Нарезное оружие

ВПО-136, aka Вепрь КМ: гражданский АК. Справочник FAQ и инструкция по выбору.

Landgraf 20-11-2014 02:01

Если Ваша мечта состояла в том, чтоб стрелять очередями - то её у Вас отобрал законодатель

Если речь идёт о придании максимально допустимой (в рамках законодательства и технического функционирования) аутентичности содержимому ствольной коробки ВПО-136, то тут никаких проблем, я всё постарался расписать максимально подробно, что можно использовать от автомата, что нельзя, а что можно, но после некоторых доработок...

Ну и с терминами надо бы определиться - УСМ автомата состоит из трёх узлов, расположенных на трёх разных осях. Поэтому, не нарушая заклёпку-заглушку третьей оси на ВПО-136 невозможно поставить автоматный УСМ. А если кто-то рискнёт, удалит заглушку третьей оси, и установит полный автоматный УСМ, то этот экспериментатор столкнётся с полной неработоспособностью карабина - произвести выстрел будет невозможно.

Поэтому предлагаю вести речь не об автоматном УСМ, а об ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЯХ и УЗЛАХ автоматного УСМ. Вот некоторые детали и узлы автоматного УСМ вполне можно поставить на ВПО-136.

Автоматный УСМ состоит из следующих узлов (перечисляю по направлению от ствола к прикладу)
1) Узел автоспуска. Состоит из шептала автоспуска, пружины автоспуска (она-же фиксатор осей УСМ), и оси.
2) Узел курка. Состоит из собственно курка и боевой пружины.
3) Узел спуска. Состоит из спускового крючка, шептала одночного огня, пружины шептала одиночного огня, замедлителя в сборе (корпус замедлителя, защёлка замедлителя, ось защёлки замедлителя, пружина защёлки замедлителя). Возможны варианты - на поздних АКМ, на всех АК-74, АК-10х, Сайгах и Вепрях этот узел собран на трубчатой оси, а на АК и ранних АКМ - на простой оси. Отверстия под ось в этих узлах отличаются, детали от АК и ранних АКМ не наденутся на трубчатую ось, а детали от поздних АКМ и др. без трубчатой оси будут болтаться.

1) Сразу забываем о шептале автоматического огня - его невозможно поставить на ВПО-136, не удалив перед этим заглушку третьей оси. Операция по удалению заглушки мне представляется противоречащей законодательству, поэтому дальше это обсуждать не надо.
Пружину автоспуска, после некоторой доработки, вполне можно установить на ВПО-136, отрезав от неё некоторую часть, и натянув её на заглушку третьей оси. Функции пружины автоспуска она выполнять не сможет, но функцию фиксатора осей сохранит. Это позволит избавиться от "инородной" веприной планки запирания осей.
Ось узла автоспуска установить на ВПО-136 невозможно из-за заглушки.

2) Узел курка. Можно установить целиком, без каких-либо проблем. Но - если одновременно с автоматным курком будет установлен автоматный спусковой крючок, возможно появление эффекта "подвисания" затворной рамы на курке. Чтоб этого избежать, потребуется или доработка курка, или использование "веприного" спускового крючка. Устанавливать весь узел целиком я не вижу смысла, ось и боевую пружину можно оставить те, которые стояли "с завода", а вот курок, как я уже писал, ИМХО лучше поменять на автоматный - металл курка намного лучше, чем на новодельных курках. Плюс, при установке автоматного курка, если планируется установка замедлителя, то работа замедлителя будет заведомо корректной (на "гражданских" курках замедлитель может работать через пень-колоду)

3) Узел спуска. На Вепре он подсобран на расклёпанной трубчатой оси. Поэтому сразу возникает вопрос совместимости деталей - на АК и большинстве АКМ узел спуска собран БЕЗ трубчатой оси, соответственно отверстия под ось на спусковом крючке, шептале одиночного огня и корпусе замедлителя сделаны МЕНЬШЕ, чем отверстия на деталях спуска, рассчитанных на установку на трубчатую ось. Поэтому надо сразу решить, будут ли после тюнинга в узле спуска использоваться детали от веприного узла спуска (шептало одиночного огня и/или спусковой крючок). Если будут, то надо собирать новый узел спуска сразу на трубчатой оси, соответственно все детали надо будет приобретать от поздних АКМ и более поздних моделей. Замедлитель от поздних советских и нынешних АК-74/АК-10х потребует доработки, без доработки он будет заклинивать весь узел спуска.

