Guns.ru Talks
История оружия
Авиационная стрелковка ( 2 )

вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

Авиационная стрелковка

Михал Михалыч
P.M.
6-5-2017 15:53 Михал Михалыч
Originally posted by БудемЖить:

Неизвестная пушка ШВАК с дульным тормозом. Кто пояснит, что это могло быть?


А точно дульный тормоз.. может втулка редуктора с мотор-пушки?
БудемЖить
P.M.
6-5-2017 15:55 БудемЖить
Originally posted by Михал Михалыч:

Я бы сказал "легкий максим"


Мы это уже обсуждали, в нашем исполнении этот пулемет назывался так. Но мое "авиаВиккерс" - совершенно рабочее название изедлия на фото, когда я не ставил задачу точной атрибуции предмета. Так что пусть останется здесь неким условным "авиаВиккерсом".
БудемЖить
P.M.
6-5-2017 15:57 БудемЖить
Originally posted by Михал Михалыч:

А точно дульный тормоз.. может втулка редуктора с мотор-пушки?


Совершенно не имею представления, что это может быть. Судя по длине ствола это, конечно, мотор-пушка, так что нельзя исключать и наличия некой детали от самолета на стволе. Но уж очень похоже на ДТ, да и сидит точно на конце.. . В общем, для меня загадка. Надеюсь, кто-нибудь сможет точно определить что это.
БудемЖить
P.M.
6-5-2017 16:02 БудемЖить
О конструкторе Березине и не только...

click for enlarge 875 X 1280 354.0 Kb
click for enlarge 1920 X 1262 594.5 Kb
ЯРЛ
P.M.
6-5-2017 16:56 ЯРЛ
Это не по теме, но 57мм. зенитка С-60 вот это штука!
evgar2
P.M.
6-5-2017 17:17 evgar2
Особое спасибо за неизвестную ранее фотографию СН. Это из какого музея?
Относительно "Швак с дульным тормозом", это не совсем ШВАК, а МЗА на его базе ЦКБСВ-75 под усиленный патрон 20х110R. Было несколько штук изготовлено в ЦКБ-14 в 1937 году.
Михал Михалыч
P.M.
6-5-2017 18:10 Михал Михалыч
Originally posted by evgar2:

Относительно "Швак с дульным тормозом", это не совсем ШВАК, а МЗА на его базе ЦКБСВ-75 под усиленный патрон 20х110R. Было несколько штук изготовлено в ЦКБ-14 в 1937 году.


Там одна копанина лежит..
Да и гнутый ствол как с упавшего самолета
mpopenker
P.M.
6-5-2017 18:57 mpopenker
БудемЖить:
Пулемет СН. "Кое-что о нем"...


ух ты ж ежкин кот, какая прелесть!
Это ж какой темп должен быть у спарки, если у обычного СН было 2500-2700 на ствол, если склероз мне не врет?
Pavlov
P.M.
6-5-2017 20:49 Pavlov
какая прелесть!

+1

Спасибо большое!

Уланов
P.M.
7-5-2017 00:27 Уланов
evgar2:
Особое спасибо за неизвестную ранее фотографию СН. Это из какого музея?
Относительно "Швак с дульным тормозом", это не совсем ШВАК, а МЗА на его базе ЦКБСВ-75 под усиленный патрон 20х110R. Было несколько штук изготовлено в ЦКБ-14 в 1937 году.

У меня в коллекции есть док от роты МЗА в виде ШВАК на грузовике, датированный 1944 годом

По ПТР. Патронов ПТР-БНС, было, мягко говоря, несколько Общей чертой было то, что большинство проектировалось и изготовлялось как раз в ОКБ-16 (при содействии 44-ого) и товарищ Дегтярев как раз выразил недовольство тем, что из-за того, что параметры поступивших патронов не соответствуют заявленным, опытные образцы его КБ на полигоне провалили испытания.

БудемЖить
P.M.
7-5-2017 00:28 БудемЖить
Originally posted by evgar2:

Особое спасибо за неизвестную ранее фотографию СН. Это из какого музея?


Это из техкабинета ("Техцетра") завода им. Дегтярева (Ковров). Организация закрытая, доступ туде крайне ограничен, только для "своих". Коллекция впечатляющая, честное слово. И оформлена красиво. Причем эта коллекция оружия состоит из двух частей: одна "для всех" (насколько можно говоить о "всех" в закрытом собрании), другая - "только для своих", т.е. "своих среди своих". Там есть очень вкусные вещи для историка отечественного оружия, крайне малоизвестный опытняк.
evgar2
P.M.
7-5-2017 11:27 evgar2
БудемЖить:

Это из техкабинета ("Техцетра") завода им. Дегтярева (Ковров). Организация закрытая, доступ туде крайне ограничен, только для "своих". Коллекция впечатляющая, честное слово. И оформлена красиво. Причем эта коллекция оружия состоит из двух частей: одна "для всех" (насколько можно говоить о "всех" в закрытом собрании), другая - "только для своих", т.е. "своих среди своих". Там есть очень вкусные вещи для историка отечественного оружия, крайне малоизвестный опытняк.

Круть! На работу что ль туда устроиться.. . Можно даже без зарплаты! )))) только за просмотр коллекции.

Vigilante
P.M.
7-5-2017 13:25 Vigilante
БудемЖить:
Там есть очень вкусные вещи для историка отечественного оружия, крайне малоизвестный опытняк.

Наверно, многостволки и автоматические малокалиберные ДРП там тоже есть.

