29-12-2017 05:33
Егор2019
Нет, тут дело не в продаже. Просто обратила на себя внимание пуля с неким прогрессивным комплексом черт. Это как в антропологии - есть черепа с более примитивными чертами, есть с прогрессивными для этой эпохи, а попадаются всякие мозаичные в плане черт или признаков, тут и наборы архаичных черт, и прогрессивных. Эта пуля имеет облик предметов из компьютерных игр. Шесть кольцевых уплотнений, заострённо-коническая донная часть, не очень выпуклая, растянутая передняя часть - признак высоких скоростей. Пластиковый носик. И три профрезерованных фасонных углубления в носовой части. Их роль, видимо, комплексная - и раскрытие в мишени на три толстых жёстких и глубоко проникающих лепестка, и попытка придать вращение - ? к уже полученной в нарезах закрутке, чрезвычайно жёсткой, с прорезанием металла поверхности пули - какое-то вращение аэродинамическое? Своими в одном вращательном направлении скошенными прорезями? Но зачем, если вращение нарезное полностью обеспечивает пулю вращением и его моментом импульса - с запасом. Пуля, закрутившись, тормозится в своём вращении очень мало - потому что тормозящих его сил, в общем, не видно. Лобовое - да, донное тянет назад; но вращение пули, полученное от нарезов, почти никак не меняется. И зачем тогда эти скосы? Два варианта приходят в голову: первый - обтекание этой косой прорези встречным потоком формирует местную струю, отбрасываемую под углом, создающим закрутку. И второй - ударно-волновой механизм ( пуля всё-таки сверхзвуковая ): при обтекании сверхзвуковым потоком изгиба проточки на её поворачивающей поверхности ( то есть подминающей собою поток ) неминуемо возникает сверхзвуковой скачок уплотнения, а за его тонкой поверхностью - заскачковая зона сжатого воздуха, с ее повышенным в разы давлением. Эта локальная заскачковая область сжатого скачком воздуха возникает и располагается ("садится") на изгибе прорези - то есть давит на поверхность изгиба своим местным повышенным давлением. Только локальным, местным - возникает локальное приложение возникшей на сверхзвуке аэродинамической силы повышенного давления. Приложенного к поверхности изгиба, вызвавшей этот локальный скачок уплотнения - тут всё причинно-следственно автоматически. В итоге на три таких загибающихся поверхности прорезей садятся три локальных сверхзвуковых скачка уплотнения, давящих на изгиб прорези своим заскачковым образующимся давлением ( уплотнением потока ). Пуля крутится - не реактивными силами обтекания, силами течения, как в первом варианте, а конфигурацией зон локальных, то есть нескомпенсированных далее по поверхности пули, повышенных давлений, давящих на отдельные участки пули и тем самым заставляя её вращаться.
В принципе, задача оседлать сверхзвуковые скачки уплотнения и за счёт них создать полезные аэродинамические силы у сверхзвукового аппарата не нова. Есть целый класс летательных аппаратов - волнолётов, в которых подъёмная сила создаётся за счёт правильной ударно-волновой ( или другими словами скачковой ) конфигурации вокруг аппарата. Обычно волнолёты напоминают детские санки - опущенные вниз с краёв корпуса плоскости, между которыми располагается формируемая ими ударная волна и соответственно размещается позади неё на корпусе аппарата скачок уплотнения. Его конфигурация такова, что образует нижнюю зону сжатий и уплотнений на поверхности аппарата, давящих собою на неё и держащих аппарат в воздухе. Был такой экспериментальный бомбардировщик 'Валькирия' Х-70. Чтобы летать с огромными сверхзвуковыми скоростями, его оснастили шестью реактивными двигателями, работающими не на керосине, и вообще не на углеводородах, а на боране - более энергоёмком бороводородном топливе, с непривычным зелёным форсажным пламенем. 'Валькирия' легко приближалась к трём единицам Маха на крейсерском режиме, и ходила на этой трёшке. При этом её огромные размеры поддерживались в воздухе не только привычным обтеканием крыла. Концы её треугольных крыльев на сверхзвуке подламывались и опускались вертикально вниз. Значительная часть, треть крыла или больше. Опущенные вертикально вниз, они своими поверхностями уже не создавали никакой подъёмной силы - это понятно, вбок, что ли. Но теперь они работали не своими поверхностями, а своими скошенными к концу крыла передними кромками. Они образовывали те самые вертикальные 'полозья санок' - и возникал волнолётный режим полёта 'Валькирии', когда не менее тридцати процентов общей подъемной силы создавалось за счёт этого волнолётного решения - создания передними кромками опущенных вниз концов крыльев ударно-волновых поверхностей (их сверхзвукового обтекания), прилегающих к корпусу снизу (ложащихся на корпус) своими зонами высоких давлений. Это - распределение ударных давлений ( снизу вверх ) для создания стабильного результирующего вектора ( вертикальной подъёмной силы ), без вращения. А можно расположить скачки уплотнений и так на корпусе, чтобы они вращали его. И тогда это будет не ударно-волновой несущий корпус, а ударно-волновая мельница, турбина. Как в этой пуле, что на фото.
Что работает в этих прорезях? Течение и реактивная сила или газодинамика сверхзвукового сжатия и давящие пятна/зоны сжатого воздуха? Вернее сказать - в какой пропорции их вклад во вращение пули? И могут ли нарезные процессы, на порядки более интенсивные, поддерживаться этой аэродинамикой прорезей? Тем более прорези - это усложнение картины обтекания, создание локальных течений. Не породит ли это усложнение обтекания рост отклонений? Как эти вновь создаваемые прорезями течения - и не влияют на отклонения? Не добавляют сложностей в полёт? Тоже не совсем понятно. В общем, как у Сальвадора Дали - сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната. Точнее понять и оценить итоговую сумму всех эффектов этих прорезей - сходу не поймёшь, как эта сумма слагается. Но пуля выпускается производителем, изготовляется по определённому стандарту, рассчитана и аэродинамически обсчитана наверняка - значит, в ней есть замысел, породивший эти прорези; хочется понять или верно угадать его. Просто наблюдая образец - постичь, зачем.