Guns.ru Talks
Холодное оружие
Пареньский нож. Быль? ( 4 )

тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
HANG
P.M.
26-9-2007 11:31 HANG
Кстати В первые мне в руки попал пареньский нож в 1990г. В памяти остался только клин от толстого обуха. Никаких неоднородностей клинка не было видно. И про особые свойства тоже легенд тогда не слышал.. . ПРосто говорили хороший кованный нож.. .
Жека 322
P.M.
26-9-2007 12:09 Жека 322
Собственно,что знал об этих ножах-сказал.Повторяться смысла нет.Я бы мог поверить в версию Киова,но там явно ни разу пареньский нож не упоминается,даже по внешнему описанию.Значит мы говорим о разных вещах.
Пареньский нож как таковой НЕ ковали уже где-то с середины 20го века.Возможно годов с 60х.Ездили за ними,это факт.И мы бы сейчас о них не говорили в обратном случае.Про статью за холодняк поулыбался.В северных посёлках на Камчатке... где в каждом доме и при советской власти не то что нож,огнестрела левого навалом... да оленевод без ножа...
HANG:Насчёт неоднородности:Я увидел только при полировке(испорил нож блин),и то едва заметную,как уже писал.Но зонная закалка-была 100%.Это вообще отличительный признак пареньского ножа.Правда на тех ножах,что мне приходилось видеть это было в разной степени выраженности.


kiowa
P.M.
26-9-2007 12:19 kiowa
Originally posted by Жека 322:
Собственно,что знал об этих ножах-сказал.Повторяться смысла нет.Я бы мог поверить в версию Киова,но там явно ни разу пареньский нож не упоминается,даже по внешнему описанию.Значит мы говорим о разных вещах.
Пареньский нож как таковой НЕ ковали уже где-то с середины 20го века.Ездили за ними,это факт.И мы бы сейчас о них не говорили в обратном случае.

Хммм.. . Я пока не вижу фактов, кроме утверждений.
Фактом является жуткая сложность попадания в район Пареня КАКИХ БЫ ТО НИ БЫЛО ЛЮДЕЙ в шестидесятые, не говоря уж о пятидесятых годах. И это - при ряде совершенно официальных ограничений на передвижение людей в этом районе. Это раз.

Два - я также не вижу ни фото, ни ДАЖЕ РИСУНКА НА КОЛЕНКЕ ножа, который, по Вашей версии, называется "пареньским". Про такую мелочь, как атрибуция, я даже не говорю.

kiowa
P.M.
26-9-2007 12:24 kiowa
Улыбаться Вы про статью "за холодняк" можете сколько угодно. Да, ножи были у всех, без исключения, самопальные. И оружия тоже у каждого было нелегального сколько угодно. Но уже в начале семидесятых годов - это точно! любыен действия с изготовлением ножей происходили.. . ну, как бы, "под одеялом". Я про себя продолжаю думать, что тема "пареньского ножа" умерла бы сама собой, если б не нынешние московские ковали. По крайней мере, современные оленеводы Северо-Эвенского райцолна уже отзываются о них, как о чём-то очень далёком, и вроде как не существовавшем.
Жека 322
P.M.
26-9-2007 12:26 Жека 322
Originally posted by kiowa:

Хммм.. . Я пока не вижу фактов, кроме утверждений.
Фактом является жуткая сложность попадания в район Пареня КАКИХ БЫ ТО НИ БЫЛО ЛЮДЕЙ в шестидесятые, не говоря уж о пятидесятых годах. И это - при ряде совершенно официальных ограничений на передвижение людей в этом районе. Это раз.

Два - я также не вижу ни фото, ни ДАЖЕ РИСУНКА НА КОЛЕНКЕ ножа, который, по Вашей версии, называется "пареньским". Про такую мелочь, как атрибуция, я даже не говорю.