БудемЖить
P.M.
7-5-2017 13:38 БудемЖить
Originally posted by Vigilante:

Наверно, многостволки и автоматические малокалиберные ДРП там тоже есть


Автоматическая авиаДРП у нас была только одна, насколько я знаю - это ДРП Курчевского с дульным заряжанием. В Техцентре ЗиД её нет, она имеется в другом месте. Тоже и многоствольные пушки - их в этом музее, ЕМНИП, нет. Здесь нужно понимать вот что: данный техкабинет (Техцентр) ЗиД - суть есть облагороженное хранилище опытных изделий данного предприятия, и там могут быть только те изделия, которые там разрабатывались. КОнечно, случаются и исключения, в таких "КБшных" коллекциях попадаются образцы оружия, разработанные в других заведениях, причем не сказать, что бы совсем редко. Но в массе своей основное собрание таких закрытых заводских коллекций это изделия собственной разработки. Так и здесь, а многоствольные пушки в Коврове не разрабатывались, их место "рождения", в основном, это Тула и Климовск.
БудемЖить
P.M.
7-5-2017 14:39 БудемЖить
Вот еще кое-какие записки по авиаустановкам (меня, в основном, интересовали установки для авиавооружения, а не сами "стволы", хотя информацией о них я не пренебрегал).

"Советская авиапромышленность и ВВС РККА в годы репрессий 1938г
artofwar.ru

Поставленная НКОПом в 1937г задача перед оружейниками в создании скорострельной авиапушки (900 выстрелов/мин) калибром 23-мм со снарядом 200гр была возложена на ОКБ-16 (главный инженер Я.Г. Таубин). Аналогичная задача "мотор-пушка" была поставлена и тульским оружейникам. Контроль был возложен на замначальника Управления по вооружению ВВС И.Ф. Сакриера. К сожалению, к концу июня так и не было ничего сделано. Н.Н.Поликарпов тоже долго бился над решением задачи синхронизатора (стрельба из двух пушек через винт на самолете И-16 тип 17). К работе был привлечен И.К.Флеров, который в январе 1938г за три дня сделал синхронизатор для стрельбы из пулеметов на самолете И-16. Выход нашли позднее применив синхронизатор закупленный в США.

airforce.ru
В начале 1936 малую серию из Р-Z, сделанных на заводе 1, передали на войсковые испытания в 452 аб в Харьков. Хотели в сентябре, но не успели. Войсковые испытания потребовали доработок из-за плохого обзора, недоведенности турели ТУР-32, неэффективности закрылков, отказа тормозов, плохой вентиляции кабин, перетяжеленности хвостовой части, невозможности пилотирования из задней кабины (мешала рация 13СК). Но приняли на вооружение и подписали с промышленностью согласованный протокол замечаний и работ по их устранению (1805,10)
3 мая 1936 СТО выпустил специальное постановление "О вооружении авиации". В нем говорилось, что основным видом вооружения самолетов считать скорострельное пушечное вооружение, не ослабляя внимания к пулеметному вооружению.
В сентябре 1936 на СБ (АНТ-40) поставили механическую спарку ШКАС (МСШ) с повышенной скорострельностью. Потом не пошла из-за вооружения крупнокалиберными пулеметами.
Так называемая 'установка Торопова', она же ВУБ-1, она же Б-270. Питание пулемета УБК (на турели устанавливался именно крыльевой, с электроспуском и пневмоперезарядкой, а не специальный турельный вариант пулемета Березина) было ленточным, боекомплект состоял из 200 патронов. Для повышения надежности установки пулемет оборудовали устройством электроподтяга ленты. В ходе испытаний выяснилось, что отклонение пулемета в стороны усилиями штурмана на угол свыше 40-50? при крейсерских скоростях полета невозможно из-за больших аэродинамических нагрузок. Для устранения этого явления на экран установили двухлепестковый компенсатор, оказавшийся, впрочем, недостаточно эффективным".

evgar2
P.M.
7-5-2017 14:43 evgar2
БудемЖить:

а многоствольные пушки в Коврове не разрабатывались, их место "рождения", в основном, это Тула и Климовск.

Я бы сказал, что разрабатывались они как раз таки в Коврове группами Крекина и Слостина. А вот проекты были потом переданы в ЦКБ-14 или КБП в середине 50-х для реализации группой Грязева.
Да и кое какой реализованный многоствольный опытняк в ОКБ-2 тоже был.

Но не суть. А часом не завалялись ли у вас фотографий опытняка ОКБ-15? Куда все опытные разработки Шпитального делись после разгона его КБ? Интересуют и Ш-20, Ш-23. Ш-57. Да и по Ш-37 не густо информации.

БудемЖить
P.M.
7-5-2017 14:48 БудемЖить
Originally posted by evgar2:

А часом не завалялись ли у вас фотографий опытняка ОКБ-15? Куда все опытные разработки Шпитального делись после разгона его КБ?


Мимо меня эти изделия не пролетали, иначе бы я их запомнил. Вполне возможно, что их переместили в Климовскв НИИСПВА (это как раз по профилю). Попробуйте посмотреть, что может быть на этот счет в книге Белова. Маловероятно, но может попадется, я уже не помню.
На настоящий момент направление разработки авиапушек в Климовске мертво, но где их матачасть - не знаю. Хотя я просто толком не искал.
БудемЖить
P.M.
7-5-2017 14:50 БудемЖить
Еще кое-какой материал, может кому будет интересно.

