Ока>??? - в глазах немцев непонимание.


- Ja. Ja! - пытаемся объяснить мы, - Klainwagen werke, KAMAZ Group.


Услышав слова <КАМАЗ>, имеющее в автоспорте чуть ли не магическую ауру, немцы резко меняют отношение к микролитражке и, уважительно поглядывая в сторону машины, просят разрешения сфотографироваться рядом с ней. Мы, естественно, разрешаем. А вообще, многие подходили, фотографировались, улыбались...


15-00. Старт пролога. Первым на дистанцию уходит опытный российский экипаж Биньямина Джепаева и Олега Кулешова. Биньямин Джепаев 10 раз становился Чемпионом России. Его УАЗ-Охотник уверенно прошёл всю дистанцию, но составить конкуренцию асам <Дакара> он не смог. Самое лучшее время в прологе показал Жиньель де Вильерс (Южная Африка), на 4 секунды опередивший Карлоса Сайнса (Испания). А для команды <КАМАЗ-мастер> победа на родной земле - дело чести. И это дело было сделано мастерски. Фирдаус Кабиров на КАМАЗ-4326 прошёл пролог почти в том же темпе, что и лучшие легковые машины. Но и соперники показали свою силу. Лишь на 2 секунды отстал от Фирдауса экипаж голландца Герардуса Де Роя, ещё на одну секунду больше потребовалось для покорения пролога чеху Алесу Лопрайсу.


Последнюю предгоночную ночь мы проводим у известного путешественника Алмаза Гатауллина, в феврале 2003 года проехавшего по чумовому маршруту Казань - Владивосток - Мурманск - Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Казань именно на <Оке>. Контрастный душ, крепкий чай из огромных бокалов, неспешная беседа за изучением красочных рекламных проспектов советских автомобилей 60-х - первой половины 70-х годов. Тут же приходит лёгкий приступ ностальгии - на каких же красивых машинах ездили наши отцы и деды!


Перед сном переводим часы на раллийное время, добавив к московскому времени один час

6 сентября. Энергия Родины.


Этап Казань - Бугуруслан (Россия). Дистанция - 440 км. Первый этап проводится недалеко от строящейся магистрали Европа - Китай. Участникам обещан достаточно ровный спецучасток (СУ). Хороший этап, чтобы <вкатиться> в гонку, почувствовать её скрытый ритм протестировать машины в боевых условиях. Но именно здесь в составе гонщиков начались первые потери. К сожалению, не миновала чаша сия и камазовскую команду - из-за срыва вентилятора, буквально размолотившего радиатор, сошёл сильный и сбалансированный экипаж Рустама Миниханова. Не шуточные страсти кипят в фольксвагеновской команде, где Де Виллерс, Сайнс и Аль Аттия устроили настоящую битву за лидерство. В итоге больше всех повезло катарцу, сумевшему финишировать первым. Наш Алексей Беркут долгое время держался вплотную к фольксвагеновской команде, но перед финишем вынужден был уступить эту позицию французу Кристиану Лавиню. Российско-белорусский экипаж Андрей Бирюков - Дмитрий Книга закрепился на 9 месте, экипажи Руслана Мисикова и Сергея Савенко - на 10-м и 11-м местах соответственно, . Смена лидера и в грузовом зачёте - на 114 километре Iveco Герардуса Де Роя вырвался вперёд, оставив позади себя Владимира Чагина и Алеса Лопрайса. Но наши основные экипажи уже в пятёрке лидеров: Фирдаус Кабиров закончил этап на 4-м месте, Ильгизар Мардеев - на 5-м. Экипажи Эдуарда Николаева и Айрата Мардеева - на 7-м и 9-м местах. Вся команда в первой десятке!


Мы же <отстрелявшись> на старте, катили по асфальтовой трассе к первому бивуаку гонки. Темп - почти туристический. Едем как по этапу домашних гонок <Геокэшинг - Земля Нижегородская> - разглядывая окрестности и достопримечательности. Предстартовый восторг ещё не прошёл, поэтому чувства открыты всему, что встречается на пути. И самое чумовое ощущение - от обеспечения безопасности. Высочайшим приказом на всех опасных участках были выставлены сотрудники ГИБДД. Получилось - по одному инспектору на каждые 5 километров. Впервые в нашей водительской практике, поднятый жезл ГАИ не останавливал, а помогал нам ехать быстрее, указывая направление. Один из милиционеров, выехавший на пост на личной <Оке>, такой же, как у нас, только без наклеек, даже честь отдал. А самое незабываемое впечатление - от наших людей. Жители городков и деревень буквально оккупировали все преобладающие над местностью высоты, радостными криками встречая каждый экипаж. А на подъезде к Бугуруслану и в самом городе, пришлось двигаться в сплошном коридоре из зрителей. Количество флагов - как на открытии Олимпийских игр. Разные флаги - России, РСФСР, СССР, ВМФ России и СССР, ВВС, десантных и пограничных войск. Тут же партийные стяги <Единой России>, КПРФ, ЛДПР... Вот оно - истинное единения всего российского народа!


От зрителей шла такая волна положительной энергии, что этот поток ощущался физически. Такой эмоциональной подпитки нам не приходилось ощущать ни на одной из обычных гонок. Усталость долгой дороги - как рукой сняло. А уж когда на бивуаке к нам начали подходить красивые девчонки, восхищённо глядящие на нас широко открытыми сине-зелёными глазами, так тут уж, вообще, словно крылья за спиной выросли. А кругом шумит, поёт и пляшет разудалый местный фестиваль, посвящённый большому международному событию - ралли-рейду <Шёлковый путь>.

Бивуак - небольшой город со своими улицами, проездами, администрацией, станцией электрического освещения, столовой, медицинским блоком, пресс-центром... В общем, всё как в других городах. Вот только баня, точнее - душевая палатка, здесь особенная. Внутри этой палатки 10 душевых кабин для мужчин, и 4 для женщин. Женская половина отделена от мужской белым занавесом, подвешенным на верёвке. Вход в палатку - один. Проход в женский отсек - через мужскую раздевалку. Поэтому в первые дни то и дело можно было услышать удивлённое: <Не понял, мужики, а чё это бабы ходят?>. .. Потом новички привыкали, мудро посчитав такой порядок за полное торжество победившей демократии...


Вот такой он - гоночный бивуак, очень похожий на маленький город. Город, который стремительно возникающий на окраине аэродрома. чтобы утром так же стремительно исчезнуть, и возродиться за несколько сотен километров дальше по маршруту. Наше место - под боком у надёжных камазовских грузовиков. Такое соседство не просто греет душу, оно внушает уверенность, что при поддержке команды <КАМАЗ-мастер> наша авантюра просто обязана закончиться большой победой. Впрочем, мы заранее решили, что без крайней нужды надоедать камазовцам не будем - у них и без нас забот хватает.

7 сентября. Дороги журналистов .


Этап Бугуруслан - Уральск (Россия - Казахстан). Дистанция - 490 км. Утро началось с рева прогреваемых двигателей самолётов. Когда первый борт ушёл в небо, журналистская <Ока> с гоночным номером 512 была уже в дороге.


Первый спецучасток дня - извилистая трасса с трамплинами, перепадами высот, оврагами, балками, мини-каньонами и бродами через неглубокие речушки. Всё это сильно напоминает этап известных финских ралли. Характеристика дорог: 20% - гравий 50% - твердые, хорошо накатанные глино-песчаные дороги, 30% - дороги в лесной местности, частично покрытые мелкими камнями, частично заросшие невысокой травой Второй СУ, пройдёт уже по казахским степям, где линия горизонта опоясывает огромную территорию. Здесь 20% трассы - по суглинистым дорогам, 50% - по песчаным дорогам средней вязкости и 20% - по мягким и вязким пескам, 10% составят солончаковые грунты. И ещё - очень много ловушек категорий <опасно> и <очень опасно>, в виде ям и поперечных глубоких колей.


