Guns.ru Talks
Выживание
Ультралегкое парусное вооружение для каяков, байдарок и надувных лодок ( 1 )

тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
всего страниц: 4 : 1234
Автор
Тема: Ультралегкое парусное вооружение для каяков, байдарок и надувных лодок
Nick Brake
17-5-2017 18:52 Nick Brake
перемещено в Лодки. Моторы.


Колебался, в какой раздел это запостить - сюда или в "Лодки.Моторы", но решил, что раз тут уже есть темы по водному туризму и пакрафтам, то логичнее сюда.

Предлагаю обсудить современные ультралегкие варианты парусного вооружения для упомянутых типов судов.
Как правило, это вспомогательное вооружение (а также - развлекательное), не требующее никаких переделок самого судна (или минимальные переделки), и незначительно увеличивающее его вес и габариты при транспортировке .

Сразу должен сказать, что парусным вооружением для разборных судов я увлекаюсь с 70-х годов прошлого века, и знаком практически со всеми его типами и со всеми конструкциями самих парусных судов. От классических бермудских, гафельных, типа "Стриж", виндсерферовских (виндсерфером тоже могу управлять), шпринтовых (типа Оптимист, и подвесной Катайнена), и пр.

Выступал в Кавголово на регате "Катеров и яхт",  на надувной лодке с самодельным вооружением на базе Катайнена.
Приходилось таскать на себе эту лодку, парусное вооружение, и палатку со всем туристским снаряжением.

Но сейчас силы и здоровье уже не те, ходить в парусные походы я не планирую, но любовь к парусу не пропала. Поэтому хочется иногда в хорошую погоду выбраться на озеро или на Финский залив, и немного прокатиться вдоль берега на легкой лодке под парусом.
Из лодок у меня на данный момент имеется только Intex Seahawk 2. Это максимум, что я могу доставить до пляжа своим ходом или на велосипеде. Вот под нее я и подбираю себе вооружение.

Требования к вооружению такие: минимальный вес и габариты. С точки зрения ветра - оно должно сохранять управляемость и выдерживать небольшой ветер, не ломаясь, и не переворачивая лодку с одним человеком на борту (без добавления специальных поплавков, аутригеров и пр.). А при опасном усилении ветра - легко убираться прямо из лодки, не вставая.

Приобретать вооружение я не планирую, хочу собрать сам. Собственно, для этого и делаю обзор известных мне решений, и предлагаю желающим к нему присоединиться.

Из готовых решений, предлагаемых производителями, есть два наиболее известных (правда, изначально рассчитанных на каяки), годятся в принципе и для лодки.

Первое - известно под названием Pacific Action:

Второе известно в виде многочисленных китайских клонов на Алиэкспрессе:


Его фишка в том, что каркас паруса подобен каркасу у самораскрывающихся палаток, и складывается обратно по тому же принципу.

Оба решения сходны тем, что позволяют двигаться только по ветру. Для туристов или рыбаков они могут быть интересны как вспомогательный парус при попутном ветре, а для пляжного отдыха - позволяют (в зависимости от ветра) либо удалиться от берега по ветру (а затем возвращаться на веслах), либо наоборот (например, под действием бриза).
В таком виде ему не требуются шверцы, и даже необязательно иметь руль (или вместо руля можно воспользоваться веслом).
Впрочем, как раз у моей лодки имеются на корме штатные крепления для подвесного транца (под легкий лодочный мотор), которые можно приспособить для крепления самодельного руля.

Более сложные варианты предусматривают использование более "правильного" паруса, который (при добавлении шверцев) позволил бы ходить и более острыми курсами (хотя бы в галфвинд). Это было бы более интересно.

Например, такое вооружение:

Дома имеется еще подборка фотографий, вечером могу добавить.

Кому тема интересна - подключайтесь к обсуждению.
Лично я обдумываю использование в качестве материала для мачт, рей или каркаса - два варианта: готовые звенья для дуговых палаток (пластик либо алюминий), либо пластиковые трубы и муфты (ПВХ либо другие). Второй вариант, кстати, весьма популярен при изготовлении самодельного вооружения типа Pacific Action.

