Guns.ru Talks
История оружия
В СССР было два Чернобыля!?

тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

В СССР было два Чернобыля!?

DENI
P.M.
24-8-2004 21:01 DENI
Читал тут книжку "Подводный флот холодной войны". Там приводится факт взрыва реактора на подводной лодке за пол-года до взрыва реактора на АЭС в Чернобыле.
Залез на сайт Штурм глубины и узнал еще больше вот:

"Сегодня принято делить историю по-корения атома на два "периода" - до Чернобыля и после него. Аварии, кото-рые случаются с атомными реакторами "после", сразу становятся предметом широкой гласности. А вот путь накопле-ния опыта в использовании ядерных про-цессов до взрыва на Чернобыльской АЭС проходил под покровом строгой секрет-ности.

О подвигах, неудачах и катастрофах, сопутствующих первым шагам конст-рукторов, строителей и экипажей атом-ного подводного флота Советского Со-юза, поведали миру члены первого эки-пажа головной АПЛ К-3 'Ленинский Комсомол' Л.Г.Осипенко, А.М.Жиль-цов, Н.Г.Мормуль в книге "Атомная подводная эпопея". На ее страницах приведен перечень происшествий с АПЛ.

По существующей в ВМФ классифи-кации катастрофой корабля является его гибель или полное разрушение. Ава-рия корабля - это происшествие, при-ведшее к выводу его из строя и требую-щее ремонта не менее десяти суток. Те-оретически на судоремонтных предпри-ятиях корабль с любыми повреждения-ми, даже затонувший, можно восстано-вить. Практически же, в зависимости от политической ситуации или престижа ВМФ, многие происшествия с корабля-ми в официальных расследованиях на-зывают тяжелыми авариями. По послед-ствиям таких аварий корабль выводит-ся из боевого состава флота, надолго ставится в ремонт и впоследствии обыч-но списывается.

С другой стороны, затонувшие ПЛ поднимают и в короткие сроки вводят в строй. Такие происшествия не относят к катастрофам. Фактически же они явля-ются безвозвратными потерями.

Еще сложнее решать вопрос вклю-чения в мартиролог аварии, связанных с загрязнением радиоактивными веще-ствами. Аварии атомных реакторов с разгерметизацией радиоактивного контура приводили к повышению га-зовой, аэрозольной активности и гам-ма-излучению. Отсеки становились необитаемыми и требовали проведения специальных мер по удалению смерто-носного загрязнения. Проведением де-газации, дезактивации и дезинфекции не всегда их удавалось отмыть. Н' заре атомного кораблестроения такие ПЛ восстанавливали. Так, на К-19 после аварии 4 июля 1961 г., в 1962-1964 гг. произвели замену отсека с ядерным ре-актором.

В последующие годы, когда количе-ство атомоходов резко увеличилось, сильно загрязненные лодки "в связи с невозможностью дальнейшего исполь-зования по прямому назначению, а так-же нецелесообразности восстановления и неремонтопригодности" досрочно вы-водили из состава ВМФ. С одной сто-роны, эти ПЛ можно занести в список безвозвратных потерь, а с другой - они годами стояли у пирсов, представляя собой своеобразный резерв, и при не-обходимости могли быть восстановле-ны.

24 мая 1968 г. в Баренцевом море на АПЛ К-27 пр.645, которой командовал капитан 2 ранга П.Ф.Леонов, произош-ла авария реактора с выбросом продук-тов деления в 1 -и контур. Различные дозы облучения получили все 124 человека, на-ходившиеся на борту, восемь из которых умерли в госпитале (один матрос задох-нулся в противогазе в ходе борьбы за жи-вучесть).

Опытную эксплуатацию единствен-ной лодки проекта решили не продол-жать. Ее поставили в "отдаленный" уго-лок Гремихи, где она простояла более тринадцати лет. В сентябре 1981 г. К-27 отбуксировали к берегам Новой Земли и затопили в заливе Степового на глу-бине 33 м.

