Guns.ru Talks
  Выживание
  Электричество в походе ( 1 )
тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | кто здесь | ссылки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
  всего страниц: 4 :  1  2  3  4 
  следующая тема | предыдущая тема
Автор Тема:   Электричество в походе    (просмотров: 3548)
 версия для печати
grajdanskiy
posted 28-7-2010 00:52    
Появился очередной вопрос относительно походов и решил задать его здесь.

В связи с планами на поход небывалой для меня продолжительности (около 3-х недель) и возложенными на вашего покорного слугу обязанностей по навигации и радиосвязи, решил озаботиться вопросом снабжения всяческой электрической составляющей в автономке. Суть проста - идем частенько не одной группой, а двумя, плюс будет сплав, где также 2 группами идем и связь нужна будет постоянно. Плюс свет, плюс питание навигатора. Конечно, самый простой вариант выхода из ситуации - набрать запасных батареек, но, по моим прикидкам, выльется это в приличный вес и объем. Итак, давайте посчитаем, условно исходя из указанного выше срока похода - 3 недели, то есть 21 день.

Оборудование, требующее питания:
1. Рации на 3ААА аккумуляторах каждая.
2. GPS-навигатор на 2АА.
3. Фонарь на 4АА батарейках/аккумуляторах

В общем-то не так и много, но если посчитать количество (считаю максимум)...
1. Рации работают в средней интенсивности условно полтора суток, то есть на 21 день понадобится 21/1,5*3=42 ААА батарейки.
2. Навигатор - самый экономичный прибор из всех, пожалуй, работает 20 часов непрерывно от одного комплекта батарей, то есть, опять же, около 2 ходовых дней на одной паре. Получаем 21/2*2=22 батарейки формата АА.
3. Фонарь будет использоваться не часто и не так уж по-многу, потому отдаем ему 4 суток на один комплект. В итоге получаем 21/4*4=22 батарейки формата АА на фонарь.
В итоге выходит:
- 42 ААА
- 44 АА
Суммарный вес: 20(АА)*44 + 12(ААА)*42 = 1384 г.

Теперь, собственно, мысль: а не заменить ли мне батарейки аккумуляторами + какой-нибудь зарядник? То ли солнечную батарею на рюкзак прикрутить, то ли еще как исхитриться. Помогите советами, господа, очень не хочется тащить столько лишнего веса.

PS. Идем на Алтай, вроде горы, солнца много. Но за погоду поручиться в следующем году никто не сможет.

UPD: Еще не посчитал фотик (вот с таким аккуумом), который надо, возможно, как-то подпитать будет. Хотя, подозреваю, все решается опять же покупкой запасного аккума.

edit log


 

 
Werewolf Zarin
posted 28-7-2010 07:23    
Тема очень широко раскрыта надо просто воспользоваться форумом не начиная все сначала.

ПИ/СИ Батареи разных производителей весят по разному.

Например Батареи АА х 12 AA/LR6 Turbo Duracell 288,00

288/12=24г

Max115
posted 28-7-2010 08:02    
С декабря прошлого года перешел на литиевые батарейки. Для себя окончательно и бесповоротно... Феникс L1D работает на такой на столько долго, что я и представить себе не мог. Сейчас стоит только вторая батарейка, режим пользования: от 2 до 10 мин в день когда в районе 23 часов иду из гаража до дома, + еще бывает пользуюсь на работе. Такой живучести от этих батареек, честно говоря, не ожидал.
По массе они примерно вдвое легче обычных щелочных (алкалиновых). Максимальный ток отдачи держат до 99% разряда. Для рации этот факт ОГРОМНЫЙ плюс. Работают при температурах до -40. Саморазряд отсутствует в принципе.
В навигаторе у меня теперь живут только они.
Фонар на 4 АА - полная утопия для таких походов. Нужен на 1 АА.
Навигатор работающий 20 часов, опять же, маловато... хотя бы 25.
Всё сказанное ИМХО
беглец
posted 28-7-2010 09:24    
Привет.
С технической стороны камрады прАвы - тема обсуждалась не раз. Сейчас в 151-м одна из таких "горячая", можно подчитать.

Но поставленная задача вообще-то комплексная, а не только техническая. Тут надо еще и "в консерватории чего-то там..."

Тем более, время, как я понял, планируется аж на следующий год. Можно поработать.