Именно здесь команда <КАМАЗ-мастер> взяла реванш. Чагин прошёл первый СУ с такой скоростью, что перекроил всю итоговую таблицу, заняв в ней, как и положено, царское первое место. Его отрыв от Де Роя составляет почти 3 минуты, что выводит Чагина в лидеры абсолютного зачёта. Необходимо сказать, что грузовики команды Де Рой всё больше и больше становятся похожими на проверенные в боях КАМАЗы. А вот КАМАЗы, как раз, эволюционируют и Эдуард Николаев (N215) в этой гонке испытывает одну из перспективных версий с иным двигателем и сдвинутой назад кабиной. Кстати, этот этап Эдуард закончил на третьем месте. 10-е и 11-е места зачёта занимают молодые туркменские экипажи, выступающие на КАМАЗ-4911.


В легковом зачёте противостояние Насера Аль Аттия и Карла Сайнса (Матадор) закончилось очередной победой катарца. Все четыре первых места по-прежнему <оккупированы> командой Volkswagen Motorsport. А на пятом месте в этот день финишировал экипаж Андрея Бирюкова. По отзывам всех участников, проблемы с навигацией были практически у всех. Хватало и технических поломок. Так Алексея Беркута и Констанатина Мещерякова, в хорошем темпе прошедших почти всю дистанцию, подвёла трансмиссия их Mitsubishi. Машина встала всего в 300 метрах до финиша, и экипажу пришлось вручную доталкивать её до заветной черты. На бивуак машину притащил КАМАЗ Ильгизара Мардеева.


- На такой гонке каждому экипажу будет суждено вытащить из колоды по чёрной карте - сказал на бивуаке Константин Мещеряков - Мы эту карту уже вытащили, значит второго раза уже не будет. И это очень даже не плохо.

Чтобы добыть подробности гонки и отснять нужные кадры, нужно было быть предельно мобильным. Наша журналистская душа жаждала самой полной информации. Информации о старте, о прохождении скоростного участка, о финише. Можно было, конечно, рвануть к следующему бивуаку и следить за гонкой по поступающим сообщениям, но нам этого было мало. Хотелось почувствовать пульс гонки всем своим существом, чтобы доподлинно знать всё, о чём ты сообщишь читателям. И мы прочувствовали... Прочувствовали рукам, ногами и, извините, задним местом... Чтобы увидеть все перипетии гонки нам приходилось то и дело <пришпоривать> свою <Оку>, заставляя её идти в темпе лидирующих экипажей. Между тем отличный асфальт вчерашнего дня как-то незаметно трансформировался в сильно разбитое шоссе, затем в грейдер и узкий <горбатый> просёлок Высокая скорость и открытые окна сыграли с нами злую шутку - за шумом мы не услышали писк GPS-навигатора и проскочили поворот, ведущий к финишу СУ-1. Пришлось импровизировать на ходу, свернув в близлежащую деревню и по её заросшим крапивой улочкам выбравшись на малоезженый просёлок. Через пару километров этот степной просёлок сузился до ширины небольшой тропинки и упёрся в неглубокую речушку. <Ока> с таким отчаянием бросилась на штурм водной преграды, что случись показать такой трюк на телеэкране, проклятый Голливуд позеленел бы от зависти.


Минут через пять милиционеры, обеспечивающие безопасность в районе финиша, были шокированы неожиданным происшествием. Из ближайшего оврага, где нормальных дорог отродясь не бывало, вдруг появилась заляпанная грязью <Ока>, и, сердито урча двигателем, устремилась к финишным знакам. Бортовые номера и наклейки говорили о её принадлежности к ралли. Но ведь все раллийные машины ехали к финишу с противоположной стороны!


Через пару минут <Ока> встала неподалёку от одного из наиболее эффектных поворотов гоночной трассы, еще через минуту тренога с фотоаппаратом была установлена на площадке крышевого багажника, включены переносные радиостанции, и началась обычная журналистская работа.

Фотоохота на лидеров гонки длилась около полутора часов. Ещё час понадобился чтобы выбраться на дорогу и дойти до пограничного шлагбаума российско-казахской границы. Здесь штурман стоящего впереди латышского джипа подошёл к нашей машине и протянул две дакаровских наклейки.


- Это для вашей машины - сказал он, - надо наклеить в края стёкол.


И это означало то, что наша отчаянная <Ока> была признана <своим автомобилем> среди высшего звена автогоночной элиты - среди гонщиков <Дакара>.


Естественно, что наличие <Оки> в пелетоне гонки, повеселило и таможенников, и пограничников. А у казахского шлагбаума флегматичный пограничник молча сделал жест остановиться, затем так же молча вынул компактный фотоаппарат, заснял нашу забрызганную грязью <Оку>, и лишь потом открыл проезд и произнёс:


- Во! Первый конкретный автомобиль, проехал.


Кажется, это был комплимент в нашу сторону.

8 сентября. Одиночный рейд.


Этап Уральск - Бейнеу (Казахстан). Дистанция - 1000 км. Настоящий дакаровский марафонский спецучасток, очень скоростной и быстрый, с упором на навигацию. Это означает, что штурману придётся много труднее, чем пилоту. Впрочем. Это характерно для любого ралли. Тем более здесь, на этапе до Бейнеу, где 30% трассы - глиняно-песчаные дороги, 10% -каменистые просёлки, пески средней (35%) и сильной (15%) вязкости Здесь же встречаются первые дюны высотой 3-5 метров (10% трассы), и ещё до первого контрольного пункта (КП-1) гонщикам пришлось пересекать броды, бороться с песками, разгадывать навигационные ловушки. В таких условиях Марк Миллер сумел вырваться вперед, а Герардус Де Рой вплотную приблизиться к Владимиру Чагину. Они вместе пересекли КП 1, по сообщениям с вертолётов - их вместе видели на 218 километре трассы. Но до финиша ситуация меняется. Миллер проколол колесо и вынужден был уступить первенство на этапе Карлосу Сайнсу. Матадор тут же воспользовался предоставленной ему возможностью, сумел оторваться на 20 секунд и первым пришёл к финишу.


В грузовом зачёте возмутителем спокойствия стал Фирдаус Кабиров. Стартовав много позднее и Чагина, и Де Роя, он умудрился догнать лидеров и вклиниться между ними. В итоге Фирдаус не просто выиграл этап, он оказался быстрее всех машин гонки, за исключением квартета <Фольксвагенов>.


В <абсолюте> первенство продолжают удерживать Насер Аль-Аттия и Владимир Чагин, но им уже приходится ощущать прессинг со стороны своих товарищей по команде. К сожалению, на марафонском этапе попал в аварию российско-белорусский экипаж Андрея Бирюкова и Дмитрия Книги. Двигаясь в условиях ограниченной видимости, их Mitsubishi наскочил на груду камней, взмыл в воздух, затем совершил несколько кульбитов через капот и крышу. Всё было похоже на аварию Владимира Чагина на <Дакаре 2007>. С серьёзными травмами на медицинском вертолёте их отправили в госпиталь в Баку.


- Сегодняшние условия очень похожи на Мавританию - скажет, подводя итог дня, Филипп Гаше - так же пыльно, жарко и непредсказуемо.


Впрочем, обо всём этом мы узнали лишь на следующее утро, потому что ни один из организаторов гонки и не мог предположить какое приключение выпадет в этот день на пресс-автомобиль с бортовым номером 512.


Утренний подъём на самом деле был ночным. В 3 часа 50 минут по раллийному времени мы начали складывать палатки. В 4-50 в небо ушёл первый борт. Ещё через пять минут <Ока> покинула бивуак в Уральске.