Другой случай. В 1989 г. ПЛАРК К-192 пр.675 под командованием капита-на 1 ранга Ю.И.Касаткина находилась на БС. При возвращении в базу в ППУ обоих бортов появились течи. 16 июня была сброшена аварийная защита лево-го, а через десять суток - правого бор-тов. Лодка всплыла в надводное поло-жение и передала сигнал об аварии. Дви-жение продолжала под гребными элект-родвигателями, получая энергию от ди-зель-генератора и АБ. Принятыми мера-ми обстановка стабилизировалась. Реак-торы планомерно выводились из дей-ствия промывкой. Активная вода удаля-лась за борт.

К 17.00 26 июня БПК 'Симферополь' доставил на К-192 группу офицеров шта-ба эскадры ПЛ во главе с начальником ЭМС. Недовольный случившимся на-чальник ЭМС вмешался в процесс рас-холаживания ГЭУ. Для уменьшения уте-чек активной воды он отдал приказание на снятие давления с 1 -го контура. Коман-дир БЧ-5 и командир дивизиона предуп-редили начальника о нарушении требо-ваний инструкции: снятием давления пре-рвется промывка активной зоны, что не-допустимо. Начальник ЭМС в грубой форме отверг их доводы, а командира дивизиона движения отстранил от испол-нения обязанностей за отказ выполнять сомнительные указания. Командир ко-рабля способствовал созданию нервозной обстановки.

В таких условиях личный состав совер-шил при переключениях ошибки. В ре-зультате нарушение режима промывки привело к пережогу активной зоны реак-тора и выносу продуктов деления в трюм отсека.

Когда К-192 прибыла в Мотовский залив, радиационный фон в V и VI от-секах превышал допустимый в несколь-ко раз. Моряки получили дозы поверх-ностного облучения до 4 бэр. Из-за ава-рии ГЭУ лодка была выведена из строя, а впоследствии исключена из боевого состава СФ.

В информационных сообщениях об итогах года указывалось, что, наряду с ка-тастрофами, произошедшими 7 апреля с К-278 (СФ) и 19 августа с БТ-251 (ЧФ), в 1989 г. ВМФ потерял так же К-192 (СФ). Она долгие годы стояла за колючей про-волокой у пирса.

Во всех случаях аварий с ядерными реакторами ситуация находилась под контролем экипажа. В Чажме вольное об-ращение с атомом привело к классичес-кой форме (с механическими поврежде-ниями) гибели корабля. Одна из крупней-ших по своим последствиям катастрофа в ВМФ произошла почти за девять меся-цев до Чернобыля.

В апреле 1985 г. резервный 298-й эки-паж дивизии подводных ракетоносцев ТОФ, базировавшихся на залив Владими-ра, принял К-431. Это была одна из се-рийных, хорошо освоенных ПЛ, передан-ных флоту еще в 1961-1967 гг. Построили ее по пр.675 под тактическим номером К-31, но позже наименование сменили. В очередном заводском ремонте модерни-зировали по пр.675К. Она несла восемь ПУ КР и имела два реактора на тепло-вых нейтронах типа ВМ-А мощностью по 72 МВт.

Экипажу капитана 2 ранга Л.В.Федчика предстояло отработать полный курс задач боевой подготовки АПЛ. Для это-го необходимо было заменить отработан-ное топливо ядерных реакторов. К-431 пе-решла с места постоянного базирования в б. Чажма и встала в СРЗ-30 во времен-ное подчинение командира дивизиона ре-монтирующихся кораблей капитана 1 ранга Лопатина.

Перегрузкой зоны занималась бере-говая техническая база капитана 1 ран-га Чайковского. Его специалисты про-верили состояние атомохода и состави-ли акт о готовности к перегрузке. С под-писанием акта они стали отвечать за "физическую" безопасность проводи-мых работ.

Для предотвращения случайностей на лодке провели целый комплекс мер. Над реакторным отсеком сняли часть над- стройки и вырезали съемный лист проч-ного корпуса. На освободившееся мес-то установили домик из алюминиевых сплавов с официальным названием "Зима" - комплекс предотвращал попа-дание осадков в отсек и сохранял темпе-ратурный режим. Для ограничения под-ходов к домику на верхней палубе по всей ширине корпуса установили двух-метровое металлическое ограждение. VI отсек загерметизировали, входные люки со стороны смежных отсеков опечатали. В реакторный отсек можно было попасть только с судна-перегрузчика. Вход по-стоянно контролировался и был строго ограничен.

