Guns.ru Talks
История оружия
Условные знаки артиллерийских баз и арсеналов по ремонту вооружения ( 24 )

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
всего страниц: 27 : 123...21222324252627
Автор
Тема: Условные знаки артиллерийских баз и арсеналов по ремонту вооружения
БудемЖить
27-8-2014 22:21 БудемЖить первое сообщение в теме:
Уважаемые коллеги!
Кто следил за перепиской по теме условных знаков предриятий по ремонту вооружения, которая до сих по была "встроена" в разные темы по истории оружия, может помнить, что я обещал сообщить результаты своих изысканий в этой области. Сообщить после того, как опубликую их в печати, в предполагавшейся статье. Статья вышла в сборнике Артиллерийского музея и я, выполняя обещание, привожу сканы её страниц.
Сразу сообщу, что в статье приведены не все идентифицированные знаки - после сдачи статьи в верстку работа над их поиском и расшифровкой не прекращалась, удалось найти новые знаки и выяснить принадлежность еще нескольких из них. Всего к настоящему времени мною обнаружено почти 60 знаков, из них всего чуть более 20 расшифровано точно или с высокой степенью достоверности. Кое-какие из вновь расшифрованных знаков я дорисовал в Пейнте ниже основного их массива в таблице 1. Что-то не стал дорисовавать из за большого объема возни. Ну и оставил в таблице только те номера в/ч ремпредприятий, которые перешли под юрисдикцию разных государств СНГ после 1991 г. Причны, думаю, понятны.
Остальное в процессе обсуждения среди заинтересованной аудитории.
Да, забыл указать: исключительно все данные для настоящей статьи получены из открытых источников и интернета.
MiG
23-5-2019 00:29 MiG
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Старательно искал его, на 25-мм АЗП. Обыскал всю пушку, но не нашел. Впрочем, что бы я там нашел, если заводской таблички нет, а прочее покрашено и довольно основательно. Короче, этот знак пока не выявлен.

Понятно. Стремление различных мелких администраторов закрасить густым слоем краски орудия, экспонируемые в качестве музейных и других экспонатов, очень мешает выявлению клейм.
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Так же не встречал пока знаков ОКБ завода 172. До сих пор считал, что оптыные изделия этого КБ клеймились знаком основного завода. Если можете показать ссылку на обсуждение, где вы об этом писали, будет очень полезно. Как се усмотреть - кто и что пишет на не маленьком форуме.

Да. Сами орудия клеймились знаком завода, но в КД КБ ставили свои знаки.
Ещё забыли саратовские заводы - Нр 614 и "Автотрактордеталь" (на этом предприятии выпускали серийно горную пушку 2А2), а также предприятия НКВ, на которых выпускались авиационные пушки.
И небольшие поправки к Вашей статье.
Сталепушечный и чугуннопушечный заводы были объединены в Пермские пушечные заводы в 1871 г.
В 1941 г. в Молотов были, в частности, эвакуированы производство противотанковых и зенитных пушек завода Нр 8 им. Калинина, а также завод Нр 352 из Новочеркасска. Позднее осталось только производство 45-ок и А-19.


click for enlarge 612 X 544 61.6 Kb

edit log

БудемЖить
23-5-2019 20:43 БудемЖить
quote:
Originally posted by MiG:

Сами орудия клеймились знаком завода, но в КД КБ ставили свои знаки.


Если знаки КБ использовались только в техдокументации, то тогда они не повлияют на результаты отрибуции артиллерийского вооружения, а именно на это нацелена моя работа.
quote:
Originally posted by MiG:

Ещё забыли саратовские заводы - Нр 614 и "Автотрактордеталь" (на этом предприятии выпускали серийно горную пушку 2А2), а также предприятия НКВ, на которых выпускались авиационные пушки.


