111daddy
|
Помогите пожалуйста атрибутировать клинок, буквов много, а читабельных мало.
|
|
111daddy
|
1 
|
|
111daddy
|
2 
|
|
111daddy
|
3 
|
|
111daddy
|
Да, и еще вот это. 
|
|
111daddy
|
Тосин-65см; нагаса 53; накаго соответственно 12;мотохаба 2,9; мотокасане 5,9. Хада очень приятная, фумбари не заметно, полировок видимо немного, я думаю конец 16го, начало 17го века.
|
|
111daddy
|
Вижу, что Bizen и вижу, что житель, имя неясно, то ли оканчивается на маса, то ли куни с затертым правым краем. Форма накаго бизеновская(по крайней мере очень похоже).
|
|
ViDan888
|
111daddy: Вижу, что Bizen и вижу, что житель, имя неясно, то ли оканчивается на маса, то ли куни с затертым правым краем. Форма накаго бизеновская(по крайней мере очень похоже).
Аналогично Геннадий. Можно разобрать и побольше, однако вместе все одно не складывается.
|
|
111daddy
|
ViDan888: Аналогично Геннадий. Можно разобрать и побольше, однако вместе все одно не складывается.
А если предположить, что с другой стороны не дата, а второе имя, очень уж похоже на .... . Дзюнин ... Хиро ..... . Коре?
|
|
ViDan888
|
111daddy:
А если предположить, что с другой стороны не дата, а второе имя, очень уж похоже на .... . Дзюнин ... Хиро ..... . Коре?
Да, там на дату не похоже. Не нашел похожего кандзи в нэнго по всем периодам. Уже думал, может по лунному циклу. Ан нет, тоже не похоже. -=- Коре как раз последний кандзи на лицевой стороне. имхо.
|
|
su1945
|
Когда вижу такой накаго и много буков на нём сразу на ум приходит, что это кто то из Сукесада. В 95% случаев так оно и есть.
|
|
ViDan888
|
su1945: Когда вижу такой накаго и много буков на нём сразу на ум приходит, что это кто то из Сукесада. В 95% случаев так оно и есть.
Да, 5й и 6й кандзи похоже - Осафуне. А дальше по логике - Сукесада. Очень походит на это. Однако все не четко видно. -=- И, опять-же, что вверху.. . толком не разобрать окромя - Бидзен дзю.
|
|
BurN
|
Синто (конец 17 - первая половина 18го века) подписан как: Бисю Осафунэ (но)дзю Ёкояма Кодзукэ Дайдзё Фудзивара Сукэсада. К сожалению, несмотря на то, что клинок изготовлен определенно неплохим мастером, а подпись нанесена аккуратно и уверенно, по моему мнению, она не подлинная. Постараюсь объяснить чуть подробнее: Большинство синто от популярных мастеров имеют множество имитаций разной степени качества, и чем более известным был мастер, и чем более долгая была его карьера, тем больше было этих копий. Это нетрудно объяснить, ведь в мирное время мастера получили возможность беспрепятственно трудиться и распространять свои работы, делая себе имя в меру своих способностей и возможностей. Таким образом, работы лучших кузнецов оружейников становились более символом статуса и дорогим подношением, нежели орудием войны. Возникал большой спрос на работы этих мастеров, но они не могли обеспечить всех желающих, в результате чего цена на их клинки возрастала многократно, так что лишь немногие могли себе их позволить. Образовавшуюся пропасть между спросом и предложением заполняли другие, нанося подпись своих более успешных и удачливых товарищей, так они могли быстрее, а главное дороже продать свой товар не очень разбирающимся в вопросе покупателям. Естественно подобная практика была наказуема со стороны действующей власти, однако судя по всему, риск того стоил. Ёкояма Ханбэй более известный как Кодзукэ Дайдзё Сукэсада был очень примечательным мастером своего времени, его работы второй половины 17 века - самого начала 18го, большинство исследователей, оценщиков и полировщиков яхио считают его и его отца Ёкояма Ситибэй (пятое поколение Ёсодзаэмон Сукэсада) лучшими Сукэсада времени Эдо. По сути, они были единственными настоящими Сукэсада, что продолжили традиции кото из Бидзэн Осафунэ, т.