Рисунок в теме есть.Как уж получилось.Что,из Пенжинского района Камчатки никого не выпускали и никого не впускали при союзе? Впервые слышу.Ездили местные,да коллеционеры,кто знал.В Паспорте стоял штамп ЗП у всех камчадалов в те времена.А потом-по работе приходилось многим.
Что за атрибуцию упомянули-не понял.

Жека 322
P.M.
26-9-2007 12:29 Жека 322
По крайней мере, современные оленеводы Северо-Эвенского райцолна уже отзываются о них, как о чём-то очень далёком, и вроде как не существовавшем

Вот я и говорю,что Вы и не видели их скорее всего.Да и конечно основная масса ножей на Камчатке оставалась.
Но уже в начале семидесятых годов - это точно! любыен действия с изготовлением ножей происходили.. . ну, как бы, "под одеялом".
По срокам когда чего происходило-я написал.Внимательно читайте.
ПС:Кстати,возможно действительно кузнечное дело умерло там из-за этой статьи.Вполне.
kiowa
P.M.
26-9-2007 12:40 kiowa
Originally posted by Жека 322:
По срокам когда чего происходило-я написал.Внимательно читайте.
ПС:Кстати,возможно действительно кузнечное дело умерло там из-за этой статьи.Вполне.

У меня есть странное ощущение, что Вы ситуацией на Северо-Востоке владеете как-то.. . Странно.. . Я работал (да вот, иногда и продолжаю работать) на сопредельных территориях Корякского автономного округа и Чукотки. Практически всё оленеводство Камчатки было сосредоточено в Корякии. Посёлки Парени - один - на территории Магаданской области, другой - в 30 км от её границы. В обоих посёлках я бывал неоднократно (последний раз - две недели назад в Верхнем). Нож - очень важная (Вам ли этого не знать?) единица обмена у оленеводов. И по ЛЮБОЙ логике, этих ножей длолжно быть максимальное количество в самих этих посёлках, и их окрестностях. А на самом Камчатском полуострове. их, по всем законам товарообмена, должно было быть в разы меньше, чем в стадах в двухстах килдометрах от места производства.

Жека 322
P.M.
26-9-2007 12:47 Жека 322
Originally posted by kiowa:

У меня есть странное ощущение, что Вы ситуацией на Северо-Востоке владеете как-то.. . Странно.. . Я работал (да вот, иногда и продолжаю работать) на сопредельных территориях Корякского автономного округа и Чукотки. Практически всё оленеводство Камчатки было сосредоточено в Корякии. Посёлки Парени - один - на территории Магаданской области, другой - в 30 км от её границы. В обоих посёлках я бывал неоднократно (последний раз - две недели назад в Верхнем). Нож - очень важная (Вам ли этого не знать?) единица обмена у оленеводов. И по ЛЮБОЙ логике, этих ножей длолжно быть максимальное количество в самих этих посёлках, и их окрестностях. А на самом Камчатском полуострове. их, по всем законам товарообмена, должно было быть в разы меньше, чем в стадах в двухстах килдометрах от места производства.

Пареньские ножи я встречал и в центральной Камчатке.Видел неоднократно в Мильково,Эссо.Не у коряков,у коллекционеров.Просто они эти ножи сохранили.И в Петропавловске естественно.В том и дело,что пр-во прекратилось почти полвека назад,и найти это предмет у людей активно им пользующихся как предметом быта... всё правильно,нет их уже там.Или во твсяком случае-мало.

Жека 322
P.M.
26-9-2007 13:00 Жека 322
Кстати,Ханг упоминал уже.Насколько я знаю-так действительно было:ножами из Пареня централизованно снабжали оленеводов по всей Камчатке.Какой-то период во всяком случае.
kiowa
P.M.
26-9-2007 13:09 kiowa
В любом случае - фото атрибутированного пареньского ножа я не видел. В центральной Камчатке может быть такая же хренотень, как и моих оленеводов/охотников - понравившиеся неплохие ножи обзывают "пареньскими". Допускаете?
Кстати, пришла мне в голову мысль - если было производство - найти следы - как дважды два. Я найду.
Жека 322
P.M.
26-9-2007 13:21 Жека 322
В любом случае - фото атрибутированного пареньского ножа я не видел.

