Guns.ru Talks
История оружия
Книга "Винтовка образца 1891/1930 г. и её разновидности" ( 9 )

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
всего страниц: 14 : 123...67891011121314
Автор
Тема: Книга "Винтовка образца 1891/1930 г. и её разновидности"
R_S
5-5-2018 08:46 R_S первое сообщение в теме:
Несколько дней назад на сайте издательства "Атлант" был размещен анонс моей новой книги, посвященной винтовке обр.1891/1930 г.
http://www.atlant-tpg.ru/vinto...spluatacii.html
За короткий промежуток времени это уже вторая книга, посвященная "трехлинейнке". В конце прошлого года была издана замечательная книга Р.Н.Чумака "Винтовка Мосина: история создания и принятия на вооружение", в которой очень подробно рассказывается о процессах сопровождавших разработку принятие на вооружение винтовки обр.1891 г. Моя книга в свою очередь посвящена наиболее массовой модификации винтовки обр.91 г. - винтовке обр.1891/1930 г.
Общее впечатление о чем книга можно получить из аннотации на сайте и оглавления. Мне бы очень хотелось более подробно рассказать о содержании, но нового настолько много, что тяжело втиснуть все в краткое описание. Наиболее насыщенной является вторая глава, в которой рассказывается о ходе модернизации винтовки обр.1891 г. и производстве винтовки обр.1891/1930 г., но и остальные главы не менее интересны.
Интенсивные работы по модернизации были начаты в 1924 г., при этом список планируемых изменений изначально был довольно широк, и на протяжении нескольких лет корректировался. В итоге, по ряду причин, в 1930 г. была утверждена очень ограниченная модернизация, которая состояла лишь в введении новых прицельных приспособлений, штыка, и ложевых колец. Все остальные изменения конструкции деталей винтовки, которые были внедрены в производство в последующие годы, не относятся напрямую к модернизации 1930 г. Все это подробно описано в книге. В разделах про производство рассказывается как о технологических процессах изготовления винтовки в целом, так и о проведении усовершенствований по определенным направлениям, например по ложам (пропитки, древесина, покрытия, периоды заготовки/сушки), методам изготовления нарезов и т.д. Раскрыты упрощения военного времени, ход их внедрения и, впоследствии, отмены.
В общем, книга объемная, около 169000 слов, более 700 групп изображений, впервые описано около 35 разновидностей ранее не публиковавшихся опытных винтовок и карабинов, также показано более десятка малоизвестных ранее опубликованных разновидностей, но уже с подробным описанием, дающим полное представление о них, присутствуют изображения и описание неизвестных ранее опытных снайперских прицелов и кронштейнов, подробно рассказано и про их серийные разновидности (одних только "предсерийных" разновидностей кронштейна Смирнского, отличавшихся от известной нам серийной, было три), показаны и серийные винтовки и карабины в "оригинальном" состоянии, а также в интересном "ремонтном" исполнении. И все это не в виде описания отдельных образцов, а виде целостного повествования.
Полностью раскрыта тема опытных винтовок с клинковым штыком середины 1930-х г. (называемых на Западе "опытными винтовками Симонова", хотя он к ним никакого отношения не имеет), складных штыков военного периода и много-много другого, начиная от того кто и когда разработал модернизированную обойму и заканчивая по сути новым заводом-производителем. Этот завод после десятилетних попыток практически смог освоить полное производство винтовки, но в этот момент его "переключили" на производство другого, более современного образца вооружения, которое он смог "осилить" в довольно короткий срок. При этом, в предыдущие годы, завод производил винтовочные части которые применяли в производстве другие заводы и ГАУ при ремонте винтовок. Думаю, немало из читателей обнаружат их на своих винтовках.
В общем, подробно обсуждать содержание будет смысл после выхода книги, я так думаю, состоится это в начале июня. Когда "Атлант" выложит фото страниц книги, тогда это сделаю и я.