" 26 декабря 1938 года начальник НИП АВ ВВС полковник Шевченко писал письмо начальнику Особого отдела
Сообщаю некоторые данные по состоянию авиационного вооружения ВВС
::.
0 Турели.
Этот вопрос получил для скоростных самолетов разрешение только в 1938 году. До этого царила исключительная неразбериха. Испытывали десятки образцов и все оказывалось неудовлетворительным. Почти на каждом новом самолете устанавливали новые турели.
В 1936 году была отработана довольно хорошая турель ЦКБ-73. 4-й отдел НИИ ВВС рекомендовал ее на вооружение. Необходимо было сделать к ней только экран и она пошла бы на все скоростные самолеты. Была тогда же создана комиссия по выбору лучшей турели под председательством Лаврова, комиссия испытала целый ряд турелей. Было единодушное мнение, что это хорошая турель, но ВВС похоронило ее и она не пошла на вооружение. В то же время испытывалась турель клычной системы Вененвидова и Можаровского, она тогда была конструктивно во многом не доработана. Затем появилась турель "СУ" 32 завода. И, наконец, летом 1938 года в доработанном виде была подана турель Веневидова-Можаровского, показавшая хорошие результаты на испытаниях во всех отношениях, как в части удобства маневрирования с нею в бою, так и в части наилучшего решения вопроса монтажа прицела на ней. Так как ряд инженерного состава на полигоне относился к ней отрицательно, не признавая в принципе клычной системы (Филиппов, Успенский, Глущенко), я поручил испытывать ее инженеру прицельного отделения Монахову и сам летал с ней. Турель сейчас признана УВВС как лучшая и, очевидно, пойдет на все самолеты как стандартный тип.
1 Люковые установки.
Удовлетворительным типом является установленная на СБ отработанная в 1938 году. На других самолетах - ТБ-3, ТБ-7 люковые установки совершенно негодные, в принципе своем забракованные еще в 1936 году, как полигонном, так и на основе учения в Кречевицах и несмотря на это, все же ее поставили на ТБ-7 в 1938 году для того, чтобы опять забраковать.
Все наши люковые установки дают малые углы обстрела и в этом их большой недостаток. Отработанного хорошего стандарта нет.
Крыльевые наши установки тоже желают лучшего. Подход к ним, как правило, неудобен, снятие и постановка пулеметов занимаю весьма много времени. Иностранный опыт в этом отношении не используется.
:
В конце 1937 года выпускается опытный самолет "Иванов" и на нем установка пулеметов осуществляется так, что к ним зимой с ключем не подберешься, зарядка пулеметов как будто нарочно сделана так, чтобы она занимала весьма много времени, ленту необходимо тянуть проволокой вслепую на весьма большом пути с изгибами. Хуже даже придумать трудно.
На ТБ-7 в конце 1937 года умудрились поставить забракованную еще в 1936 году турель ТУР-10, совершенно негодную.
:.
Стрелковые прицелы.
Появление скоростных высотных самолетов в части прицелов почти застало ВВС врасплох. Имелись прицелы для скоростей до 240 км/час, а самолеты давали 450-475 км/час.
С 1935 года начинается усиленное конструирование прицелов.
:.
В 1937 году сконструирован прицел ПМП-3, принятый на вооружение и пошедший в строй с 1938 года. Принцип простой и в эксплуатации удобен.
Можно было еще в 1936 году пустить на вооружение прицел АНИИ 2-й вариант, а потом уже работать над созданием лучшего :..
Летом 1936 года подается на испытания прицел оптический для стрельбы с неподвижно установленных пулеметов (крыльевых, синхронных) ОП-2. Учитывает скорости противника до 500 км/час. :..
Разрабатывается упрощенный под маркой ОП-4 и наконец во второй половине 1937 года разработан прицел коллиматорный ПАК-1, испытания которого закончены в начале 1938 года. Прицел безусловно хороший, весьма простой в эксплуатации и удобен для пользования летчику. Прицел принят на вооружение и устанавливается на самолетах. Он же может быть использован и для пушек.
В конце 1936, начале 1937 года проходит испытания оптический прицел для турельных пулеметов и пушек ПАЛ-21. Прицел дал хорошую меткость стрельбы и рекомендован на войсковые испытания. Подача на войсковые испытания и сами испытания занимают слишком большое время. За этот период разработан упрощенный прицел ПАЛ-21у и летом 1938 года подается на испытания. Прицел показал хорошие результаты и наконец принят на вооружение. Испытывался совместно с турелью Веневидова-Можаровского, которая тоже принята на вооружение.
Таким образом, только в 1938 году на вооружение ВВС приняты прицелы, отвечающие современным требованиям скоростной и высотной авиации.
Отсутствует пока отработанный прицел для люковых установок. Имеющийся и испытанный в 1938 году (оптический, перевернутый ОП-2) допущен только за неимением лучшего".
.....
"В ноябре 1943 г. на повторные испытания направили машину Пе-3 (завод?ской ?3/198) с доработанным фо?нарём кабины лётчика и установкой ФЗ. На этот раз нововведения полу?чили безоговорочную поддержку во?енных и были рекомендованы в се?рию. Самолёт Пе-2Б, считавшийся эталоном на 1944 г., также оснащали новым фонарём с ФЗ. И вот тут началась одна из самых непригляд?ных страниц в истории 'пешки'.
Все, казалось, понимали, что ФЗ радикально повысит обороноспособ?ность самолёта, улучшит условия работы пилота и штурмана, безопас?ность экипажа. Но дело не двигалось. Наркомат авиапромышленности не разрешал внедрять установку (опа?саясь срыва плановых заданий), за?водские специалисты не решались повторить опыт с несанкционирован?ным внедрением ФТ (тогда директор завода В.Окулов и главный конструк?тор А.Изаксон едва не поплатились за самовольство), а руководство ВВС КА как-то 'очень скромно' настаи?вало на своём (вероятно, оно тоже опасалось даже временного сниже?ния выпуска массового фронтового бомбардировщика). 'Пешка' в кото?рый раз оказалась в порочном кругу: 'хронический аврал' промышлен?ности требовал 'гнать план', воспол?няя потери, а уменьшить их, каче?ственно улучшив конструкцию, не давал неумолимый темп выпуска. В результате Пе-2 с установкой ФЗ так и не стал серийным, а десятки (если не сотни) экипажей поплатились за это своими жизнями".

БудемЖить
P.M.
7-5-2017 14:53 БудемЖить
М.Е. Березин в воспоминаниях своего сына Сергея Михайловича Березина (1937-2005 гг.), член-корреспондента Российской академии ракетных и артиллерийских наук, д.т.н., профессор кафедры "Проектирование автоматических комплексов" Тульского государственного университета.

Ниже приводятся фрагменты воспоминаний С.М. Березина, опубликованных в книге "И щит и меч России" (Тула, Издательский Дом "Пересвет", 2007).