Казахский автоинспектор, специально выставленный на перекрёстке, выполнил поставленную перед ним задачу с максимальной точностью, жезлом направив все раллийные машины к месту старта в Каратюбе. Именно ВСЕ!..


Через пять минут после выезда из города мы не обнаружили очередной <привязки> к легенде. Не было и второй привязки. Пришло понимание, что идём по маршруту боевых машин, а не по трассе <ассистенс>. Возвращаться назад, или... ?


После 268 километров <боевого> лиазона, ведущего к Каратюбе, в <Атласе автодорог> есть только тонкая и извилистая линия грунтовка. Значит - проехать можно. Прикинули масштаб - получилось, что от места старта, до выхода на трассу <ассистанс>, придётся пройти около 160 <лишних> километров по местам, где нет ни одного населённого пункта. Но зато - мы попадаем на старт СУ-1...


В Каратюбе мы прибыли в числе первых, но на старт спецучастка так и не попали...


В 6-30, когда только начало светать, асфальт закончился. Протрясшись километров 60 по свеженасыпанному грейдеру и вдоволь наглотавшись пыли, у самого Каратюбе мы были встречены выставленными вдоль дороги автоинспекторами и отправлены ими на объездной просёлок вокруг города. Ещё через полчаса мы оказались в объятиях бескрайней степи.


Казахская степь. Здесь на огромных просторах даже поселения кочевников увидишь не часто. Ориентиров почти нет. Лишь иногда встречаются одинокие колодцы, да геодезические знаки... Развалины древних поселений... Кладбища с величественными мавзолеями-мазарами... Миражи на горизонте... Бесконечность степи завораживает и пугает... А дороги почти не различимы в степной траве. И ещё - пыль. Ветер сносит её в сторону, но она всё равно - на машине, под капотом, в салоне...

Дорог здесь нет по определению. Просто есть место, где когда-то проехал трактор, или грузовик, или арба... У каждого в степи свой путь. И на огромном ровном пространстве следы извиваются по абсолютно непонятной логике, сливаются и вновь расходятся, пересекают друг друга под самыми немыслимыми углами...


Руль влево, вправо, влево... <Ока> летит в пыльном облаке по серому пространству... Временами она вздрагивает на кочках, взлетает с отрывом всех колёс на коварных трамплинах, не вписывается в повороты и с десяток метров боком скользит по скользкой, словно мокрый лёд, сухой стерне...


Песок не постоянен и коварен. Ещё более он коварен на вот такой извилистой дороге... Даже в экстремальной ситуации надеяться можно только на акселератор. Мотор не подведёт. Вытянет. А вот тормозить на песке - опасно. Заторможенные колёса тут же зарываются и тонут в рыхлом песке, и тронуться в таком положении нет никакой возможности. Так что если хочешь остановиться - выключай скорость и катись по инерции до тех пор, пока машина не встанет. Но это теория. А на практике инстинкт сам вдавливает педаль в пол. И тут уж уповай на везение.


Час за часом мы бороздим огромную и безлюдную степь. Она была впереди, сзади, по бокам. Такое ощущение, что едем в никуда. Да и едем ли? Пейзаж вокруг - словно замершие декорации в аттракционе с подпрыгивающей и трясущейся на стенде <Окой>, то и дело грохочущей срабатывающей до удара подвеской. В GPS-навигаторе - белое поле с чёрной извилистой линией пройденного пути. Карт Казахстана не существует в природе, так что идём по солнцу и шестому чувству, используя умный прибор лишь в качестве компаса.


Увидев на горизонте одинокий хутор, устремляемся туда.


На хуторе две женщины - пожилая, и молодая. В огромном чугунном котле, как в детском манеже, играет ребёнок 2-х - 3-х лет. Вокруг, до самого горизонта - лишь песчаная степь, без единого ручейка, без единого деревца.


- Добрый день, уважаемые, как проехать на Базар-Чулан?


Но они не говорят по-русски. Лишь знакомое название Базар-Чулан даёт понять, о чём спрашивает неизвестно как попавший в эти края чужеземец.


- Базар-Чулан? - переспрашивает та, что постарше, и в полгоризонта поведя рукой, говорит - Там. Там Базар-Чулан.


И мы снова колесим и колесим по серой пыли извилистых степных путей, по земле, где практически нет жизни, и где даже редкие названия на карте наводят на мрачные мысли:


Каратюбе, Капакомыс, а далее будут Кара-Богаз, Каракумы... <Кара> - значит <чёрный>, <чёрная>. Прямо какой-то чёрный рейд получается.


- Ты знаешь, а ведь здесь жутко? - сказал вдруг Илья. - Наверное, так же жутко жителю степей, когда он попадает в наш среднерусский лес. Здесь он может увидеть врага за многие километры. Там же враг может стоять в двух шагах, за соседним деревом.

Мы ехали час за часом, и чувствовали, что эта <чёрная земля> меняет наше мировоззрение, нашу философию, наше отношение к жизни. Что ж, мы тоже вытащили свою чёрную карту, проехав через бескрайность <чёрной земли>. Но так ли она бескрайна?


А потом впереди показалась полоска зелёных крон деревьев, дорожная насыпь, и степь закончилась.


Дорога! Пропылённые и измученные песками и стернёй мы мечтали о ней уже несколько часов. Но это был жёсткий грейдер, с камнями размером в человеческий кулак. Семь десятков километров грохота, трясучки, пушечных ударов о днище. Полуоглохшие, мы подъехали к понтонному мосту через Урал, а еще через пяток километров выбрались на шоссе, которые местные шофера кляли за разбитый асфальт и дорожные работы. Но для нас эта дорога была вожделенной целью, потому что по ней ездили машины, вдоль неё стояли деревни и города, жили люди.


Дойти до бивуака засветло не удалось. В густой южной ночи мы шли к аэродрому в Бейнеу, считая оставшиеся километры - 400, 300, 200... Внезапно асфальт закончился. Объезд. И снова песок, пыльная завеса, поднятая идущим впереди тягачом, бугры да ямы, да срабатывающая до пробоя подвеска.


На бивуак приехали только в половине одиннадцатого ночи. Быстрый ужин и спать, спать, спать...


Марафонский участок вывел из строя один экипаж на Mitsubishi Pajero (не выдержал двигатель), два экипажа на Toyota Land Cruiser (разрушение заднего моста и перегрев двигателя). Грузовой зачёт лишился экипажей Р. Фуруджи (MAN TGS, поломка переднего моста) и М. Пиана (Mercedes Unimog, отказ КПП). Всего же, с момента начала гонки, сошло 10 джипов и 3 грузовика. К сожалению, среди сошедших оказался и единственный женский экипаж Елены Голубкиной и Елены Правдиной. <Русских газелей>, как называют девушек с момента их участия в ралли-рейде <Айша де Газель>, подвел мотор, тихо скончавшийся посреди казахских степей.


А мы пока в строю!

9 сентября. По дну исчезнувшего моря.


Этап Бейнеу - Жанаозен (Казахстан). Дистанция - 480 км. Здесь начинается раскинувшаяся на многие сотни километров большая аральско-каспийская пустыня. Здесь же маршрут ралли проходит по удивительному месту нашей планеты - плато Устюрт, возвышающееся на 1000 метров над уровнем моря и раскинувшееся на площади более 200 000 квадратных километров. Историки считают, что задолго до нашей эры плато было дном доисторического моря. Кроме того, плато Устюрт исследовано в гораздо меньшей степени, чем, например, пойма реки Амазонка или Антарктида. Зато здесь настоящая смесь пейзажей из разных частей света - это и Африка, и Южная Америка, и пустыня Гоби. Песков на трассе гонки становится все больше и больше. Уже 20% песчаных дорог средней вязкости и 20% - сильной. Встречаются зоны дюнных песков (10%), много огромных солончаков, над которыми витают бесконечные миражи и картинки-призраки. Мастерство пилотов проверяют глиняно-песчаные пыльные дороги(30%), отроги гор, отдельные хребты, маленькие и большие подъемы, спуски, каменистые дороги (15%) и участки каменного триала (5%). Ориентиры для штурмана - холмы, горы, нагромождения каменных россыпей.


