Guns.ru Talks
Екатеринбург
Надувастик "Фрегат" под парусом - первые впечатления

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
Автор
Тема: Надувастик "Фрегат" под парусом - первые впечатления
Прохожий_007
22-6-2009 22:19 Прохожий_007
Идея дооборудовать лодку Фрегат-290 парусным вооружением родилась "долгими зимними вечерами" и вот наконец воплотилась "в дереве и железе".
Надо сказать, что впервые (мною впервые ) данный проект был реализован 4 года назад на базе лодки Турист-3 https://forum.guns.ru/forummessage/21/86738.html , тогда же был выявлен "неизлечимый" недостаток: слишком малая продольная жесткость корпуса "Туриста", особенно на скручивание, что не позволяло полноценно ходить на нем в ветер ближе к среднему. Или надо было усиливать конструкцию дополнительными элементами жесткости, что было лениво само по себе и превращало бы сборку лодки в процесс на пол-дня.
Но как пляжное развлечение это было просто чудо, поэтому - "вторая попытка" на более жестком ПВХшном корпусе. Чуть предвосхищая следующий текст, попытка более чем удачная .

Итак: корпус Фрегат-290ЕК, парус 6 кв.м, мачта и гик от виндсерфера Мустанг-М - "фирменные".
Узел крепления мачты, боковые поднимающиеся шверцы на поперечной балке, рулевое устройство, проводка гика-шкота - "хендмейд".

Конструкция получилась, несмотря на кажущееся обилие дополнительных деталек, достаточо простой и лаконичной, базовая лодка потребовала минимальных переделок (сверление в пайоле 8-ми отверстий для болтов крепления подмачтового узла, 2-х отверстий в транце для проводки гика-шкота и навеска на транец двух петель для рулевого устройства). Шверцевый узел цепляется на штатные штыри уключин.
Таким образом, без парусного вооружения Фрегата можно попрежнему использовать в "исходном" варианте - под веслами или мотором.
Что также порадовало - все дополнительные прибамбасы, кроме мачты, упихиваются в штатные упаковки для оболочки и пайола вместе с основным содержимым .

Сборка. Скорость сборки весьма порадовала. Из положения "в транспортных упаковках" до готовности к старту мы с Василием собрали парусник "в четыре руки" (с участием ног, качавших насос ) за полчаса, при этом особо не торопились, успевали покурить. Результат весьма неплох, поскольку парусный катамаран типа самого простого Бриз-Микро требует для сборки часа полтора, более сложные - еще дольше.
С учетом того, что разборка занимает столько же времени, идея выйти "покататься вечерком после работы" на катамаране практически нереальна.
Мы же, приехав на берег около 6 часов вечера, успели пересечь Шарташ туда и обратно, потом я еще немного покрутился на воде для фотосессии, и в 21-45 мы уже выехали обратно.

На воде. Лодочка получилась весьма ходкой, ЖыПыэС мы благополучно забыли, но по ощущениям в 4-х балльный ветер скорость около 10 км/ч.
Жесткость конструкции - без нареканий. Остойчивость - вполне, откренивать вдвоем не приходилось, просто сидели на подветренном борту.
Лодочка достаточно остро идет к ветру, эффективный лавировочный угол градусов 45. Может идти и острее, но скорость при этом уже здорово падает.
При ходе вдвоем под острыми углами к волне и ветру было небольшое забрызгивание кокпита - литров 5 примерно начерпали, но при ходе "в одно рыло" забрызгивание отсутствовало вообще.
Из замеченных недостатков: поскольку лодочка довольно широкая и короткая, при повороте оверштаг она быстро теряет скорость и иногда "зависает". Впрочем, надеюсь, это устранится изменением центровки - конструкция предусматривает передвижение шверцев, а следовательно и ЦБС на 5см вперед, тем более что при той центровке, которая была на момент испытаний, лодка проявляла склонность к уваливанию.