Так я о том и говорю.
В центральной Камчатке может быть такая же хренотень, как и моих оленеводов/охотников - понравившиеся неплохие ножи обзывают "пареньскими". Допускаете?

Не знаю.Я ж говорю-видел у коллекционеров.Те что видел-однотипны,и действительно пареньские.Одно время приходилось общаться с большим кол-вом коряков(ну и вообще аборигенов) приезжающих с севера Камчатки(В основном Пенжинский и Олюторский р-н).Просто жили в общаге вместе.Ну,естессно ножи они привозили.У них пареньских не видел!И они их так не называли.Просто ножи кустарного изготовления.
Кстати, пришла мне в голову мысль - если было производство - найти следы - как дважды два. Я найду.

В Парени?Попробуйте.Возможно что-то получится.Хотя времени прошло...
К тому же учитывая среднюю продолжительность жизни местного населения-рассказать уже точно никто не сможет.
kiowa
P.M.
26-9-2007 13:32 kiowa
Originally posted by Жека 322:

В Парени?Попробуйте.Возможно что-то получится.Хотя времени прошло...
К тому же учитывая среднюю продолжительность жизни местного населения-рассказать уже точно никто не сможет.

Нет. Как ни странно, концы будут в Москве - в материалах по экономическому описанию специализации совхозного производства и охотустройства. У нас же бумажная страна.
Вот например, производство разделочных ножей в Охотске во всех бумагах широко отражено.

Жека 322
P.M.
26-9-2007 13:33 Жека 322
Originally posted by kiowa:

Нет. Как ни странно, концы будут в Москве - в материалах по экономическому описанию специализации совхозного производства и охотустройства. У нас же бумажная страна.
Вот например, производство разделочных ножей в Охотске во всех бумагах широко отражено.

Чего не знаю-того не знаю.А как там,в Охотске их производили?
В Парени просто кузня была,да и всё вроде.

Жека 322
P.M.
26-9-2007 13:37 Жека 322
Кстати,ещё вспомнил.Рассказывал один человек.К ним в оленеводческое хозяйство пареньцев привозили.Привозили в деревянных ящиках.Кому надо-брал.Безо всякой записи.Рукояти из берёзы(кстати,тоже заметил-просто берёза,НЕ КАП),ножи неточенные.
Но это давно было рассказано,а сам факт видимо вообще древний.
kiowa
P.M.
26-9-2007 13:44 kiowa
Originally posted by Жека 322:

Чего не знаю-того не знаю.А как там,в Охотске их производили?
В Парени просто кузня была,да и всё вроде.

Нет, там шла переточка из пил.

Жека 322
P.M.
26-9-2007 15:01 Жека 322
Честно говоря не верится,что где-то в официальных документах есть записи о пр-ве ножей в сельской кузнице.Любопытно будет,если что-то удастся найти.
Леонид-22
P.M.
26-9-2007 17:25 Леонид-22
Эх, уже поздновато звонить из Москвы Сушко.. . Там, наверное, уже часа три ночи. Может, кто с востока ему звякнет +79024645101 ? Мол, тема интересная.
ППа
P.M.
26-9-2007 18:04 ППа
Originally posted by kiowa:
Все восьмидесятые годы я собирал подшивку журналов "Охота и охотничье хозяйство". Она у меня и сейчас есть. Так вот, статьи именно про пареньские ножи там нет. Есть дискуссия "Охотничий нож: каким ему быть". Пареньские ножи там не упоминаются.

Это было в конце 70-х,цикл статей,абсолютно точно, ибо тогда тоже был не в России и журнал был не просто желанным,почту ждали с трепетом.Вот в 80-е действительно интересно,не помню тоже,но если есть подшивка,то десяток декабрьских номеров с перечнем статей за год просмотреть не долго.