3а) Если поставить автоматный спусковой крючок, то возможно появление эффекта "подвисания" затворной рамы на курке. Чтоб этого избежать, потребуется или доработка курка, или использование "веприного" спускового крючка.
3б) Если поставить автоматное шептало одиночного огня, то при постановке переводчика в положение АВ возможен неконтролируемый непредсказуемый срыв карабина в автоогонь. Чтобы этого избежать, надо срезать хвост у автоматного шептала одиночного огня. А можно использовать веприное шептало одиночного огня, где этот хвост уже срезан. Также, надо учитывать, что установка автоматного шептала одиночного огня не позволит собирать УСМ по-веприному (сначала устанавливается узел спуска, а после него устанавливается планка запирания осей и переводчик-предохранитель), и использование планки запирания осей станет невозможным. Чтобы этого избежать, надо опилить затылок автоматного шептала одиночного огня по образу и подобию того, как это сделано на веприном шептале одиночного огня.
Получается, что смысла ставить автоматное шептало одиночного огня - нет никакого, ибо автоматное шептало придётся обстругать, превратив его в точную копию веприного шептала одиночного огня. Есть, правда, ещё вариант - можно по центру пера предохранителя-переводчика сделать паз, который не позволит переводчику контактировать с шепталом одиночного огня. Тогда веприная схема сборки УСМ будет сохранена, а срыв в автоогонь будет исключён. НО - при установке непиленного переводчика опять появится возможность срыва в автоогонь, что может не понравиться криминалистам, случись чего...
3в) Замедлитель всборе поставить можно, без доработок. Но для гарантированно корректной его работы надо поставить автоматный курок.

Поэтому могу предложить три варианта тюнинга, один простой, второй максимальный, третий - ИМХО оптимальный:

1) ПРОСТОЙ ВАРИАНТ - ставим автоматный курок, и замедлитель от поздних АКМ и более поздних моделей. Для установки замедлителя потребуется удаление расклёпанной трубчатой оси из веприного узла спуска, и замена этой трубчатой оси на автоматную. Заодно из веприного узла спуска исчезнет новодельная "загогулина" - успокоитель курка. Сборка узла останется веприной, планка фиксатора осей тоже останется. НО - возможны сложности при сборке, защёлка замедлителя может мешать установке предохранителя-переводчика. Чтоб этого избежать, достаточно немного снять металл с правого торца пера предохранителя-переводчика по месту (там, где упирается).

Требуемые детали: - автоматный курок, трубчатая ось, замедлитель от позднего АКМ (рассчитанный на установку на трубчатую ось) или АК-74 и более поздних моделей (с последующей доработкой).

"Лишние" детали (останутся после тюнинга): - согнутый из стальной пластины успокоитель курка, расклёпанная укороченная трубчатая ось, веприный курок.

Ручные работы: - удаление расклёпанной трубчатой оси, и, скорее всего, небольшая опиловка правой грани пера предохранителя-переводчика по месту.
___________________________________________________________________

2) МАКСИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ - дорабатываем пружину автоспуска, и натягиваем её на заглушку третьей оси. Меняем курок на автоматный. Меняем узел спуска на автоматный (не важно, ранний или поздний), НО обязательно или обрезаем хвост шептала одиночного огня, или делаем выборку в пере предохранителя-переводчика, чтоб он не взаимодействовал с шепталом одиночного огня. Возможная проблема - "подвисание" затворной рамы на курке, бывает не всегда, не на всех аппаратах. Лечится опиловкой верхней части курка.