Puschistik
17-5-2017 20:04 Puschistik
Я планирую сделать так.. Мачту из стеклопластикового удилища обернуть стеклотканью или углём в 2-3 оборота, (вершинку естественно удалить), парус закреплён на трубке (можно на металлопластиковой 16 трубе или что нибудь подобное). Красный шнур в виде кольца обведённый вокруг ролика. Ролик с трубкой соединены жёстко. Потянув за один конец красного шнура парус сворачивается вокруг трубки, в другую разворачивается. Можно менять парусность в зависимости от силы ветра. По моим расчётам площадь получается порядка 3м2. Если установить шверты, должен ходить круто к ветру.

click for enlarge 1152 X 648 12.8 Kb

edit log

V1
17-5-2017 20:28 V1
Хорошая тема. Рад что её завёл человек с парусным опытом.

quote:
Originally posted by Nick Brake:

Оба решения сходны тем, что позволяют двигаться только по ветру.


Совершенно верно. Потому что всё остальное либо небезопасно на лодках такого класса (что в моей системе приоритетов сразу отправляет такие решения в топку) либо с трудом влезает в определение ультралёгкого, при совсем небольшом улучшении безопасности и несущественным для меня увеличением возможностей по сравнению с вышеозначенным.
quote:
Originally posted by Nick Brake:

на надувной лодке с самодельным вооружением на базе Катайнена.


Покажете?

edit log

Nick Brake
17-5-2017 22:11 Nick Brake
quote:
Originally posted by V1:

Покажете?


Разумеется!
Надеюсь, с самим парусом Вы знакомы. Вот, к примеру (это не мой, просто фотка из сети):

Далее мои.
Первая версия была, как на первом рисунке. Лодка "Славянка-2М".
Далее пара фото с ней же.
Последнее фото - из журнала "Катера и яхты", эпизод регаты.
Это уже вторая версия вооружения, мачта перенесена на кормовую банку, а на днище лодки уложен самодельный кильсон из дюралевых трубок. Концами он упирался в штатные поперечные трубки в носу и корме лодки, а под банками закреплены шпангоуты из трубок от лыжных палок, к которым этот кильсон также крепился. В результате лодка приобрела, о-первых, небольшую килеватость, что сместило центр бокового сопротивления ближе к центру и улучшило ее управляемость на поворотах.
А во-вторых, мачта перестала наклоняться вбок, скручивая лодку "винтом" - шпангоуты упирались нижними концами в стык баллонов и днища.


click for enlarge 833 X 636  40.8 Kb
319 x 213
180 x 240
click for enlarge 455 X 274 366.1 Kb
click for enlarge 1199 X 1799 283.7 Kb
250 x 165

Плинкер 69
17-5-2017 22:17 Плинкер 69
quote:
Originally posted by Nick Brake:

Intex Seahawk 2


Ох и стремная эта лодочка! Видел два раза, как лопаются. Не от перекачки/перегрева, а просто так! На пляже по мелководью кататься в хорошую теплую погоду, но не более.
Nick Brake
17-5-2017 22:30 Nick Brake
quote:
Originally posted by Плинкер 69:

Ох и стремная эта лодочка! Видел два раза, как лопаются. Не от перекачки/перегрева, а просто так! На пляже по мелководью кататься в хорошую теплую погоду, но не более.


Да не страшно.
Мне ж не для походов!
Зато у нее двойной баллон, если лопнет один - можно догрести до берега на втором.

ЗЫ. Нашел фото своей лодки покрупнее:



click for enlarge 1013 X 704  73.4 Kb

edit log

Nick Brake
18-5-2017 00:03 Nick Brake
Добавлю несколько фотографий.

Здесь видны варианты узла крепления мачт у паруса типа Pacific Action.
Благодаря ему парус легко наклоняется или поворачивается в любую сторону, в зависимости от ветра и управления оттяжками.