Сразу отвечу на ряд вопросов, которые обязательно возникнут. Книга будет продаваться издательством Атлант. Цена, а также политика предоставления скидок мне пока не известны. По поводу книг с автографами автора - скорее всего дело будет как и с книгой о ППС - при заказе необходимо будет указать пожелание о подписи, издательство насобирает определенное количество заказов, после чего книги будут подписаны. Вероятно, как и в случае с книгой о ППС, будет презентация. Но более подробно об этом будет смысл говорить когда будет известна дата выхода книги.

edit log

R_S
12-7-2018 17:45 R_S
ЛИЗ же не на пустом месте возник. До 1941 г. - Сестрорецкий инструментальный завод им.С.Воскова, с сентябре 1941 (после эвакуации и размещения в пустых цехах "Красного инструментальщика") - Государственный Союзный инструментальный завод им. Воскова, с августа 1945 г. - Государственный Союзный Ленинградский инструментальный завод. Организационно никакие заводы или их части к заводу Воскова не присоединяли, просто менялось название и расположение.

edit log

NORDBADGER
12-7-2018 17:52 NORDBADGER
quote:
Изначально написано R_S:
Как по мне тут ничего дискуссионного нет. До 1941 г. - Сестрорецкий инструментальный завод им.С.Воскова, с сентябре 1941 (после эвакуации и размещения в пустых цехах "Красного инструментальщика") - Государственный Союзный инструментальный завод им. Воскова, с августа 1945 г. - Государственный Союзный Ленинградский инструментальный завод. Организационно никакие заводы или их части к заводу Воскова не присоединяли, просто менялось название и расположение.

Это было бы так, если бы СИЗ не восстановили в 1945 г. на прежнем месте, а ЛИЗ не стал самостоятельным.

NORDBADGER
12-7-2018 18:44 NORDBADGER
Теперь по моим любимым циферкам, касательно ТОЗа:

Слева данные из книги, справа из "Доклада директора завода N536 тов. Романова Д.В. о восстановлении завода и работе завода в 1945 году" за август 1945 г. Данные сопоставимые или полностью равные, но вызывает вопрос цифра по винтовкам за 1943 г. Также добавил некоторые данные за 1943 г. и 7 месяцев 1945 г.

1942 г.

Винтовка обр.1891-30 г.: 153155 - 154220

Снайперская винтовка: 8831 - 8831

БРАМИТ: 62592 - 62592

1943 г.

Винтовка обр.1891-30 г./снайперская винтовка: 300807 - 254132 (195020/59112)

Кроме того выпущено 702 БРАМИТа (плана не было).

1944 г.

Винтовка обр.1891-30 г.: 27763 - 27763

Снайперская винтовка: 24362 - 24362

Карабин обр.1938 г.: 21616 - 21622

Карабин обр.1944 г.: 73280 - 74490

7 месяцев 1945 г.

Карабин обр.1944 г.

Плана не было, собраны 2866 шт., видимо январская сборка из заделов.

Кроме того выпущено 2000 переделочных винтовочных мортирок (при плане 2000).

edit log

R_S
12-7-2018 19:08 R_S
Данные по 1943 г. это разница между общим количеством за 1943. и количеством котрый выпустил завод #74. Возможно в общее количество вошли самозарядные винтовки? У кого то есть книга Руслана Николаевича про СВТ, сколько АВТ выпустили в 1943 г.?
По имеющимся у меня данным в январе 1945 г. Карабины лишь принимали, т.е. то что не приняли в 1944 г. доприняли в январе 1945 г. В отчете военпреда ГАУ стоит цифра 2000
NORDBADGER
12-7-2018 19:15 NORDBADGER
quote:
Изначально написано R_S:
Данные по 1943 г. это разница между общим количеством за 1943. и количеством котрый выпустил завод #74. Возможно в общее количество вошли самозарядные винтовки? У кого то есть книга Руслана Николаевича про СВТ, сколько АВТ выпустили в 1943 г.?

Больше 213000.

quote:
Изначально написано R_S:
По имеющимся у меня данным в январе 1945 г. Карабины лишь принимали, т.е. то что не приняли в 1944 г. доприняли в январе 1945 г. В отчете военпреда ГАУ стоит цифра 2000

Вполне вероятно. Но ведь на них может быть 1945 г.? Или нет?

