Решил создать отдельную тему потому, что в разделе достаточно разрозненного опыта разных людей по выравниванию и доводке камней из спеченной керамики, но вот чтобы это было все в одном месте не замечал. А между тем, как мне кажется, информация крайне полезная и должна быть хоть как-то упорядочена. Поэтому предлагаю, всех кто занимался подобным поделится своим опытом в данной теме, а также обсудить различные методы доводки спеченной керамики и возможный итоговый результат. Если конкретнее, не для кого не секрет, что хорошо доведенная UF керамика может давать очень чистый финиш, имея при этом хорошую абразивную способность, особенно на супер сталях, и требуя при этом минимум ухода и обслуживания. Но вопрос, как добиться нужной структуры поверхности на камне? Универсальный совет, который тут чаще всего дадут - чугунный притир и алмазные порошки, но проблема в том, что у многих, включая меня нет чугунного притира, как и набора алмазных порошков, да и честно говоря денег на них тоже. Соответственно возникает интерес, как обойтись "малой кровью"...
Вот как раз недавно купил на просторах ганзы керамический(спеченный оксид алюминия) камешек под апекс, который позиционировался как UF. Поверхность то у него в принципе ровная, а вот финиш этой самой UF поверхности - кошмар, на ощупь вроде гладка, толком не зеркалит, но при работе с металлом дает адские риски где-то на уровне 400-го борайда, может чутка потоньше. Помня, что такое старая UF, да и вообще F керамика Spyderco, я решил, что это не нормально, и решил довести этот камень. Начал с F600 КК на толстом 8м стекле. Нанес сетку карандашем, добился полного стирания. Попробовал на металле - не то. Пришел к выводу, что следы старого абразива полностью не вывелись, тогда принял решения наносить сетку маркером, из-за свойства последнего прямо таки въедаться в поры камня. И если уж стереть сетку нанесенную маркером, то можно сказать, что следов от старого абразива остаться не должно. Снес новую сетку. Камень после этого стал работать значительно тоньше, то есть риски стали ощутимо меньше. Дальше решил поработать на F800 КК, это заняло значительно больше времени, порядка 3-х часов до полного стирания маркерной сетки. Камень теперь явно, хоть и не равномерно зеркалит. По металлу работает мягко, практически без рисок, но вот абразивная способность не очень, как и ощущения от заточки, то есть вроде полирует, но нужной осторы толком нет(трудно объяснить на словах, кожу бодро цепляет, бреет плохо). Вообще при работе карбидом кремния с этой керамикой сложилось такое впечатление, что зерно КК дробится раньше чем успевает нарезать какую-то нормальную структуру на керамике, отсюда и эффект "зализывания" поверхности и резкое снижение абразивной способности. Дальше планирую вот что сделать, стереть сетку на F1200 КК, после этого перейти на алмазные пасты на бумаге(стекло 8мм, на нем лист бумаги пропитанный алмазной пастой НОМ) и сделать финиш последовательно на 5/3, 3/2, 2/1, 1/0 пастах. Может, если будет необходимость возьму 0.5/0. Хочется услышать мнения по поводу такого варианта доводки. Еще с удовольствием послушаю, кто как борется на такой керамике, да и вообще на других твердых камнях с острой гранью образующийся вовремя доводки. Для большого камня оно может не актуально, а вот на маленьком, при определнной кривизне лезвия попасть ей по кромке не составит труда, что испортит всю работу.
Подробный отчет по выравниванию спеченной керамики от BenjaminG
.
Вот такие они красивые на картинках, во всех магазах -
Medium, Fine и UltraFine соответственно.
Вроде красиво смотрятся, но когда прикладываешь линейку и видишь на всех брусках с одной стороны горб, а с другой яму, а то и винт, сначала становится просто грустно! Но когда начинаешь эту керамику править! То уже не просто грустно, а просто ПИПЕЦ3(в кубе)!!!
Собственно, кривость Fine и UltraFine, несколько сообщений выше, показана.
Кто сталкивался с доводкой камней (не керамики), могут сказать, "тю, всего делов-то!".
Ну-ну, я когда впервые узнал, что камни надо ровнять, и попробовал на керамике, то сначала не понял.
Думаю, может я, что-то не так делаю. Ладно, думаю, попробую еще разок! А потом еще разок! А потом еще и еще и еще, а потом забросил это "чудо" подальше с глаз! Пока не попробовал несколько иной метод доводки! О чем и хочу поделиться.