С.М. Березин: ":отчётливое воспоминание - наш отъезд в эвакуацию в Ижевск. Уезжали мы одни - мама и трое детей. Шел 1941 год. Отец в это время лежал в московской Кремлевской больнице с переломом позвоночника. Что это было - несчастный случай или покушение - сказать трудно. Вскоре и он к нам приехал с бабушкой и тётей. Отец был в корсете и несмотря на то, что не ходил, а только лежал, уже начинал работать. Приходили люди с завода, где осваивался его пулемет УБ-12,7, и он обсуждал с ними производственные вопросы. Вернулись в Тулу весной 1944 года. Поселились на проспекте Ленина в доме 67. Сейчас на этом доме мемориальная доска в память отца. Он сразу пошёл на работу. Отчетливо помню его поговорку: "У меня в жизни два Д - дело и дети". Была у него и ещё одна поговорка: "Работа не девушка, её нельзя уговорить - надо хорошо делать". Отец много времени проводил в ЦКБ, ездил в командировки. Им была разработана пушка Б-20 для самолётов различного назначения.
Близкими друзьями его были конструкторы Вячеслав Иванович Силин и Сергей Александрович Волков. Очень дружил, несмотря на разницу в возрасте, с Василием Алексеевичем Дегтяревым. Отца уважал нарком обороны Дмитрий Фёдорович Устинов. Они учились в одной группе в институте и хорошо знали друг друга. Заслуги отца ценили и на самом "верху". После войны он удостоился приглашения на банкет в честь Победы, который давал И.В. Сталин. Кроме того, Сталин вызывал его и для личной беседы.
В последние годы жизни отец начал читать лекции в институте. Всегда тщательно готовился к ним:
А теперь немного о том, каков отец был в семье. Маму он не только любил, но и бесконечно уважал. До конца жизни вынужденный ходить в корсете, он, естественно, никакой физической работы выполнять не мог. А она - педагог, отличник народного образования, при всей своей огромной занятости везла на себе воз семейных забот и работ. Отец всегда говорил, что половина его наград принадлежит ей.
Он был широко образованный человек. Писал стихи, которые, к сожалению, не сохранились. Ещё в годы учебы в институте занимался в литературном кружке и даже написал рассказ, опубликованный в журнале "Резец".
Любил музыку и нам желал того же. Когда получил вторую Сталинскую премию, несмотря на финансовые трудности, родители купили нам пианино за шестнадцать тысяч рублей. На эти деньги тогда можно было купить машину. Но приоритет в семье отдавался не материальным интересам, а духовным.
.. . отец работал над созданием пулеметов БС и БТ, но самым удачным оказался УБ калибром 12,7 мм - универсальный Березина, который был принят на вооружение, победив в конкурсе американский пулемет "Кольт-Браунинг.
После испытаний военные написали отчёт, в котором рекомендовали принять на вооружение американский образец. Председателем комиссии был Ворошилов. Он прочёл отчёт и сказал: "А где конструктор?". Позвали отца. Климент Ефремович спрашивает: "Сколько вам лет?" Последовал ответ: "32 года". "Какое у вас образование?" Отец рассказал, что он - бывший беспризорник, окончил рабфак, институт. Ворошилов говорит: "Трудно, конечно, бывшему беспризорнику конкурировать с международной фирмой." А потом задал вопрос уже военным: "А если завтра война? Чьё оружие мы будем использовать?" Военные подумали, быстренько переписали свои выводы. Так пулемёт УБ был принят на вооружение. Он оказался одним из лучших пулеметов времен Второй мировой войны. Об этом говорили все, а американцы считали, что Березин - самый талантливый конструктор автоматического оружия того периода.
Во время работы над пушкой Б-20, перед войной, отец отправился в командировку в Ногинск, попал в автокатастрофу и получил перелом позвоночника. Сохранилась записка Устинова, к тому времени ставшего народным комиссаром вооружения СССР: "Добрый день, Михаил Евгеньевич, сожалею о случившемся, но что поделаешь, коли так произошло. Желаю скорейшего выздоровления. Работы много, и работа идет. Машины твои и УБ полным ходом осваиваются и производятся на Мелехинском заводе. До свидания. Крепко жму руку. Напиши подробно, как чувствуешь себя и в чём нуждаешься".
До серийного производства отец довёл и авиационную пушку Б-20. Она тоже в конце войны состояла на вооружении самолётов. По березинской схеме разрабатывалась пушка ВЯ-23 - Волков, Ярцев. Кстати, три конструктора были друзьями. Вместе обсуждали все проблемы, порой и за чаркой, много времени проводили втроём.
Во время войны березинское оружие выпускалось в больших количествах ежегодно. Только пулеметов УБ производилось свыше 30 тысяч. И вклад отца в борьбу с фашизмом высоко оценило правительство. : К сожалению, он прожил очень короткую жизнь, погиб в 43 года, а сделать ещё мог немало".

evgar2
P.M.
7-5-2017 15:49 evgar2
начальник научно испытательного полигона ВВС Г.М. Шевченко вообще примечательной личностью был. Кажись в ЖЖ коллеги Уланова был пост - как Шевченко писал в Особый отдел о положении в отрасли по авиационной стрелковке. Жестко наехал на Шпитального...
Я беззастенчево этот пост на цитаты растащил. Кстати, ради интереса проследил судьбу всех, кому докладывал и упоминал Шевченко там в контексте Шпитального - полегли все.
нарком ВВС Я. И. Алкснис; начальник вооружений ВВС РККА И.Ф. Сакриер; начальник вооружений РККА И.А. Халенский; начальник НИИ ВВС И.А. Филин; начальник штаба ВВС В.К. Лавров; начальник штаба Управления ВВС С. А. Меженинов. Да и самого Шевченко тоже грохнули в 38-м.
Плюс до кучи еще и разработчиков, кто посмел оспорить нишу 20-мм. Один Дегтярев соскочил, видимо потому что вес имел у Сталина не меньший, чем Шпитальный. Правда тема авиавооружений для него была закрыта.
Кстати, а про перелом позвоночника Березина я не знал. Грешным делом думал, что он три года потратил на переработку УБ-20 модели 41 г. на Б-20 модели 44 г. с безратнового патрона 20х110 на рантовый ШВАКовский 20х99R.. . А от оно как!
БудемЖить
P.M.
7-5-2017 17:43 БудемЖить
Originally posted by evgar2:

как Шевченко писал в Особый отдел о положении в отрасли по авиационной стрелковке. Жестко наехал на Шпитального...


