Напишу я всеж поподробнее, потому что впечатления, оказывается, есть.
Издалека начну. Мне нравятся старинные гравюры, черно-белые фотографии и старые черно-белые фильмы. И я уже давно подозреваю, что "Семь Самураев" я люблю ещё и из-за того, что этот фильм не цветной. А ещё я люблю камни - разные валуны и булыжники, главное, чтобы они были - серые, белые, черные, бурые - неяркие. Нравится мне вот именно так.
Когда я на выставке вошел в зал мечей, впечатление было, словно попал в черно-белую фотографию и, одновременно, в усыпальницу. Стены зала задрапированы черным бархатом, освещены только ниши с клинками. И в нишах только обнаженные клинки. И они не производят впечатления частей чего-то, то есть абсолютно законченные (предметы, произведения?) существа, наверное. Их и не много, и не мало.
Мурамаса. Первая мысль, когда подошел - длинный нож. Совсем - совсем простой, и сделан для работы. Хамон - я, честно говоря, думал, что он не может быть таким хаотичным. Постоял, посмотрел, никакого определенного впечатления не сложилось, то есть ощущения свои в слова сложить не вышло. Потом, после выставки, начал мысленно прокручивать, примериваться ко всему, что отложилось.
Интересно, обратил бы я внимание на этот клинок, если бы не знал, что это Мурамаса? Точно обратил бы, он слишком сильно отличался ото всех других своей лаконичностью и простотой. И, в то же время, без изъянов, совсем. Только вот хамон. Потом подумал - этот хамон, как линии и складке на валуне, и очень цепляет именно это противоречие между плавными законченными формами клинка и хаосом.
И одно за другое стало цепляться. Подумалось, что это очень японский клинок. И японцам он должен нравиться, простой и, одновременно, сложный. Еще смелый, очень холодный и безжалостный. Иероглифы на накаго позолочены. В знак уважения к клинку, я думаю.
Итого. Для меня эта выставка оказалась очень японской. Это я потом, вчера, понял.
Надеюсь не слишком сумбурно и пафосно получилось.
Организаторам выставки - спасибо.
С уважением, Игорь.