Lat.(izvinite) strelok
P.M.
26-9-2007 18:52 Lat.(izvinite) strelok
Я начал читать "Ох и О Х" с конца 70-х, с 80 подписался- про Пареньские ножи там не читал.Была статья Костоглода и дискуссия на эту тему (кстати, весьма фундаментальная вещь!), потом содранная Тарасом в свою книжицу, была статья про алтайский нож. Первое упоминание о Пареньским ноже- в Васильевском "ружье", кажется было.
HANG
P.M.
26-9-2007 19:02 HANG
Вот еще информация.. может быть уточняющая.. . Не "ОиOХ", а журнал "Вокруг Света".. . годы примерно 70-80.. . Приятель сказал, что просматривал когда то старые журналы и там было про Парень и как добывали металл с затонувших кораблей.. .
kiowa
P.M.
27-9-2007 01:33 kiowa
Originally posted by Жека 322:
Честно говоря не верится,что где-то в официальных документах есть записи о пр-ве ножей в сельской кузнице.Любопытно будет,если что-то удастся найти.

Вообще, чем дальше об этом думаю, тем больше прихожу к выводу, что имеем дело с обычным артефактом. Если производство шло централизованно - как Вы говорите "привезли ящик ножей и все разобрали" - следы точно найдутся! Вы не представляетие себе, с какой тщательностью составлялись тома охотустройства и экономобоснования работы совхозов в то время на Севере.
Но, скорее всего, ничего не найдем именно из-за отсутствия такового. Именно - производства. Относительно серийного, я имею в виду.
Посмотрите сами.
Коллективизация на Чукотке и в Корякии завершена в 1948 году. В 1968 году в Верхнем Парене уже стоит гидравлика, которая, скорее всего, убивает кузнечное кустарное ремесло. В 1971 году изготовление ХО становится статьёй. То есть, на производство серийных пареньских ножей остается от 15 до 20 лет.

Жека 322
P.M.
27-9-2007 02:09 Жека 322
Я ещё раз задам вопрос.При чём тут село Верхний Парень?Вы его упоминаете каждый раз.При том что во всех источниках на пареньский нож ясно указывается на село Парень Пенжинского р-на Камчатской области.Кто и что там установил в Магаданской-к сабжу не имеет никакого отношения.
Коллективизация на Чукотке и в Корякии завершена в 1948 году.
В теме уже упоминалось,что пареньские ножи были известны задолго до советской власти.
Но, скорее всего, ничего не найдем именно из-за отсутствия такового.

Тут,мне кажется,надо определиться.Или Вы хотите докопаться до истины,или Вы хотите доказать то,что пареньские ножи никогда не существовали.
В принципе,ситуацию можно упростить.
Есть два варианта:
1.Пареньских ножей не существовало,всё это байки,артефакт,а я здесь Вам морочу голову с неизвестной целью.
2.Пареньские ножи(в том виде,о котором я говорю) существовали,но Вы их не видели(правда статью о них написали ).
Доказать Вам что-то сидя в Москве за компьютером и не имея сейчас тех ножей я ничего Вам не смогу.
ПС:Насчёт того,что сёла недалеко,около 50ти км.Учитывая наиболее часто встречающуюся историю о металле с затонувшего судна-всё в принципе встаёт на свои места:Село Парень находится почти на побережье,в отличии от села Верхний Парень.
kiowa
P.M.
27-9-2007 13:59 kiowa
Статьи о пареньских ножах я не писал, хотя, возможно.. . Я просто в одной из своих статей усомнился в их существовании.
А теперь - дальше.
Вы лично, уже долго не работая на Камчатке, что можете противопоставить утверждению человека, который
1. Минимум раз в три года бывает в местах, где эти ножи были распространены;
2. Регулярно общается с чукотскими и корякскими оленеводами;
3. Хоть и поверхностно, но при общении интересуется национальными ножами и их фотографирует?
Я предлагаю - хотя бы рисунок "на коленке"...