А в общем и целом мы с Василием остались вполне довольны тем, что получилось.
Надеюсь, Василий также поделится своими впечатлениями, тем более - ему есть с чем сравнить .

edit log

glag343
22-6-2009 22:27 glag343
ждемс продолжения
Mutant
22-6-2009 23:13 Mutant
Ну вот как это выглядит:

click for enlarge 449 X 605 239,6 Kb picture

click for enlarge 486 X 648 241,1 Kb picture

click for enlarge 486 X 648 222,7 Kb picture

click for enlarge 486 X 648 214,8 Kb picture

click for enlarge 486 X 648 247,8 Kb picture

При усилении ветра лодка набирает приличную скорость

click for enlarge 778 X 583 398,5 Kb picture

Оверштаг

click for enlarge 778 X 583 336,2 Kb picture

click for enlarge 858 X 600 337,3 Kb picture

click for enlarge 778 X 583 309,2 Kb picture

click for enlarge 624 X 583 260,9 Kb picture

Ветерок был достаточно капризный, скучать рулевому не давал - то стихал совсем, то усиливался, и крутился, наверное, градусов на 60, если не больше. Впрочем, для Шарташа это обычное дело - то с одной стороны дунет, то с другой.

Что еще сказать?
Получилось все очень симпатично, мелкие доработки не в счет.
Порадовала простота и рациональность всей конструкции.
И то, что лодочка довольно ходкая, хорошо слушается руля.


edit log

SAP
24-6-2009 20:28 SAP
ай молодцы какие!
хотелбы принять участие в ближайшем плавании для оценки и стибривания идеи с применением на своём фрегате. понимаю что флагманом уже не буду, но флот надо строить(как завещал великий пётр).

и к стати что там гимс думает про эту конструкцию?

edit log

Прохожий_007
24-6-2009 20:38 Прохожий_007
Андрюх, привет!
ГИМСу пофигу, если парус до 5 кв.м. У меня правда чуть поболе, но не будут же они его на воде рулеткой мерять

edit log

Серг30
18-7-2009 14:43 Серг30
А возможно ли какие либо подробности конструкции узнать? Извините плз за назойливость. У меня правда тузик 3,2 корсаровский с жестким дном.
Прохожий_007
18-7-2009 20:03 Прохожий_007
quote:
Originally posted by Серг30:

тузик 3,2 корсаровский с жестким дном.


А транец тоже жесткий?
Подробности не секрет, сейчас попрошу Василия Мутанта выложить фоты отдельных элементов конструкции.

edit log

Mutant
18-7-2009 20:50 Mutant
Рама, крепящая мачту и распределяющая усилия от паруса на корпус - "степс".

click for enlarge 486 X 648 238,1 Kb picture

Шверцы

click for enlarge 517 X 598 238,6 Kb picture

click for enlarge 836 X 639 444,0 Kb picture

Руль

click for enlarge 558 X 533 273,8 Kb picture

Крепление и рулевая коробка

click for enlarge 438 X 626 204,9 Kb picture

Лаконичность и целесообразность...

edit log

Серг30
19-7-2009 00:03 Серг30
quote:
Mutant

Спасибо!
quote:
Прохожий_007
Спасибо! Думаю к полу прикрутиь фланец с приварным стаканом в него мачту. Хер знает будет пол рвать или нет. Шверцы из фанеры к трубе и на штатные места уключин. Еще раз извините, может быть, предложите мачту с парусом от виндсерфера по приемлемой цене? Извиняюсь за орфографию, сегодня день города-металлурга празднуем

edit log

Прохожий_007
20-7-2009 04:05 Прохожий_007
quote:
Originally posted by Серг30:

Думаю к полу прикрутиь фланец с приварным стаканом в него мачту.


На фланец советую не пожалеть материала, минимум 250-300 в диаметре и хор-рошие шайбы под головки болтов крепления с обратной стороны
quote:
Originally posted by Серг30:

будет пол рвать или нет


Если верх "стакана" не "привязывать" к бортам, будет рвать, даже не сумлевайтесь . Нагрузки от паруса - мама не горюй. Гляньте на мою систему крепления (фото 1) - ее никто из испытателей избыточной не назвал
quote:
Originally posted by Серг30:

Шверцы из фанеры к трубе и на штатные места уключин

Логично. Так и сделано. Только рекомендую предусмотреть возможность перемещения шверцев вперед-назад по длине лодки на 100-150мм (чаще обычно потребно вперед) для центровки, совмещения ЦБС с ЦП.
quote:
Originally posted by Серг30:

может быть, предложите мачту с парусом от виндсерфера по приемлемой цене?