К примеру.
Фонарь. Время похода предположительно "окололетнее". Сколько работает фонарь? Пусть будет часа 2-3 в сутки (ну не сидит же турбанда под фонарем всё темное время суток, да и сколько его, темного, летом?). Вывод - фонарь, который жрет 4АА на 10 часов работы (оговоренные 4-е дня) нужно заменить. 20-ть дней по 3 часа - 60 часов. Обобщенно говоря, для средней паршивости современного фонарика - один комплект питания (неважно какого - А123 или 3ААА, без разницы). А строго говоря - два комплекта с запасом на непредвиденный случай.

Нафигатор...
Опять же - проредить "консерваторию". Может не надо его держать включеным всё время? СтОит изменить технологию навигации. Есть ведь карта, компас, линейка. Времени еще достаточно, чтобы научиться работать с этим хозяйством, а GPS использовать во вспомогательном режиме. Или в случае другой необходимости.
Обобщенно говоря, в нормальном режиме навигации прибор едва выработает 1 час в сутки. Строго говоря - два комплекта питания с запасом на непредвиденный случай.

Рации.
Опять же - оптимизируем режим. Я не знаю условий, но просто представим. К примеру в двух группах рация у каждого. А идем двумя группами. Значит, энергоснаб должен попросить оставить включенными только две рации - по одной в группе, для межгрупповой связи. Опять же - повыключать всё лишнее - субтоны, контроль наличия связи и подобную шелупень, если она имеет место. Да еще и обмен должен быть фразами короткими, четкими, исключительно по-делу. В итоге организационно-методических мер в коллективе существенно сократится суммарный энергорасход на связь.

В общем я к чему?
К тому, что большинство задач есть комплексными. И решить их можно зачастую не "в лоб", а организационно, например. В данном вот случае если вдумчиво "прокачать" задачу, то можно и сразу с-ходу не применять сложные и дорогие технические решения, не таскать лишний вес, но при этом ничего не потерять.

В общем, камрад grajdanskiy, ИМХО, раз на тебя навесили все эти электродуховки, то попробуй сначала не добавить энергии, а сберечь имеющуюся. Оптимизируй расход.

Моннинебр
posted 28-7-2010 11:22    
Еще можно унифицировать источники энергии.
По собственному опыту знаю: рации на 3-ёх ААА по определению не могут работать долго и мощно. Перейдите на "более-менее нормальные" рации: например Midland G7. Работаю от 4АА, раскрываются до 4-5Вт, имеют при этом выбор режима мощности hi-lo (экономия, о которой говорил беглец: если группы близко - низкая мощность, нет - можно включить повышенную и "докричаться").
Опять же, батарейки, которые уже не тянут рацию, вполне можно "дожигать" в фонарях.
хули ган
posted 28-7-2010 12:03    
quote:
Originally posted by беглец:
Рации. Опять же - оптимизируем режим.
+1
quote:
Originally posted by беглец:
Нафигатор... Опять же - проредить "консерваторию". Может не надо его держать включеным всё время?
+1
quote:
Originally posted by Моннинебр:
Опять же, батарейки, которые уже не тянут рацию, вполне можно "дожигать" в фонарях.
+1

а вообще пока не очень понятно расклады по рациям и фонарям

имхо, ответственный отвечает за групповую снарягу

фонари (мелкие) должны быть у каждого (как минимум 1 на палатку) - до кустиков ночью сгонять, в палатке подсветить; соотв. каждый сам прикидывает режим использования и аппетиты своего фонаря; с групповыми решайте сами - может имеет смысл взять "до кучи" один типа летучая мышь для ночных посиделок

аналогично с рацией - на группу достаточно 1-2 шт с режимом связи "по расписанию" (только в пути или разведчикам, на стоянке не нужны - выключать)
если пользовать только по делу, то комплекта вполне может хватить на неделю, имхо

если группы идут рядом - то 2 нафигатора "за глаза" (причем второй может быть резервным); включать (опять же) имеет смысл на привалах или "экскурсиях" - для привязки к фото достопримечательностей

гы! только щас подумал: в пути батарейки в рациях, на привале - переставляются в нафигатор не тянущие ни то ни другое - дожигать в фонарях

edit log

GreenFrog
posted 28-7-2010 12:43    
quote:
перешел на литиевые батарейки

аналогично! литий наше фсё! Маленнько дороговато выходит, но стоит того, стоит...
quote:
дожигать в фонарях

так и делаем-с... :-)
хули ган
posted 28-7-2010 13:07    
quote:
Originally posted by grajdanskiy:
В итоге выходит:
- 42 ААА
- 44 АА
Суммарный вес: 20(АА)*44 + 12(ААА)*42 = 1384 г.