К-431 встала на заводском пирсе ?4 левым бортом третьим корпусом к ПКДС (плавающему контрольно-дозиметричес-кому судну) и АПЛ К-42 'Ростовский комсомолец' пр.627А. Четвертым корпу-сом по Пр.Б к ней поставили несамоход-ную плавучую техническую базу ПТБ-16 пр.326М с открытым наименованием "Плавмастерская ПМ-133", на которую возлагалась перегрузка. Ее перевели из Большого Камня на место выведенной в ремонт чажминской ПМ-80.

Технологический процесс по перегруз-ке ядерного топлива сложный, требует четкой организации и жесткого контро-ля за ядерной безопасностью.

Крышка реактора представляет со-бой полутораметровый в диаметре ци-линдр высотой в человеческий рост. От длительной работы красномедная про-кладка между крышкой и корпусом "прикипает" за счет диффузии разно-родных металлов, поэтому крышку от корпуса отрывают гидроподрывателями. Для этого выгружают стержни ком-пенсирующей решетки и аварийной за-щиты, монтируют установку сухого подрыва, закрепляют компенсирующие решетки стопором, крышку захватыва-ют четырехроговой траверсой и поэтап-но, с выдержкой времени по установ-ленной программе поднимают, не до-пуская малейших перекосов. Взамен снятой крышки устанавливают биоло-гическую защиту.

Отработанные тепловыделяющие эле-менты (ТВЭЛ) в количестве 180 шт. де-монтируют специальным устройством и отправляют в отсек ПТБ, где они хранят-ся под слоем воды. Место посадки в ре-акторе калибруют, промывают бидистил-латом. В подготовленные ячейки встав-ляют новые ТВЭЛ, которые закрепляют аргоновой сваркой. Крышку реактора ус-танавливают с новой красномедной про-кладкой. Для создания герметичности ее прижимают к корпусу нажимным флан-цем, обтягивая гайки на шпильках гай-ковертами под давлением до 240 кг/см2. Герметичность стыковки проверяют гид-равлическим давлением 250 атм и де-лают выдержку на утечку в течении су-ток.

На период сборки устанавливают нештатные стержни компенсирующей решетки и аварийной защиты, кото-рые после испытаний заменяют рабо-чими.

На операцию по замене зон двух водо-водяных реакторов атомоходу пр.675 от-водится 45 суток. Обычно в этот срок не укладываются. К-431 не была исключе-нием.

Стояло короткое приморское лето. Экипажу лодки впереди предстояло напряженное плавание, поэтому мно-гие гуляли в отпусках, в т.ч. и коман-дир корабля капитан 2 ранга Л.В.Федчик. Командовал кораблем его стар-пом. За командира БЧ-5 капитана 2 ранга И.П.Еремина оставался коман-дир 1-го дивизиона капитан 3 ранга В.А.Румянцев.

Под его руководством закончили при-емку основных работ при замене зоны. Все ТВЭЛ были перегружены и начаты испытания второго реактора, но в заво-де подготовленной воды хватило только на создание давления до 50 кг/см2. Воду отдали на соседний пирс выходящей из ремонта К-108, а испытания отложили на несколько дней.

Накануне Дня ВМФ из отпуска верну-лись комдив-3 капитан 3 ранга А.П.Дедушкин и помощник зам. командира ди-визии по ЭМС по спецэнергоустановкам капитан 2 ранга В.А.Целуйко. Начальник ЭМС капитан 1 ранга П.Л.Смирнов рас-порядился, чтобы они не задерживались в штабе и ехали в Чажму на смену капи-тану 3 ранга Румянцеву.

Игорь Еремин, Владимир Румянцев и Виктор Целуйко вместе в 1971 г. закан-чивали один класс севастопольского ВМУ в "Голландии". Анатолий Дедуш-кин был на несколько лет младше выпус-ком. Несмотря на это, у него сложились с ними дружеские отношения, особенно с Владимиром Румянцевым. Они созво-нились, и Румянцев предложил сменить его после Дня флота по той простой при-чине, что им обоим придется проводить праздничные дни на корабле вдали от семьи. Так и сделали.