Жека 322
P.M.
27-9-2007 14:17 Жека 322
Originally posted by kiowa:
Статьи о пареньских ножах я не писал, хотя, возможно.. . Я просто в одной из своих статей усомнился в их существовании.
А теперь - дальше.
Вы лично, уже долго не работая на Камчатке, что можете противопоставить утверждению человека, который
1. Минимум раз в три года бывает в местах, где эти ножи были распространены;
2. Регулярно общается с чукотскими и корякскими оленеводами;
3. Хоть и поверхностно, но при общении интересуется национальными ножами и их фотографирует?
Я предлагаю - хотя бы рисунок "на коленке"...

Безосновательно,я полагаю усомнились.В принципе,Ваше мнение основывается на том,что Вы их не видели.Но это не значит,что их нет.

Долго-это 10лет примерно.

1.В каких местах?В Магаданской области?Вы опять заставляете меня повторяться.При чём тут Магаданская область?Если ножами в какое-то время снабжали оленеводов-то естественно в основном(а возможно-и только)Камчатку.Если там эти ножи уже большая редкость,что Вы хотите найти в Магаданской???
2.см выше. где именно?Всё там же?
3.а что это доказывает?
Про рисунок Вы уже писали и я ответил.

kiowa
P.M.
27-9-2007 14:42 kiowa
Ага, рисунок нашел. То есть - крутое брюшко и прямая рукоять. Ну, при разнообразии туземных ножей, может встретиться хоть на Колыме, хоть на Амгуэме. Зависит и от кузнеца, и от того, в чьих руках находится - так, кстати, часто делают ножи те, кто много работает с деревом - ими дырки удобно вертеть.
А что до Магаданской области - так я говорю не о ней, а о реке Парень и окрестностях её бассейна. Именно там мне и приходилось работать преимущественно. И, глядя на карту, Вы легко поймете, что оттуда до собственно полуострова Камчатка - гораздо дальше, чем до Марково и Северо-Эвенска.
Резюме:
Вам попадались одни "пареньские" ножи, мне - другие.

Вы - считаете их особым типом с особой технологией изготовления.

Я - вообще сомневаюсь в их существании. То есть - считаю, что "пареньским" ножом называли любой хороший нож туземного тимпа на Северо-Востоке России.

То есть - пока - Ваши слова против моих слов.

Я, правда, не поленился и сфотографировал нож, который может иметь юридическую атрибуцию.

Но при этом - наш разговор - разговор дилетантов. Было бы интересно услышать этнографов - наверняка, они где-то это освещали. Уж материальные аспекты оленеводческой культуры обсосаны ими - будь здоров. В общем - будучи в Москве возьму я материалы охотустройства и сельхозустройства Верхнего Пареня и того образования, к колторому принадлежал Парень - благо, знаю, где искать. А будет время и настроение - поговорю с этнографами.

abalmix
P.M.
27-9-2007 14:47 abalmix
Уж материальные аспекты оленеводческой культуры обсосаны ими - будь здоров.

Где? Где всё это богатство, очень хочется почитать.

Жека 322
P.M.
27-9-2007 14:59 Жека 322
То есть - считаю, что "пареньским" ножом называли любой хороший нож туземного тимпа на Северо-Востоке России.

Я точно знаю,что это не так.Нет,может кто-то и называл любую железяку пареньским ножом,но это не доказывает того,что небыло именно пареньских ножей.
То есть - крутое брюшко и прямая рукоять. Ну, при разнообразии туземных ножей, может встретиться хоть на Колыме, хоть на Амгуэме.
Было бы любопытно взглянуть на фото.А зонная закалка тоже присутствует?
А что до Магаданской области - так я говорю не о ней, а о реке Парень и окрестностях её бассейна. Именно там мне и приходилось работать преимущественно.
Из рассказанного Вами я сделал вывод,что в с. Верхний Парень Магаданской обл. не делали таких ножей,как в с. Парень Камчатской.Учитывая то,что посёлки находятся на расстоянии примерно 50км,но Парень в отличии от Верхний Парень стоит на побережье - мне теперь кажется наиболее вероятной версия об использовании Пареньскими кузнецами металла с затонувшего иностранного(наиболее часто упоминается шведское) судна.
Я, правда, не поленился и сфотографировал нож, который может иметь юридическую атрибуцию.
Ничего не понял,если честно.