кстати, а сколько это выходит по деньгам?
WAE
posted 28-7-2010 13:41    
http://www.rwpbb.ru/test/bm2001.html
Посмотрите тут, интересная статья на тему электропитания в походе
amba AK74
posted 28-7-2010 18:18    
по времени работы (рассмотреть время работы - не надо так много) и по фонарю (другой фонарь. в частности полностью за феникс) полностью за. По рациям тоже рассмотреть (все время держать включенными - есть ли необходимость? Если есть, то рассмотреть другой вариант раций и/или возможность их зарядки.
рассмотрите такой вариант http://www.dealextreme.com/details.dx/sku.37824 для вечернего освещения местного нормально должно быть
есть еще такие
http://www.dealextreme.com/details.dx/sku.40173
http://www.dealextreme.com/details.dx/sku.14151
такая солнечная зарядка есть для АА/ААА
http://www.dealextreme.com/details.dx/sku.5391
на этом же сайте хватает зарядок со встроенным литиевым аккумом и выходом USB к которому можно подключить зарядку для АА/ААА. Ест АА аккумы, заряжающиеся непосредственно от USB порта. Кстати, таки да, литиевые дороже, но заметно легче.
grajdanskiy
posted 29-7-2010 00:14    
Тэкс, смотрю наотвечали много и по делу, уже радует Спасибо за участие всем откликнувшимся. Теперь, давайте снова пробежимся по всем пунктам для более детального представления.

1. Рации. Использовать в походе планируется, конечно, всего 2 рации, на группу из 7-9 человек больше не нужно, согласен полностью. При пешем перемещении (первая часть похода) одна рация будет у разведки, вторая у кого-то в основной группе. Так как нужна будет возможность связи в любое время (я это так понимаю) когда группа разделена на два отряда, то рации придется держать включенными, пусть и при минимуме включенных функций. Ходовых часов в день (пока чисто умозрительно) будет сколько? Ну, 6-7, так? Значит на это время рации должны быть включены каждый день. Тут еще в чем загвоздка, я не знаю на сколько реально хватит рации в предполагаемом режиме расхода энергии в точных цифрах, а потому приходится размышлять гипотетически. Конечно, литий поможет выйти из положения путем снижения количества энергоносителей, но не сильно.
Моннинебр, с переходом на Мидланды согласен, более-менее разумная цена, правда про переключение мощности не знал и до сих пор как-то не знаю. Как это осуществлено?
2. Навигатор. По идее, планируется один на всю группу, больше считаю не целесообразным. Нужен не только и не столько для организации навигации, сколько для записи трека ВСЕГО маршрута, а следовательно те же 6-7 часов в сутки он должен быть включен. Конечно, при таком раскладе, его хватит на большее время, однако экономия снова-таки не сильная.
3. Фонарик. Беглец, полностью согласен, можно взять полегче и с меньшим количеством батарей, к примеру, такой. Но возникает интересный нюанс. На среднем режиме в ~50 люмен он работает 5.5 часов, а тот что приведен мной в первом сообщении темы - 22 часа. По несложному подсчету получим тот же расход батареек, только их чаще менять придется. Да, можно фонарь использовать и на минимальном режиме, на котором он работает 56 или 210 часов соответственно, но с таким светом в лесу ночью несколько темновато будет, ага. Конечно, можно посмотреть ручной фонарик на литии, тут выигрыш на том же среднем режиме получится аж 2 часа по времени работы на одну батарейку, однако, он не так удобен как налобник.
Думаем дальше.
Хотя согласен с одним - время работы фонаря я сильно завысил. Пусть даже не по 2 часа в день, а по 3, все равно получается комплекта из 4 АА хватит более чем на 7 суток. Итого, можно обойтись "всего" тремя комплектами батареек, уже лучше.

quote:
Originally posted by хули ган:

имхо, ответственный отвечает за групповую снарягу



Дык не спорю, но пока решил прозондировать вопрос, так сказать, не нагромождая, а на своем примере
quote:
Originally posted by хули ган:

фонари (мелкие) должны быть у каждого



+1, поддерживаю и полностью согласен.
quote:
Originally posted by хули ган:

может имеет смысл взять "до кучи" один типа летучая



Брать-не брать не знаю, надо у народа пошукать, правда тогда придется еще и топливо к нему, опять же вес, да и летучка не легкая, прямо скажем.
quote:
Originally posted by хули ган:

гы! только щас подумал: в пути батарейки в рациях, на привале - переставляются в нафигатор не тянущие ни то ни другое - дожигать в фонарях



Абсолютно не рационально и крайне геморно, пробовал. Никогда не можешь с точностью сказать сколько тем или иным батарейкам жить осталось.
quote:
Originally posted by хули ган:

кстати, а сколько это выходит по деньгам?