Писал, писал.. . У него получился вообще достаточно откровенный доклад о том, что "не все благополучно в королевстве датском". Что, в общем, как я понимаю, так и было.. .
БудемЖить
P.M.
7-5-2017 18:38 БудемЖить
Нашлись сведения и о "космическом взете" авиационной автоматической пушки Нудельмана-Рихтера, о подготовке такой пушки для вооружения советской космической станции "Алмаз". Т.с. оружие "Звездный войн". Эпизод 1. Или, может Эпизод 0,5

"Интересной особенностью советской космической станции "Алмаз" была установка на ней оборонительного вооружения. На борту ОПС размещалась скорострельная авиационная пушка НР-23 конструкции Нудельмана-Рихтера. Эта пушка сама по себе была интересной разработкой, что уж говорить о ее космическом использовании. Предположительная дальность стрельбы должна была составить до 3 км, а скорострельность на уровне 950 выстрелов в минуту. По утверждениям создателей пушки, во время наземных испытаний на расстоянии более 1 км. залп из этой пушки перерезал пополам металлическую бочку из-под бензина. При ведении огня в космосе отдача от ее использования соответствовала тяге в 218,5 кгс и станцию необходимо было стабилизировать, с чем в принципе достаточно легко справлялись 2 маршевых двигателя с тягой по 400 кгс каждый или двигатели жесткой стабилизации, обладающие тягой по 40 кгс.
Пушка НР-23 жестко крепилась под брюхом ОПС. В нужную точку ее можно было наводить при помощи прицела, поворачиваю всю орбитальную станцию с помощью дистанционного или ручного управления. Стрельбой из нее управлял специальный программно-контрольный аппарат (ПКА), который занимался вычислением залпа, которого гарантировано хватило бы для разрушения космической цели при полете снаряда до цели от 1 до 5 секунд. При этом нападать на кого-то 'Алмаз' не мог. Смысла использовать против полутонных спутников пилотируемую станцию массой под 20 тонн с огромным фотоаппаратом и другим ценным оборудованием не было. А вот обороняться станция могла очень успешно. Ни один автоматический американский спутник не устоял бы под огнем ее пушки".

Pavlov
P.M.
7-5-2017 18:53 Pavlov
Пушка с обогревом или она полностью помещалась в станции? Металл становится хрупким при -273 С?.
Капрал Хикс
P.M.
7-5-2017 19:39 Капрал Хикс
Буквально один вопрос:
ТКБ-504 - 37-мм опытная авиационная пушка Силина
ТКБ-508 - 37-мм опытная авиационная пушка Волкова-Ярцева-Афанасьева
КБ-П-775 - 37-мм авиационная пушка Слостина
- под какие именно патроны калибра 37 мм были спроектированы все эти пушки?
37х195?

------
Nothing is as bad as it seems.. .

evgar2
P.M.
7-5-2017 22:06 evgar2
Капрал Хикс:
Буквально один вопрос:
ТКБ-504 - 37-мм опытная авиационная пушка Силина
ТКБ-508 - 37-мм опытная авиационная пушка Волкова-Ярцева-Афанасьева
КБ-П-775 - 37-мм авиационная пушка Слостина
- под какие именно патроны калибра 37 мм были спроектированы все эти пушки?
37х195?

На 100% не скажу, поскольку только начал заниматься 37-мм калибром СССР, но повидимому под 37х155 мм. Вроде бы в послевоенное время патрон 37х195 уже нигде не применялся. После праздников на работе еще свои записи гляну.

БудемЖить
P.M.
7-5-2017 23:36 БудемЖить
Originally posted by Pavlov:

Пушка с обогревом или она полностью помещалась в станции? Металл становится хрупким при -273 С?.


Я думаю,что на этот счет вам следует запросить Аарона Абрамовича Рихера. Он весьма компетентный сотрудник, может дать отеты на все ваши вопросы.
БудемЖить
P.M.
7-5-2017 23:41 БудемЖить
Originally posted by evgar2:

На 100% не скажу, поскольку только начал заниматься 37-мм калибром СССР


Вы простите за, возможно, не очень корректный вопрос, но если ваше иследование в его текущем виде составяет 1000 страниц печатного текста, но при котором вы только начали заниматься советским 37-мм калибром авиапушек (и, как я понял, не имеете полной картины этого процесса), то что же составляет весь остальной объем работы? Хотя бы в процентах?
БудемЖить
P.M.
8-5-2017 00:04 БудемЖить
Вот еще кое-что по таубинской теме из моей подборки.

Из искры разгорелось 'Пламя'
Автор Андрей ГАРАВСКИЙ, 'Красная звезда'.

"Гранатомёт Таубина".