NORDBADGER
12-7-2018 19:26 NORDBADGER
По поводу выпуска ВКГ-40 заводом N608 - лично мне, кроме планов ГКО, др. данных по выпуску гранат или их корпусов этим заводом обнаружить не удалось. Может быть были очень маленькие опытные партии. Вообще складывается впечатление, что до серии граната так и не дошла.
R_S
12-7-2018 21:00 R_S
quote:
Originally posted by NORDBADGER:

Но ведь на них может быть 1945 г.? Или нет?

Год ставился при сборке ствола со ствольной коробкой, еще до их оксидирования. На винтовках/карабинах в оригинальном состоянии хорошо видно что год и клеймо завода под оксидированием, серийный номер - поверх.
До конца 1930-х годов серийный номер наносился после приемки военпредом, затем стали наносить до. Т.е. на финальный осмотр военпреда изделия уже поступало полностью собранное и со всеми клеймами (за исключением личного клейма военпреда). Поэтому вероятней всего на этих карабинах стоит 1944 г.
АВТ 1945 г. выпуска, коих выпустили как минимум в два раза меньше чем было принято карабинов, уже известно штук 5, а ни одного Тульского карабина с годом 1945 не известно.

NORDBADGER
12-7-2018 22:21 NORDBADGER
Стр.248 "Достоверно установить выпущенное в Туле количество карабинов обр.38 г. не удалось, ...", но в таблице на стр.235 количество указано. Видимо данные были всё же получены позже.
NORDBADGER
12-7-2018 22:51 NORDBADGER
Стр.683. Глушителями занимался только И.Г. Митин, а собственно название БРАМИТ появилось только в 1938 г., после расстрела В.Г. Митина в декабре 1937 г. (в память о нём), понятно, что к серийному образцу он уж тем более отношения не имел.

edit log

R_S
13-7-2018 09:27 R_S
quote:
Originally posted by NORDBADGER:

Видимо данные были всё же получены позже.

Так и есть. Успел заскочить в последний вагон уходящего поезда - верстка книги была же практически закончена. А вот текст не углядел...

БудемЖить
13-7-2018 21:50 БудемЖить
Дульная часть "стабильной" винтовки. Тульский музей оружия, новое здание. Правда, мушка не по образцу. Но ложе точно какое должно быть.
click for enlarge 735 X 1280 115.7 Kb

edit log

R_S
13-7-2018 22:15 R_S
quote:
Originally posted by БудемЖить:

Правда, мушка не по образцу.

Вроде как нормальная, второй вариант.
Вот бы фото ижевской найти...
click for enlarge 640 X 480  57.9 Kb
click for enlarge 480 X 487  34.1 Kb

БудемЖить
13-7-2018 22:57 БудемЖить
quote:
Originally posted by R_S:

Вроде как нормальная, второй вариант.


Да, только прямо сейчас о том прочитал в книге. Там и её фото имеется.
R_S
15-7-2018 15:23 R_S
По поводу "превращения" завода им.Воскова в ЛИЗ. Нашлось вот что - ниже приведена вырезка из "Списка адресов заводов УПЗСВ ГАУ КА". Оригинальный документ датирован февралем 1945 г., затем корректировался при наличии изменений. Видим что поменялось только название, остальное без изменений (наименование/адрес для секретной переписки/для простой переписки/для телеграмм).

edit log

Кумихо
20-7-2018 17:34 Кумихо
Забрал таки! Заказ сделал, а сам в Оренбург улетел, все думал, успею забрать или назад отправят? На грани фола. )))
click for enlarge 720 X 1280 128.2 Kb
click for enlarge 1920 X 1080 169.9 Kb

Спасибо автору ещё раз, буду читать... Когда время будет. )))
С уважением...

edit log

NORDBADGER
21-7-2018 14:19 NORDBADGER
Александр, казачьи винтовки реально выпускали до 1922 г.?

edit log

NORDBADGER
21-7-2018 17:07 NORDBADGER
По поводу отсечки-отражателя от "Гёрц" на стр.124 и 127. Может всё же петербургский филиал и делал, что и на клейме указано? Насколько я понял, представительство и/или завод в Петербурге (который к тому же в августе 1914 стал Петроградом) появился раньше рижского и существовал там задолго до начала ПМВ.