Не предложим У меня парусное вооружение - от личного виндсерфера, купленного в свое время в Спорттоварах в 90-лохматом году.
Хотя можно приехать в парусную спортсекцию на ВИЗовском пруду и там поканючить - мой знакомый там купил парус и мачту от Луча за 2000руб, но и было это 2 года назад.
Самый простой и относительно бюджетный вариант "покупного" вооружения - байдарочный комплект от Тритона www.triton-ltd.ru . Если не имеете опыта хождения под парусом, на первое время 3,5кв.м хватит за глаза. В комплекте - Парус, мачта, гик, шверц, элементы крепления к корпусу. Цена удовольствия - в районе 6-7 тыров. Подробности можете узнать у Василия Мутанта.

А вообще, если интересно и находитесь недалеко от Ебурга - можете подъехать, посмотреть и запытать лодочку на воде.

edit log

Mutant
20-7-2009 09:44 Mutant
От мачты с парусом по приемлемой цене сами бы не отказались.
Серг30
22-7-2009 00:10 Серг30
quote:
А вообще, если интересно и находитесь недалеко от Ебурга - можете подъехать, посмотреть и запытать лодочку на воде.

Спасибо, с удовольствием бы, 200 верст нахожусь, когда далеко, когда близко
Прохожий_007
12-11-2009 17:38 Прохожий_007
Многие интересуются конструкцией степса, поэтому добавлю несколько фоток.
Степс сварен из труб Д16Т 32х1,5 "стакан" мачты из трубы 60х1, в него вставлен "переходник" из пластиковой сантехнической канализационной трубы D50 под мачту диаметром 45мм.
Балка, распределяющая усилие на баллоны труба D40 алюминий неизвестной марки из магазина ОБИ, пластины из 12-мм фанеры, закреплены стандартными хомутами из "Мира крепежа".
Для масштаба на фотах присутствует метровая металлическая линейка.

К пайолу вся конструкция крепится мебельными болтами М10, для распределения нагрузки на максимально бОльшую площадь фанеры под головки болтов подложены шайбы D50.


click for enlarge 684 X 694 412,0 Kb picture

click for enlarge 721 X 519 329,2 Kb picture

click for enlarge 669 X 661 382,6 Kb picture

Вдогонку: народ интересуется шверцами и рулем.
Воспроизвожу свой ответ одному уважаемому товарищу:

История со шверцами следующая: изначально они делались под оснащение парусом Туриста-3 уфимского, который у меня на аватаре на Скитальце.

Был куплен в строительном магазине стандартный квадратный лист 1525х1525 12-мм сосновой фанеры.
Из него при раскрое были вырезаны две "U"-образные половинки вкладного дна, на них ушли две полосы практически во всю длину листа и шириной примерно по 60см, после чего осталась полоса шириной 32 сантиметра.
Вроде бы, маловато на шверцы, особенно если ее тупо распилить пополам, но покупать еще один целый лист жаба давила, а поиски подходящих обрезков фанеры по магазинам типа "Умелые руки" успеха не принесли. Решили кроить из того, что есть. Прикинули, что надводная часть шверца вполне может быть и поУже, лишь бы прочности хватало, раскроили эту полосу в середине грубо говоря "Z"-образно (букву зет надо растянуть в стороны за верхнюю и нижнюю "полки", чтобы вертикальная приняла положение \ . Надеюсь, понятно объяснил, а еще можно посмотреть на шверцы и представить, что они, совмещаясь своими верхними частями, складываются как паззл в одну полосу), высоту "буквы зет" взяли равной диаметру бортов Туриста, ежели мне склероз не изменяет, это 36см. Соответственно получилось две заготовки длиной примерно по 94см с размерами подводной части 58х32см. В рекомендуемые 3-6% от площади парусности, или по другим источникам от 1/25 до 1/17 площади парусности (в общем, одно к другому близко) вроде вписались.
Дальнейшие испытания показали, что при парусине 6кв.м этого более чем достаточно для довольно острого лавировочного угла.

На шаманские заклинания Перегудова о том, что-де, надо обязательно поднимать из воды наветренный шверц, а то он не работает и только добавляет сопротивления, тормозит и вообще вредит, я забил и забил вполне сознательно по куче соображений: лодка все равно ни разу не гоночная, ну чуть медленнее будет идти - не суть важно, зато значительно упрощается конструкция шверцевой балки и ее можно сделать "на коленке" без токарно-фрезерных работ, с которыми по нынешним временам проблемы. Ни станков не осталось, ни людей, умеющих на них работать(((. Опять же, не надо дергать туда-сюда шверцы при смене галса. А окончательно меня добило мнение одного Перегудовского оппонента, который высказал весьма здравое на мой взгляд соображение, что наветренный шверц, будучи погруженным, нифига не вреден, и в паре они работают, говоря авиационным языком, аналогично крыльям биплана, что позволяет уменьшить размеры каждого из них при сохранении общей "подъемной силы". Мну показалось, что это весьма разумно.