Главная часть крепления - эластичная трубка, к которой крепятся две муфты, играющие роль шарниров в основании мачт ("усов").
При резком усилении ветра (шквале) достаточно просто отпустить оттяжки, и парус ляжет на нос или наклонится параллельно воде, обеспечив тем самым безопасность от переворачивания лодки.

Сама же трубка иногда крепится к верхней деке каяка (лодки, байдарки), а иногда - обвязывается вокруг носа в виде петли, подобно обвязке на туристических байдарках.
click for enlarge 1276 X 957 271.6 Kb
click for enlarge 536 X 800  68.0 Kb
click for enlarge 800 X 536  39.6 Kb
click for enlarge 800 X 536  50.7 Kb

Nick Brake
18-5-2017 00:11 Nick Brake
Еще интересная конструкция, с Л-образной мачтой. Удобна тем, что мачта не занимает место внутри лодки.
И во-вторых, мачта не работает на изгиб, а значит, ее "ноги" могут быть легкими.
click for enlarge 733 X 550  64.1 Kb
click for enlarge 733 X 550  63.6 Kb
click for enlarge 733 X 550  46.3 Kb
click for enlarge 733 X 550  52.5 Kb
click for enlarge 1118 X 747 140.2 Kb
click for enlarge 965 X 753 111.9 Kb
Nick Brake
18-5-2017 00:25 Nick Brake
quote:
Originally posted by Puschistik:

Я планирую сделать так.. Мачту из стеклопластикового удилища обернуть стеклотканью или углём в 2-3 оборота, (вершинку естественно удалить), парус закреплён на трубке (можно на металлопластиковой 16 трубе или что нибудь подобное). Красный шнур в виде кольца обведённый вокруг ролика. Ролик с трубкой соединены жёстко. Потянув за один конец красного шнура парус сворачивается вокруг трубки, в другую разворачивается. Можно менять парусность в зависимости от силы ветра.


ИМХО, для Вашего варианта как раз подойдет Л-образная мачта, как в предыдущем посте. Она опирается на борта, а кокпит остается свободным.

Тот способ закрутки, который Вы описали, давно применяется и яхтсменами, и туристами, и называется "закрутка вокруг штага". Как правило, он прекрасно работает даже без трубки (если мачта хорошо оттягивается штагом или вантами в сторону кормы). Но можно оставить и трубку, тогда фактически получится мачта в виде треноги (очень прочная и устойчивая конструкция), а ванты и штаг не потребуются.

Nick Brake
18-5-2017 00:44 Nick Brake
Кстати, есть видео SeaHawk 2 под парусом:


Но именно такое вооружение я не хочу (точнее, я бы от него не отказался, но для меня оно слишком тяжелое. Его надо возить на машине, которой у меня нет).

вольгаст
18-5-2017 02:22 вольгаст
Моя байдарка со сложенной вдоль борта мачтой.

Под парусом


Идет не только в фордевинд, но и в бакштаг.

edit log

вольгаст
18-5-2017 02:31 вольгаст
Кусочек видео. Мыс Фиолент. Остров Святого Явления.

http://radikal.ru/video/UvmpjNubVI

Nick Brake
18-5-2017 10:18 Nick Brake
quote:
Originally posted by вольгаст:

Идет не только в фордевинд, но и в бакштаг.


Это очень хорошо!

Если Вы не против, дам ссылку на Вашу тему про парус на байдарке:
https://forum.guns.ru/forummessage/21/1848021.html

Оттуда же:
"\\ из чего делали\\

- 2 ПВХ трубы диаметром 25 мм и длинной 1,8 м каждая.
- 2 Т-образнызных переходника ПВХ на 25 мм.
- Стропа на 25 мм, 2 куска длинной по 1 м.
- Пряжка на 25 мм и 2 фастекса (застежки) на 25 мм.
- 2 водопроводных хомута на 25 мм из нержавейки.
- Круглая резинка около 2 метров.
- 2 репшнура на шкоты по 2 метра.
- Отрез плащевки 2 метра при ширине 150 см для паруса размером 140 см верхняя шкаторина, 40 см нижняя и 160 см высота паруса.
- Шланг диаметром, что бы пролазил с трудом в ПВХ переходник на 25 мм и длиной около 40 см."

edit log

вольгаст
18-5-2017 18:08 вольгаст
\\По моим расчётам площадь получается порядка 3м2. Если установить шверты, должен ходить круто к ветру.\\

Это получается, как бы один стаксель. Но на сколько круто можно идти под одним стакселем? В паре с гротом я понимаю, как он себя поведет, но вот так, сам по себе, в одиночку...