В 10-25 стало известно, что где-то среди фантастических каньонов Устюта загорелся двигатель на багги Филиппа Гоше. Буквально сразу же после этого из-за отказа КПП сошёл Кристиан Лавиль (Nissan Patrol). Всего за 7 километров до финиша лидирующий КАМАЗ Владимира Чагина лишился переднего левого колеса, оторвавшегося вместе со ступицей. Это случилось на скорости в 150 км/час, и только мастерство пилота спасло экипаж от аварии. Ремонт машины занял два часа, и победа на этапе досталась Фирдаусу Кабирову, стабильно ехавшему в двух минутах позади Чагина. В легковом зачёте победа у Жиньеля Де Вильерса. По сумме всех этапов в легковом зачёте по-прежнему лидирует Насер Аль-Аттия, а в грузовом вперёд вышел Фирдаус Кабиров. Но если Кабиров едет рационально, сохраняя достигнутое и по крупицам набирая секунды отрыва от соперников, то Аль-Аттия - полная ему противоположность. За ним не возможно угнаться. Кто-то очень точно сказал, что катарец несётся так, словно за ним гонятся все силы ада. А все фольксвагеновцы, буквально в один голос повторяют, что в этой гонке Насер Аль-Аттия, не сможет стать победителем, поскольку совершенно не бережёт технику и едет чересчур бесшабашно.


А нам снова везло. Утром нас обогнали практически все машины категорий <пресса> и <рейд>. Что поделаешь, на отличном асфальте <Окулина> не может тягаться с мощными VW Touareg, Chevrolet Taho, Toyota Land Cruiser... Но как только начался жёсткий грейдер, ситуация изменилась. Покатая к центру дорога, засыпанная всё теми же камнями размером в кулак и изобилующая крупными валунами, не давала возможности без усилий и на одном дыхании прохватить весь этап. Каждый искал свой путь к заветному отдыху на бивуаке - кто жался к обочинам, стремясь, чтобы хоть одно из колёс шло по мягкому грунту; а кто съезжал на одну из параллельных извилистых грунтовок, где толстый слой песка и пыли прикрыл от взгляда ухабы, на которых разбить подвеску - плёвое дело. К тому же жара - за 30.


Мы тряслись по этому кошмару наравне со всеми. Машина грохотала. Внутри шум - словно в камнедробилке. Пять минут такого издевательства казались вечностью. Съезд на грунтовку снижал шумность, но добавлял пыли. Иногда песком засыпало всё лобовое стекло и приходилось включать дворники, а в это время полуослеплённая машина подскакивала на ухабах, проваливалась в прикрытые пылью ямы-ловушки, врывалась в песчаные дюны и вновь выбиралась на каменный полигон грейдера. Тут же приходило ощущение, что в подвеске начинали работать четыре встроенных отбойных молотка, работающих в разном ритме. И всё же, малая инерционность легкой окушной подвески давала себя знать - наша средняя скорость была чуть выше, чем у машин больших классов и мы медленно, почти незаметно, обходили их одного за другим и постепенно уходили в отрыв. Почти в самом начале этого испытания мы обогнали местного автомобилиста, рискнувшего пересечь Устюрт на обычной легковой машине. Не довольный, что его обогнала какая то <букарашка>, он прибавил скорость и рванул вперёд. Мы вновь обогнали его километров через десять. Новенький серебристый Opel стоял на трёх колёсах и домкрате, демонстрируя разбитую в хлам заднюю подвеску. Всем своим видом он чем-то напоминал одноногого оловянного солдатика из сказки Андерсена, А кругом, на сотни километров - ни жилья, ни людей. Здесь царство животного мира - косуль, сайгаков лис, волков, сусликов... В небе парят орлы и беркуты, в складках ландшафта прячутся ящерицы, змеи, ядовитые пауки...


А потом мы ехали по... дну моря. Или, может быть, по Луне? Но не по привычной нам Земле, это точно. Потому что окружающие нас пейзаж был нереально и фантастически белым. Белые скалы, белые каньоны, даже дорога, по которой мы ехали - белая, как школьный мел. Пыль за движущимся автомобилем - и та была белой. Обилие и грандиозность <космических> и <лунных> пейзажей, потрясало воображение. Впрочем, Илья вёл <Оку> по этим бескрайним красотам со спокойствием прилежного прихожанина, слушающего в церкви воскресную проповедь. И его борода, впитавшая с пылью цвет окружающей нас природы, была белой, как у почтенного аксакала. А аксакалы, как известно, не склонны к бурному выражению своих эмоций.


Прорвавшись сквозь явь и миражи Устюрта, на первой же эстакаде, мы учиняем ревизию состояния подвески. К нашему удовольствию, всё оказалось в полном порядке, в подвеске и рулевом управлении не было даже намёка на увеличившиеся люфты и прочие неприятности. А пара белых верблюдов, пасшихся поблизости, наблюдала за нами с такими физиономиями, словно они всегда были уверены в прочности нашего экипажа, и наша суетливость вызывала у них явное недоумение и непонимание.


Вечером, на бивуаке в Жанаозене, нам, как бы, между прочим, сообщили новость, круто изменившую наши планы на ближайшие дни:


- Парни, а вы знаете, что ваше возвращение домой откладывается, и завтра вы едете в Туркменистан?


- У нас же нет виз.


- Организаторы договорились с туркменской стороной, и вам, в качестве эксперимента, проставят визы прямо на бивуаке по упрощенной схеме. Должно всё сработать. В крайнем случае, пару дней посидите в их тюрьме, там мест на всех хватит...


А в это время журналисты из нескольких европейских стран со всех сторон фотографировали нашу <Оку> - первый в мире автомобиль особо-малого класса, прошедший через плато Устюрт.

10 сентября. И танки наши быстры...


Этап Жанаозен - Туркменбаши (Казахстан - Туркменистан). Дистанция 420 км. На брифинге было сказано - визитной карточкой этапа является 15-километровый проезд по гребню высоченного хребта и головокружительный спуск вниз. 15% этапа составят дороги с каменистым покрытием и камнями, 5% - тяжелые триальные дороги. И на этом испытания не заканчиваются. До финиша всем надо будет проехать по твердым глиняно-песчаным, очень пыльным дорогам (25%) и не заблудиться между дюнами (35% этапа).


На спецучастке между Каспийским и Аральским морями Карлос Сайнс вплотную приблизился к Насеру Аль Аттия и классически обошёл его, поставив под угрозу само лидерство катарца в абсолютном зачёте. Матиас Кале пытался побороться за пятую позицию, но <поймал уши>, уложив свой багги на крышу. Более удачливым оказался Руслан Мисиков, сумевший <ухватить за хвост> фольксвагеновскую четвёрку. Но абсолютным фаворитом дня стал Владимир Чагин. Уже на первом контрольном пункте он опережал Фирдауса Кабирова на 9 минут, а Герардуса Де Роя - на 16. Как рассказывал Константин Жильцов, <Царь> ехал так, что легко обходил и грузовики, и джипы. Догнать его было просто нереально. Вхождение гонки в зону северных Каракумов означало и то, что начинается местность, на которой очень хорошо себя чувствует экипаж Ильгизара Мардеева. Так и получилось. Потеряв на предыдущем этапе два часа из-за помощи Чагину, Ильгизар всего за один день сумел сократить отставание от лидирующей группы, пробился на четвёртое место на этапе и на третье в абсолютном зачёте.


