сейчас в холодном тему подняли про "Тульского оружейника Ченцова Дмитрия" - пополз на его сайт и нашел интересный на мой взгляд образец. Называется "Посох НЕСГИБАЕМЫЙ". Несколько отвлекаясь от клинка и хабаки, остановите взгляд на оправе: САМШИТ. А, каково? tulagunmakers.ru Смотрим:
Заметка: "В машине польского "самурая" обнаружили склад холодного оружия" donbass.ua
Цы. -Гражданин Польши пояснил таможенникам: 'Я интересуюсь самураями, из Интернет-источников узнал, что в Киеве есть возможность продать копии мечей местным любителям самурайской истории'.
Дяяяяяяя! Хино-Комура порадовал. У этого дядьки много вкусных видео. Давно на него подписан. Есть и Тип-26. В револьверах не силён, но если смешать русский Смит-и-Вессон и товарища Нагана, получится именно этот револьвер! Этаки копийное сходство!
Пример японского коварства Рукоять в оправе выполняет функцию ножен клинка. Противник, пытаясь выхватить из-за пояса ваш меч, на самом деле обнажает клинок. Вы же, придерживая ножны левой рукой, из этой позиции наносите ему прямой удар. Нежданьчик. ) Использование такого "меча", технически схоже с применением в рукопашной "ручной стрелы" утинэ.
А здесь, противник совершает ложную атаку сверху, замахиваясь ножнами танто, но оставляя сам нож внизу. Имеется ввиду, что боец рефлекторно среагирует на замах, и пропустит удар снизу.
здесь можно посмотреть кучу яп. предметов быта - двери, шкафы, лестницы, чайники, горшочки и ведра, формочки для нямок.. . Реально куча. Идей черпать тысячами. e-nobiru.com
Сложно в двух словах объяснить что такое тобикути-дзюттэ. С одной стороны, это навроде как мини-пожарный багорик, с другой - дубинка для парирования меча и нелетального захвата вооруженного преступника, с третьей, символ власти как напр. полицейский жетон в Штатах.. . Так или иначе, но предметы эти в Японии существовали и выполняли свою роль. Чтобы точнее понимать дело, нужно знать систему японской власти и ее представление в тогдашнем обществе. А тут японец-молодец, сел да и запилил себе сувенирный прикол на заданную тему. Краткий туториал присутствует: miyamoto-unosuke.co... 01
Вот кошерный пример того, что он имел ввиду. Данный экземпляр дополнен на одном из торцов своеобразным "ломиком" для отжимания всяких дверей/окон:
При этом, своеобразные "ката" с настоящим пожарным багром, отрабатывают по сей день:
Приемы эти конечно не слишком практичны в сравнении с возможностями современной противопожарной техники, но тем не менее они сохраняют традицию местных пожарных команд в Японии. Фестивали пожарников составляют немалое удовольствие для жителей - они с удовольствием отбивают себе ладоши, хлопая очередному ловкачу показывающему мастерство на бамбуковой лестнице.
Когда мы говорим о тобикути-дзюттэ нужно четко понимать, что эти предметы не планировалось использовать как практическое оружие, или инструмент. На это указывают признаки в изготовлении - некоторые образы имеют очень слабое (насквозь через не толстую палку) крепление крюка хадомэ, другие из-за маленького расстояния между хадомэ и каги не дадут выполнить полноценный хват для противостояния фехтовальщику.
Т.е. восприятие дзюттэ здесь призвано только олицетворять некую "приобщенность к власти". В этом стремлении японцы доходили до откровенной несуразицы, например тобигути оформленный как сабельные ножны, в которые отродясь меча никто не вставлял. ))
Даже в более на вид практичных образцах, обнаруживается лакированное железо, которое при любом использовании кроме "покомандовать/понты погонять" моментально пришло бы к совершенно непотребному виду.
В наставлениях старых школ будзюцу и видеодемонстрациях их техник, мне так-же никогда не встречалось примеров практической назначенности тобикути как оружия. На этом знакомство с предметом думаю можно закрывать.
Еще, хотел бы вспомнить наш давний с паном Аррексом диалог о дзюттэ, в котором он высказал мысль о том, что крюк на дзюттэ служил только поясная антивыпадашка - чтобы дубинка не выскальзывала из-за пояса. Т.е. предполагалось, что хадомэ не имеет технической боевой составляющей в конструкции. Позволю себе возразить. Во-первых, дубинка "наэси", которая существовала одновременно с дзюттэ, никакого крюка не имеет, хотя является за этим исключением его прямой копией.
Во-вторых, в рамках этого предположения, мы не сможем объяснить ни хасивара, ни штык к арисаке (пусть даже он имеет франц.корни) предметы эти имели оправы. и соответственно вопрос их не-выпадения не вставал изначально.
на некоторых тобигути, на месте обычного крюка хадомэ можем видеть более привычную для мечей цуба. Древко-же тобигути, охваченое упрочняющими кольцами, не предполагает даже намека на возможность выпадения из-за пояса.
Разнообразные формы хадомэ на дзюттэ так-же свидетельствуют о практической направленности делали оружия*. Например, любопытный вариант видим справа-внизу рисунка - дополнительные зубцы рассчитаны на травмирование запястья/голени противника.
__________ *контрпримером, приведу детальку рожик-каэси на ножнах нихонто - она очень быстро приняла стандартную форму, лишь изредка изменяясь на отдельных образцах в угоду художественному оформлению.
Думаю, приведенных примеров достаточно, что исключить любое мнение о хадомэ, как о почти декоративной, антипотеряшковой детали. Вместе с тем, я соглашусь с тем, что на некоторых экземплярах ЯИХО эта, прежде боевая деталь, выполняла таки роль украшения, неспособного выполнить свое назначение.
Originally posted by Va-78: Думаю, приведенных примеров достаточно, что исключить любое мнение о хадомэ, как о почти декоративной, антипотеряшковой детали. Вместе с тем, я соглашусь с тем, что на некоторых экземплярах ЯИХО эта, прежде боевая деталь, выполняла таки роль украшения, неспособного выполнить свое назначение.
Скорее всего, как это обычно бывает, начиналось все "как лучше", как чисто утилитарный мечелом, а кончилось, "как всегда" - украшательством.
в целом да, с той только поправкой, что думка о дзюттэ как о "japanese sword breaker" совершенно необоснована и рождена ранними американскими исследователями будзюцу, которые недостаток знаний с лихвой компенсировали вдохновением и романтизмом. Японский меч невозможно сломать с помощью дзюттэ, равно как и совершенно самоубийственно подсовывать хадомэ под прямой удар катана. Клинок противника, парируется как можно ближе к "мертвой точке" замаха, а крюк, лишь на секунду позволяет прихватить его чтобы отвести в сторону и начать собственную контратаку тычковым или маховым ударом "телом" дубинки. И опять-же, без предварительной подготовки по изучению основ кэн-дзюцу и дзю-дзюцу, дзюттэ не принесет обладателю никакой выгоды в противостоянии с фехтовальщиком.
Originally posted by Va-78: Японский меч невозможно сломать с помощью дзюттэ, равно как и совершенно самоубийственно подсовывать хадомэ под прямой удар катана.
Сломать таким образом и не японский невозможно, рычага не хватит. Удар принимается на тело дубинки, потом клинок по инерции соскальзывает в паз. И вот тут, если повернуть руку, то его заклинит в щели, и вытащить назад будет проблематично, особенно, если владелец дзюттэ пойдет "в клинч"(сократит дистанцию, мешая противнику использовать длинное оружие). А тут и напарники "японского городового" сзади навалятся и наваляют.