Авиапушки, не смотря на то, что по действующей классификации они являются артиллерийскими орудиями, я в рамки исследования не включал. По своей конструкции эти изделия больше относятся к стрелковому оружию, отчего, вероятно, их выпуск и был налажен на оружейных заводах, которые по своему профилю больше подходят к изготовлению этой разновидности вооружения.
А вот про завод ?614 в Саратове... Его знак на ПТРС известен. Но после войны завод выпускал морскую, как я понимаю, артиллерию и ставил на них свой знак. Я этот знак долго вычислял, что то нащупал, но твердого основания для идентификации пока не нашел. В настоящий момент предполагаю, что это знак в виде восьмиугольника со стрелой в виде буквы "N" внутри. Мождете подсказать, не ошибся ли я?
quote:
Originally posted by MiG:

Сталепушечный и чугуннопушечный заводы были объединены в Пермские пушечные заводы в 1871 г.


Ну конечно, же! В 1891 году это был уже объединенный завод, и я видел тому документы в переписке ГАУ с горным ведомством. Какая глупая опечатка, с "7-9". Прошу извинить.
quote:
Originally posted by MiG:

В 1941 г. в Молотов были, в частности, эвакуированы производство противотанковых и зенитных пушек завода Нр 8 им. Калинина, а также завод Нр 352 из Новочеркасска. Позднее осталось только производство 45-ок и А-19.


Учту, благодарю!
БудемЖить
23-5-2019 20:56 БудемЖить
quote:
Originally posted by MiG:

Понятно. Стремление различных мелких администраторов закрасить густым слоем краски орудия, экспонируемые в качестве музейных и других экспонатов, очень мешает выявлению клейм.


Это не совсем так, хотя для посетителей выглядит, наверно, так как вы написали. Дело в том, что орудия часто стоят на открытом воздухе десятилетиями, что, конечно, не способствует их сохранности. Способов защиты таких предметов от коррозии в упомянутых условиях, кроме добротной окраски, не существует. В результате многчисленных окрасок (орудия в музее на улице длжны иметь вид благопристойный, а не облезлый, поэтому обычно их раз в пару лет красят) за много лет на орудиях накапливаются многие слои краски, за которыми, конечно, скрываются многие мелкие (а иногда и не мелкие!) клейма. Отдельных исследователей это напрягает, но зато под краской сами предметы - орудия - достаточно хорошо сохраняются. Мне тоже приходилось "отцарапывать" эти знаки из под краски. Но я музейных сотрудников в этом неудобстве не виню - в основе их деятельности лежит другая и гораздо более широкая задача.

edit log

БудемЖить
23-5-2019 22:12 БудемЖить
Вот ссылка на скачивание сборика статей конференции в артмузее, где имеется моя статья. Желающие могут скачать.
https://yadi.sk/i/ZMvOyptX2NoIxw
MiG
24-5-2019 10:23 MiG
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Если знаки КБ использовались только в техдокументации, то тогда они не повлияют на результаты отрибуции артиллерийского вооружения, а именно на это нацелена моя работа.

Понятно. Вы ориентируетесь на идентификацию клейм натурных образцов. Тем не менее, условные знаки КБ в техдокументайии тоже требуют идентификации и систематизации имхо. По крайней мере у нас (я имею в виду нашу местную пермскую краеведческую литературу, да и не только в ней) зачастую смешивают КБ завода Нр 172 и ОКБ-172, а это не соответствует действительности, что подтверждается наличием своих собственных условных знаков этих организаций.
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Авиапушки, не смотря на то, что по действующей классификации они являются артиллерийскими орудиями, я в рамки исследования не включал. По своей конструкции эти изделия больше относятся к стрелковому оружию, отчего, вероятно, их выпуск и был налажен на оружейных заводах, которые по своему профилю больше подходят к изготовлению этой разновидности вооружения.