одни матюки получаются Но поход и так не из дешевых.
amba AK74, к сожалению, все аналогичные приборы с DX пользуются дурной славой, мало того что маломощные и чтобы зарядить 4АА аккума, можностью хотя бы 2500 mAh надо пару дней их на солнце держать, так они еще и ломаются через раз. Если и смотреть на солнечные зарядки - то это либо вампирчики либо что-то аналогичное. Правда нифига в них не понимаю, пищу со слов
linkor9000
posted 29-7-2010 00:53    
аккумуляторная банка от бесперебойника, и доработаный выход на розетку 220.
запитываются аккумы видеокамер, фото, телефонов и прочая хрень 1,5кг на группу не сильно стеснит, а по остальному - только куча батареек, хотя можно и аккумы попробовать
grajdanskiy
posted 29-7-2010 02:58    
quote:
Originally posted by linkor9000:

аккумуляторная банка от бесперебойника



Многие так делают, а я пытаюсь понять есть ли альтернатива 1.5 кг лишнего веса, который на себе тараканить придется. Тогда уж и заморачиваться не стоит - можно батареек затарить.

edit log

хули ган
posted 29-7-2010 06:29    
quote:
Originally posted by grajdanskiy:
Моннинебр, с переходом на Мидланды согласен, более-менее разумная цена, правда про переключение мощности не знал и до сих пор как-то не знаю. Как это осуществлено?

имхо нет особого резона - почитайте radioscanner.ru или спросите в профильном разделе - при увеличении мощности энергоптребление девайса заметно вырастет, а реальная дальность - не очень (емнип - квадратичная зависимость: увеличение мощи в 4 раза дает прирост в дальности в 2 раза, и то только до опред пределов; актуально для "города" для пробития многих препятствий на коротких дистациях - на природе дополнительные несколько сотен метров погоды не сделают, имхо)
про летучую мышь:
quote:
Originally posted by grajdanskiy:
Брать-не брать не знаю, надо у народа пошукать, правда тогда придется еще и топливо к нему, опять же вес, да и летучка не легкая, прямо скажем.

народ активно юзает и хвалит газовые лампы - отзывов тут было много; я же имел ввиду электрический аналог на светодиодах - меньше и намного легче "классики" (основная идея - рассеяный "круговой" свет)... и "топливо" халявное - за рациями/нафигаторами дожигать

edit log

Shad
posted 29-7-2010 06:54    
Солнечных зарядок видел и юзал много, от китая до отечественных. Если поход не париж-дакар преимущественно под палящим солнцем то варианта 2 - или BRUNTON (Solar Roll 26 ватт - 11 000р. без буфера) или вампирчики, которых тут упоминали (цена там варьируется). Всё остальное +- равзлекуха.
хули ган
posted 29-7-2010 07:04    
quote:
Originally posted by Shad:
или BRUNTON (Solar Roll 26 ватт - 11 000р. без буфера)
= расчет на длительное регулярное пользование либо just for fun
беглец
posted 29-7-2010 08:03    
Ну ежели такой расклад...
Что ж... Думаю, разговоры о достаточном кол-ве света для посиделок в ночном лесу, целесообразности записи всего трека и подобное мы оставим. Надо света 70-100 люмен над поляной - значит надо. Нужен трек - значит нужен.

При такой постановке задачи остается только техника и один-единственный организационный способ.
Касаемо техники - тема уйдет в офф.

Вот затронем рации. Они УЖЕ есть или только предполагаются?
Если есть, то не стоит труда проверить их ресурс.
Если станцейки только "в проэкте" - то при выборе можно примерно руководствоваться данными производителя.
Обычно для нормальных раций указывается производителем ориентировочное время работы в виде типа "10 часов в режиме 1:1:8", к примеру. Это означает, что рация примерно живет 10-ть часов, из них 1 час передача, 1 час прием и 8 часов в режиме ожидания.
Из этих данных можно исходить. Естественно понимая, что эти данные весьма примерны и весьма "зависят".

Вот это и есть уход темы в офф - выбор раций это есть тема отдельная. Равно как и фонаря и остального.
А у нас есть четко очерченый круг - практически всё оборудование работает постоянно и с приличной нагрузкой. Точка.