А мы перед выездом на маршрут чуть ли не час мотались по городку, пытаясь заправиться газом. И вот ведь напасть - при огромном количестве АГЗС, ни на одной не нашлось заправочного переходника под российскую систему. Решив, что заправимся в пути, отправляемся на дистанцию.


Ой, не надо было этого делать!


В бензобаке <Оки> плескалось лишь 12 литров топлива и мы поздно вспомнили, что вне городов в этих краях, расстояние от заправки до заправки, как правило, 170 - 250 км. Пока под колёсами шелестел асфальт - всё было нормально. Но когда начался злосчастный грейдер - начало приходить осознание ситуации. Перспектива, остановиться с сухим баком посреди расхристанного просёлка, где, в лучшем случае, проезжает пара машин в сутки, могла стать мрачной реальностью. Оставалось одно - догонять ушедший вперёд пелетон, чтобы в случае чего кто-то мог взять на буксир.


Попробуйте представить, каково это - идти на самой экономичной четвёртой передаче по дороге, которую и дорогой то назвать нельзя.


И всё же мо мы догнали пелетон, и стали обходить одну машину за другой, создавая сзади себя пространство, наполненное потенциальными помощниками. А сами надеялись на пограничный переход, рядом с которым могла быть АЗС.


Надежды не оправдались.


В статье Андрея Нагеля <Петербургъ - Парижъ - Венецiя - Петербургъ>, написанной в 2005 году, погранично-таможенный пункт тех лет описан такими словами:


<Граница находится среди дороги. Нет ни моста, ни канавы, ни забора. Только цепь, протянутая через дорогу, указывает на то, что здесь начинается Германия. Это Плешкенский переходный пункт. Учреждение, заключающееся в одном домике, снабжённом сторожем и чиновником. С германской стороны, как обычно, вовсе ничего не было... >.


Похоже, что кое-где в мире с 1905 года мало что изменилось. Пограничный переход между Казахстаном и Туркменистаном - шлагбаум времён борьбы с басмачами, расположенный посреди пустыни да погранично-таможенный терминал - дощатый сарайчик, с двух сторон обнесённый колючей проволокой. За десяток километров до него дорога превратилась в кошмарное <ассорти> из ям и ухабов, рядом с которым Дзержинский танковый полигон покажется шикарной автомагистралью. Но это было только начало. Мы не догадывались, какое испытание нас ждало на туркменской территории.


В легенде был отмечено: <Пограничный пост. После него следовать по любой из параллельных дорог>. Сколько было этих параллельных дорог - доподлинно не известно, но они существовали на всём пространстве от горизонта до горизонта. И можно было не выбирать - условия абсолютно одинаковы на всех - чудовищные ухабы, песок и пыль. Это уже не гонка - это преодоление. Преодоление бесконечных препятствий, превращающих просёлок в трассу триала; преодоление собственной усталости; преодоление усталости техники.


Вновь вспомнилась статья А. Нагеля, но уже в части описания германских приграничных дорог:


<Быстро ехать, однако, было трудно из-за камней, положенных на дорогу для того, чтобы экипажи не ездили по одной колее. Эти белые камни первое время очень мешают, но к ним удивительно легко привыкнуть... >.


Враки! К камням на дороге привыкнуть невозможно! Тем более там, где они встречаются десятками на каждом метре, и объехать их нет никакой возможности. Ехать друг за другом по одной колее, желающих тоже нет - задохнёшься и ослепнешь от густой серой пыли. Так что, четвёртая передача - и вперёд! Пока не иссякнет последняя капля бензина. Потому что тащиться на буксире по дороге категории <смерть подвеске>, это значит капитально изуродовать оба автомобиля - и тот, что тащит, и тот - который тащат.


Те, кто видел, как шла по бездорожью наша <Ока>, рассказывали об этом фантастическом зрелище с дрожью в голосе. А пилот вертолёта обслуживания, волей случая пролетевший мимо, вообще решил, что это мираж. Мы же, скрепя зубы, хотели только добраться хоть до какой-нибудь, но всё же настоящей дороги. И ещё хотелось когда-нибудь попасть в Тольятти и пожать руку тому парню, что спроектировал двигатель для <Оки>. Там, где начинались проблемы у многолитровых моторов известнейших марок, 33-сильный ВАЗовский <твин> работал так, словно всё, что приходилось в эти дни на его долю - весёлая забава. Да и амортизаторы, сделанные Анатолием Гориным, стояли насмерть, как Брестская крепость


86 километров машину безжалостно подбрасывало, швыряло, скручивало то в одну, то в другую сторону. Временами она полностью скрывалась в пылевом облаке, чтобы пару секунд спустя, выскочить из него чуть ли не в прыжке, уподобляясь то ли необъезженной лошади, то ли взлетающей в клубах дыма и пламени ракете.


И из этого ада мы выбрались одними из первых. Теперь уже грейдер, такой же, как на Устюрте, показался нормальной дорогой. В Кара-Богаз въезжали уже по бетонке. И тут...


АЗС на взгорке сначала показалась нам миражём. Машина, чуть ли не на остатке бензиновых паров, подкатывается к колонке и замирает. А на встречу, опережая работников, уже спешит сам хозяин этого сервисного оазиса.


- Э, дорогой, какой проблем? Что случилось?


- Здравствуй уважаемый! Помощь нужна, бензин кончился, а ехать ещё до Туркменбаши.


- О, разве это проблем? Вот, любой бензин заливай!


- Проблема в том, что у нас манат - пока нет. Рубли - есть, евро - есть, теньге - есть, даже иранский риал - есть, а манат - нет.


- Для тебя - любая валюта! Заправляй!


Будьте благословенны восточное гостеприимство и радушие! Будьте благословенны все добрые люди, готовые оказать помощь в самых сложных обстоятельствах! Через пару минут в бак было залит 30 литров великолепного А-95, а радушный хозяин уже предлагал нам отдохнуть в его доме и за чашкой чая. И, видит Бог, нам трудно было отказываться от его гостеприимства. Но, гонка - есть гонка.

Лишь на несколько минут мы позволили себе остановиться на берегу моря, поглядеть вдаль, вдохнуть морского воздуха. И вновь вперёд, по раскалённому перешейку. Справа - море. Слева - залив Кара-Богаз-Гол, что переводится как <озеро Чёрная пасть>. В древние времена эта <Чёрная пасть>, высасывающая воду из Каспия, наводила ужас на моряков и кочевников. А к воде в этих местах отношение особое. Вода - это жизнь. Мы, живущие в краю тысячи рек и озёр, можем понять и принять эту истину только здесь, в краю песков и гор.


До первого в Туркменестане бивуака мы добрались без новых происшествий. Визу нам действительно выдали без проблем, а вот на счёт проведения пары дней в местной тюрьме - как-то подзабыли. Так что, наше пребывание на этой земле было вполне законным.


Город Туркменбаши - молодой город, ранее называвшийся Красноводск. Много лет назад через него шёл другой великий автопробег - автопробег самодельных автомобилей, организованный журналом <Техника-молодёжи> и возглавляемый Ильёй Туревским. Сидя в туркменской юрте, мы вспоминали тот маршрут с местным банкиром, бывшем в те годы комсомольским вожаком края.


А уже в темноте, после брифинга, когда кругом бушевал меняющий день ото дня стили и лики народный фестиваль, у нашей <Оки> остановились два испанца.


- Ты видал, как держится эта малышка на бездорожье?


- Да, просто фантастика.


- Если у русских микролитражки обладают такими талантами, то, представь, на что же способны их танки?..

11 сентября. Край песков и гор.


