Guns.ru Talks
История оружия
Самолёт, пролежавший в болоте полвека

тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

Самолёт, пролежавший в болоте полвека

Злодей
P.M.
1-7-2003 12:46 Злодей
Судьба летчика Лазарева
Морозной зимой 21 февраля 1943 года с советского военного аэродрома в поселке Чупа поднялись в воздух на очередное боевое задание два истребителя Р-40 'Киттихаук' и пять 'Харрикейнов'. Один из 'Харрикейнов' пилотировал летчик 760-го истребительно-авиационного полка сержант Лазарев.
В тот же день, известный германский летчик-ас обер-фельдфебель Рудольф Мюллер из 6-ой эскадрильи 'Экспертенштаффель' 5-ой истребительной эскадры 'Люфтваффе' (6/JG5 'Expertenstaffel'), действуя в составе четверки истребителей Bf109G, сопровождавшей пять бомбардировщиков Ju87D, вступил в бой на своем 'Мессершмитте' Bf109G-2 с советскими истребителями 760-го ИАП. В этом воздушном бою, в районе станции Полярный круг, он сбил последний в своей жизни самолет, перед тем, как 19 апреля того же года его самого постигла такая же печальная участь. Самолет Мюллера был сбит в 8 км восточнее озера Мальярви, сам он был пленен и отправлен в лагерь для военнопленных, где и погиб 21 октября 1943 г. при попытке к бегству.
Военный историк Юрий Рыбин, занимающийся исследованием действий военной авиации на территории Карелии в период Великой Отечественной войны, обнаружил в архиве информацию, подтверждающую факт, что в тот самый день Мюллер сбил два советских самолета типа 'Харрикейн', один из которых пилотировал сержант Борис Александрович Лазарев.
По всей видимости, от мощного залпа Bf109 'Харрикейн' потерял управление и наш летчик, отстегнув ремни кресла пилота, пытался покинуть падающую почти отвесно машину, но не успел. Видимо, низкая высота не позволила ему этого сделать. 'Харрикейн' упал в болото, пробив промерзший торф до самого глинистого дна. Лазарев мгновенно погиб от сильнейшего удара лицом о приборную доску самолета. Было ему тогда всего 22 года.
В конце августа 1998 года сотрудники УФСБ г. Лоухи показали командиру Санкт-Петербургской поисковой группы 'Высота' Виктору Дудину место падения неизвестного самолета в 40 км. севернее города. В воронке с водой, образовавшейся на месте гибели самолета, руками прощупывались металлические трубы от фермы фюзеляжа и стыковочные узлы центроплана. Даже на ощупь можно было определить, что это именно 'Харрикейн'.
Операция по подъему самолета заняла относительно немного времени, т. к. сам самолет находился неглубоко. Пришлось повозиться лишь с подъемом расколовшегося и отломившегося вместе с моторамой от фюзеляжа двенадцатицилиндрового двигателя Rolls Royce Merlin XX (PV-12), застрявшего под полутораметровым мореным пнем.
Когда остатки перевернутого самолета подняли с помощью тали, увидели тело летчика, свисавшего из кабины. С трудом извлекли тело из обломков, бывших когда-то боевым самолетом и не могли поверить в то, что этот летчик погиб 55 лет назад. Видимо, зимнее время года, когда случилась катастрофа и масло вперемешку с бензином из расколовшегося двигателя и топливных баков, способствовали тому, что сержант Лазарев выглядел так, как будто упал в это болото всего несколько дней назад. Даже священник, проводивший впоследствии панихиду при торжественном захоронении летчика, долго не мог поверить, что такое возможно.
В кабине пилота были найдены летные очки и самодельный нож с нанесенной на нем надписью 'Другу Боре во второй год войны', подаренный ему другом-авиамехаником. В карманах комбинезона были обнаружены красноармейская книжка, комсомольский билет, два письма и патроны от пистолета 'ТТ' россыпью. Сам пистолет висел, как и положено, на поясном ремне летчика. Сотрудники УФСБ, которые приняли найденное оружие, не скрывали своего удивления по поводу его прекрасной сохранности, несмотря на прошедшие 55 лет.
Поисковики из группы 'Высота' похоронили сержанта Бориса Александровича Лазарева с подобающими ему почестями на мемориальном военном кладбище в поселке Чупа Лоухского района Карельской республики.
Но история этого самолета и погибшего летчика еще не окончена. До сих пор пока не найдены родственники погибшего, проживавшие до начала войны в Зарайском районе Московской области. Возможно также, что в немецких киноархивах сохранилась пленка с фотопулемета Мюллера, проливающая свет на дополнительные обстоятельства гибели самолета.
Во всей этой истории есть еще одна прискорбная деталь: когда после окончания войны местные жители обдирали дюраль с остатков консолей самолета, они даже не догадывались, что всего метром ниже находятся останки погибшего советского летчика.
А детали найденного самолета обрели второе рождение - часть из них используется при реставрации другого найденного 'Харрикейна' для экспозиции Центрального военно-исторического музея на Поклонной горе в Москве.
© Илья Дюринский



У лётчика повреждены только ступни ног.