К сожалению, "задокументировано" только одна сторона UltraFine, самая кривая и брусок чешской керамики, не имеющий никакого отношения к компании Spyderco.
Сначала о временных затратах.
Брусок медиум был доведен В ТЕЧЕНИИ ДНЯ с перерывами на перекур, кофе, обед и т.д.
Первая сторона - 60/120/180/320 и вторая сторона - 60/120/180/320/500
Брусок Файн, обе стороны за 150 минут - только 60/120
Брусок Ультрафайн, одна сторона, наименее кривая за 70 минут 60/120
Доводка второй стороны, сильно кривая, Ультрафайн "задокументирована", только порошок 60 - 62 минуты.
Доводка чешской керамики, обе стороны, также "задокументирована". Первая сторона (горб), только 60 порошок - 130 минут, вторая сторона (яма), только 60 порошок - 90 минут.
Вот такой расклад по временным затратам.
Теперь собственно сам процесс.
Простое стекло -
На стекло ложим, пленку, предназначенную для переплета
Вот такая -
У меня стекло А3 формата, ну и пленка соответственно тоже -
Пленка имеет толщину 180 мг, бывает и больше 200/220 мг. Вот только найти ее трудновато.
Пленка "клеится" к стеклу исключительно водой, работает эффект поверхностного натяжения -
Далее, как обычно, абразивный порошок -
И процесс пошел -
Думаю, нет смысла выкладывать весь фоторепортаж. На мой взгляд имеют ценность только следующие кадры.
Spyderco UltraFine (была кривее первой стороны, да еще и с круговыми следами обработки) -
Сравнение толщины после доводки, Fine и UltraFine -
Первая сторона чешской керамики (был горб) -
И вторая сторона (была яма) -
Вся семейка в сборе, профиль -
анфас -
Хотелось бы дополнить, что после ухода маркерной сетки, плоскость дополнительно контролировалась лекальной линейкой 0 класса, на просвет. Такой контроль, позволил выявить, что при доводке чешской керамики, не смотря на то, что сетка стерлась, брусок был все еще кривоват и пришлось дополнительно поработать 40 минут!
Окончательное время, показано с учетом этой доработки.
Теперь о самом процессе.
Данный способ доводки, отличается от привычного тем, что по существу является притиркой, уже не на свободном зерне, а на закрепленном. КК шаржируется в пленку и работает по существу как шлифбумага, но так как пластик жестче основы шлифбумаги, то камни не линзуются (при схожей технике), а доводятся с хорошей плоскостью!
После того, как зерно зашаржировалось, оно держится в пленке до тех пор, пока не лопнет/расколется. Далее, оно может снова зашаржироваться, но уже меньшим зерном и т.д. В связи с этим, объективное ощущение, что зерно работает дольше.
Второй, большой плюс. В процессе работы, стекло не меняет свою плоскость, по мере выработки, пленка просто выбрасывается и достается новая.
На каждую фракцию зерна, своя пленка. Пачка пленки, занимает меньше места, чем пачка стекол.
В пачке 200 листов, при сравнении стоимости с 200 стеклами, значительно дешевле!
Я оставил, одно толстое, 20 мм и использую его как притир с пленками и одно не очень толстое 10 мм, его использую на порошках 800-1200. На каждый порошок, своя сторона.
Не смотря на столь положительные эффекты, очень тонкую, финишную доводку (800-1200 зерно), я предпочитаю делать на стекле, со свободным зерном.
По производительности процесса доводки, согасен с форумчаниным Ivan3 с "ганзы",
Здесь - https://forum.guns.ru...224/558291.html также, можно ознакомиться, с опытом доводки керамики наших коллег.
Процесс, действительно, можно описать весьма лаконично - "ЧУТЬ НЕ СДОХ!!!" :-)
Конечно, при наличии алмазных порошков, производительность процесса была бы выше, но и за неимением как таковых, это также, можно сделать, но необходимо понимать, что это будет очень долго. Терпение и труд, керамику сотрут.
Ну вот и все.
Осталось довести бруски до необходимого класса шероховатости и можно наслаждаться работой.
Сам, пока еще не пробовал, но говорят, что доведенная керамика, работает на уровне арканзаса-транса, а с некоторыми сталями и получше будет. Вот и хочу попробовать.
Всем удачи и терпения.