Было бы интересно услышать этнографов - наверняка, они где-то это освещали. Уж материальные аспекты оленеводческой культуры обсосаны ими - будь здоров.
Я не удивлюсь,если экспонаты ножей,о которых идёт речь можно найти в краеведческом музее на Камчатке.Вполне возможно.
kiowa
P.M.
27-9-2007 15:17 kiowa
Вопрос об атрибутировании - очень важный вопрос. То есть, он может стать даже основным.

Вот сейчас всё выглядит так:
Вы: пареньские ножи были такие-то, я это знаю точно.
Я: пареньские ножи были очень разные, поэтому это хз что такое.

При этом с точки зрения коллекционера, пареньским ножом может быть признан ТОЛЬКО атрибутированный нож. в данном случае, это, наверное. будет нож, приобретённый в местах распространения этих ножей, имеющий, со свидетельства нескольких местных жителей (желательно, юридиически заверенного свидетельства) отличительные особенности, характерные именно для пареньского типа ножей. Свидетельство МВД тоже годится. Но наилучшей атрибуцией является соответствие этого предмета научной статье в этнографическом журнале, при том, что предмет приобретен в местах его широкого распространения.

Дело в том, что худо-бедно, я некоторое время проработал продавцом в магазине антикварного оружия и довольно хорошо знаю юридические аспекты признания того или иного предмета тем или другим.

Что до фото и зонных закалок - фото поищу и повешу (только не сразу, может быть не здесь), а зонная закалка.. . Я в ней не разбираюсь, а на фото её точно не видно.

При этом, нож, который Бобылев вслед за довольно многими людьми называет пареньским (на фото) имеет странную структуру металла, которая может быть следствием или хреновой ковки, или - каким-то булатом.

Жека 322
P.M.
27-9-2007 15:27 Жека 322
Вопрос об атрибутировании - очень важный вопрос.

Для кого?Для меня-нет.
пареньским ножом может быть признан ТОЛЬКО атрибутированный нож. в данном случае, это, наверное. будет нож, приобретённый в местах распространения этих ножей, имеющий, со свидетельства нескольких местных жителей (желательно, юридиически заверенного свидетельства) отличительные особенности, характерные именно для пареньского типа ножей. Свидетельство МВД тоже годится.

Смеялся.Кем кто может быть признан?
Дело в том,что мне незачем Вам,или кому-то ещё доказывать что-то,да ещё со свидетельствами от МВД.
Я просто рассказал то,о чём знаю.Впрочем,после написанной Вами статьи,у Вас естественно один путь-доказывать написанное в ней.
kiowa
P.M.
27-9-2007 15:38 kiowa
Ну, тут, как раз, наверное, не так. Если Вы заметили - я стараюсь ничего не утверждать наверняка. То есть - этнографическое описание, одна, а то и несколько фотографий, с членораздельным объяснением почему этот нож отличается от других ножей сибирского Севера явились бы убедительным доказательством сущесчтвования такого ножа. Более того, я и сам хочу поискать такие доказательства, тем более, что материал о самих этих поисках обещает быть довольно интересным. И буду только рад, буде они найдутся.
Но нет у меня такой уверенности...

Ну и кроме того - как я многократно говорил искателям гигантского медведя, чудовища озера Хайыр и снежного человека - невозможно ДОКАЗАТЬ что чего-то НЕТ человеку, который ВЕРИТ, что это ЕСТЬ.