Если не заставлять автора изменить запросы, то я бы резюмировал так:
- бери батарейки, пускай даже в количестве двух килограмм.
Почему не СБ или аккум от УПСа?
Да фигня получится. Надо всунуть заряженые аккумы в две рации, в нафигатор, в фонарь, в фотик, которые и не выключаются почти. Им же при таком прожорстве через день комплект подавай... Если не вникать в цифры, то энергопотребление получается такое, что лопух СБ нужен, как пончо и буфер те же кил два. Утрирую, ессно. Но финдюлина для "зарядки четырех пальцев за два дня" не вытянет такого "облэнерго".
А аккум от бесперебойника, да с преобразователями, разъемами, проводами... А на фига? Вес тот же (а вообще-то и больше, потому как к каждому прибору один болт два комплекта собственных аккумов трэба, не будут ведь ребята рацию, GPS, фонарь и прочее носить присоединенными к упсу), а гемороя... Да КПД этих переходов меж составляющими...

Батарейки сдохли - поменял не снижая "скорости хода". А то трахайся с постановкой "пальцев" на зарядку, шарь проводами-разъемами, или лепи лопух СБ, да береги его в ходу, да... Да геморрой для одного похода ну его на фиг. Побъют камрада grajdanskiy попутчики. Побъют.

А деньги и вес полутора кило батареек (да хоть и все пять) надо просто раскидать на каждое рыло - связь, свет и прочий кайф то общий? Да и трек потом каждый себе качать будет. Вот и нефиг париться - пусть напрягается равномерно весь коллектив. Это и есть тот самый распоследний организационный метод.

Повторю. Это ИМХО, обусловлено оно конкретными запросами ТС. А вопрос один - есть ли альтернатива для данного конкретного похода. Моё мнение - ддля данного, да чтоб без гемора, нету.

...Чёт пост сожрали какие-то жучки...

Shad
posted 29-7-2010 08:23    
quote:
Originally posted by хули ган:
= расчет на длительное регулярное пользование либо just for fun

Кмк, любая более - менее серьёзная(читай - дорогая) снаряга берется в расчёте на "длительное регулярное пользование"

Касаемо соларроллов - оч удобная и надежная весч, вешается на рюкзак на марше и благополучно в солнечный день выдает 25 ватт на 12 вольт, для подзарядки акумов хватало за глаза. А их было - 8*2 АА (два комплекта к 42м Аланам) 2*2 АА (2хGarmin eTrex) + 3*2*2 AAA (фонарики) + 2*512(кэнон д40).
Всё это заряжалось 2мя соларами, за день прогружалось до 90% с 10-15. В принципе, с целями задачами долгой автономки справлялось. Хотя, еслиб не аккумы и не ограничение по весу - брал бы батарейки.

edit log

Papa Karla
posted 29-7-2010 08:24    
quote:
Тогда уж и заморачиваться не стоит - можно батареек затарить.
Я бы на Вашем месте так и поступил.
Если по ночам ходить не будете, то выйти из палатки по нужде хватит и минимального режима налобника.
Неигрушечная солнечная батарея с буферным аккумом по цене выйдет раз в 5-10 дороже, чем запасные батарейки, а по весу выигрыша может и не быть.

Вообще, спросите у Bolo из темки "Велобайкерам". У него богатый опыт походов по Горному Алтаю, да и рациями члены его группы постоянно пользуются.

Моннинебр
posted 29-7-2010 08:43    
quote:
Originally posted by grajdanskiy:
аккумуляторная банка от бесперебойника

Многие так делают, а я пытаюсь понять есть ли альтернатива 1.5 кг лишнего веса, который на себе тараканить придется. Тогда уж и заморачиваться не стоит - можно батареек затарить.



Единственное отличие, которое вижу: после похода, банка останется с тобой до следующего похода, а батарейки - раскиданными вдоль тропы.
На банку можно приделать гнездо на 4-6 аккумуляторов и попеременно заряжать там сдохшие аккумы, пока остальные работают в навигаторе и рациях. И маленькое гнездо для фонарика на проводе. Но опять же, хватит ли обычной банки от упса на три недели такой работы?

P.S. Кстати, никто не обратил внимание, что кол-во батареек для рации расчитанно для одной рации? Надо бы на два умножить

P.S.S. В пятницу ухожу на сплав на пять дней. Возьму с собой рацию на 4-ех АА емкость 2100mAh и китайский фонарик на 3-ех ААА. Плюс навигатор на 2-ух АА 2300. Потом отчитают кого на сколько хватило.

  всего страниц: 4 :  1  2  3  4 

новая тема
следующая тема | предыдущая тема

  Guns.ru Talks
  Выживание
  Электричество в походе ( 1 )
guns.ru home