Просто был у меня случай в 1988 году (чуть не погиб), когда разорвало грот в клочья и ни как не удавалось уйти от скал на одном стакселе, пока не поставили штормовой грот и не выбрались из переделки. На яхте класса "Дракон" тогда ходил по Балхашу.

edit log

Nick Brake
18-5-2017 22:50 Nick Brake
quote:
Originally posted by вольгаст:

Это получается, как бы один стаксель. Но на сколько круто можно идти под одним стакселем? В паре с гротом я понимаю, как он себя поведет, но вот так, сам по себе, в одиночку...


1. среди классических яхт, стаксель считается более эффективным парусом, чем грот. В первую очередь из-за отсутствия мачты и вызванных ею возмущений.
По сути, он ведет себя, как латинский парус, только без рея.

2. Парусное вооружение, состоящее только из стакселей и стоящей в корме мачты, известно как среди "настоящих" яхт, так и у туристов (такое судно даже участвовало в гонках на приз КиЯ).
Основная проблема - штаг должен быть хорошо натянут. Для этого нужен жесткий корпус, что трудно получить на туристском судне (у него нос начинает прогибаться наверх). Но здесь предлагается использовать в качестве штага жесткий элемент (удилище, трубку), так что эта проблема снимается.

3. Стаксель большого размера можно дополнить нижним реем, тогда он будет работать и на полных курсах.

edit log

V1
18-5-2017 22:58 V1
quote:
Originally posted by Nick Brake:

Стаксель большого размера


... емнип называли генуя. И да, иногда мы использовали спинакер-гик чтобы pаскинуть пошире на полных курсах.

EDIT:
Точно:
https://www.google.ca/search?s...K=Google+Search

edit log

Nick Brake
18-5-2017 23:11 Nick Brake
quote:
Originally posted by V1:

... емнип называли генуя.


Ага. Стаксель, который заходит за мачту.

Но я имел в виду не только спинакер-гик, А, например, как на фото в посте #8, внизу. Здесь полноценный нижний рей (или реек), качественно растягивающий шкотовый угол паруса.

edit log

Puschistik
19-5-2017 06:00 Puschistik
А если сделать так.. Парус фактически превращается в управляемый "воздушный змей" на оси. Изогнутая небольшой дугой рея позволит выставить его практически под любым углом. Рею можно (и наверное нужно) сделать из упругой прямой рейки, а под силой ветра она будет изгибаться меняя профиль паруса. За концы естественно привязать управляющие фалы.
click for enlarge 1152 X 648 14.5 Kb

edit log

Nick Brake
19-5-2017 14:58 Nick Brake
quote:
Изначально написано Puschistik:
А если сделать так.. Парус фактически превращается в управляемый "воздушный змей" на оси. Изогнутая небольшой дугой рея позволит выставить его практически под любым углом. Рею можно (и наверное нужно) сделать из упругой прямой рейки, а под силой ветра она будет изгибаться меняя профиль паруса. За концы естественно привязать управляющие фалы.

ИМХО, не имеет смысла.
На острых курсах работать будет плохо (передняя шкаторина должна быть прямая, иначе парус будет "колбасить" из-за выступающей вперед части).
Ту же самую площадь паруса можно получить, продлив парус в корму за мачту (как раз и получится упомянутая генуя).

Этот же будет работать только на попутных курсах, но и для них удобнее сделать рей той же длины вдоль нижней шкаторины паруса.

Puschistik
19-5-2017 20:32 Puschistik
quote:
(как раз и получится упомянутая генуя).

И как её перебрасывать с борта на борт при смене курса? Это-же каяк, а не яхта.
всего страниц: 4 : 1234