Guns.ru Talks
История оружия
Условные знаки артиллерийских баз и арсеналов по ремонту вооружения ( 26 )

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
всего страниц: 27 : 123...2324252627
Автор
Тема: Условные знаки артиллерийских баз и арсеналов по ремонту вооружения
БудемЖить
27-8-2014 22:21 БудемЖить первое сообщение в теме:
Уважаемые коллеги!
Кто следил за перепиской по теме условных знаков предриятий по ремонту вооружения, которая до сих по была "встроена" в разные темы по истории оружия, может помнить, что я обещал сообщить результаты своих изысканий в этой области. Сообщить после того, как опубликую их в печати, в предполагавшейся статье. Статья вышла в сборнике Артиллерийского музея и я, выполняя обещание, привожу сканы её страниц.
Сразу сообщу, что в статье приведены не все идентифицированные знаки - после сдачи статьи в верстку работа над их поиском и расшифровкой не прекращалась, удалось найти новые знаки и выяснить принадлежность еще нескольких из них. Всего к настоящему времени мною обнаружено почти 60 знаков, из них всего чуть более 20 расшифровано точно или с высокой степенью достоверности. Кое-какие из вновь расшифрованных знаков я дорисовал в Пейнте ниже основного их массива в таблице 1. Что-то не стал дорисовавать из за большого объема возни. Ну и оставил в таблице только те номера в/ч ремпредприятий, которые перешли под юрисдикцию разных государств СНГ после 1991 г. Причны, думаю, понятны.
Остальное в процессе обсуждения среди заинтересованной аудитории.
Да, забыл указать: исключительно все данные для настоящей статьи получены из открытых источников и интернета.
MiG
17-6-2019 07:05 MiG
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Конечно присоединяйтесь!

Спасибо!
quote:
Изначально написано БудемЖить:
А то пока еще новые знаки ремонтных органов расшифруются... А так с пользой пообщаемся.
Нужно бы с этими знаками таинственной "семерки" разобраться. Если поможете - буду признателен.

Да, конечно. Постараемся разобраться объединёнными усилиями.
Про шильдик на БЛ-116 прямо пишут, что это ЗиФ.
https://wikimapia.org/6501 939/...%B0%D0%A3%D0%A0
quote:
Изначально написано БудемЖить:
ВОт как раз с одной из двух БС-3 с заднего двора музея и срисован знак "Ф в горизонтальном ромбе с двумя черточками по бокам" и приведен в таблице к статье. А вторая находящаяся там пушка этого типа самая обычная, она имеет клеймо "Большевика" - "шашечки".
Так тогда чей это знак - "Ф в ромбе"??

Вы вот это орудие имеете в виду? На ней клеймо с буквой "Ф" в ромбе? На ней стоит обозначение именно "БС-3"?
click for enlarge 1024 X 576 92.3 Kb
По аналогии с 122-мм опытной пушкой С-4 в Нур-Султане орудие на заднем дворе артмузея было идентифицировано как опытное С-3.
С-4 такая.
click for enlarge 1707 X 1280 175.3 Kb
На территории "Арсенала" в Питере стоит БС-3. Интересно было бы узнать, какое на ней клеймо. По идее должно быть арсенальское. Но туда очень трудно попасть. Это фото взято из ЖЖ одного блоггера, который был там на Дне открытых дверей.

click for enlarge 1000 X 667 95.4 Kb
В любом случае, условные знаки с изображением буквы "Ф" в том или ином виде к МАЦКБ (ЦКБ-34) отношения не имеют имхо.

Нашёл у себя такую картинку с условными знаками с чертежей. "СпецМаш Ленинград" - это по всей видимости знак КБ специального машиностроения - преемника ЦКБ-34.
click for enlarge 570 X 232 14.5 Kb

edit log

БудемЖить
17-6-2019 20:09 БудемЖить
quote:
Originally posted by MiG:

В любом случае, условные знаки с изображением буквы "Ф" в том или ином виде к МАЦКБ (ЦКБ-34) отношения не имеют имхо.


Согласен. Уж больно много вокруг этого знака спорных моментов.
quote:
Originally posted by MiG:

Вы вот это орудие имеете в виду?


Нет, не это. То, на котором нанесено это клеймо - обычная БС-3.
Вторая тоже. А вот эта... Я про нее забыл. И она необычная пушка. Как бы она не была вообще в другом калибре, не 100 мм - что то такое помнится. Завтра разберусь и сообщу.
quote:
Originally posted by MiG:

Но туда очень трудно попасть.


Понял. Постараюсь попасть туда и осмотреть орудие.