[edited by Злодей]

ASv
P.M.
1-7-2003 02:45 ASv
Ты про него тогда рассказывал?..

Настоящая история бывает рядом настолько близко, что по ней ногами ходишь, а не догадываешься.. .

Злодей
P.M.
1-7-2003 03:10 Злодей
[QUOTE]Originally posted by ASv:
[B]Ты про него тогда рассказывал?..
------
Про него.
JRGN
P.M.
1-7-2003 11:40 JRGN
/А детали найденного самолета обрели второе рождение - часть из них используется при реставрации другого найденного 'Харрикейна' для экспозиции Центрального военно-исторического музея на Поклонной горе в Москве./

В том-то и дело, что детали.. . А самолет наверняка уже растащили или за бугор пихнули за копейки.

DENI
P.M.
2-7-2003 12:30 DENI
Харрикейн имел смешанную конструкцию и если сохранилось дерево - то оэто здорово. Но в сабже, ИМХО есть ошибка, причем существенная. Рудольф Мюллер был сбит нашими летчиками (кем неизвестно, вероятнее всего Сгибневым) в первом своем вылете на BF.109G-2. Ранее он летал на BF-109F-4. Поэтому указанная "летающая баржа" была сбита им на 109F. Кстати после того, как самого Мюллера сбили, он упал на нашей территории и несколько десятков километров прошел на лыжах в строноу фронта. Наши узнали, кого завалили, и устроили на немецкого аса охоту (вобщем искали очень сильно) и нашли его в нескольких км от линии фронта. Пилот при сдаче в плен не сопртивлялся. На допросах много рассказывал о тактике немецких ВВС и ошибках наших пилотов (Мюллер считался специалистом по разбиванию оборонительного круга и бою с харрикейнами). Погиб (или умер, сие неизвестно) он в лагере для военнопленных в 1944-м году.
Злодей
P.M.
2-7-2003 01:06 Злодей
КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
------

Авиация Красной Армии в начале войны получила по ленд-лизу от союзников около 3-х тысяч истребителей 'Харрикейн' (Hawker Hurricane Mk XIIa). Первые самолеты поступили на вооружение 11 сентября 1941 г. для обороны г. Мурманска. Это были устаревшие тихоходные машины, которые наши летчики называли 'английскими гробами', поэтому у пилотов 'Харрикейнов' почти не было шансов на успех в схватках с 'Мессершмиттами'. Лучшей мишени для немецких пилотов, летавших на мощных скоростных Bf109G-2 нельзя было и придумать. Особенно преуспел в уничтожении данного типа самолетов вышеупомянутый немецкий ас - 'любимчик Геринга' Рудольф Мюллер, который в своем окружении считался 'специалистом' по сбиванию 'Харрикейнов'. Большинство сбитых им самолетов было именно этого типа. Хотя, справедливости ради, следует заметить, что в конце концов 'Мессершмитт' Мюллера был сбит именно 'Харрикейном' командира 2-го гв. ИАП гвардии капитана Сбигнева.

истребитель 'Харрикейн' Mk XIIa, подобный тому, на котором был сбит сержант Лазарев.


'Мессершмитт' Bf109G-2 Мюллера, сбитый в воздушном бою 19 апреля 1943 г. на льду озера.



Обер-фельдфебель Рудольф Мюллер, после пленения.

------

взято оттуда же, с сайта Питерских кладоискателей.

[edited by Злодей]

DENI
P.M.
2-7-2003 08:18 DENI
5 ягдгешвадер (влом по немецки писать) получил 109г-2 только в марте-апреле 1943. Посему на сайте несколько неточно и очень популистски описано. Наиболее полную инфу о Мюллере в тех сражениях можно найти в одном из ранних номеров журнала Мир Авиации (где-то 1997-98 гг.).
Михалычь
P.M.
13-10-2003 06:10 Михалычь
Когда я был ещё не в очень сознательном возрасте, то случайно набрёл на книгу о штурмовиках Ил - 2. Так вот, там рассказывается, что в каком-то году средней мохнатости (70е-80е - точно не помню) в болоте был найден Ил - 2 почти полностью сохранившийся. Долго не думая специалисты его подняли, восстановили (да так что движок работал и самолёт по взлётной бегал бодрячком) и сняли в каком - то фильме. Теперь он кажись занимает почётный постамент в Илюшинском КБ. Кстати в книге было описание нескольких подобных случаев.. .
Vitiaz
P.M.
13-10-2003 10:03 Vitiaz
Посохранности самолетов в болоте.
В не очень сознательном возрасте (11-12) удалось побывать в Монинском музее (тогда это было и безплатно, но не просто). На экскурсии полковник показывал СБ, по его словам упавший в болото то ли на севере до войны, то ли в самом его начале. Пролежал в оном болотое три десятка лет и прилетел! своим ходом в музей после замены кожи и нескольких резинок (и после промывки и замены экспл. жидкостей). Насколько это правда - не знаю.
>
Guns.ru Talks
История оружия
Самолёт, пролежавший в болоте полвека