Виктор Целуйко недавно провел от-пуск в родных местах под Керчью. Из Крыма он привез бутылку марочного "Муската белого Красного Камня". В День ВМФ Виктор с четой Дедушкиных и Леной Румянцевой подняли тост за тех, кто в море. Оставшееся вино решили вы-пить вместе с Володей по возвращении всех из Чажмы. Потом, когда составляли акт вскрытия холостяцкой квартиры Вик-тора Целуйко, эта недопитая бутылка попала в опись...

В первых числах августа капитан 3 ранга Румянцев сдал обязанности коман-дира БЧ-5 капитану 3 ранга Дедушкину и уехал в Ракушку отдыхать.

В пятницу 9 августа вышел из отпуска зам. командира по перезарядке - коман-дир БЧ-5 ПМ-133 капитан 3 ранга В.П.Сторчак и сразу окунулся в работу.

По штатному расписанию долж-ность старшего помощника на ПМ-133 не предусматривалась. Поэтому на Ва-лерия Сторчака ложились обязаннос-ти по подготовке к завтрашней боль-шой приборке и пополнению запасов пресной воды. Проблема заключалась в том, что в Чажму пресную воду заво-зили танкерами и подавали к потреби-телям по расписанию. Вечером коман-дир плавмастерской капитан 2 ранга М.Ф.Ватралик уехал домой в п. Боль-шой Камень.

Организационно руководитель пере-грузки, его заместители и три сменных руководителя на весь период работ от-даются приказом командующего фло-том. Им подчиняются плавмастерская и ПЛ в вопросах обеспечения перегрузки. Все офицеры назначаются от береговой технической базы. Руководителем пере-грузки ядерного топлива на К-431 на-значили капитана 3 ранга В.Б.Ткаченко.

У Вячеслава Борисовича Ткаченко шла черная полоса в жизни. Его вторая жена, недавно родившая ребенка, нахо-дилась в Белгороде. Привозить их в один поселок, где жили новой семьей бывшая жена и дочь, не хотелось, и он добивался перевода в другое место. Обещали равнозначную должность на Камчатке. По условиям выслуги "год за два" такое назначение было желатель-но.

Держала перегрузка на К-431. Обна-руженная негерметичность при гидравли-ческих испытаниях стыковочного узла крышки реактора свалилась как гром среди ясного неба. На неопределенный срок удлинялись и без того затянувшие-ся сроки перегрузки. Пришлось переде-лывать целый ряд работ по технологичес-кому процессу. Потенциально опасные операции требовали личного присутствия сменного руководителя. Как назло, он, в нарушение приказа командующего, отпу-стил одного сменного руководителя и их осталось двое. Работа изматывала. К тому же в последнее время нездоровилось из-за "прицепившегося" к предплечью огромного чирья, называемого в народе "сучье вымя".

В пятницу вечером капитан 3 ранга Ткаченко сошел отдыхать на берег.

В ночь с пятницы на субботу смена о береговой технической базы под ру-ководством ст. лейтенанта В.Ганжи де-монтировала нажимной фланец крыш-ки реактора. К полуночи отдали кре-пящие болты и вскрыли место приле-гания красномедной прокладки, кото-рая под давлением крышки формиру-ется по полю прижатия. Под красно-медной прокладкой обнаружили при-чину негерметичности: кусок электро-да.

По технологии сборки начальник сме-ны должен был лично убедиться в чисто-те поля перед укладкой красномедной прокладки. Занимаясь подготовкой тех-нических средств к следующему этапу сборки, офицер перепоручил проверку мичману. Эта небрежность в исполнении своих обязанностей, но не диверсия, по-родила цепь причин, приведших к катас-трофе.

По инструкции при обнаружении не-исправности работы приостанавливают-ся, собирается комиссия с привлечением представителей Технического управле-ния флота и оформляется акт. Капитан 3 ранга Сторчак вызвал на корабль ру-ководителя перегрузки. Около двух ча-сов ночи прибыл капитан 3 ранга Тка-ченко.