Тогда об этом надо было упомянуть в статье. Дело в том, что, например, при подсчёте общего количества артиллерийских орудий, изготовленных в СССР в годы ВОВ, авиапушки афаик в это количество включены.
quote:
Изначально написано БудемЖить:
А вот про завод Нр 614 в Саратове... Его знак на ПТРС известен. Но после войны завод выпускал морскую, как я понимаю, артиллерию и ставил на них свой знак. Я этот знак долго вычислял, что то нащупал, но твердого основания для идентификации пока не нашел. В настоящий момент предполагаю, что это знак в виде восьмиугольника со стрелой в виде буквы "N" внутри. Мождете подсказать, не ошибся ли я?

Скорее всего это так и есть. Мы тоже с товарищем давным давно пытались определить условный знак саратовского завода. На тот момент под вопросом были такие знаки этого предприятия.
click for enlarge 396 X 100 8.7 Kb
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Это не совсем так, хотя для посетителей выглядит, наверно, так как вы написали. Дело в том, что орудия часто стоят на открытом воздухе десятилетиями, что, конечно, не способствует их сохранности. Способов защиты таких предметов от коррозии в упомянутых условиях, кроме добротной окраски, не существует. В результате многчисленных окрасок (орудия в музее на улице длжны иметь вид благопристойный, а не облезлый, поэтому обычно их раз в пару лет красят) за много лет на орудиях накапливаются многие слои краски, за которыми, конечно, скрываются многие мелкие (а иногда и не мелкие!) клейма. Отдельных исследователей это напрягает, но зато под краской сами предметы - орудия - достаточно хорошо сохраняются. Мне тоже приходилось "отцарапывать" эти знаки из под краски. Но я музейных сотрудников в этом неудобстве не виню - в основе их деятельности лежит другая и гораздо более широкая задача.

Да, забота музейщиков о сохранности экспонатов понятна. Но с другой стороны они ведь должны не только об этом заботиться. Они должны и подробно описывать свои экспонаты, фиксировать все нанесённые на них клейма и т.д. И заносить эти данные в соответствующие свои документы, которые должны быть доступны исследователям. Да и на пояснительных табличках к экспонатам (я имею в виду артиллерию) не мешало бы указывать заводской Нр изделия и завод-изготовитель. Тогда не пришлось бы скоблить краску и нарушать сохранность экспонатов.
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Вот ссылка на скачивание сборика статей конференции в артмузее, где имеется моя статья. Желающие могут скачать.

Большое спасибо за ссылку! Я заходил на сайт артмузея. Там ещё этот сборник не выложили.


edit log

obgist
24-5-2019 18:52 obgist
quote:
Originally posted by MiG:

Они должны и подробно описывать свои экспонаты, фиксировать все нанесённые на них клейма и т.д. И заносить эти данные в соответствующие свои документы, которые должны быть доступны исследователям.


Ой ли??
Насколько я сталкивался - главное сам материал описать, а не то, что на нем изображено..
БудемЖить
24-5-2019 20:30 БудемЖить
quote:
Originally posted by MiG:

Понятно. Вы ориентируетесь на идентификацию клейм натурных образцов.


В общем, да, поскольку дремучесть в этой теме порой зашкаливает.
quote:
Originally posted by MiG:

Тогда об этом надо было упомянуть в статье.


Согласен. Как то не пришло в голову сразу, но если тема будет иметь развитие за пределами статьи, эта ваша рекомендация будет учтена.
quote:
Originally posted by MiG:

Да, забота музейщиков о сохранности экспонатов понятна. Но с другой стороны они ведь должны не только об этом заботиться. Они должны и подробно описывать свои экспонаты, фиксировать все нанесённые на них клейма и т.д. И заносить эти данные в соответствующие свои документы, которые должны быть доступны исследователям.