30-мм автоматический станковый гранатомёт АГС-17 'Пламя' - уникальное оружие, разработанное в ОКБ-16 (ныне КБточмаш им. А.Э. Нудельмана). Это первый отечественный гранатомёт, принятый на вооружение Советской Армии в 1971 году.
...
О том, как создавался этот уникальный гранатомёт, нам поведал главный конструктор проекта и ответственный исполнитель Александр Фёдорович Корняков.
А.Ф. Корняков окончил московскую спецшколу ВВС и Краснознамённое высшее инженерно-авиационное училище ВВС в Риге по специальности 'инженер-механик по авиационному вооружению'. Год прослужил на Курильских островах инженером авиа-полка по вооружению и в 1956 году был переведён на работу в ОКБ-16. Прошёл путь от инженера-конструктора до главного конструктора проекта.
...
"Попал в КБ к А.Э. Нудельману я не случайно, фактически это было предопределено ещё во время обучения в Рижском высшем инженерно-авиационном училище ВВС. А.Э. Нудельман поддерживал самый тесный контакт с кафедрами этого училища, организуя его слушателям практику в своём ОКБ и давая темы для курсовых и дипломных проектов. Руководителем моих курсовых и дипломного проектов был выдающийся конструктор ОКБ-16 Арон Абрамович Рихтер, впоследствии доктор технических наук, профессор, лауреат трёх Государственных премий СССР. По его рекомендации я был отозван из армии в ОКБ. Рихтер сразу же основательно загрузил меня серьёзной работой и до его внезапной кончины в 1988 году я работал под непосредственным руководством Арона Абрамовича.
В 1960-е годы наше предприятие стало переходить к ракетной тематике, при этом продолжались работы и по артиллерии, которые возглавлял Рихтер, тогда были созданы высокоэффективные пушки НР- 30, Р-23 и НН-30 с новой схемой автоматики.
Одновременно Рихтеру было поручено вести и новое космическое направление. Я был ведущим конструктором по некоторым его артиллерийским разработкам, потом меня перевели на космическую тематику.
И вдруг в 1967 году ОКБ-16 посетил секретарь ЦК КПСС, курирующий военно-промышленный комплекс, наш бывший министр (с июня 1941 года по 1946 год нарком, а затем министр вооружения) и будущий министр обороны Дмитрий Фёдорович Устинов. Он посетовал, что уже второй год одно из тульских КБ не может сделать автоматический гранатомёт, и предложил нам взяться за этот проект. Нудельман не мог не согласиться. Возглавить эту работу было поручено одному из наших конструкторов Владимиру Яков-левичу Неменову, который только закончил сдачу ВМС зенитной пушки для крейсеров - НН-30. Пушка была уникальной - с внутренним, межслойным охлаждением ствола, и до сего дня за рубежом такой пушки не создали.
С Неменовым, в том числе и над проектом НН-30, работали два очень талантливых конструктора - Марк Павлович Ежов и Михаил Антонович Прибытковский. По итогам этой работы НТС предприятия выдвинул их обоих на Государственную премию. Однако из-за несвоевременного оформления Неменовым положенных документов они премию не получили (как, впрочем, и сам Неменов).
...
Вторым важным шагом стал невероятный факт: во время нашего посещения Ржевского полигона один из его старых сотрудников рассказал, что в СССР ещё до Отечест-венной войны был создан гранатомёт, который испытывался на одном из полигонов ГАУ. На вооружение он не был принят, но его образец есть в Ленинграде в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи. Мы тут же поехали в музей, увидели гранатомёт, и я был буквально потрясён, услышав от смотрителя музея, что этот гранатомёт калибра 40,8 мм был разработан в 1937-1939 годах в ОКБ-16, то есть на моём родном предприятии! 'Почему же Нудельман ничего не сказал нам об этом гра-натомёте, не познакомил с его разработчиками и не показал его чертежи? Ведь он в то время работал в ОКБ (с 1934 года) и должен знать об этом гранатомёте!' - думал я и впоследствии несколько раз пытался спросить его об этом, но что-то меня удерживало. Рихтер, на мой взгляд, ничего знать об этом не мог, так как работал в нашем ОКБ только с 1943 года.
Сразу хочу оговориться. В описываемый период создания гранатомёта АГС-17, до поездки в Ржевку, я даже не подозревал о существовании гранатомёта Таубина, а о нём самом слышал лишь то, что был в нашем ОКБ какой-то начальник, которого перед самой войной арестовали и вскоре расстреляли. Узнал же о Таубине я лишь в 1988 и 1993 годах из 2-го и 3-го издания книги Нудельмана 'Пушки для боевых самолётов' (в 1-м её изда-ии 1983 года Таубин им даже не был упомянут). Подробно же о судьбе Я.Г. Таубина и созданного им оружия я узнал лишь в 2010 году из трилогии 'Великая тайна Великой Отечественной' и газетных публикаций писателя и историка Александра Осокина. Мы познакомились с Александром Николаевичем и вот уже два года работаем в соавторстве над книгой о загадках оружия той войны, в которой будет и глава о Таубине. Поэтому всё, что я рассказываю здесь о Я.Г. Таубине, Михаиле Никитиче Бабурине, К.К. Глухарёве, Л.В. Курчевском, их технических идеях и их оружии, - результат нашего совместного на-учного и исторического поиска.
Оказалось, что в КБ Таубина не было разработчиков со специальным образованием оружейника, а были просто молодые талантливые и дерзкие конструкторы. Конструировали они больше по наитию или по опыту, чем по теории, да и разработанных методик расчёта в то время не было. И тем не менее первый в мире гранатомёт Таубина успешно прошёл все испытания.
...
Таубин непрерывно искал оптимальное решение конструкции гранатомёта. Оно появилось у него лишь в 1939 году и удивительным образом совпало с приходом в ОКБ-16 на должность заместителя начальника ОКБ и начальника специального исследовательского отдела вое-нинженера 1 ранга Константина Константиновича Глухарёва. Фигура хотя и малоизвестная, но очень сильная и важная. Не случайно после ареста Я.Г. Таубина именно он два года возглавлял ОКБ-16. До этого по окончании в 1927 году Военно-технической академии он работал в Арткоме ГАУ, затем с Л.В. Курчевским - выдающимся изобретателем, создателем безоткатных орудий, являясь его заместителем. Затем - начальником КБ при заводе N38, разрабатывавшем безоткатные орудия, а позднее был переведён в знаменитый впоследствии Реактивный институт (РНИИ). Именно благодаря ему, на наш взгляд, ГДЛ перешла от конструирования ракетных снарядов для штатных орудий (в целях увеличения дальности выстрела) к автономным ракетным безоткатным системам. Cкорее всего, именно Л.В. Курчевский был первым, кто понял, что можно и нужно искать пути уменьшения отдачи для каждой конкретной системы. Глухарёв давно непосредственно занимался все-ми этими работами, участвовал в разработке снарядов М-13 и возглавлял создание пусковых установок для легендарной 'Катюши'. И вот в 1939 году Глухарёва перевели к Таубину, который завершал создание гранатомёта! Всё, что было наработано у Курчевского и РНИИ по отдаче, он перенёс в ОКБ-16. Возможно, Глухарёва и перевели туда потому, что Я.Г. Таубин пообещал И.В. Сталину уменьшить усилие отдачи авиационной автоматиче-ской пушки в два раза. Глухарёва прислали проверить это и помочь.
Тогда стояла задача поднять мощность оружия самолётов. Авиационные конструкторы почти в один голос заявляли, что, мол, самолёты у нас частично деревянные и ничего не получится. 'Это же физика, - говорили оппоненты, - есть импульс выстрела, и никуда от него не денешься. Таубин просто морочит всем головы'. Глухарёв был превосходным артиллеристом, членом многих комиссий, научно-технических и организационных комитетов. Он был единственным, кто прошёл все этапы создания реактивной, то есть безоткатной артиллерии, непрерывно работая в этом направлении 20 лет. Он буквально 'пронёс' идею уменьшения отдачи при выстреле от самого её зарождения и передал Я.Г. Таубину, а затем А.Э. Нудельману. Ведь ОКБ-16 создавало для обороны страны (в первую очередь для авиации) важнейшие новые виды оружия, в которых отдача должна быть минимальной. И Глухарёв помог, передав в ОКБ-16 'искру' Курчевского - борьбу за уменьшение отдачи. И вскоре после его прихода у Таубина появилось интересное реше-ние - гранатомёт и авиапушка с ленточным питанием.
Мало того, в годы войны наша армия получила превосходные крупнокалиберные авиапушки именно благодаря К.К. Глухарёву. Я.Г. Таубина к тому времени арестовали и расстреляли. Но Глухарёв нашёл в себе силы и мужество довести до серийного производства пушку ПТБ-37 (БМА-37), сделанную по проекту 'врагов народа' Таубина и его соавтора Бабурина. Для этого он, рискуя жизнью, заявил, что в КБ уже разработали другую, новую пушку 11-П-37. Хотя это была та же самая пушка, просто по команде Глухарёва её настоящее название с орудий было сфрезеровано и нанесено новое. За месяц была перевыпущена вся конструкторская документация на неё. Так в СССР в годы Великой Отече-ственной войны появилась уникальная, первая в мире автоматическая авиационная 37-мм пушка, которой вооружили истребители Як-9 и штурмовики Ил-2. В её создании был использован принцип перераспределения энергии отдачи, реализованный раньше в таубин-ских гранатомётах.
Из всего вышеперечисленного ясно, что Глухарёв - выдающаяся личность. Он также сумел сохранить таубинскую команду, из неё кроме Таубина арестовали всего лишь одно-го человека - его соавтора Бабурина. Такого тогда не бывало. Очень важно и то, что, уходя на новую работу в 1943 году, Глухарёв выдвинул на место начальника ОКБ А.Э. Нудельмана, разглядев в застенчивом молодом человеке будущего прекрасного руководителя, успешно продолжившего дело Таубина. Сегодня некоторые, не разобравшись в сути тех далёких событий, обвиняют А.Э. Нудельмана в том, что он якобы присвоил себе авторство 37-мм пушки Таубина - Бабурина, назвав её НС-37 (похожая история произошла и с 23-мм пушкой, названной НС-23 вместо ПТБ-23 ). Но теперь ясно, что для сохранения для страны этих пушек, созданных репрессированными конструкторами, Глухарёв буквально 'назначил' их конструктором Нудельмана. Хотя ради справедливости стоит отметить, что после реабилитации Таубина и Бабурина в конце 1950-х годов Нудельман мог бы поднять вопрос о восстановлении их авторства и даже о посмертном награждении. Историческая справедливость должна быть восстановлена ещё и вот в каком аспекте. А.Э. Нудельман, когда после его более чем 43-летнего руководства КБточмашем решался ворос о присвоении его имени предприятию, высказался при мне, что по справедливости надо бы присвоить КБ имена Я.Г. Таубина и А.Э. Нудельмана".