Осмотрел пушку Ч-51 на АСУ-57 на предмет поиска знака 106 завода. Она оказалась Воткинского производства, 235 завода, имеет на правой стенке казенника знак "Звезда в круге внутри восьмиугольника", номер А095. Год выпуска как отдельная группа знаков не нанесен.
Аналогичная но буксируемая пушка Ч-26 тоже воткинская, но имеет знак "Звезда в круге". Видать, этот завод тоже несколько раз менял свой заводской знак.

edit log

MiG
18-6-2019 09:57 MiG
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Согласен. Уж больно много вокруг этого знака спорных моментов.

ИМХО должны существовать официальные документы по условным знакам оборонных заводов, конструкторских бюро, ремонтных предприятий. В одном документе должны были быть определёны правила создания и изменения таких знаков, порядок их присвоения (утверждения, а в другом - перечень условных знаков с расшифровкой. Емнип здесь этот вопрос уже обсуждался ранее. Видимо, так ничего и не нашлось именно по заводам и КБ.
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Нет, не это. То, на котором нанесено это клеймо - обычная БС-3.
Вторая тоже. А вот эта... Я про нее забыл. И она необычная пушка. Как бы она не была вообще в другом калибре, не 100 мм - что то такое помнится. Завтра разберусь и сообщу.
...
Понял. Постараюсь попасть туда и осмотреть орудие.

Как мне сообщил автор этого фото, на нём опытная пушка С-3. Если это так, то на нём должно быть клеймо "Мотовилихи".
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Осмотрел пушку Ч-51 на АСУ-57 на предмет поиска знака 106 завода. Она оказалась Воткинского производства, 235 завода, имеет на правой стенке казенника знак "Звезда в круге внутри восьмиугольника", номер А095. Год выпуска как отдельная группа знаков не нанесен.
Аналогичная но буксируемая пушка Ч-26 тоже воткинская, но имеет знак "Звезда в круге". Видать, этот завод тоже несколько раз менял свой заводской знак.

Остаётся только удивляться, что сохранились именно воткинские пушки Чарнко. Хотя, судя по данным интернета, они есть ещё в нескольких музеях. Просто они нам не доступны, а на их снимках в интернете не всегда можно рассмотреть клейма.

В начале 2000-х мой друг, известный тут под ником WouWar, в те времена ещё занимавшийся историей артиллерии, начинал составлять табличку по номерам и клеймам отечественных артиллерийских орудий ХХ века, которые ему удалось обследовать или получить нужные данные другими путями. Посылаю её Вам. Возможно, она пригодится.
https://cloud.mail.ru/public/4Ls8/4GSLF4cz2

edit log

БудемЖить
18-6-2019 20:41 БудемЖить
quote:
Originally posted by MiG:

Возможно, она пригодится.https://cloud.mail.ru/public/4Ls8/4GSLF4cz2


Скачал. Посмотрю, отпишусь. В любом случае благодарю!
О прочем напишу ниже.
БудемЖить
18-6-2019 21:10 БудемЖить
quote:
Originally posted by MiG:

Как мне сообщил автор этого фото, на нём опытная пушка С-3.

Должно быть Вася наснимал...
Вот уж не знаю, не знаю. Калибр у этой пушки 100 мм - я проверил, линейку прикладывал. Вроде бы то на то выходит. Так что я ошибся в своем воспоминании о том, что эта пушка не 100-мм.
А вот дальше интересно. На казеннике этой пушки (на его левой стенке) нет никаких заводских знаков, номеров и годов выпуска. Имеется только две группы из трех цифр через тире. Какие то заводские обозначения, возможно технолонические. И вообще на казеннике ни с какой стороны никаких заводских знаков нет. И на дульном тормозе тоже тет, ни с какой доступной строны.
Но! У этой пушки левой станине у шарнира и на левой строне люльки имеются заводские таблички, на которых прямым текстом написано "БС-3 52-П-412" 1946 г", серийный номер и знак завода - "окошко", т.е завод номер 7 ЗиФ.
Ну ведь не может пушка С-3 иметь лафет выпущенный в 1946 году? Думаю, что это не С-3, в какой то экспериментальный образец, послевоенный, созданный на базе серийной БС-3.

edit log

БудемЖить
18-6-2019 21:15 БудемЖить
quote:
Originally posted by MiG:

ИМХО должны существовать официальные документы по условным знакам оборонных заводов, конструкторских бюро, ремонтных предприятий.