Должны, без сомнения. Другое дело, чтотребования к глубине атрибуции музейных предметов в разное время была очень разной. Еще 3-4 десятилетия назад было достаточно написать на этикетке просто название предмета (желательно правильное), и этого обществу хватало. Сейчас народ прокачался, хочет большего. Но беда в том, что к этому времени эти самые знаки/клейма нанесенные недостаточно "рельефно" уже давно и плотно закрашены. Ну и у музейщиков нет методической основы для определения знаков заводов. теперь, я надеюсь, большая часть вопросов будет снаята.
quote:
Originally posted by obgist:

Насколько я сталкивался - главное сам материал описать, а не то, что на нем изображено..


Это требуется сделать по программе "минимум", но что сверх того тоже приветствуется. В любом случае стандартные музейные формы описаний предметов содержат в себе графы "знаки, клейма".
БудемЖить
26-5-2019 23:59 БудемЖить
Вот такой знак нашел на одной из деталей обломков 40-мм АЗП Бофорс. Я так понимаю, это фименный заводской знак?

click for enlarge 1920 X 1080 160.5 Kb

edit log

MiG
27-5-2019 10:26 MiG
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Вот такой знак нашел на одной из деталей обломков 40-мм АЗП Бофорс. Я так понимаю, это фименный заводской знак?

Так точно.



click for enlarge 647 X 159 112.4 Kb

MiG
27-5-2019 10:44 MiG
Вариант нанесения условного знака завода N 172 им. В.М.Молотова (г. Молотово Уральской области) на казённике 152-мм гаубицы обр. 1931 г. ("НГ").
click for enlarge 1707 X 1280 195.8 Kb
У нас в Перми в качестве памятника установлен бронекатер проекта 1125 БК-140 (стр. N 181), построенный на судозаводе N 344 в конце 1944 г. Основное вооружение - 76-мм пушка Ф-34 в танковой башне типа "гайка". Есть фото казённой части этого орудия, на которой просматривается обозначение и заводской Nо. Условного знака завода нет.
click for enlarge 997 X 588 93.3 Kb _ click for enlarge 1010 X 582 84.1 Kb

edit log

БудемЖить
27-5-2019 23:33 БудемЖить
quote:
Originally posted by MiG:

Условного знака завода нет.


Он (знак) таки имеется. Присмотритесь: он находится между последней цифрой номера ("4") и первой цифрой года выпуска ("1"). Знак завода номер 92 - круг в треугольнике.
БудемЖить
27-5-2019 23:34 БудемЖить
quote:
Originally posted by MiG:

Вариант нанесения условного знака завода N 172 им. В.М.Молотова (г. Молотово Уральской области) на казённике 152-мм гаубицы обр. 1931 г. ("НГ")


Редкое орудие эта НГ. Благодарю!
MiG
28-5-2019 09:58 MiG
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Он (знак) таки имеется. Присмотритесь: он находится между последней цифрой номера ("4") и первой цифрой года выпуска ("1"). Знак завода номер 92 - круг в треугольнике.

О! Спасибо! Я полагал, что это какие-то метки.
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Редкое орудие эта НГ. Благодарю!

Да. По всей видимости единственные, сохранившиеся в мире, два экземпляра этой гаубицы находятся в г. Нурсултан (быв. Астана) в коллекции несостоявшегося военно-технического музея ВС Республики Казахстан.

edit log

MiG
31-5-2019 08:03 MiG
В башкирском городке Бирск на мемориале героям гражданской войны стоят две 76,2-мм полковые пушки обр. 1927 г. Орудия известные, но в нашем случае примечательно то, что они изготовлены на двух разных заводах - N 172 им. В.М. Молотова ("Мотовилиха") и N 232 "Большевик", о чём свидетельствуют условные знаки на их казённых частях. Ещё интересна дата выпуска мотовилихинской полковушки - 1941 г. Т.е. это орудие из самых первых, изготовленных на заводе N 172, партий.
click for enlarge 500 X 333 75.1 Kb _ click for enlarge 1080 X 810 74.2 Kb _ click for enlarge 810 X 1080 92.5 Kb

edit log

MiG
7-6-2019 18:42 MiG
Клеймо на артиллерийском ночном прицеле.
click for enlarge 1920 X 543 104.8 Kb
click for enlarge 406 X 372  29.1 Kb
БудемЖить
7-6-2019 21:56 БудемЖить
quote:
Originally posted by MiG:

Клеймо на артиллерийском ночном прицеле.