Уланов
P.M.
8-5-2017 01:20 Уланов
БудемЖить:
Очень важно и то, что, уходя на новую работу в 1943 году, Глухарёв выдвинул на место начальника ОКБ А.Э. Нудельмана, разглядев в застенчивом молодом человеке будущего прекрасного руководителя, успешно продолжившего дело Таубина.

Кхм-кхм

600 x 140

Ну и про успешность прохождения гранатометом всех испытаний, это, конечно, сильно...

БудемЖить
P.M.
8-5-2017 01:39 БудемЖить
Originally posted by Уланов:

Кхм-кхм


Ну, что здесь сделать: как сказал т. Гравский, то оно теперь и будет. Ибо, как известно, "что написано пером, то не вырубишь топором".
Originally posted by БудемЖить:

Очень важно и то, что, уходя на новую работу в 1943 году, Глухарёв выдвинул на место начальника ОКБ А.Э. Нудельмана, разглядев в застенчивом молодом человеке будущего прекрасного руководителя, успешно продолжившего дело Таубина.


"Но за спинами их побед, стоит мой стройный силуэт". (с)
Мда, кто бы сомневался! Ибо.. "У Победы всегда много отцов, а поражение всегда сирота". (с)
Уланов
P.M.
8-5-2017 01:55 Уланов
БудемЖить:

"Но за спинами их побед, стоит мой стройный силуэт". (с)
Мда, кто бы сомневался! Ибо.. "У Победы всегда много отцов, а поражение всегда сирота". (с)

Может оно и грез так говорить, но если прикинуть, сколько сил и средств ГАУ оттянуло на себя во время войны ОКБ-16.. . право, не уверен, где их должны были нагрждать, в Москве или Берлине.
Понятно, что у всех были проблемы в творческом поиске и все имеют право на ошибку, но как-то вот именно они косячили особенно часто и масштабно.
Ну и по части "склочности нутра" - только конструктор из 16 затеял писание кляуз после первых двух этапов конкурса ПП-42. (Разборки Устинов-Яковлев были уже потом и занчительно более по делу).
О причинах гадать не хочется, но у меня в ЖЖ для этого "ОКБ-16" метка "слабоумие и отвага" выделена целиком заслуженно.

evgar2
P.M.
8-5-2017 08:17 evgar2
БудемЖить:

Вы простите за, возможно, не очень корректный вопрос, но если ваше иследование в его текущем виде составяет 1000 страниц печатного текста, но при котором вы только начали заниматься советским 37-мм калибром авиапушек (и, как я понял, не имеете полной картины этого процесса), то что же составляет весь остальной объем работы? Хотя бы в процентах?