Насчет профилирования шверцев: сперва грубо обстрогали электрорубанком.
Потом слепили импровизированный "рашпиль" из бруска и приклеенной к нему на клей Момент грубой наждачки и по шаблончику с шагом 10см вывели профиль. Потом тем же "рашпилем", но уже на более широкой доске, довели участки между ними. В общем, профилирование шверцев было самой трудозатратной и тягомотной процедурой.

Потом, когда "переставлял" это вооружение на Фрегата, со шверцами еще немного поработал: во-первых, уменьшил общую высоту до 90см, чтобы входили в штатную сумку с пайолом. Во-вторых, поскольку у Фрегата баллон толще, D40см, из соображений экономии веса подрезал надводную часть. Соответственно, в результате всех этих манипуляций шверцы в подводной части существенно укоротились.
"В итого", сейчас погруженная часть каждого шверца 44х32см=0,12кв.м.
Вполне хватает, лавировочный угол примерно 40-45 градусов. В принципе, лодка идет и круче к ветру, но тогда скорость уже сильно падает. На практике продвижение по генеральному курсу получается быстрее, если идти менее остро, но с большей скоростью. И это зависит скорее уже не от шверцев, а от парусности.

По поводу центровки: при том расположении шверцев, что на фотах по ссылке, ЦБС был сильно сзади, это ты верно заметил даже "на глаз"))).
На руле лодка лежала не особо, но на оверштаг шла крайне неохотно, зависала носом к ветру. Приходилось по всякому извращаться: и уваливаться, набирая скорость перед поворотом, и парус рукой на ветер выносить.
Естественно, это меня не сильно радовало.
Почесавши в затылке, извернулся следующим образом: поскольку шверцы изначально закреплены на балке ближе к передней кромке, я их развернул в креплениях и их передняя кромка стала задней, в результате ЦБС сместился примерно на 30см вперед и лодочка идеально отцентровалась! ))) Теперь поворот оверштаг выполняется "в одно касание", легко и непринужденно. Правда, теперь у меня профиль шверцев "неправильный"))), максимальная полнота профиля получилась уже не в передней трети, а в задней. Но они работают, и работают без особых нареканий, лодка лавирует вполне остро, что еще надо? Так что решил ничего больше не переделывать.
Это кстати к вопросу о тщательности их профилировки - так ли это необходимо?
В общем, резюмируя: шверцы получились по принципу "я тебя слепила из того что было".
По хорошему бы, конечно, надо сделать шверцы более узкими и длинными, перенести узел их крепления вперед... но уже лениво))) Лучшее - враг хорошего)))
Все равно, лодка при своих размерах 2,9х1,5 метра парусиной 6кв.м нагружена по максимуму и свои максимально-теоретические 9-10км/ч по числу Фруда бежит, невзирая на эти мелкие огрехи. Следующим летом попробую в хороший ветерок на бакштаге вытащить ее на глиссирование, чем черт не шутит!))) Обводы корпуса теоретически позволяют, парусность тоже.

Перо руля у меня в подводной части 50х24см. Площадь примерно 0,12кв.м (не считая скруглений по углам). Тоже, "из того что было" - постарался по максимуму использовать подвернувшуюся дюралевую пластину толщиной 3,5мм. Дефицит, блин, люминьтиевые трубы достать проще, чем листовой прокат.
В принципе, что по Перегудову, что по Курбатову перо у меня великовато, теоретически можно площадь уменьшить раза в 1,5.
Зато рулится хорошо, лодка чутко слушается малейших отклонений румпеля даже на малых скоростях. К тому же, лодка сама по себе коротенькая, "плечо" руля соответственно тоже. Так что пусть будет.
Кстати говоря, пока люминь не нашел, перо у меня было из 4-мм текстолита. Но было хлипковато и мягковато, гнулось под напором воды. Хотя это вариант на крайний случай, если с листовым люминьтием совсем никак не получается. Но лучше использовать стеклотекстолит и не тоньше 6мм.

edit log