Ну, это, ЕМНЕИП, Новосибирский ОМЗ.
Вот какое клеймо артзавода не удалось обнаружить, это клеймо 106 завода НКВ. Этот завод размещался в Хабаровске и делал минометы и 76-мм полковые пушки обр.1943 г. Искал такие пушки что бы выявить клеймо, но нашел всего две и они пермские. Редкие это пушки. Еще одна есть у музея обороны Москвы, но туда пока не добрался.

edit log

MiG
8-6-2019 10:43 MiG
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Ну, это, ЕМНЕИП, Новосибирский ОМЗ.
Вот какое клеймо артзавода не удалось обнаружить, это клеймо 106 завода НКВ. Этот завод размещался в Хабаровске и делал минометы и 76-мм полковые пушки обр.1943 г. Искал такие пушки что бы выявить клеймо, но нашел всего две и они пермские. Редкие это пушки. Еще одна есть у музея обороны Москвы, но туда пока не добрался.

Спасибо!
Да, завод N 106 им. В.М. Молотова (ныне ОАО "Дальдизель") - предприятие не особо известное, в особенности по части клейм. Кроме полковушки обр. 1943 г. и миномётов там ещё делали 57-мм пушки конструкции Е.В. Чарнко (например, противотанковая Ч-26 и самоходная Ч-51 для АСУ-57).

edit log

БудемЖить
8-6-2019 10:59 БудемЖить
quote:
Originally posted by MiG:

там ещё делали 57-мм пушки конструкции Е.В. Чарнко (например, Ч-51 для АСУ-57).


Те пушки этого типа, что я видел, были изготовлены в Воткинске. Но я знаю, где еще посмотреть, быть может попадется.
MiG
8-6-2019 11:13 MiG
quote:
Изначально написано БудемЖить:
Те пушки этого типа, что я видел, были изготовлены в Воткинске. Но я знаю, где еще посмотреть, быть может попадется.

А может, в Воткинске делали только узлы для этих пушек и маркировали их своими знаками, а сборка шла в Хабаровске?
Вот, например, на замке гаубицы Д-1 видно клеймо Мотовилихи...
Посмотрел в интернете, чего пишут про выпуск Ч-26. В Воткинске - 20 шт., в Хабаровске - 100. Это интересно, что Вам попадались именно воткинские орудия.

click for enlarge 892 X 630 1.2 Mb

edit log

БудемЖить
8-6-2019 21:02 БудемЖить
quote:
Originally posted by MiG:

А может, в Воткинске делали только узлы для этих пушек и маркировали их своими знаками, а сборка шла в Хабаровске?


Ну, не исключаю. Знак Воткинского завода на этой пушке мной был однаружен на люльке (такая солидная алюминиевая табличка). Я даже сфотил ее, но само фото не найду что-то, вчера искал...
На неделе посмотрю на доступные мне пушки этого типа, быть может, ввиду такой редкости Воткинских, на других пушках будет знак 106 завода. ВОт была бы удача!
quote:
Originally posted by MiG:

Вот, например, на замке гаубицы Д-1 видно клеймо Мотовилихи...


В данном случае на Д-1 стоит затвор от другого орудия - 152-мм МЛ-20. там написано "152-37", оно и есть. Затворы, видимо, взаимозаменяемые. Я этого не знал, но почему бы и нет? Достаточно логично.

edit log

всего страниц: 27 : 123...21222324252627

Guns.ru Talks
История оружия
Условные знаки артиллерийских баз и арсеналов по ремонту вооружения ( 24 )