Не откладывая в долгий ящик, в суб-боту утром собрались члены комиссии. Вместо отпускников - капитана 1 ран-га Чайковского и главного инженера ка-питана 2 ранга Кравченко - прибыл ВРИО командира береговой техничес-кой базы капитан 3 ранга Комаров. Со-единение ПЛ представляли капитан 2 ранга Целуйко и капитан 3 ранга Дедуш-кин. Из группы Ткаченко присутствова-ли начальник физических измерений ка-питан 3 ранга Лазарев и его подчинен-ный - физик лейтенант Винник. Члены комиссии вместе с двумя матросами-пе-регрузчиками спустились в реакторный отсек. Вскоре к ним присоединился опоз-давший на смену дежурный по радиаци-онной безопасности капитан-лейтенант Каргин.

Начальник смены капитан-лейтенант Филиппов руководил работой крана с надстройки. Капитан 3 ранга Ткаченко из-за своего недомогания остался один в посту управления перегрузкой на плавмастерской.

10 августа 1985 г. начали подъем крыш-ки реактора. На К-431 и ПМ-133 личный состав находился на боевых постах. Не задействованные в перегрузке матросы занимались большой приборкой. В ЦП атомохода операторы ГЭУ по приборам контролировали поведение атомного ре-актора.

Крышку поднимали носовым краном плавмастерской. В организации работ были сделаны грубейшие нарушения ядерной безопасности. В суете команду "Атом", как это должно делаться при проведении "Операции ?1", по кораб-лю не объявили. При монтаже устрой-ства сухого подрыва не закрепили сто-пор удержания компенсирующей решет-ки. Установке стопора мешала кница в выгородке АПЛ. Ее надо было срезать газорезкой, но этого не сделали. Подъемное устройство, называемое за свой внешний вид "крестовиком", не от-центровали с гидроподъемниками и вме-сто жесткой сцепки взяли крышку стро-пами.

В первый раз, перед заменой старых ТВЭЛ, делали так же. Тогда все закончи-лось благополучно. Решетки не должны были подниматься...

Случилось то, что могло произойти. Крышку перекосило - при подъеме, ког-да матрос на кране включил контроллер управления, она зацепила решетку и по-тянула за собой ТВЭЛ. Произошел взрыв.

Взрыв был двойной. Впоследствии аналитики предположили, что с возник-новением ядерной реакции тепловые нейтроны начали деление и их актив-ность в короткий промежуток времени достигла более 1000% мощности. Не на-ходя выхода, накопившаяся энергия с огромной силой вырвалась наружу. Крышку подбросило и ударило о проч-ный корпус АПЛ. Резкое возрастание температуры превратило воду в реакто-ре в пар. Реакция прекратилась.

С падением крышки - практически на свое место - в реакторе сконденсирова-лась вода. Снова возникла цепная реак-ция, произошел второй взрыв. Крышку выбросило наверх. Она ударилась о борт перегрузчика и упала на корпус атомо-хода.

Алюминиевый домик комплекса "Зима" отбросило далеко в бухту. От взрыва в реакторном отсеке возник по-жар. На прочном корпусе К-431 в рай-оне VI отсека по Пр.Б образовалась трещина длиной около полутора мет-ров и шириной несколько десятков миллиметров. Волной огонь внутри отсека захлестнуло, а через образовав-шуюся трещину реакторный отсек за-полнился водой по действующую ва-терлинию. Через появившиеся неплот-ности в кабельных трассах вода нача-ла поступать в смежные отсеки. Лодка осталась на плаву. В надстройке буше-вал огонь. Кабели питания с берега оборвало, и отсеки погрузились во тьму.

Экипаж К-431, разделенный взрывом на две части, оказался в критическом по-ложении. В первый момент не все поня-ли возникшую опасность радиации, а когда поняли - не все выдержали удар судьбы встретиться лицом к лицу с ядер-ной смертью. Оказались и такие, кто просто сбежал с корабля. Один офицер спрятался на ПКЗ в своей каюте и там напился. Потом свое малодушие он объяснял тем, что пытался "благотвор-но повлиять на радиационное заражение организма" (вообще, он и ранее не от-личался трезвым образом жизни). Таких впоследствии уволили со службы. Дру-гие вступили в борьбу за жизнь корабля и свою собственную.

Капитан 3 ранга В.П.Сторчак обхо-дил помещения плавмастерской. Время подходило к обеду. Большая приборка заканчивалась. Неудовлетворенный на-ведением чистоты на боевых постах, ВРИО командира принял решение, на-рушающее обычный порядок: продол-жить приборку в помещениях и не выво-дить "народ" на верхние палубы. Он на-ходился в VI отсеке, когда услышал взрыв.