Был такой документ. Секретный. О нем мне рассказал мой сослуживец, бывший командир одного из арсеналов ГРАУ. Называл его он "Альбом условных знаков предприятий по производству и ремонту артиллерийского, стрелкового ....вооружения." Или близко к тому - за давностью лет могу и не всопмнить дословно. Когда я стал интересоваться в известных мне частях этим альбомом, мне сообщили, что их уничтожили установленным порядком. И концов пока не нахожу, хотя искал.
БудемЖить
18-6-2019 21:17 БудемЖить
quote:
Originally posted by MiG:

Остаётся только удивляться, что сохранились именно воткинские пушки Чарнко.


А может было наоборот - основная серия пушек типа "Ч" была выпущена в Воткинске, а меньшая серия (допустим, оптыная) - в Хабаровске, на этапе осовения технологии? Где вообще находилось КБ Чарнко?
БудемЖить
18-6-2019 21:25 БудемЖить
Две другие БС-3 находящиеся там же, имеют обычный вид и конструкцию. Одна "Большевистская" ("три шашечки"), 1944 г/в, а вот вторая как раз с заводским знаком "Ф в ромбе". Она имеет номер А10108. Тоже странно. Допустим, год выпска "А". Тогда что, серийный номер 10108? Это что - 10108 пушка в году? ЧТо-то шибко дох.. выходит. Чушь какая то.

edit log

MiG
19-6-2019 18:11 MiG
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Должно быть Вася наснимал...

Да. Фото от Василия или от кого-то из его друзей. Сейчас уже не помню, от кого.
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Вот уж не знаю, не знаю. Калибр у этой пушки 100 мм - я проверил, линейку прикладывал. Вроде бы то на то выходит. Так что я ошибся в своем воспоминании о том, что эта пушка не 100-мм.

Так 122-мм пушка находится в Казахстане. А в артмузее - 100-мм. Это сразу было известно.
quote:
Изначально написано БудемЖить:
А вот дальше интересно. На казеннике этой пушки (на его левой стенке) нет никаких заводских знаков, номеров и годов выпуска. Имеется только две группы из трех цифр через тире. Какие то заводские обозначения, возможно технолонические. И вообще на казеннике ни с какой стороны никаких заводских знаков нет. И на дульном тормозе тоже тет, ни с какой доступной строны.
Но! У этой пушки левой станине у шарнира и на левой строне люльки имеются заводские таблички, на которых прямым текстом написано "БС-3 52-П-412" 1946 г", серийный номер и знак завода - "окошко", т.е завод номер 7 ЗиФ.
Ну ведь не может пушка С-3 иметь лафет выпущенный в 1946 году? Думаю, что это не С-3, в какой то экспериментальный образец, послевоенный, созданный на базе серийной БС-3.

В самом деле интересно. Имхо на этой пушке только ствол С-3, а лафет более новый. Но это только моё предположение. Возникает такой вопрос, есть ли на этом орудии музейный инвентарный номер. Если есть, значит в музее должна быть карточка на него. Но это мы уже углубляемся в дебри истории конкретного образца орудия. Хотя интересно было бы посмотреть на те группы цифр, которые всё же выбиты на казённике. Может, мне удастся как-то их расшифровать. По идее, если бы это были технические обозначния каких-то сборочных узлов, там ещё должны были бы быть буквы "СБ".

edit log

MiG
19-6-2019 18:14 MiG
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Был такой документ. Секретный. О нем мне рассказал мой сослуживец, бывший командир одного из арсеналов ГРАУ. Называл его он "Альбом условных знаков предприятий по производству и ремонту артиллерийского, стрелкового ....вооружения." Или близко к тому - за давностью лет могу и не всопмнить дословно. Когда я стал интересоваться в известных мне частях этим альбомом, мне сообщили, что их уничтожили установленным порядком. И концов пока не нахожу, хотя искал.

Ну в частях этот альбом в самом деле могли уничтожить. Но в вышестоящих учреждениях он должен был сохраниться. В том же архиве артмузея или в фонде ГРАУ в ЦАМО. Кроме того, вероятно, такой альбом издавался несколько раз, ведь знаки менялись.

MiG
19-6-2019 18:16 MiG
quote:
Изначально написано БудемЖить:
А может было наоборот - основная серия пушек типа "Ч" была выпущена в Воткинске, а меньшая серия (допустим, оптыная) - в Хабаровске, на этапе осовения технологии? Где вообще находилось КБ Чарнко?

В том то и дело, что после ВОВ КБ Чарнко находилось в Хабаровске на 106 заводе.

MiG
19-6-2019 18:28 MiG
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Две другие БС-3 находящиеся там же, имеют обычный вид и конструкцию. Одна "Большевистская" ("три шашечки"), 1944 г/в, а вот вторая как раз с заводским знаком "Ф в ромбе".