Ничего некорректного. Как бы авиационной стрелковкой не только СССР занимался в 20-40 годы. Просто я СССР оставил на последнюю очередь оставил как наиболее объемную тему.
На настоящий момент полностью закрыты главы по Германии, Японии, Италии, Швейцарии, Польши, Чехословакии, Швеции, Финляндии и Венгрии. Поскольку начинал работу с Великобритании, США и Франции, по ним готово все относительно. За 8 лет работы выплыли очевидные косяки, появилось желание добавить дополнительный материал.

ЯРЛ
P.M.
8-5-2017 09:47 ЯРЛ
За 8 лет

Но Вы уже определились без ложного патриотизма, какая в годы ВМВ авиационная стрелковка оказалась самой лучшей? Простая, технологичная, безотказная, меткая с высоким могуществом снаряда?
С уважением.
evgar2
P.M.
8-5-2017 10:21 evgar2
ЯРЛ:

Но Вы уже определились без ложного патриотизма, какая в годы ВМВ авиационная стрелковка оказалась самой лучшей? Простая, технологичная, безотказная, меткая с высоким могуществом снаряда?
С уважением.

Слишком большой объем изученного материала УЖЕ исключает однозначный ответ на этот вопрос. Ответ на этот вопрос потянет на полноценную статью. ))

Vigilante
P.M.
8-5-2017 12:49 Vigilante
Есть ли какие-нибудь данные о стандартах на живучесть авиационых пушек и пулемётов, и как они обосновывались? Можно ли сказать, что в советском ВПК урезание живучести до самого минимума и ниже ради уменьшения веса и увеличения скорострельности было нормой, что из-за этого нередко гремели скандалы, и случай с 12.7 мм пулемётом Таубина был на этом фоне рядовым?
БудемЖить
P.M.
8-5-2017 13:29 БудемЖить
Из всех документальных источников по авиационно-пушечной тематике меня больше всего впечатлил труд А.А. Рихтера "Логика конструкторского мастерства".

click for enlarge 1054 X 741 70.6 Kb

Эта книга вышла в 1974 году в ЦНИИИнформации и была грифованная. Сейчас, конечно, гриф снят. Так вот в этой книге маститый конструктор авиапушек рассказывает - КАК нужно работать с мыслью, что бы решить сложные конструкторские задачи, возникающие при проектировании автоматического скорострельного оружия. Это очень интересная для практикующего конструктора-оружейника книга, крайне полезная для правильной и эффективной организации мыслительного процесса. Насколько я знаю, других таких книг у нас в стране нет.

Из конструкторских задач, которые Рихтер рассматривает в книге, имеются примеры проектирования многопоршневого газоотводного двигателя пушки Р-23, ЕМНИП - системы воспламенения отказавшего патрона без перерыва в стрельбе (в процессе очереди), а также организации борьбы с эррозией узла герметизации сопряжения ствола и барабана револьверной автоматической пушки. В общем, интереснейшее издание для тех, кто в теме.

БудемЖить
P.M.
8-5-2017 13:58 БудемЖить
И еще один профессиональный источник по теме автоматпушек: А.Н. Лебединец "Конструкции и компоновочные особенности газовых двигателей автоматического оружия", МГТУ им. Баумана, 2006 г.
В этой книге имеется раздел, посвященный газдвижкам пушек/пулеметов с вращающимся блоком стволов. Имеются сведения о мощности приводов пушек 9-А-621 и АО-18, изображение устройства газдвигателей пушек 9-А-620, 9-А-768, пулемета ЯкБЮ, ГШГ, НР-30, Р-23 (в ней имеется целых три газоотводных двигателя), ГШ-23. И еще немало интересных сведений для тех, кто стремится познать оружие "изнутри".
SanSanish
P.M.
8-5-2017 14:00 SanSanish
Originally posted by Pavlov:

Металл становится хрупким при -273 С?.


Не любой, в первую очередь банальные высокоуглеродистые стали с рядом вредных примесей вроде фосфора и серы. Например литые траки гусениц или любые детали из широко распространенных автоматных сталей. Эта проблема вполне решаема современным материаловедением.
А вот проблема работы автматики в вакууме - действительно проблема!
Во первых вакуум - идеальный "обезжириватель," любые молекулы жиров, смазок, загрязнений и пр. он вытягивает, оставляя идеально чистую поверхность металла(забавный факт от отечественных хулиганов - при взрывной разгерметизации вакуумной камеры с полированной и обезжиренной стальной пластиной внутри высокоскостная макросьемка фиксирует ... фронт пламени на ней и появление цветов побежалости! Атмосферный кислород в составе 21% на идеально чистом металле вызывает такую бурную реакцию окисления). Соответственно со смазкой атоматики проблема.
А во вторых чистые металлы (и ряд не металлов) в вакууме подвержены диффуззионной сварке. Причем в самых неожиданных сочетаниях, не только сталь-сталь, но и например аллюминий-керамика. Всякие цветметы, нержавейки и титан при контакте друг с другом варятся с удовольствием.
Процесс конечно не такой быстрый как в промустановках с подогревом и сжатием, но тем не менее в открытом космосе соединение обычного болта с гайкой - неразъемное. Если не принять специальных мер.
И в пушке привариться может.... все, затворная рама к затвору и ствольной коробке, патрон к ленте, пружины к направляющим и т.д. А нагретое после стрельбы так и вовсе очень быстро.
Vigilante
P.M.
8-5-2017 14:11 Vigilante
Надо, стало быть, все детали вывешивать на постоянных магнитах, а патроны не извлекать из ленты, как в картечнице Бэйли
MMIsaev
P.M.
8-5-2017 14:15 MMIsaev
О создателе пулемета ГШГ http://master-gun.com/velikie-... -pulemyota-gshg

>
Guns.ru Talks
История оружия
Авиационная стрелковка ( 2 )