Так что - пареньский нож будет жить в умах всех найфоманов вне зависимости от наших с Вами стараний.

Люди хотят легенду - они её получают.

Жека 322
P.M.
27-9-2007 15:54 Жека 322
одна, а то и несколько фотографий, с членораздельным объяснением почему этот нож отличается от других ножей сибирского Севера явились бы убедительным доказательством сущесчтвования такого ножа.

Фото ничего не дадут.Главная отличительная черта пареньского ножа-наличие зонной закалки и качество стали.Форма-вторично.Я эти ножи видел и парой даже владел.Не представляя,впрочем,насколько они могут быть ценными.Поэтому лично для меня вопрос веры или неверия неактуален.Я точно знаю,что у кого-то на руках ещё есть подобные образцы.Последний раз такой нож я видел в коллекции у народного артиста России О.А.Баглюкова.Это был так называемый "большой" пареньский нож,самый крупный из трёх.Нож был старый,наверное начала 20го века.У него была очень выражена зонная закалка,сильнее,чем на моих.К сожалению - думаю что Олег Александрович вряд ли сохранил его,учитывая различные обстоятельства.
Что касается легенд - скорее всего через ещё несколько десятилетий история обрастёт ещё большим кол-вом мусора,подобно рассказам про трубу с металлическим ломом,да и само упоминание будет ассоциироваться скорее с мастером Сушко например,прочно закрепившем за собой этот бренд.
kiowa
P.M.
27-9-2007 16:08 kiowa
Вот видите - я же как раз и не считаю эти истории мусором. Это мифотворчество, вполне нормальное для людей материальной культуры. Тем более, у нас, в России, таких легенд - раз-два и обчелся, в отличие от тех же Штатов. Поэтому довольно интересно сейчас, пока ещё есть возможность - а я уверен, что она ещё есть! попытаться добраться до её истоков.
HANG
P.M.
27-9-2007 16:36 HANG
Скоро мы заговорим о этно-ножевой экспедиции и о проекте работ по археологическим раскопкам на месте кузницы.. .
Кстати у меня вопрос возник. В каких еще селах Корякии могло быть ножевое производство в конце XIX начале XX вв?
Леонид-22
P.M.
27-9-2007 22:21 Леонид-22
И у меня вопрос к "бывальцам".. . В с.Парень (хоть каком) были котельные или что-то такое, работающие на каменном угле? И если да, когда появились?Хочу уточнить свою версию.
HANG
P.M.
28-9-2007 00:01 HANG
ПАРЕНЬ - село Пенжинского района. Возникло в первой половине XIX века. Названо по расположению на берегу реки Парень
А. П. Пирагис. Населенные пункты Камчатки

Вот еще некоторые факты:

По переписи 1926-1927 годов только в границах современного Корякского автономного округа насчитывалось уже 11 тысяч человек. Из них 60% - коряки и 14% - русские.

В годы Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга на Камчатке проживало около трех тысяч человек. По переписи 1926-1927 годов только в границах современного Корякского автономного округа насчитывалось уже 11 тысяч человек. Из них 60% - коряки и 14% - русские.

С 1925 года шло активное заселение восточных территорий Советской России, что не могло не сказаться на изменении образа жизни местного коренного населения. В конце 20-х годов началось объединение оседлого населения в товарищества и артели. Учитывалась местная специфика - у береговых коряков и ительменов организовывались байдарные артели, у оленеводов - совместный выпас оленей.

В 1925 году Комитет Севера признал необходимым создание в северных национальных районах так называемых культбаз - специфических культурно-просветительских учреждений. Они строились в наиболее отдаленных районах. Это были целые комплексы, включающие дома культуры, больницы, школы, мастерские, научно-исследовательские пункты, электростанции и т.д
В 1934-1937 годах значительная часть колхозников стала принимать участие в промышленной добыче и обработке даров моря.

В конце 50 годов 20 века экономика национального округа стала развиваться более стремительно. Округ превратился в одну большую стройку - строились корпуса предприятий, школы, интернаты, детские сады и больницы.