Кстати, эти пушки всё же отличаются друг от друга. У них размеры щитового прикрытия разные. У "Большевистской" пушки щит меньше. Из этого можно сделать вывод, что именно такой щит был у предсерийных пушек С-3 и гна первых сериях С-3/БС-3.
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Она имеет номер А10108. Тоже странно. Допустим, год выпска "А". Тогда что, серийный номер 10108? Это что - 10108 пушка в году? ЧТо-то шибко дох.. выходит. Чушь какая то.

Это надо знать, какая система нумерации изделий существовала в то время на заводе. Нумерация может быть, например, валовой или сквозной. В первом случае нумерация идёт по всей артиллерии с первого номера. А во втором случае вообще все изделия, выпускаемые заводом нумеруются подряд. Если грубо, то, например, пушка имела N A10108, а какая-нибудь мясорубка - А10109. Да ещё номер мог содержать зашифрованную информацию Скажем, "10" - это шифр цеха, в котором эту пушку собирали. Вариантов масса.

БудемЖить
19-6-2019 19:26 БудемЖить
quote:
Originally posted by MiG:

Хотя интересно было бы посмотреть на те группы цифр, которые всё же выбиты на казённике. Может, мне удастся как-то их расшифровать. По идее, если бы это были технические обозначния каких-то сборочных узлов, там ещё должны были бы быть буквы "СБ".


Сообщаю их: "317-214" И все, никаких "Сб". На мой взгляд, эти цифры никак не помогут более точно атрибутировать орудие.
quote:
Originally posted by MiG:

Но в вышестоящих учреждениях он должен был сохраниться. В том же архиве артмузея или в фонде ГРАУ в ЦАМО. Кроме того, вероятно, такой альбом издавался несколько раз, ведь знаки менялись.


Должен. По идее. Но ГРАУ и его научная и техническая библиотеки и архив раскасированы при сердюковском реформировании и перезде, новые кадры ничего незнают - проверено. В библиотеке музея такого альбома нет. А в ЦАМО... Альбом секретный, а в обычные ЦАМОшные фонды не попасть, а уж в секретный - даже и думать не буду. Если только случайно такой док не всплывет где то по военной линии, расчитывать его найти не стоит. Пробовал.
quote:
Originally posted by MiG:

В том то и дело, что после ВОВ КБ Чарнко находилось в Хабаровске на 106 заводе.


Ну вот, как раз в этом случае как то складнее получается: спроектировало КБ Чарнко в Хабаровске пушку, сделали на 106 заводе их опытную серию, испытали - и передали чертежи и технологию на тот завод, который промышленность сочла подходящим. В Воткинск. Там и изготовили большинство пушек. От того они чаще всего и попадаются. В пользу этого соображения говорит ономер одной из обрануженных мной пушек Ч-51 - "096".
quote:
Originally posted by MiG:

У "Большевистской" пушки щит меньше.


На глаз я разницы не заметил, но можно еще целенаправлено посмотреть и сравнить.
quote:
Originally posted by MiG:

Это надо знать, какая система нумерации изделий существовала в то время на заводе. Нумерация может быть, например,


Само собой. Если бы только знать какая... Впрочем, по БСкам военного времени суть нумерации узнать не сложно - переписать все и сравнить, я думаю, система вылезет. Если не забуду - сделаю. А вот послевоенная нумерация.... Это пока загадка.


Кстати, попутно осмотрел пушку СД-57 на базе Ч-26. Она имее такой небольшой двухкамерный дульный тормоз, и я подумал, что она могла быть какой то опытной и сделана на 106 заводе. Обшкрябал казенник. Нашел только буквенно-цифровую маркировку в три строки:
"СД-57
N М199
СД-57Н ?2299"
Знака завода в районе этой надписи не выявлено, никакого.

edit log

БудемЖить
19-6-2019 22:04 БудемЖить
quote:
Originally posted by swiss2:

по магазинам к ДП в теме про АФ загляните


Загляну.
MiG
20-6-2019 07:34 MiG
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Сообщаю их: "317-214" И все, никаких "Сб". На мой взгляд, эти цифры никак не помогут более точно атрибутировать орудие.

Да уж. Но, всё равно, попробую поискать, как можно эти цифры расшифровать.
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Должен. По идее. Но ГРАУ и его научная и техническая библиотеки и архив раскасированы при сердюковском реформировании и перезде, новые кадры ничего незнают - проверено. В библиотеке музея такого альбома нет. А в ЦАМО... Альбом секретный, а в обычные ЦАМОшные фонды не попасть, а уж в секретный - даже и думать не буду. Если только случайно такой док не всплывет где то по военной линии, расчитывать его найти не стоит. Пробовал.