edit log

R_S
21-7-2018 17:42 R_S
quote:
Originally posted by NORDBADGER:

Александр, казачьи винтовки реально выпускали до 1922 г.?


https://forums.gunboards.com/s...Survey-and-Data
https://forums.gunboards.com/s...-Crossack-on-GB

Винтовки 1921 г. известны. Вполне могут и образцы 1922, но пока о таких не известно, поэтому 1922 г. "включительно" не упоминал

quote:
Originally posted by NORDBADGER:

По поводу отсечки-отражателя от "Гёрц" на стр.124 и 127. Может всё же петербургский филиал и делал, что и на клейме указано? Насколько я понял, представительство и/или завод в Петербурге (который к тому же в августе 1914 стал Петроградом) появился раньше рижского и существовал там задолго до начала ПМВ.



Нет. Фактически все производство Герца, и Цейса находилось в Риге, несмотря на то что на клеймах писали Санкт-Петербург. Хотя очень редко встречается клеймо с Ригой, но там указано "Оптический завод" (ставили какой-то ограниченный период, еще до клейма с надписью С.Петербург), но в период когда производили отсечки клеймо с Ригой уже не применялось.
Из Риги производство Герца и Цейсса переместили в Петроград в 1915 г.

click for enlarge 1920 X 1216 185.2 Kb
Кстати в 1915-1916 гг. Оптический завод ГАУ использовал призму в качестве своего клейма, затем стал применять клеймо стилизованное под клеймо Цейсса


click for enlarge 1500 X 1063 56.9 Kb click for enlarge 1500 X 921 51.2 Kb
click for enlarge 1500 X 1036 99.8 Kb

Более подробно по оптическому производству тут:
https://forum.ww2.ru/index.php?showtopic=1315122&page=1

Конкретно по отсечкам:
23 декабря 1912 года. Приказ ГАУ ?671:
"Согласно заключения заведующего артиллерийскими приемками, для приема от оптического завода К.П.Герцъ в Риге, заказанных этой фирме, согласно положения Военного Совета 3 Ноября сего года, 1.500 тыс. отсечек-отражателей нового чертежа по контракту от 22 Ноября сего года за ?51074, мною назначается младший артиллерийский приемщик Полковник Лойко.
Количество браковщиков отсечек не должно было превышать 24 человека."

edit log

NORDBADGER
21-7-2018 19:18 NORDBADGER
quote:
Изначально написано R_S:
Винтовки 1921 г. известны. Вполне могут и образцы 1922, но пока о таких не известно, поэтому 1922 г. "включительно" не упоминал

А нет ли каких-нибудь доков по этому поводу? Я после 1908 г. не видел упоминаний, что конечно не говорит, что их не было, но хотелось бы подтверждения и из бумажных источников. Может их не выпускали какой-то период (что уже было ранее) или ещё что?

quote:
Изначально написано R_S:
Нет. Фактически все производство Герца, и Цейса находилось в Риге, несмотря на то что на клеймах писали Санкт-Петербург.

Спасибо. Приказ случайно не с WW2 взят? А то товарищ его разместивший сообщает, что в Риге завод открыли в 1912 г., а до этого производство было в Питере. А у меня как-раз данные из справочников до 1913 г., вот и несовпадение. В них про Ригу вообще ни слова, а вот "Цайсс" там поминают.

edit log

NORDBADGER
21-7-2018 20:20 NORDBADGER
В табл. выпуска на стр.142-143, если данные по снайперским взяты из статьи в "Мире оружия", то почему то не упомянуты 749 шт. за 1932 г., кроме того, в статье на 1935 г. указаны 16082 винтовки, а в книге - 11684, за 1939 - 35376 и 35378 соответственно. И обыкновенные винтовки ТОЗ в 1940 г. - 725820 - это реальный выпуск, так совпало? А то точно такие же данные указаны в "Постановлении КО при СНК СССР N442сс от 19 декабря 1939 г." - план на 1940 г.

edit log

всего страниц: 14 : 123...67891011121314