Сам в поселке не был, но в инете нашел упоминание о том, что в селе есть (скорее стоит говорить были) детский сад, школа, больница и проживают коряки рода Пойтилъо.
Электростанции начали строить в Корякии с 1962г.. (из закона о модернизации ЖКХ Корякского округа)

kiowa
P.M.
28-9-2007 04:09 kiowa
Чем дальше, тем больше я нахожу противоречий в этих историях о пареньских ножах, выписывать их даже начал в столбик. Но вот одно, самое главное противоречие, мне покоя не даёт. Везде утверждается, что пареньские ножи ковали семьи корякских кузнецов. Но, как человек, много общавшийся с аборигенами во всех их ипостасях (даже фильм собирался документальный снимать, основываясь на своих с ними особых отношениях), утверждаю и продолжаю утверждать - зонная закалка - слишком сложно для индейца! Ну и секрета бы это производство явно не составляло - не те люди...

а насчет этнографической экспедиции - не так невероятно, как кажется. У меня всё время лежат предложения от бельгийцев и японцев об этнографических турах в те районы. Основная проблема - громоздкость и жадность российской бюрократии - на взятках разденут, поэтому и не берусь.

Липчанин
P.M.
28-9-2007 11:19 Липчанин
Так как я здесь впервой, позвольте высказать восхищение форумом и его участниками.
Теперь по теме.
Пареньский нож очень сильно напоминает нож святого преподобного Сергия Радонежского (1314-1392).
Нож вместе с другими его вещами раньше всегда хранился в Свято-Троицкой Сергиевой лавре на всеобщем обозрении. Естественно каждый монах и ряд священников в последствии старались сделать себе нож такой же как и у учителя.
Первые православные миссионеры в Корякии появились в 1705 году. Были там и монахи, естественно у каждого монаха был нож и вероятно этот нож был копией ножа преподобного Сергия:
Известно, что среди прочего православные миссионеры учили местное население кузнечному делу:

Ни на чем не настаиваю, просто информация к размышлению.

HANG
P.M.
28-9-2007 12:10 HANG
Originally posted by kiowa:

Везде утверждается, что пареньские ножи ковали семьи корякских кузнецов.


Михаил, а как вам версия, что это были ссыльные?
kiowa
P.M.
28-9-2007 12:23 kiowa
Когда-то я писал статью о ссыльных в Гижигинском уезде - а Парени (оба) до революции относились к нему. Так же как и бассейн Пенжины. Корякское нагорье относилось к Анадырскому краю.
Так вот, за все время существования уезда там на поселение было определено всего три человека, и ни один из них не прожил там больше года - царское правительство из гуманизьму переводило их в более тёплые места. А при Отце народов там золотодобычи, и лагпунктов не было. всё это происходило или севернее, или западнее, или на Камчатке. Потому что, что бы глубокоуважаемый камрад Жека не говорил, эта территория географически - НЕ КАМЧАТКА, а Приохотье (равно как и Пенжина), с соответствующими экономическими и транспортными связями. Камчаткой всё это стало АДМИНИСТРАТИВНО только при Советской власти, и то, скорее всего, после ВОВ.
HANG
P.M.
28-9-2007 12:28 HANG
Originally posted by Липчанин:

нож святого преподобного Сергия Радонежского


А чем он отличается от русских ножей той эпохи?

Мы кстати до сих пор еще не определили характерные признаки корякского или пареньского ножа.. .

Участники обсуждения, державшие в руках или видевшие ножи, приводят разные описания, поэтому говорить о том что он похож именно на нож преподобного, мне кажется необоснованно. Скорее всего большее влияние на нативов оказали не монахи, а открыватели новых земель и казаки собиравшие ясак. Думаю святых отцов там было гораздо меньше.


>
Guns.ru Talks
Холодное оружие
Пареньский нож. Быль? ( 4 )