Понятно. По поводу того, где ещё можно поискать, напишу Вам в личку.
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Ну вот, как раз в этом случае как то складнее получается: спроектировало КБ Чарнко в Хабаровске пушку, сделали на 106 заводе их опытную серию, испытали - и передали чертежи и технологию на тот завод, который промышленность сочла подходящим. В Воткинск. Там и изготовили большинство пушек. От того они чаще всего и попадаются. В пользу этого соображения говорит ономер одной из обрануженных мной пушек Ч-51 - "096".

Может, и так было. Но есть один существенный момент. В начале 50-х гг. Воткинский завод активно переключался на ракетостроение, а 106-й завод был сравнительно более своводен в плане артиллерийского производства имхо.

Попутно, нашёл статью про РСЗО "Коршун", так в ней пишут, что серийное производство боевой машины этой системы было развернуто на Ижевском машиностроительном заводе. Похоже, перепутали там Ижевск с Воткинском.
https://topwar.ru/99248-taktic...k5-korshun.html

quote:
Изначально написано БудемЖить:
На глаз я разницы не заметил, но можно еще целенаправлено посмотреть и сравнить.

Смотрите.
click for enlarge 1000 X 550 115.9 Kb _ click for enlarge 1200 X 800 68.9 Kb
Сравнивайте.
click for enlarge 1600 X 1092 191.9 Kb

edit log

MiG
20-6-2019 09:44 MiG
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Кстати, попутно осмотрел пушку СД-57 на базе Ч-26. Она имее такой небольшой двухкамерный дульный тормоз, и я подумал, что она могла быть какой то опытной и сделана на 106 заводе. Обшкрябал казенник. Нашел только буквенно-цифровую маркировку в три строки:
"СД-57
N М199
СД-57Н ?2299"
Знака завода в районе этой надписи не выявлено, никакого.

Если не врут всякие Википедии, со ссылкой на Широкорада, то СД-57 вообще была сконструирована в свердловском ОКБ-9 (хотя баллистику ствола Ч-26 использовали) и там же на 9-м заводе вроде бы серийно изготавливалась. Как удалось выяснить, серийное производство СД-57 велось на заводе ? 614 в г. Саратове. Аналогичная пушка Чарнко имела обозначение Ч-71 и осталась в опытном виде.
Более менее подробная деталировка СД-57 в Переяславе-Хмельницком. Условный знак завода так же не наблюдается.
https://www.dishmodels.ru/wsho...2&id=55385&tp=w

edit log

Kerk Pirr
26-6-2019 11:22 Kerk Pirr
Покажу несколько клейм, встречающихся на шейках штыков обр. 1891/30 г. Судя по всему, это отметки конкретных изготовителей, но каких?
click for enlarge 794 X 956  47.3 Kb
click for enlarge 794 X 956  52.2 Kb
click for enlarge 794 X 956  43.7 Kb
click for enlarge 794 X 956  52.0 Kb
click for enlarge 794 X 956  57.2 Kb
click for enlarge 794 X 956  44.5 Kb
click for enlarge 794 X 956  45.0 Kb
MiG
4-7-2019 06:52 MiG
quote:
Изначально написано Kerk Pirr:
Покажу несколько клейм, встречающихся на шейках штыков обр. 1891/30 г. Судя по всему, это отметки конкретных изготовителей, но каких?

Штыки - холодное оружие. В данной теме их клейма не рассматриваются. Вам надо сюда: https://forum.guns.ru/forumtopics/79.html

edit log

Kerk Pirr
7-7-2019 14:07 Kerk Pirr
quote:
Изначально написано MiG:

Штыки - холодное оружие. В данной теме их клейма не рассматриваются. Вам надо сюда: https://forum.guns.ru/forumtopics/79.html

Спасибо за ответ, но в данном случае это клейма именно арсеналов и баз по ремонту вооружения. То, что они на штыках, никакой роли не играет. В этой же теме уже описывались клейма Арсеналов ? 1 и ? 3, встречающиеся, в т.ч. и на штыках обр. 1891/30 г.

БудемЖить
7-7-2019 20:33 БудемЖить
quote:
Originally posted by Kerk Pirr:

но в данном случае это клейма именно арсеналов и баз по ремонту вооружения.


Честно говоря, я не увидел на этих фото штыков ни одного клейма, имеющего признаки марки ремонтного органа вооружения.
всего страниц: 27 : 123...2324252627

Guns.ru Talks
История оружия
Условные знаки артиллерийских баз и арсеналов по ремонту вооружения ( 26 )