Этап Туркменбаши - Балканабад (Туркменистан). Дистанция - 160 км. Курс - на Каракумы, одну из самых больших песчаных пустынь мира. Местами здешние условия напоминают Мавританию и Буркина Фасо, африканскую Саванну, дюны Мавритании и юга Туниса. Гонщиков ждут 420 километров, треть из которых проходят через дюны, песчаные горы и перевалы. На этом этапе твердые песчаные дороги составят 15%, песчаные дороги средней вязкости - 25%. Нам же обещаны дороги с каменистым покрытием, иногда сплошные камни (10%). А на окончательном этапе 160-километрового пути - горячий асфальт, настоящее испытание для покрышек. На шестом этапе ралли войдет в зону песков и бесконечных солончаков местами с ракушечником (20%), богатых на волшебно-сказочные миражи. Впрочем, утром произошло редчайшее для этих мест событие, названное местными жителями благословлением Аллаха - в пустыню Каракумы пролился дождь.


На этом этапе Насер Аль-Аттия - лидер общего зачета легковых автомобилей, выиграл третий по счету этап и увеличил отрыв от Карлоса Сайнса. А <Царь Владимир>


ехал по трассе в полном одиночестве. Ближайший соперник - Эдуард Николаев, отставал от Чагина на 6 минут, Остальные - ещё дальше. Можно сказать, что в грузовом зачёте этот день прошёл под диктовку команды <КАМАЗ-мастер>. Три первых места были у камазовцев, а идущего четвёртым Алеса Лопрайса отделяло от третьего места почти 6 минут. Ещё больше отстал Герардус Де Рой, едва не уложивший свой грузовик на бок и потерявший почти полчаса на извлечение машины из ямы-ловушки.. Но в итоговом зачёте гонки первое место по-прежнему у Фирдауса Кабирова, второе - у Герардуса Де Роя.


Как говорят гонщики, <Шёлковый путь> им нравится. Кроме великолепной организации, здесь присутствует завораживающая постоянная смена пейзажей. Такого нет нигде. Только что ты был в горах, а спустившись вниз попадаешь в пространства соляных озёр, чтобы чуть позже оказаться среди величественных дюн. Здесь красиво! Необыкновенно красиво! С другой стороны - невероятно сложно.


Мы же в этот день, можно сказать, отдыхали. То есть, ехали не как спортсмена, а как туристы. Впрочем, как писал всё тот же Андрей Нагель в уже упомянутой статье 1905 года: <...когда дорога хороша и автомобиль сам просит прибавить скорости, как откажешь ему в этом естественном желании? И невольно спортсмен пересиливает туриста, и скорость возрастает незаметно до 60 вёрст, а то и выше>. На прекрасном туркменском бензине <Ока> просто жаждала скорости, раскручивая двигатель до 6500 оборотов в минуту и укладывая стрелку спидометра на отметку в 150 км/час. Но показания GPS-навигатора снижали это нескромное число до 137 км/час.


Без проблем миновав путь до Балканабада (прежнее название - Небит-Даг), залезли в горы, где на плато проходил финишный участок скоростного СУ. Горные асфальтовые дороги, слегка петляющие по красивейшим местам, то и дело взмывающие вверх и вновь стремительно несущие вниз, доставили подлинное наслаждение от управления автомобилем. Без сомнения, это был самый красивый этап гонки. А глядя на гонку сверху вниз, вершины одной из гор, зрительно видишь её совсем иначе, в другом масштабе, что ли. Сначала замечаешь вдали, над горизонтом, легкий пылевой <туман>. Затем обозначается явный пылевой след, с приближением делающийся более чётким, увеличивающийся в размерах и извивающийся, словно гигантский дракон. И лишь на расстоянии полукилометра становится видимой голова дракона - стремительно несущийся гоночный автомобиль.


Улицы Балканабада напомнили Богуруслан. Здесь так же нас встречали чуть ли не всем городом. Обилие государственных флагов Туркменистана, школьники в национальных одеждах, официальные лица и просто жители близлежащих кварталов... Некоторые из подростков размахивали алыми флагами СССР, некоторые были одеты в красные футболки с надписью <СССР>. Тут же вспомнилось, что Туркмения и Казахстан дольше всех не признавали распад единого государства. Сейчас такая позиция государственных лидеров тех лет - предмет особой гордости населения. Кстати, кепки, с вышитой надписью I Love Russia, на головах молодёжи, здесь увидишь чаще, чем в любой другой стране.


На бивуак, расположенный на территории бывшей военной базы, приехали в послеобеденное время и, изнывая от идущей из Каракумов жары, сразу же отправились в душевую, где уже собралась пёстрая компания представителей разных зачётов.


Тут следует упомянуть об одной экипировочной особенности гонки. Помните фильм Кин-Дза-Дза, который, кстати, снимался именно в Каракумах? В этом фильме граждане фантастической планеты разделены по кастам согласно цвету их штанов. Так вот, на <Шёлковом пути> внедрено нечто подобное. Так гонщики легкового и грузового зачётов носят футболки зелёного цвета (если только не одеты в форму своей команды); идущие в категории <Рейд> - серые; пресса - оливковые, организаторы - красные, медики - белые...


Мы с Ильёй <заныкали> свои журналистские футболки в дорожный баул, отдав предпочтение армейской форме, спроектированной специально для среднеазиатских условий. Надёжный, и, кажется, совсем ещё недавно привычный наряд.


Военная форма оливкового цвета, даже на фотографиях сливающаяся с окружающей местностью... Военная база, .. закопанные в песок капониры,.. пустыня и горы...


И словно щелчком включается память, по некогда приобретённому опыту обостряющая все чувства включающая не нужные в мирной жизни рефлексы и меняющая осанку и походку...


И, как будто уловив эту перемену, женщина у юрты, взглянувшая в нашу сторону, вдруг прижала ладони к щекам, на мгновения задумалась, и вдруг что-то сказала прильнувшему к ней парнишке. Тот мгновенно скрылся за юртой, выскочил с другой стороны, и бегом бросился к нам. В его руках было огромное блюдо с огромной пирамидой горячего плова...


- Салам! - мальчишка явно стеснялся так обращаться к незнакомым ему взрослым людям, но других приветствий он не знал.


- Салам, бача! - подсказала память правильный ответ.


В глазах мальчишки радостный блеск - его не просто поняли, а ответили на его родном языке.


- Тебе! - и он суёт прямо в руки блюдо и, застеснявшись, бежит назад и скрывается за пологом юрты.


Ох, и давно же мы не едали такого чудесного ароматного плова! Съели всё. И на ужин уже не было сил.


А вечером всё пошло не так, как все ожидали.


Сначала на брифинге объявили, что по случаю приезда на гонку президентов России, Туркменистана и Казахстана, этап стартует не в Дарвазу, а обратно в Туркменбаши, куда и прибудут высокопоставленные гости. Там, практически, и будет завершена спортивная часть ралли-рейда <Шёлковый путь>.


А потом на бивуак обрушилась песчаная буря...


И было тревожно, потому что где-то там, посреди пустыни, всё ещё оставался КАМАЗ Айрата Мардеева.

12 сентября. По президентскому велению.


Этап Балканабад - Туркменбаши (Туркменистан). Боевые ряды поредели - на старте этапа всего 51 автомобиль. Наша дистанция - всё те же 160 км. Для спортивной части организаторы позаимствовали 161 км от уже разработанного СУ дл Дарвазы, затем абсолютно новый 148-километровый участок, потом ещё 61 км спецучастка и 141-километровый лиазон. Пейзажи и условия очень похожи на те, что преодолевали участники классического <Дакара> в Мавритании. И, по настрою основных участников, сразу стало ясно, что на этом этапе все будут ехать, как говорится среди ветеранов ралли, <на все деньги>, потому что это, практически, последний серьёзный скоростной спецучасток.


Айрат Мардеев, по ходу гонки опекавший молодой туркменский экипаж и проведших у их сломавшегося КАМАЗа всю ночь, добрался до бивуака лишь в 5 часов утра. А уже в 7-00 он выехал на новый этап.