ПМ-133 сильно повалило на один борт, потом накренило на другой. Заз-венел звонок "Аварийной тревоги". Ва-лерий Сторчак выскочил на палубу и на-правился на ГКП. Над кормой АПЛ ви-село черное облако, виднелись языки пламени. Вокруг оседала копоть.

Вдруг находившийся рядом матрос-уз-бек, показывая на палубу, закричал:

"Нога! нога!", делая ударение на первом слоге. На палубе лежала часть окровав-ленного человеческого тела. Осмотрев-шись, он увидел валявшиеся повсюду ку-сочки решетки ядерного реактора и по-нял, что произошел тепловой взрыв, а значит, происходит облучение.

Прибыв на ГКП, он получил докла-ды от начальника службы радиацион-ной безопасности лейтенанта В.Молча-нова, что приборы контроля радиации зашкаливают по всему кораблю. Из от-сека-хранилища ТВЭЛ доложили о сквозной пробоине выше ватерлинии, полученной от рваных краев легкого корпуса АПЛ при раскачивании плавмастерской.

Личный состава исполнял первичные мероприятия по сигналу "Аварийная тре-вога". Командир трюмно-котельной группы ст. лейтенант С.Ильюхин уже организовал подачу пены на очаг пожа-ра.

Всего на плавмастерской находились четыре офицера, два мичмана и чело-век 60 матросов срочной службы. Руко-водитель перегрузки капитан 3 ранга Ткаченко пребывал в состоянии тяже-лой депрессии. В сложившейся ситуации командование пунктом перегрузки при-нял на себя капитан 3 ранга В.П.Стор-чак.

По ПМ-133 объявили сигнал "Атом". Понимая, что люди получают, возмож-но, смертельную дозу облучения, Вале-рий Петрович решил сократить до ми-нимума ненужные жертвы. Человек 20-25 моряков-перегрузчиков и молодых матросов, прослуживших менее года, как наименее квалифицированных специа-листов по обслуживанию технических средств, необходимых для ликвидации аварии, он отправил с плавмастерской на берег. Остальных разбил на смены под началом ст. лейтенанта Сергея Ильюхина, мичманов Евгения Ларионова и Юрия Кужельного. Экипаж ПМ-133 вступил в борьбу с последствиями взры-ва.

Забортной водой из гидрантов окаты-вали палубу плавмастерской. Из стволов переносных ранцев давили огонь на лод-ке, но вскоре закончилась пена. Запроси-ли пену через оперативного дежурного - в ответ получили указание заливать го-рящий отсек водой.

Время нахождения людей на верхней палубе строго контролировали. Смены от гидрантов отправляли в самое безопас-ное место: в кормовой трюм у цистерны пресной воды. Моряков переодевали в чистое рабочее платье, которого на плавмастерской хранилось в достаточном ко-личестве. Останки, которые находили на палубе, складывали в прорезиненые меш-ки.

Часа через полтора из б. Стрелок по-дошел спасатель 'Машук' и отвел ПМ-133 из Чажмы к о. Путятина.

Двое суток люди на плавмастерской оставались в одиночестве и своими сила-ми проводили дезактивационные мероп-риятия. В понедельник на ПМ-133 при-был командир капитан 2 ранга М.Ф.Ватралик со сменным экипажем.

В 24.00 в сутки катастрофы под про-ливным дождем выехали из Ракушки в Чажму на своих машинах командир К-431 капитан 2 ранга Л.В.Федчик, два ме-ханика и три мичмана. На КПП завода их встретил НШ флотилии контр-адми-рал Г.Д.Агафонов и поставил задачу со-хранить плавучесть аварийного кораб-ля. В том же помещении, где собралось большое число адмиралов, Валерий Ере-мин и Владимир Румянцев быстро пере-оделись в комбинезоны и отправились на лодку.

У борта К-431 стояло СС 'Машук'. Оценив ситуацию, "механические силы" решили в первую очередь откачать воду из реакторного отсека. На осушение за-пустили несколько погружных насосов и переключили водоотливные средства лодки. Однако эти действия результатов не давали до тех пор, пока при внима-тельном осмотре прочного корпуса не обнаружили трещину. Было видно, что трещина, уходя вниз, заметно сужается. На помощь пришли плавкраны. Два "Богатыря" - 500-тонный и 2000-тон-ный - приподняли корму АПЛ за спе-циальные аварийно-спасательные рымы ШУ-200. Трещина оказалась выше уровня моря.