к. только их линия сохранилась после разрушительной катастрофы произошедшей в конце времени Тэнсё, полностью уничтожившей Осафунэ и почти всех его жителей. Дед Ёкояма Ситибэй (прадед Ёкояма Ханбэй), погиб в том наводнении (сходе селя), однако его старший сын Тосиро Сукэсада выжил и смог продолжить дело своего отца, как четвертое поколение Ёсодзаэмон Сукэсада перебравшись из Осафунэ в Осака. Там же в Осака продолжат работать его сын Ситибэй и внук Ханбэй, они заслужат себе славу лучших мастеров Сукэсада того времени. А после того как Ханбэй в 4ом году Камбун (1664) получит титул Кодзукэ Дайдзё при аудиенции самого Икэда Мацумаса даймё княжества Окаяма, его работы станут желанными подарками высокопоставленным персонам и подношениями для синтоистских святилищ и храмов. Оба мастера отец и сын прожили очень долгую и плодотворную на творчество жизнь, Ханбэй прожил 89 лет, а его отец 98, при этом продолжая работать вплоть до 80 летнего возраста. Ими была основана собственная школа, с множеством учеников и последователей. Разумеется, мастера работающие до столь преклонных лет, в свои поздние годы уже не могли самостоятельно выполнять большинство операций по изготовлению, в этом им помогали их наследники и ученики. Особенно это касалось тонкой и кропотливой работы по нанесению подписи на накаго клинков, эту процедуру, как правило, доверяли только наследнику и лишь иногда лучшим ученикам. Видимо аналогично дело обстояло и в изготовлении самого клинка, сам мастер принимал номинальное участие, лишь руководя процессом. В результате мастера с таким продолжительным творческим периодом имели особенность, заключающуюся в некоторой вариативности стиля работ и подписей. С другой стороны все это создавало благодатную почву для подделок и имитаций, всегда можно было сослаться на различные виды сотрудничества, дайсаку, гассаку, кобосаку, итд... Однако имеются определенные характерные черты, основанные на уникальных приемах работы для каждого мастера, которые являются ключевыми в признании авторства за конкретной работой. В случае Кодзукэ Дайдзё Сукэсада это всегда высокое качество проковки стали, как результат плотное ко-итамэ, часто с мидзукагэ возле мати. Также все его хамон основанные на любых вариациях мидарэ (чаще это структурированные тёдзи, характерной для суэ-кото из Бидзэн Осафунэ формы кани-но-цумэ), всегда начинаются с сугу-якидаси в Осака стиле. На представленном клинке, если судить по тем фотографиям что имеются в распоряжении, определенно нет первого, и я не вижу ни каких признаков второго. Клинок не выглядит сильно уставшим, а также он явно не укорачивался, соответственно этих признаков у него не могло быть и ранее. Собственно на этом уже можно и остановится, дальнейшие рассмотрение, по моему мнению, уже не имеет особого смысла. Однако если все же рассмотреть подпись более внимательно, там тоже видны явные отличия как от дзисин так и от даймэй, хотя на это и не стоит особо полагаться в виду описанных выше особенностей. Итого, признать этот клинок как подлинную работу Кодзукэ Дайдзё Сукэсада, я не могу. Напомню, что это лишь моя точка зрения, по данному вопросу, основанная на том, что мне известно по теме и видно на представленных снимках, и не более того. PS: Тут хотелось бы сделать такую ремарку. Не все принимают столь категоричную точку зрения в экспертизе. Некоторые полировщики и оценщики яхио, в том числе и те, которые выдают свои оригами или наносят саягаки, часто принимают сторону уступок и компромиссов, выдавая заключения на подобные сомнительные клинки с атрибуцией "кобосаку" (работа мастерской). Не буду тут рассуждать правильно это или нет, просто хочу отметить, что подобная практика имеет место быть. Однако такая атрибуция никогда не будет равна прямому авторству мастера, соответственно это сказывается и на ценности предмета. Приписка "кобосаку" идет за именем мастера в скобках, часто она сделана в более мелком шрифте или же вообще указана лишь в примечании. Это следует знать и иметь в виду.
|
|
ViDan888
|
Браво, Максим Владимирович. В копилку.
|
|
111daddy
|
BurN: Синто (конец 17 - первая половина 18го века) подписан как: Бисю Осафунэ (но)дзю Ёкояма Кодзукэ Дайдзё Фудзивара Сукэсада.
Спасибо Максим Владимирович! С Вашего разрешения я это скопирую себе для осознания и просветления.
|
|
Жорка26
|
Вот это ответ понятный всем. Хоть на стенку вешай рядом с хорошей полиграфией.
|
|
Mad_Max
|
Мои два маленьких цента: все те Сукесады, что видел лично я (и даже владел одним), на 99.9% были подделками. Единственный подлинный Сукесада (уже не упомню какого поколения) я лицезрел в конце 90-х на сборище NY Token Kai. Стоила эта великолепная катана по тем временам 35 тысяч вечнозелёных.
|
|
|