Где-то на 270 км гонки, там, где в легенде были обозначены три опасных участка, перевернулся автомобиль Насера Аль-Аттия. Как рассказал Фирдаус Кабиров, катарец достаточно легко миновал две опасности и, по-видимому, думал так же легко пройти и третью. Но тут то, как раз, надо было быть максимально осторожным. И фортуна решила поменять расклад гонки. Когда Volkswagen Насера был поставлен на колёса, Сайнс, Миллер и Де Вильерс уже прошли 308-й километр. Пророчество, что катарец не сможет выиграть эту гонку - сбылось.


- Для меня это конец игры. - печально констатировал Насер, стоя рядом со своим изувеченным автомобилем.


Это означало, что экипаж Руслана Мисикова и Константина Жильцова выходит на четвёртое место в легковом зачёте, становясь первым среди любителей.


А в грузовом зачёте сенсационным стал рывок Эдуарда Николаева, пришедшего к финишу раньше своих именитых партнёров по команде. Лишь ошибка в выборе передачи при пересечении песчаной дюны не позволила ему стать победителем. Этот этап он закончил на втором месте, а первым был Алес Лопрайс. В абсолютном зачёте лидируют Карлос Сайнс и Фирдаус Кабиров.

Маршрут категорий <Рейд>, <Пресса> и <ассистенс> пролегал по береговой линии Каспийского моря, где прекрасные песчаные пляжи и теплая и чистая вода Каспия. Мы просто спокойно ехали в обратную вчерашнему движению сторону. Впрочем, на самом деле - именно для нас не так то всё было просто. Тележурналисты горели желанием отснять сюжеты про <Оку>, нагло разгуливающую по местам, где некогда боролся с басмачами легендарный красноармеец Фёдор Сухов. Когда степные, песчаные и горные пейзажи были отработаны, началась съёмка на морском побережье. Но, въехав на кромку воды во время отлива, <Ока> в первом же вираже вскопала ссохшийся верхний слой берега и... закопалась по брюхо. Пришлось прибегнуть к помощи Nissan Patrol, на котором и приехали телевизионщики. После извлечения микролитражки, решив показать, как надо было правильно проходить коварный участок, телеоператор пускает тяжёлый джип по окушным следам и... Через пару минут мы уже имеем сидящий на мостах Patrol. Подключив все возможности машины, и подложив под колёса обломки камней и ветки кустарника, пытаемся коллективно вытолкать машину на жёсткий грунт. Но илистый берег - словно сливочное масло, не отпускает, а лишь намазывается на колёса. В итоге Nissan и вовсе лёг на днище. Пытаясь хоть чуть-чуть стронуть его с места, пробовали даже использовать в качестве тягача <Оку>. Естественно - без какого либо успеха. Ещё через пять минут подогнали Land Rover Defender и... засадили и его.


Вот это был кураж! Вот это пошла масть! И, как на зло - на берегу ни единого дерева, ни одного столба, чтобы воспользоваться имеющейся на Defender лебёдкой... Две коровы-мореманки, почему-то пасущиеся не на суше, а по <щиколотки> в море, смотрели на наши развлечения с тупым непониманием.


Всех спасла именно... <Ока>. Илья затянул <ручник> и резко нажал на педаль газа. <Ока> взвыла, взрыла песок, накрепко зарывшись в него и став якорем, чтобы залебедить Land Rover. Пять минут - и вездеход выбирается за полосу прилива, откуда лебёдкой же вытаскивает Patrol. Ну а выдернуть из песка <Окулину> - секундное дело. По завершению этого хитроумного плана, всех участвовавших в его воплощении разбирает истерический хохот - вытащить два тяжёлых джипа при помощи маленькой <Оки> - это, знаете ли, сюжет для Михаила Задорнова.


А на бивуаке нас ждал ещё больший триумф. Здесь к нашей машине пошёл поток восторженных гонщиков из разных команд.


- Молодцы, просто молодцы! - поздравлял нас Фирдаус Кабиров, только что ставший победителем этой гонки.


- Fantastic Driver - без конца повторяли пожимая Илье Староверову руку Герардус Де Рой и Том Колсоул.


- Ну, мужики,.. ну вы даёте! - только и смог сказать великий Чагин.


- Пройти на микролитражке марафонский ралли-рейд - это же как на надувной лодке с вёслами переплыть Индийский океан - произнёс, оставляя автограф на капоте нашей машины, Фредерик Лекьен (директор по спорту ралли-рейдов <Дакар> и <Шёлковый путь> ).


- Эх, парень, если бы ты видел, как ты шёл! Как ты шёл там, у туркменской границы! Я ехал чуть сзади - и восхищался так, как давно не восхищался! - это уже водитель одного из КАМАЗов <ассистанс>.


Оторвавшись от организаторских забот, подъехал Семён Семёнович Якубов. Он выглядел усталым, но счастливым. Наверное, как и все мы.


Затем автографы на капоте <Оки> оставили Ильгизар и Айрат Мардеевы, Эдуард Николаев, Жан-Марк Боннэ - дакаровский директор по спорту, Сергей Когогин - генеральный директор ОАО КАМАЗ, гонщики разных команд, специалисты из A.S.O., наши коллеги-журналисты. А наплыв желающих сфотографироваться с самой маленькой машинкой ралли-рейда <Шёлковый путь> не иссякал до темноты.


13 сентября. Финиш.


На следующий день президенты трёх стран приехали к месту старта спецучастка и лично проводили экипажи на короткий и стремительный 25-километровый этап. А мы, рванули в обратную сторону, чтобы пройти 600 километров по узкой дороге, проложенной по самому краю Каракумов, и финишировать в Ашхабаде. Но, по случаю наличия в городе сразу трёх высокопоставленных лиц, все дороги были перекрыты. Пришлось ждать час, а потом - ещё полчаса, и ещё 15 минут... И таких слов, какие отпускали в адрес президентов стоящие рядом с нами участники ралли, те не слыхали даже от самой отъявленной оппозиции.


Бросок к оазисам Ашхабада можно сравнить с поездкой по раскалённой сковороде. От жары спасали лишь полностью опущенные стёкла да высокая скорость. Но ветер, продувавший насквозь весь салон, был таким, словно его направляли из горячего фена.


Где то на полпути нас догнало жуткое известие - экипаж Герардуса Де Роя не смог закончит спецучасток. Что случилось - пока не известно, но сам Герардус сильно повредил позвоночник и в медицинском вертолёте был отправлен в госпиталь. Тем не менее - он один из победителей гонки, завоевавший <серебро> в грузовом зачёте.


Да, не все дошли до финиша <Шёлкового пути>, но те, кто доехал до Ашхабада - победители. Потому что на ралли-рейдах по-другому не бывает. Выигрываю - сильнейшие, побеждают - все.


А что привлекает людей на такие тяжёлые и изматывающие состязания, как ралли-рейды?


- Я приезжаю суда, просто потому, что здесь я чувствую себя человеком и мужчиной. - сказал однажды на <Дакаре> американец Ронно Бейли. - Утонув в хаосе больших городов, мы позабыли вкус настоящей жизни. Мы утратили способность сражаться и побеждать...


Сражаться и побеждать - не в этом ли главная суть ралли-рейдов. Потерявший в 19 лет обе руки Олег Ондар сконструировал приспособление, позволяющее ему управлять автомобилем. Сначала он водил <Запорожец>, затем - <Оку>. Потом он приобрёл раллийный Mitsubishi Pajero и вышел на старт <Шёлкового пути> в категории <Рейд>. Он сражается с обстоятельствами и своей инвалидностью. И побеждает их!