Требуемые детали: - автоматный курок, пружина автоспуска, автоматный узел спуска в сборе.

"Лишние" детали (останутся после тюнинга): - веприный узел спуска в сборе, веприный курок, веприная планка запирания осей.

Ручные работы: - доработка пружины автоспуска, отрезание хвоста от автоматного шептала одиночного огня (или изготовление выборки в пере предохранителя), и, скорее всего, опиловка верхней передней части курка с подгонкой по месту.
___________________________________________________________________

3) ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ - дорабатываем пружину автоспуска, и натягиваем её на заглушку третьей оси. Меняем курок на автоматный. Разбираем веприный узел спуска, удаляем расклёпанную трубчатую ось, заменяем её на автоматную трубчатую ось, заменяем шептало одиночного огня на автоматное с отпиленным хвостом (но вполне можно оставить и веприное шептало одиночного огня), устанавливаем замедлитель в сборе от поздних АКМ или более поздних моделей.
Проблем - никаких. Из ручных доработок - только доработка пружины автоспуска и (при использовании автоматного) шептала одиночного огня.

Требуемые детали: - автоматный курок, пружина автоспуска, трубчатая ось, автоматный замедлитель в сборе (для трубчатой оси), по желанию - автоматное шептало одиночного огня (для трубчатой оси).

"Лишние" детали (останутся после тюнинга): - согнутый из стальной пластины успокоитель курка, расклёпанная укороченная трубчатая ось, веприный курок, веприная планка запирания осей, и (по желанию) веприное шептало одиночного огня.

Ручные работы: - доработка пружины автоспуска, отрезание хвоста от автоматного шептала одиночного огня (по желанию), удаление расклёпанной трубчатой оси.
___________________________________________________________________

Я себе всё сделал по третьему (оптимальному) варианту. Неаутентичным в этом варианте остаётся только спусковой крючок, но это позволяет избежать множества проблем с "подвисанием" затворной рамы на курке.
____________________________________________________________________

Про доработку пружины автоспуска:
https://forum.guns.ru/forummessage/2/1225799-m35097561.html

Я резал цилиндрическую навивку, которая надевается на третью ось. Оставил один виток. На фото пружины автоспуска я сымитировал, что и где я отрезал:
439 x 238

Устанавливается это так - доработанная пружина боком просовывается в направлении "сзади вперёд" над заглушкой третьей оси так, чтоб передняя петля и оставшееся от циллиндрической навивки "колечко" высунулись в просвет шахты магазина. Потом пружину тянем назад, но "колечко" должно пройти под заглушкой третьей оси - в результате пружина "наденется" на третью ось своей передней петлёй. Потом длинногубым инструментом (типа утконосов) или хирургическим зажимом (я использовал хирургические инструменты, мне так привычнее) чуть-чуть разжимаем (в пределах упругости) "колечко", и натягиваем его на заглушку третьей оси. Когда "колечко" натянулось, выравниваем всю пружину по левой стенке ствольной коробки - готово.
После откусывания циллиндрической навивки место скусывания неровное, и оно идеально вцепляется в заглушку третьей оси (т.к. заглушка несколько толще, чем штатная ось). В результате, даже без установки курка и узла спуска пружина не люфтит, не пытается куда-то сместиться. А уж когда пружина будет напряжена, когда она запрёт оси - у неё вообще нет шансов пошевелиться.
____________________________________________________________

В одном из топиков на Ганзе обнаружился ответ на вопрос - "зачем менять современный курок на автоматный, ведь и так работает?".

Прелести литого (современного) курка:
Вепрь-148 настрел до 5000 выстрелов
click for enlarge 810 X 1080 82.5 Kb click for enlarge 810 X 1080 84.6 Kb

Какой-то другой аппарат, настрел неизвестен
click for enlarge 1707 X 1280 232.0 Kb

Нарезное оружие

ВПО-136, aka Вепрь КМ: гражданский АК. Справочник FAQ и инструкция по выбору.