----
И продолжение от BenjaminG
Процесс, действительно, можно описать весьма лаконично - "ЧУТЬ НЕ СДОХ!!!" :-) Конечно, при наличии алмазных порошков, производительность процесса была бы выше, но и за неимением как таковых, это также, можно сделать, но необходимо понимать, что это будет очень долго. Терпение и труд, керамику сотрут.
Продолжаем тему керамики.
Раздобыл я алмазных порошков!
В наличии есть керамика от Spyderco, большой формат 203х76 мм, на ней и будем ставить опыты.
Ну что сказать?!
По сравнению с порошком карбида кремния, количество времени затраченное на выравнивание, очень удивило.
Я конечно предполагал, что с алмазными порошками будет быстрее, но что настолько, даже и не думал.
Возможно, сказалось использование пленки.
Выравнивая другие камушки на порошках КК с применением пленки, процесс занимает меньше времени, чем на стекле!
И дополнительный бонус - экономия порошка, как минимум в три раза! Особенно!, если камушек твердый.
Итак, по времени.
На порошках карбида кремния.
цитата:Брусок Файн, обе стороны за 150 минут - только 60/120
Брусок Ультрафайн, одна сторона, наименее кривая за 70 минут 60/120
Вторая сторона, сильно кривая, Ультрафайн, только порошок 60 - 62 минуты.
На алмазном порошке W60,
первая сторона - 30 минут,
вторая сторона - 40 минут.
Здесь надо отметить, что ровным, брусок стал на 15 минуте работы, но виднелась маркерная сетка.
Если бы не принципиальный вопрос, то можно было бы перейти на более мелкие порошки и при дальнейшей доводке, сетка бы ушла.
О порошке.
Решил глянуть в мелкоскоп, что за порошок такой и сравнить с самым грубым КК, что у меня есть - 50 зерно.
Алмазный порошок W60.
И порошок карбида кремния 50 зерно.
Первая мысль - ни фига себе, нае.... обманули, какое же это 60 зерно.
Потом вспомнил, что у алмазов несколько иная градация и W60, это примерно 150 зерно карбида кремния.
Фотки 150 зерна под рукой нет, а у фотика батарейка на зарядке, может вечерком сделаю.
Ну думаю, ладно, чего гадать да считать, надо пробовать.
Испытуемый, был не сильно кривой, но и не ровный.
Прежде всего сделал радиусы на гранях.
Не буду утверждать, но думаю, это обязательно, чтобы не соскребать порошок с пленки.
Сыпанул порошка, да чутка переборщил, потом уже понял, что можно было раза в два меньше сыпать!
НО, этого количества порошка мне хватило на обе стороны, и если бы не повредил пленку, еще на один бланк точно хватило бы!
Ну и процесс пошел. На старте.
Через 5 минут.
В принципе на этом этапе можно было уже переходить на более тонкие фракции и при последующей доводке, сетка бы ушла.
Ради чистоты эксперимента, продолжаем.
Через 20 минут.
Сетка уже едва виднеется.
Через 25 минут.
Сетку видно если сильно присмотреться.
Через 30 минут.
Ну и на этом можно остановиться.
Вот что получилось с первой стороной.
Ну и переходим на вторую сторону.
С этим же порошком на пленке.
Видно, что эта сторона чуток кривее первой.
Через 10 минут.
Через 15 минут.
И тут случилась маленькая неприятность.
При отрыве от пленки, камушек выскользнул и плюхнулся обратно.
Да плюхнулся гранью! Пленка такого не прощает!
В итоге, имеем с краю порез и небольшое вздутие.
В принципе, на процесс это сильно не повлияет, но резко сокращает время жизни пленки.
Через 20 минут.
На этом этапе, уже можно было бы перейти к более тонким фракциям порошка, но ради эксперимента продолжаем.
Уже дает о себе знать шлам от керамики.
Через 25 минут.
Через 30 минут.
Сетка уже едва виднеется.
Через 35 минут.
Сетка виднеется только в этом месте, в остальном камень девственно белый.
Через 40 минут.
Собственно на этом можно остановиться.
Вот что получили на второй стороне.
Ну и как любят показывать фокусы.
Ну собственно и все.
В общем, порошок отработал на все 200% !
И хоть это удовольствие не дешевое, время выравнивания сокращает значительно!
Будет время попробую поравнять бланки. Погляжу сколько времени надо и насколько бланков/сторон хватит порошка.