В Ашхабаде, после того как солнце село за горизонт, и с гор пришла долгожданная прохлада, по случаю успешного завершения ралли, был устроен грандиозный праздник, в который вплелись песни, пляски, народные обряды и традиции... Мы же к этому времени просто валились с ног от усталости. И сбежав с красочного развесёлого действа - поехали отыскивать нашу гостиницу. На ночном проспекте, две женщины, у которых мы спрашивали дорогу, с удивлением окинули взглядом нашу машину, затем нас...


- Извините, вы... Вы те самые?


- Да, да, те самые. Именно те самые - вяло подтвердили мы, и сил хватило лишь на вялую улыбку...


Вечером, после торжественной церемонии награждения и банкета, прощаясь с нами, Жан-Марк Боннэ сказал:


- Парни, вы стали настоящей достопримечательностью нашей гонки. Вы умеете добиваться своего, и умеете доходить до финиша. Это похвально! Я приглашаю вас на <Дакар>... На <Оке>...

15 сентября,


В 2 часа 30 минут ночи, работник таможни руководил погрузкой автомобилей на паром, днём отправлявшийся в российский порт Оля. Прикинув загруженность палуб, он крикнул:


- Сейчас въезжают два грузовика из левой колонны, потом два из правой. А за ними пойдут вот эти джипы! - И он ткнул пальцем в машину с бортовым номером 512, возглавлявшую небольшую колонну гоночных машин. Большое приключение маленького автомобиля было завершено. Впереди - дорога домой.


Месяц спустя


Утром меня разбудило слышимое из-за стены радио. Иосиф Кобзон пел песню из старого кинофильма:


- Вы не пройдёте - нам говорили


А мы - прошли.


- Люди не смогут - нам говорили.


А мы - смогли.


Снова дорого до горизонта


Белым-бела...


И вспомнились фантастические пейзажи плато Устюрт - белые дороги среди белых скал, машины, тянущие за собой белый шлейф пыли и раскалённый белый диск Солнца...


А днём пришло сообщение из агентства <Пари>, куда было направлено извещение о первом в мире участии автомобиля А-класса в трансконтинентальном ралли-рейде:


< ...заявленное вами достижение достойно включения в <Книгу рекордов России> и <Книгу рекордов Гиннеса>... с выдачей приоритетной справки, Диплома, знака <Золотая Звезда Рекордсмена> и наградных сертификатов для участников события и тех, кто оказывал содействие в установлении достижения... >.


Самая грандиозная автомобильная гонка в Евразии - ралли-рейд <Шёлковый путь>, начинает счёт своим достижениям, где среди первых официальных героев-победителей, по праву поднявшихся на высокие ступени подиума, есть и небольшое достижение нашего пресс-экипажа N512.

edit log

Безмен
12-3-2010 21:50 Безмен
Окурик был моей первой машиной. Букашка выше всяких похвал.
Pauljet
12-3-2010 23:16 Pauljet
Бешеная табуретка
Безмен
12-3-2010 23:44 Безмен
В городе нет равных.
Журналист
14-3-2010 10:49 Журналист
Ну, как оказалось, и за городом тоже хороша
ks71
14-3-2010 23:18 ks71
Я 6 год с Окой расстаться не могу... Было, продал, вроди все ...поехал на авторынок... и снова купил Оку. И на работу, и на охоту(сидел только 2 раза на пузе) и по трассе, на моря на ней. Аппетит умеренный . Для 2 нормально можно передвигаться. ИМХО-лучше чем классика ВАЗ. Но...недавно купил Ниву для охоты, и однако... буду брать на каждый день че то по боля. Надо,дочка подросла. Было всяких машин у меня, но Окушку пока считаю самой лучшей.
click for enlarge 1920 X 1440 274,2 Kb picture

edit log

unname22
15-3-2010 00:00 unname22
Прочитал.... проникся...
Тем более сам занимался в детстве мотокроссом...
Тем более один из известных гонщиков КАМАЗ-Мастер из Шадринских...
polex
15-3-2010 22:19 polex
молодцы, просто очевидное-невероятное, а некоторые еще говорят у нас автомобили делать не умеют.
don_san40
17-3-2010 13:25 don_san40
Позабавила фраза журналиста "Ралли рейд доступен для всех!"... ога.. только у кого "всех" есть стартовый взнос в 200 тыр?
Журналист
17-3-2010 21:54 Журналист
ну справку с места работы ж с Вас не потребуют зато
n1ce
17-3-2010 23:33 n1ce
quote:
Originally posted by ks71:

Я 6 год с Окой расстаться не могу..


мужик в доме напротив расстался таки с окой, на носовихинском шоссе в лоб с 21043 столкнулся, был бы в 9ке, скорее всего сломал бы ноги, травму головы бы получил серьезную.... а так.. счастливый человек: умер не мучаясь
ks71
19-3-2010 08:15 ks71
quote:
умер не мучаясь

Ну вот, еще один плюс в сторону Оки.
Журналист
19-3-2010 16:20 Журналист
Ну вопрос безопасности это отдельная тема, никто не спорит, что Ока это вам не Вольво... однако, сам факт что она доехала, по-моему, заслуживает внимани
Журналист
19-3-2010 16:20 Журналист
Ну вопрос безопасности это отдельная тема, никто не спорит, что Ока это вам не Вольво... однако, сам факт что она доехала, по-моему, заслуживает внимания
n1ce
19-3-2010 16:58 n1ce
quote:
Originally posted by Журналист:

Ну вопрос безопасности это отдельная тема, никто не спорит, что Ока это вам не Вольво... однако, сам факт что она доехала, по-моему, заслуживает внимания


не спорю, я просто не хочу, чтобы люди воспринимали это как рекламу автомобиля, который пожелать можно лишь врагу (т.к. это является пассивной попыткой убийства)
Журналист
19-3-2010 17:09 Журналист
Я как рекламу это и не подаю... просто сами ребята молодцы - мало того, что решились ехать на Оке, так еще и проехали
don_san40
19-3-2010 17:52 don_san40
Журналист, Ваше (уж извините не знаю где Вы работаете) издание не хочет проспонсировать поездку на шелковый путь на волге? типа поддержим отечественный автопром ))
Журналист
19-3-2010 18:18 Журналист
На ТВ я работаю )) не, у нас начальство жмоты, хрен что-то подобное выбьешь
don_san40
25-3-2010 15:57 don_san40
а было бы интересно... "новое реалити шоу - угадай что отвалится следующее" )))))))))
Журналист
25-3-2010 16:14 Журналист
Вы несправедливы у Оки ж ничего не отвалилось
don_san40
25-3-2010 16:33 don_san40
и надеюсь это исключение станет правилом
ASDER_K
28-3-2010 14:40 ASDER_K
у оки не отвалилось. потому как подготовлена она была - думаю сильно подрбнее, xxtv среднесатистический авто.

это как раллийную машину сравнивать с такой же моделью серийной... модель та же, а общих деталей мало....

Журналист
28-3-2010 17:54 Журналист
При помощи самоклеющейся плёнки привели раскраску машину в некоторое соответствие с грузовиками команды <КАМАЗ-мастер>. <хирургические> швы на бампере прикрыли противопыльными фартуками, а на капоте закрепили пару мощных ОСВАРовских противотуманок и, напоследок, изъяли из панели приборов абсолютно не нужную в автопробеге CD-магнитолу, поместив на её место блок кренометров и альтиметр.

Первая задача дня - установка специальных задних амортизаторов конструкции Анатолия Горина. В надёжности их сомневаться не приходиться, Горин один из тех инженеров, что создавали уникальную подвеску для КАМАЗ-4911. Анатолий лично привёз нам аморитзаторы в технический парк прошлой ночью.

и все

ASDER_K
29-3-2010 08:10 ASDER_K
ага, и движок не перебирали и подвеску тоже?
Guns.ru Talks
транспортный вопрос
Джипы джипы. Как "Ока" прошла "Шелковый путь"