Дело пошло на лад, но вскоре насосы уперлись в паельный настил трюма. Для удаления воды с первого этажа в реактор-ный отсек из VII отсека вошел командир VI отсека капитан-лейтенант Олег Мольво. Он опустил погружной насос под па-елы на самое дно.

Всю зараженную воду сливали в бух-ту. Из аварийного отсека она была ярко-зеленого цвета.

В воскресенье утром несколько че-ловек с К-431 отвезли в госпиталь п. Тихоокеанский. Через день медики проверили у попавших в зону аварии щитовидную железу. Многих госпита-лизировали, особенно с ПМ-133. Неко-торых отправляли в Ленинград. Вале-рий Сторчак отказался уезжать в центр, мотивируя свое решение тем, что лучше умирать дома. Повод для хандры был веский. Какую дозу облу-чения получили моряки при борьбе за живучесть АПЛ и дезактивации плавмастерской, никто не зафиксировал по простой причине: не располагали сред-ствами контроля больших доз. Было ясно, что облучились выше всяких норм. У некоторых на руках образова-лись волдыри от радиоактивного ожо-га. На чирей у Вячеслава Ткаченко страшно было смотреть.

Через несколько месяцев после лече-ния и отдыха на о. Русский все вернулись в строй.

За это время техникой буквально сры-ли метровый слой земли, обработали са-мыми современными средствами терри-торию завода и бухты.

Распространению радиационного за-ражения препятствовала безветренная, пасмурная погода, стоявшая с утра 10 августа и заморосивший к вечеру дождь.

За ликвидацию последствий аварии в б. Чажма многие получили боевые ор-дена и медали. Новый командир бере-говой технической базы вместо снято-го с должности капитана 1 ранга Чай-ковского был удостоен ордена Красно-го Знамени. Командиру ПМ-133 капи-тану 2 ранга М.Ф.Ватралику вручили орден Красной Звезды и т.д. Правда, капитана 3 ранга В.П.Сторчака в список представленных к наградам не включили. Он к тому времени перево-дился на новое место службы в Севас-тополь с понижением, на капитанскую должность - надо было думать о здо-ровье.

Капитана 3 ранга В.Б.Ткаченко судили и дали три года условно. Он получил боль-шую дозу облучения и был совсем плох.

Останки погибших, которые нашли в разных местах бухты, кремировали и захоронили на территории воинской части в б. Сысоева. Пепел равномер-но рассыпали по десяти нержавеющим цилиндрам и опустили глубоко в шур-фы.

К-431 на плаву удержали, но отмыть не смогли. Съемный лист не заварива-ли, а сделали металлическую ванну и за-лили бетоном для создания герметично-сти аварийного отсека. В осенний день 1985 г. часть экипажа в составе командира корабля, командира БЧ-5, коман-дира дивизиона движения и швартовой команды на корпусе сопроводили свою лодку в Павловское. Атомоход поста-вили на долговременное хранение к пирсу.

Та же участь постигла К-42 - 'Рос-товский комсомолец' оказался сильно загрязнен. "Нулевой" пирс в Павловском стал "резервацией" для "грязных" АПЛ ТОФ."

Strelok13
P.M.
25-8-2004 01:44 Strelok13
Интересно, я про эту аварию раньше не слышал. 675-й проект, Эхо-2, очень красивые лодки с крылатыми ракетами. Яндекс выдал ссылку на отчёт Беллуны (вот не буду её здесь давать, какая-то противная контора) и на Субмарина.ру, но эта почему-то не работает.
DENI
P.M.
25-8-2004 01:45 DENI
Перечитай верхний топ, я нашел больше.. .
DENI
P.M.
25-8-2004 01:46 DENI
И вообще http://deepstorm.v-real.ru/
Strelok13
P.M.
25-8-2004 01:53 Strelok13
Ох какая страничка хорошая. Спасибо.
Guns.ru Talks
История оружия
В СССР было два Чернобыля!?